Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические условия формирования мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально раскрыты психологические характеристики и механизмы влияния существенных социально-психологических условий на формирование мотивации первичного отказа от табакокурения. На макросоциальном уровне изучено влияние ограничительных мер в отношении табакокурения, проводимых в обществе и в социальных структурах в отношении курения и пропаганды здорового образа жизни. На уровне… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования 18 социально-психологических условий формирования мотивации отказа от табакокурения
    • 1. 1. Анализ зарубежных и отечественных исследований формирования 18 мотивации первичного отказа
    • 1. 2. Социально-психологические условия приобщения к 25 табакокурению
    • 1. 3. Оценка социально-психологических условий формирования отказа 36 от табакокурения в рамках профилактической работы с молодежью
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических 64 особенностей и условий формирования мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи
    • 2. 1. Организация и проведение исследования
    • 2. 2. Разработка методов оценки влияния социально-психологических 67 условий на формирование первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи
    • 2. 3. Исследование социально-психологических условий формирования 82 первичного отказа от табакокурения на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях
  • Выводы по второй главе

Социально-психологические условия формирования мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что борьба с табакокурением в России является насущной общенациональной задачей. Уже в первом из цикла докладов Всемирной Организации Здравоохранения, посвященном оценке состояния табачной эпидемии, указывалось, что «распространенность потребления табака в России достигла масштабов эпидемии» (Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии. Женева, 2008). Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака (The Global Adult Tobacco Survey), проведенный в 2009 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при поддержке Всемирной организации здравоохранения показал, что в России потребляют табачные изделия 39,1% взрослого населения (43,9 млн. человек) [35]. Курильщиками являются 60,2% российских мужчин и 21,7% российских женщин. Среди старшеклассников начинают курить 30% (юношей 34,9% и девушек 27,2%) [34].

По мнению экспертов (Поздняков В.П., Хромова В. Л., 2008) проблема табакокурения в России «уже давно перешла в разряд междисциплинарных» и требует комплексного решения. Особенно тревожно, что расширение масштабов эпидемии в нашей стране происходит за счет роста распространенности табакокурения среди молодежи и в частности среди девушек и женщин. Так, если распространенность курения среди женщин в.

России на фоне Европы не является угрожающей (19 место среди 34 стран), то по распространенности курения среди девочек 13−15 лет Россия стоит уже на 8 месте [106]. Частота табакокурения среди девушек в возрасте 18−19 лет в центральной части Европейского региона РФ составляет 36%, у 73 курящих выявлена высокая степень никотиновой зависимости, т. е. им было сложно бросить курить, в том числе во время беременности. У женщин распространенность табакокурения зависит от уровня образования: среди работающих женщин с высшим образованием частота активного курения 4 составляет 33,7%, среди менее образованных 50,0%. Распространенность табакокурения среди юношей в возрасте 18−19 лет в центральной части Европейского региона РФ составляет 47%, у ХА курящих выявляется высокая степень никотиновой зависимости (Антонова Н., 2006, Сахарова Г., 2006). В Москве среди работающих мужчин с высшим образованием частота активного курения составляет 48,5%, среди менее образованных — 64,7%.

Распространенность табакокурения в странах Европейского региона составляет среди всего населения в среднем 28,6%, среди мужчин 40,0%, среди женщин — 18,2% [44]. Уровень табакокурения среди групп населения с низкими доходами и социальным положением во всех странах Европы выше, чем среди групп населения с высокими доходами и социальным положением.

Существует потребность в поиске и изучении психологических условий, препятствующих употреблению табака среди молодых людей, а также в разработке и внедрении комплексных эффективных программ по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности к началу курения.

Национальная стратегия по борьбе против табака включает основные направления государственной политики в области борьбы против табака на среднесрочную перспективу до 2013 года, исходя из объективных условий развития ситуации с распространением потребления табака в Российской Федерации [32].

Высокий уровень употребления табака и его постоянный рост наблюдается среди всех слоев и групп населения, вне зависимости от пола, возраста, социального положения, и представляет собой существенную угрозу для здоровья как нынешнего, так и будущего поколений [118]. При этом продвижение табачной продукции на рынок и дальнейшее увеличение числа ее потребителей связаны со сложившимися в Российской Федерации условиями, включающими низкие налоги и цены на табачные изделия, которые определяют их широкую доступность всем слоям населения, активную рекламу табака и продвижение табачных изделий на рынке, 5 низкую информированность населения о вреде табака, повсеместное воздействие табачного дыма на человека, низкий уровень организации медицинской помощи по прекращению и отказу от употребления табака.

По научным оценкам человек, употребляющий табак, теряет от 10% до 15% лет своей жизни, при этом вклад табака в общую смертность в Российской Федерации составляет около 17,1%.

В итоге в Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака погибает от 350 тыс. до 500 тыс. граждан и это несмотря на то, что потребление табака является одной из регулируемых факторов риска для здоровья человека.

Состояние проблемы исследования.

Проблема распространенности табакокурения среди молодежи остается объектом исследования специалистов различных сфер, включая медицину, социологию и психологию.

В настоящее время убедительно доказано, что табак является одной из основных предотвратимых причин смерти в сегодняшнем мире: он убивает до половины употребляющих его людей (Всемирная организация здравоохранения, 2011). При табакокурении увеличивается риск развития сердечно-сосудистых, бронхолегочных, желудочно-кишечных заболеваний, внутриутробной смерти, болезней ротовой полости, других органов и систем (Сахарова Г. М., Заридзе Д. Г., Давыдов М. И., Демидов Л. В., Чазов Е. И., Бойцов С.А.).

С первой половины XX века психологи разрабатывают теории возможных причин пристрастия, или мотивации к табакокурению. Самой известной является психоаналитическая теория незавершенности оральной стадии развития Зигмунда Фрейда.

Активно исследуется влияние социальных и психологических условий приобщения к табакокурению. На уровне макросоциума рассматривается б государственная политика по отношению к производителям табака, его стоимости, правовых норм (Герасименко Н.Ф., Шевырева М. П., Бокерия JI.A.), реклама табачных изделий и эффективность социальной рекламы (Потапова У.В., Селиверствов С. Е., Пиерс Д. П., Флай Б.Р.).

Оценка микросоциума включает влияние отношения к табакокурению в семье (Кислицина O.A., Радкевич Н. В., Александров A.A., Александров В.Ю.) и среди сверстников (Сизанов А.Н., Хриптович В. А., Элдерс М.Д.).

Выделены личностные особенности, способствующие приобщению к курению табака: низкая самооценка (Кислицина O.A., Ботвин Г. Д., Эбстейн Д.А.), повышенная тревожность (Васильев B. JL, Котова М. Б., Радкевич Н.В.), трудности в социальной адаптации (Сирота H.A., Ялтонский В.М.), тяга к риску (Леонова Л.Г., Бочкарёва Н.Л.).

Вопросу формирования мотивации в рамках распространенности курения уделяется внимание в двух аспектах:

• изучение мотивации желающих бросить курить (Сахарова Г. М.). Признается очевидность необходимости формирования личностной мотивации для эффективной борьбы с никотиновой и другими зависимостями (Сирота H.A., Ялтонский В.М.);

• изучение мотивации к здоровому образу жизни (Сапельцева И.В., Морозов В.А.). Формирование мотивации к здоровому образу жизни способствует, в том числе, и отказу от курения.

Психологами, педагогами, медиками и социологами активно разрабатываются способы профилактики курения и борьбы с никотиновой зависимостью. Однако к настоящему времени в большей степени программы в рамках информационного подхода, делают акцент на описании вреда оказываемого табаком на организм человека. Низкая эффективность данных программ связана с несколькими факторами:

• молодые люди излишне оптимистически относятся к своему здоровью и нередко воспринимают постоянные предупреждения со скептицизмом (Зимбардо Ф., Ляйппе М.);

• информация о влиянии табака на организм может спровоцировать интерес к курению, вследствие такой возрастной особенности, как стремление к риску (Сирота Н.А., Березин C.B., Лисецкий К.С.).

Практически отсутствуют эффективные методы оценки воздействия профилактической работы на личностном уровне. Результаты исследования позволили отметить существующие противоречия между:

— декларируемыми призывами к отказу от курения в общественных местах и активной рекламой табачных изделий в социальной среде;

— курением взрослых в присутствии детей и требованиями к ним отказаться от табакокурения;

— возрастающей необходимостью в разработке модели, алгоритма и технологий эффективного формирования мотивации отказа от курения в рамках первичной профилактики табакокурения и недостаточной разработанностью этой проблемы в психологии.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется наличием проблемы табакокурения, необходимостью поиска, изучения социально-психологических условий, способствующих снижению употребления табака среди молодых людей, а также высокой социальной потребностью в разработке и внедрении комплексных эффективных профилактических программ, направленных на формирование устойчивой мотивации к первичному отказу от курения.

