Становление социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе
Диссертация
Направление «социальная работа» было утверждено приказом Государственного Комитета РФ по высшему образованию еще в апреле 1991 года. Были разработаны стандарты бакалавра и специалиста по социальной работе, предполагающие выполнение общих принципов организации учебного процесса, а также целостность учебных курсов. В 2000 году появились новые стандарты, которые скорректировали основные цели… Читать ещё >
Содержание
- С
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социально-психологической компетентности
- 1. 1. Анализ категории «компетентность» в философии, социологии, педагогике и других науках. С
- 1. 2. Исследование феноменов «компетентность» и «социально-психологическая компетентность» в социальной психологии. С
- 1. 3. Структура, компоненты, критерии и уровни социально-психологической компетентности. С
- Выводы к 1 главе. С
- Глава 2. Теоретическая модель социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе
- 2. 1. Социально-психологические особенности деятельности специалиста по социальной работе. С
- 2. 2. Теория и практика становления социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе. С
- 2. 3. Теоретическая модель социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе. С
- Выводы ко 2 главе. С
- Глава 3. Эмпирическое исследование становления социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе
- 3. 1. Организация исследования. С
- 3. 2. Анализ сущностных характеристик социально-психологической компетентности студентов специальности «социальная работа». С
- 3. 3. Особенности становления социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе в существующем социальном образовании и социальной практике. С
Список литературы
- Актуальные проблемы профессионального педагогического образования. Межвуз. Сбор. Научн. Трудов. /Под ред. Левановой Е. А. — Калининград, 1999.
- Алейда, Ф. Развитие у студентов педвуза умения прогнозировать педагогические явления: Дис.. канд. психол. наук. /Ф. Алейда. М., 2006. — 201 с.
- Алтунина, И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Автореф. дис. канд. психол. наук. /И.Р. Алтунина. М., 1999.-15 с.
- Алферов, А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя. /А.Д. Алферов //Вопросы психологии. 1989. — № 4 — с. 116 — 120.
- Андреева, Г. М. Социальная психология. /Г.М. Андреева. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС. — 2006. — 363 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс. — 2008. — 365 с.
- Андронова, Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: Дис.канд. психол. наук. /Н.В.Андронова Казань, 2000. — 124 с.
- Антропова, Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования): Автореф. дис. канд. пед. наук. /Л.Г.Антропова Челябинск, 1999. — 27с.
- Анцыферова, Л.И., Завалишина, Д.Н., Рыбалко, Е. Ф. Категория развития в психологии / Л. И. Анцыферова, Д. Н. Завалишина, Е. Ф. Рыбалко. //Категории материалистической диалектики в психологии /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1988. — 248 с. — с.9−36.
- Бакланова, H.K. Психологические основы профессионального мастерства. /Н.К. Бакланова. -М.: Аспект-Пресс, 2004. 54 с.
- Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля: сборник статей. /Н.К. Бакланова. М.: МГПИ, 2007.- 115 с.
- Бахтеева, С.С. Формирование социальной компетентности в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе экономического профиля. Дисс. канд. пед. наук. /С.С. Бахтеева. Казань, 2001. — 274 с.
- Беличева, С.А. Психосоциальная работа. /С.А. Беличева. //Словарь-справочник по социальной работе. М.: Юрист. — 1997. — 417 с.
- Беличева, С.А. Психосоциальная поддержка семей группы риска как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия: (пособие для психологов и психосоциальных работников). /С.А. Беличева.- М.: Социальное развитие России, 2005. — 213 с.
- Белкин, A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. /A.C. Белкин. Челябинск, 2004. — 176 с.
- Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис. канд. пед. наук. /И.Б. Бичева. Н. Новгород, 2003. — 29 с.
- Бойко, В.В., Ковалёв, А.Г., Панфёнов, В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. / В. В. Бойко, А. Г. Ковалёв, В. Н. Панфёнов. М.: Мысль, 1983. — 207с.
- Большой Российский энциклопедический словарь. /2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008 — 1887 с.
- Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. /В.Г.Бочарова. М., SvR-Аргус, 2000. — 208 с.
- Вейлл, П. Искусство менеджмента. /П. Вейлл. М., Сирин, 2002. — 203 с.
- Веснин, В.Р. Менеджмент персонала /В.Р. Веснин. М., «Элит-2000», 2002. — 300 с.
- Виноградов, В.Н., Эрлих, О.В. Социальное проектирование становления и развития гражданского общества: создание стратегического плана района, города, региона. /В.Н. Виноградов, О. В. Эрлих. СПб: Леонтьевский центр, 2000. — 120 с.
- Витковская, Н.Г. Формирование информационной компетентности студентов вуза (на примере специальности «Журналистика»): дис. канд. пед. наук. /Н.Г. Витковская. Н. Новгород, 2004. — 161 с.
- Гарашкина, Н.В. Перспективы проектирования подготовки специалистов социальной работы с позиции компетентностного подхода./Н.В. Гарашкина. //Отечественный журнал социальной работы. 2004. — № 2. — С. 72−77.
- Гильмеева, Р.Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования. Дисс. д-ра пед. наук. Казань. /Р.Х. Гильмеева. — 1999. — 459 с.
- Гнездилова, H.A. Термины «компетентность» и «компетенция» как категория профессионального становления специалиста. /H.A. Гнездилова. //Вестник КГУ им. H.A. Некрасова.-т. 13.-2007.-с. 10−11.
- Гришанова, H.A. Компетенгаостный подход в обучении взрослых. /НА.Гришанова. //Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.
- Гришечко, О.С. Влияние психологической компетентности на профессионально-личностный рост учителя иностранного языка: Автореф. дис. канд. психол. наук. /О.С. Гришечко. Ростов-на- Дону, 1999. — 16 с.
- Дебольский, М.Г., Свирская, И.Б. Социально-психологическая компетентность руководителей органов внутренних дел. Учеб. пособие. /М.Г. Дсбольский, И. Б. Свирская. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 84 с.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. /Ж. Делор. //Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. М.: Университетская книга, 1997. — № 4. — с.27 — 41.
- Демидова, И.Ф. Развитие психологической компетентности студентов будущих учителей. Дисс. канд. психол. наук. /И.Ф. Демидова. — СПб., 1993. — 203с.
- Демидова, Т.Е. Профессиональное общение социального работника. /Т.Е. Демидова. М., «Союз», 1994. — 114 с.
- Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды. /В.А. Демин. //Стандарты и мониторинг в образовании. 2000 г. — № 4 — с. 34−42.
- Евсеев, A.B. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей: Дис.. канд. психол. наук. / А. В. Евсеев.-М., 1998. 191 с.
- Елина, И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственного служащего. Дисс. канд. психол. наук. / И. Е. Елина. М., 1999. — 201 с.
- Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. доктора психол. наук. /Ю.Н.Емельянов. Л., 1991. -36 с.
- Жуков, В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. / В. И. Жуков. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000 г. — 625 с.
- Жуков, В.И. Его величество студент. /В.И.Жуков.//Российская газета. -2005. № 89.
- Жуков, В.И. Качество высшего профессионального образования: ответственность и престиж РГСУ. Справочный материал к годовому отчету за 2004−2005 учебный год. / В. И. Жуков. М.: Издательство РГСУ, 2005. — 175 с.
- Жуков, В.И. Российское преобразование: социология, экономика, политика. 1985−2001 годы. / В. И. Жуков. -М.: Изд. МГСУ, 2002. 672 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. /И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. /И.А. Зимняя. //Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34−42.
- Зимняя, И.А. Профессиональные роли и функции социального работника. /И.А. Зимняя. //Российский журнал социальной работы. Москва. — 1996. — № 1.
- Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность /И.А. Зимняя. //Социальная работа. /Отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1992 — Вып. № 2. -стр. 9−16.
- Золотарева, Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе. Учебно-методическое пособие. /Т.Ф.Золотарева. М.: Дашков и К, 2008. -128 с.
