Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ литературных источников последних лет показывает, что специальных психологических исследований, посвященных трудностям эмоционального развития детей с недостатками речевого развития, в отечественной литературе крайне мало. Однако во многих публикациях по данной проблеме авторы (И.Ю.Левченко (2001), А. И. Захарова (1971), Г. Х. Юсуповой (2005), Е. В. Устиновой (2006), К. Е. Панасенко… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемыхов у детей старшего дошкольного возраста с недостатками речевого развития
    • 1. 1. Проблема детских страхов в психологии
    • 1. 2. Особенности эмоционального развития старших дошкольников в аспекте проявления страхов
    • 1. 3. Направления, методы и подходы к психокоррекции эмоциональных нарушений у дошкольников
    • 1. 4. Современное состояние проблемы изучения психического развития детей с недостатками речевого развития
      • 1. 4. 1. Психологическое изучение детей с общим недоразвитием речи
      • 1. 4. 2. Современные теоретические представления о специфике личностного развития заикающихся дошкольников
  • Глава 2. Психологическое изучение страхов старших дошкольников с недостатками речевого развития
    • 2. 1. Организация, принципы, программа и методы экспериментального исследования
    • 2. 2. Характеристика участников экспериментального исследования
    • 2. 3. Анализ результатов сравнительного экспериментального исследования страхов детей
    • 2. 4. Изучение взаимосвязи страхов дошкольников с недостатками речевого развития с родительскими страхами
  • Глава 3. Психокоррекционная работа по преодолению эмоциональных трудностей дошкольников с недостатками речевого развития
    • 3. 1. Направления, этапы и содержание психокоррекционной работы
    • 3. 2. Результативность психокоррекционной работы

Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу среди детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Е. Левиной (1936), Л. С. Волковой (1993), Т. Б. Филичевой (2001), Г. В. Чиркиной (1991), Е. М. Мастюковой (1997) и др. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с недостатками речевого развития были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания. В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности мышления, восприятия, памяти, речи особенности психического развития дошкольников с недостатками речевого развития (Е.М.Мастюкова, (1997) — Г. В. Чиркина (1996) и др.), но остаются малоизученными личностные особенности этих детей, что неоднократно отмечал в своих работах В. И. Лубовский (2006,2009).

Анализ литературных источников последних лет показывает, что специальных психологических исследований, посвященных трудностям эмоционального развития детей с недостатками речевого развития, в отечественной литературе крайне мало. Однако во многих публикациях по данной проблеме авторы (И.Ю.Левченко (2001), А. И. Захарова (1971), Г. Х. Юсуповой (2005), Е. В. Устиновой (2006), К. Е. Панасенко (2005), С. М. Валявко (2006), Е. Н. Садовниковой (2003)) подчеркивают значение эмоционального самочувствия детей с речевыми недостатками для их полноценного межличностного общения и гармоничного развития личности. Трудности эмоционального развития ребенка с недостатками речевого развития в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Неблагоприятное эмоциональное самочувствие негативно влияет на психическое здоровье детей с недостатками речевого развития, а также ограничивает их социальные возможности в процессе адаптации и интеграции.

• С 1995 г. в детских садах компенсирующего и комбинированного вида работают психологи. Функционал этих специалистов в полной мере пока не определен. Часто они дублируют работу логопедов, а эмоционально-личностная сфера детей остается вне их внимания.

Следовательно, проблема эмоционального самочувствия дошкольников с речевыми недостатками требует специального психологического изучения для разработки путей целенаправленной психокоррекционной работы.

Проблема исследования — противоречие между потребностями практики коррекционной работы с детьми с недостатками речевого развития и малым количеством научных разработок в области изучения и преодоления эмоциональных нарушений у детей данной категории.

Целью исследования является выявление и изучение психологических особенностей страхов у дошкольников с недостатками речевого развития и обоснование психокоррекционной работы, направленной на нормализацию эмоционально-личностной сферы детей.

Объект исследования: эмоционально-личностное развитие дошкольников с недостатками речевого развития.

Предмет исследования: психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития.

В основу нашего исследования были положены Гипотезы:

• эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с недостатками речевого развития характеризуется многообразием возрастных и специфических страхов в связи с клиническими проявлениями нарушения и особыми социально-психологическими условиями воспитания;

• существует взаимосвязь между страхами матерей и страхами детей с недостатками речевого развития;

• с дошкольниками с недостатками речевого развития для преодоления страхов необходимо осуществлять психокоррекционную работу с использованием средств искусства и игровых технологий. В соответствии с целью и выдвинутыми гипотезами были поставлены следующие задачи исследования:

1) проанализировать медико-психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального развития детей;

2) модифицировать и апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления страхов у старших дошкольников с недостатками речевого развития;

3) выявить и изучить психологическую специфику страхов старших дошкольников с недостатками речевого развития в сравнении с нормально развивающимися дошкольниками;

4) теоретически обосновать целесообразность использования средств искусства в психокоррекционной работе по преодолению страхов у детей с разными недостатками речевого развития;

5) экспериментально доказать эффективность применения этих методик для развития и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников с недостатками речевого развития.

Научно-методологическую основу исследования составили следующие принципиальные положения отечественной психологии: теории развития личности детей, разработанные в трудах Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.- концепция Л. С. Выготского о сложной структуре дефектаучение Л. С. Выготского о роли социальных факторов в профилактике и коррекции нарушений развитияположения Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Ж. И. Шиф, Г. Я. Трошина об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развитиятеория психического дизонтогенеза В. В. Лебединского и В. В. Ковалеваположения П.Я.Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева о деятелъностном подходе к пониманию развития психикиположения А. А. Бодалева, А. Я. Варги, А. И. Захарова, Я. Л. Коломинского, И. Ю. Левченко, М. М. Семаго, Н. Ю. Синягиной, А. С. Спиваковской, В. В. Столина, В. В. Ткачевой, В. Чавес, Э. Г. Эйдемиллера о значимости семьи в эмоциональном развитии детейтеоретико-методологические подходы к пониманию психофизиологической и социальной природы возникновения страхов у детей (В.А.Ананьев, П. К. Анохин, В. И. Гарбузов, К. Е. Изард, А. В. Запорожец, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, В. В. Ковалев, В. В. Лебединский, А. М. Прихожан, П. К. Симонов, Ч.Д.Спилбергер) — клинические и психолого-педагогические принципы и подходы к изучению причин и симптомов речевых нарушений, особенностей психического развития детей с речевыми нарушениями, а также условий осуществления коррекционно-педагогической работы (Т.Н.Волковская, С. М. Валявко Е.М.Мастюкова, К. Е. Панасенко, Г. Х. Юсупова, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, А. И. Захаров, Р. Е. Левина, Т.Б.Филичева) — теоретико-методологические и методические подходы к использованию средств искусства в психокоррекционной работе с детьми с различными нарушениями развития (А.И.Копытин, И. Ю. Левченко, А. И. Захаров, Т. А. Добровольская, Е. А. Екжанова, О. А. Карабанова, Г. В. Кузнецова, Л. Д. Лебедева, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведева, О.С.Никольская).

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету изучения:

1) методы теоретического исследования: изучение и анализ медицинской, психологической и педагогической литературы;

2) организаг^ионные методы: наблюдение, беседа, изучение медико-педагогической документации, сбор и анализ анамнестических данных, анализ продуктов деятельности детей;

3) психодиагностические методики: проективные тесты «нарисуй семью», «нарисуй человека" — модифицированный опросник А. И. Захарова «страхи в домиках" — модифицированный тест Петера Муриса «уровни страхов" — анкета для родителей для выявления страхов детей и родителейтест-опросник детско-родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина.

4) методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ, непараметрическая статистика Манна-Уитни, дисперсионный анализ) и количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что в качестве объекта исследования выступили психологические особенности страхов детей с недостатками речевого развития, которые до настоящего времени являются недостаточно изученными.

Получены и систематизированы экспериментальные данные, характеризующие психологические особенности страхов старших дошкольников с разными недостатками речевого развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Разработаны и апробированы основные направления, содержание и специальные условия психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы детей с недостатками речевого развития.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и конкретизации современных представлений об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития, в частности о специфике эмоционального развития дошкольников с речевыми недостатками.

Проведенный сравнительный анализ эмоционального самочувствия дошкольников с различными видами речевого недоразвития (общее недоразвитие речи, заикание) с нормально развивающимися сверстниками позволил выявить особенности страхов и дифференцировать их в связи с характером речевого дефекта.

В диссертационном исследовании представлено теоретико-методологическое обоснование системы психокоррекционной работы, направленной на преодоление эмоционально-личностных трудностей детей с недостатками речевого развития в старшем дошкольном возрасте.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и апробирована диагностико-коррекционная программа адаптированная к условиям детского сада комбинированного и компенсированного вида, которая учитывает особенности детей с недостатками речевого развития.

Представлена авторская психодиагностическая методика, позволяющая выявить специфику страхов детей с недостатками речевого развития.

Диагностическая и коррекционная программы могут быть внедрены в деятельность детских садов компенсирующего и комбинированного видов, центров медико-психолого-педагогического сопровождения и групп комбинированной направленности, в которых получают помощь дети с недостатками речи.

Материалы исследования могут использоваться при обучении студентов дефектологических и психологических факультетов, а так же при переподготовке и повышении квалификации психологов и логопедов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались проработанностью исходных теоретических и методологических положений и замысла работыиспользованием комплекса качественных и количественных методов, адекватных целям и задачам исследованиякачественным и количественным анализом полученных фактических данных.

Эмпирическая база исследования.

Исследование проходило на базе МДОУ № 50 центр «Дефектолог», МДОУ № 57 «Катюша», МДОУ № 103 «Росинка», г. Люберцы и в центре патологии и нейрореабилитации речи (детское отделение), г. Москва. Всего в исследовании приняло участие 154 дошкольника в возрасте 5−7 лет и 94 матери исследуемых детей.

Исследование было организовано в четыре этапа.

Первый этап (2006 — 2007) — теоретическое исследование проблемы: изучение и анализ общей и специальной литературы, постановка проблемы и цели, определение гипотезы, задач и методов исследования.

Второй этап (2007 — 2008) — теоретическое обоснование диагностической программы, конструирование и адаптация комплекса психодиагностических методик, сбор, анализ, обобщение и систематизация экспериментальных данных.

Третий этап (2008 — 2009) — теоретическое обоснование и конструирование психокоррекционной программы, ее апробация и оценка эффективности психокоррекционной работы.

Четвертый этап (2009 — 2010) — систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, написание текста диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

• у дошкольников с недостатками речевого развития выявляются как возрастные страхи, так и специфические страхи, связанные с особенностями речевого развития;

• своеобразие эмоционального развития детей с недостатками речевого развития характеризуется многообразием возрастных страхов, устойчивостью и интенсивностью их переживания;

• на эмоционально-личностное развитие дошкольников с недостатками речи влияют особенности семейного воспитания и эмоционально-личностное состояние матери;

• дети с недостатками речи нуждаются в целенаправленной психокоррекционной работе по преодолению страхов, эффективность которой возрастает при использовании средств искусства и игровых технологий.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, включающего 202 источников, и приложений. Основной текст работы, представленный на 198 страницах, включает 12 таблиц, 17 диаграмм.

Результаты исследования психологических особенностей страхов дошкольников с недостатками речевого развития, позволили сформулировать следующие выводы.

1. Эмоциональное развитие большинства исследуемых дошкольников с недостатками речевого развития характеризуется наличием большого количества возрастных и специфических страхов связанных клиническим проявлением заболевания и специфическими особенностями воспитания в семье;

2. В исследовании получены и проанализированы данные о специфике эмоционального развития дошкольников с недостатками речевого развития в сравнении с нормально развивающимися детьми.

Эмоционально-личностная сфера дошкольников с недостатками речевого развития характеризуется:

• многообразием возрастных страхов и их качественным отличием от страхов детей с нормальным речевым развитием;

• устойчивостью и высокой интенсивностью их переживанияч.

• влиянием эмоционального состояния матери на возникновение и характер страхов, а также взаимосвязью детских страхов со страхами матерей-1.

• влиянием особенностей1 семейнойобстановки (наличием или отсутствием отца и его' взаимоотношениями с матерью), преобладающим стилем воспитания (авторитарный стиль, гиперопека и др.) на возникновение страхов у детей;

• наличием тендерных различий в количественном преобладании страхов у мальчиков всех исследуемых групп;

Специфическим различием страха речи у детей недостатками речевого развития (ОНР, заикание) является:

• Высокая интенсивность переживания страха речи дошкольниками с заиканием в отличие от детей с ОНР;

• большая фиксация на речевом дефекте мальчиков с заиканием, чем мальчиков с ОНР. Большее переживание о наличии речевых трудностей у девочек с ОНР, чем у девочек с заиканием;

• страх речи детей с заиканием проявляется в ситуациях общения и влияет на коммуникативное развитие детей;

• страх речи детей с ОНР проявляется в переживании и неуверенности в себе по поводу преодоления речевого дефекта и не сказывается на речевой активности детей;

3. Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу исходную гипотезу, что использование средств искусства и игровых технологий в психокоррекционной работе с дошкольниками с недостатками речевого развития способствует положительной динамике в устранении негативного влияния страхов на эмоционально-личностную сферу дошкольников данного контингента. Данные нашего исследования доказывают, что разработанная психокоррекционная система способствует позитивным изменениям в эмоционально-личностном, познавательном и речевом развитии детей с недостатками речевого развития и их успешной социальной адаптации.

4. Разработанный и апробированный в психодиагностическом процессе пакет диагностических методик показал высокую информативность получения данных о наличии, особенностях и уровне страхов детей с недостатками речевого развития.

Дальнейшую перспективу работы мы определили в создании условий для проведения психокоррекционной работы с детьми с нормальным речевым развитием, которые имеют высокие показатели страхов. А также введение в коррекционный процесс специализированных детских садов разработанной программы по преодолению страхов у дошкольников с недостатками речевого развития.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акопян JLC. Атлас детских страхов. — Самара: Изд-во СГПУ, 2003. -172 с.
  2. Акопян JI.'C. Психолого-педагогическое исследование страхов, детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. псих. наук. Самара, 2002. -201с.
  3. Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия-для детей с аутизмом/ пер. с англ. Ю. В. Князькиной. -М.: Теревинф, 2004.-2008 с.
  4. В., Дорки М., Тэммл Р. Тест тревожности. М.: Центр социально-психологического взаимодействия «Дейс», 1992. — 36 с.
  5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т.А. М.: Гном, 2005 -164 с.
  6. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992, № 5. -с. 111−117.
  7. Л.Н. Речь и рисунок показатели 2-ой сигнальной системы: дисс. канд. псих. наук. — М., 1986. — 162 с.
  8. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. 468с.
  9. БреславГ.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., 1990. — 144 с.
  10. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического- развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. -468 с.
  12. С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. Сборник упражнений. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 160 с.
  13. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., 1990. — 144 с.
  14. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.
  15. К. Духовное развитие ребенка. М.: «Новая Москва», 1927. -556 с.
  16. Вальдес Одриосола М. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников, с проблемами «в- развитии средствами арттерапии: Методическое пособие для педагогов. М.: Изд-во"Гном и Д», 2004.• 64с.. '¦'¦.. • ¦. .
  17. G.M. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Автореферат.- М. 2006 г.. '
  18. Васильева- E.H., Суворова 0: В. Особенности эмоционального взаимодействия матери с ребенком: старшего дошкольного возраста с задержкой психического- развития // Специальная, психология- 2004, № 2 (2). -с. 51−60.
  19. H.A. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. М.: «Просвещение», 1972. — с.' 37. '-: '' • •
  20. Д. Разговор с родителями / Пер. с агл. М. И. Почукаевой, В. В-Тимофеева. М.:.Независимая фирма <
  21. А.М. Методы психотерапии детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет. -М., 1974.- 15 с.
  22. Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития //Коррекционная педагогика. 2004, № 2. — с. 62−70.
  23. Т.Н., Юсупова F.X. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Изд-во «Книголюб», 2004- - 104 с.
  24. O.A. Музыка и игра в детской психотерапии. Музыкальная арт-терапия для детей.: — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.- 90с.
  25. Воронова5 A.A. Причины школьных неврозов // Руководство. практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков вконтексте психологической службы / Под ред. И. В- Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия!', 1997.-93−105 с.
  26. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М.: «Педагогика», 1993.- 55 с.
  27. Т.В. Психическое здоровье детей дошкольного возраста // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 1997.- 41−48 с.
  28. Л.С. Воображение и творчество / Психологический очерк: -3-е изд.- М.: «Просвещение», 1967. 93 с.. «30.33.
Заполнить форму текущей работой