Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отношение к изменениям в условиях отраслевого реформирования: На примере Дальневосточной железной дороги

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что не только на предприятиях, но и в отрасли в-целом, руководство осуществляется авторитарным, централизованным способом, независимо от удаленности подчиняющихся предприятий. Процесс реформирования железнодорожного транспорта осуществляется аналогичным авторитарно-централизованным путем. Процесс внедрения новых социально-экономических форм и организации работы не носит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Современные определения категории «изменения в жизни»
    • I. 1.2. Анализ основных подходов к пониманию и изучению изменений
      • 1. 3. Отношение к изменениям и инновациям в рамках диспозиционной 45 концепции: структура, типы, факторы формирования
      • 1. 4. Социально-психологические составляющие процесса изменений
  • Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ и ОТНОШЕНИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ
    • 2. 1. Организационно-методическое обеспечение исследования
    • 2. 2. Типологический анализ восприятия и отношения к изменениям с учетом региональных и отраслевых особенностей
    • 2. 3. Временные и содержательные аспекты восприятия субъективно-значимых изменений в различных сферах жизни
    • 2. 4. Субъективные модели восприятия значимых изменений в группах с разным типом инновативной диспозиции
    • 2. 5. Показатели субъективного эмоционального благополучия и его взаимосвязи с типом инновативной диспозиции участников процесса реформирования
  • Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ
    • 3. 1. Субъективно-семантический подход в изучении отношения личности к изменениям. Организация исследования
    • 3. 2. Особенности семантической структуры индивидуального отношения к изменениям людей с разным типом инновативной диспозиции. ф
    • 3. 3. Особенности семантической структуры отношения к изменениям как фактор, определяющий субъективное благополучие

Отношение к изменениям в условиях отраслевого реформирования: На примере Дальневосточной железной дороги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Несмотря на масштабность происходящих перемен и активность исследователей в этом направлении, малоизученными остаются отдельные факторы макрои микросоциальной среды, влияющие на состояние организаций, групп и отдельной личности в изменяющихся условиях. Примером изменений микросоциального уровня является реформирование ряда производственных отраслей, к числу которых относится и железнодорожный транспорт. Железнодорожная отрасль представляет собой жестко иерархичную, авторитарную систему централизованного подчинения, с высоким уровнем социальной защищенности. Такая монолитность системы являлась своеобразным гарантом стабильности и благосостояния ее работников. Реструктуризация отрасли предполагает формирование новых экономических и социальных отношений и условий деятельности, в связи с чем, роль и значение человеческого фактора резко возрастает. Социально-психологическое сопровождение и обеспечение деятельности организации на этапе реформирования направлено на анализ, прогноз и планирование работы с персоналом таким образом, чтобы минимизировать потери и своевременно учесть возможные трудности, связанные с переменами.

Необходимым условием, содержанием и результатом процесса преобразований являются изменения. Как отмечает родоначальница социальной психологии инноваций О. С. Советова: «.сами изменения различных видов могут быть признаны психическими категориями, стать предметом и объектом психологического исследования» [177, с. 14]. Все психологические направления прямо или опосредованно используют категорию «изменение», однако, субъективные представления об изменениях, особенности их репрезентации в сознании человека остаются, на сегодняшний день, вне поля зрения исследователей.

Значительные изменения в политической, экономической, социальной жизни, длительная ситуация неопределенности в современном российском обществе, отраслевые преобразования сохраняют актуальным решение вопросов, связанных с адаптацией к новым и изменяющимся условиям, которая определяется в свою очередь, первичной активностью человека, его восприятием и отношением к происходящим событиям. Как отмечает Б. Ф. Ломов (1984): «Изменение объективного положения личности в обществе необходимо требует перестройки и ее субъективных отношений». Проблемами отношения личности к новому (в широком смысле — социальным изменениям и переменам, в узком — к конкретным новшествам и нововведениям) в разных теоретических аспектах занимаются A.JI. Журавлев, Н. А. Ильина, Б. Д. Парыгин, А. И. Пригожин, A.JI. Свенцицкий, Г. С. Казарян, Э. А. Искандров, О .С. Советова, Е. В. Витенберг и многие другиепроблемами управления и менеджмента в современных меняющихся условиях — И. П. Волков, С. Н. Маслов, С. Ю. Степанов, Е. М. Яблокова. Различные аспекты готовности к инновационной деятельности в различных областях рассматривают В. И. Долгова, Б. Д. Парыгин, Л. Г. Почебут, В. А. Чикер.

Объектом исследования является восприятие и отношение участников отраслевого реформирования к изменениям в различных сферах жизни.

Предметом исследования является отношение к изменениям как один из факторов субъективного эмоционального благополучия в условиях отраслевых преобразований.

Целью исследования является изучение особенностей восприятия и отношения к изменениям в различных сферах жизни;

Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

1) Рассмотреть причинную, процессуальную и результативную составляющие категории «изменение». Провести теоретический анализ проблемы отношения к изменениям, выделить факторы формирования отношения к изменениям.

2) Провести типологический, содержательный и временной анализ восприятия и отношения к изменениям в различных сферах жизни (общественной, профессиональной, семейной и личной).

3) Исследовать региональные (дальневосточные) и отраслевые особенности отношения к изменениям в жизни.

4) Изучить особенности восприятия работниками Дальневосточной железной дороги процесса реформирования.

5) Определить степень субъективного эмоционального благополучия работников в ситуации отраслевых преобразованийи выявить взаимосвязь особенностей восприятия и субъективного эмоционального благополучия.

6) Исследовать семантическую структуру индивидуального отношения к изменениям в жизни и провести качественный анализ ее особенностей у людей с разным типом инновативной диспозиции.

7) Исследовать влияние особенностей семантической структуры индивидуального отношения к изменениям на субъективное эмоциональное благополучие. Гипотезы исследования:

1. Существуют особенности отношения к изменениям, формирующиеся под влиянием регионального (дальневосточного) и отраслевого (особенности системы железнодорожного транспорта) факторов;

2. В монолитных организациях на этапе реструктуризации люди с консервативной и умеренно-консервативной диспозицией чувствуют себя субъективно более благополучно, чем люди с инновативной и радикально-инновативной диспозицией.

