Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типология Юнга. 
Психоанализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любую проблему может понять, выяснив ее возникновение, развитие и возможный результат. Располагает события в их последовательности. Его интересует целостный процесс. Живет в соответствии с принципами. Не торопится действовать, предпочитает обдумать, прийти к логическому решению. Умеет планировать во времени, старается избегать изменений в намеченном. Время для него — серьезный фактор. Отвергает… Читать ещё >

Типология Юнга. Психоанализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Более полная типология разработана в XX в. К. Г. Юнгом. Прежде всего он разделил людей на экстравертов (экстра — вне и верто — обращение) и интровертов (интра — внутрь).

Типология психических типов, по К. Г. Юнгу.

Рисунок 2.1. Типология психических типов, по К. Г. Юнгу.

Экстраверт характеризуется обращенностью на окружающий мир. Он человек контактный, живой, подвижный, весьма зависимый от других людей. Ему свойственна импульсивность, инициативность, общительность, гибкость поведения.

Интроверт — напротив, сосредоточен на явлениях собственного внутреннего мира, погружен в себя. Он созерцателен, медлителен, доверяет больше собственному ощущению, чем другим людям.

Проведем различие между экстравертами и интровертами, ориентируясь на трагедию А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Сальери — типичный интроверт. Он любит уединение, одиночество, он ищет в себе самом основание для оценок и эстетических предпочтений. Моцарт — экстраверт, напротив, общителен, восприимчив. Сыграв свое произведение, он спрашивает у Сальери: «Правда, хорошо?» Моцарту важно одобрение, признание, которое для Сальери является выводом из его собственных размышлений и пристрастий.

Моцарт идет мимо трактира и слышит, как какой-то слепой скрипач играет его произведение. Играет безобразно плохо, но Моцарт все равно очарован. Он тащит скрипача к Сальери, чтобы тот тоже послушал игру на скрипке. Сальери возмущен:

Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля, Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери.

Сальери непонятно, как это Господь дал талант «гуляке праздному». И таким ему представляется Моцарт. Ведь сам Сальери творит музыку в уединении. Он недоумевает, прослушав «Реквием», сочиненный Моцартом: «Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у трактира?» Но для Моцарта это так естественно — новая встреча, новые впечатления.

Юнг показал, что человек может приспособиться к окружающему миру с помощью четырех функций: ощущения, мышления, чувства и интуиции

Способы восприятия мира, по К. Г. Юнгу.

Рисунок 2.2. Способы восприятия мира, по К. Г. Юнгу

Эта классификация самодостаточна, никаких других возможностей адаптироваться к реальности у людей нет.

Итак, в психике человека мы можем обнаружить четыре функции, но они играют неравноценную роль в жизни, в поведении человека. Одна из функций всегда укоренена в сознании. Поэтому данную функцию Юнг называет ведущей, или главной.

Ведущая функция во многом определяет тот способ освоения мира, который присущ данному человеку. Когда встречаются два мыслящих человека, в базовой модели которых мышление играет ведущую роль, они обмениваются мыслями. Если у двух собеседников ведущие функции чувствования, то эти люди посылают друг другу эмоциональные оценки, перебрасываются аффектами. Когда беседуют два ощущающих типа, они толкуют о ценах, об огородах и квартирах, о моде. Они укоренены в быте. Наконец, когда встречаются два интуитива, они делятся провозвестиями и пророчествами.

Итак, функция — форма психической активности, которая остается принципиально неизменной в новых условиях. Ощущение устанавливает, что происходит фактически. Мышление позволяет нам распознать значение, чувство рассказывает, какова его ценность и, наконец, интуиция указывает на возможные «откуда» и «куда», заключенные в том, что в данный момент имеется (табл. 2.1).

Для эмоционального и мыслительного типа важно опереться на прошлое (было), но для первого — на свой или чужой личный опыт, второй же — на отвлеченный исторический опыт. Ощущающий тип верит тому, что есть, а интуитивный тип любит размышлять о том, что будет.

Хотя каждый человек располагает всеми четырьмя функциями, одна функция всегда и неизменно более развита и более сознательна, чем все остальные.

