Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Картина мира лиц, переживших землетрясение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инвариантные представления о мире исследуются, прежде всего, в культурологии, истории культуры, этнологии. Этнографический и культурно-исторический аспект этой проблемы рассматривается в контексте создания мифопоэтической модели мира, представлений о мире, характерных для данной культуры, эпохи, в которую погружен субъект. Главным образом, эти исследования основываются на анализе мифологии… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава 1. Картина мира лични как хологичий феномен
    • 1. 1. Основные научные подходы к исследованию картины мира 11 личности
    • 1. 2. Содержательные компоненты картины мира и факторы, влияющие на ее развитие и траормациюЗ О
  • Глава 2. Влияние эремальныхтуаций на личнь
    • 2. 1. Теоретико-методологичие подходы к ледованию эремальныхтуаций
    • 2. 2. Психологические особенности лиц, переживших землетрние
  • Глава 3. Эмпирическое исследование картины мира лиц, переживших землетрние
    • 3. 1. Программа и методы эмпиричого ледования
    • 3. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования картины мира лиц, переживших землетрние

Картина мира лиц, переживших землетрясение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изучение субъективного пространства личности было и остается одной из актуальных проблем психологической науки. Исследование представлений человека о самом себе, об окружающем мире имеет большое значение для теоретического осмысления структурной организации индивидуального сознания. Для описания субъективного представления мира широко используются такие понятия, как «образ мира», «картина мира».

Инвариантные представления о мире исследуются, прежде всего, в культурологии, истории культуры, этнологии. Этнографический и культурно-исторический аспект этой проблемы рассматривается в контексте создания мифопоэтической модели мира, представлений о мире, характерных для данной культуры, эпохи, в которую погружен субъект. Главным образом, эти исследования основываются на анализе мифологии и ритуалов, древних текстов, современного фольклора и произведений искусства (Л.И.Гришаева, В. Гумбольдт, Е. С. Кубрякова, М. К. Попова, В. Н. Топоров, Л. В. Цурикова, О. Шпенглер). Картина мира здесь рассматривается как самостоятельное явление культуры, при этом за рамками исследования оказывается индивидуальная психологическая природа явления, психические механизмы его функционирования.

Психологические исследования картины мира посвящены вопросам формирования и функционирования индивидуальной системы представлений о мире, структурных и функциональных аспектов образа мира (Ю.А.Аксенова, Е. Ю. Артемьева, Ф. Е. Василюк, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Н. Н. Королева, Н. Н. Косова, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. Ф. Петренко, В. В. Петухов, В. П. Серкин, С. Д. Смирнов, Ю. К. Стрелков и др.). В психологической науке возникла ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, терминологической неопределенностью понятия «картина мира» («образ мира», «модель мира», «жизненный мир», «когнитивная карта», «модель Универсума», «схема реальности», «представление о себе и Вселенной» и т. д.), что связано со сравнительно недолгой историей существования понятия в гуманитарных науках и феноменологической сложностью изучаемого объекта, а с другой стороны — отсутствием четких критериев, на основании которых становится возможным полно представить именно содержательный аспект субъективного мира личности.

Отдельные психологические аспекты картины мира изучались в социологии, философии (Л.Е.Бляхер, Б. М. Величковский, Э. Гуссерль, Э. Н. Джафаров, Н. И. Журавлева, Д. А. Логвиненко, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, К. Ритцлер, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер и др.). Тем не менее, большинство исследований центрированы на изучении формирования субъективной картины мира, сложившейся в процессе взаимодействия индивида с социумом и на основе событий личной жизни и т. п.

Несмотря на достаточное количество исследований, посвященных влиянию различных факторов на картину мира личности (Ю.А.Аксенова, Е. Ю. Артемьева, Е. Б. Быкова, Г. Д. Гачев, Д. А. Леонтьев, В. С. Мухина, Г. В. Разумова, В. П. Серкин, Ю. К. Стрелков, С. В. Тарасов и др.), в настоящее время ощущается дефицит эмпирических данных, позволяющих рассматривать содержательные и структурные изменения в картине мира под воздействием экстремальных факторов. Вместе с тем, возрастающее количество стихийных бедствий и аномальных природных явлений приводит к необходимости более детального анализа их влияния на человека.