- Золотарева, Т.Ф., Минингалиева, М.Р. Основы психологической самопомощи социального работника: Учебное пособие. / Т. Ф. Золотарева, М.Р. Минигалие-ва. -М.: Изд. МГСУ, 2001.-182 с.
- Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. /Д.А.Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. -М.: АПКиПРО, 2003. 101 с.
- Каирова, М.Б. Некоторые аспекты формирования коммуникативной компетентности. /М.Б. Каирова. Вестник Моск. Ун-та. — 2007. — № 6(32). — с. 142−143.
- Кан-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения./В.А. Канн-Калик. Грозный Чеч.-Инг. ун-т, 1979. — 138 с.
- Клейберг, Ю.А. Основы психологии социальной работы с девиантными подростками. /Ю.А. Клейберг. Краснодар: Краснорад. Ун-т МВД России, 2007. — 416 с.
- Климкович, И.Г. Модель специалиста медицинского профиля. /И.Г.Климович. М.: МЗ СССР, ЦОЛИУВ, 1989. -36с.
- Климов, Е.А. Психология профессионала. /Е.А. Климов. -М.: Изд-во Моск. Психол.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во ЕЛО «МОДЭК», 2003.-456 с.
- Колесников, Ю.В. Государственная служба. Словарь. /Ю.В. Колесников. -М., 2000. 1246 с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических поня-тий./Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.- 143 с.
- Колмогорова, Л.С. Особенности становления психологической культуры младших школьников. /Л.С. Колмогорова, О. Г. Холодкова. //Вопросы психологии. № 1. — 2001. — с. 47−56.
- Колмогорова, Л.С. Становление психологической культуры школьника. /Л.С. Колмогорова. //Вопросы психологии .№ 1. — 1999. — с.82 — 91.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и самосознание. /И.С. Кон. М.: Прогресс, 1990. — 367с.
- Конев, Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: Дис. канд. психол. наук. /Ю.А. Конев. СПб., 1998. — 260 с.
- Коновалова, Т.Ю. Социально-психологическая компетентность руководителей органов ОВД в борьбе с терроризмом. /Т.Ю. Коновалова. //Психологический журнал. 2005. — № 3. — с. 61−63.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Министерство образования Российской Федерации. Приказ от 11.02.2002 № 393.
- Концепция развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 года. /Под общ. Ред. Жукова В. И. М.: Изд-во РГСУ, 2005. — 35 с.
- Косев, И., Игнатов, М, Дилова, М. Результативные стилевые и самооценочные детерминанты деятельности /И. Косев, М. Игнатов, М. Дилова. //Доклад на 7-й встрече психологов дунайских стран. Варна, 1985.- с. 184−212
- Костылева, Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы. Дис. канд. психол. наук. /Н.Е. Костылева. Казань, 1997. -252с.
- Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. 431 с.
- Краткий словарь иностранных слов /Под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. М.: Гос. изд. ин. и нац. словарей, 1952. — 488 с.
- Кринчик, Е.П. К вопросы о психологической поддержке профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ /E.H. Кринчик. //Вестник Моск. ун-та, сер. 14. Психология. 2004. — № 4.
- Кубышкина, М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Дисс. канд. психол. наук. /М.Л. Кубышкина. СПб., СПбГУ, 1997.- 222с.
- Кудрявцев, Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. /Т.В. Кудрявцев. М.: МЭИ, 1985. — 108 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. /Н.В. Кузьмина. М.: Высш. Школа, 1990. — 119 с.
- Кузьмицкая, А.Н. Психологическая компетентность в профессиональной деятельности современного директора среднего специального учебного заведения: автореф. дис. канд. псих. наук. /А.Н. Кузьмицкая. Тверь, 2002. — 21 с.
- Кяэрст, М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной ситуацией. /М. Кяэрст. //Актуальные проблемы психологии труда: Труды по психологии. Тарту, 1986 г. — с. 40−45.
- Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании. /O.E. Лебедев. //Школьные технологии. 2004. — № 5. — с. 3−12.
