Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая защита личности

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

То есть, по другому их еще называют садистический вариант вымеще-ния. Например, вымещение агрессии на другом человеке. Но существует еще и вариант с мазохистским уклоном, то есть, таже сама агрессия, но уже по отношению к себе. Таким образом проявляется, ситуация, когда индивид не имеет возможности отреагировать на противника и обращается внутрь себя. Выражение в физических действиях отражается… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I. Глава. Защитные механизмы: понятие и их разработка
  • II. Глава. Способ вытеснения как вид психологической защиты личности
    • 2. 1. Сущность вытеснения
    • 2. 2. Вытеснение влечения
    • 2. 3. Вытеснение реальности
    • 2. 4. Вытеснение требований и предписаний Сверх-Я
    • 2. 5. Работа по преодолению вытеснения
  • III. Глава. Первостепенные способы защиты
    • 3. 1. Оглушение
    • 3. 2. Подавление
    • 3. 3. Аскетизм
    • 3. 4. Нигилизм
    • 3. 5. Изоляция
    • 3. 6. Аннулирование действия
  • IV. Глава. Перенос
    • 4. 1. Понятие и сущность
    • 4. 5. Работа с переносом
  • V. Глава. Другие способы защитного механизма
    • 5. 1. Рационализация
    • 5. 2. Идеализация
    • 5. 3. Обесценивание
    • 5. 4. Проекция
    • 5. 5. Идентификация
    • 5. 6. Образование симптомов
    • 5. 7. Реактивные образования
    • 5. 8. Регрессия
  • Заключение

Особая актуальность данной темы неоспорима. Так как, степень акту-альности зависит от того, на сколько близкий характер имеет рассматривае-мый предмет. Механизм психологической защиты личности непосредственно является частью нас, он формируется, существует и совершенствуется с дет-ства и на протяжении всей жизни. Тем амым, пытаясь постоянно сохранить наше внутренне стабильное душевное равновесие. Такой механизм очень ва-жен для нас, так как окружающий мир сам по себе непредсказуем, и пытаться что-то прогнозировать тоже смысла нет.

Человеческая психика у каждого индивида своя, свое воспитание, свои убеждения, свои манеры поведения. И для того, чтобы в некоторых сложных ситуациях, человек всегда умел найти свое место, нужен этот механизм. Он работает на подсознательном уровне. И человек порой не осознает что за процессы происходят внутри него. Однако, стоит заметить, что личность мо-жет контролировать или изменять эти процессы.

Целью этой работы является полное рассмотрение механизма психоло-гической защиты личности, его видов, и анализ их. А также рассмотрение особенностей протекания защитных реакции.

В данной работе будут приводиться примеры для более лучшего пони-мания ситуации.

I Глава. Защитные механизмы: понятие и их разработка.

С самых ранних этапов нашего развития внутри нашего сознания в пси-хике формируются и развиваются определенные механизмы. Они продолжа-ют действовать и развиваться в течении всей жизни. Эти механизмы обычно называют «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности «. Все это предохранение нашего сознания от разных по форме и роду негативных переживаний и перцепций, которые способствуют сохранению психологического гомеостаза, душевной стабиль-ности, а также умению разрешить внутриличностные конфликты. Все это может происходить как на бессознательном, так и подсознательном психоло-гических уровнях .

За счет предохранительных механизмов личность бессознательно защи-щает себя от вреда, который может возникнуть и нанести ей реальные жиз-ненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но стоит от-метить еще и то, что эта же самая защита временами работает не на пользу личности. Так как, она порой мешают человеку самокритично относиться к себе и следовательно, это зачастую затрудняет эффективное разрешение лич-ных проблем.

Зигмунд Фрейд в 1894 году был первым психологом, который ввел эти понятия в психологию. После чего, их развивали, продолжали, интерпрети-ровали, трансформировали, модернизировали представители разных поколе-ний психотерапевтов психоаналитической ориентации и других психологи-ческих отраслей например, экзистенциальной психологии, гуманистиче-ской психологии, гештальт-психологии и др .

Еще в первых своих исследованиях Фрейд обуславливал то, что прото-типом психологической защиты есть механизм вытеснения, который задачей своей ставит избегание неудовольствия, всех отрицательных аффектов, со-провождающихся внутренними психическими конфликтами между влече-ниями бессознательного и теми сферами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Одновременно с редукцией всех плохих аффектов воз-никает вытеснение содержания этих аффектов, а также реальных сцен, мыс-лей, представлений, фантазий, которые предшествовали появлению аффек-тов.

Продолжательницей династии психоаналитиков явилась Анна Фрейд. Она в свою очередь, твердо обозначила тот аффект, который включает рабо-ты защитных механизмов, таких как страх, тревога и т. д.

В своих концепция она обусловила три источника тревоги. Во-первых, это — тревога, страх от разрушительных и безоговорочных притязании ин-стинктов бессознательного, которые основываются исключительно принци-пом удовольствия (страх перед Оно). Во-вторых, это — тревожные и невыно-симые состояния, которым способствуют чувства вины и стыда, разъедаю-щими угрызениями совести. В-третьих, это — страх перед требованиями ре-альности.

А.Фрейд поддерживала точку зрения отца и утверждала, что защитный механизм базируется на двух типах реакций :

 блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;

 искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсив-ность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Проанализировав работы и исследования своего отца и совместив это с собственным психоаналитическим опытом, она подвела итог — что основные проблемы никуда не исчезают. То есть, использование защиты конфликт не снимает, страхи остаются и все ведет к тому, что велика вероятность появ-ления болезни. Она указала на определенные наборы психозащитных техник, которые непосредственно ведут к соответствующей симптоматике. Доказа-тельством здесь является то, что при определенных психологических патоло-гиях возникают оответствующие защитные техники. Например, при истерии часто проявляется обращение к вытеснению, а при неврозе навязчивых со-стояний происходит массированное использование изоляций и подавления.

Анна Фрейд исследовала определенные механизмы, такие как: вытесне-ние, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена бывшего некогда, проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противополож-ность, сублимация. Но этот

список не был исчерпывающим. Своеобразное отношение к вытеснению основывается на том, что оно количественно со-вершает намного объемнее работу, чем другие техники защиты. А также применяется сопоставительно сильных влечений бессознательного, которые не по силам другим техниками. Подведя небольшой вывод Анна выдвинула предположение — что способность вытеснения в первую очередь состоит в борьбе с сексуальными влечениями, в то время когда другие техники защиты работают в основном с агрессивными импульсами.

Однако, в 1919 году Мелани Кляйн выступая на заседании Будапешт-ского психологического общества отметила, что вытеснение как защитный механизм уменьшает качество исследовательской деятельности ребенка, не образуя перехода энергии на социальную деятельность, в том числе интел-лектуальную .

Психоаналитик Вильгейм Райх, идеи которого являются по сей день ос-новами для самых различных телесных психотерапии считал, что вся струк-тура характера человека представляет из себя определенный целостностный защитный механизм.

В отечественной психологии важнейшим подходом к психологическим защитам являлся подход представленный Ф. В. Бассиным. Который включает в себя то, что психологическая защита исследуется как основная форма реа-гирования сознания индивида на психическую травму.

Подход предлагаемый Б. Д. Карвасарским разбирает психологическую защиту как совокупность адаптивных реакций личности, устремленных на защитное изменение важности дезадаптивных компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих. Во всем этом преследуется цель ослабления их психотравмирующего воздействия на Я — концепцию. Сам процесс протекает обычно не выходя за границы неосознаваемой дея-тельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических за-щит. Одни из которых проявляются на уровне восприятия (например, вытес-нение), другие на уровне трансформации (искажения) информации (напри-мер, рационализация) .

Так же не будем забывать, что люди редко пользуются одним механиз-мом защиты, как правило, они применяют различные защитные механизмы.