3. Особенности семантической структуры индивидуального отношения к изменениям определяют уровень субъективного эмоционального благополучия. Методологическая основа исследования:

Теоретико-методологические и прикладные исследования отечественных психологов в области социальной психологии (Г.М.Андреева, А. А. Брушлинский, А. П. Жмыриков, А. Л. Журавлев, В. В. Новиков, Б. Д. Парыгин, А. А. Реан,.

А.Л.Свенцицкий, В. Е. Семенов, П.Н. Шихирев) — инноватике (В.С.Дудченко, С. Н. Маслов, А. И. Пригожин, Б. В. Сазонов, С. Ю. Степанов, Н. П. Степанов, Е. А. Яблокова и др.), социальной психологии инноваций (О.С. Советова) — психологии жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, О. С. Васильева, В. Н. Дружинин, В. И. Ковалев, Н. Е. Логинова, С.Л. Рубинштейн) — психологии жизненных ситуаций (Л.Ф.Бурлачук, Л. Г. Дикая, Е. Ю. Коржова,.

A.В.Махнач) — теория диспозиционной регуляции социального поведения (В.А. Ядов), опирающаяся на работы по психологии установки (Ш.Надирашвили,.

B.Г.Норакидзе, А. С. Прангишвили, Д.Н. Узнадзе) и психологии отношений (В.Н. Мясищев). Также, мы опираемся на положение о важной роли субъективного определения и интерпретации ситуации в работах зарубежных авторов (Ф.Знанецкий, Дж. Келли, К. Левин, В.Дж.Томас, Л. Росс, Т. Шибутани, Э. Уорд,.

C.Эш) и отечественных представителей когнитивно-феноменологической традиции (Л.И.Анциферова, Е. Ю. Артемьева, В. Н. Дружинин, Д. А. Леонтьев, А.Н. Славская).

Методы исследования: анализ философской, социально-психологической литературы по проблеме исследованиябиографическая анкета «Важные изменения в жизни», включающая 3 оценочных шкалы и процедуру ранжированияанкета «Отношение к реформированию" — методика обобщенной инновативной диспозиции (МИОИД), разработанная и адаптированная О. С. Советовойшкала субъективного благополучия (ШСБ), адаптированная М. В. Соколовойметодика репертуарных решеток Дж. Келлиметоды математической статистики с использованием пакета программ EXCEL, SPSS 10.0 и компьютерного варианта «Келли-98», разработанного М. В. Воробьевым, ИМАТОН. Для выделения оснований субъективных предпочтений жизненных изменений — многомерное шкалирование (пакет программ SPSS) — для установления взаимосвязей оценок изменений по шкалам «эмоции», «направленность» и «степень влияния» — корреляционный анализдля определения значимости различий — t-критерий Сгьюдента.

Научная новизна исследования:

1) Проведен анализ категории «изменения в жизни». Изучены субъективные представления об изменениях в различных сферах жизни. Исследованы особенности восприятия изменений людьми с разным типом инновативной диспозиции (консерваторов и инноваторов), что позволяет лучше понять источники «феномена консерватизма-радикализма» и учитывать полученные данные в прогнозировании развития и последствий социальных преобразований, формировании общественного мнения;

2) Исследованы отдельные факторы макросоциальной и микросоциальной среды, определяющие особенности отношения к изменениям в жизни. К макросоциальным факторам относятся особенности дальневосточного региона, специфика которого обусловлена территориальным и историческим факторами, и состоит в доминировании социально-политической ригидности, консерватизма, наблюдательской позиции. К микросоциальным (отраслевым) факторам относятся особенности системы железнодорожного транспорта, способствующие устойчивости консерватизма среди работников дороги.

3) Изучены субъективные представления и восприятие происходящих преобразований в системе жесткой иерархичности, соподчинения и централизованное&trade-, что позволяет расширить понимание поведения и самочувствия человека на этапе изменений в специфичной социальной и профессиональной среде.

4) Выявлены особенности и взаимосвязи когнитивно-эмоциональных составляющих отношения к изменениям людей с разным типом инновативной диспозиции, которые определяют степень субъективного эмоционального благополучия и успешность адаптации к изменяющимся условиям.

Практическая значимость исследования.

Осуществлен анализ и прогноз состояния социально-психологической составляющей процесса реструктуризации на Дальневосточной железной дорогеПолученные в ходе исследования результаты могут экстраполироваться на другие предприятия в системе железнодорожного транспорта и на организации с аналогичными структурными особенностями как с целью прогноза поведения в условиях преобразований, так и с целью планирования успешности и эффективности преобразований и модернизаций. Результаты исследования используются при планировании совместной работы кадровой и психологической службы Дальневосточной железной дороги в подборе и расстановке кадров, планировании профессиональной карьеры сотрудников. Раскрытые когнитивно-эмоциональные составляющие консервативно-радикального отношения к изменениям могут использоваться в консультировании и коррекции с целью подбора эффективных методов работы с консервативнои инновативно-настроенными респондентами.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась многоаспектным анализом проблемы, адекватными целями и задачами работы, соблюдением принципов планирования экспериментального психологического исследования, пролонгированным сбором теоретического и практического материала, совокупностью (качественного и количественного) методов обработки и анализа результатов, а также непротиворечивостью полученных данных с результатами других исследований.

Этапы проведения работы и эмпирическая база исследования.

На первом этапе (1999;2001) проводился анализ научной литературы, определялись теоретико-методологические принципы, идея исследования. Формулировались гипотезы, задачи и методы исследования. Изучалось состояние проблемы в социально-психологической теории и практике. Подготавливался методический инструментарий, проводилось пилотажное исследование и апробация методов и методик исследования. Также началось мониторинговое исследование (с использованием методики МИОИД) региональных и отраслевых особенностей отношения (типологический аспект) к изменениям. В мониторинге приняли участие 713 человек. Возрастной диапазон — от 18 до 45 лет. Результаты получены на выборках: 1) студентов 2−4 курсов вузов г. Хабаровска педагогического, железнодорожного, института искусств и культуры) -200 человек. 2) выпускников ДВГУПС (Дальневосточного Государственного Университета Путей сообщения) 2002 г., трудоустраивающихся на железную дорогу — 200 человек 3) работников железной дороги разного стажа и должностного ранга -263 человека 4) менеджеров, предпринимателей, медицинских работников — 50 человек.