Объект исследования — процесс мотивации предупреждения зависимого поведения от табакокурения среди студентов.

Предмет исследования — социально-психологические особенности и условия формирования мотивации первичного отказа от табакокурения.

Цель работы — выявление социально-психологических особенностей и условий формирования мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи может быть эффективнее, если для этого создаются социально-психологические условия на трех уровнях. На:

— макросоциальном уровне предполагает ограничение распространения табакокурения и его рекламы в обществе;

— микросоциальном уровне обеспечивает формирование нетерпимого отношения среди сверстников и родных к табакокурению;

— личностном уровне учитываются особенности характера, воли и проявления активности студенческой молодежи в противодействии давлению курящего сообщества.

Социально-психологическая модель могла бы обеспечить более полный учет этих условий при планировании и проведении профилактической работы со студенческой молодежью по достижению первичного отказа от табакокурения.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать результаты отечественных и зарубежных исследований сущности и содержания мотивации и социально-психологических условий, влияющих на распространение табакокурения.

2. Разработать социально-психологическую модель формирования мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи.

3. Обосновать систему критериев, показателей и уровней эффективности развития мотивации первичного отказа от табакокурения.

4. Экспериментально исследовать особенности влияния социально-психологических условий на формирование мотивации первичного отказа от табакокурения.

5. Разработать практические рекомендации по созданию социально-психологических условий для формирования мотивации отказа от табакокурения в рамках работы ВУЗа.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы развития, детерминизма, системности, принцип единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Асмолов А. Г., Выготский Л. С., Государев H.A., Леонтьев А. Н., Орехов А. Н., Осницкий А. И., Парыгин Б. Д., Петровский A.B., Рубинштейн С. Л., Шаповаленко И. В. и др.) — деятельностный подход в рассмотрении механизмов формирования мотивации личности (Леонтьев Д.А., Леонтьев А. Н., Выготский Л. С., Ильин И. А, Узнадзе Д.Н.) — принцип социальной обусловленности личности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б. Г., Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Леонтьев А.Н.) — социально-психологический подход к анализу личности (Андреева Г. М., Асмолов А. Г., Белинская Е. П., Богомолова H.H., Донцов А. И., Ковальчук М. А., Мельникова О. Т., Нечаев H.H., Секач М. Ф., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая O.A., Третьяк В. Г. и др.) — мотивационный подход в рассмотрении направленности профилактической работы (Петрова Е.А., Сирота H.A., Ялтонский В.М.).

Эмпирическая база исследования.

Всего в исследовании приняло участие 644 студента (279 юношей и 365 девушек) очной формы обучения высших учебных заведений г. Москвы:

• Российского государственного социального университета (по специальности психология, лингвистика, педагогическое образованиеинформатика);

• Московского государственного горного университета (по специальности информационные системы и технологии, экономика, электроэнергетика и электротехника);

• Московского педагогического государственного университета (по специальности психология, журналистика).

Для дополнительного сравнительного исследования отношения к здоровому образу жизни и курению опрошены студенты Вуза мегаполиса и Вуза небольшого города (кировского филиала МГЭИ (по специальности психология)).

Средний возраст обследуемых студентов составил 21,42 ±0,05, у девушек-21,35 ±0,55 и у юношей-20,61 ±0,1 лет.

Методы и методики исследования.

Теоретико-методологической базой выступили исследования зарубежных и отечественных ученых в таких отраслях знаний, как социальная психология, психология личности, социология. Основу концептуальной модели исследования составляет системный подход и метод сравнительного анализа.

Экспериментальная часть работы включает в себя диагностические методы исследования: анкетирование, социальный опрос, интервьюирование и тестирование. Для этого использовался диагностический комплекс, включающий: методика «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО), адаптированная Д.А. ЛеонтьевымКалифорнийский личностный опросник (CPI), адаптированный для России Н. В. Тарабринойметодика «Уровень социального инфантилизма, разработанный A.A. Серегинойопросники «Вредные привычки», «Мини-анкета по курению», «Мотивация некурения», разработанные Е. И. Дубровинской.

Этапы работы.

Использованный комплекс методов обоснован в связи с тремя этапами социально-психологического исследования:

— На первом этапе (2008;2010 гг.) осуществлялся анализ материалов отечественных и зарубежных исследователей, влияния социально-психологических условий формирования мотивации первичного.

11 отказа от табакокурения на различных уровнях — макросоциальном, микросоциальном и личностном.

— На втором этапе (2009;2011 гг.) разработаны методы оценки воздействия социально-психологических условий на распространенность курильщиков среди студентов, личностных особенностей отношения к табаку и другим психоактивным веществам, как на когнитивном, так и на мотивационно-личностном уровнях.

— На третьем этапе (2011г.) проведен анализ результатов обследования студентов, осуществлена количественная и качественная обработка, систематизированы полученные данныесформулированы основные обобщения и выводыосуществлено описание хода и результатов исследования в публикациях, тексте диссертации и автореферате.

Научная новизна.

1. Впервые на основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований уточнены сущность и содержание мотивации и социально-психологические условий, влияющих на распространение табакокурения.

2. Создана социально-психологическая модель формирования мотивации первичного отказа от табакокурения, которая содержательно объединяет функции мотивации (направление, побуждение, регуляцию), описание ее пофазового формирования в отношении первичного отказа от курения, а также критериального оценочного основания эффективности профилактики табакокурения среди студенческой молодежи и социально-психологические условия формирования такой мотивации.

3. Обоснована система критериев эффективного развития мотивации первичного отказа от табакокурения, которые позволяют оценить успешность профилактической работы.

4. Впервые экспериментально доказано влияние определенных социально-психологических условий на формирование мотивации первичного отказа от табакокурения на: a. макросоциальном уровне выступают ограничительные меры по отношению к курению и пропаганда здорового образа жизниb. уровне микросоциума — отказ от курения среди родственников и сверстниковc. личностном уровне — с помощью кластерного анализа эмпирически выявлены основные мотивы, благодаря которым молодые люди остаются устойчивыми к негативному влиянию со стороны приверженцев курения. По индивидуально-личностным и поведенческим показателям проведено сравнение курящих и некурящих студентов. Выявлены устойчивые психотипы на основе сочетания мотивации заботы о здоровье, выработки и соблюдения правил.

5. Разработаны и предложены практические рекомендации по созданию социально-психологических условий для формирования мотивации отказа от табакокурения в рамках работы ВУЗа.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и описании сущности и содержания мотивации первичного отказа от табакокурения и социально-психологических условий, влияющих на распространенность курения среди молодежиразработке социально-психологической модели формирования мотивации первичного отказа от табакокурения, рассматривающей пофазовое формирование мотивации и комплекса условий, детерминирующих и оказывающих влияние на развитие мотивации первичного отказа. На основе разработанной модели обоснована система критериев успешности работы по профилактике распространения курения среди студенческой молодежиэкспериментально и достоверно доказано, описано влияние социально-психологических условий на формирование мотивации отказа от табакокуренияотражены и уточнены содержание и сущность мотивационных характеристик личности, устойчивой к негативному влиянию курящего сообщества.

Практическая значимость исследования состоит в обогащении содержания учебного материала понятием «мотивация некурения" — в описании социально-психологических условий, влияющих на распространенность табакокурения среди студентов ВУЗа. Выявлены связи курения или некурения молодых людей с личностными, поведенческими особенностями и социальными условиями молодых людей, позволяющие оптимизировать профилактическую работу, организовать психолого-педагогическое сопровождение студентов. Включение блоков, подкрепляющих выявленные мотивы некурения дает возможность усовершенствовать профилактические занятия, воздействуя на молодежную аудиторию не только на когнитивном, но и на мотивационном (эмоционально-поведенческом) уровнях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мотивация первичного отказа от табакокурения представляет собой осознаваемые, внутренне принятые мотивы, направляющие, побуждающие и регулирующие оценки, отношение, действия и поведение студентов, обеспечивающие формирование устойчивого воздержания от табакокурения студенческой молодежи.

2. Авторская модель формирования мотивации отказа от табакокурения структурно объединяет:

— на макросоциальном уровне — социально-психологические условия, способствующие появлению потребности, получения информации и возможности для реализации мотивов и включающие ограничение курения, продажи и рекламы табачных изделий, пропаганду здорового образа жизни, организацию досуга молодежи;

— на микросоциальном уровне — социально-поддерживающую среду, способствующую полноценному развитию личности, дающую возможности позитивной реализации потребностей;

— на личностном уровне — особенности характера и воли, способствующие формированию личности, устойчивой к давлению курящего сообщества.

Модель обеспечивает пофазовое формирование мотивации отказа, включающее фазу формирования абстрактного мотива, фазу активного поиска и фазу непосредственной мотивации или реализации мотивационного ресурса в выборе конкретной цели, формирования намерения и действий по достижению этой цели. Социально-психологические условия распространения табакокурения влияют на макро-, микрои личностном уровнях, образуя взаимосвязи целостного детерминационного континуума.