Если рассматривать вопрос происхождения разных типов защиты, то здесь будет правильным ответ с детства. То есть, ребенок появляется на свет без психологических защитных механизмов, все это он нарабатывает и приобретает на той же стадии, когда еще плохо работает сознание, он просто пытается выжить, сохранив свою душу.

Важнейшим открытием в исследовании этой темы было открытие пси-ходинамеческой теории ранних детских травм. Смысл ее токай: чем в более раннем возрасте ребенок получает психическую травму, тем более глубокие слои личности оказываются 'деформированными' у взрослого человека. Пе-реживания, возникшие от социальной ситуации или каких либо систем от-ношений, могут оставить неизгладимый след на всю жизнь, а иногда и обес-ценят ее.

По описанию Фрейда в самом раннем возрасте, на самой ранней стадии взросления ребенок должен установить связь со своим первым объектом общения — материнской грудью, а через нее — со всем миром. И если ребенку уделяется достаточное внимание, если мать полностью отдает себя малышу, интуитивно она будет чувствовать его настроение, самочувствие и желания. Если такого не происходит — закладывается одна из самых тяжелых личност-ных патологий отсутствует формирование базового доверия к окружающе-му миру. Возникает чувство неуверенности в окружающем мире, отсутствие поддержки и доверия к миру. Подобное отношение остается у человека на всю жизнь. Вследствие этого окружающее пространство для такого индиви-дуума становится не помощником и союзником, а врагом, от которого чело-век всегда ждет подвоха и предательства. Неконструктивно решенные зада-чи раннего возраста приводят к тому, что человек воспринимает мир иска-женно. Страх переполняет его, он живет с сомнением, не может трезво вос-принимать мир, доверять себе и людям .

Психологическая защита личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и сущность.

В самой упрощенной трактовке перенос можно обозначить как защит-ный механизм, который имеет возможность удовлетворить потребности при сохранении, обычно качество энергии (танатоса или либидо) на замещающих объектах.

Одним из первейших и наименее сложных является вымещение. То есть, непосредственная подмена объектов изливания энергии, которая накопилась в виде агрессии, обиды.

Такой механизм защиты, направляет отрицательную эмоциональную ре-акцию даже не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, который не каается этих отношений. Внутри преобладает «замкнутый круг» взаимодей-ствия людей друг на друга .

Бывают моменты, когда наше Я стремиться найти, чтобы выместить свою обиду или агрессивную энергию. И основными особенностями этих объектов является то, что они безгласны, безропотность, невозможность оса-дить вымещающего. То есть они, как правило, должны иметь те же характе-ристики как и у меня, когда я послушно выслушиваю упреки и унизитель-ные замечания со стороны любых субъектов. И злость, которая не примени-лась на истинного виновника, переносится на того, кто еще слабее меня.

Задачи такого способа не имеют закрытого перечня. Их элементами мо-гут являться и живые существа, и неживые вещи.

Вандализм — явление широко распространенное, но к сожалению не только среди подростков. Ведь факт вандализма по отношению к безгласной вещи является следствием процесса вандализации по отношению к личности.

То есть, по другому их еще называют садистический вариант вымеще-ния. Например, вымещение агрессии на другом человеке. Но существует еще и вариант с мазохистским уклоном, то есть, таже сама агрессия, но уже по отношению к себе. Таким образом проявляется, ситуация, когда индивид не имеет возможности отреагировать на противника и обращается внутрь себя. Выражение в физических действиях отражается не только во внешнем про-явлении агрессии, но и во внутреннем. Например, человек от злости может кусать себе губы в кровь и т. п. На уровне психики это выглядит как угрызе-ниями совести, самоистязаниями, заниженной самооценкой, чрезмерной кри-тикой в адрес себя, неуверенностью.

Другой вид переноса — замещение. То есть замене подвергаются объекты желаний, обеспечивающиеся в основном энергией либидо.

Глубина внутреннего мира зависит от широкой палитры предметов, объ-ектов потребности.