В настоящее время активно исследуется психотравмирующее влияние экстремальных ситуаций (войны, пожара, землетрясения, урагана и пр.) на личность и ее эмоциональное благополучие, однако практически отсутствуют исследования трансформаций в картине мира под воздействием экстремальных ситуаций. Следует отметить, что чаще всего изучается эмоциональный эффект, возникающий в короткий период после катастрофы (около одного месяца), но практически не исследуются психоэмоциональные переживания личности на протяжении более длительного времени.

Актуальность проблемы, недостаточная теоретическая разработанность, а также высокая социальная значимость изучения картины мира личности в экстремальных условиях жизнедеятельности, определили выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: картина мира личности.

Предмет исследования: картина мира лиц, переживших землетрясение.

Исходя из предмета и объекта исследования была сформулирована цель исследования: выявить содержательные и структурные компоненты картины мира лиц, переживших землетрясение.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что под воздействием экстремального фактора происходит реконструкция содержательных систем картины мира личности, трансформируются способы ее презентации и изменяются представления о позиции «Я-в-мире».

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ психологических, культурологических, философских, лингвистических теорий картины мира личности.

2. Выделить факторы, влияющие на развитие и изменение структурных и содержательных характеристик картины мира, реконструкцию представлений личности о мире и о себе в мире.

3. Проанализировать подходы к изучению влияния экстремальных условий (ЭУ) на развитие личности и выделить психологические особенности лиц, переживших землетрясение.

4. Провести эмпирическое исследование, выявить и описать содержательные и структурные особенности картины мира лиц, переживших землетрясение.

Методологическую основу исследования составили концепция смысловой структуры сознания, разработанная Л. С. Выготским,.

A.Н.Леонтьевым и получившая развитие в трудах В. П. Зинченко,.

B.Ф.Петренко, Е. Ю. Артемьевой, Д. А. Леонтьева, В. В. Столина и др.- психосемантические теории образа мира, представленные в работах Е. Ю. Артемьевой, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. П. Серкина, Ч. Осгудаположение о картине мироустройства современного человека Ю. А. Аксеновойтеории функционирования человека в критических и экстремальных условиях, в ситуации стресса Ю. А. Александровского, Ц. П. Короленко, Л. А. Китаева — Смыка, В. И. Лебедева, В. С. Мухиной.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы теоретического и эмпирического исследования: 1) теоретический анализ психологической, философской, культурологической, этнографической литературы по теме исследования;

2) комплекс методов исследования картины мира лиц, переживших землетрясение, включающий в себя следующие основные блоки:

— определение психоэмоционального состояния лиц, переживших землетрясение: методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ), разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, модифицированный вариант методики Дж.М. Сакса, С. Леви «Незаконченные предложения» для выявления страхов, тревог, а также представлений респондентов о своем прошлом, настоящем, будущемметодика определения страхов (модифицированный вариант опросника А.И.Захарова), опросник тревожности, разработанный Ю. В. Щербатых;

— выявление содержательных характеристик картины мира лиц, переживших землетрясение: комплексная психосемантическая методика, включающая модифицированный ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал, проективную рисуночную методику «Карта мира», разработанную Е. Б. Весна;

— установление степени психологической адаптированности личности: шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом, адаптированная А.К.Осницким- 3) методы количественной и качественной обработки: статистический анализ (дисперсионный анализ, факторный анализ, критерий Стьюдента, угловое преобразование Фишера), элементы контент-анализа, содержательная интерпретация результатов исследования.

Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft EXCEL и пакета статистического анализа SPSS for Windows 13.0.7.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сформулированных на их основе выводов обеспечены использованием валидных и надежных психодиагностических методов, адекватных предмету, цели и гипотезе исследования, репрезентативной выборкой, применением методов статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость. Расширены представления о влиянии экстремальных условий природного характера на личность. Определены факторы, влияющие на реконструкцию представлений человека о мире и о себе в мире вследствие переживания психотравмирующей ситуации (землетрясение). Выявлены особенности картины мира лиц, переживших землетрясение: трансформируется позиция угрожающего объекта в картине мира личности, к опасным относятся глобальные природные объекты, связанные с представлениями о прочности мироздания в целом, экстремальная ситуация репрезентируется в содержании картины мира. В соответствии с целями исследования были модифицированы варианты семантического дифференциала и апробирован проективный рисуночный тест «Карта мира» (методика Е.Б.Весна), которые могут быть использованы для дальнейшего изучения картины мира на материале различных социальных групп, социальных явлений.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при изучении структурных компонентов индивидуального сознания и отдельных сторон содержательной организации картины мира, при разработке общей концепции картины мира личности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при подготовке студентов психологических специальностей, в процессе повышения квалификации психологов-практиков, социальных работников и педагогов, работников служб МЧС. Полученные данные могут быть использованы для создания лекционных курсов, семинарских занятий по курсам «Психология экстремальных ситуаций», «Психология личности», в системе повышения квалификации преподавателей, в практике консультирования, при разработке программ реабилитационной работы с лицами, пережившими землетрясение, при организации психологической помощи данной категории населения в регионах с повышенной сейсмичностью.

Положения, выносимые на защиту: 1.

1. Под воздействием экстремального фактора (землетрясения) происходит реконструкция содержательных и структурных компонентов картины мира, трансформируются способы ее презентации: угрожающие физической безопасности объекты репрезентируются в структуре картины мира, становясь интегрированной ее частью.

2. В структуре картины мира человека, пережившего землетрясение, происходит актуализация страхов, связанных с причинением физического вреда (страх нападения, боли, природной стихии), при этом устойчивый страх является пусковым механизмом реконструкции содержательных компонентов картины мира.

3. В периоде «послевоздсйствия» экстремального фактора выделяются 4 фазы: фаза дезориентации, характеризующаяся недифференцированными эмоциональными переживаниями ситуациифаза кульминации, предполагающая всплеск невротических проявленийфаза реконструкции, которой свойственно повышение адаптивности, центрация на использовании внутренних ресурсов, обращение к силе «Я» для реконструкции картины мира и изменении представлений о мирефаза предвосхищения, отличающаяся высокой готовностью личности к возникновению экстремальной ситуации.

База исследования. Эмпирическую базу исследования составили жители Камчатского края 13−16 лет в количестве 152 человек. В. экспериментальную группу вошли респонденты п. Корф и п. Тиличики Корякского автономного округа, эвакуированные после землетрясения 21 апреля 2006 года (всего 52 человека). Контрольную группу составили жители г. Петропавловска-Камчатского и п. Шаромы Камчатского края в количестве 100 человек. Эмпирическое исследование являлось лонгитюдньтм, проводилось в четыре этапа. На каждом этапе в исследовании принимали участие одни и те же испытуемые.

Апробация и внедрение результатов. Данные, полученные в исследовании, были представлены в докладах на внутривузовских, '% межвузовских, региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга в 2004 — 2008 годах: «Вузовская наука — региону» (2005) — «Проблемы модернизации системы общего образования в регионе» (2005) — «Непрерывное образование: взаимодействие вуза и школы» (2006) — «Дальний Восток России: перспективы развития» (2007) — «Университет XXI века: достижения и перспективы» (2008). Результаты исследования обсуждались на заседаниях Лаборатории психологических исследований проблем развития личности в течение 2004;2008 годов. Доклады по теме исследования были представлены на научно-методологических семинарах кафедры теоретической и прикладной психологии Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 182 источника, и приложения. В.

Заключение

.

В представленной работе картина мира рассматривалась в качестве индивидуальной системы представлений о мире, о позиции «Я-в-мире», представляющей собой структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам. Индивидуальная картина мира является динамическим образованием, воспринимаемое и осознаваемое событие в жизни становится предпосылкой для ее изменения.

На основе теоретического анализа были выделены и описаны следующие характеристики картины мира: категоризация (осознанность, актуализированность представлений, в индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочения через присвоение и трансформирование субъектом категорий, эталонов общественного сознания, индивидуальные аспекты категоризации характеризуют специфику отражения мира субъектом) — целостность/интегрированность (представления о мире, знаковые системы, отражающие мир, формируются в общую схему картины мира) — эксплицируемость (возможность фрагментарного воссоздания картины мира) — константность/изменчивостьсоциальная представленность (картина мира рассматривается как основной фактор, конструирующий социальную реальность и определяющий доминирование различных социальных представлений, стереотипов, ценностей) — прогностичность и субъективность.

Эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности картины мира лиц, переживших землетрясение:

1. Структурные и содержательные компоненты картины мира имеют следующие отличительные черты: под воздействием сильного психотравмирующего события изменяется структура картины мира. Экстремальная ситуация, ее последствия отражаются в картине мира, репрезентируя негативные характеристики, приписываемые объектам в ее структуру. Вследствие генерализации страхов происходит включение в круг угрожающих объектов в первую очередь тех, которые непосредственно связаны с объектами — стрессорами, а затем и нейтральных с точки зрения угрозы. В процессе реконструкции картины мира содержательные компоненты становятся в большей степени центрированными на силе «Я», на внутренних ресурсах. Реконструкция содержательных и структурных компонентов происходит не сразу после катастрофы, а постепенно, по мере переживания психотравмирующего события, что может быть следствием инерционности картины мира.

