Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различные аспекты психологии отцовства рассматривались в многочисленных работах отечественных и зарубежных специалистов: Д. С. Акивис, В. Воловик, Т. А. Гурко, Ю. В. Евсеенковой, Г. Г. Зубковой, Н. А. Коркиной, B.C. Мухиной, Р. В. Овчаровой, Е. Г. Силяевой, Е. А. Петровой, В. Н. Соколовой, А. С. Спиваковской, Э. Фроммом. В литературе поднимаются вопросы культурно-исторической динамики проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ 13 ОТЦОВСТВА
    • 1. 1. Отцовство как социально-психологический феномен
    • 1. 2. Социально-психологические проблемы в неполных 33 отцовских семьях
    • 1. 3. Родительско-детские отношения в неполных отцовских 43 семьях
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 71 РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
  • НЕПОЛНЫХ ОТЦОВСКИХ СЕМЬЯХ В СРАВНЕНИИ С НЕПОЛНЫМИ МАТЕРИНСКИМИ И ПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
    • 2. 1. Организация и этапы проведения эмпирического 71 исследования
    • 2. 2. Выбор методик исследования и их характеристика
    • 2. 3. Результаты и анализ родительско-детских отношений в 96 неполных отцовских семьях
    • 2. 4. Результаты и анализ родительско-детских отношений в 103 неполных материнских и полных семьях
    • 2. 5. Анализ результатов удовлетворенности детей 111 родительскими отношениями в разных типах семей
    • 2. 6. Сравнительный анализ родительско-детских отношений 120 разных в типах семей
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Семья — это не только малая группа, но и еще общественный институт. От благополучия российских семей зависит благополучие страны в целом. Между тем, с каждым годом увеличивается количество неполных семей. В России по официальной статистике, 300 тысяч отцов-одиночек. Это связано с увеличением разводов, распадом и нестабильностью в семье, утратой семейных ценностей, увеличением смертности. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе.

В психологические центры за поддержкой и помощью, в связи с возникновением проблем во взаимоотношениях с детьми, отстраненностью от собственно воспитательного процесса и чрезмерной ориентацией на материальную заботу о ребенке, недостаточным уровнем знаний, навыков по воспитанию детей начинают обращаться не только женщины, но и мужчины (А.Я. Варга, Т. И. Дымнова, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, А. Н. Обозова, Н. Н. Обозов, Е. А. Петрова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др.). Неполная отцовская семьясемья, характеризующаяся наличием главы семьи (отца) и ребенка, либо нескольких детей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.

Теоретическая актуальность обращения к данной проблеме обусловлена существующим противоречием между потребностью в поддержке и помощи неполным отцовским семьям и неразработанностью как теоретической базы, отсутствием целостных концепций, отражающих психологическую природу данного феномена, так и отсутствием эмпирических данных, раскрывающих специфику родительско-детских отношений в отцовской семье, консультационных процедур, построенных на основе этой специфики.

Изучение особенностей родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях является одной из новых, малоисследованных областей социально-психологического знания, где теория отстает от практики. Создание условий для социального, психолого-педагогического, материально-экономического благополучия данного типа семьи через координацию и совместную деятельность государственных и негосударственных структур, причастных к обеспечению социальной поддержки семьям, — актуальная практическая задача. Необходимость ее решения возникает уже сегодня.

Степень разработанности проблемы связана с ростом интереса психологии к проблемам отцовства как социально-психологического феномена, со стремлением переосмыслить проблемы современных тендерных отношений и связанных с ними аспектов внутрисемейного развития, культурных стереотипов. Анализ современного положения семьи в России является фокусом внимания исследователей, которые трактуют современную ситуацию отцовства с различных подходов и позиций.

Различные аспекты психологии отцовства рассматривались в многочисленных работах отечественных и зарубежных специалистов: Д. С. Акивис, В. Воловик, Т. А. Гурко, Ю. В. Евсеенковой, Г. Г. Зубковой, Н. А. Коркиной, B.C. Мухиной, Р. В. Овчаровой, Е. Г. Силяевой, Е. А. Петровой, В. Н. Соколовой, А. С. Спиваковской, Э. Фроммом. В литературе поднимаются вопросы культурно-исторической динамики проблемы: М. Мид, И. Кон, В. Рамих. Проблемы влияния неполной семьи на несовершеннолетних рассматривали К. Витек, Ф. Дольто, Б. Н. Дукович, 3. Марова, 3. Матейчик, Ф. Райе, М. Раттер, Э. В. Соколов, Т. И. Шульга, Г. Фигдор. Роль отца в формировании психики ребенка исследовали JI.A. Арутюнова, В. И. Брутман, Е. И. Захарова, Т. А. Куликова, М. Е. Ланцбург, Г. А. Репина, М. М. Рубинштейн, Н. Е. Румянцев, Н. А. Рыбников, Г. Г. Филиппова, С. О. Филиппова. Проблемы воспитания в неполных семьях рассматривали И. Ф. Дементьева, Н. М. Зубарева, М. А. Костенко, Л. Г. Лунякова и другие.

В исследованиях А. Я. Варги, В. И. Гарбузова, В. И. Дружинина, А. И. Захарова, М. Земска, Г. Крайга, С. В. Ковалева, В. Сатир, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других накоплен обширный материал по проблеме воспитания в семье и детско-родительских отношенийвыявлены и описаны различные типы и стили семейного воспитания, их структурные составляющие и особенности влияния на психическое и личностное развитие ребенка.

Вместе с тем, на фоне многочисленных работ по психологии семьи, родительства, наблюдается дефицит исследований, посвященных современной специфике отцовства. Становится очевидной необходимость восполнения недостатка теоретического и практического знания о неполных отцовских семьях и особенностях отношений между родителем и ребенком.

Актуальность проблемы, её практическая востребованность и недостаточный уровень разработанности определили выбор темы, предмета и целей исследования.

Объект исследования: родительско-детские отношения.

Предмет исследования: социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях.

Цель исследования — выявить специфику родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях.

Гипотеза исследования: социально-психологическая специфика неполных отцовских семей определяется усложненным функционально-ролевым статусом мужчины-отца, который проявляется в совокупности особенностей семейных взаимоотношений: отношения отца к ребенку, его родительских установок и позиций, доминирующего стиля воспитания, особенностей детского восприятия и отношения к семье в целом.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа литературы рассмотреть основные подходы к исследованию современного состояния проблемы отцовства и его социально-психологических характеристик в отечественной и зарубежной науке.

2. Изучить и обобщить социально-психологические проблемы и родительско-детские отношения в неполных отцовских семьях.

3. Разработать и обосновать технологию исследования родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях.

4. Выявить и описать специфику родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях в сравнении с неполными материнскими и полными семьями.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения: концепции межличностных отношений в семье (Г.М. Андреева, А .Я Варга, В. М. Воловик, А. И. Захаров, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер) — персонализации (А.В.Петровский) — положения о психолого-педагогических основах детско-родительских отношений (АЛ. Варга, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) — принцип историзма развития психики человека (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. Мид, C.JI. Рубинштейн, Э. Фромм) — субъективно-деятельностный подход, к становлению личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн).

Методическую основу исследования составили общенаучные методы: теоретический анализ литературы, синтез, сравнение, аналогия и абстрагированиеэмпирические методы: анкетный опрос, тестированиеметоды математической обработки, статистические методы (описательная статистика, критерий Стъюдента). В работе использовались методики: авторская анкета-опросник «Проблемы в неполной отцовской семье».

2007) — анкета на выявление оценки осознаваемых установок на отцовство Е. А. Петровой (2007) — тест-опросник родительского отношения («ОРО») А. Я Варги, В. В. Столина (1988) — опросник родительских установок PARI Е. Шефера и Р. Белла, адаптированный Т. В. Нещерет, в модификации Т. В. Архиреевой (1999) — опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), Э. Г. Эйдемиллера, 1999) — опросник межличностных отношений в семье и личностных характеристик Т. Лири (1957) — тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (1972).

Этапы исследования: осуществлялось в период с 2005 по 2009 годы.

На первом этапе (2005 г.) — проведен анализ литературы по теме исследования, разработаны концептуальные основы исследования, осуществлена методологическая обработка понятийного аппарата и социально-психологическая феноменологизация исследуемых явлений. На этом же этапе разрабатывалось содержание программы, комплектовалась выборка, с которой предполагалось проведение дальнейшей работы.

На втором этапе исследования (2006;2007 г. г.) — был подобран пакет методик, адекватных предмету исследования и валидных с точки зрения качества и надежности измерениятиражирован стимульный материал, проведена диагностика.

На третьем этапе (2008;2009 г. г.) — были проведены анализ полученных результатов и их математико-статистическая обработка, сравнительный анализ особенностей родительско-детских отношений в неполных отцовских, материнских и полных семьях.

Эмпирическая база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Свердловской областной общественной организации «Уральский минералогический музей», где в течение ряда лет действует центр развития детей «Кристаллик», а также в центре развития семьи «Созвездие» г. Екатеринбурга. В рамках работы центров осуществлялась разработка и апробация экспериментальной программы. В исследовании приняли участие 135 взрослых, а также 135 детей в возрасте 7−9 лет. Из них 45 неполных отцовских семей и 45 детей были в экспериментальной группе, 45 неполных материнских семей и 45 детей, 45 полных семей и 45 детей — в контрольной группе.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались соответствием методологии исследования поставленной проблемеполнотой рассмотрения предмета на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных предмету исследованияподтверждены эмпирическими данными, адекватными теоретическим положениям исследованиярепрезентативностью выборки, применением методов математической обработки и статистической значимостью эмпирических данных.

В ходе исследования решена1 научная задача, которая состояла в том, чтобы выявить специфику родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях, их сущностных показателей, а также сравнить полученные данные с показателями материнских и полных семей.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими* авторами, состоит в том, что вводимые в научный оборот новые эмпирические данные примененного методического комплекса позволили уточнить сущность и социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях. В ранних экспериментальных исследованиях изучались полные и неполные материнские семьи (А.Я.4 Варга, Р. В. Овчарова, Е. А. Петрова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).

Результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. На основе обобщения теоретических положений были проанализированы подходы отечественных и зарубежных ученых по проблеме современного состояния психологии отцовства и определены теоретико-методологические основания для анализа специфики родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях.

2. Определены основные проблемы современных родительско-детских взаимоотношений, на их основе разработан авторский опросник «Проблемы в неполных отцовских семьях» (М.В. Носкова, 2007) и выявлена специфика этих проблем в изучаемых семьях (на межличностном и внутриличностном уровнях), а также описана специфика принятия и исполнения совмещенной родительской роли современными отцамиодиночками, проявляющаяся в углубленном осознании родственной связи с детьми, обостренных чувствах долга и родительской любви к своим детям.

