Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

База исследования: наркологический диспансер и средняя общеобразовательная школа № 51 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняло участие 80 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. В период 2005;2006 гг. было обследовано 40 подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, с диагнозом «гашишная наркомания». Подростки к моменту проведения диагностики находились на ранних стадиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема становления тендерной идентичности подростка в зарубежных и отечественных исследованиях
    • 1. 1. Проблема тендерной идентичности в психологии
    • 1. 2. Возрастные особенности становления тендерной идентичности подростка
    • 1. 3. Тендер в контексте влияния институтов социализации
  • Глава 2. Эмпирическое исследование тендерной идентичности подростков, имеющих опыт употребления наркотических веществ в сравнении с их просоциальными сверстниками
    • 2. 1. Организация, задачи и методы исследования
    • 2. 2. Анализ результатов эмпирического исследования
      • 2. 2. 1. Представления подростков о маскулинности/фемининности и о себе как носителе тендерной роли
      • 2. 2. 2. Специфика проявления аффективного компонента тендерной идентичности подростков с разной социальной направленностью
      • 2. 2. 3. Психологические детерминанты полоспецифичности поведения подростков
      • 2. 2. 4. Результаты выявления взаимосвязи между отдельными компонентами тендерной идентичности

Гендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность исследования тендерной идентичности подростков связана с коренными изменениями, происходящими в современном обществе. Становление тендерной идентичности подростков происходит в условиях не только дестабилизации социальной жизни, но и вариативности тендерных моделей. Кризисность подросткового возраста усугубляется остротой социально-экономических проблем, образовавшимся «разрывом» в системе прошлых и новых социальных ценностей и норм, духовным кризисом общества.

Формирование тендерной идентичности — это сложный и многоступенчатый процесс взаимодействия социокультурных и биологических факторов. В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела, что ведет к возникновению переживаний, связанных с тендерной идентичностью и тендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития инициирует подростка заново осмысливать и оценивать свою тендерную идентичность во всех ее проявлениях (соматических, психических и поведенческих). Именно в этот период конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении тендерных ролей. Вместе с тем в современной социальной реальности существуют факторы, существенно затрудняющие процесс формирования тендерной идентичности: переоценка роли поланеоднозначное влияние институтов тендерной социализацииразрушение традиционной системы воспитания и кризис семьи.

Являясь одной из структур самосознания личности, тендерная идентичность играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции. Подростки особенно чувствительны к различного рода нарушениям, в том числе к полоролевой неадекватности.

Именно в подростковом возрасте максимален риск развития деструктивных форм поведения, одной из которых является употребление наркотических средств. Научное определение психологических факторов наркотизации имеет большое значение для установления механизмов формирования наркомании и разработки эффективных моделей ее профилактики. Однако предпринятые в этом направлении многочисленные исследования (И. Н. Пятницкая, С. В. Березин, К. С. Лисецкий, А. Е. Личко, В. С. Битенский, Н. Ю. Максимова, В. М. Цукерман, С. П. Генайло и др.) весьма противоречивы. Наркозависимая личность подростков преимущественно исследуется на фоне заболевания, что значительно осложняет процесс разделения причины употребления психоактивных веществ и следствий [19, 64, 133]. Поэтому большой научный интерес представляет изучение психологии подростков, демонстрирующих аддиктивное поведение (addictive behavior), которым называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь, наркотики и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость [64].

В исследованиях психологов [64, 65, 144] обнаружена взаимосвязь между психологическими особенностями тендерной идентичности (нарушения тендерных стереотипов, диффузная тендерная идентичность) с различными формами аддиктивного поведения (наркотизация, алкоголизм), социальной дезадаптацией. Однако в современной психологической науке недостаточно изучены особенности тендерной идентичности подростков, демонстрирующих наркозависимое поведение. Тендерная идентичность в этом возрасте еще формируется, и есть возможность отследить возможные нарушения на ранней стадии.

Исходя из вышесказанного, целью исследования стало выявление специфического содержания тендерной идентичности подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, в сравнении с их просоциальными сверстниками.

Объект — подростки, имеющие опыт употребления наркотических средств, в сравнении с подростками, не имеющими такого опыта.

Предмет — тендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств.

Теоретический анализ проблемы и результаты пилотажного исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: тендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, характеризуется спецификой содержания ее структурных компонентов в отличие от просоциальных сверстников.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Дать теоретический анализ исследований по проблеме становления тендерной идентичности подростков.

2. Изучить содержательную наполненность когнитивного компонента подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, в сравнении с подростками, не имеющими такого опыта.

3. Выявить специфику аффективного компонента тендерной идентичности подростков с разными вариантами социализации.

4. Исследовать психологические детерминанты полоспецифичности поведения (конативный компонент).

5. Выявить наличие взаимосвязи между отдельными компонентами тендерной идентичности.

На первом этапе (2000 — 2002 гг., 2004 — 2005 г) проводился теоретический анализ современного состояния проблемы в философской, психологической, медицинской и социологической науке. Создавалась основная методологическая база исследования, отбирались методики, адекватные задачам и предмету исследования и учитывающие специфику обследуемого контингента. Проведено пилотажное исследование.

На втором этапе (2005 — 2006 гг.) эмпирическое исследование осуществлялось на полной выборке. Полученные данные подвергались количественной и качественной обработке, статистическому анализу.

На третьем этапе (2004 — 2007 гг.) уточнялись теоретические положения и научные формулировки, корректировались полученные в результате эмпирического исследования выводы, в соответствии с требованиями оформлялось диссертационное исследование.

Методологическую основу исследования составляют культурно-исторический подход Л. С. Выготского, теория отражения, развиваемая в работах С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова и др., положения психологии развития об особенностях становления личности в подростковом возрасте, сформулированные в рамках деятельностного подхода (Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Н Леонтьев, Д. И. Фелыптейн, Д. Б. Эльконин и др.), положение тендерного подхода о социокультурной детерминированности тендерной идентичности (И. С. Клецина).