Именно ведущая функция помогает нам реализовать свой потенциал, выявить свои возможности. Но здесь кроется опасность односторонности, что зачастую приводит к неврозу.

Предположим, у человека хорошо развита мыслительная функция. Разве это плохо? Можно сказать, да, если эта функция поддерживается другими, которые не являются ведущими. Мыслительный человек может стать фанатиком идеи. В истории человечества было немало энтузиастов, которые навязывали людям разного рода утопические идеи, демонстрировали схематизм или упрощенность мысли. В той же мере носитель ощущающей функции может превратиться в мещанина, в «домашнюю курицу», знающую только императивы обыденности. Чувствующая функция, не обогащенная рефлексией, способна породить экзальтацию, плаксивость. А интуитив (человек, обладающий хорошей интуицией) может оказаться слепым пророком, поскольку не сможет сколько-нибудь рассудочно обосновать свои прогнозы…

Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад. Мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т. д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся.

Эмоциональный

Мыслительный

Ощущающий

Интуитивный

Неуверенно чувствует себя в новой обстановке, старается избегать решений, которые могут порвать связи с прошлым или сильно изменить его жизнь. В молодости, когда личного опыта мало, способны на авантюру, риск. Позже становятся консервативными личностями. Предпочитают сильные, даже неприятные переживания. Винят в бедах себя, долго извиняются из-за пустяков. Медленно меняют мнение о людях. Все рассматривают с позиции личных отношений (кто, кому что сделал).

Любую проблему может понять, выяснив ее возникновение, развитие и возможный результат. Располагает события в их последовательности. Его интересует целостный процесс. Живет в соответствии с принципами. Не торопится действовать, предпочитает обдумать, прийти к логическому решению. Умеет планировать во времени, старается избегать изменений в намеченном. Время для него — серьезный фактор. Отвергает факты, не согласные с его теорией. Неумные представители этого типа догматичны, придирчивы, самоуверенны, надменны.

Интересуются тем, что происходит сейчас. При этом не важно, откуда, куда идет жизнь, важно, что она идет. Для него вещь существует, если ее можно трогать, видеть, слышать. Для него узнать, хорошо ли это — испытать на себе. Предпочитает любое ощущение его отсутствию. Не ленив, активен. Хорошо справляется с неожиданной, даже кризисной ситуацией. Действует без колебания, не задумывается над реакцией окружающих.

Для него настоящее — бледная тень, прошлое — туманность. Он часто производит впечатление легкомысленного, непрактичного человека. Нетерпелив, так как важно не то, что есть, а то, что будет. Быстро, легко перескакивают с одной деятельности на другую. Любопытен, непунктуален, увлекающаяся натура. Ему все равно, что думают другие. Не перед чем не остановится, чтобы изменить мир в соответствии со своими убеждениями.

в подоплеке явлений, на заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации.

Представим себе человека первобытной эпохи. Чтобы выжить, он обязан развить в себе ощущение. Иначе как можно узнать о свойствах дерева, о силе огня, о плодородии земли или о преимуществах пещеры, где можно укрыться от диких зверей. Этот человек должен быть смышленым. Ведь это тоже вопрос жизни и смерти. В любой ситуации надо проявить себя не столько человекообразной обезьяной, сколько разумным человеком. Невозможно также выжить, если не развить в себе чувственную функцию. Не только ум, но и тонкость чувствований делает человека человеком. Создать культ предков может только человек, которому доступны благородные чувства. Наконец, как обойтись без интуиции, если обстоятельства постоянно меняются и нужно предугадать развитие событий? Сейчас пещера хороша для обитания. Но что будет, к примеру, зимой…

Человек традиционной культуры тоже поставлен перед необходимостью развивать все функции. Надо с пониманием потрогать чернозем, бросить в него нужное зерно, полить умеючи и с пользой. Это требует развития ощущающей функции. Но ведь на одном ощущении не выбьешься из нужды. Покумекать надо, подумать. У крестьянина есть скот. Что проку от коровы, от лошади или собаки, если у хозяина плохо с чувствами? А уж прикинуть возможности бытия, опереться на интуицию сам Бог велел.

