Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков
Кроме ослабленного потенциала нравственной сферы («ответственность» — «-G», «волевой самоконтроль» — «-Q3»), отметим ярко выраженные стенические свойства личности, а также хорошие коммуникативные предпосылки («лидерство» — «+Е» и «социальная смелость» — «+Н»). Отчетливо выражены свойства эмоциональной сферы, связанные с позитивными эмоциями, («радость» — «теплота» — «+А» — «беспечность» — «+F… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков
- 1. 1. Психологические аспекты нравственности
- 1. 2. Нравственно-психологические аспекты социализации личности подростка
- Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
- 2. 1. Методы исследования
- 2. 2. Организация исследования
- Глава 3. Результаты исследования регуляции нравственноделового общения подростков
- 3. 1. Объективно-психологическое исследование нравственно-делового общения подростков с различными уровнями нравственной зрелости
- 3. 1. 1. Объективно-психологические проявления нравственного поведения подростков
- 3. 1. 2. Объективно-психологические проявления низко нравственного поведения подростков
- 3. 2. Исследование роли факторов личности (методика Кеттелла) в регуляции нравственного поведения
3.3 Роль эмоционально-волевых свойств личности и их психогенетических предпосылок (свойств нервной системы) в регуляции нравственно-делового общения подростков (по данным методик Стреляу, Рабинович, Роттера).
3.4. Исследование роли акцентуаций характера в регуляции нравственного поведения (методика Личко).
3.5. Особенности эмоционально-волевой регуляции деятельности подростков с высоким и низким уровнем нравственной зрелости (МР-методика О.В.Дашкевича).
3.6. Типология подростков с различным уровнем нравственной зрелости.
3.6.1. Типология подростков с высоким уровнем нравственной зрелости.
3.6.2. Типология подростков с низким уровнем нравственной зрелости.
3.7. Анализ механизма психической регуляции нравственно-делового общения подростков.
Глава 4. Программа развития нравственной сферы личности и навыков нравственно-делового общения подростков.
4.1. Организация формирующего эксперимента.
4.2. Результаты формирующего эксперимента.
- 3. 1. Объективно-психологическое исследование нравственно-делового общения подростков с различными уровнями нравственной зрелости
Список литературы
- Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987, — 262 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности .- М.: Наука, 1980.- 335 с
- Аникеева Н.Т. Психологический климат в коллективе.- М.: Просвещение, 1989.-224с.
- Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в системе обучения. -Омск, Изд-во ОГПУ, 1998. 256 с.
- Астапов В.М. Педагогу о психическом здоровье учащихся.- М.: Знание, 1991.-40 с.
- Беличева С А. Основы превентивной психологии М., 1993. 152 с.
- Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект. -Тюмень: Изд-во тюменского ун-та, 1999. 152 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
- Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.-387с.
- Ю.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1995. 134 с
- П.Бескина P.M., Чудновский В. И. Воспоминания о будущей школе.- М.: Просвещение, 1993.- 223 с.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение./ Пер. с англ.- М.: Мир, 1988.- 248 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды.-М- Воронеж: МОДЭК, 1997, — 248 с.
- Бороздина Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний.// Вопросы психологии, 1993, № 1.
- Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности.- М.: Знание, 1997, — 64 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1990, — 144 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра.- М.: 1988.- 207 с.
- Валицкас Г. К., Гиппернрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей// Вопросы психологии. 1988 № 5. С. 45−55.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов Н.Ш. Мотивация и контроль за действием .- М.: Изд-во МГУ, 1991.- 144 с.
- Васильева Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя. -Калининград: ГИПП «Янтар.сказ», 2000.- 152 с.
- Венгер А.Л. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов.- М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 1992.- с. 116−120.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека,— М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, — М.: Просвещение, 1967.- 360 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 520 с.
- Выхонду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем.// Применение математических методов в биологии.- Л., 1964.- с. 19−23.
- Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование./ Пер. с англ. М.: Мир, 1966. — с. 132.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии.- СПб.: Свет, 1997.608 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности.- М.: Политиздат, 1991.- 320 с.
- Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению//Психические состояния. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1981.- с.91−94
- Дашкевич О.В. К методологии исследования эмоционального компонента деятельности и психических состояний спортсменов.// Психология спортивной деятельности.- М., 1977, — с. 16−22.
- Дашкевич О.В. Теоретико-методологические аспекты психологического исследования проблемы эмоциональной регуляции деятельности// Эмоциональная регуляция в учебной деятельности.- М., 1987.- с. 10−15.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. Дис. .докт. психол. наук, — М., 1985.- 36 с.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка.// Под ред. Н. И. Касаткина.- Л.: Наука, 1978.- 143 с.
- Джемс У. Психология./ Под ред. Л. А. Петровской.- М.: Педагогика, 1991.368 с.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности.- М.: Изд-во «Дом педагогики», 1996.- 208 с.
- Дьяченко К.И. Эмоционально-волевая регуляция учебной деятельностимладшего подростка: Автореф. Дис. канд. психол. наук.- М., 1999. -19 с.
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.-М.: знание, 1988.- 64 с. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением//Вопросы психологии. 1990. № 4. С.83−91.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986. 154с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М.: Изд-во МГУ, 1991, — 142 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной.- М.: Педагогика, 1972.- 352 с.
- Казанова Г. В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков//Вопросы психологии. М, — 1983 № 3.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Учебное пособие.- М.: РПА, 1995.108 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1994.223 с.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Автореф. Дис. .канд. психол. наук.- М., 1971.- 26 с.
