Психологическая защита личности
То есть, по другому их еще называют садистический вариант вымеще-ния. Например, вымещение агрессии на другом человеке. Но существует еще и вариант с мазохистским уклоном, то есть, таже сама агрессия, но уже по отношению к себе. Таким образом проявляется, ситуация, когда индивид не имеет возможности отреагировать на противника и обращается внутрь себя. Выражение в физических действиях отражается… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. Глава. Защитные механизмы: понятие и их разработка
- II. Глава. Способ вытеснения как вид психологической защиты личности
- 2. 1. Сущность вытеснения
- 2. 2. Вытеснение влечения
- 2. 3. Вытеснение реальности
- 2. 4. Вытеснение требований и предписаний Сверх-Я
- 2. 5. Работа по преодолению вытеснения
- III. Глава. Первостепенные способы защиты
- 3. 1. Оглушение
- 3. 2. Подавление
- 3. 3. Аскетизм
- 3. 4. Нигилизм
- 3. 5. Изоляция
- 3. 6. Аннулирование действия
- IV. Глава. Перенос
- 4. 1. Понятие и сущность
- 4. 5. Работа с переносом
- V. Глава. Другие способы защитного механизма
- 5. 1. Рационализация
- 5. 2. Идеализация
- 5. 3. Обесценивание
- 5. 4. Проекция
- 5. 5. Идентификация
- 5. 6. Образование симптомов
- 5. 7. Реактивные образования
- 5. 8. Регрессия
- Заключение
Особая актуальность данной темы неоспорима. Так как, степень акту-альности зависит от того, на сколько близкий характер имеет рассматривае-мый предмет. Механизм психологической защиты личности непосредственно является частью нас, он формируется, существует и совершенствуется с дет-ства и на протяжении всей жизни. Тем амым, пытаясь постоянно сохранить наше внутренне стабильное душевное равновесие. Такой механизм очень ва-жен для нас, так как окружающий мир сам по себе непредсказуем, и пытаться что-то прогнозировать тоже смысла нет.
Человеческая психика у каждого индивида своя, свое воспитание, свои убеждения, свои манеры поведения. И для того, чтобы в некоторых сложных ситуациях, человек всегда умел найти свое место, нужен этот механизм. Он работает на подсознательном уровне. И человек порой не осознает что за процессы происходят внутри него. Однако, стоит заметить, что личность мо-жет контролировать или изменять эти процессы.
Целью этой работы является полное рассмотрение механизма психоло-гической защиты личности, его видов, и анализ их. А также рассмотрение особенностей протекания защитных реакции.
В данной работе будут приводиться примеры для более лучшего пони-мания ситуации.
I Глава. Защитные механизмы: понятие и их разработка.
С самых ранних этапов нашего развития внутри нашего сознания в пси-хике формируются и развиваются определенные механизмы. Они продолжа-ют действовать и развиваться в течении всей жизни. Эти механизмы обычно называют «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности «. Все это предохранение нашего сознания от разных по форме и роду негативных переживаний и перцепций, которые способствуют сохранению психологического гомеостаза, душевной стабиль-ности, а также умению разрешить внутриличностные конфликты. Все это может происходить как на бессознательном, так и подсознательном психоло-гических уровнях .
За счет предохранительных механизмов личность бессознательно защи-щает себя от вреда, который может возникнуть и нанести ей реальные жиз-ненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но стоит от-метить еще и то, что эта же самая защита временами работает не на пользу личности. Так как, она порой мешают человеку самокритично относиться к себе и следовательно, это зачастую затрудняет эффективное разрешение лич-ных проблем.
Зигмунд Фрейд в 1894 году был первым психологом, который ввел эти понятия в психологию. После чего, их развивали, продолжали, интерпрети-ровали, трансформировали, модернизировали представители разных поколе-ний психотерапевтов психоаналитической ориентации и других психологи-ческих отраслей например, экзистенциальной психологии, гуманистиче-ской психологии, гештальт-психологии и др .
Еще в первых своих исследованиях Фрейд обуславливал то, что прото-типом психологической защиты есть механизм вытеснения, который задачей своей ставит избегание неудовольствия, всех отрицательных аффектов, со-провождающихся внутренними психическими конфликтами между влече-ниями бессознательного и теми сферами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Одновременно с редукцией всех плохих аффектов воз-никает вытеснение содержания этих аффектов, а также реальных сцен, мыс-лей, представлений, фантазий, которые предшествовали появлению аффек-тов.
Продолжательницей династии психоаналитиков явилась Анна Фрейд. Она в свою очередь, твердо обозначила тот аффект, который включает рабо-ты защитных механизмов, таких как страх, тревога и т. д.
В своих концепция она обусловила три источника тревоги. Во-первых, это — тревога, страх от разрушительных и безоговорочных притязании ин-стинктов бессознательного, которые основываются исключительно принци-пом удовольствия (страх перед Оно). Во-вторых, это — тревожные и невыно-симые состояния, которым способствуют чувства вины и стыда, разъедаю-щими угрызениями совести. В-третьих, это — страх перед требованиями ре-альности.
А.Фрейд поддерживала точку зрения отца и утверждала, что защитный механизм базируется на двух типах реакций :
блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсив-ность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Проанализировав работы и исследования своего отца и совместив это с собственным психоаналитическим опытом, она подвела итог — что основные проблемы никуда не исчезают. То есть, использование защиты конфликт не снимает, страхи остаются и все ведет к тому, что велика вероятность появ-ления болезни. Она указала на определенные наборы психозащитных техник, которые непосредственно ведут к соответствующей симптоматике. Доказа-тельством здесь является то, что при определенных психологических патоло-гиях возникают оответствующие защитные техники. Например, при истерии часто проявляется обращение к вытеснению, а при неврозе навязчивых со-стояний происходит массированное использование изоляций и подавления.
Анна Фрейд исследовала определенные механизмы, такие как: вытесне-ние, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена бывшего некогда, проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противополож-ность, сублимация. Но этот
список не был исчерпывающим. Своеобразное отношение к вытеснению основывается на том, что оно количественно со-вершает намного объемнее работу, чем другие техники защиты. А также применяется сопоставительно сильных влечений бессознательного, которые не по силам другим техниками. Подведя небольшой вывод Анна выдвинула предположение — что способность вытеснения в первую очередь состоит в борьбе с сексуальными влечениями, в то время когда другие техники защиты работают в основном с агрессивными импульсами.
Однако, в 1919 году Мелани Кляйн выступая на заседании Будапешт-ского психологического общества отметила, что вытеснение как защитный механизм уменьшает качество исследовательской деятельности ребенка, не образуя перехода энергии на социальную деятельность, в том числе интел-лектуальную .
Психоаналитик Вильгейм Райх, идеи которого являются по сей день ос-новами для самых различных телесных психотерапии считал, что вся струк-тура характера человека представляет из себя определенный целостностный защитный механизм.
В отечественной психологии важнейшим подходом к психологическим защитам являлся подход представленный Ф. В. Бассиным. Который включает в себя то, что психологическая защита исследуется как основная форма реа-гирования сознания индивида на психическую травму.
Подход предлагаемый Б. Д. Карвасарским разбирает психологическую защиту как совокупность адаптивных реакций личности, устремленных на защитное изменение важности дезадаптивных компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих. Во всем этом преследуется цель ослабления их психотравмирующего воздействия на Я — концепцию. Сам процесс протекает обычно не выходя за границы неосознаваемой дея-тельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических за-щит. Одни из которых проявляются на уровне восприятия (например, вытес-нение), другие на уровне трансформации (искажения) информации (напри-мер, рационализация) .
Так же не будем забывать, что люди редко пользуются одним механиз-мом защиты, как правило, они применяют различные защитные механизмы.
Если рассматривать вопрос происхождения разных типов защиты, то здесь будет правильным ответ с детства. То есть, ребенок появляется на свет без психологических защитных механизмов, все это он нарабатывает и приобретает на той же стадии, когда еще плохо работает сознание, он просто пытается выжить, сохранив свою душу.
Важнейшим открытием в исследовании этой темы было открытие пси-ходинамеческой теории ранних детских травм. Смысл ее токай: чем в более раннем возрасте ребенок получает психическую травму, тем более глубокие слои личности оказываются 'деформированными' у взрослого человека. Пе-реживания, возникшие от социальной ситуации или каких либо систем от-ношений, могут оставить неизгладимый след на всю жизнь, а иногда и обес-ценят ее.
По описанию Фрейда в самом раннем возрасте, на самой ранней стадии взросления ребенок должен установить связь со своим первым объектом общения — материнской грудью, а через нее — со всем миром. И если ребенку уделяется достаточное внимание, если мать полностью отдает себя малышу, интуитивно она будет чувствовать его настроение, самочувствие и желания. Если такого не происходит — закладывается одна из самых тяжелых личност-ных патологий отсутствует формирование базового доверия к окружающе-му миру. Возникает чувство неуверенности в окружающем мире, отсутствие поддержки и доверия к миру. Подобное отношение остается у человека на всю жизнь. Вследствие этого окружающее пространство для такого индиви-дуума становится не помощником и союзником, а врагом, от которого чело-век всегда ждет подвоха и предательства. Неконструктивно решенные зада-чи раннего возраста приводят к тому, что человек воспринимает мир иска-женно. Страх переполняет его, он живет с сомнением, не может трезво вос-принимать мир, доверять себе и людям .
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
- Батаршев А.В. Тестирование: основной инструментарий практическо-го психолога. М.: изд-во Дело, 2001.
- Беличева В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 1994.
- Джемс У. Психология. М., 1991. Гл. XXIV.
- Изард Кэррол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
- Кондаршенко В.Т. Общая психология. Учебное пособие. Минск, 1997.
- Леонтьев А.Н. Предисловие // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже. Вып. V. М.: Прогресс, 1975.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2002.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М.: Владос, 2001.
- Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. Методическое по-собие. СПб., 1995.
- Психология личности: Хрестоматия. СПб., 1997.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, рабо-тающих с персоналом). М., 1996.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М., 1990.
- Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А. М., Холостовой Е. И., М., 1997.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Тайсон Ф. Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. Екате-ринбург, 1998.
- Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособие для вузов (ма-териалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Цит-килова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.
- Эмоции и личность. Учебное пособие: практикум / сост. Строков Тю-мень: ТГУ, 1998.
- Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межлично-стных суждений // Вопросы психологии, 1981, № 2.