- Левин, К. Теория поля в социальных науках /К. Левин. — СПб.: Речь, 2000. 364 с.
- Левин, К., Дембо, Т., Фестингер, Л., Сире, П. Уровень притязаний. /К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, П. Сире. //Психология личности. Тексты. -М., МГУ, 1982. с. 86−92.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев. М.: Смысл- Академия, 2004. — 346 с.
- Ломакина, O.E. Теоретико-аксиологические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе (социокультурный аспект). /O.E. Ломакина. Челябинск, 2003. — 341 с.
- Лотова, И.П. Профессиональная карьера государственных служащих: теория, методология, практика. /И.П. Лотова. М.: Лотова И. П., 2008. — 446 с.
- Лотова, И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. /И.П. Лотова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999 .-.127 с.
- Лукьяненко, В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. /В.И. Лукьяненко. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 416 с.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. /М.И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144с.
- Майсурадзе, Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности. /Ю.Ф. Майсурадзе. //Научное управление обществом.- М., 1976. -Вып 10.- с.277−311.
- Малинаускас, Р.К., Гудонис, В.П., Шнирас. Ш. А. Динамика социально-психологической компетентности студентов педагогических вузов. /Р.К. Малинаускас, В. П. Гудонис, Ш. А. Шнирас. //Психологический журнал. 2007. — т. 28, № 4. — с. 45−51.
- Мальцев, В.А. К вопросу о профессионально значимых качествах социального работника. /В.А. Мальцев. //Интегральная индивидуальность: теория и практика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — с. 49−57.
- Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Учебник. /Л.В. Мардахаев. М.: Гардарики, 2006. — 269 с.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. /А.К. Маркова. //Советская педагогика. 1990. — № 8. — С.82 -88.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма. /А.К. Маркова. М.: Между-нар. гуманитар, фонд «Знание», 1996. -308 с.
- ЮО.Маркова, А. К. Психология труда учителя. /А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
- Матюшкин, A.M. Мышление, обучение, творчество. /A.M. Матюшкин. -М: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. 718 с.
- Медведева, Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций. /Г.П. Медведева. М.: Союз, 2003. — 304 с.
- Ю4.Меском, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента, /пер. с англ. под. ред. Л. Н. Евсенко. /М.Х. Меском, М. Альберт, Ф. Хедоури. М., Дело, 1992. — 89 с.
- Юб.Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 3 100 Педагогика и психология. /Л.М. Митина. — М.: Академия, 2004. — 318с.
- Ю7.Моргунова, А. Г. Социологический аспект исследования качества подготовки специалиста. /А.Г. Моргунова. //Вестник университета. -2007. № 6(32). — с. 12−14.
- Мудрик, A.B. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». /A.B. Мудрик. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2007. — 198 с.
- Мудрик, A.B. Главное личность /A.B. Мудрик. //Педагогическое образование. Вып. 2.-М МГПУ, 1990. — с. 22.
- ПО.Мудрик, A.B. Социализация и «смутное время». /A.B. Мудрик. М.: Знание, 1991. -78 с. 111 .Нестеров, В.В., Белкин, A.C. Педагогическая компетентность: учебное пособие. /В.В. Нестеров, A.C. Белкин. Екатеринбург, 2003. — 188 с.
- Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. /В.А. Никитин. М.: Изд-во МПСИ, 2002. — 235 с.
- Никитин, И.Н. Продуктивность социально-психологической компетентности организатора детского движения. Дис. канд. психол. наук. /И.Н. Никитин. М., 1992 г. -147 с.
- И.Никифоров, А. Г. Компетентность и ее значение в управлении производством. /А.Г. Никифоров. //Вестник МГУ.- М., 1973. № 3. — с. 52−58.
- Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе /A.M. Новиков. //Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эвгес, 2000. — 272 с.
- Охотский, Е.В. Государственная служба в Российском парламенте. Отечественный и зарубежный опыт. /Е.В. Охотский. М.: РОССПЭН, Московский государственный институт международных отношений (Университет), 2002. — 400 с.
- Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. /П.Д. пав-ленок. М.: Дашков и К, 2005. — 428 с.
- Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения. /С.Р. Пантелеев. -М.: «СМЫСЛ», 1997.-23 с.
- Першина, Л.А. Формирование психологической компетентности у студентов педагогических колледжей Дис. канд. психол. наук. /Л.А. Першина. Москва, 2002. —151 с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. /Л.А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровская, Л.А. Общение компетентность — тренинг. /Л.А. Петровская. -М.: Смысл, 2007.-686 с.
- Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. /Л.А. Петровская. М.: МГУ, 1982. — 168 с.
- ИО.Полуэкгова, Н.М., Яковлева, И. В. Проблемы диагностики профессионального соответствия социальной работе. /Н.М. Полуэктова, И. В. Яковлева. //Бюллетень Санкт-Петербургского государственного университета. 1994. — Серия 6. — Выпуск 3. — с. 26−35.
- Попова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема. /Е.В. Попова. //Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск 1. Ростов-на-Дону, 1999. — с. 127−136
- Проданов, И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Дис.. доктора пед. наук. /И.И. Проданов. СПб., 1998. — 432 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности государственных служащих: Учеб.-метод. пособие /Под общ. ред. A.A. Деркача- М.: Изд-во РАГС, 2003.-109с.
- Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М., Политиздат, 1990.-c.375.
- Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 320 с.
- Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы: Учеб. пособие. М., Издательство РАГС, 2002. — 278 с.
- Психология социальности: Межвузовский сборник научных трудов /Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005. — 164 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. /Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
- Ромек, В. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: дис.. канд. псих. Наук. /В. Ромек. Ростов-на-Дону, 1997. — 242 с.
- НО.Рыбакова, H.A. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель. профессионального становления социального работника. /H.A. Рыбакова Российский журнал социальной работы, 1996. — № 1. -С. 117−122.
- Сапрыкина, H.H. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. /H.H. Сапрыкина. Оренбург, 1999. — 20 с.
- Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений непедагогического профиля. /В.А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2007. — 477 с.
- Словарь русского языка: В 4-х т. /АН СССР, Ин-т рус. яз.- под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд.-М.: Русский язык, 1981−1984.- 1421 с.
- Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику. /Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 363 с.
- Советский Энциклопедический Словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.- 1306 с.
- Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-трейд, 2005. — 960 с.
- Сонин В.А. Психолого-педагогическая проблема профессионального менталитета учителя : Дис.. д-ра психол. наук. Смоленск, 1997. — 268 с.
- Софронова, О.В. Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы: дисс.. канд. психол. наук. /О.В. Софронова. Санкт-Петербург, 1998. — 225 с.
- Социальная психология /под ред. Сухова А. Н., Деркача A.A. М.: Academia, 2003.-600 с.
- Социальная психология образования /под редакцией А. Н. Сухова. М.: Московский психолого-социальный университет. 2005. — 359 с. 151 .Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. / Отв. ред. Жуков В. И. М.: Союз, 1997. — 143 с.
- Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом /под ред. И. В. Фокина Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2005. 211 с.
- Социально-психологические технологии работы с беднейшими семьями: Методическое пособие /Под научной редакцией Е. А. Петровой. М.: Издательско-полиграфический комплекс Российского государственного социального университета «Союз», 2007. — 108 с.
- Спасибенко, С.Г. Социология человека : учебное пособие. /С.Г. Спасибен-ко. М.: Экслибрис-Пресс 2007. — 519 с.
- Справочное пособие по социальной работе. /Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 1997. — 168 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Министерство образования Российской Федерации, Национальный фонд подготовки кадров. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 95 с.
- Суркова, Л.М. Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога: дисс.. канд. психол. наук. /Л.М. Суркова. -М., 2005. -278 с.
- Сыромятников, И.В. Психология социальной работы. /И.В. Сыромятников. -М., 2004.- 114 с.
- Татарченкова, С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя: Дис.. канд. пед. наук. /С.С. Та-тарченкова. СПб., 1997.-229 с.