3. На основе разработанной и обоснованной технологии исследования родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях показано, что социально-психологическая специфика неполных отцовских семей проявляется в совокупности всех параметров семейных взаимоотношений: отношении родителя к ребенку, его родительских установках и позициях, доминирующем стиле воспитания, особенностях детского восприятия и отношения к семье.

4. Разработаны рекомендации для специалистов в целях достижения позитивных родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях.

Теоретическая значимость работы. На основе теоретико-методологического анализа был систематизирован, обобщен и-проанализирован опыт исследователей к изучению отцовства, что позволило выявить специфику родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях, определить социально-психологические проблемы на межличностном и внутриличностном уровнях, дать сравнительный анализ родительско-детских отношений в разных типах семей.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться в работе объединений мужчин-отцов, в школах для отцов-одиночек, при разработке учебных программ по курсам «Психология семьи», «Семейное консультирование», «Социальная психология», «Психология развития», «Семьеведение». Кроме того, полученные результаты могут лечь в основу программы социально-психологического сопровождения отцов-одиночек, а также быть полезными для психологов, психотерапевтов, специалистов по социальной работе при решении семейных проблем, при диагностике и коррекционной работе в консультационных и реабилитационных центрах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на отражение различных аспектов отцовства в рамках культурологической концепции' (М.Мид), социокультурного подхода (И.С. Кон), психосоциального подхода (Р.В. Манеров), личностного подхода (Д.С. Акивис, Г. С. Абрамова, К. Кенфилд, Э. Фромм, Э. Эриксон, и др.) и философско-культурологического подхода (В. А. Рамих), социально-психологическая специфика современных родительско — детских отношений в неполных отцовских семьях России требует углубленного изучения.

2. Неполная отцовская семья — семья, характеризующаяся наличием главы семьи (отца) и ребенка, либо нескольких детей. Отцы в неполных семьях, выполняя роли за обоих родителей, выступают по отношению к ребенку в различных функциях: воспитательной, хозяйственно-бытовой, рекреативной, коммуникативной и эмоциональной. Они сталкиваются с различными межличностными и внутриличностными проблемами.

3. Неполные отцовские семьи порождают специфические отношения между родителем и детьми. В этих отношениях чаще проявляется симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком) и авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка) — реже встречается инфантилизация (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем).

4. Отцы в неполных семьях чаще демонстрируют в отношении ребенка потворствующую гиперпротекциюреже — эмоциональное отвержение и жестокое обращение. В сравнении с мужчинами из полной семьи они характеризуются авторитарной гиперсоциализацией и симбиозом. Отцовские семьи отличаются от материнских семей более высокой степенью авторитарной гиперсоциализации и потворствования.

5. Статус «неполной семьи», как фактор, влияющий на специфику родительско-детских отношений, является более значимым, нежели фактор тендерного различия родительства (отцовства и материнства). В группах отцов и матерей из неполных семей наблюдаются схожие особенности в построении взаимоотношений с ребенком. Следует разделять функционально-ролевые особенности отцовства в полной и в неполной" семье.

Апробация результатов исследования. Результаты теоретического и практического исследования нашли отражение в материалах, опубликованных автором в научных журналах, в том числе и рекомендованных ВАК. Основные положения обсуждались и получили одобрение на следующих конгрессах и конференциях: V Международном социальном конгрессе «Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы» (Москва, 2005), IV Международном конгрессе Национального общественного комитета «Российская семья»: «Сельская семья: традиции и современность (в контексте реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации)» (Москва, 2007), научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2008), международной научно-практической конференции «Семья и будущее России» (Екатеринбург, 2008), VIII Международном социальном конгрессе «Россия в многополярном мире» (Москва, 2008), V Научно-практической конференции «Социальное развитие региона» на тему: «Современное состояние семьи: настоящее и будущее» (Екатеринбург, 2008).

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы (213) и приложения (5).

Результаты исследования могут использоваться в работе объединений мужчин-отцов, в школах для отцов-одиночекпри разработке учебных программ по курсам «Психология семьи», «Семейное консультирование», «Социальная психология», «Психология развития», «Семьеведение" — лечь в основу программы социально-психологического сопровождения отцов-одиночек, а также быть полезными для психологов, психотерапевтов, специалистов по социальной работе при решении семейных проблем, при диагностике и коррекционной работе в консультационных и реабилитационных центрах.

Пути дальнейшего изучения проблемы родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях видятся в углубленных разработках технологий диагностики и психолого-педагогической поддержки данных семей в решении их актуальных проблем. В теоретическом плане феномен отцовства может быть исследован в специфике его проявления в этнопсихологическом плане.

Основное содержание работы освещено в нижеследующих публикациях автора:

1. Носкова, М.В. Социально-психологические проблемы детско-родительских взаимоотношений отцов-одиночек. /М.В. Носкова.// Вестник Челябинского государственного университета. — Челябинск, 2007. № 4.-С.158−169. (0,8 п.л.) (опубликована в издании, рекомендованном ВАК РФ).

2. Носкова, М. В. Исследование родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях. / М. В. Носкова.// Ученые записки РГСУ. -Москва, 2009. — № 11. — С. 256−260. (0,7 п.л.) (опубликована в издании, рекомендованном ВАК РФ).

3. Носкова, М. В. Семейные взаимоотношения как источник культуры и социальной динамики гуманитарных перемен /М.В. Носкова. // Материалы V Международного социального конгресса, Москва, 25−26 ноября 2005 года «Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы». — Москва, 2005. — Т. 1. С. 351 — 364. (0,4 п.л.).