На втором этапе (2001;2002) изучались временной и содержательный аспекты восприятия изменений людьми с разным типом отношения к изменениям. В исследовании приняли участие 120 человек работающих железнодорожников, возрастной диапазон от 24 до 40 лет. Выбор таких возрастных рамок связан с тем, что именно в периоды взрослости и зрелости личность проявляет активность и наиболее гармоничным образом реализует себя во всех сферах жизнедеятельности.

На третьем этапе (2002;2003) проводилось экспериментальное изучение семантической структуры индивидуального отношения к изменениям. Выборка составила 36 человек, из числа работающих железнодорожников, зачисленных в резерв руководителей дороги. Возрастной диапазон 26−34 года. Также осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались выводы. Подготавливались отчеты о работе и прогноз социально-психологического состояния сотрудников дороги в условиях реформирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Категория «изменение» является полифоничным понятием, отражающим одновременно или последовательно причину, процесс и результат изменений.

2. Восприятие и отношение к изменениям рассматривается в трех аспектах: типологический, содержательный и временной.

Типологический аспект отражает взаимосвязь между диспозиционной предрасположенностью личности к инновациям и изменениям (типом инновативной диспозиции) и особенностями восприятия субъективно-значимых изменений в различных сферах жизни.

Содержательный аспект отражает качественное определение самого изменения, фиксацию внимания на определенном аспекте изменений: причинном, процессуальном или результативном, а также содержит оценки эмоциональной стороны изменений, степени и направленности влияния изменения на жизнь респондента;

Временной аспект отражает особенности восприятия изменений с учетом временного континуума: произошедшие субъективно-значимые измененияпрогнозируемые и ожидаемые субъективно-значимые изменения.

3. Тип инновативной диспозиции оказывает влияние на содержательный и временной аспекты отношения к изменениям и на. субъективное эмоциональное благополучие участников отраслевого реформирования.

4. Региональные и отраслевые особенности отношения к изменениям заключаются в преобладании консервативной и умеренно-консервативной диспозиций.

5. Особенности семантической структуры индивидуального отношения к изменениям в жизни определяют уровень субъективного эмоционального благополучия и успешность адаптации к происходящим преобразованиям.

Апробация работы. Апробация и оценка эффективности диссертационного исследования проходила на Дальневосточной железной дороге. Полученные результаты частично опубликованы в газете «Дальневосточная магистраль» от 22 апреля 2003 г. Различные аспекты изученной проблемы докладывались на 2-ом Азиатско-Тихоокеанском международном конгрессе «Человек. Власть. Общество» (2002г.) — научно-практической конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке» (2001г., 2002 г.), обсуждались на совещании (2003 г.) ведущих психологов дорог в Отраслевом центре психологических исследований МПС России (г. Санкт-Петербург).

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (221 источник, из них 4 на англ. языке) и 7 приложений. Общий объем работы -176 стр., включает 15 таблиц, 2 рисунка.

Результаты исследования О. С. Советовой показали, что в личностном профиле консерваторов выделяются склонность к спокойствию, обособлению, конформизм, склонность все усложнять. Серьезное и осторожное отношение к делу, ответственность, расчетливость, практичность. Тенденция активно возражать против изменений и откладывать их. Безразличность к удачам и неудачам, отсутствие стремления к достижениям и переменам. Умеренные определенно принимают суждение о том, что нововведения разумно осуществлять лишь в том случае, если полезный результат ожидается в ближайшем будущем, а не в отдаленной перспективе, склонны выбирать стабильность и устойчивость.

Психологические особенности руководителей Дальневосточной железной дороге в виде обобщенного портрета представлены в отчетах о работе психологов дороги (1999, 2002) Данные экспериментально — психологического обследования специалистов локомотивных депо (отчет 1999 г.) и специалистов хозяйства электрификации и электроснабжения (отчет 2002 г.) свидетельствует о наличии таких особенностей, как склонность к авторитарному стилю руководства, ориентированность на избегание ответственности, стремление избегать личных решений, не умение эффективно делегировать полномочия и ответственность, склонность в неудачах обвинять других или внешние обстоятельства, а успехи приписывать своим личным качествам. Около 50% респондентов находятся в стрессовом состоянии, которое вызвано не столько внешними обстоятельствами, сколько такими личностными особенностями как: склонность к чувству вины, неуверенность, неспособность справляться с жизненными трудностями и переживание их как внутреннего конфликта.

Характерной особенностью руководства для большинства обследованных является авторитарный стиль управления, при котором руководители весьма автократичны, не доверяют подчиненным, мотивируют людей угрозой наказания, информацию допускают только сверху вниз, ограничивают принятие решений только высшим звеном. Вместе с тем, все респонденты отмечают ограничение свободы принятия решений, активно отстаивают свою самостоятельность, стремятся к независимости и упрочению своих позиций.

Следует отметить, что не только на предприятиях, но и в отрасли в-целом, руководство осуществляется авторитарным, централизованным способом, независимо от удаленности подчиняющихся предприятий. Процесс реформирования железнодорожного транспорта осуществляется аналогичным авторитарно-централизованным путем. Процесс внедрения новых социально-экономических форм и организации работы не носит инновационного характера в силу выраженной и изначальной пассивности ее исполнителей. Ни объективные факторы: тип производства, стиль управления, сложившийся уклад деятельности и отношений внутри коллективов, отсутствие рефлексивных методов анализа решений, минимальная степень ответственности за стратегическое развитие производства, отсутствие мотивации на развитие (нет конкуренции) — ни субъективные факторы: личностные особенности руководителей, исполнителей в силу привычных форм поведения и региональных особенностей, не способствуют инновационному внедрению нововведений. Кроме того, возникает вопрос не только о возможности, но и целесообразности, на сегодняшний день, инновационных методов внутри жесткой авторитарной монолитной системы. Хуже того, неготовность к изменениям является препятствиям на пути внедрения даже тех нововведений, которые «спущены сверху», особенно это касается социально-психологических новшеств. Пробуксовка исполнения приказов наблюдается на всех уровнях: от исполнителей до руководителей высшего звена. С. Н. Маслов, разрабатывая рефлексивнно-инновационные методы развития творческого потенциала.

