Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Темпераментальные характеристики как психофизиологическая составляющая функциональных состояний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подводя итог своей работы по описанию трех факторов, которые в зависимости от силы нервных процессов по-разному влияли на характер учебной деятельности, А. К. Байметов отмечает, что необходимо обратить внимание на различный характер влияния на особенности учебной деятельности «сильных» и «слабых» нервного напряжения, возникающего при выполнении контрольных работ. Было отмечено, что у «сильных… Читать ещё >

Темпераментальные характеристики как психофизиологическая составляющая функциональных состояний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первоначально понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии и было содержанием исследований энергетических затрат работающего организма. Анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности предполагает учет не только энергетических характеристик, но и психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на индивида.

Проводя анализ внутренней структуры темперамента, В. Д. Небылицын подчеркивает трудность его проведения и выделяет три главных компонента темперамента, которые относятся к сфере общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности.

Первый компонент — общая активность индивида, которая связана с тенденцией личности к эффективному освоению и преобразованию внешней действительности и «распределяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действие и постоянного подъема — на другом» .

Вторая составляющая — двигательная, представляет собой очень важный аспект, относящийся к моторной сфере, за счет которой актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Двигательный компонент характеризуется быстротой, силой, резкостью, ритмом, амплитудой и другими признаками мышечного движения; сюда же относят и речевую моторику.

Третьим важным компонентом темперамента является эмоциональность, включающая в себя особенности возникновения, протекания и прекращения различных чувств, аффектов и настроений. В качестве ее основных характеристик выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, его чувствительность к эмоциогенным воздействиям. Термином «импульсивность», отмечает В. Д. Небылицын, обозначается быстрота, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоциональная лабильность связана со скоростью, с которой прекращается эмоциональное состояние или происходит смена эмоциональных переживаний.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко отграничить темперамент от других психических образований личности.

В работах В. М. Русалова подчеркивается необходимость соотнести систему формально-динамических характеристик поведения (темперамента) со структурой функциональной системы разработанной П. К. Анохиным. По данной концепции, поведение человека как соотношение организма со средой состоит из континуума поведенческих актов, каждый из которых организуется и реализуется как иерархия четырех блоков: «афферентного синтеза», «программирования» (принятия решения), «исполнения» и «обратной связи» .

Поскольку формально-динамические свойства индивидуального поведения образуются в результате «системного обобщения» индивидуальных биологических свойств, вовлеченных в функциональные системы поведения человека, то, исходя из внутренней структуры функциональной системы, Русалов допускает существование четырех составляющих формальной организации поведения человека. Первый характеризует «широту — узость» афферентного синтеза, т. е. степень напряженности взаимодействия организма со средой. Второй отражает степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения па другие; третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения; четвертый характеризует порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с «акцептором» результата действия. Необходимо отметить, что высокая чувствительность к несовпадению может стать причиной высокой эмоциональной чувствительности, проявляющейся в негативных формах эмоциональности, а низкая чувствительность к несовпадению сопровождается низкой эмоциональной чувствительностью и, как следствие, может лежать в основе положительных форм эмоциональности.

В теоретической модели формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалов предлагает выделять по три аспекта для каждого формально-динамического свойства. Таким образом, модель содержит три аспекта эргичности (психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная), три аспекта пластичности (психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная), три аспекта эмоциональной чувствительности (в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения) (рис. 16.1).

Структура формально-динамических свойств индивидуальности (теоретическая модель).

Рис. 16.1. Структура формально-динамических свойств индивидуальности (теоретическая модель).

На рис. 16.1 проводится общая исходная схема структуры формально-динамических свойств, в которой обобщены изложенные выше теоретические представления. В верхней строке рисунка изображены четыре иерархически последовательных блока функциональной системы П. К. Анохина (афферентный синтез, программирование, исполнение, обратная связь), ниже — основные формально-динамические свойства для трех типов взаимодействия — психомоторного, интеллектуального и коммуникативного.

Таким образом, в исходной теоретической модели каждому блоку функциональной системы приписывается одно фундаментальное формально-динамическое свойство с тремя подызмерениями — в психомоторной, в интеллектуальной и коммуникативной сферах: «афферентному синтезу» соответствует «эргичность психомоторная», «эргичность интеллектуальная» и «эргичность коммуникативная»; «программированию» — «пластичность психомоторная», «пластичность интеллектуальная» и «пластичность коммуникативная»; «исполнению» — «скорость психомоторная», «скорость интеллектуальная» и «скорость коммуникативная»; блоку «обратной связи» — «эмоциональная чувствительность в психомоторной сфере», «эмоциональная чувствительность в интеллектуальной сфере» и «эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере» .

Исследователей, занимающихся связью свойств темперамента с деятельностью человека, часто интересует вопрос о связи результатов деятельности от особенностей темперамента.