4. Носкова, М. В. Родительство как источник социализации воспитания детей в современном мире. /М.В. Носкова. // Уральская семья. Сборник научных трудов. В.1 Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2006. — С.61−71. (0,7 п.л.).

5. Носкова, М. В. Проблема отношений личности в социальной психологии. /М.В. Носкова. // Материалы научно-практической конференции, Санкт — Петербург, 18 марта 2008 года «Социальная психология сегодня: наука и практика» — СПб., 2008. С. 73 — 74. (0,4 п.л.).

6. Носкова, М. В. Современное отцовство: личностное и социально-психологическое измерение. /М.В. Носкова. // Социальные инновации. Сборник научных трудов. В. 4. Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2008. — С.114−122. (0,5 п.л.).

7. Носкова, М. В. Условия для создания гармоничного типа воспитания в семьях отцов-одиночек. /М.В. Носкова. // Материалы международной научно-практической конференции Екатеринбург, 10−13 февраля 2008 года «Семья и будущее России». Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2008. — С. 148 — 150. (0,45 п.л.).

8. Носкова, М.В. Социально-психологические проблемы в семьях отцов-одиночек (опыт прикладного исследования). /М.В. Носкова. // Уральская семья. Сборник научных трудов. В. З Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2008. — С.81 — 87. (0,4 п.л.).

9. Носкова, М.В. Социально-психологические аспекты родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях. / М. В. Носкова. // Социальная психология против кризиса. Сборник научных трудов /Под ред. Е. А. Петровой, М., 2009. — С. 51−60. (0,45 п.л.).

Практические рекомендации.

В целях достижения позитивных родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях необходимо:

1. Разработать и развивать нормативно-правовую базу института неполной отцовской семьи. Важной потребностью является подготовка и принятие закона о неполной отцовской семье, который бы регламентировал всю систему отношений как внутри неполной семьи, так и с местными органами власти, различными центрами и службами сопровождения по поддержке неполной отцовской семьи.

2. Проводить психокоррекционную работу, основывающуюся на личностно-ориентированном подходе, и психологическое консультирование с родителями и детьми.

3. Разрабатывать и реализовывать родительско-детские программы тренингов, с целью найти новые пути взаимодействия с ребенком, осознать и проработать собственные ошибки в воспитании, а также формирование положительного психологического климата в семье.

4. Проводить психодиагностические мероприятия по выявлению индивидуально-психологических особенностей взаимоотношений родителей и детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. М.: Академия, 1998.- 672 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
  3. , А. Воспитание детей, взаимодействие полов / А. Адлер. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 256 с.
  4. , Д.С. Отцовская любовь / Д. С. Акивис. М.: Профиздат, 1989.-208 с.
  5. , В.В., Горский, Н.Ю. Алгоритмы и программы структурного метода обработки данных / В. В. Александров, Н. Ю. Горский. Л.: Наука, 1983. — 208 с.
  6. , И.А., Новосельский, И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. М.: Генезис, 2005. — 256 с.
  7. , Ю.В. Цикл семьи: исследования и проблемы / Ю. В. Алешина // Вестник МГУ. 1987. — № 2. — С.60−72
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  9. , Б.Г. Избранные психологические труда / Б. Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-230 с.
  10. Ю.Анастази, А. Психологическое тестирование. / А. Анастази. М. :
  11. Педагогика, 1982.- Т.1 -318 с. П. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2002.- 5-е изд. — 363 с.
  12. , Т.Ю. Моделирование биографии «Альбом моей жизни» в консультировании старшеклассников / Т. Ю. Андрущенко // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 4. — С.55−64
  13. , Б., Кемме, М. Дети и семейные конфликты / Б. Артур, М. Кемме. М.: Просвещение, 1999.- 113 с.
  14. , Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: автореф. дис.: канд. психол. наук / Т. В. Архиреева. М., 1990. — 19 с.
  15. , Т.В., Полевая, Е.В. Мотивация отцовства как детерминанта отношения отца к ребенку / Т. В. Архиреева, Е. В. Полевая // Семейная психология и семейная терапия. 2006. — № 1. — С.75−86.
  16. , Т. С. Моральное материнство и воспроизводство женского опыта / Т.С. Бараулина// В поисках сексуальности: сб.ст. / Под рук. Е. Здравосмысловской, А. Темкиной. — СПб.: Дмитрий Булынин, 2001. С.336−405.
  17. , A.M. Воспитание детей в семье / A.M. Бардиан. М.: Педагогика, 1972. — 160 с.
  18. , В.И., Родионова, М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Баутман, М. С. Родионова // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 38−47.
  19. , Т.Б. Изучение полового и возрастного аспекта в представлениях о ценности человека / Т. Б. Беляева // Ежегодник РПОТ.-1995.-Т.1, № 2.-С. 102- 103.
  20. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. — JI.: Наука, 1988. 295 с.
  21. , Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. -М.: Прогресс, 1988.-400 с.
  22. Р. Развитие Я концепции и воспитания /Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986.-421 с.
  23. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  24. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Л.И. Божович // Вопр. психол. 1978.- № 4. С.30−34.
  25. , В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект / В. В. Бойко. — М.: Мысль, 1988.- 2-е изд., перераб. и доп. 237 с.
  26. , Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства / Ю. В. Борисенко // Семейная психология и семейная терапия. 2006. — № 2. — С.44 — 55.
  27. , Э.М., Мучник, И.Б. Структурные методы обработки эмпирических данных / Э. М. Браверманн, И. Б. Мучник. -М.: Наука, 1983.-464 с.
  28. , Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте : автореф. дис.: канд. псих, наук /Т.В. Брагина. -Новосибирск, 2000. 24 с.
  29. , Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — СПб. :'Питер, 1999.-519 с.
  30. , Г. В., Карабанова, О. А., Лидере, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. М.: МГУ, 1990. — 136 с.
  31. , И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами / И. А. Бутенко. М.: Высшая школа, 1989.- 176 с.
  32. , М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  33. , А.Я. Типы родительского отношения: автореф. дис.: канд. психол. наук / А. Я. Варга. М.: МГУ, 1986. — 21 с.
  34. Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 1997.- 496 с.
  35. , Д. Разговор с родителями / Д. Винникот. М.: Класс, 1995.-92 с.
  36. , А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека : автореф. дис.: канд. психол. наук / А. И. Винокуров. СПб., 1996. — 24 с.
  37. , С.И. Социально-философский анализ полового деморфизма и тендерной самоидентификации / С. И. Волкова. — М.: Прогресс, 1998.-324 с.
  38. , В.А. Отцы дети. Непонимание протест — чрезвычайная ситуация /В.А. Воловик // Основы безопасности жизнедеятельности. -2000. -№ 1.-C.33−36.
  39. Воспитание детей в неполной семье. М.: Прогресс, 1985 — С. 35.
  40. Выготский, J1. C, Собрание сочинений / J1.C. Выготский- М.: Педагогика, 1984.- Т. 4. -432 с.
  41. Выготский, JI. C, Собрание сочинений / Л.С. Выготский- М.: Педагогика, 1984. -Т. 3. 337 с.
  42. , В.А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. JL: Ленингр. ун-т, 1984. — 176 с.
  43. , В.И. От младенца до подростка. Размышления о развитии и воспитании ребенка / В. И. Гарбузов. — СПб.: РЕСПЕКТ, 1996.- 2-е изд. 431 с.
  44. , О.А. Семья на пороге XXI века (социальные проблемы) / О. А. Гаспарян. СПб.: Петрокомс, 1999. — 320 с.
  45. , И.Н. Вопросники как метод исследования личности / И. Н. Гильяшева.- Л.: Медицина, 1983. С. 62−80.
  46. , Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1996. -Т. 1.-491 с.
  47. , Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1996. -Т. 2. -376 с.
  48. , С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод.- СПб .: Речь, 1998. 167 с.
  49. , JI.H. Некоторые регуляторы применения анализа нелинейных связей в комплексном психофизиологическом исследовании / Л. Н. Грановская // Экспериментальная и прикладная психология. 1971. — Вып.З. — С. 67−72.
  50. , М.Ю. Проблема отцовства в современном мире / М. Ю. Григорьева // http:// sstu-socwork.narod.ru
  51. , Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства /Т.А. Гурко // Социс. 2000. — № 11. — С. 34−37.
  52. , Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т. А. Гурко // Социальные исследования. 1997. — № 1. — С. 72−79.
  53. , Т.А. Феномен современного отцовства / Т. А. Гурко // Мужчина и женщина в современном мире: Меняющиеся роли и образы.- 1999.-Т. 1. С. 217.
  54. , Л.С., Железнова Ю. Б. Рождение в радости. — СПб.: Питер, 1992.-320 с.
  55. , И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Социс. 2001. — № 11. — С. 108−113.
  56. , Н.Ф. Семьеведение: учеб. пособие. / Н. Ф. Дивицына. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 325 с.
  57. , В.Н. Психология семьи. -М.: КСП, 1996. 160 с.
  58. Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской / Т. И. Дымнова // Вопросы психологии. 1998. — № 2. С. 46−56.
  59. , Ю.В., Портнова А. Г. Система отношений в диаде отец-ребенок как фактор развития личности /Ю.В. Евсеенкова, А. Г. Портнова // Семейная психотерапия и семейная терапия. 2003. — № 4.-С. 30−48.
  60. , Ю.В. Отцовство как психологический фактор развития личности : автореф. дис.канд.психол.наук / Ю. В. Евсеенкова.-Новосибирск, 2006.- 18 с.
  61. , А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи / А. Н. Елизаров // Вестник МГУ. Сер. 1. Психология. 1996. -№ 1. — С. 42−49.
  62. , М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. дис.: канд. психол. наук / М. О. Ермихина. КГТУ. — Казань, 2004. — 22 с.
  63. , О.Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. -336 с.
  64. , С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка: автореф. дис.: канд.психол.наук / С. С. Жигалин.- Екатеринбург, 2004.-26 с.
  65. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 944 с.
  66. , Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы) / Е. П. Ильин. — Челябинск, 1999.-324 с.
  67. , Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии / Е. П. Ильин. JL, 1981. — 83 с.
  68. , О.А. Цели и задачи коррекции детско-родительских отношений / О. А. Карабанова // «Психологические проблемы современной российской семьи». 2003. — Т.2. — С. 144−151.
  69. , К. Сердце отца. Как отцы могут изменить будущее своих детей / К. Кенфилд. СПб., — Киев, 2001. — 240 с.
  70. М. Тендерное общество / М. Киммел. М.: РОССПЭН, 2006.-С.31
  71. Кон, И. С. Отцовство как социокультурный институт / И. С. Кон // Педагогика. 2005. — № 9. -С. 3−16.
  72. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Академия, 2003. — 336 с.
  73. Кон И. С. Современное отцовство: мифы и проблемы / И. С. Кон // Семья и школа. 2003. — № 4. — С. 17−20.
  74. , М.Ю. Психологические особенности психосоциального развития подростков / М. Ю. Кондратов // Журнал практического психолога. 1997. — № 3. — С. 10−13.
  75. , Н.А. Отцовство в современной семье / Н. А. Коркина //Семейная психология и семейная терапия. 2003. — № 4. — С. 48−54.
  76. , М.А. Помогая неполной отцовской семье /М.А. Костенко // Отечественный журнал социальной работы. 2002. — № 1. — С. 7376.
  77. , Б. И. Мужчина и ребенок / Б. И. Кочубей. М.: Знание -1990.-79 с.
  78. , А.Н. Социология / А. Н. Кравченко. М.: Академический проект, 2000.-382 с.
  79. Т.JI., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. СПб.: Речь, 2005. — С. 129 — 131.
  80. , Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмпбелл. — М.: Знание, 1992.- 190 с.
  81. , Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить / Н. Д. Левитов. М.: АПН РСФСР, 1961. — 173 с.
  82. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  83. , А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — 392 с.
  84. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с.
  85. , П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991. 174 с.
  86. , А.Г. Психологическое обследование семьи / А. Г. Лидере. -М.: Академия, 2006. 432 с.
  87. , А.С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1968. — 359 с.
  88. , Р.В. Психология отцовства / Р. В. Манеров // Ежегодник Российского психологического общества. 2003. — Т.5 — С.284−288.
  89. , И.М. Мужские семейные роли в картине мира разных поколений / И. М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. 2003. — № 4. — С. 56.
  90. , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999.-421 с. 9 5. Маслоу, А. Самоактуализирующаяся личность / А. Маслоу //Психология личности: Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А, Пузырея. М.: МГУ, 1982. — 287 с.
  91. Матейчек, 3. Родители и дети / 3. Матейчик.- пер. с чешского. М.: Просвещение, 1992. — 319 с.
  92. , В.Н. Основы дифференциальной психологии / В. Н. Машков. СПб.: СпбГУ, 1998. — 204 с.
  93. , Р. Структура личности. Экспериментальная психология / Р. Мейли. под ред. Фресса П., Пиаже Ж. — М.: Прогресс, 1975. -вып. 5.-С. 196−279.
  94. , В.М., Ямпольский, Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, Л. Г. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985. — 320 с.
  95. , B.C. Опыт изучения онтогенеза интегральной индивидуальности человека / B.C. Мерлин //Возрастная психология. 1977.-№ 5.-С. 88−97.
  96. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М., 1986. — 254 с.
  97. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности /
  98. B.C. Мерлин.- Пермь: Пермское книжное издательство, 1970. — Т. 50.-вып. 4.-С. 3−160.
  99. , B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. -Москва Воронеж, 1996. — 224 с.
  100. , С.Ю. Психологическая готовность к материнству /
  101. C.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 18−27.
  102. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  103. Мид М. Отцовство у человека — социальное изобретение / М. Мид // Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — с.308−321.
  104. , А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты / А. Р. Михеева. — Новосиб. гос. ун-т Новосибирск, 2001. 74 с.
  105. , В.В. Социализация личности: философский аспект / В. В. Москаленко. — Киев: Вища шк., 1986. — 198 с.
  106. , А.В. Социализация и воспитания подрастающего поколения / А. В. Мудрик. М.: Знамя, 1990. — 39 с.
  107. , К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. Л.: Наука, 1993.-268 с.
  108. , Р.Ж. Формирование взаимодействия матери и ребенка / Р. Ж. Мухамедрахимов //Вопросы психологии.- 1994. № 6. — С.16−25.
  109. , B.C. Детская психология / B.C. Мухина. М.: ЭКСМО-ПРЕСС Апрель-пресс, 2000. — 352 с.
  110. , B.C. Психологические проблемы материнства / B.C. Мухина // Наука и образование Зауралья — 2004 — № 1. С. 7−10.
  111. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: Воронеж: институт практической психологии- НПО «Модэк», 1995. -348 с.
  112. , В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психология отношений. Избранные психологические труды. — М. Воронеж, 1995.-С. 15−38.
  113. , А. А. Социально-психологические детерминанты семейных мифов : автореф. дис.: канд. психол. наук / А. А. Нестерова: Моск.гос.соц.ун-т.- М., 2004. — 22 с.
  114. , Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. / Я. Г. Николаева. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. — 159 с.
  115. , Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. М.: Изд-во Института Психиатрии, 2003. — 295 с.
  116. , И.Г. Отцовство / И. Г. Овчинникова. М.: Знание, 1990.-79 с.
  117. , Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. -М.: Смысл, 2002. 462 с.
  118. , И.Г. Трансформация института отцовства в постиндустриальном обществе на примере ФРГ / И. Г. Остроух // Тендерные проблемы в общественных науках / Отв. ред. И. М. Семашко. -М.: Ин-т этиологии и антропологии РАН, 2001. С. 188 196.
  119. , П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. -М.: ИНФРА-М, 2009. 272 с.
  120. , Б.С. Матери, отцы и дети: социологический очерк / Б. С. Павлов. М.: Современная Россия, 1984. — 192 с.
  121. , Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  122. , Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт / Н. Пезешкиан. М.: Смысл, 1993. — 332 с.
  123. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  124. , А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. М., 1981. — 76с.
  125. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  126. , В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях: Методы таксономии и факторного анализа / В. Плюта. -М.: Статистика, 1980. 151 с.
  127. , К.Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. М.: Статистика, 1980.- 151 с.
  128. , Т.И. Установка как фактор формирования стратегии поведения : автореф. дис.: канд. психол. наук. / Т. И. Пономаренко. -Новосибирск: НГПУ, 1998. 27 с.
  129. , П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни / П. Попова. -М.: Мысль, 1989. 188 с.
  130. Проблема личности и её роль в вопросах соотношения психологии и физиологии // Исследование личности в клинике в экстремальных условиях / под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского. — JI., 1969. Т.50. С. 6−17.
  131. Проблемы индивидуальности в онтопсихологии / под ред. Е. Ф. Рыбалко, А. А. Крылова. СПб., 1994. — 122 с.
  132. Проблемы общей акмеологии / под общ. ред. JI.A. Реана. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2000. — 218 с.
  133. , JI.M., Валетас, М.- Ф. Отцы и дети после их развода / Л. М. Прокофьев, М. Валетас // Социс. 2002. — № 6. — С. 112−216.
  134. , С.С. Отцовство как феномен традиционной культуры якутов: автореф. канд. культурологи / С. С. Протопопов. Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. — СПб., 2008. — 24 с.
  135. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. проф. Тутушкиной М. К. СПб.: Дидактика Плюс, 1998.-352 с.
  136. Психологические проблемы самореализации личности / под общ. ред. А. А. Реан, Л. А. Коростылевой. -. СПб.: СПУ, 1998. — Вып. 2. -357 с.
  137. Психологические проблемы самореализации личности / под общ. ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Издательство СПУ, 1999.-Вып. 3.-328 с.
  138. Психологический словарь. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 439 с.
  139. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990. — 2-е изд. — 494 с.
  140. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Академия, 2002. -192 с.
  141. Психофизиология и её генетические аспекты. Тезисы докладов. — М., 1975.-С. 102−104.
  142. Н.К. Материнство и отцовство. / Н. К. Радина Электронный ресурс.- (http:gender.ru).
  143. , В.А. Материнство как социокультурный феномен : автореф. дис.: д-ра психол. наук / В. А. Рамих. Ростов-на /Дону: РТУ, 1997. -24 с.
  144. , А.А. Акмеология личности / А. А. Реан // Психологический журнал. 2000.-Т.21. -№ З.-С. 88−95.
  145. , А.А. Практическая психодиагностика личности / А. А. Реан. — СПб. СПбГУ, 2001. 224 с.
  146. , С.Л. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-486 с.
  147. , Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология /Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 1990. — 298 с.
  148. , Е.А. Родительские представления и установки: понятия, виды, структура / Е. А. Савина // Семейная психология и семейная психотерапия. 2001. — № 3. — С. 85−95.
  149. , В. Как строить себя и свою семью /В. Сатир. М.: Педагогика — Пресс, 1992. — 190 с.
  150. Семейное воспитание: краткий словарь / Сост.: И. В. Требенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  151. Семья в социально-психологической парадигме исследования: коллективная монография / под общ. ред. Академика РАН В. И. Жукова и проф. Е. А. Петровой. М., РИЦ АИМ, 2008. — 212 с.
  152. , В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей / В. Н. Соколова, Г. Я. Юзефович. — М.: Просвещение, 1991. -223 с.
  153. , Н.Я. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования / Н. Я. Соловьев // Отец в современной семье. 1988.- С. 8.
  154. , А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. М.: ООО Апрель Пресс- ЗАО ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.-Т.2.-С. 398−437
  155. , Е.Н., Лидере, А.Г. Стиль семейного воспитания и личные особенности родителя / Е. Н. Спирева, А. Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. — 2001. № 4. — С. 71−83.
  156. , Л.Д. Роль отца в системе детско-родительских отношений у народов Республики Саха (Якутия): автореф. дис.: канд.психол.наук / Л. Д. Старостина — М., 2003. 26 с.
  157. , В.В. Психологические основы семейной терапии / В. В. Столин // Вопросы психологии. — 1982. № 4. — С. 15−31.
  158. , К.Н. Тендерные различия в структуре родительского отношения : Сб. трудов молодых ученых Кемеровского государственного университета. Кемеровский университет. -Кемерово: Полиграф, 2003. — Т. 1. — 236 с.
  159. , Ю.А. Психология отцовства / Ю. А. Токарева. — Екатеринбург: УрГИ, 2007. 215 с.
  160. , Д.Н. К вопросу об индивидуальных типах установок // Психология личности: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1977. — Т. 2.-С. 280−289.
  161. , Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 20.
  162. , Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г. Г. Филиппова // Психологический журнал. 1999. — № 5. -С. 82−87.
  163. , Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — М.: Институт Психотерапии, 2002. 240 с.
  164. , Г. Дети разведенных родителей / Г. Фигдор. М.: Наука, 1995.-376 с.
  165. , В. Человек в поисках смысла / под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  166. Фрейд, 3. Введение в психоанализ /3. Фрейд. СПб.: Амтейя, 2000. — 279 с.
  167. , И.К. О контакте родителей с детьми / И. К. Фридман // Вопросы психологии. 1989. — № 4.- С. 46−49.
  168. , Э. Азбука для родителей / Э. Фромм. — СПб.: Лениздат, 1991.-21 с.
  169. , Э. Искусство любить / Э. Фромм. М.: Педагогика, 1990. -156 с.
  170. , Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: пер. с финск. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
  171. , А.Г. Семья и Родительство / А. Г. Харчев // Коммунист. — 1987.-№ 9.-С. 63.
  172. , Е.И. Технологии социальной работы /Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2004. 400 с.
  173. , Г. М. Семья глазами ребенка / Г. М. Хоментаускас. — М.: Педагогика, 1989. 154 с.
  174. , В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. М.: Содействие, 2006. — 224 с.
  175. , Е. Становление отцовства. / Е. Черненко Электронный ресурс. — (http://www.runewseweek.ru).
  176. , Л.Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 768 с.
  177. , Т.И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005.-254 с.
  178. , Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер. СПб.: Питер, 2001. — 652 с.
  179. , Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер. СПб.: Питер, 1996. — 342 с.
  180. , М. Отцовство / М. Эпштейн. М.: Эрмитаж, 1992.- 159 с.
  181. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: Питер, 1999. — 312 с.
  182. Юнг, К.Г. AION: Исследование феномена самости / К. Г. Юнг. — Мн.: ООО «Попурри», 1998. 448 с.
  183. , И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. — СПБ.: Питер, 2000. 640 с.
  184. Ackerman, N. W/ The Strength of family therapy: Selected papers / Eds. D. В loch, R. Simon, Ackerman Institute for Family Therapy. N.Y. Brunner / Mazel, publishers, 1982. — Ch. 18.: The family as a Social and Emotional Unit. — p. 153−158.
  185. Aries, P., Centuries of childhood: A sozial history of family life / P. Aries.- NEW YORK: Vintage Books, 1962. 128 p.
  186. Barth S. Vaterschaft im Wandel / S. Barth // http://www.vaeternotruf.de/vaterschaftim wandel. htm
  187. Becker G.S. A treatise on the family / G.S. Becker. Cambridge, MA -Harvard University Press, 1991.
  188. Colman W. Tyrannical omnipotence in the archetypal father // J. Analyt.Psychol. 2000.Vol. 45.P.521 539.
  189. DeKlyen V., Speltz M., Greenberg M. Fathering and early onset conduct problems: positive and negative parenting, father-son attachment, and themarital context // Clin. Child Family Psychology Reveiw.1998. Vol.l.Nel. P.3−21.
  190. Demause, L. The universality of incest. The Journal of Psychohistory / L. Demause. 1991.- vol.19. — № 2.- pp.123−164.
  191. Fthenakis W.E. Vater, Band I. Zur Psychologie der Vater-Kind-Beziehung.-Vunchen: Urban, 1985.
  192. Lamb M., Lewis C. The development and significance of father-child relationships in two-parent families // в кн. The role of the father in child development. Wiley, New Jersey, 2004, 272−307.
  193. Lamb M., Tamis-Lemonda C. The role of the father: an introduction // в кн. The role of the father in child development. Wiley, New Jersey, 2004, 1−32.
  194. LaRossa, R. Fatherhood social change / R. LaRossa // Menslires/Ends.by.V.Kimmer, M. Messner-Boston: Allyn and Bacon, 1995. P.448−461
  195. LaRossa, R., Reitzes D. Continuity and change in middle class fatherhood: 1925−1939. / R. LaRossa, D. Reitzes // Marriage and the Famile. 1993. — № 55. — P.455−468.
  196. Marks M. Letting fathers in // в кн. The importance of fathers, Brunner-Routledge, Hove, 2002, 93−107.
  197. Marsiglio, W. Father s diverse life course patterns and roles: Theory and sozial interventions // Fatherhood: Contemporary theory, research, and sozial policy / Ed. W. Marsiglio. Thousand Jars: Sage Publications. — 1995. -P.78−101.
  198. Nichols, M.P. Family Therapy. Concepts and Methods / M.P. Nichols // N.Y.: Gardner Press Inc. — 1984. Ch. 3. — P. 148−170.
  199. Parke R., Dennis J., Flyr M., Morns K., Killian C., McDowell D., Wild M. Fathering and children’s peer relationships в кн. The role of the father in child development. Wiley, New Jersey, 2004, 307−341.
  200. Phares V., Compas B. Fatrhers and develpomental psychopathology // Current Directions in Psychological Science, vol.2, No5, 1993, 162−165.
  201. Pleck, J. American tathering in historical perspective / J. Pleck// Changing men: New directions in research от men and maschulinity // Eds. by V Kimmel-Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1987. P.83−97.
  202. Rohner R. Father love and child development: history and current evidence // Current Directions in Psychological Science, vol. 7, 1998, 157−161.
  203. Snarey J. How fathers care for the next generation: A four-decade study. Cambridge, MA — Harvard University Press, 1993.
  204. Ross D.P. Fatherhood. Harvard University Press, England, 1993.
  205. Thompson, E. H., Pleck, J. H. The structure of male role norms / E.H. Thompson, J. Pleck // American Behavioral Scientist. 1986. — P. 29, 531−543.
  206. Trowell J. Setting the scene // в кн. The importance of fathers, Brunner-Routledge, Hove, 2002, 3−20.
  207. West, M.M., Konner, M.J. The role of the father: anthropological perspective / M.M. West, M.J. Konner // The role of the father in child development. N.Y. — 1976. — P. 197.
  208. Yang J. Fathering and children’s sex role orientation in Korea // Adolescence, 35 (140) 2000, 731−745.
Заполнить форму текущей работой