- Теория и методика социальной работы /Под ред. Жукова В. И., Зайнышева И. Г., Холостовой Е. И. М.: Союз, 1994 г. — 156 с.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935−1940.
- Топчий, Л.В. Отечественные исследователи проблем социальной работы. /Л.В. Топчий. М., 2006 г. — 92 с.
- Топчий, Л.В. Проблемы развития теории профессии «социальная работа». /Л.В. Топчий. //Отечественный журнал социальной работы. 2002 г. — № 2.
- Топчий, Л.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе /Л.В. Топчий. //Работник социальной службы. 1997. № 1 с. 32−41.
- Топчий, Л.В. Социальная работа: теория, технология, образование /Моск. Гос. Социал. Ун-т. /Л.В. Топчий. -М.: Союз, 1998 г., № 1. с. 21 -25.
- Уайт, Р. Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности. (Motivation reconsidered: the concept of competence). /Р. Уайт. Лондон, 1956. — 58 с.
- Фокин, Ю. Г. Психодидактика высшей школы. /Ю.Г. Фокин. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000 — 424 с.
- Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие. /Е.И. Холостова. М.: Дашков и К°, 2007. — 233 с.
- Холостова, Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. /Е.И. Холостова. М.: Союз, 1993 г. — 34 с.
- Хуторской, A.B. Общепредметное содержание образовательных стандартов. /A.B. Хуторской. //Материалы проекта «Стандарт общего образования». М., 2002. — 53 с.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. /A.B. Хуторской. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm. — стр. 9, 10
- Чошанов, М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения /М.А. Чошанов. //Педагогика.- 1997, — № 2.- С.21−29
- Шмелева, Н.Б. Личность специалиста социальной работы (психолого-педагогический аспект) /Н.Б. Шмелева. //Работник социальной службы. 2000. -№ 4. — С. 33−36.
- Шмелева, Н.Б. Профессионализм личности социального работника показатель его деятельности /Н.Б. Шмелева. //Российский журнал социальной работы. -1998 г. -№ 1. — с. 100−104.
- Шмелева, Н.Б. Профессиональная подготовка студентов будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) /Н.Б. Шмелева. //Российский журнал социальной работы. — 1996 г. — № 1. — с. 109−113.
- Шмелева, Н.Б. Профессионально-личностное становление социального работника. /Н.Б. Шмелева. Волгоград, 2000. — 939с.
- Шмелева, Н.Б. Теория и методика профессионального развития социального работника. /Н.Б. Шмелева. Ульяновск, 2003.
- Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. Учебное пособие. 2-е издание. /Н.Б. Шмелева. М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 196 с.
- Шмелева, Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника /Н.Б. Шмелева. //Российский журнал социальной работы. 1997. — № 1. — С. 115−124.
- Эдварде, У. Принятие решений /У. Эдварде. //Человеческий фактор. Т. З: Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов. М., Мир, 1991.-302 с.
- Яковлева, Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): Дис.. канд. психол. наук. /Н.в. Яковлева. Ярославль, 1994. — 277 с.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Профессионализация социальной работы в России. /Е.Р. Ярская-Смирнова. //Социологические исследования, 2001. № 5. — стр. 86−95
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа в России: профессиональная идентичность /Е.Р. Ярская-Смирнова. //Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Саратов: СГТУ, 1999. с. 112−126.
- Betz, N., Hackett, G. Application of Self-efficacy Theory to Understanding Career Choice Behavior //Journal of Social and Clinical Psychology, 1986, V.4, 316 p. -pp. 279−289.
- Burns, M., Seligman, M. Explanatory Style, Halplessness, and Depression //Handbook of Social and Clinical Psychology .-N.Y., 1991, 356 p. pp. 267−284.
- Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972
- Thompson N. Anti-discriminatory Practice. Mscmillan: Basingstoke. 1933, 56 p.
- Tolman, E. C. Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning, U.C. Press, 1958, 109 p.
- Tryphonov E.B. Human Psychophysiology. Explanatory Russian-English-Russian Dictionary. 2001.