3. Разработанное критериальное оценочное основание эффективности профилактики табакокурения среди студенческой молодежи включает критерии, показатели и уровни эффективности мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи. Для практического использования критериального оценочного основания представлен авторский комплекс тест-опросников, позволяющий выявлять уровни сформированности мотивации студентов на первичный отказ от табакокурения и снижение распространенности курения среди молодежи. В составе данного комплекса опросник «Мотивация некурения» дает возможность выделить значимые мотивационные установки молодых людей, позволяющие отказаться им от предложения «закурить», особое место среди которых занимают забота о здоровьестремление к выработке и соблюдению правилсформированность представлений об образе «Я" — прагматизм.

4. Экспериментально раскрыты психологические характеристики и механизмы влияния существенных социально-психологических условий на формирование мотивации первичного отказа от табакокурения. На макросоциальном уровне изучено влияние ограничительных мер в отношении табакокурения, проводимых в обществе и в социальных структурах в отношении курения и пропаганды здорового образа жизни. На уровне микросоциума раскрыто влияние межличностных отношений на формирование мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи, а также через отказ от курения среди родственников и сверстников. На личностном уровне эмпирически выявлены основные мотивы молодых людей, определяющих их устойчивое отрицательное отношение к курению. По индивидуально-личностным и поведенческим показателям курящих и некурящих студентов выявлены устойчивые психотипы на основе сочетания мотивации заботы о здоровье, выработки и соблюдения правил.

Выявлены условия, способствующие формированию мотивации первичного отказа от табакокурения у студентов на трех уровнях: макросоциальном, микросоциальном (уровень референтных групп) и личностном (определенные качества характера и доминирование в ценностной иерархии определенных мотивов). Среди социальнопсихологических условий макросоциального уровня, положительно влияющих на формирование мотивации некурения у молодых людей, выделены меры, ограничивающие курение, снижающие доступность табачных изделий и пропаганду здорового образа жизни. На микросоциальном уровне основной детерминантой формирования мотивации некурения у молодых людей является отношение к курению в референтных группах, в семье и группах членства. Чем больше выражена согласованность позиций в данных группах к отказу от курения, тем выше вероятность формирования у молодых людей мотивации некурения. Доказано, что отказ от курения в родительской семье, некурящее окружение среди сверстников в процессе социализации в подростковом возрасте создают благоприятные предпосылки к отказу от курения у молодых людей, причем в юношеском возрасте большее значение имеет отношение к курению друзей и однокурсников. На личностном уровне на формирование мотивации.

16 некурения у молодых людей влияет выраженность таких качеств, как: сформированность смысло-жизненных ориентиров, активная социальная позиция, стремление к самосовершенствованию и духовному развитию, доминирование в структуре ценностей таких мотивов как забота о здоровье, стремление к порядку, структурированию своего персонального пространства и времени, стремление соответствовать определенному образу (имиджу), прагматизм (стремление к пользе).

5. Разработаны содержательные и апробированные психологические рекомендации по организации системной работы со студенческой молодежью по формированию мотивации первичного отказа от табакокурения, а также создания социально-психологических условий для организации профилактической работы со студентами в вузах и в их структурных подразделениях.

Выводы по второй главе.

1. Согласно проведенному исследованию, среди студентов-выпускников гораздо меньше курильщиков, чем среди студентов младших курсов, что может являться результатом активной противотабачной работы, проводимой в ВУЗах Москвы. В обследуемых ВУЗах в комплекс профилактических мероприятий входят: запрет на курение на территории ВУЗа, антитабачная просветительская работа и пропаганда здорового образа жизни.

2. Выявлены влияние семьи и сверстников на курение молодежи. Причем наибольшее влияние на студенческую молодежь оказывают сверстники, что согласуется с возрастными особенностями.

3. Проведенный сравнительный анализ курящих и некурящих студентов позволил составить психологические портреты курильщика и некурящего.

• Для некурящего молодого человека свойственны такие личностные качества, как независимость, индивидуализм, эмоциональная гибкость и развитая эмпатия по отношению к окружающим. Жизненные ценности такого человека включают стремление к установлению хороших взаимоотношений с другими людьми и сохранению собственной индивидуальной неповторимости, к достижению конкретных результатов и получению духовного удовлетворения, к повышению уровня своей образованности и организации своего досуга. Значимыми мотивационными установками являются забота о здоровье и стремление к выработке и соблюдению правил.

• Психологический портрет курильщика отличается эмоциональной ригидностью и внутренней отстраненностью от окружающих. Высокий уровень потребности в принадлежности к группе и социальной желательности делает курильщика более подверженным манипуляциям со стороны окружающих, мнение которых имеет большое значение для его самооценки. В системе мотивационных установок забота о здоровье и стремление к выполнению правил не являются ведущими и могут не учитываться при принятии решения, вследствие чего вредное влияние табака на организм человека может не являться существенным аргументом отказа от курения.

4. По опроснику «Мотивация некурения» существенные различия между курильщиками и некурящими были выявлены по шкале 1 (забота о здоровье) и шкале 2 (стремление к структурированию и порядку). Проведенный кластерный анализ позволил разделить некурящих молодых людей в три группы:

• Студенты, заботящиеся о здоровье и стремящиеся к соблюдению правил;

• Студенты, заботящиеся о здоровье, но не стремящиеся к соблюдению правил;

• Студенты, ведущей мотивацией некурения которых являлось стремление к структурированию и порядку.

5. Обнаружена существенная разница по Шкале 1 опросника «МН» «Забота о здоровье» у студентов, обучающихся в условиях большого города (Москва) и маленького городка (Киров). Студенты, обучающиеся в Москве более внимательно относятся к своему здоровью, чем кировчане.

Практические рекомендации:

1. Должны быть направлены на формирование мотивации некурения у молодых людей, которые обязательно включают:

— ограничение табакокурения в ВУЗе, посредством принятия соответствующего приказа о запрете курения на территории образовательного учреждения;

— интерактивные методы пропаганды здорового образа жизни, включающие тренинги, деловые игры, разработку самими студентами социальной рекламы против курения, информационных буклетов о вреде, оказываемым табаком на организм;

— организация активного досуга студентов Вузов, создание условий для занятий спортом, привлечение к массовому участию в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проведение спортивных соревнований, организация походов, развитие молодежного туризма.

2. Разработанная авторская методика «Мотивация некурения» может широко использоваться в качестве оценки эффективности профилактической работы по предупреждению курения среди студентов ВУЗов.

3. Интерактивные занятия желательно включать в программу дисциплин по основам медицинских знаний, здорового образа жизни. Семинарские занятия (Приложение 5), направленные на предупреждение курения предусматривают следующие вопросы:

— «Забота о здоровье как часть любви к себе»;

— «Зачем нужны границы» (занятие, посвященное запретам и их функции);

— «Мечты и реальность» (занятие по планированию своего времени);

— «Кто я и как меня видят другие» (занятие, посвященное формированию образа я, собственного имиджа и противостоянию негативному влиянию социума);