Я. Стрелку, анализируя результаты многочисленных экспериментов, проводимых по данной тематике, отмечает, что установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, т. е. в нестрессовой ситуации результаты деятельности будут одинаковыми. Также проведенные исследования показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности, связанный со структурой действий или структурой деятельности.

Эксперименты по изучению связи между стилем деятельности и свойствами темперамента проводились Е. А. Климовым и были направлены на изучение зависимости между подвижностью нервных процессов и стилем работы у ткачих.

Наблюдения за поведением ткачих проводилось на текстильном комбинате во время их работы на ткацких станках. В эксперименте принимали участие только женщины, которые предварительно получили оценку подвижности нервных процессов, т. е. свойства темперамента, характеризующего временной аспект поведения. Исследование поведения ткачих на рабочих местах сопровождалось также фиксацией следующих показателей: количество выполняемых задач в единицу времени, скорость перехода от одного действия к другому, количество и скорость переходов от одного ткацкого станка к другому, число контрольных действий, индивидуальные различия в ориентировочной деятельности и т. п.

На основании проведенных экспериментов Е. А. Климов пришел к заключению, что производительность профессиональной работы ткачих не зависит от подвижности нервных процессов. Однако было выявлено, что подвижность нервных процессов связана со стилем работы. «Подвижные» ткачихи выделяются стремлением как можно быстрее справиться с исполнительской частью работы, что им удается благодаря их ловкости. «Инертные», наоборот, стремятся избавиться от неравномерности в работе и большее внимание уделяют на выполнение обеспечивающих действий.

Кроме исследований зависимости между подвижностью нервных процессов и способами выполнения профессиональных действий, отечественными психологами изучалась также зависимость между силой нервной системы и стилем работы. Так, А. К. Байметов исследовал индивидуальный стиль школьной работы учеников выпускных классов в зависимости от силы нервной системы, при этом ученики не различались по своим результатам в учебе. После проведения факторного анализа полученных результатов удалось определить три фактора, характеризующих стиль работы учащегося (табл. 16.1).

Таблица 16.1. Факторы, характеризующие стиль работы учащихся (по Е. А. Климову)

У «сильных»

У «слабых»

1. Фактор. Динамика «втягивания» в работу и степень утомляемости.

Маленькая подверженность утомлению и меньшее время, необходимое для отдыха; подготовка уроков за один присест.

Сравнительно большая утомляемость и необходимость специального отдыха после школьных занятий; частые перерывы во время подготовки уроков.

Предпочитают заниматься не в абсолютной тишине, а вместе с товарищами.

Потребность в полной тишине и уединении дня занятий.

Постепенное втягивание" в работу, наличие «раскачки» в начале занятий; подготовка уроков в последовательности от легких к более трудным.

" Втягивание" в работу без заметной «раскачки», последовательность выполнения заданий от трудных к легким.

2. Фактор. Объем умственной работы.

Подготовительные, исполнительные и контрольные действия достаточно «слиты», что дает меньшую продолжительность доступных наблюдению подготовительных и контрольных действий.

Большая продолжительность подготовительных, исполнительных и контрольных действий.

Исправления и добавления делаются преимущественно в ходе работы.

Большинство исправлений и добавлений вносится во время проверки.

Могут (в длительном промежутке времени) помнить и заботиться параллельно о многих заданиях, поручениях без специального планирования их выполнения и распределения по времени.

Предпочитают браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, выполнение заданий, полученных на длительный срок, заранее планируются, составляются планы занятий на день, неделю и т. д.

Конспективность письменной речи.

Преобладание в письменной речи сложных конструкций.

Предпочтение устной речи письменному изложению своих мыслей.

Предпочтение письменной речи устной.

3. Фактор. Степень нервного напряжения.

В ситуации напряжения наблюдается некоторое расширение объема умственной деятельности, в связи с чем ориентировочные и контрольные действия еще сильнее сливаются с исполнительными.

Сужение объема умственной деятельности под влиянием напряжения и еще большее разграничение ориентировочных, исполнительных и контрольных действий.

Укорочение общего времени выполнения заданий.

Общая продолжительность выполнения заданий увеличивается.

Подводя итог своей работы по описанию трех факторов, которые в зависимости от силы нервных процессов по-разному влияли на характер учебной деятельности, А. К. Байметов отмечает, что необходимо обратить внимание на различный характер влияния на особенности учебной деятельности «сильных» и «слабых» нервного напряжения, возникающего при выполнении контрольных работ. Было отмечено, что у «сильных» напряжение улучшает тонус умственной деятельности, а у «слабых», наоборот, ведет к чрезмерному возбуждению, граничащему с торможением. Однако, если занятия организованы так, что «слабьте» могут реализовать наиболее свойственные им приемы и способы выполнения заданий, продуктивность их умственной работы не снижается, а даже заметно повышается.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой