Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Уровень развития интеллекта супругов и удовлетворенность браком

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами. Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Удовлетворенность браком. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком
    • 1. Проблема изучения семьи в психологической науке
      • 1. 2. Удовлетворенность браком. Подходы к интерпретации понятия
      • 1. 3. Анализ факторов, влияющих на характер супружеских отношений
  • Глава 2. Эмпирическое исследование влияния интеллекта супругов на удовлетворенность браком
    • 2. 1. Программа исследования
      • 2. 1. 1. Цели и задачи исследования
    • 2. 2. Результаты исследования
    • 2. 3. Анализ результатов методами математической статистики
    • 2. 4. Обсуждение результатов
  • Заключение
  • Список литературы

Уровень развития интеллекта супругов и удовлетворенность браком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По определению Н. Я Соловьева, семья — это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство .

Целью изучения семьи является, во-первых, установление семейного диагноза — выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые участвуют в возникновении и хронификации нервно-психического расстройства у одного или нескольких ее членов; во-вторых, выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция нервно-психического расстройства (и которые, соответственно, нужно учитывать пи выборе метода семейной психотерапии и при ее осуществлении).

Изучение семейных взаимоотношений осложнено многими факторами:

Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д.

Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.

В третьих, тем, что предметом семейно психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление, о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.

И, конечно, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а так же их изменчивостью, отсутствием четких контуров.

Проведенный нами анализ литературных источников показывает, что еще недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к качеству брака, как, впрочем, недостаточно разработано и само понятие качества брака. Проводимые в этом направлении исследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т. д. Лишь немногие авторы обращались к проблеме исследования семейных отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Исследуя различные подходы к интерпретации понятия «удовлетворенность браком», мы обнаружили, что в психологической науке нет единой концепции понятийного аппарата семейной психологии, а так же, мы подошли к тому, что существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность супругами браком.

Отечественными и зарубежными исследователями было проведено ряд ппыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество семейных взаимоотношений [53], [39], [44], [48], [36].

Но, несмотря на то, что в современной науке накоплен обширный материал по различным факторам, влияющим на успешность брачного союза, осталась за кадром проблема влияния интеллекта супругов на удовлетворенность браком. В современной науке фактор интеллекта не изучался с точки зрения его возможного влияния на удовлетворенность браком.

На уровне общественного сознания существуют различные представления о том, как влияет интеллект супругов на качество семейного союза и удовлетворенность браком [15].

Одни полагают, что интеллект помогает супругам налаживать эффективное взаимодействие и в этом плане именно наличие высокого уровня интеллекта у супругов обеспечивает успешность семейного союза.

Другие же, наоборот, проявляют интерес к интеллекту как к средству повышения личностной эффективности в браке с точки зрения возможной манипуляции другим супругом. Исходя из этого, они полагают, что высокий уровень интеллекта должен сочетаться с неудовлетворенностью хотя бы одного из супругов в браке, поскольку манипулирование другим супругом всегда приводит к супружескому неблагополучию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование М., 1993.-175 с.
  2. Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс.канд. психол. наук.-М., 1995.-250 с.
  3. Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф.дисс.канд.психол.наук.-М., 1992.-24 с.
  4. Е. Ф. Методические проблемы изучения стабильности брака: Автореф. дис…канд.экон.наук.-М., 1982.-18 с.
  5. В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект). -М.: Мысль, 1988.-24 с.
  6. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. -Киев, 1987.С.98−101.
  7. Г. С., Решетняк Ю. А. Брачный клиринг \ Вопросы кибернетики. — 1978. — Вып. 28
  8. А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости \ Дисс… канд. психол. наук. — Л., 1979.-236 с.
  9. С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. — Л., 1984.-325 с.
  10. Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе. Влияние добрачных факторов и особенностей ролевого взаимодействия на успешность брака: Автореф.дисс.канд.филос.наук.-М., 1983.-20с.
  11. Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи\Социологические исследования.-1982.-№ 2.-С.88−93.
  12. А. К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни:Автореф.на соиск.уч.степ.канд.психол.наук.-Киев., 1989.-21 с.
  13. О.А. Проблема формирования благоприятного социально -психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс… канд. психол. наук. — Новокузнецк, 1992.-228 с.
  14. А. Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, Институт сферы социальных отношений (г. Москва), 2002. 84 с.
  15. А. Н. Рукопись.-М., 2002.
  16. М. — Семья и личность. М., 1986.-180 с.
  17. М.А. О некоторых проблемах брака и семьи в современной американской социологии // Социальные исследования. — М., 1970. — Вып. 4.
  18. С. В. — Психология семейных отношений. М., 1987.-465 с.
  19. .
  20. В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологический анализ: Дисс… канд. филос. наук. — Минск, 1990.
  21. А. А., Кроник Е. А. — В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989.-356 с.
  22. Н. Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие.-Магнитогорск., 1999.-88 с.
  23. Е.С. Основы социальной психологии. — М., 1963.-240 с.
  24. В. В. — Семейная книга. Спб., 1996.-106 с.
  25. Методы социальной психологии. М., 1977.-178 с.
  26. Р. С. — Психология. М., 1997.
  27. Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами. В сб.:Семья и формирование личности./Под ред.А. А. Бодалева, М.:НИИ ОПП АПН СССР., 1981.-С.45−59.
  28. Н. Н. Межличностные отношения. -Л., 1979.-238 с.
  29. Н.Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. — Т. 3. — 1982. — № 2. — С. 147−151.
  30. Обозов Н. Н. Обозова А.Н. Три подходах исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 98−101.
  31. А. П. Социально-психологические аспекты семейно-брачных отношений. Автореф.дисс.канд.филос.наук.-Томск., 1974.-21 с.
  32. Парыгин Б. Д Социальная психология и наука. — Л., 1967.-146 с.
  33. .Ф. Социальная психология и история. — М., 1966.
  34. Проблемы семьи. Тарту:Тартусский государственный университет., 1975.-310 с.
  35. . В. — Как строить себя и свою семью. М., 1992.-432 с.
  36. А. А. Методы математической статистики в психологии. М., 1998.-358 с.
  37. Советская социология. — М., 1982. — Т. 1.
  38. Н.Я. Брак и семья сегодня. — Вильнюс, 1977.-164 с.
  39. В.А. Устойчивость брака: проблемы, фаторы и условия. — М., 1981.-210 с.
  40. В.А. Аппаратурные модели исследования совместной деятельности \ Совместная деятельность: методология, теория, практика. — М., 1989.
  41. В.А. Семья и общество. — Ростов-на-Дону: Знание, 1989.-178 с.
  42. З. И. К вопросу об этической мотивации брака.-М. Наука, 1970.-С.66−75.
  43. Н. Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на на развитие супружеских отношений.-В сб.:Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы). Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно.-М., 1981.-С.100−101.
  44. А.Г. О путях дальнейшего укрепления семьи в СССР: Социальные исследования. — М., 1965. — Вып. 1.
  45. А.Г., Голод С. И. Молодежь и брак Человек и общество. — ЛГУ, 1969. — Вып. 6.
  46. Л., Зиглер Д.Теории личности.-СПб.Питер, 1998.-606 с.
  47. А. В.Факторы удовлетворенности браком в семье кадрового военного в России: Дисс.канд.соц.наук.-М., 1995.-200 с.
  48. Н. И. Социальная психология в образовании.-М., 1995.-С.405−406.
  49. Л. С. Характер проведения семейного досуга и удовлетвоенность браком. В сб.:Стабильность семьи как социальная проблемаПод ред. З. А. Янковой.-М., 1978.-С.129−135.
  50. Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969.-248с.
  51. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.-СПб., 1999.- 652 с.
  52. Н. Г. Советская семья. Функции и условия стабильности.-Минск. Изд-во Белорусского государственного университета им. Ленина., 1970.-207 с.
Заполнить форму текущей работой