В фазе послевоздействия можно выделить четыре основных периода: 1) период дезорганизации отличается переживанием сложного эмоционального состояния. Человек испытывает крайне интенсивные эмоции, нарушение когнитивной модели мира, нарушение представления о позиции себя в мире, чувства собственной безопасности. 2) Период кульминации характеризуется всплеском невротических эмоций. 3) Период реконструкции отличается повышением адаптивности, отмечается центрация на использовании внутренних ресурсов, обращении к силе «Я». 4) Период предвосхищения характеризуется высокой готовностью к возникновению новой экстремальной ситуации.

Исследование позволило сделать вывод о том, что под воздействием экстремального фактора происходит трансформация содержательных и структурных компонентов картины мира, изменяется представление о мире, о позиции «Я-в-мире».

На наш взгляд, полученные результаты могут стать началом новых теоретических и эмпирических исследований. В рамках осуществления этой цели представляет значительный интерес более глубокий анализ содержания компонентов картины мира, ее структуры. В частности, нам представляется перспективным проведение лонгитюдных исследований картины мира лиц, проживающих на территории с экстремальными условиями жизнедеятельности (природного или техногенного характера).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. — 264 с.
  2. , Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю. А. Аксенова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 272 с.
  3. , Т. Л. Социальные изменения : восприятие и переживание /Т. Л. Алавидзе, Е. В. Антошок, Л. Я. Гозман // Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцовой. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 298с.
  4. , И. А. Техники адаптации к критическим ситуациям Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.abc-people.com/typework/psychology/technika-adapt.htm
  5. , Ю. А. Психиатрическая помощь при землетрясениях / Ю. А. Александровский // Методические рекомендации / ВНИИ общ. и судеб, психиатрии им. В. П. Сербского- подготов. Ю. А. Александровский и др. М.: [Б.и.], 1989. — 30с.
  6. , Ю. А. Психогении в экстремальных условиях / Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 1991. — 124 с.
  7. , Ю. А. Состояния психической дезадаптации и его компенсация / Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 1976. -115 с.
  8. , Б. Г. Человек как предмет сознания / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
  9. Ю.Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. 7-е. изд. — СПб.: Питер, 2003. — 688 с.
  10. П.Андреева, Г. М. Образ мира в структуре социального познания / Г. М. Андреева // Мир психологии. 2003. — № 4. — С. 31−41.
  11. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. -М.: Аспект-пресс, 2000. 288 с.
  12. З.Анохин, П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы / П. К. Анохин // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. — С. 5−61.
  13. , Л. И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал- 1994. Т. 15. -№ 1.-С. 3−18
  14. , М. П. О положительных ресурсах жизненных кризисов / М. П. Аралова, М. Н. Мясникова // Психологический вестник РГУ. -1999. Вып. 4. — С. 367−370.
  15. , Е. Ю. Психология субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. Изд. 2-е. — М.: Изд-во ЖИ, 2007. — 136 с.
  16. , Т. С. Эмоциональное «Я-Мы». Опыт семантического исследования социальной идентичности / Т. С. Баранова // Семейная психология и психотерапия. № 1. — 2004. — С. 3−32.
  17. , Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр — пер. с англ. Леоновой А. Б. М.: Прогресс, 1979. — 320 с.
  18. , П. Г. Проблемы безопасности : образовательный аспект / П. Г. Белов // Проблемы безопасности при ЧС. М.: Изд-во ВИНИТИ, 2002. — Вып. 5. — С. 105−113.
  19. , П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман — пер. с англ. Е. Руткевич. -М.: Медиум, 1995. 323 с.
  20. , А. Ю. Некоторые психосоматические аспекты посттравматических стрессовых расстройств / А. Ю. Березанцев // Российский психиатрический журнал. 2002. — № 5. — С. 4−7.
  21. , Ф. Б. Некоторые аспекты психической и психофизической адаптации человека / Ф. Б. Березин // Психическая адаптация человека в условиях Севера. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1990.-С. 161−176.
  22. , Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  23. , Л. Е. Картина мира : учебное пособие / Л. Е. Бляхер. -Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. тех. ун-та, 1998. 41 с.
  24. , В. А. Система психологической регуляции стрессоустойчивости человека оператора / В. А. Бодров, А. А. Обознов // Психологический журнал. — 2000. — № 4. — С. 32−40.
  25. , Л. Ф. Психология жизненных ситуаций : учеб. пособ /Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-263 с.
  26. , О. С. Толерантность к экстремальным ситуациям : программа социально-психологического тренинга / О. С. Васильева, Л. Р. Правдина. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2002. — 47 с.
  27. , Ф. Е. Жизненный мир и кризис. Типологический анализ критической ситуации / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. -1995. -№ 3.- С. 90−102.
  28. , Ф. Е. Психология переживания : анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-200 с.
  29. , Ф. Е. Структура образа / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. № 5. — 1993. — С. 5−19.
  30. , Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека /Е. Е. Вахромов Электронный ресурс. Режим доступа: http://hpsy.ru/authors/x01 l.htm.
  31. , А. В. Землетрясение будет завтра / А. В. Викулин, Н. В. Семенец, В. А. Широков — Камчатская геофизическая станция института физики земли им. О. Ю. Шмидта АН СССР. -Петропавловск-Камч.: Дальневост. кн. изд-во. Камч. отд-ние, 1989. -80 с.
  32. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М: Изд-во МГУ, 1990. — 283 с.
  33. , Ю. JI. Языковая картина мира : трактовка понятия Электронный ресурс. / Ю. JI. Воротников. Режим доступа: http ://wvw.zpu-j oumal.ru/gum/new/articles/2007A^ orotnikov/
  34. , JT. С. Социальная ситуация развития / JI. С. Выготский // Психология социальных ситуаций: хрестоматия / отв. ред. В. Гришина. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  35. , Дж. Психология и география : основы поведенческой географии: пер. с англ. / Дж. Голд — предисл. С. В. Федулов. М.: Прогресс, 1990.-304 с.
  36. , Г. П. Образы мира в культуре : встреча Запада с Востоком // Культура, человек и картина мира / отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов /- М.: Наука, 1987. 350 с.
  37. , Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособ. для вуз. / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. 4-е изд., стереотип — М.: Академия, 2007 — 336 с.
  38. Джозеф, О' Коннор. НЛП. Практическое руководство для достижения желаемых результатов / О' Коннор Джозеф. М.: Гранд-Фаир^ 2006 -448 с.
  39. , Л. Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Л. Г. Дикая, А. В. Махнач // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 3. — С. 137−146.
  40. , Л. Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности / Л. Г. Дикая // Принцип системности в психологических исследованиях. М: Наука, 1990. -С.103−114.
  41. , Е. Т. Психология управления и личный выбор / Е. Т. Дубова // Журнал прикладной психологии. — 2001. № 2. — С. 27−39.
  42. , В. А. География и психология : подход к проблемам / В. А. Душков. М.: Мысль, 1987. — 285 с.
  43. , П. Н. Диагностика и коррекция ПТСР жертв террористического акта / Н. В. Середина, М. Н. Линенко // Психологический вестник РГУ. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2000. -Вып. 5.-С. 77−83.
  44. , Н. И. Миф как способ построения картины мира Текст.: дис.. канд. философ, наук: 09.00.13 / Надежда Ивановна Журавлева. Екатеринбург, 1998 — 204с.
  45. , А. В. Избранные психологические труды : в 2-х т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко — авт. вступ. ст. Л. А. Венгер, В. П. Зинченко — Коммент. В. П. Зинченко. М.: Педагогика. — Т. 1. Психическое развитие ребенка.- 1986. -316 с.
  46. , В. А. Поведение человека в ситуации выбора / В. А. Иванников // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. — С. 112−133.
  47. , Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. СПб.: Речь, 2005.-400 с.
  48. К землетрясению без риска Текст.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений Камч. обл. / А. В. Викулин,
  49. B. Н. Дроздюк, Н. В. Семенец, В. А. Иванов. Петропавловск-Камч.: Издат. центр СЭТО-СТ, 2000. — 120 с.
  50. , А. С. Особенности психотерапии посттравматических стрессовых расстройств / А. С. Калмыкова, Е. А. Миско, Н. В. Тарабрина // Психологический журнал. 2001. — Т.22.- № 4.1. C. 17−26.
  51. Камчатка ХУП-ХХ вв. Историко-географический атлас / под ред. Жданова Н. Д., Полевого Б. П. М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. — 112 с.
  52. , А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин — авт.- сост. А. Карелин. М.: ЭКСМО, 2005. — 414 с.
  53. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований) / Москов. обществ, науч. фонд — под ред. В. Э. Шляпентох, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1999. — 347 с.
  54. , Г. А. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие / Г. А. Квашнина. Воронеж: Воронеж, госуд. техн. ун-т, 2004. — 145 с.
  55. , А. В. Некоторые особенности психологической диагностики агрессивного поведения / А. В. Киселева // Психологическая диагностика. 2005. — № 1. — С. 86−93.
  56. Китаев Смык, JI. А. Психология стресса / JI. А. Китаев — Смык. -М.: Наука, 1983−368 с.
  57. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
  58. , Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Е. Ю. Коржова // Психологические проблемы самореализации личности: сб. статей / под ред. Е. Ф. Рыбалко, JT. А. Коростылевой. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Вып. 4. — С. 155−159.
  59. , Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц. П. Короленко. JI.: Медицина, 1978.-271 с.
  60. , Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. М.: «Академический проект», 2000. — 460с.
  61. , Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях / Ф. П. Космолинский. М.: Медицина, 1976- 179 с.
  62. , Н. Н. Ментальные схемы и ситуации как схемы символической организации опыта при построении картины мира (формирование образа будущего) / Н. Н. Косова // Журнал практического психолога. 2006. — № 1. — С. 94−107.
  63. Куликов, J1. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб. ун — та, 2000. — С. 405−440.
  64. Купирование острого стресса и антистрессовая подготовка к экстремальным ситуациям / X. М. Алиев, В. В. Захаров, Н. В. Степанова, Е. А. Виржанская // Московский психотерапевтический журнал. 2006. — № 4. — С. 131−143.
  65. , Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р.Лазарус //Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. Л.: Медицина, 1970. — С. 178−206.
  66. , Е. О. Военно-травматический стресс : особенности посттравматической адаптации участников боевых действий
  67. Е. О. Лазебная, М. Е. Зеленова // Психологический журнал. № 5. -1999.-С. 62−74.
  68. , Е. О. Травматический психологический стресс и его последствия / Е. О. Лазебная // Прикладная психология. 2000. -№ 2.-0.24−31.
  69. , В. И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев. — М.: Политиздат, 1989.-303 с.
  70. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975 430 с.
  71. , А. Н. К психологии образа / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 141 Психология. 1986. — № 3. — С.73.
  72. , Д. А. Динамика смысловых процессов / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 34−41.
  73. , Д. А. Значение и смысл : две стороны одной медали /Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1996. — т. 17. — № 5. -С. 19−30.
  74. , Д. А. Личностный смысл и трансформации психического образа / Д. А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1988.-№ 2.-С. 3−14.
  75. , Д. А. Неопубликованные материалы А. Н. Леонтьева //Д. А. Леонтьев, С. Д. Смирнов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986 — № 3. — С. 73.
  76. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  77. , С. В. Изучение этнической картины мира как междисциплинарная проблема // Культура, человек и картина мира / отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М.: Наука, 1987. -С. 110−117.
  78. , Н. М. Теория стресса и копинга / Н. М. Лыкова. М.: Изд-во МГОУ, 2004. — 125 с.
  79. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. М.: ЭКСМО, 2005. -958 с.
  80. , В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях / В. И. Медведев // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979. — С. 625−672.
  81. , В. А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия / В. А. Моляко // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2. — С. 66−73.
  82. ЮО.Мохов, В. А. Возможности методики «Семантический дифференциал» в исследовании особенностей самосознания старшихподростков / В. А. Мохов, Н. В. Воротыло // Психологическая диагностика. 2007. — № 6. — С. 50−71.
  83. , Е. П. Экстремальные ситуации : как выжить? / Е. П. Муравьева // Человек и общество. -2001. -№ 5, С. 7−15.
  84. ЮЗ.Мясищев, В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев / Академия пед. и соц. наук Московского психолого-социального института — под ред А. А. Бодалева. М.: Ин-т практической психологии — Воронеж: МОДЭК. — 368 с.
  85. , В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности: хрестоматия. — Самара: Издат. Дом «БАХРАХ-М», 2000. Т. 2. -С. 223−226
  86. Ю5.Найссер, У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. М.: Прогресс, 1981 — 230 с.
  87. Нартова-Бочавер, С. К. Coping-behavior в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. 1997. — № 5. — Т. 18. — С. 20−39.
  88. , А. А. Ашхабадское землетрясение : проблемы и решения полвека спустя после катастрофы Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.scgis.ru/russian/cpl251/dgggms/2−98/nikonov2.htm
  89. , Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего /Нюттен / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  90. , А. С. Исторически обусловленные модификации образа мира / А. С. Обухов // Развитие личности 2003. — № 4. — С. 51−68.
  91. Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях: метод, рекомендации / Президент, прогр. «Дети России» — авт.-сост.: Осипова А. А. и др. Ростов н/Д.: ЮГ, 2001.-105 с.
  92. Ш. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. — 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
  93. , В. Ф. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета) /В. Ф. Петренко, О. В. Митина. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. -214 с.
  94. , В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. М.: Смысл, 1992. -224 с.
  95. , В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления /
  96. B. В. Петухов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. — № 4.1. C.13−21.
  97. , К. О. Картина мира и ее виды / К. О. Погосова Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.viu-online.ru/science/publ/bulletenl7/page40.html
  98. , Г. Л. Социальные последствия природных катастроф Электронный ресурс. / Г. Л. Погосян // Социологический журнал. -№ 4. 1995. — Режим доступа: http://wwvv.socjournal.ru/article/190
  99. , Ю. JI. Возможности психосемантических методов в исследовании понимания и переживания стихотворных текстов / Ю. Л. Проект // Психологическая диагностика. 2007 — № 6. -С. 71−91.
  100. Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 368 с.
  101. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985.- 175 с.
  102. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. и сост. В. С. Мухина. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина. — 1991. — 200 с.
  103. Психология: словарь Текст. / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  104. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / сост.
  105. A. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 2001. — 114 с.
  106. , А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство : диагностика, психофармокотерапия, психотерапия / А. Л. Пушкарев,
  107. B. А. Доморацкий, В. Г. Гордеева. — М.: Изд-во института психотерапии, 2000. 128 с.
  108. , А. А. Психология адаптации личности : учебно-научное издание / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
  109. Ф. Основные формы страха : пер. с нем. / Ф. Риман. М.: Алетейа, 1998. — 336 с.
  110. , В. Г. Поведенческая терапия страхов / В. Г. Ромек // Прикладная психология. 2002. — № 4. — С. 72−89.
  111. , С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир / С. JI. Рубинштейн-СПб.: Питер, 2003.- 512 с.
  112. , Э. В. Образ мира как отношение и способ осуществления бытия / Э. В. Сайко. Мир психологии. — 2003. — № 4. — С. 3−10.
  113. , JI. В. Введение в психолингвистику / JT. В. Сахарный. -JI.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1989. — 180 с.
  114. Селье, Ганс. Стресс без дистресса: пер. с англ. / общ. ред. Е. М. Крепса — предисл. Ю. М. Саарма. М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
  115. , Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1990. — 245с.
  116. , В. П. Методы психосемантики Текст. / В. П. Серкин. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 207 с.
  117. , В. П. Психосемантика: на пути к моделированию / В. П. Серкин, В. Е. Сиротский // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. -№ 3. — С. 28−33
  118. , В. П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира / В. П. Серкин // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2006. — № 1. -С. 11−19.
  119. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.
  120. , В. С. Адаптация к экстремальным ситуациям / В. С. Скрипалев // Образование граждан мира: тезисы докладов конференции. М.: Экспоцентр «Красная Пресня», 1999. — С. 59−60.
  121. , С. Д. Методологические уроки концепции А. Н. Леонтьева / С. Д. Смирнов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. — № 2. -С.15−25.
  122. , С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология,-.1981. -№ 2. С. 15−29.
  123. , С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов / С. Д. Смирнов // А. Н. Леонтьев и современная психология: сб. ст. памяти А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 149−155.
  124. , С. Д. Психология образа : проблемы активности психического отражения / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. -231 с.
  125. , Т. В. Смысл и символ в проективном рисунке / Т. В. Снегирева // Вопросы психологии. 1995. — № 6. — С. 20−21.
  126. , JI. Л. Миграционное поведение и адаптация человека к экстремальным условиям среды обитания // Психическая адаптация человека в условиях Севера. Владивосток, ДВМЦ АН СССР, 1980. -С.173.
  127. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. Циркина С. Ю. СПб.: Питер, 1999. — 752 с.
  128. Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998.-310 с.
  129. , В. В. Личностный смысл : строение и форма существования в сознании / В. В. Столин, М. Кальвиньо // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология 1982. — № 3. — С. 38−46.
  130. , Ю. К. Инженерная и профессиональная психология : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Ю. К. Стрелков. — 2-е изд., стереот. М.: Академия, 2005. — 360 с.
  131. , Т. Содержание страхов у детей вынужденных мигрантов (на материале исследования детей-беженцев 7−10 лет) / Т. Счастная, О. Хухлаев // Развитие личности. 2002. — № 1. — С. 227−255.
  132. , А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе / А. Сырцова, Е. Т. Соколова, О. В. Митина // Психологическая диагностика. 2007. -№ 1. — С. 163−170.
  133. , Н. В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений : современное состояние проблемы / Н. В. Тарабрина, Е. О. Лазебная // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2. -С. 17−28.
  134. , С. А. Мифология / С. А. Токарев, Е. М. Мелетский // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. — Т.1. — С. 11−20.
  135. , В. Н. Модель мира / В. Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т.- М.: Сов. энциклопедия, 1992. — Т. 2. С.161−164.
  136. , Е. В. Обыденное сознание : продуктивность противоречий в развитии сознания / Е. В. Улыбина // Мир психологии. 1999. — № 1.-С. 128−140.
  137. , Е. В. Обыденное сознание в картине мира личности : психосемантический подход Текст.: дис.. докт. психол. наук: 19.00.01 / Улыбина Елена Викторовна. Ставрополь, 1999. — 368 с.
  138. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей / М. М. Решетников, Ю. А. Баранова, В. С. Мухина, С. В. Чермянин // Психологический журнал. 1990. -Т. 11. -№ 1. — С. 95−101.
  139. , Н. Ю. Понятие устойчивости к травме и посттравматического роста / Н. Ю. Федунина // Московский психотерапевтический журнал. — 2006. — № 4. С. 69−81.
  140. , И. М. Порог вероятностного прогноза и его изменения в патологии / И. М. Фейгенберг // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. — С. 169−188.
  141. , Р. Кризисное вмешательство / Р. Флэннери, Дж. Эверли // Московский психотерапевтический журнал 2006. — № 4. — С. 4153.
  142. , В. Психолог в концентрационном лагере / В. Франки // Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — С. 130−155.
  143. , К. Собрание сочинений в 3 т. ТЗ. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности: пер. с англ / К. Хорни. -М.: Смысл, 1997. 696 с.
  144. , Н. В. Мифологическая составляющая образа «Я» / Н. В. Чудова // Психологический журнал. Т.20. — № 5. — С. 45−50.
  145. , А. Острые реакции на травматический стресс : многомерность картины / А. Шалев, Р. Урсано // Московский психотерапевтический журнал. 2006. — № 4. — С. 53−69.
  146. , С. А. Деятельность в особых условиях : компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / С. А. Шапкин, Л. Г. Дикая // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 19−34.
  147. Шинфуку, Наотака. Психологические последствия землетрясения в городе Кобе (Япония) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.psyinst.ш/library.php?part=article&-id=785
  148. , П. Н. Современная социальная энциклопедия / П. Н. Шихирев. М.: ИПН РАН, 2000. — 448 с.
  149. , А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику / А. Г. Шмелев. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 158 с.
  150. , А. Г. Психодиагностика личностных черт Текст. / А. Г. Шмелев. СПб.: Речь, 2002. — 480 с.
  151. , А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика : объектная и субъектная парадигмы анализа данных / А. Г. Шмелев // Вопросы психологии. 1982. -№ 5. — С. 34−46.
  152. Штомпка, Петр. Социология социальных изменений / П. Штомпка — пер. с англ. под. ред. В. А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 416 с.
  153. , Ю. В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги, фобий : монография / Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлева — Центр экспериментальной медицины и безопасности жизнедеятельности во МАНЭБ. Воронеж: Истоки, 1998 — 282 с.
  154. Языковая картина мира Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.rU/dict/krugosvet/article/2/2e/1 007 724.htm
  155. , П. В. Семантика пространственного рисунка в контексте языка невербальных значений / П. В. Яньшин // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. — № 1. — С. 45−51.
  156. Appraisal coping, health and psychological symptoms / S. Folkman, R. S. Lazarus, R. G. Gruen, A. De Longis // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. — 579.
  157. Psychological stress and adaptation: Some unresolved issues. In H. Selye (Ed.) Selye’s guide to stress research / R. S Lazars, J. B. Cohen, S. Folkman, A. Kanner, C. Schaffer. NY: VanNostrad, 1980. — Vol 1.
  158. Osgood, Ch. Semantic Differential Techniqe in the Comparative study of cultures // American Antropology. 1964. — V.66
Заполнить форму текущей работой