- Коломинский Я.Л., Реан А. А. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с. 51. он И. С. Ребенок и общество:/ Историко-этнографическая перспектива. -М.: Педагогика, 1988. 351 с.
- Кон И.С., Фельдштейн Д. Н. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.// В мире подростка./Под ред. А. А. Бодалева М., 1980.- с. 16−28.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя .- М.: Просвещение, 1989, — 255 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Изд-во «Инстит. Прак. психологии», 1997.- 125 с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.
- Королев В.В. Психологические отклонения подростков-правонарушителей. М., 1992.
- Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. JI.: ЛГПИ им. Герцина, 1975. — 172 с.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника.-М.: Знание, 1988.- 80 с.
- Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины.- М.: Генезис, 1997, — 287 с.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М: Изд-во МГУ, 1997.-207 с.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психологическая депривация в детскомвозрасте. Прага, 1984.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964, — 342 с.
- Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства и тревоги.// Вопросы психологии 1969, № 1.- с. 17−24.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1975.304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.- М., 1971.- 38 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 4-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 981.-584 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия-: (Руководство для врачей). Изд. 2-е доп. и перераб.- Л.: Медицина, 1985, — 416 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Медецина, 1988. — 128с.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей: в 8 т.- М., 1983−1986. -27 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.: Педагогика, 1986. 250 с.
- Обухов В.М. Педагогическая диагностика отклонений в нравственном развитии подростков.- М., 1973, — 190 с.
- Обухов П.Н. Личность подростка и особенности механизмов психической регуляции учебно-трудовой и учебно-физкультурной деятельности: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.07,-М., 1991.- 181 с.
- Озерова С.А. Психологические особенности личности тревожного подростка: Автореф. Дис. .канд. психол. наук.- М., 1999.- 21 с.
- Петрунек В.П., Таран Л. Н. Нервные дети и их воспитание.- М.: Знание, 1971.- 80 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. -М.: Педагогическое общество России, 1999.-212 с.
- Популярная психология для родителей./ Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989.- 256 с.
- Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дис. .канд. психол. наук, — М., 1977.- 141 с.
- Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов .- М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 1992.- 200 с.
- Рабинович Л. А. Дифференциально-психологический анализ эмоциональности как черты темперамента: Дис. .канд. психол. наук.- М., 1974, — 180 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст .- М.: Мир, 1994.- 319 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании,— М.: Владос., 1995.- 529 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./ Пер. с англ. -М.: Прогресс, Универс, 1994.- 479 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебное пособие для пед. вузов и ун-тов.- М., 1940.- 595 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия.- СПб.: Питер Ком, 1999.- 384 с.
- Сараева Н.М. Кризисные состояния личности. Учебное пособие.- Чита: Изд-во Забайк. ГПУ им. Н. Г, Чернышевского, 1998.- 52 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджемент: 50 ноу-хау в управлениипедагогическими системами: Учебное пособие. М.: Пед. Общество России, 1999.-430 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность.- М.: Наука, 1984.- 161 с.
- Славгородская Е.Л. Личностные предпосылки активного включения подростков в общественно-организационную деятельность: Дис. .канд. психол. наук .- М., 1992, — 201 с.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением.- М.: Просвещение, 1966.150 с.
- Соловцова Е.Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка: Автореф. Дис. .канд. психол. наук .- М., 1999, — 19 с.
- Степанов В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам. Учебное пособие. М.: МПУ, 1995, — 320 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии./ Пер. с польского.-М.: Прогресс, 1982, — 230 с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов.- Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1972.- 429 с.
- Теории личности в западно-европейской и американской психологии. -Самара: Бахрах, 1996.- 480 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М., 1987.-238 с.
- Фелъдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная пед. академия, 1994.- 192 с.
- Филатова А.Ф. Характер подростка как субъекта учебной деятельности и делового общения: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 198 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность./ Пер. с нем.- М.: педагогика, 1986. 176 с.
- Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности: Дис.. д-ра психол. наук. Одесса, 1991. -339с.
- Черникова О.А., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена.- М.: Изд-во ФиС, 1974.- 46 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М. И. Буянова.- М.: Просвещение, 1990.- 128 с.
- Чудновский В.И. Нравственная устойчивость личности. Психологи-ческое исследование.- М.: Педагогика, 1981.- 207 с.
- Чудновский В.И. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997.- 207 с.
- Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера личности подростка как предмет работы школьного психолога: Дис. .канд. психол. наук.- М., 1993,189 с.
- Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Моск. Рабочий, 1987. -239 с.
- Шульга Т.И. Психологические основы формирования воли.- Пятигорск, 1993, — 121 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6−20.
- Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственноговоспитания. Киров: изд-во ВГПУ, 1998,93 с.
- Achenbach, Т.М., Howell, С Т., Quay, Н.С., & Conners, С.К. National survey of problems competencies among four to sixteen year olds. Monographs of the Society for Research in Child Development, 56 (3, Serial No. 225), 1991.
- Allport G.W. The nature of Personality: selected Papers. Cambridge. 1995.
- Cattel R.B. Parsonalyty Theory Growing from Multivariate Quantative Research. In «Psyccology: study of a Science». p.37−48.
- Eysenck H. J. Demenition of personality. London. 1950. p. 154
- Horny K. Our Inner Conflicts. New York, 1986. p.247
- Lewin K. Field Theory and Learning. «Selected Theoretical Papers». Ed. D. Cart. p.346
- Moreno J. L. Sociometry and the sciense of man: New York, Beacon House, 1956.-p. 123
- Reich W. Character analysis. New York, Farrar, Starus&Giroux, 1974. p. 254
- Skinner B. F. Science and human behavior. New York: Dial Press, 1999. p. 241