94 руководителя, еще в 1994 году отмечал: «.динамизм и сложность современной социально-политической ситуации требуют от руководителя раскрепощения, освобождения от привычных стереотипов мышления» [131, с. 10]. «Руководитель, живущий в жесткой системе стереотипов, скорее всего, совершит менее эффективный выбор, так как стереотип по определению является алгоритмом, закрепленным в прошлом опыте успешного действования и не всегда позволяет успешно действовать в ситуации неопределенности» [Там же, с. 10 ].

Сочетание региональных особенностей и традиционно-авторитарной системы управления на железнодорожном транспорте закрепляет консервативные установки по отношению к проводимым преобразованиям, что, с одной стороны, позволяет сохранять спокойствие на этапе перемен. С другой стороны, ригидность, тенденция откладывать изменения, нежелание брать ответственность за перемены — серьезно тормозит развитие производства. Безусловно, выраженность консерватизма среди работников дороги отразится на том, как и какие именно будут складываться формы и механизмы социально-экономических отношений. Велика вероятность сохранению старых форм при декларации новых.

2.3. Временные и содержательные аспекты восприятия субъективно-значимых изменений в различных сферах жизни.

С целью подробного изучение восприятия изменений в жизни было сформировано две выборки: «консерваторов» (60 человек), и «инноваторов» (60 человек) из числа работников железной дороги. В число «консерваторов» были частично допущены «умеренные», в число «инноваторов" — радикалы. Выборки эквивалентны по полу, возрасту и стажу работы. Выборка сформирована из числа работников железной дороги не случайно. Во-первых, это позволяет исследовать, все ли респонденты, находящиеся в ситуации производственного изменения включают его в число субъективно-значимых, во-вторых, дает возможность опосредованно изучить особенности восприятия и отношения к ситуации отраслевого реформирования.

Для изучения восприятия субъективно-значимых изменений была разработана биографическая анкета (приложение 1). Респондентам предлагалось обозначить важные для них изменения, произошедшие в общественной профессиональной/семейной/ личной жизни, а затем оценить их по пятибальным шкалам: «эмоциональные переживания в связи с изменением" — «степень влияния изменения на жизнь респондента" — «направление этих влияний («+» или «-»). Аналогичная процедура предлагалась относительно изменений, которые могут произойти в будущем.

Субъективно-важные изменения, произошедшие в жизни общества исследовались в периоды осень 2000 года, в течение 2001 -2002 года, и представлены тематическими блоками в таблице 3.

Следует отметить, что в значимых общественных изменениях часто отражается актуальная проблема, тема, событие, происходящее на данные момент в жизни общества. В отличие от других сфер (профессиональной, семейной, личной) содержание общественных изменений в субъективном представлении очень динамично и соответствует актуальной ситуации. В ходе анализа полученных данных выявлено: содержательно прошлые общественные изменения в восприятии консерваторов и инноваторов выглядят схожими. Преобладают негативные события — войны, терракты, ухудшение экономического положения страны и ее членов. Очевидно, что консерваторы фиксируют внимание на политических и экономических изменениях. Большое значение для всех респондентов имеет смена президента, что, видимо, характерно для российского менталитета — надежды на «царя-батюшку». Все респонденты склонны фиксировать внимание на тех изменениях, которые влияют на базовые уровни жизни («витальные потребности» в терминологии А. Маслоу), обеспечивающие ментальную стабильность и устойчивость человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного теоретического анализа категории «изменения в жизни» и подходов к ее изучениюприкладного исследования отношения людей, находящихся в условиях отраслевого реформирования, к изменениям в разных сферах жизни, и влияния этого отношения на субъективное благополучие в условиях преобразований можно сделать следующие выводы:

1. Смысловая многозначность категории «изменение», последовательно или одновременно отражающая причинные, процессуальные и результативные аспекты жизни, позволила использовать данное понятие для исследования субъективных представлений об изменениях, и в качестве единицы анализа для исследования восприятия и отношения к субъективно-значимым преобразованиям (изменениям) в различных сферах жизни.

2. Выявлены региональные (дальневосточные) и отраслевые (системы железнодорожного транспорта) особенности отношения к изменениям, заключающиеся в преобладании консервативной и умеренно-консервативной диспозиций. Региональные и отраслевые особенности обусловлены территориальноисторическим, социально-политическим и экономическим положением Дальнего Востока, и, соответственно, особенностями управления в системе железнодорожного транспорта.

3. В организациях с жесткой иерархичностью, монолитностью, авторитаризмом на этапе централизованной реструктуризации люди с умеренно-консервативной и инновативной диспозицией чувствуют себя субъективно более благополучно, чем респонденты с жесткой консервативной и радикальной диспозицией. Большинство работников дороги в период отраслевых преобразований склонны сохранять спокойствие и испытывать умеренный уровень субъективного эмоционального благополучия, что позволяет прогнозировать сохранение устойчивого социально-психологического климата в условиях проводимых реформ.

4. Выявлены особенности восприятия и отношения к изменениям в жизни. Анализ особенностей проводился с учетом трех аспектов: типологического, содержательного и временного. Установлены качественные различия интерпретации изменений в группах с разным типом инновативной диспозиции. Инноваторы склонны воспринимать изменения континуальными, позитивнымивключать компонент действий- «присваивать» изменения, видеть будущее содержательно-неоднозначным и эмоционально-положительным. Консерваторы воспринимают изменения негативно, склонны глобализировать происходящие изменения, подразделять изменения на «мои и чужие», приписывая «чужим» изменениям эмоционально-отрицательную окраску, а «моим" — положительнуюориентироваться на прошлое, интерпретируемое как «моё», дистанцироваться от общественных изменений. Выявлена склонность инноваторов считать общественные изменения «моими» и субъективно оценивать их как личные изменения.