Теоретическую основу работы составили теории и концепции, разработанные в рамках отечественной и зарубежной психологии, к которым относятся фундаментальные разработки Л. С. Выготского, исследовавшего закономерности психического развития личности, эпигенетическая теория личности Э. Эриксона, статусная модель Дж. Марсиа, теория социальной идентичности Дж. Тернера и X. Тэджфела, исследования, посвященные психологии пола (В. С. Агеев, Е. П. Ильин, В. Е. Каган, Т. А. Репина и др.), теории тендерной идентичности как базовой структуры личности (И. С. Кон, И. С. Клецина и др.), теоретические положения о механизмах социальной перцепции и формировании тендерных представлений (А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Реан, В. Л. Ситников), исследования феномена аддиктивного поведения и формирования наркозависимости К. С. Лисецкого, С. В. Березина, В. С. Битенского, А. Е. Личко, Н. А. Сироты, М. Цукермана, В. В. Гульдана, И. Н. Пятницкой и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение психологических исследований по проблемам формирования тендерной идентичности) — сравнительный метод организации исследованияэмпирические методы (метод портретных выборов Л. В. Собчик, цветовой тест отношений (ЦТО), методика «Двадцати утверждений самоотношения» (М. Кун, Т. Мак-Партланд) с последующим контент-анализом, метод неоконченных предложений (опросник «Я женщина/мужчина»), контент-анализ естественных категорий сочинений на тему «Настоящая женщина"/"Настоящий мужчина» и слов, завершающих неоконченные предложения) — математические методы обработки полученных данныхструктурный метод интерпретации результатов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены использованием валидных и надежных психодиагностических методик, адекватных предмету, цели и гипотезе исследованиярепрезентативной выборкойкорректным применением статических методов с использованием и-критерия Манна-Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Фишера, кластерного анализа. Расчеты выполнялись с использованием программы к^айвйса 6.0″.

База исследования: наркологический диспансер и средняя общеобразовательная школа № 51 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняло участие 80 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. В период 2005;2006 гг. было обследовано 40 подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, с диагнозом «гашишная наркомания». Подростки к моменту проведения диагностики находились на ранних стадиях формирования зависимости — экспериментирования или эпизодического употребления (20 мальчиков и 20 девочек).* Для формирования второй группы использовалась стратегия попарного отбора: Слова «мальчик», «девочка» здесь и далее по тексту используются для обозначения половой принадлежности подростков была обследована группа подростков в количестве 40 человек, не имеющих опыта употребления наркотиков, в равных пропорциях по половому и возрастному признаку.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, представляет собой целостную организацию, состоящую из трех компонентов: 1) когнитивного, отражающего представление о маскулинности/фемининности и о себе в тендерной роли- 2) аффективного как проявление самоотношения к тендерной принадлежности- 3) психологические детерминанты полоспецифичности поведения (конативный компонент).

2. Каждый из трех компонентов характеризуется специфическими особенностями, отличающими подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, от просоциальных сверстников:

1) представления о маскулинности/фемининности и о себе в тендерной роли подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, характеризуются слабой дифференцированностью, дискретностью, когнитивной простотой, а представления просоциальных подростков адекватны их тендерной роли и половой принадлежности;

2) специфика аффективного компонента проявляется в том, что подростки, имеющие опыт употребления наркотических средств, в группе девочек эмоционально отвергают половую и тендерную принадлежность, а в группе мальчиков обнаруживают индифферентное отношение к тендерной принадлежности. Просоциальные подростки характеризуются эмоциональным принятием себя в тендерной роли;

3) психологические детерминанты полоспецифичности поведения (конативный компонент) характеризуются неспецифичностью (маскулинностью) полоролевого поведения в группе девочек и отсутствием выраженности тендера у мальчиков, имеющих опыт употребления наркотических средств. Полоспецифичность поведения просоциальных подростков определяется андрогинностью.

3. Тендерная идентичность подростков, имеющих (и не имеющих) опыт употребления наркотических средств характеризуется взаимосвязью когнитивного, аффективного и конативного компонентов. Различие составляет содержательная сторона этих компонентов и характер связей.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что.

— выявлено и описано содержание представлений подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, о маскулинности/фемининности и о себе в тендерной роли;

— выявлены различия в эмоциональном принятии/отвержении половой и тендерной принадлежности подростков, имеющих и не имеющих опыта употребления наркотических средств;

— исследованы психологические детерминанты полоролевого поведения подростков;

— выявлены взаимосвязи между отдельными компонентами тендерной идентичности подростков с разной социальной направленностью;

— получены эмпирические данные, отражающие взаимосвязь тендерной идентичности и наркозависимого поведения.

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что теоретически обоснована структурная организация тендерной идентичности подростковполученные эмпирические данные расширяют и конкретизируют научные сведения о психологическом содержании тендерной идентичности подростков, имеющих и не имеющих опыта употребления наркотических средств. В диссертации выявлены различия в тендерных представлениях, степени осознания эмоционального отношения к тендерной принадлежности, психологическим детерминантам полоспецифичности поведения подростков с наличием/отсутствием опыта употребления наркотических средств.

Практическая значимость работы состоит в том, что подобран комплекс психодиагностических методик для выявления подростков, склонных к наркозависимому поведению. Обосновано обогащение тендерной проблематикой содержание программы по первичной профилактике употребления психоактивных средств. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении дисциплин и спецкурсов «Психология развития», «Гендерная психология», «Психология девиантного поведения».