— «Время-деньги» (занятие, посвященное собственным ресурсам, к которым относятся время, деньги и здоровье).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аверин В А. Психология личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во
  2. В. А., 1999. 89 с.
  3. A.A., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. М.: Медиа-Сфера. — 1996.
  4. A.A., Александрова В. Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопр. психологии. 1999. № 4. — С.35−42
  5. A.A., Александрова В. Ю., Прохоров A.B. Профилактика курения среди детей и подростков: Метод, пособие для родителей и преподавателей образоват, — воспит. учреждений. М.: Фирма «Глянц», 1993. — 70 с.
  6. В.Ю., Сарсенова С. Н. Оценка психологическойготовности пациента к отказу от курения // Акт. вопр. проф. неинф. заб.-М., 1993. Т. 1. — С. 103.
  7. Аллен Kapp, Робин Хейли, Как помочь нашим детям бросить курить. Курить уже не круто! М.: Добрая книга, 2009. — 232с.
  8. Д. Измените свой мозг изменится и жизнь. М.: ЭКСМО, 2011. — 448 с.
  9. Н.Д., Машкова H.H. Методические условия формирования знаний о вреде курения у школьников // Нижегор. мед. журн. 1998. -№ 1.-С.30−31.
  10. Т.И. АНТИ или алкогольная, наркотическая и табачная информация. Казань: Новое знание, 2002. — 46 с.
  11. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности М.: Мысль, 1976. — 158с.
  12. И.Асеев В. Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С.48−54.
  13. М. В. Проблема мотивации: прошлое и настоящее / М. В. Архипова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф./ Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 7−10.
  14. A.A., Кучма В. Р., Звездина И. В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. М.: Литтерра, 2007. 213с.
  15. C.B. Стань свободным от вредных привычек М.: ЦПФС «Единение», 2007. 184с.
  16. М.М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников М.: Вентана-Граф, 2003. — 64 С.
  17. М.М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. М.: Вентана-Граф, 2003. — 32 С.
  18. С.Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов 1996» (секция Психология). — М.: МГУ, 1996. — С.11.
  19. М.В., Брянцева A.B. Проблема самореализации молодежи в современной России// Человеческий капитал. 2011. № 8 (32). С.72−73
  20. В. Не привыкай к плохому: Обобщающий урок для 6−7 кл. в форме игры-путешествия по теме «Профилактика вредных привычек» // Основы безопасности жизни. 2000. — № 11.- С.21−23.
  21. Ю.В., Зыков О. В., Цетлин М. Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. М.: РБФ HAH, 2005. — 167 с.
  22. А .Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001
  23. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  24. В.К. Психология потребностей: шаги к реальности // Вопросы психологии. 1985. — № 2.
  25. В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. -458с.
  26. В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. М., 1983
  27. В.К. Эмоции и ситуативное развитие мотивации // Тезисы докладов конференции «Развитие эргономики в системе дизайна». -Боржоми 1979
  28. П.М. и др. Программа профилактики употребления психоактивных веществ для детей младшего школьного возраста «Корабль». М.: Фонд «Система профилактических программ», 2003
  29. Н.Ф., Демин А. К. Формирование политики в отношении табака и общественное здоровье в России. М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2002. — 152с.
  30. Н.Ф., Заридзе Д. Г., Сахарова Г. М. Здоровье или табак: цифры и факты. Официальное издание Всероссийского национального Форума «Здоровье или табак». М.: 2007
  31. Глобальный обзор потребления табака среди молодежи. Женева: ВОЗ, 2006
  32. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака. Российская Федерация, 2009. Страновой отчет. -М.:2010.-185с.
  33. C.B. Табакокурение. В кн.: Введение в наркологию: Пособие для учителя/ М. М. Буркин, C.B. Горанская и др. -Петрозаводск: Карелия, 1999. С.117−156.
  34. Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова JI.C. Полезные привычки: Пособие для учителей. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. 3-е изд-М.-Ижевск: ИД Удмуртский университет, 2002
  35. Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова JI.C. Уроки для родителей, или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь: Крат, руководство. 3-е изд., улучш. и доп. — М.: Полимед, 2000. — 30 с.
  36. А.Т. Система мер по формированию у детей и взрослых отвращения к наркотикам, алкоголю, курению, ко всему аморальному и дурному. Калуга, 2002. — 187 с.
  37. H.A. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами. /Под науч. ред. JT.M. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. -256 с.
  38. Р., Дальке М. Психология курения. М.: Весь, 2010. — 176с.
  39. С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни. Автореф. дисс. д.п.н. Казань: 2003
  40. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии. Женева, 2008. — 340 с.
  41. Доклад о политике по борьбе против табака в Европейском регионе. -Женева: ВОЗ, 2008. -72 с.
  42. Г. В., Кирюшин В. А., Смольский A.B., Семенова O.JI. Зависимость умственной работоспособности от физического развития и курения студентов // Физич. состояние учащейся молодежи и пути его совершенствования: Сб. ст. Рязань, 1988. — С.23−27.
  43. Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  44. А.Ю. Возрастная наркология. М: Инст. общегуманитарных исследований, 2002 — 272 с.
  45. Г. И., Федякина Л. В., Ковалева М. А. и др. Способы решения проблем детского и подросткового курения: справочник для родителей, — М.: РГСУ, 2010.- 128 с.
  46. Г. В. Клуб интеллектуальных и творческих игр как форма психологической реабилитации девиантных подростков // Социальная профилактика и здоровье, 2003.- N 3. С.27−33
  47. Н.П. Программа профилактики и лечения табакокурения, алкоголизма, наркомании и токсикомании с позиции психиатрии. М-во образования Рос. Федерации. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2000. — 23 с.
  48. О.В. и др. Чистая книга: Методическое пособие. М: РБФ «Нет алкоголизму и наркомании», 2003. — 19 с.
  49. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 502 с.
  50. Информационный пакет «Dragbox». Табак. По заказу администрации Санкт-Петербурга, Союз «Общество без наркотиков». Стокгольм: Норра Сконе Оффсет, 1999.
  51. A.M., Шакирзянов Г. З., Набиуллина P.P. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. М.: Медицина, 2001.-31 с.
  52. В.Н. и др. Программа профилактики курения в школе/ под ред. И. Г. Екимова М.- Ярославль: Аверс Пресс, 2005. — 130 с.
  53. В.Н., Ковалева A.B., Михеева A.A. Особенности поведенческих рисков, связанных со здоровьем, среди подростков трех регионов России // Школа здоровья. 2000. — № 3. — С.5−15.
  54. Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы Психологии. 2002. № 1 -С.26−37.
  55. O.A. Детерминанты распространенности курения среди подростков/ III Всероссийский социологический конгресс. М.: Ин-т социологии РАН, РГСУ, 2008
  56. Т.В. Игровые формы воспитательной работы с детьми 8−12 лет по формированию позитивных установок на здоровый образ жизни. Челябинск: Гор. центр мед. профилактики, 1995. — 18 с.
  57. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983 256 с.
  58. В.П., Легчаев В .Я. Хочешь жить бросай курить. Смоленск, 1989
  59. И.А. Региональная модель организации антинаркотической профилактики и наркологической помощи учащимся. Автореф. дисс.. к.мед.н. -М.: 2002
  60. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. 2-е изд. — М.: Изд.-во УРАО, 1999. — 144 с.
  61. Д.В. Болезни поведения: Воспитание здорового образа жизни. М.: Дрофа, 2002. — 191 с.
  62. Т.С., Ахвердиева М. К. Влияние табакокурения на адаптационно-приспособительные реакции у лиц молодого возраста // Здоровье и образование: Материалы Междунар. конф. валеологов. -СПб., 1999.-С.108−109.
  63. Комплекс мер MPOWER «Глобальная эпидемия табачной зависимости». Женева, 2008
  64. Королевский Колледж Врачей Великобритании. В Интернете. http://www.rcplondon.ac.Uk/pubs/books/nicotine/4-addiction.htm#4
  65. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991, с.8−15.
  66. Коррекция нарушений прсихологического здоровья дошкольников и младших школьников. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003
  67. В.Н., Захаренкова Р. И., Легчаев В. Я. Вредные привычки или здоровье выбирайте сами. Смоленск, 2001
  68. М.Б. Психологические условия обеспечения эффективности профилактики курения подростков. Автореф. дисс.. к.пс.н. М.: 2008
  69. C.B., Слободник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2000
  70. А., Рыбакова Л. Руководство по программе первичной профилактики никотиновой и наркотической зависимости у детей старшего подросткового возраста «Неделя ужасов». М.: ХКЦ Вера -сегодня, 2004.
  71. Курение враг молодежи // Хроника ВОЗ. — Т.36, № 3. — С.22−23.
  72. Курение и здоровье: Материалы МАИР/ Под ред. Д. Г. Заридзе, Р. Пето- пер. с англ. М.: Медицина, 1989. — 382 с.
  73. Курящие подростки: большинство или меньшинство? //Социальная профилактика и здоровье. 2003. -3. -С.21−23.
  74. И.Г., Журавлева К. И. К истории распространения курения и борьбы с ним // Итоги и перспективы исследований по истории медицины. Ташкент, 1980. — С.374−376.
  75. И.С. Здоровье как социальная ценность. Автореф. дисс.. д-ра филос. н. М.: 2004
  76. В.Ф. Проблема табакокурения и пути ее решения. В кн.: Курение или здоровье в России? Серия докладов по политике в области охраны здоровья населения. «Здоровье для всех все для здоровья» /Под ред. А. К. Демина. М.:1996. — 334с.
  77. В.Ф., Заридзе Д. Г. Табак и злокачественные новообразования // Вопр. онкол. —2003. —Т. 49, № 4. —С. 391—399.
  78. В.Ф., Федичкина Т. П. Закономерности развития и распространения табакокурения // Врач. —2001. —№ 7. —С. 26—28.
  79. Л.Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Новосибирск: НГМУ, 1998
  80. Л.Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск Изд-во НМИ, 1998
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  82. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. унта, 1971. —40 с.
  83. Д.А. Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002.-343 с.
  84. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. -16 с.
  85. Лечение табачной зависимости (табакизма): методические рекомендации/ Н. С. Ишенков, А. Г. Соловьев, И. А. Кирпич. -Архангельск: СГМУ, 2002. 20 с.
  86. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. СПб.: Медицина, 1991.-304с.
  87. .Ф. Психическая регуляция деятельности:. М.:Институт психологии РАН, 2006. 624 с.
  88. B.C. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. СПб, 1997
  89. Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб: Прайм-Еврознак, 2002
  90. А.Г. Все цвета, кроме черного: пед. профилактика наркотизма школьников: 7−9 / под ред. М. М. Безруких. М.: Просвещение, 2005. — 64 с.
  91. А.Г. Все цвета, кроме черного: Помогая другим, помогаю себе. / под ред. М. М. Безруких. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.-93 с.
  92. А.Г. Все цвета, кроме черного: Разумный выбор, правильное решение. / под ред. М. М. Безруких. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009 — 64 с.
  93. Д. Мотивация человека. М, 2007 — 672 с.
  94. Н. Н. и др. Методы, формы и средства антитабачного гигиенического воспитания школьников и студентов: Метод, рекомендации / М-во здравоохранения СССР, Гл. сан.-эпидемиол. упр. М.: ЦНИИСП, 1986. — 20 с.
  95. Г. Я. Возможности профилактики курения среди подростков //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. № 5 -2003.-C.3−5.
  96. Г. Я., Оганов Р. Г. Влияние курения на здоровье населения: место России в Европе. //Профилактика Заболеваний и Укрепление Здоровья, 2002- № 6. С. 17−20
  97. А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. -С.352.
  98. .Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: ACT, 2009. — 811 с.
  99. Мировая статистика здравоохранения. 2009 год. Женева: ВОЗ, 2009, — 150 с.
  100. Мировая статистика здравоохранения. 2010 год. Женева: ВОЗ, 2010, — 177 с.
  101. Э. Влияние неблагоприятных факторов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков // Психол. наука и образ. 2001. — № 4. — С.28−40.
  102. Н.П. Курение и умственная работоспособность у учащихся и служащих // Нижегор. мед. журн. 1998. — № 1. — С.43−44.
  103. Никотиновая зависимость: (психоактивные зависимости) / сост. H.H. Бойко. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Родная страна, 2009. — 198с.
  104. Ограничение курения // Хроника ВОЗ. 1972. — Т.26, № 2. -С.71−76.
  105. В.В. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
  106. В.Ф. Об опасности курения. М.: Воздуш. трансп., 1980, — 135 с.
  107. Официальный сайт министерства здравоохранения и социальной защиты http://www.minzdravsoc.ru/
  108. Официальный сайт министерства образования и науки Российской Федерации http ://mon.gov.ru/
  109. Официальный сайт программы Botvin Life Skills Training В Интернете. http: // www.lifeskillstraining.com/resourcefacts.php
  110. Официальный сайт проекта «Ровестник ровестнику». В Интернете. http: // www.yadnet.sp.ru.
  111. Е.А. Социальная ортобиотика: проблема первичной профилактики и подходы к ее решению. В сб.: Социальная ортобиотика против алкогольной угрозы. М.: РГСУ, 2010
  112. C.B., Тезиков Е. Б., Нужный В. П. Методология комплексного подхода к лечению зависимости от табака // Вопросы наркологии. -1995- № 1.- С. 91−93.
  113. В.П., Хромова B.JT. Социально-психологически особенности отношения к табакокурению у курящих и некурящих мужчин и женщин // Гуманитарная экспертиза, 2008, № 4. С. 193−197.
  114. A.B. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности Автореф. дисс.. к.п.н. — Ижевск: 2007- 18 с.
  115. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Метод пособие / С.Н., Ениколопов Л. В., Дорофеева П.,
  116. И. и др.- под науч. ред. И. Соковни. 2-е изд. М.: Просвещение, 2005 — 158с.
  117. Т. Курение придает вам уверенность. В чем? // СПИД, секс, здоровье. 1999. — № 3. — С.29
  118. О.С., Комаров Ю. М. Курение М.: Медицина, 1988. -160 с.
  119. Н.В. Социально-психологические аспекты табакокурения среди студентов медицинских и немедицинских вузов. Автореф. дисс.. к. пс. н. М.: 2005
  120. Раздел официального сайта Всемирной Организации Здравоохранения, посвященный проблеме табакокурения В Интернете. http: // www.who.int/topics/tobacco/en/
  121. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. -Женева: ВОЗ, 2005−39 с.
  122. С.С., Нуждин В. И., Клюшниченко И. В., Кривова A.B., Тургумбаев Т. Н. Курение и злоупотребление алкоголем факторы риска асептической нестабильности эндопротезов тазобедренных суставов // Вестн. Рос. Акад. Мед. Наук. 2008. — № 9. — С. 6−12.
  123. ., Сибли Л., Сибли Д. и др. «Ключи Семейной Жизни». Учебно-методическое пособие для работы с родителями. М.: Изд. ИОЦ «Опора», 2005. — 161с.
  124. ., Сибли Л., Сибли Д. и др. Программа профилактики для младших классов «Ключи Жизни». Учебно-методическое пособие. М.: Изд. ИОЦ «Опора», 2004. 201 с.
  125. ., Сибли JL, Сибли Д. и др. Программа профилактики для средних классов «Ключи Жизни». Учебно-методическое пособие. М.: Изд. ИОЦ «Опора», 2004. 150 с.
  126. ., Сибли Л., Сибли Д. и др. Программа профилактики для старших классов «Ключи Жизни». Учебно-методическое пособие. М.: Изд. ИОЦ «Опора», 2004. -153 с.
  127. О.Л. Полезные расчеты, или как оценить эффективность превентивного обучения: Метод, рекомендации для учителей. 3-е изд., улучш. и доп. — М.: Полимед, 2000. — 12 с.
  128. Россия без табака. Национальный общественный проект. Основные положения./ Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации. М.: 2008. — 6 с.
  129. СЛ. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  130. Е.И. Наследство Жана Нико. М., 1996
  131. Сайт Американской Ассоциации Психологов, посвященной подходу «Resiliency», раздел по профилактике зависимостей. В Интернете. http: // www.apa.org/topics/addiction/index.aspx-
  132. Сайт для желающих бросить курить, http://www.nosmoking.ru/
  133. Сайт, посвященный подходу «жизнестойкость» В Интернете. http: // www.resiliency.com/
  134. Сайт, посвященный проблемам наркологии http ://www.narcom.ru
  135. Р.Д. Подходы к лечению табачной зависимости // В мире лекарств. 2000. — № 3. — С.40−43.
  136. Г. М., Антонов Н. С. Оказание помощи по отказу от табака в терапевтической практике. Учебное пособие М.: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, 2010. -64 с.
  137. Л. Чувства разные нужны чувства разные важны. — М.: Триада, 1999
  138. А.Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения «Школа без табака: 5−11 классы», M.: ВАКО, 2008
  139. Н. А., Ялтонский В. М., Хажилина И. И. и др. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. М.: Генезис, 2004
  140. H.A. Копинг-поведение в подростковом возрасте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. — 283 с.
  141. H.A. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Автореф. дисс.. д. мед. н. СПб.: 1994
  142. H.A., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиатр, и мед. психологии 1994, № 1.
  143. H.A., Ялтонский В. М. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами для школьников подросткового возраста. М.: Макс-пресс, 2004
  144. H.A., Ялтонский В. М. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. М.: ПБОЮЛ «Гайнуллин», 2003 248 с.
  145. Е.С. Подростки и психоактивные вещества // Мед. помощь.-2002,-№ 1.-С.9−13.
  146. Е.С., Карлсен Н. Г. К вопросу о профилактике распространения среди подростков вредных привычек, связанных с употреблением психоактивных веществ // Мед. помощь. 2000. — № 2. — С.3−6
  147. Всерос. форума по политике в обл. обществ, здоровья, Москва, 1 окт., 1997. 30 авг., 1998. — М., 1999. — С.185−189.
  148. Е. С., Зубкова Н. 3. Распространенность курения среди подростков Московской области // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 1. — С. 27−29.
  149. Смирнов В К. Табачная зависимость и курение табака / Под ред. Успенского А. Е. М.: ВИНИТИ, 1993. 108с.
  150. A.B. Навыки жизни: программа ран. профилактики хим. зависимости для детей 9−12 лет. /Серия «Работающие программы» -М., 2000.-48 с.
  151. В.П. Педагогический вуз и здоровый образ жизни // Нижегор. мед. журн. 1998. — № 1. — С.27−28.
  152. Социальная педагогика: предупреждение табакокурения у школьников: методическое пособие для работников образовательных учреждений. Авторский коллектив под общей ред. П. К. Смирнова -М.: 2003
  153. О.И. Табачная зависимость. М.: ГЭОТАР-Медицина, 2011. — 172 с.
  154. O.A. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. Методическое пособие. М.: Сфера, 2003
  155. Л.Е., Шутикова Н. В. Проблема табакокурения среди студентов-медиков // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний. М., 2003. — С.231−232.
  156. Табак. Аналитический доклад. Женева, ВОЗ, 2010
  157. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», http://www.rg.ru/2011/1 l/23/zdorovie-dok.html
  158. Федеральный закон- Вып. 34(109). Российская Федерация. Законы. Об ограничении курения табака. М.: ИНФРА-М, 2003. — 7 с.
  159. Федеральный закон- Вып. 5(188). Российская Федерация. Законы. Об ограничении курения табака. М.: ИНФРА-М, 2004. — 7 с.
  160. Фрейд 3., Буллит У., Представления о мотивах и личности в психоанализе // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2003, с. 171−181.
  161. Фрейд 3. Влечения и их судьба // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. СПб: Алетейя, 1998, с. 125 150
  162. Р. Мотивация поведения. СПб: Питер, 2003. — 651с.
  163. X. Мотивация и деятельность. T.l. -М.: Педагогика, 1986 366 с.
  164. О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003
  165. О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 1999
  166. И.В., Кабанова Е. А. Практическая психология для подростков, или Вся правда о наркотиках. М: АСТ-ПРЕСС, 2008. -288 С.
  167. М.Ф. Добровольческая деятельность как форм самоорганизации студентов в молодежных общественных объединениях // Человеческий капитал. № 8 (32), М. — 2011. — С.39−42
  168. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 116−130
  169. А.Г., Сахарова Г. М. Болезни легких курящего человека. В кн.: Чучалин А. Г. (ред.) Хронические обструктивные болезни легких. М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 1998: С. 338−365
  170. Г. З. Новый способ лечения табачной зависимости. — Казань: ДАС, 2000. 149с.
  171. С.А., Деев А. Д., Оганов Р. Г. Распространенность курения в России. Результаты обследования представительной национальной выборки населения. //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. № 3. — С.9−12.
  172. H.H. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1999. — 199с.
  173. А.Г. Рекомендации по организации антитабачной пропаганды в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации / Гл. сан.-эпидемиол. упр. М-ва здравоохранения СССР- Гл. упр. шк. М-ва просвещения СССР. М.: ЦНИИ сан. просвещения, 1986. — 11 с.
  174. Е.И., Молчанова С. С., Куликова A.B. Курящие подростки как медико-социальная проблема. Матер. X Съезда педиатров России «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям». Москва, 8−10 февраля 2005. С.611
  175. В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся. Минск: Нар. асвета, 1986. -103 с.
  176. И.К. Не кури! 3-е изд. — Красноярск: Кн. изд-во, 1986.- 18 с.
  177. Д.П., Волкова Т. В. Точка опоры. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков. -М.:Фонд «Система профилактических программ», 2004. 80 с.
  178. Approaches to positive youth development. Ed by Rainer K. Silbereisen, Richard M. Lerner. London, Sage Publications, 2007
  179. Barnes G.E. Solvent abuse A review. International Journal of Addiction, vol. 14 (1979), pp. 1−26
  180. Bauman K. E, & Ennett, S.E. Tobacco use by black and white adolescents: The validity of self-reports. American Journal of Public Health, vol.84 (1994), pp.394−398
  181. Best D., Rawaf S., Rowley J. et al. Drinking and smoking as concurrent predictors of illicit drug use and positive drug attitudes in adolescents. Drug Alcohol Dependence, vol.60 (3) (2000), pp.319−21
  182. Boosma D., Koopmanna J., van Dooren L. et al. Genetic and social influences of starting to smoke: a study of Dutch adolescent twins and their parents. Addiction. Vol.89 (1994), pp.219−226
  183. , G.J., & Griffin, K.W. Preventing drug abuse. In: A.J. Reynolds, R.P. Weissberg, & H.J. Walberg (Eds.). Positive outcomes in children and youth: Promotion and evaluation. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1999, pp. 197−228
  184. Botvin G.J., Griffin K.W., Paul E. et al. Preventing tobacco and alcohol use among elementary school students through life skills training. Journal of Child & Adolescent Substance Abuse, 2003, vol.12 (4), pp. 1−17
  185. Chopak, J.S., Vicary J.R., Crockett L.J. Predicting alcohol and tobacco use in asample of rural adolescents. American Journal of Health Behavior, vol.22 (1998), pp.334−341
  186. Cummings E.M., Davies P.T., Campbel S.B. Developmental psychopathology and family process: theory, research, and clinical implications. New York, Guilford Press, 2000
  187. Danishevski K et al. Public attitudes towards smoking and tobacco control policy in Russia. Tobacco Control, 2008, No 17, pp. 276−283
  188. Elders M., Joycelyn. Preventing tobacco use among young people. A report of Surgeon General. Rockville, MD: US Depart, of Health and Hum. Services, 1997
  189. L., Reddy M., & Giovino G. The relationship between depressive symptoms and cigarette smoking in US adolescents. Addiction, 93 (1998), pp.433−440
  190. Flay B., Petraitis J., Hu F. Psychosocial risk and protective factors for adolescent tobacco use. Nicotine and Tobacco Research, 1999. No 1, pp.59−65
  191. Hall G.H. Effects of nicotine, carbon monoxide and tobacco smoke on regional blood flow in the cerebral cortex. European Journal of Pharmacology, Vol.19, Issue 3, September 1972, pp.385−388
  192. O’Connell Higgins G. Resilient adults: overcoming a cruel past. San-Francisco: Jossey Bass Inc., 1994.
  193. Henderson N., Milstein M.M. Resiliency in schools: making it happen for students and educators. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2003
  194. Johnson S., Johnson C. Fast Modules Set: Families and Schools Together. Frederick, CO, Sopris West Educational Services, 1994
  195. Joycelyn Elders M. Preventing tobacco use among young people. A report of Surgeon General. Rockville: US Depart, of Health and Hum. Services, 1994
  196. Murray M., Swan, A.V. and Mattar N. The task of nursing and risk of smoking. J. Advanced Nursing, vol.8 (1983), pp.131−138
  197. Pederson L.L., Koval J.J., McGrady G.A. et al. The degree and type of relationship between psychosocial variables and smoking status for students in grade 8: Is there a dose response relationship? Preventive Medicine, 1998 May-Jun- vol.27 (3), pp.337
  198. Pederson L.L., Koval J.J., O’Connor K. Are psychosocial factors related to smoking in grade-6 students? Addictive Behaviors, vol.22 1997, Issue: 2, pp. 169−181
  199. Pederson L. L et al. The degree and type of relationship between psychosocial variables and smoking status for students in grade 8: Is there a dose response relationship? Journal of Preventive Medicine, 1998, pp.337 347
  200. Proescholdbell R.J., Chassin L, MacKinnon D.P. Home smoking restrictions and adolescent smoking. Nicotine & tobacco research: official journal of the Society for Research on Nicotine and Tobacco, vol.2, № 2 (May, 2000), pp. 159−167
  201. Silbereisen Rainer K., Lerner Richard M. «Approaches to positive youth development» TJ International Ltd., Great Britain 2007
  202. Redmond W.H. Smoking reduction among high school seniors: a test of selected indicators. Journal of Adolescent Health. 2002 Nov- vol.31(5), pp.417−424
  203. Saffer H. Tobacco advertising and promotion. In: Prahbat, J. & Chaloupka, F.J. Tobacco control in developing countries. Oxford: Oxford University Press, 2000, pp. 215−236
  204. Sher K.J., Walitzer K.S., Wood P. et al. Characteristics of children of alcoholics: Putative risk factors, substance use and abuse, and psychopathology. Journal of Abnormal Psychology, Vol. 100 (1991), pp.427−448
  205. Sutoo D. E, Akiyama K. The mechanism by which exercise modifies brain function. Physiological Behavior. 1996 Jul- 60 (1), pp. 177−81
  206. Waldron I. Patterns and causes of gender differences in smoking. Social Science & Medicine 1991, vol.32 (9), pp.989−1005
  207. Weinrich S. et al. Psychological correlates of adolescent smoking in response to stress. American Journal of Health Behavior, Education & Promotion, vol.20, Nol, pp.52−60 Jan-Feb. 1996.
  208. Werner E.E. Vulnerable but invincible: a longitudinal study of resilient children and youth. New York: McGraw Hill, 1982.
  209. WHO European country profiles on tobacco control. Copenhagen, 2003, p.3
  210. WHO The European Tobacco Control Report 2007. Copenhagen, 2003, 160 pp.
  211. АНКЕТА-ОПРОСНИК «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ"1. Имя/ник1. ВозрастПол
  212. Пробовали ли Вы курить (если «да», то с какого возраста)?
  213. Курите ли Вы сейчас? Если да, то почему? a. Испытываю потребность-b. «За компанию"-c. Чтобы расслабиться-с1. Чтобы хорошо выглядеть- е. Я скоро брошу курить.
  214. Курит ли кто-то в вашей семье (кто)?
  215. Курит ли кто-либо среди Ваших близких друзей?
  216. Знаете ли вы о законах, запрещающих курение в общественных местах?
  217. Обращаете ли вы внимание на социальную рекламу против курения?
  218. Употребляете ли Вы алкогольные напитки (если «да», то с какого возраста)?