И все-таки развить в себе все четыре функции никому не удается. В деревне, в общине всегда есть специализация. Есть знаток земли, а есть и предсказыватель погоды или даже свой пророк. Есть и кузнец, способный разрешить любую жизненную проблему, демонстрируя любовь, сочувствие, доброту. Есть в общине и голова — тот, кто умеет глубже и последовательнее всех обдумать сложившуюся ситуацию.

Но есть еще одна причина, которая делает невозможной развитие всех функций. Дело в том, что одна из них вообще называется подчиненной. Она плохо развита в целом и потому является проклятием вашей жизни. Подумайте, что в жизни дается вам труднее всего? Отчего каждый раз, оказавшись в одной и той же ситуации, вы терпите полное поражение? Один, к примеру, не располагает развитым мышлением. Для него составляет огромную трудность осмыслить ту или иную проблему, подвергнуть ее разбору.

Другой пример. У кого-то плохо развита функция чувствования. Она в его структуре — подчиненная. И вот этот человек не умеет выразить своих эмоций, кажется холодным, бесчувственным или, наоборот, плаксивым, экзальтированным… А разве вы не встречали людей, про которых говорят: не от мира сего? Они плохо укоренены в реальности, не разбираются в подробностях жизни, не могут обустроить свою жизнь. Что делать: функция ощущающая — подчиненная…

Наконец, многие часто ошибаются в близких людях. Они совершенно лишены интуиции, летят как мотыльки на огонек и гибнут. Того предала подруга, от той ушел возлюбленный. Впрочем, окружающим это было заметно. Но жертвы плохой интуиции даже не догадывались о таком исходе. Что делать: интуитивная функция — подчиненная…

Дифференциация функций начинается в раннем детстве. Один мальчик «жмет» на математику и шахматы, другой играет Шопена с увлажнившимися глазами. А эта девочка, ну помните, из кинофильма «Доживем до понедельника», мечтает о семье, о детях, о хозяйстве… Родители часто, разумеется, подмечают, к чему стремится чадо. Предположим, они всемерно содействуют расцвету выявленной наклонности. Хорошо ли это? Не всегда, потому что об односторонности ведущей функции уже говорилось. Она развивается, а остальные функции угасают. Личность выглядит однобокой.

Но бывает иначе. В семье существует культ какой-нибудь профессии, и родители хотят, чтобы их ребенок непременно проследовал по их стопам. Скажем, папа юрист, а чадо явно принадлежит к чувствующему типу, увлекается музыкой. С одной стороны, это явное насилие. Мальчик никогда не станет интеллектуалом, мыслящим типом. Но с другой стороны, здесь есть нечто положительное. Ведь мы говорили пока о ведущей и подчиненной функциях. А где еще две из четырех? Они называются подобными, вспомогательными.

Вспомогательные функции тяготеют либо к ведущей, либо к подчиненной. Иначе говоря, они могут быть деятельны, «подтянуты», неплохо развиты. Иногда аналитики ошибаются и даже принимают побочную функцию за ведущую. Ведь в целом она тоже оказывается рабочей и достаточно дифференцированной. И наоборот, иногда вспомогательная функция тоже подводит: она ближе к подчиненной.

Какие функции хорошие, а какие не очень? Все функции хорошие, они определяют своеобразие нашей личности. Слова «ведущая» или «подчиненная» функция не носят оценочного характера. Просто у одного человека с наибольшей вероятностью используется одна функция, а у другого — иная.

Юнг пытался понять, почему психологическая реальность выглядит по-разному у тех или иных исследователей. Ведь психика — одна и должна, судя по всему, демонстрировать одинаковую сущность. Оказывается, Фрейд, который был экстравертом, заметил только этих типажей. Адлер же, будучи интровертом, — только таких же, как он. У Адлера, следовательно, главное внимание уделяется субъекту, целиком поглощенному попытками обеспечить свою безопасность и получить контроль над окружающими его объектами и вещами. У Фрейда же все внимание переносится на объекты, которые в силу своих специфических качеств благоприятствуют или мешают гедонистическим устремлениям субъекта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой