Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. Психологические особенности детей 3−7 лет
    • 1. 2. Влияние коммуникативных навыков на развитие детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Формы и методы формирования коммуникативных навыков в возрасте 3−7 лет
    • 2. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    • 2. 1. Описание методики исследования коммуникативных навыков
    • 2. 2. Описание исследования
    • 2. 3. Рекомендации
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

Процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современное состояние теории воспитания и накопленные знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции коммуникативного воспитания.

На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст воспитания в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в детском саду и школе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в формировании коммуникативвных навыков. Соответственно возросли и потребности в использовании таковых. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения коммуникативностью, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.

К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно формировать коммуникативные навыки, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного занятия должна быть коммуникативность.

Предмет формирования коммуникативных навыков еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного воспитания (Беляев Б.В., Бим И. Л., Ведель Г. Е., Гурвич П. Б., ЗимняяИ.А., Кузовлев В. П., Леонтьев А. А., Пассов Е. И., Скалкин В. Л., ЦарьковаБ.В., Шубин Э.П.).

Данные противоречия и обусловили выбор темы нашего исследования:

«Формирование коммуникативных навыков в детском возрасте от 3 до 7 лет».

Объект исследования: дидактический воспитательный процесс

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников

Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков.

Задачи исследования:

— уточнить сущность коммуникативных навыков детей;

— обосновать возможности воспитательного процесса при формировании коммуникативных навыков подростков;

— разработать модель формирования коммуникативных навыков детей и экспериментально ее проверить.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, тестирование, метод опроса, изучение передового опыта, констатирующий и формирующий эксперимент.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

1) концептуальные положения о заключительных и сенситивных периодах развития личности (Л.И. Ботович, А. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);

2) идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (С.В. Бондаревская, В. В. Зайцев, В. А. Петровский, В. В. Сериков, Г. И. Железовская);

3) концептуальные принципы коммуникативного воспитания (И.Л. Бим, Е. И. Пассов, М. В. Ляховицкий, H. G. Widdowson и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность коммуникативных навыков детей, выявлены возможности воспитательного процесса для их формирования, построена теоретическая модель формирования коммуникативных навыков детей 3−7 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только психологами, но и воспитателями детских садов в общем воспитательном процессе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Психологические особенности детей 3−7 лет

Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых [7].

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно «1.1 мины!- снопа, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия; у одних детей словарный запас оказывается больше, у других меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года 10 001 100, в 6 лет — 2500−3000 словРазвивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 35 лет не просто активно овладевает речью —он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. Эту детскую. способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К. И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества; вспомним некоторые из них [5].

«От мятных лепешек во рту сквознячок», «У лысого голова босиком», «Бабушка! Ты моя лучшая любовница!», «Пойдем в этот лес заблуждаться», «Да что ты от меня все ухаживаешь?», «Разве в буфете нет хлеба? Кусочек есть, только он пожилой».

Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!» Мальчик прибегает за вазелином: «Мама просит мазелин». Больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!» Девочка замечает, что запонки являются исключительной принадлежностью папы: «Папочка, покажи твои папонки!», «Муж стрекозы стрекозел», «Дым трубится», «Давайте лопатить снег», «Смотри, как налужил дождь!», «Отскорлупай мне яйцо!», «Я уже начаепился», «Уж лучше я непокушанный пойду гулять», «Мама сердится, но быстро удобряется».

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, недоканчивая фразы, перескакивая через целые действия

Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т. п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи [24].

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М. И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать думать вслух. Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с коорыми они обращаются к родителям: «А куда летит дым?», «Л к к) качает деревья?», «Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала, Что я Юрочка?», «А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?», «А осьминог из икры вылупляется, или он молокососный?», «Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами»

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М. Формирование коммуниктаивной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
  2. Г. М. Социальная психология. М., «Просвещение», 1980. 56 с.
  3. Р.С., Коржачкина О. М. Языковой и коммуникативный аспекты овладения речью. // Воспитание в детском саду, 1997. — № 1. — С. 7−14.
  4. .В. Очерки по психологии обучения . М., Просвежение, 1965.
  5. Бим И.Л., Гальскова Н. Д. Аттестационные требования к владению коммуникативными навыками. // Воспитание в детском саду, 1995. — № 5. С. 2−8.
  6. А.А. Психология личности. М., 1988. 187 с.
  7. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика. М., Ростов-на-Дону, «Учитель», 1999. 87 с.
  8. Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. — № 1. С. 3−8.
  9. .Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., «Педагогика», 1978. 424 с.
  10. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения языком общения. М. «Педагогика», 1991. 224 с.
  11. А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. М., «Просвещение», 1987. 205 с.
  12. Г. В. Дошкольник. «Знание», 1976.
  13. Н.В. Обучение слушанию речи. // Воспитание в детском саду, 1996. — № 5. С. 20−22.
  14. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991. 142 с.
  15. И.А. Психологические аспекты воспитания. М., «Педагогика», 1978. С. 98−101.
  16. И.А. Психология воспитания. М., «Просвещение», 1991. 222 с.
  17. Изучение языка общения: новые перспективы. // Педагогика, 1998. — № 1. С. 46−48.
  18. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, изд-во «Академия развития».
  19. Я.М., Устинова Е. С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2000. — № 4. С. 30−33, 54.
  20. Коммуникация и обучение. Минск, «Вышейшая школа», 1970.
  21. В.А., Лукин Н. С. Психология ребенка. М., «Просвещение», 1965.
  22. А.А. Общая методика воспитания: Хрестоматия. М., «Русский язык», 1991. 360 с.
  23. А.А. Теория речевой деятельности. М., «Высшая школа», 1971. 294 с.
  24. А.А. Что такое язык. М., «Педагогика», 1976. 517 с.
  25. О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / ВГПУ, Волгоград, 1992. 255 с.
  26. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., «Просвещение», 1974. С. 87−90.
  27. Е.А. Настольная книга воспитателя: Справочное пособие. Минск, «Вышейшая школа», 1992. 445 с.
  28. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания. // Воспитание в дестком саду, 2000. — № 4. С. 9−15.
  29. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания // Воспитание в детском саду, 2000. — № 5. С. 17−22.
  30. Р.П. Обучение дошкольников речевому взаимодействию. // Воспитание в детском саду, 1991. — № 6. С. 3−8.
  31. Р.П. Современный методический стандарт воспитания // Воспитание в детском саду, 1996. — № 1. С. 5−12.
  32. А.В. Общение дошкольников. М., «Знание», 1987. 76 с.
  33. В.Я. Что значит общение как предмет воспитания. // Воспитание в детском саду, 1994. — № 1. С. 32−35, 39.
  34. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970. 39 с.
  35. М.А. Коммуникативность языка. // Воспитание в детском саду, 2002. — № 2. С. 15−25.
  36. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н. Ю. Шевцовой. М, Рус. яз., 1991. 917 с.
  37. В.Н. Психология общения. // Вопросы философии, 1972. — № 7.
  38. Е.И. Коммуникативный метод воспитания. М., «Просвещение», 1991. 223 с.
  39. Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. № 1. С. 50−51.
  40. Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. № 2. С. 50−51.
  41. Е.И. Урок коммуникативности: Пособие для воспитателя. Минск, 1982. 142 с.
  42. Е.И., Царькова В. Б. Концепция коммуникативного обучения: Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1993. 127 с.
  43. Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
  44. Л.А., Соловьев О. В. Обратная связь в межличностном общении. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1982. — № 3.
  45. Пусть «мысль совершается в слове»! // Коммуникативная методика, 2002. № 2. С. 2−5.
  46. В.Л. Коммуникативные упражнения: Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1983. 128 с.
  47. В.Л. Структура устной коммуникации и вопросы обучения устной речи // Общая методика обучения. М., Рус.яз., 1991. С. 173−180.
  48. Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений. // Вопросы психологии, 1994. — № 6.
  49. С.А., Котова И. Б. Педагогика. М., «Академия», 2000. 329 с.
  50. Р.В. Управление общением в учебных условиях. // Общая методика обучения. М., 1991. С. 187−194.
  51. Д.И. Психология воспитания дошкольника. М., «Знание», 1978.
  52. А.Г. / Ред. Мир детства: дошкольник. М., «Педагогика», 1982.
  53. В.Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить? // Коммуникативная методика, 2002. — № 2. С. 14−17.
  54. Г. А. Зачем детям учиться вместе. М., «Педагогика», 1985. — 79 с.
  55. Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности. // Вопросы психологии, 1977. — № 1.
  56. С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1968. — № 6. С. 96−107.
Заполнить форму текущей работой