5. Изучены особенности семантической структуры индивидуального отношения к изменениям, которые определяют субъективное эмоциональное благополучие в условиях преобразований у людей с разным типом инновативной диспозиции. Основные различия семантических структур отношения к изменениям людей с разным типом инновативной диспозиции проявились в показателе констеллятивности (жесткости-рыхлости) и содержании ядерных конструктов. У консерваторов приоритетными являются конструкты, отражающие принадлежность кому-то или чему-то. У инноваторов- «эго-направленные» конструкты. Субъективное благополучие консерваторов и инноваторов определяется наличием конструктов личного контроля позитивных и приятных д изменений. Неблагополучие инноваторов связано с утратой «эго-направленных» конструктов. Неблагополучие консерваторов с увеличением «эго-направленных» конструктов и конструктов личной ответственности (контроля) за возникающие и возможные трудности и проблемы.

6. Данное исследование феномена «консерватизма-радикализма» позволяет расширить возможности социально-психологического прогнозирования поведения и самочувствия людей с разным типом инновативной диспозиции в условиях преобразований и перемен.

Перспектива дальнейших исследований, на наш взгляд, в теоретическом и практическом плане связана с изучением и разработкой методов воздействия и коррекции отношения к изменениям, как в целях повышения личного благополучия, так и в целях управления социально-психологическими процессами.

Сферой применения полученных результатов могут стать отраслевые подразделения, и производства с аналогичными структурно-управленческими особенностями. Необходимо обратить внимание на специфику человеческого фактора в условиях монолитных производств и удаленных регионов. Внедрение новшеств (особенно социально-психологического, социально-экономического типа) требует дополнительного времени и средств, как для обеспечения «почвы» внедрения, так и для самого процесса внедрения. Ригидность, часто недальновидность, неготовность к новому (а точнее к непривычному) в сочетании с недостатком времени и внимания вышестоящих руководителей к планируемым модернизациям провоцируют декларируемые, формальные изменения. В результате чего, выделенные и потраченные средства (материальные, моральные, временные) не оправдывают ожиданий и не дают ощутимого эффекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подход //Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997, С.7−78
  2. Абульханова -Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Абульханова -Славская К. А. Психологические и жизненные потери (к проблемам экологии человека) //Психология личности в условиях социальных изменений. М., Институт психологии РАН, 1993. -103 с.
  4. Абульханова Славская К. А. Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИПРАН, 1995.
  5. Абульханова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19−45
  6. К.А., Воловикова М. И. Исследования личностных особенностей и детерминант социальных представлений // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 2. Материалы конф.- М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С. 71−84
  7. А.А., Резинкина Ю. С. Особенности личности руководителя и эффективность его профессиональной деятельности (на модели предприятий железной дороги) // Прикладная психология, 2000, № 6.1. С.94−96
  8. С. Р. Социально-психологические особенности личности, потерявшей престижный социальный статус //Автореферат дис. .канд. психолог, наук., Ростов-на Дону, 2002. 17 с.
  9. Г. В., Иванова Т. В. Феномен ментальности как проблема сознания // Психологический журнал, 2003, Том.24, № 1. С.47−55
  10. Ю.Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и ихдинамика // Психологический журнал, 1985, Т.6. № 6. С.107−115
  11. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1977.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1994
  13. З.Андреева Г. М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.:Изд-во «Питер», 2000.-480с.- (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  14. Н.Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания //Мир психологии. 1999. № 3. С. 15−23
  15. В.И. Опыт исследования социально-психологических проблем системных нововведений (на прим. АСУ).Дис. .канд. философ, наук, 1975.
  16. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, Том 15. № 1. С.3−18
  17. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия// Психологический журнал, 1994, Т. 14 № 2 с.3−16
  18. М. Основные характеристики ситуаций // Психология социальных ситуаций/Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. СПб., Питер, 2001.С. 178−188
  19. Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999.- 350 с.
  20. С.А. Взаимодополнительность инновации и традиций // Межкультурный диалог. Лекции. / Под ред. М. Ю. Мартыновой и др. М., 2003. С. 294−333.
  21. О.С. Реконструкция субъективного семантического пространства, означающего эмоциональные состояния //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 40−46
  22. Ф. Личность как функция проектирования человеком самогосебя //Вопросы психологии, № 2,1990. С. 153−159
  23. О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М. Д995.С.169−179
  24. Н.Н., Серкин В. П. Специфика социальных установок русскоязычного населения северо-востока России // Психология на пороге ХХ1 В.: актуальные проблемы. Материалы конф. М.: Изд-вд СГИ, 1999. С.25−26
  25. Бестужев —Лада И. В. Социальный прогноз и социальное нововведение
  26. Социологические исследования, № 8,1990. С. 87−93
  27. В.Н., Масловский Мстиславский П.С., Маликов Н. С. Качество жизни: вопросы теории и практики М., 2000.
  28. М.И., Дорофеев Е. Д. Изменение ценностных систем личности в период преобразований общества //Ценностное сознание личности в период преобразований общества/Под ред. Е. Д. Дорофеева, М. 1997. С.32−46
  29. Бодро в В. А. Когнитивные процессы и стресс // Психологический журнал, 1996, Том 17.№ 4. С. 64−74
  30. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982
  31. А.А. Социальная психология личности //Мир психологии и психология в мире, 1995. № 1. С. 64−73
  32. Ю.А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена //Психологический журнал, 2003, том 24, 31. С. 91−103• 32. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  33. О.В. Проблемы формирования резерва руководителей на железнодорожном транспорте //Экономика железных дорог. № 2. 2002. С.69−76
  34. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Понятие ситуации. /Психология социальных ситуаций. Сост. и общ. редакция Гришиной Н.В.-СПб.: Питер, 2001.-416с. (Серия «Хрестоматия по психологии»)
  35. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998
  36. Л.Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуаций // Психологический журнал, 2002, № 1, с 5−17
  37. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
  38. О.С. Психологическое здоровье личности //Социальная психология личности/Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. С. 359−372
  39. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных жизненных стратегий человека. // Вопросы психологии, 2001, № 2. С.74−85
  40. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-336с.
  41. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. / Диссертация.канд. психол. наук. СПб., 1994
  42. В.М. Руководство по применению «Ко-терапевтической системы «Келли-98». СПб., ИМАТОН, 1998.
  43. В.В., Мухина B.C. Организационная культура как характеристика специфических особенностей организации// Психология на пороге XXI в.: актуальные проблемы. Материалы конф. М.: Изд-во СГИ, 1999. С.49−50
  44. К.И., Пучкова Г. Л. Особенности менталитета дальневосточника// Человек. Власть. Общество. Материалы Азиатско-Тихоокеанского Международ. Конгресса психологов, Хабаровск, 1998, с. 16−18
  45. Л.С. Социальная ситуация развития // Фрагменты собр.соч. Т.4.- М., 1984. / Психология социальных ситуаций /Сост. Н. В. Гришина. -СПб.: Питер, 2001. С.239−247
  46. И. Национальные стереотипы и «образ врага» (Психология национальной терпимости: Хрестоматия / Сост. Ю. В. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998.-560с.)
  47. Р.Б. Особенности социально-перцептивных процессов в команде управленцев высшего звена //Человек. Власть. Общество. Материалы Азиатско-Тихоокеанского Международного конгресса психологов, Хабаровск, 1998., с. 18−20
  48. В.Ф. Динамика личностных психотипов в условиях хронического социального стресса II Автореферат дис.. канд. психолог, наук, Ставрополь, 2001. 23 с.
  49. Л.Я., Эткинд A.M. Метафора или реальность? Психологический анализ советской истории //Вопросы философии.1991. Т.З. С. 164−173
  50. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наука Думка, 1984.- 207 с.
  51. Л. «Область возможного»: варианты социально-политического * развития России и способность российского общества переносить тяготыпереходного периода. М., 1995.
  52. Н.В. Психология социальных ситуаций //Вопросы психологии. «1997, № 1 с. 121−133
  53. Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000. С. 165−167
  54. Д.В. Изменение психологических характеристик личности впроцессе прохождения процедур инициационного типа. //Автореферат дис. канд. психол. наук., Москва, 2002. 30 с.
  55. А.Я. Время как проблема истории культуры //Вопросы философии, 1969. №ЗС. 105−116.
  56. Д.Б. Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема.// Автореферат дисс. .кандидата психолог, наук., Барнаул, 2001. 22 с.
  57. Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования //Психологический журнал.-1996.-№ 3. С. 137−146
  58. А.И., Баксанский О. Е. Схемы понимания и объяснения физической реальности //Вопросы философии. 1998. № 11. с. 75−90
  59. А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям //Журнал практического психолога. 1998, № 4. С.3−17
  60. В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2000.- 135с.
  61. B.C. Динамика ситуационных структур в инновационныхпроцессах // Инновационные процессы. М., 1982
  62. А.В. Формирование социально-психологической компетентности молодого руководителя. /Автореферат дис. канд. психол. наук, М., 1998.
  63. С.Н. Взаимосвязь ценностных ориентации и значимых событий жизненного пути в юношеском возрасте// Автореферат дис. .канд. психол. наук. Минск, 2001.
  64. A.JI. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал.-1993. Т. 14. № 4.-С.4−16
  65. А.Л., Поздняков В. П. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. 1992.-Т.13. № 4.
  66. С.А., Пряжникова Н. С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога 1998, № 4. С. 52−61
  67. Н.А. Отношение к нововведениям в производственных коллективах// Автореферат дис.. канд. психолог, наук. Л., 1985.
  68. Э.А. Деятельность руководителя производственного коллектива в условиях нововведений //Диссертация. канд. психолог, наук. Л., 1989
  69. Т.С. Психология управления: учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-384с.
  70. Г. С. Нововведение и социальная установка. М., 1984
  71. А.В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юрист, 1998.-440с.
  72. Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб., 2000.
  73. Е.А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996
  74. Н.В. Жизненные цели молодежи постсоветской России и стран Европы (Германия, Ирландия. Дания, Польша, Испания) // Прикладная психология.-1998.-№ 3.- С.18−25
  75. В.И. Особенности личностной организации времени жизни // гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
  76. И.Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли //Системные исследования М., 1975
  77. Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988
  78. Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002.-480с.
  79. В.И., Новиков В. В. и др. Методологические особенности психологии управления в государственных и предпринимательскихструктурах // Проблемы психологии и эргономики, 2000, № 1. С.3−5
  80. В.И., Новиков В. В. и др. Психологические проблемы найма, расстановки и оценки деятельности персонала //Проблемы психологии и эргономики, 2000, № 1. С.9−11
  81. Я.Л., Жеребцов С. Н. Персоногенная ситуация как проблема социальной психологии развития // Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития. Материалы междунар. Конференции. Часть 1. -Мн., 1998.- с.196−199
  82. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. Т.8. № 4.
  83. Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации //Психология социальных ситуаций./Сост. И общая ред. Н. В. Гришиной.-СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  84. Л.А., Советова О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПб., 1995.
  85. Л.Я. Инновационное поведение работников //Социологические исследования. № 3. 1989. С. 64−66
  86. .И. Психологические и социальные аспекты тотального равенства //Психологический журнал. 1989. Т.10. № 6. С. 117−127
  87. В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПб., 1995.-117 с.
  88. ЮО.Кроз М. В. Социально психологические характеристики инновационной установки//Психологический журнал. 1988. Т.9.№ 2. С.149−153
  89. Р.Л. Если вы руководитель. М.: Дело. 1998.
  90. Е.П., Лебедева Е. Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости. //Психологический журнал, 2000, Том 21, № 6, С. 12−23.
  91. ЮЗ.Кублицкене Л. Ю. Организация времени личностью как показатель ееактивности// Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995
  92. А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров). Автореферат дис. .канд. психолог, наук., Москва, 2001.
  93. С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал. Киев, 1994.- 420 с.
  94. Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений.- В сб.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. М.: ВНИИСИ, 1980.
  95. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. //Социологические исследования. -1996.- № 5.- С.3−24
  96. Н.И. Тотальное отчуждение и общий кризис ранне-социологического общества //Вестник АН СССР.- 1990.- № 5.- С. 16−28
  97. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества //Социологические исследования.-1997.- № 3. С.14−36
  98. Ю.Лапин Н. И., Пригожин А. И. «Социальные инновации» новое направление в организационной психологии на Западе //Психологический журнал. 1982. Т.З.-№ 5.-С.159−165
  99. З.Лебедев А. Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. 1992. № 6.
  100. Н.Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учебное пособие. М., «Ключ-С», 1999.- С.224
  101. Н. М. Социальная психология аккультурации этнических групп //Автореферат дис. д-ра психолог, наук, СПб., 1997
  102. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века //Психологический журнал, 2000, том 21, № 3, с.73−87
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  104. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 1998. С. 13−25
  105. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
  106. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь //Принцип развития в психологии. М ., 1978. С.156−172
  107. .Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 310−331
  108. А.В. Формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстро-развивающихся организаций//Автореферат дис. .канд. психолог, наук, 1997.23с.
  109. П.В. Личностное изменение как «управляемая метаморфоза»// Мир психологии, 2000, № 2. С. 217−222
  110. П.В. Личностное изменение: новый контекст анализа //Журнал практического психолога.-1999. № 9. С. 14−21
  111. B.C. Рационализация как фактор социальных изменений // Автореферат дис. .доктора философ, наук, Ростов-на-Дону, 1999.
  112. Д. Ситуационное восприятие- область исследований// Психология социальных ситуаций/ Сост. И общая ред. Н. В. Гришиной.-СПб., Питер, 2001. С. 205−212
  113. Макшанов С. И. Психологические теории преднамеренных изменений
  114. Журнал практического психолога. 1998, № 2 С. 7−20
  115. М. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.352 с.
  116. Г. М. Психологическое проектирование в кризисном обществе //Человек. Власть. Общество. Материалы Азиатско-Тихоокеанского Международного конгресса психологов, Хабаровск, 1998. С.62−64
  117. О.Маркова И. Социальные репрезентации демократии в обыденном и рефлексивном мышлении//Психологический журнал, 1996. № 5. С.56−68
  118. С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя. // Автореферат дис.. канд. психолог, наук. М.-1993.
  119. Махновец J1.A. Жизненные прогнозы как фактор психической регуляции профессиональной деятельности учителя. II Автореферат дис.. канд. психолог, наук, Тверь, 2001. 25 с.
  120. С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1. С. 3−18. № 2 С.3−14.
  121. Г. А. Роль социально-психологического климата в процессах нововведений//Инновационные процессы. М., 1982
  122. А.Д., Тарасов С. Г. Применение математических методов в психологии. Учебное пособие.-СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001.-208 с.
  123. В.К. Социально-психологические аспекты нормативного поведения руководителя в организации // Диссертация. канд. психол.наук. Ленинград, 1985
  124. В.В. Социальная психология: феномен и наука.М., 1998.- 464 с.
  125. В.В. Необходимость и особенность личностного в современной общественной психологии //Человек. Власть. Общество. Материалы Азиатско-Тихоокеанского Международного конгресса психологов, Хабаровск, 1998. С.80−83
  126. В.В. К вопросу об инновациях в управлении организациями в XXI веке // Проблемы психологии и эргономики, 2001. Вып.З. С.3−4
  127. .Д. Психологическая готовность к территориальному самоуправлению: проблемы и перспективы. СПб., 1991.
  128. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики качества жизни россиян (период 1917—1995 гг.) Психологический журнал, Том 16, № 6, 1995. С.17−31.
  129. В.Ф., Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания //Вопросы психологии. 1982. № 5. С.23−35.
  130. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. Смоленск, 1997.
  131. В.А. Феномены субъекта ости в развитии личности. Самара, 1997.
  132. JI.M. Социально-психологические исследования барьера к новому: Автореферат дис .канд. психолог, наук. Тбилиси, 1978.
  133. Л.Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология: учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.-184с.
  134. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии, № 3, С. 151−162
  135. Л.А. Влияние авторитарного синдрома на индивидуальное восприятие политической власти в России (1990-е годы)//Автореферат дис. кандидата психолог, наук., М., 2001. 24 с.
  136. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека природой. -Москва: Прогресс, 1986.-432 с.
  137. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
  138. Прикладная социальная психология //Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1983.
  139. С. Когнитивные факторы совладающего поведения безработных // Психологический журнал. 2001 № 1.С. 109−1121 бО. Психологический словарь /Под. Ред. Н. З. Богозова, И. Г. Гозмана, Г. В. Сахарова. Магадан. 1965.
  140. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып.2. 1995.
  141. Российское общество: ценности и приоритеты //Политические исследования. 1993. № 6.
  142. Д., Уорд Э. Принципы наивного реализма и их роль в возникновении непонимания между людьми/Пер. с англ. Е. Красноперовой и А. Либина // Психологический журнал, 2000, том 21, № 6, С.24−37
  143. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998
  144. .В. Человеческий фактор в нововведениях // Психологический журнал, 1985, № 4 С. 64−73.
  145. .В. Деятельностный подход к инновациям // Социальные факторы нововведений в организационных системах. М., 1980.- С.73−74)
  146. А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975
  147. А.Л. Социально-психологические проблемы влияния и власти // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург Якутск. Материалы конф./Под общ. Ред. В. Н. Кунициной, А. Л. Свенцицкого.-СПб., 2002.-С. 7−14
  148. В.Е. Базовые Российские менталитеты и научно-обоснованная политика // Человек. Власть. Общество. Материалы Азиатско-Тихоокеанского Международного конгресса психологов, Хабаровск, 1998. С. 97−100
  149. Е.Г. Психодрама и недирективные подходы к групповой работе с людьми. СПб., 1992.- 72 с.
  150. З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
  151. А.Н. Интерпретация как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 1994, Т. 15. № 3. С. 78−88
  152. А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации // Психологический журнал, 1999, Т. 20, № 6. С.13−23
  153. B.C., Шмелев А. Г. Психосемантическое исследованиеактуализации социально-ролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С 124−136.
  154. О.С. О роли социально-психологических и психологических факторов в инновационных процессах // Актуальные проблемы профессионального образования и совершенствования гуманитарных знаний. СПб., 1994, с. 144−146
  155. О.С. Социальная психология инноваций (основания, исследования, проблемы) //Диссертация. д-ра психолог, наук. СПб., 1998
  156. О.С. Социальная психология инноваций (основания, исследования, проблемы)//Автореферат дис. д-ра психолог, наук, СПб., 1998.-39 с.
  157. О.С. Самореализация личности в кризисных условиях инноваций //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 /Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. -СПб.: Изд-во С.-Пет. Университета, 1999.- С. 204−212
  158. О.С. Основы социальной психологии инноваций: учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000.-152 с.
  159. М.В. Шкала субъективного благополучия. (Руководство). Второе издание. НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 1996.
  160. В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя // Автореферат дис.. .д-ра психол. наук, 1998.
  161. Справочник по психиатрии // Под. Ред. А. В. Снежневского, 2-е изд. М.: Медицина. -1985.- 414 с.
  162. Н.П. Использование моделирования как метода исследования процесса нововведения // Инновационные процессы. М., 1982.
  163. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. Вып.1. М.: Луч. 1993. 66 с.
  164. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  165. Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий // Психологический журнал, Том 14, № 5, 1993 с. 141−142
  166. Н., Деванна М. А. Осознание и сопротивление реорганизации //Лидеры реорганизации. М.: Экономика, 1990.- С.52−54, 66−74.
  167. С.А. Закономерности построения субъективной ситуации при различных условиях//Социальный психолог, выпуск 1, 2002. С.62−68
  168. С.А. Психология ситуаций. Ярославль, 2001.- 41с.
  169. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки //Психологические исследования. М., 1966
  170. Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл. 2001.-263с.
  171. С.К. Социокультурная среда как фактор развития ценностных ориентаций личности //Социальная психология: диалог Санкт-Петербург-Якутск/ Материалы науч.-практ. конфер./Общ. Ред. В. Н. Куницыной, С. Л. Свенцицкого. СПб., 2002. с. 159−164
  172. М.В., Задесенец Е. Е. Качество жизни и его оценка. Проблемы психологии и эргономики. 2000, вып.№ 1. С.41−46
  173. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности /Общ. ред. доктора психол. наук Ю. М. Забродина. М., Прогресс, 1987
  174. О. А. Психология жизненного и профессионального планирования. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002.-36 с.
  175. О.А. Отношение к изменениям как фактор отраслевого реформирования// Социальная психология XXI век/Под ред. В. В. Козлова, Т.2. Ярославль, 2003. С.257−259.
  176. О.А., Миронова А. С., Гончарова Н. В. Новые тенденции: ценностные ориентации и отношение к инновациям современных студентов //Материалы научно- практической конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке». -Хабаровск, 2001 .С. 158- 162
  177. О.А., Ковалева Е.В, Тарасенко Е. А. Некоторые личностные особенности современных студентов // Материалы Всероссийской научно- практической конференции. Хабаровск-Владивосток, 18−21 октября, 2001, С. 162−164.
  178. О.А., Чернышева И. В. Отношение к реформированию на Дальневосточной железной дороге // Психологическое обеспечение управления персоналом на железнодорожном транспорте. Спб.: Изд-во ПГУПС, 2003.
  179. Францева О.A. Subjective well-being in present-day Russia. // PERSONALITY VERSUS AUTHORITIES AND SOCIETY. Proceeding of II Asian-Pacific International Congress of psychologists (Khabarovsk, on May, 23−26, 2002) Khabarovsk, the Far East 2002.
  180. O.A. Особенности восприятия изменений в жизни //Социальный психолог, МАПН, Ярославль. Вып. 1 (5), 2003. С.119−124.
  181. Н.Е. Сопоставление смысловых характеристик целеполагания у личности с консервативной и радикальной установками // Психологический журнал. Том 15. № 2. 1994. С. 17−25
  182. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений // Под ред. A.JI. Журавлева и др. М., 1998. С. 107−122
  183. Р. Как планировать в эпоху неопределенности. За рубежом. № 30, 1991
  184. . JI., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение).- СПб: Питер Ком, 1998. 608 е.- (Серия «Мастера психологии»).
  185. Т. Социальная психология. М.- Ростов-н.Дону, 1999
  186. П.Н. Динамика социально-психологического состояния российского общества // Психологический журнал, 1993. Т. 14. № 3 С.
  187. П.Н. Современная социальная психология.- М.: ИП РАН- КСП- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-448 с.
  188. A.M., Шкуркин А. А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения //Хабаровск, 2000.- 69 с.
  189. З.Шмелев А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных //Вопросы психологии. 1982. № 5. С.36−45
  190. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. М.: Аспект. Пресс, 1996.
  191. О.И., Латышева Н. А. Психологическое обеспечение кадровой работы на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. № 2. 2001. С. 72−82
  192. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
  193. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 324 -335
  194. Giddens A. Introduction to Sociology. New York. Norton, 1991.
  195. Feather N.T. Value Correlates of Conservatism // J.Pers. and Soc. Psychol. 1979 (Sep.) V.37 (9). P.1617−163 0220Joe V.C., Jones R.N., Miller P.M. Value Pattern of a Conservative //Pers.and1.divid.Differences. 1981.V.2 (1). P.25−29
  196. Wilson G.D. The Psychology of Conservatism. N.Y., 1973.
Заполнить форму текущей работой