  219. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки? a. Никогда-b. По праздникам-c. 1 -2 раза в неделю- <�± По выходным-е. Каждый день-
  220. Есть ли в вашей семье люди, страдающие алкоголизмом?
  221. Пробовали вы наркотики (если «да», то в каком возрасте произошла «первая проба»)?
  222. Употребляете ли Вы наркотики сейчас (если да, то, как часто)?
  223. Как можно предотвратить заражение ВИЧ? a. Постоянно использовать гормональные противозачаточные таблетки-b. Использовать презерватив (мужской, женский) при каждом контакте-c. Не вступать в сексуальные контакты-
  224. Пользоваться одноразовыми шприцами при внутривенных вливаниях- е. Иметь сексуальные отношения только с людьми, которых знаешь.
  225. Как человек может узнать, что у него ВИЧ? a. Если он заботится о своем здоровье, он почувствует это в первые часы-b. Сдав кровь на анализ на антитела к ВИЧ-c. Почувствует недомогание-
  226. При каких условиях может сформироваться алкоголизм? a. Употребление алкоголя каждый день-b. Употребление алкоголя систематически, регулярно (например, по выходным)-c. Употребление алкоголя в одиночестве-
  227. Употребление алкоголя на голодный желудок.
  228. Существуют ли наркотики, употребление которых безопасно?1. МИНИ-АНКЕТА1. Возраст Пол1. Курите ли Вы?
  229. Знаете ли вы о законах, запрещающих курение в общественных местах?
  230. Обращаете ли вы внимание на социальную рекламу против курения?
  231. Курит ли кто-либо в Вашей семье?
  232. Курит ли кто-либо среди Ваших близких друзей?
  233. ОПРОСНИК «МОТИВАЦИЯ НЕКУРЕНИЯ»
  234. Инструкция: Оцените, насколько вы согласны с нижеследующими утверждениями, поставив 0 (галочку) в соответствующей графе.
  235. Совершенно не верно По большей части не верно Скорее не верно, чем верно Затрудняюсь ответить Скорее верно, чем нет В целом верно Абсолютно верно
  236. В своем выборе я всегда руководствуюсь внутренним чувством стиля
  237. Главное снять стресс, а чем не важно
  238. Меня раздражают те, кто ведет правильный образ жизни
  239. Молодость надо провести так, чтобы в старости было от чего болеть/о чем жалеть
  240. Перед тем, как начать какое либо дело, задаюсь вопросом: «А оно мне надо?»
  241. Важно учиться решать проблемы, а не снимать напряжение, ими вызванное
  242. Если делаю подарок, то это всегда что-то полезное
  243. Мне важно пользоваться авторитетом и уважением родственников
  244. Пока есть молодость и здоровье, их надо тратить
  245. Лучше приятное и вредное, чем скучное и полезное
  246. Верующий человек должен заботиться не только о духе, но и о теле
  247. Мне легко определить что мне подходит, а что нет
  248. Не вижу смысла в обучении тому, что мне не пригодится в будущем
  249. Я не их тех, кто тратит время попусту
  250. Взрослые отличаются от детей тем, что несут ответственность за свою жизнь сами, а не перекладывают ее на родителей
  251. Если уж тратить деньги, то на что-нибудь полезное
  252. Мне нужно заботиться о своем здоровье сейчас, чтобы иметь здоровых детей потом
  253. Лучше уж тратить на удовольствие, а потом терпеть, чем придерживаться скучной и размеренной экономии
  254. Я остерегаюсь того, что может причинить вред моему здоровью
  255. Я веду учет своим расходам
  256. Все от чего-то зависят и не стоит удерживаться от искушений
  257. Я следую тем правилам, которые приняты у нас в семье
  258. Не люблю (делать? получать?)комплименты, потому что это вранье
  259. Считаю, что здоровье неотъемлемая часть имиджа современного человека
  260. Выбор партнера для меня определяется тем, будут ли у нас здоровые дети
  261. Лучше ограничить себя в каких-то удовольствиях, чем потом жалеть и долго лечиться
  262. Чем меньше смысла в поступках, тем больше удовольствие они доставляют
  263. Я стараюсь держаться установленных традиций
  264. Я считаю, что о своем здоровье надо заботиться уже сейчас
  265. Лучше беречь свое здоровье сейчас, чем тратиться на лекарства потом
  266. Мне очень важно, чтобы родители мною гордились
  267. Лучше жить своим умом, чем идти за окружающими
  268. У меня всегда есть план покупок, и я стараюсь его придерживаться
  269. Не понимаю людей, которые не думают о последствиях своих действий
  270. Лучший способ снять напряжение -потратить деньги на ерунду
  271. Мое здравомыслие мне всегда подсказывает что мне полезно, а что нет
  272. Не хочу терять свободу из-за какой-либо вредной привычки38 Нету пользы = нету смысла
  273. Никто не знает, что мне нужно лучше, чем я сам
  274. От здоровья родителей зависит здоровье детей
  275. Нет смысла планировать, т.к. все равно получится иначе
  276. Прежде чем принять решение я всегда советуюсь с друзьями
  277. Чего детям нельзя, то взрослым можно
  278. У меня нет четких представлений, что мне подходит
  279. Редко задумываюсь о последствиях своих действий
  280. Я часто не могу решить чего мне действительно необходимо, а что нет
  281. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ВУЗОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В1. ИССЛЕДОВАНИИ
  282. Профилактическая программа Российского государственного социальногоуниверситета (Основное содержание)
  283. Организация товарищеских встреч с участием студенческих команд по мини-футболу.
  284. На базе оздоровительных комплексов РГСУ «Алмаз», «Руза» организация и проведение акций, способствующих оздоровлению студентов.
  285. Под девизом «Быть здоровым модно!» проведение среди студентов ВУЗа спортивных турниров.
  286. Проведение социальных акций, приуроченных к международному дню Здоровья, борьбы со СПИДом и др.
  287. Организация спортивпо-оздоровптельпые лагерей с обучением молодежи бережному отношению к природе и др.
  288. Организация ежегодного вручения дипломов, благодарственных писем и памятных подарков студентам, достигших высоких результатов в спорте.
  289. Комплексная профилактическая программа Московского государственного педагогического университета «ВУЗ здорового образа жизни» (Основное содержание)
  290. Поэтому задачей вуза является не только образовательная, но и здоровьесберегающая и здоровьеформирующая деятельность.
  291. Реализация здоровьесберегающей политики в ГОУ ВПО МГПУ2010−2015 гг.)
  292. Регулярный мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса с использованием «Электронной карты мониторинга здоровья» (распределение студентов по группам здоровья и выделение групп риска).
  293. Персонификация образовательного процесса (осуществление индивидуального подхода).
  294. Первоочередное оказание содействия в сохранении и укреплении здоровья социально-незащищенным студентам:• сиротам,• инвалидам,• малообеспеченным студентам.
  295. Оздоровительная направленность физической культуры как элемента учебного процесса. Физические нагрузки индивидуальны и дифференцированы.
  296. Здоровьесберегающая деятельность в тесном контакте с учреждениями и организациями-партнерами.
  297. Непрерывность и преемственность здоровьесберегающей деятельности в системе «школа-ВУЗ».
  298. В результате реализации всех направлений здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности университета предполагается получить следующие практические результаты:
  299. Осознание студентами ценности здоровья, сформированность и/или повышение культуры здоровья.
  300. Повышение компетентности участников образовательного процесса в здоровьесбережении и здоровьеформировании.
  301. Повышение заинтересованности студентов, сотрудников и профессорско-преподавательского состава университета в укреплении здоровья.
  302. Улучшение состояния здоровья (снижение количества наиболее часто встречающихся в студенческом возрасте заболеваний- снижение уровня заболеваемости).
  303. Стимулирование повышения внимания студентов и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
  304. Повышение социальной защищенности студентов особых групп.
  305. Установка на ЗОЖ (двигательная активность, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха и т. д.), отказ от употребления табака, алкоголя, наркотиков.
  306. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  307. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  308. План мероприятий программып/п Мероприятия Срок исполнения Ответственный
  309. Разработка инновационного метода профилактики социально-негативных явлений с помощью компьютерных технологий
  310. Разработка сценариев и съемка видеофильмов по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, в том числе пивного и профилактике инфекций передаваемых половым путем Ежегодно Управление мультимедийного обеспечения образовательного процесса
  311. Разработка методики для мониторинга по изучению распространенности социально-негативных явлений в молодежной среде Ежегодно Кафедры университета
  312. Организация медицинского обслуживания
  313. Совершенствование взаимосвязи между студентами ГОУ ВПО МГПУ, и медицинскими учреждениями по оказанию лечебно-профилактической помощи студентам Ежегодно Медицинские пункты университета
  314. Проведение комплексного медицинского осмотра студентов 1 -го курса с целью распределения на медицинские группы для занятий по физ. воспитанию Ежегодно Медицинские пункты университета, Отдел по социальнойработе
  315. Получение вакцин, вакцинация в период обострения эпидемиологической ситуации в городе Москва Ежегодно Медицинские пункты университета, Отдел по социальной работе
  316. Закупка и распределение медикаментов Ежегодно Медицинские пункты университета, Отдел по социальной работе
  317. Организация и проведение цикла лекций по здоровому образу жизни с привлечением наркологов, психологов, венерологов, гинекологов Центра СПИД Ежегодно Отдел по организации воспитательной работы
  318. Работа со студентами-инвалидами: Количественный учет студентов-инвалидов. Разработка индивидуальных программ реабилитации Ежегодно Отдел по социальной работе, кафедры университета
  319. Профилактика социально-негативных явлений
  320. Подготовка и проведение образовательного семинара для 1 курса «Будьте здоровы!», по вопросам медицинского обслуживания и профилактики социально-негативных явлений Ежегодно Отдел по организации воспитательной работы
  321. Составление план-графика проведения тематических лекций, семинаров, тренингов по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде Ежегодно Отдел по организации воспитательной работы
  322. Внедрение нового вида профилактических Ежегодно Кафедрытехнологий: психологические тренинги, релаксационные мероприятия, направленные на улучшение и сохранение здоровья студентов университета
  323. Участие в научно-практических конференциях по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде Ежегодно Отдел по организации воспитательной работы
  324. Спортивно-оздоровительная работа среди студентов
  325. Открытие новых секций по видам спорта: Айкидо — Хапкидо — Бадминтон — Хоккей — Велоспорт Ежегодно Спортивный клуб университета
  326. Проведение «Кубка первокурсника» по видам спорта: Футбол — Настольный теннис — Шахматы Ежегодно Спортивный клуб университета
  327. Проведение Спартакиады университета на 12 факультетах по 12 видам спорта: Бокс — Волейбол (девушки, юноши) — Лыжные гонки — Баскетбол (девушки) — Стритбол (юноши) — Легкая атлетика — Настольный теннис — Шахматы Ежегодно Спортивный клуб университета
  328. Мини-футбол — Рукопашный бой — Фитнес-аэробика — Кик-боксинг — Пауэрлифтинг Ежегодно Спортивный клуб университета
  329. Спортивно-массовые мероприятия: Ежегодно Спортивный клуб университета
  330. Осенний легкоатлетический кросс»
  331. Весенний легкоатлетический кросс» Ежегодно Спортивный клуб университета
  332. Мероприятия по организации отдыха студентов, охране труда и контролю за условиями обучения
  333. Проведение общеуниверситетских акций по профилактике социально-негативных явлений с целью формирования в студенческой среде ГОУ ВПО МГПУ ориентаций на здоровый образ жизни Ежегодно отдел по организации воспитательной работы
  334. Организация отдыха студентов ГОУ ВПО МГПУ Ежегодно Отдел по социальной работе, первичная профсоюзная организация
  335. Создание электронной базы данных по отдыху и оздоровлению студентов ГОУ ВПО МГПУ Ежегодно Отдел по социальной работе, первичная профсоюзная организация
  336. Организация постоянного контроля за санитарным состоянием учебных корпусов и аудиторий Ежегодно Отдел по охране труда
  337. Размещение информации, касающейся оздоровления и отдыха студентов на сайте ГОУ ВПО МГПУ, в газете «Университетская жизнь» Ежегодно Отдел по социальной работе
  338. Размещение информации на стендах институтов/факультетов для повышения информированности студентов по вопросам охраны здоровья, оздоровления и отдыха Ежегодно Управления и отделы университета
  339. Проведение социологического опроса студентов по вопросам санитарно-гигиенического состояния студенческих столовых, буфетов, учебных корпусов и аудиторий Ежегодно Отдел по охране труда
  340. Работа со СМИ в рамках реализации программы
  341. Размещение информации, касающейся оздоровления студентов на сайте МГПУ Ежегодно Отдел по социальной работе
  342. Размещение информации по оздоровлению студентов в газете «Университетская жизнь» Ежегодно Отдел по социальной работе
  343. Подготовка информации на сайте МГПУ в рубрике «Отдел по социальной работе» по вопросам медицинского обслуживания студентов Ежегодно Отдел по социальной работе
  344. Программа охраны психического здоровья и профилактики зависимостей «Выбери жизнь» Московского государственного горного университета (Основное содержание)
  345. Для анализа актуальной ситуации в МГГУ, а также оценки эффективности проводимой профилактической работы будет проводиться регулярное анкетирование студентов, к которому в дальнейшем будут привлекаться участники программы.
  346. Основной целью нашей программы является привлечение студенческой молодежи к работе по профилактике зависимостей, ВИЧ/СПИДа.1. Задачи программы:
  347. Повышение информированности студентов по вопросам аддикций, ВИЧ/СПИДа через проведение интерактивных лекционных занятий.
  348. Привлечение студентов к сбору и анализу данных по актуальной ситуации в МГГУ, касающейся употребления психоактивных веществ.
  349. Привлечение родителей и педагогического состава к профилактической работе.
  350. Развитие личностных ресурсов молодежи, родителей и педагогического состава через проведение соответствующих психологических тренингов.
  351. Формирование молодежной лидерской группы для проведения профилактической работы (акций, тренинговых занятий и лекций).
  352. Разработка, издание и распространение информационных материалов по вопросам аддикций и ВИЧ/СПИДа.
  353. Проведение регулярной консультативной работы по вопросам аддикций, ВИЧ/СПИДа, личностных и семейных проблем для студентов и их родителей.
  354. Основные методы, используемые в программе:1. Лекции-2. Мозговой штурм-3. Тренинги навыков-4. Ролевые игры-5. Арт-терапия-
  355. Работа в малых группах. Методы оценки эффективности:1. Анкетирование-2. Мониторинг, наблюдение.
  356. График или рабочий план осуществления проекта
  357. Номер Основные этапы проекта/мероприятия Сроки Место
  358. П/п реализации (годы) реализации (Вузы)1. Подготовительный этап
  359. Социально-психологическое исследование отношения студентов к психоактивным веществам, азартным играм, ВИЧ/СПИДу 2009 МГГУ
  360. Анализ результатов тестирования и обсуждение с администрацией университета 2009 МГГУ
  361. Чтение курса лекций для студентов и сотрудников МГГУ по программе «Профилактика алкогольной и наркотической зависимости, зависимости от азартных игр, профилактика ВИЧ/СПИДа» 2009 МГГУ
  362. Формирование группы активных молодежных лидеров-волонтеров. 2010
  363. Обучение участников группы лидеров-волонтеров основным аспектам профилактической работы, тренинги лидерских навыков и проблемпреодолевающего поведения 2010
  364. Разработка с лидерской группой информационных буклетов и плакатов по проблемам зависимостей и ВИЧ/СПИДа 2010
  365. Издание информационных буклетов
  366. Создание в университете и студенческих общежитиях информационного поля по профилактике алкогольной и наркотической зависимости 2010 МГГУ
  367. Организация на базе санатория-профилактория МГГУ амбулаторно-консультативного приема для студентов МГГУ и их родителей 2010 МГГУ
  368. Расширение зоны социально-медико-психологической помощи на телефоне доверия и консультации через Интернет 2010 МГГУ
  369. Психологические тренинги для студентов, педагогов и родителей, с привлечением молодежных лидеров к ведению отдельных этапов занятий 2010 МГГУ
  370. Проведение студенческих акций, посвященных борьбе с наркоманией, ВИЧ/СПИДом 2010 МГГУ1. Ожидаемые результаты:
  371. Формирование активной, осознанной позиции по отношению к проблемам аддикций (в том числе алкоголизма и наркомании), ВИЧ/СПИДа у молодежи, родителей и педагогического состава.
  372. Укрепление социальных и семейных связей молодежи и старшего поколения.
  373. Формирование постоянной службы поддержки для студентов МГГУ, их родителей, педагогического состава.
  374. Снижение и предупреждение употребления психоактивных веществ студентами МГГУ.
  375. Выработка навыков оценки и анализа социальной ситуации у студентов -участвовавших в сборе и анализе данных.
  376. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ПЕРВИЧНОГО ОТКАЗА ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ
  377. Цель формирование и закрепление позитивных мотивационных установок, альтернативных приобщению к курению.1. Задачи:
  378. Повышение уровня информированности участников о себе, своем здоровье, факторов риска и защиты здоровья-
  379. Развитие навыков целеполагания и планирования собственной жизни-
  380. Формирование представлений об образе «Я», сфер «Я и другие" —
  381. Формирование представлений о личностных границах-
  382. Развитие ценностной сферы-
  383. Создание социально-поддерживающей обстановки, способствующей самореализации участников-
  384. Длительность одного занятия: 1 ч. 20 мин.1. Структура одного занятия
  385. Часть занятия Содержание Длительность
  386. Введение Актуализация темы (ассоциации, обсуждение, мозговой штурм и др.), игры-разминки 10−15 мин
  387. Мини-лекция Разъяснение основных положений темы 10 мин
  388. Основная часть занятия Упражнения по теме для индивидуальной работы и задания для малых групп Обсуждение результатов задания в кругу 45 мин
Заполнить форму текущей работой