Процесс замещения возникает в тех случаях, когда стабилизация по-требности на совершенно узком и почти не изменяемом виде объектов; клас-сика замещения стабилизация на одном объекте. В ходе замещения сохра-няется архаика либидо, отсутствует любое стремление к наиболее трудным и социально важным объектам.

Перед возникновением процесса замещения появляются с начало при-чины возникновения.

Часто встречается такая ситуация, когда существует сотрудничество за-мещения и вымещения. Для того, чтобы лучше понять суть, можно привести старое выражение: «любящие только животных часто равнодушны к челове-ческим несчастьям». То есть однолюбие является причиной тотального от-вержения оставшегося мира. Такой принцип жизни ни к чему хорошему не приведет, так как у всего есть свои конец. Если же умрет то единственное существо, то индивид просто потеряет смысл жизни. Ведь это был опреде-ленный стержень существования его. Ситуация предельная, и есть конечно еще один вариант существования в таком случае это проживать каждый день памятью о предмете своей любви.

Еще один вариант последствий, к которому может привести такая си-туация соизмеримость сил действия и противодействия. В смысле, человек бессознательно может стремиться к прекращению той зависимости, которая сковывает его. От любви до ненависти один шаг, и однолюбы могут пред-стать в роли уничтожителя своей любви.

Следующий вид переноса уход. К нему относится и избегание, и бег-ство, и самоограничение. Личность отходит от тех ситуаций, которые ей не-приятны, она покидает дискомфорт как существующий в реальности уже, так и планируемые.

Анна Фрейд в своей книге «Я и защитные механизмы» приводит став-ший классикой пример ухода.

К ней на прием привели мальчика, которому дала задание раскрасить «волшебные картинки». А. Фрейд поняла, что процесс раскрашивания делает ребенка счастливым. Дл того чтобы завоевать доверие к себе и начать разго-вор, Анна начинает помогать ему. Но увидев что получилось у Анны Фрейд, он прекратил свое занятие. Эту ситуацию исследовательница раскрывает в виде возникшего страха перед сравнение не в его пользу.

У процесса ухода есть свои причины, но также есть и своя итоговая кар-тина. То есть всегда существует какое то продолжение. Ведь если я прекра-щаю заниматься одним видов деятельности, я свою активность на другом объекте. Как можно уже заметить, уход есть определенное замещение объ-ектов.

С это позиции между уходом и творческой сублимацией много и труд-норазграничивающегося общего. Первые его отличием считается то, что сама сублимация есть занятие новой деятельностью, которое носит компен-саторный характер. Он придерживаетс защитной позиции и имеется нега-тивные предпосылки у новой активности. Точнее, эта активность является итогом ухода от неприятных переживаний, страхов, неуверенности. В дан-ный момент произошла замена, бес переживании.

Сама по себе мыслительная деятельности человека обладает огромным количеством возможностей для замещений в таком виде как уход.

Понимание личностью своих недостатков, своей неспособности разре-шить ту или иную проблему возникшую перед ней, вытесняется тем, что че-ловек переносит в те условия, где он способен что-то сделать. За счет этого, у личности есть возможность пользоваться чувством контроля над реально-стью.

Когда человек пытается уйти, погрузиться в научную деятельность, то это ведет к тому, что он постоянно повышает объем понятий, критериев клас-сификации, у него есть маниакальная нетерпимость к любому противопо-ложному мнению.

Все вышеперечисленные форм ухода являются горизонтальным видом бегства от существующих проблем к мысленному пространству. Мысленное пространство здесь понимается как та часть проблемы, которую либо не нужно решать вообще, либо индивид сам в состоянии ее решить.

Раз есть горизонтальный вид, значит, есть и вертикальный. Под этим ви-дом понимают, интеллектуализацию, в которую включено мышление и таким образом решение проблемы переносится из индивидуальной противоречи-вой, не поддающейся контролю реальности в сферу сугубо мыслительных операций. Но эти самые мыслительные варианты устранения от конкретной реальности могут привести к такому абстрагированию самой действительно-сти, что после, решение проблемы на замещающем объекте ни чего общего с решение в реальности не имеет. И хоть контроль за моделированием сохра-няется, уход от реальности может завести слишком далеко, до такой степени, когда забывается путь обратно, к реальности.

Фантазия является часто встречаемым видом ухода от реальности. Ини-циатором фантазии может стать хоть что, и пережитая травма, и незавершен-ность ситуации, несостоятельность желании.

По мнению Фрейда, «инстинктивные желания… можно сгруппировать по двум направлениям. Это или честолюбивые желания, которые служат воз-вышению личности, или эротические».

То есть в честолюбивых фантазиях объектом желания будет сам фанта-зирующий. Он хочет быть желанным для других объектом.

Ну, а в эротически окрашенных желаниях, объектом является лицо из близкого или дальнего социального окружения, то есть тот, в реальной жизни никогда не станет объектом.

Существует такой вид фантазии как «фантазия избавления». В ней сли-ваются оба желания одновременно. То есть человек представляет в опреде-ленных ролях.

Среди пациентов Фрейда встречались такие мужчины, которые фантази-ровали спасти женщину от социального падения, с которой у них была ин-тимная связь. Занявшись анализом их фантазии, Фрейд при помощи их самих рассмотрел причины этих фантазии. Началом фантазий стали бессознатель-ные желания мальчика забрать от отца свою любимую женщину, мать маль-чика, самому стать отцом и подарить матери ребенка. Фантазия избавления — это проявление нежных чувств к своей матери. Затем с исчезновением Эди-пова комплекса и установления в сознании личности культурных норм, все детские желания вытесняются, после чего будучи взрослым они возникают в воображении себя избавителем для падших женщин.

А также такую фантазии может обусловить и трудная ситуация в семье. Например, отец алкоголик, постоянно устраивает пьяные дебоши в семье, бьет мать. После этого в сознании ребенка откладываются мечты избавить родную мать от деспотичного отца. Иногда идеи заходят до представления убийства отца. Обычно в жены такой тип мужчин выбирают себе женщин, похожих на их несчастную мать. Но все эти фантазии и мечты не говорят о том, что сам ребенок потом не станет как его отец, муж-тиран.

Неофициально следующий рассматриваемый вид переноса мы можем обозначить как «переживанием из вторых рук» .

«Переживание из вторых рук» предполагает ситуацию, когда человек из-за причин как объективного, так и субъективного плана не может найти себе вариант приложения своих сил и интересов, так сказать, «в нужное время и в нужный час». После этого переживание желания применяется на замещаю-щих объектах, которые находятся ближе всего и которые относятся к реаль-ным объектам желания: книги, фильмы. Но какой бы не была реализация на замещающих объектах удовлетворить индивид она не в силах. Это желание на протяжении всего времени сохраняется, поддерживатся, и существует та-кая возможность застрять в этой позиции. Так как этот способ переживания безопасен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
  2. Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
  3. А.В. Тестирование: основной инструментарий практическо-го психолога. М.: изд-во Дело, 2001.
  4. В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 1994.
  5. У. Психология. М., 1991. Гл. XXIV.
  6. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
  7. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
  8. В.Т. Общая психология. Учебное пособие. Минск, 1997.
  9. А.Н. Предисловие // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже. Вып. V. М.: Прогресс, 1975.
  10. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.
  11. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2002.
  12. Р.С. Психология. Книга 1. М.: Владос, 2001.
  13. Н.Н. Психологическое консультирование. Методическое по-собие. СПб., 1995.
  14. Психология личности: Хрестоматия. СПб., 1997.
  15. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, рабо-тающих с персоналом). М., 1996.
  16. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М., 1990.
  17. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А. М., Холостовой Е. И., М., 1997.
  18. Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  19. Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  20. Ф. Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. Екате-ринбург, 1998.
  21. Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособие для вузов (ма-териалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Цит-килова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.
  22. Эмоции и личность. Учебное пособие: практикум / сост. Строков Тю-мень: ТГУ, 1998.
  23. А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межлично-стных суждений // Вопросы психологии, 1981, № 2.
Заполнить форму текущей работой