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены в докладах и статьях и обсуждались на научно-теоретических и научно-практических конференциях: II Международной научной конференции «Дальний Восток: наука, образование. XXI век», III Международной научно-практической конференции «Дальний Восток: наука, образование. XXI век», 46-й, 47-й, 48-й научно-практических конференциях студентов и аспирантов (г. Комсомольск-на-Амуре), Всероссийском конкурсе исследовательских работ по проблемам профилактики злоупотребления и распространения наркотических средств (Москва).

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и приложений. Работа изложена на 152 страницах, содержит 24 рисунка, 15 таблиц. Библиографический список насчитывает 199 источников.

Результаты исследования когнитивного компонента тендерной идентичности подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, позволяют нам сделать следующие выводы:

Для подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, характерны трудности в самопрезентации, размытость образа «Я», что обнаруживается в субъективных трудностях при самоописании: длительное время заполнения анкет, необходимость в постоянной стимуляции со стороны исследователя, узкий спектр характеристик.

В представлениях о себе девочки, имеющие опыт употребления наркотических средств, вообще не обозначают свою половую принадлежность, реже чем сверстницы указывают фемининные характеристики, семейные ролиописывая себя «наркозависимые» мальчики указывают на принадлежность к полу, но не отмечают потенциальное отцовство как просоциальные сверстники.

Упоминание характеристик, обозначающих пол, указание на семейные (девочки) и профессиональные (мальчики) роли в представлениях о себе просоциальных подростков указывает на политипизированность сформированных у них «Я-концепций», более высокий уровень сформированности когнитивного компонента тендерной идентичности в сравнении с «наркозависимыми» сверстниками.

Содержание представлений подростков (когнитивный компонент), имеющих опыт употребления наркотических средств, о маскулинности/фемининности и о себе в тендерной роли характеризуются когнитивной простотой, дискретностью, слабой дифференцированностью.

Мальчики, имеющие опыт употребления наркотических средств, в представлениях о мужественности отражают традиционные маскулинные характеристики, но не присваивают их. Осознание себя в мужском качестве связывается с присутствием сверстницы, актуализировано потребностное состояние.

Девочки, имеющие опыт употребления наркотических средств, эмоционально отвергают свою половую и тендерную принадлежность. Это сопровождается поиском объекта привязанности противоположного пола, отличного от образа, существующего в сознании;

Просоциальные подростки в своих сочинениях и анкетах отражают адекватные тендерные характеристики:

— просоциальные девочки отражают андрогинный эталон женщины, осознают и эмоционально принимают свою тендерную и половую принадлежность, ими актуализирована задача вхождения в социум, что отражено в категориях «мир», «люди»;

— просоциальные мальчики в осознании себя представителем мужского рода акцентируют необходимость активной деятельности. В ситуации большего по сравнению с девочками нормативного давления отстаивают свою модель маскулинности, обесценивая возможную критику со стороны окружения.

Обнаруженные различия в степени тесноты связи между аутоассоциативной раскладкой и ассоциативными раскладками к категориям «Мужчина» и «Женщина» указывают на закономерные тенденции процесса становления адекватной полу тендерной идентичности у просоциальных подростков и ее нарушениях в группе подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств.

2.2.2. Специфика проявления аффективного компонента тендерной идентичности подростков с разной социальной направленностью.

Для изучения аффективного компонента тендерной идентичности подростков мы использовали цветовой тест отношений (ЦТО). Анализу подвергались цветовые ассоциации к понятиям «Женщина», «Мужчина», «Мать», «Отец», имеющим определяющее значении в становлении тендерной идентичности (далее «тендерные понятия») и к категории «Я».

Тендерные понятия были отобраны в результате анализа психологической литературы по проблеме исследования и привлечения экспертных оценок. Интерпретация эмоционального компонента отношений основывалась на сопоставлении цветов, ассоциируемых с этими понятиями и их местом (рангом) в раскладке по предпочтению.

Заключение

.

Целью нашего исследования явилось выявление специфики содержания тендерной идентичности подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств в сравнении с их просоциальными сверстниками. Анализ теоретических и эмпирических исследований показал, что проблема тендерной идентичности подростков с разной социальной направленностью недостаточно изучена в современной психологии развития. Большой научный интерес представляет изучение психологии индивидов на ранних стадиях формирования наркотической зависимости до этапа деформации личностного развития, поэтому мы изучали подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, но еще не наркоманов.

Наше исследование, посвященное изучению тендерной идентичности подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств базировалось на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского, теории отражения, развиваемой в работах С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова и др., положениях психологии развития об особенностях становления личности в подростковом возрасте, сформулированных в рамках деятельностного подхода (Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Н Леонтьев, Д. И. Фельштейн, Д. Б. Эльконин и др.), положении тендерного подхода о социокультурной детерминированности тендерной идентичности (И. С. Клецина).

Результаты, полученные при исследовании тендерной идентичности подростков, подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Сравнительный анализ показал, что тендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, характеризуется специфической содержательной наполненностью когнитивного, аффективного и конативного компонентов, в сравнении с просоциальными сверстниками. Обнаруженные различия предполагают постановку специальной задачи по обогащению гендерной проблематикой психолого-педагогических программ первичной профилактики употребления психоактивных средств.

Дальнейшими перспективами развития работы могут быть следующие:

1) Исследование тендерной идентичности подростков, находящихся на разных стадиях формирования наркотической зависимости и употребляющих различные наркотики;

2) Изучение тендерной идентичности индивидов с другими видами зависимости (игровой, пищевой, интернет-зависимостью);

3) Выявление личностных ресурсов подростков, определяющих становление оптимальной тендерной идентичности.

По результатам теоретического анализа и эмпирического исследования сформулированы выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту:

1. Анализ психологической литературы по проблеме формирования тендерной идентичности подростков с разной социальной направленностью показал, что она является актуальной и, одновременно, недостаточно разработанной. Формирование социально-психологического пола происходит в условиях не только дестабилизации социальной жизни, но и вариативности тендерных моделей.

Исследования психологов указывают на связь феномена зависимого (аддиктивного) поведения и особенностей проявления идентичности: конструирование виртуальной идентичности интернет-зависимых, нарушения функции Я у индивидуумов, зависимых от азартных игр, фемининность женщин с пищевой зависимостью (булимией) и др. В сложных условиях становления идентичности подростков опыт приема психоактивных средств (алкоголя и наркотиков) привлекателен в поиске внешних границ своего «Я». Проблема употребления наркотических средств как средства ухода от реальности и обретения необходимой подросткам тождественности и целостности имеет глубокие исторические, антропологические и культурные корни.

2. Эмпирическое исследование показало, что тендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, характеризуется иной содержательной наполненностью когнитивного компонента, специфическими проявлениями аффективного компонента и иными детерминантами полоролевого поведения в сравнении с просоциальными сверстниками:

• Содержание представлений подростков (когнитивный компонент), имеющих опыт употребления наркотических средств, о маскулинности/фемининности и о себе в тендерной роли характеризуется когнитивной простотой, дискретностью, слабой дифференцированностью. Мальчики, имеющие опыт употребления наркотических средств, в представлениях о мужественности отражают традиционные маскулинные характеристики, но не присваивают их. Осознание себя в мужской роли связано с актуалированным потребностным состоянием и присутствием сверстницы. Девочки, имеющие опыт употребления наркотических средств, эмоционально отвергают свою половую и тендерную принадлежность. Это сопровождается поиском объекта привязанности, отличного от определенного образа мужчины, существующего в сознании девочек. Просоциальные девочки отражают андрогинный эталон женщины, осознают и эмоционально принимают свою тендерную и половую принадлежность, ими актуализирована задача вхождения в социум. Просоциальные мальчики в осознании себя представителями мужского рода акцентируют необходимость активной деятельности. В ситуации большего, по сравнению с девочками, нормативного давления отстаивают свою модель маскулинности, обесценивая возможную критику со стороны окружения. В представлениях о себе девочки, имеющие опыт употребления наркотических средств, вообще не обозначают свою половую принадлежность, реже чем сверстницы указывают фемининные характеристики, семейные ролиописывая себя «наркозависимые» мальчики указывают на принадлежность к полу, но не отмечают потенциальное отцовство как просоциальные сверстники. Упоминание характеристик, обозначающих пол, указание на семейные (девочки) и профессиональные (мальчики) роли в представлениях о себе просоциальных подростков указывает на полотипизированность сформированных у них представлений о себе, более высокий уровень сформированности когнитивного компонента тендерной идентичности в сравнении с «наркозависимыми» сверстниками.

• Аффективный компонент тендерной идентичности подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, проявляется в эмоциональном отвержении половой и тендерной принадлежности в группе девочек и индифферентном отношении в группе мальчиков.

• Преобладание маскулинных характеристик в самоописаниях девочек и отсутствие полоспецифичных характеристик у мальчиков, имеющих опыт употребления наркотических средств, позволяют делать выводы о соответствующей модели поведения. Полоролевое поведение большинства подростков (конативный компонент), имеющих опыт употребления наркотических средств, характеризуется неспецифичностью (маскулинностью у девочек и отсутствием выраженности тендера у мальчиков), что подтверждается выявленными неосознаваемыми потребностями и мотивами (отсутствие стремления к демонстрации полоролевого поведения у мальчиков, активный страх отношений в группе девочек). Полоспецифичность поведения просоциальных подростков определяется андрогинностью, так как в их представлениях о себе одинаково часто встречаются и традиционно женские и традиционно мужские характеристики. У девочек выявлено стремление к самосовершенствованию, расширению круга интересов, присвоение женственной позиции, а для мальчиков характерна нормальная активность в сфере межполовых отношений, выражена готовность к близким контактам.

3. Общим для всех подростков, независимо от половой принадлежности и наличия/отсутствия опыта употребления наркотических средств, является взаимосвязь характеристик когнитивного, аффективного и конативного компонентов. Различие составляет содержательная сторона этих компонентов и характер связей.

Тендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств, независимо от половой принадлежности характеризуется взаимной связью потребностей в личной и коллективной нежности и аффилиативной. В группе «наркозависимых» мальчиков эти потребности, относящиеся к психологическим детерминантам полоспецифичности поведения, связаны с модальностью эмоционального компонента отношений к тендерным понятиям и к категории «Я», то есть аффективным компонентом. В группе девочек, имеющих опыт употребления наркотических средств, выраженность данных потребностей дополняются проявлением маскулинных характеристик в представлениях о себе и связаны с идентификацией с мужской группой на неосознаваемом уровне, то есть когнитивным компонентом.

Тендерная идентичность просоциальных подростков, независимо от половой принадлежности, характеризуется связью характеристик, относящихся к когнитивному и конативному компонентам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 413 с. — ISBN 5−89 395−186−7.
  2. , Е. П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности / Е. П. Авдуевская // Вопросы психологии. № 3. — 1990. — С. 144 — 150 -ISSN 0042−8841.
  3. , В. С. Межгрупповое взаимодействие / В. С. Агеев // Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, — 1990. — 239 с. — ISBN 5211−1 029−9.
  4. , Н. И. Словарь тендерных терминов / Н. И. Ажгихина. М.: Информация-XXI век, 2002. — 255 с. — ISBN 5−86 391−022−4.
  5. , Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. № 4. — 1991. — С.74 — 81. -ISSN 0042−8841.
  6. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 382 с. — ISBN 5−87 224−099−6.
  7. , Т. А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т. А. Араканцева, Е. М. Дубовская // Мир психологии. № 3. — 1999. — С. 147 — 155.- ISSN 5−89 395 089−5.
  8. , А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл: 2002. — 414 с. — ISBN 5−89 357−118−5.
  9. Ю.Байкова, В. Г. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути развития / В. Г. Байкова. М.: Владос-Пресс, 2003. — ISBN 5−305−84-Х.
  10. , А. Теория социального научения / А. Бандура. СПб.: Евразия, 2000. — 318 с. — ISBN 5−8071−0040−9.
  11. , Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности / Т. С Баранова // Психология самосознания: хрестоматия. — Самара. 2000. — С. 602 — 609. — ISBN 5−89 570−015−2.
  12. , Ю. Д. Личностный смысл чувства риска: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Ю. Д. Башкина. Санкт-Петербург, 2007. — 20 с.
  13. , Е. П. Временные аспекты «Я"-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. — № 3. — 1999. — С. 140−147.- ISSN 589 395−089−5.
  14. Бем, С. Линзы тендера / С. Бем. Москва: РОССПЭН, 2004. — 331 с. -ISBN 5−8243−0587−0.
  15. , Т. В. Тендерная психология: Учебное пособие. / Т. В. Бендас. -СПб.: Питер, 2006. 431 с. — ISBN 5−94 723−369-Х.
  16. , П. Л. Социальное конструирование реальности. / П. Л. Бергер. -М.: «Медиум» ISBN 5−85 691−036−2.
  17. , С. В. Наркомания глазами семейного психолога / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. СПб.: Речь, 2005. — ISBN 5−9268−0390-Х.
  18. , С. В. Психологические особенности наркоманов периода взросления / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Самара: Изд-во самар. гос. ун-та, 1998. — 147 с. — ISBN 5−230−6 157-Х.
  19. , А. Э. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / А. Э. Березовский. Самара: Изд-во самар. гос. ун-та, 1999. — 199 с. — ISBN 5−230−6 170−7.
  20. , Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. СПб.: прай-ЕВРОЗНАК, 2004. — 318 с — ISBN 5−93 878−125−6.
  21. , В. С. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков. / В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Медицина, — 1989. — С. 83 — 91.
  22. , В. С. Наркомания у подростков / В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворяк, В. А. Глушков. Киев: Здоровье, 1989.
  23. , В. С. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков / В. С. Битенский, А. Е. Личко // Психологический журнал. -Том 12. 1991. — № 4. — С. 87 — 94. — ISBN 0205−9592.
  24. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
  25. , JI. И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности / JI. И. Божович. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с. — ISBN 5- 87 977−023−0.
  26. , В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: Учеб. пособие / В. В. Бойко. СПб.: Союз, 2002. — 159 с. — ISBN 594 033−120−3.
  27. , Б. С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма./ Б. С. Братусь, П. И. Сидоров.- М.: Изд-во МГУ, 1984. -145 с.
  28. , М. М. Основы наркологии / М. М. Буркин, С. В. Горанская. -Петрозаводск: Карелия, 2002. 192 с. — ISBN 5−7545−0823−9.
  29. , JI. Ф. Словарь справочник по психодиагностике / JI. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. — С. 263 — 269. — ISBN 5−88 782−336−4.
  30. , Т. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов II Вопросы психологии. -1993. № 2. — С. 63 — 71. — ISSN 0042−8841.
  31. , О. А. Тендерный калейдоскоп: курс лекций / О. А. Воронина, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина. М.: Academia, 2001. — 519 с. — ISBN 5−87 444−101−8.
  32. , О. А. Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций / О. А. Воронина. М.: Моск. филос. Фонд, 2001. — 415 с. — ISBN 585 133−072−4.
  33. , Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. Собр. соч. в 6-ти т.- Т.4. М.: Педагогика, 1982.
  34. , О. А. Чувство вины у работающей женщины / О. А. Гаврилица // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 65 — 71. — ISSN 428 841.
  35. , Р. Г. Динамика тендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности Электронный ресурс.: Дис. канд. психол. наук: 19.00.13. М.: РГБ, 2000.
  36. , П. Б. Избранные труды / П. Б. Ганнушкин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 413 с. — ISBN 5−222−302−7.
  37. , Э. Г. Оглы. Наркотизм: тенденции и меры преодоления / Э. Г. Оглы Гасанов. М.: Учеб.-информ. центр «ЮрИнфоР», 1997. — ISBN 589 158−011-Х.
  38. , С. П. Наркомания. Правовые и медицинские проблемы / С. П. Генайло, Р. М. Готлиб, Л. И. Романова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. — 190 с. — ISBN 5−7444−0067−2.
  39. , В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека / Человек в системе наук // В. А. Геодакян М.: Наука, 1989. — С. 171−189 -ISBN 5−02−13 356−6.
  40. , А. И. Профилактика наркозависимости среди молодежи / А. И. Герцен. СПб.: РГПУ, 2005. — 61 с. — ISBN 5−8064−0998−8.
  41. , И. В. Образ пола в рекламе / И. В. Грошев // Журнал прикладной психологии. 1999. — № 1. — С. 46 — 63. — ISBN 5−93 480−002−7.
  42. , В. В. Подросток наркоман и его окружение / В. В. Гульдан, О. Л. Романова // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 44 — 52. — ISBN 593 480−002−7.
  43. , В. В. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам / В. В. Гульдан, А. М. Корсун // Вопросы наркологии. 1990. -С. 40 — 44. — ISSN — 0234−0623.
  44. , Ю. Н. История теоретической социологии / Ю. Н. Давыдов, И. Ф. Девятко. СПб.: Изд-во РХГИ. 2000. — 726 с. — ISBN 5−88 812−110-Х.
  45. , А. Г. Марихуана / А. Г. Данилин, И. В. Данилина. М.: Центрполиграф, 2000. — ISBN 5−227−573−7.
  46. , А. А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков Электронный ресурс. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01: М.: РГБ, 2003.
  47. , Т. Как уберечь детей от наркотиков / Т. Димофф, С. Карпер. -М.: Золотой теленок, 1999. 223 с. — ISBN 5−88 257−029−8.
  48. , Е. Д. Факторы риска и начальные признаки алкогольной болезни у подростков. / Е. Д. Дмитриева. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. мед. наук: М., 1990. — 21 с.
  49. , Т. П. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы / Т. П. Долгова, Ю. А. Клейберг. Тверь: Твер. гос. техн. ун-т, 1997. — ISBN 5−230−19 422−7.
  50. , С. В. Аддиктивные состояния человека / С. В. Дремов. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического ун-та, 2000. — 90 с. -ISBN 5−89 428−068−0.
  51. , Е. Е. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков / Е. Е. Еникеева. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -144 с. — ISBN 5−7695−0372−2.
  52. , С. Н. Концепции и перспективы исследований пола в клинической психологии / С. И. Еникополов, И. В. Дворянчиков // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 3. — С. 100 — 115. — ISBN: 0205−9592.
  53. , Б. А. О естественных категориях анализа содержания и некоторых процедурах их выявления / Б. А. Еремеев // Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып.1. JL: Изд-во АН СССР, Ин-т социологических иссл-й. — 1973. — С. 109 — 112.
  54. , М. Г. Личностные особенности наркозависимых с разным стажем употребления героина с учетом тендерных различий Электронный ресурс. Дис. канд. психол. наук: 19.00.04. СПб.: РГБ, 2007.
  55. , А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. СПб.: Союз, 1997. — 222 с. — ISBN 5−87 852−055−9.
  56. , Е. М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Е. М. Ижванова. -Москва, 2004.-21 с.
  57. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 544 с. — ISBN 5−318−459−8.
  58. Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: СпецЛит, 2006. — 463 с. ISBN 5−299−311−0.
  59. , В. Е., Психосексуальное воспитание детей и подростков / В. Е. Каган. JL: Худож. лит., 1990. — 63 с.
  60. , В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 53 — 62. -ISSN 0042−8841.
  61. , О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук / О. Г. Калина. Москва, 2007. — 25 с.
  62. , Е. С. Роль типа привязанности в генезе аддиктивного поведения / Е. С. Калмыкова, М. А. Гагарина, М. А. Падун // Психологический журнал. 2006. — Том 27. — № 6. — С. 45 — 53. — ISSN 0205−9592.
  63. , Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасарский. М.: Медицина, 1982.-271 с.
  64. , JI. Е. Социальное пространство наркотизма / JI. Е. Кесельман, М. Г. Мацкевич. СПб.: Мед. пресса, 2001. ISBN 5−94 222−006−9.
  65. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие / Мишель Кле. М.: Педагогика, 1991. — ISBN 5−7155−0327−2.
  66. , И. С. Тендерная социализация / Ирина Сергеевна Клецина. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. С. 19−20. — ISBN 5−80 640 048−4.
  67. , И. С. Психология тендерных отношений: теория и практика / Ирина Сергеевна Клецина. СПб.: Алейтейя, 2004. -408 с. — ISBN 5−89 329 722- 9.
  68. Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. -СПб. Литер, 2003. -479 е.- ISBN 5−318−567−5.
  69. , О. И. Мужчина и женщина: проблемы современной социализации / О. И. Ключко. Саранск: МГПИ, 2002. — 97 с. — ISBN 58 156−0110−1.
  70. , О. И. Тендерные роли в репродукции социальной жизни /О. И. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 3. — С. 91 — 112.-ISSN 0869−8120.
  71. Д. В. Современный подросток: Взросление и пол: Учеб. пособие / Д. В. Колесов. М.: МПСИ: Флинта, 2003. — ISBN 5−89 349−516−0.
  72. , Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма / Д. В. Колесов. -М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2006. — ISBN 5−895 395 791−1.
  73. Коломинский, Я Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников /Я. JI. Коломинский, М. X. Мелтсас // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 165−171.-ISSN0042−8841.
  74. Кон, И. С. В поисках себя (личность и ее самознание) / И. С. Кон. М.: Педагогика, 1984. — 328 с.
  75. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. М.: Олимп: ИНФРА-М, 1999. — 284 с. — ISBN 5−7390−0817−4.
  76. Кон, И. С. Плюсы и минусы совместного и раздельного обучения / И. С. Кон // Педагогика. № 9. — 2006. — - ISSN 0869−561.
  77. Кон, И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. -1981. № 2. — С. 47 — 57. — ISSN 0042−8841.
  78. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Педагогика, 1989. — С. 223 — 227. — ISBN 5−09−1 053−6.
  79. , В. Т. Пьянство и алкоголизм у подростков / В. Т. Кондратенко Минск: Вышэйшая школа, 1986. — 61 с.
  80. Копыт, Н Я. Профилактика алкоголизма/ Н Я. Копыт, П. И. Сидоров. М.: Медицина, 1986. — 235 с.
  81. , Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. М.: Акад. проект — ISBN 5−8291−0015−0
  82. , В. Ю. Профилактика наркоманий и токсикомании у подростков / В. Ю. Котляков, О. А. Смердов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — 64 с. — ISBN 5−202−195−9.
  83. , Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер Ком. 2000. — 987 с.-ISBN 5−314−128−4.
  84. , Н. А. Некоторые особенности возникновения наркомании в подростковом возрасте / Н. А. Круглова // Журнал прикладной психологии. 2000. — № 2. — С. 12−19.
  85. , Н. В. Деформация личностного развития подростков и взрослых людей Электронный ресурс. Дис. канд. психол. наук: 19.00.13. -М.: РГБ, 2005.
  86. , С. А. Диагностика и психотерапия адциктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. СПб.: Фолиум, 1998. — 70 с- ISBN 5−90 053 627−0.
  87. , Н. С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболеваний наркоманий у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений / Н. С. Курек // Вопросы наркологии. -1993. № 1. — ISSN — 0234−0623.
  88. , Т. Н. Социально-психологические особенности первичной профилактики наркомании подростков Электронный ресурс. Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. М.: РГБ, 2006.
  89. , Н. В. Психологические особенности полоролевого ребенка в семье Электронный ресурс. Дис. канд. психол. наук: 19.00.07: М.: РГБ, 2003.
  90. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл. 2004. 345 с. — ISBN 5−86 357−153−3.
  91. Лекции по наркологии / Н. Н. Иванец, И. П. Анохина, Е. А. Кошкина и др.- М.: Медпрактика, 2001. 343 с. — ISBN 5−901 011−19−89 8. Л омов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука — 1984. — 444 с.
  92. , А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1987. — С. 61 — 70.
  93. , А. Е. Подростковая наркология. / А. Е. Личко, B.C. Битенский
  94. Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1991. — 301 с. — ISBN 5−225−1 359−7.
  95. , В. В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков / В. В. Макаров // Вопросы наркологии. 1991. -№ 3. — С. 22 — 25. ISSN — 0234−0623.
  96. , Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н. Ю. Максимова // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. -№ 3.--ISSN 0205−9592.
  97. , Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних / Н. Ю. Максимова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 364 с. — ISBN 5−222−1 113−5.
  98. , В. С. Неудобства с идентичностью / B.C. Малахов // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 43 — 53. — ISSN 0042−8744.
  99. Малкина-Пых, И. Г. Тендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2006. — 928 с. — ISBN 5−699−14 636−9.
  100. Малкина-Пых, И. Г. Кризисы подросткового возраста / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2004. — 384 с. — ISBN 5−699−7 425−2.
  101. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. Москва: Эксмо, 2006. -ISBN 5−699−14 523−0
  102. , А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с. — ISBN 5−8071−0016−6.
  103. , В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. -Воронеж: МОДЭК. 2005. 542 с. — ISBN 5−89 395−457−2.
  104. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  105. Мид, М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющимся мире / М. Мид. Москва: Росспэн, 2004. — 412 с. — ISBN 58 243−0586−2.
  106. , В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та, 2004. 398 с. — ISBN 5−89 502−404−1.
  107. , Ю. А. Теория установки и актуальные проблемы психологии / Ю. А. Надирашвили. Тбилиси: Медниереба, 1990. — 303 с.
  108. Нартова Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова — Бочавер // Психологический журнал. — том 18. — 1997. — № 5. — ISSN 0205−9592.
  109. Обухова, JL Ф. Возрастная психология / JI. Ф. Обухова. М.: Пед. об-во России, 2003. — 443 с. — ISBN 5−93 134−086−6.
  110. , JI. Н. Тендерная идентичность личности и механизмы ее реализации: Автореф. дисс. доктора психол. наук / JI. Н. Ожигова. -Краснодар, 2006. 22 с.
  111. , И. А. Тендерная идентичность и самопрезентация в Интернет коммуникации: Автореф. дисс.. канд. философ, наук / И. А. Остапенко -Ростов-на-Дону, 2004. 20 с.
  112. Е.В. Психодиагностика: Практическое пособие / Сост. Опевалова. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1999. — 119 с.
  113. , В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2000. — № 1. С. 135 — 141. — - ISSN 428 841.
  114. Парукова, JL В. Позитивная тендерная самоидентичность современной женщины и критерии ее оценки Электронный ресурс.: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. М.: РГБ, 2006.
  115. , Т. И. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков / Т. И. Петракова, Д. JI. Лимонова // Вопросы психологии. -1999. № 5. — С. 31 — 38. — ISSN 0042−8841.
  116. , А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М.: Academia, 1998. 501 с. — ISBN 5−7695−0277−0.
  117. , Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. М.: Смысл, 2000. -С. 174. — ISBN 5−89 357−073−1.
  118. , Н. В. Генезис половой идентификации в детском возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук / И. В. Плисенко Москва, 1985. — 16 с.
  119. , М. Е. Социологический анализ наркомании / М. Е. Позднякова. М.: ИС, 1995. — 146 с. — ISBN 5−201−2 489−0.
  120. , К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — ISSN 0042−8841.
  121. , Ю. В. Психологические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных средств / Ю. В. Попов, В. Д. Вид // Русский медицинский журнал. 1998. — Т. 6. — № 2. — С. 88 — 101. — ISSN 1382−4368.
  122. , Л. В. Тендерные аспекты самореализации личности / Л. В. Попова. М.: Прометей, 1996. — С. 24 с.
  123. , Л. В. Проблемы самореализации одаренных женщин / Л. В. Попова // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 31−41. — ISSN 428 841.
  124. , С. Т. Психология адаптирующейся личности / С. Т. Посохова. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. — 240 с. — ISBN 5−8064−0473−0.
  125. Практикум по тендерной психологии / под. ред И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. — С. 277 — 279. — ISBN 5−318−567−5.
  126. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. Политиздат, 1990. с. 282.
  127. , И. Н. Наркомании / Н. И. Пятницкая. М.: Медицина, 1994.-338 с.
  128. , Н. К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домови интернатов Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2004. 193 с. — ® ISBN 5−85 746−743−8.
  129. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. -СПб.: Питер Ком. 2000. 534 с. — ISBN 5−88 782−416−6.
  130. , X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — ISBN 5−3 002 998−2.
  131. , Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина П Вопросы психологии. -1987. № 2. — ISSN 0042−8841.
  132. , Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду/ Т. А. Репина // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 62−69. — ISSN 0042−8841.
  133. , А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. JI. Коломинский. СПб. Питер, 1999. — 409 с. — ISBN 5−88 782−424−7.
  134. , И. В. Особенности половой идентичности подростков/ И. В. Романов // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 39 — 47. — ISSN 428 841.
  135. , С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -СПб: Питер. 2003. 705 с. — ISBN 5−314−16−4.
  136. , Н. Ю. Личностные особенности подростков с различной тендерной идентичностью: Автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. Ю. Рымарев. Краснодар, 2006. — 22 с.
  137. , Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема тендерных исследований / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. Т. 5. -2003.-С. 120- 139.
  138. , Н. Э. Тендерная идентификация как психологический механизм регуляции поведения (на примере подростков) Электронный ресурс. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01: -М.: РГБ, 2003.
  139. , Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России / Г. Г. Силласте // Социс: Социологические исследования. 1994. — № 3.
  140. , H. А. Наркотики: проблемы и их решение: Учеб. пособие для студентов вузов / H.A. Сирота, В. М. Ялтонский. М. Психология, 2000. -70 с.-ISBN 5−93 692−016-Х.
  141. В. JI. Образ ребенка в сознании детей и взрослых / В. Л. Ситников. СПб.: Химиздат, 2001. — 176 с. — ISBN 5−93 808−028−2.
  142. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введ. в психологию субъективности: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Школа-пресс, 1995. — 383 с.-ISBN 5−88 327−081−3.
  143. , Н. Социология / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1998. — 688 с. -ISBN 5−7113−0109−8.
  144. , JI. Н. Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2003. — 128 с. — ISBN 5−9268−0092−7.
  145. , Е. Т. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности / Е. Т. Соколова, Н. С. Бурлакова, Ф. Лэонтиу // Вопросы психологии 2001. — № 6. — С. 3 — 15. — ISSN 428 841.
  146. , А. В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. / А. В. Соловов. Казань: Хэтер, 1999. — 128 с. — ISBN 5 900 004−34−1.
  147. , А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Наука. 1972.-303 с.
  148. , Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических антинаркотических программ для подростков / Б. Е. Спрангер // Вопросы наркологии. 1993. — № 3. — С. 82 — 84.
  149. , В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. МГУ, 1983.
  150. , Л. И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации: Учеб. пособие / Л. И. Столярчук. Волгоград: Перемена, 1997. — 129 с. — ISBN 5−88 234−274−0.
  151. , А. Р. Тендерная идентичность женщины: агенты влияния и механизмы формирования / А. Р. Тиводар. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2005. — С. 38 — 39. — ISBN 5−8209−0401-Х.
  152. , Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2004. — 412 с. — ISBN 5−89 357−121−5.
  153. , Г. Ю. Наркомания: мифы и действительность / Г. Ю. Ураков. -М.: Медицина, 1991. С. 8 — 9.
  154. , Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. М.: Флинта, 1999. — 670 с. — ISBN 5−89 349−230−7.
  155. , Н. Ю. Развитие половой идентичности в онтогенезе Электронный ресурс. Дис. д-ра психол. наук: 19.00.13: М.: РГБ, 2007 г.
  156. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд. Алма-Ата: Наука, 1990. — 80 с. — ISBN 5−628−959−8.
  157. , Э. Искусство любви / Э. Фромм. Минск: Творч.-произв. центр «Полифакт», 1991. — 77с. — ISBN 5−7815−1476−7.
  158. , H. Е. Дифференциация и интеграция маскулинности и фемининности в образе Я подростка / H. Е. Харламенко, Т. С. Стоделова // Психоаналитический вестник. Вып. 10. М.: Гуманитарий, — 2002. — С. 100 -115.
  159. , H. Е. Роль отца в дифференциации тендерной идентичности / H. Е. Харламенкова // Психологический журнал. 2007. Том 28. № 3. — С. 56 — 64. — ISSN 0205−9592.
  160. , Б. И., Тюменева, Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола / Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменева // Вопросы психологии. № 3. — 1997. — С. 32 — 39. — ISSN 0042−8841.
  161. , Б. Г. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов / Б. Г. Херсонский. Киев: Здоровья, 1991. — 189.С. — ISBN 5311−2 451−8.
  162. , А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра:
  163. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук / А. Б. Холмогорова. Москва, 2006. — 53 с.
  164. Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000, — 303 с-ISBN 5−86 007−252-Х.
  165. , JI. Теории личности / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб. гПитер, 2003. -606 е.- ISBN 5−88 782−412−3,4500 экз.
  166. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. М.: Интерпракс, 1994.
  167. , И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. -143 с.
  168. , В. В. Очерки клинической наркологии / В. В. Чирко, М. В. Демина. М.: Медпрактика-М, 2002. — 238 с. — ISBN 5−901 654−34-Х.
  169. , П. Д. Наркомании. Патопсихология. Клиника. Реабилитация / П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг. СПб.: Лань, 2000. — 367 с. — ISBN 58 114−0210−4.
  170. , JI. К. Привычка. Пристрастия. Болезни: Популярные беседы / JI. К. Шавдукова- Казань, 1999. -143 с. -ISBN 5−57 898−137−8.
  171. , И.Ю. Полоролевые образы и особенности тендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа Электронный ресурс.: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М.: РГБ, 2000.
  172. , Е. С. Уровневая организация системы «Я» / Е. С. Шильштейн // Вестник МГУ, сер.14 (психология) 1999. — № 2 — С. 34 — 45. — ISSN 0137−0936.
  173. , JI. Б. Идентичность / JI. Б. Шнейдер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.—272 с. — ISBN 5−222−1 592−0.
  174. , Э. Г. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением / Э. Г. Эйдемиллер, С. А. Кулаков, О. В. Черемисин // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989.
  175. , Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Academia, 2004. -383 с. — ISBN 5−7695−1645−3.
  176. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: Ленати, 1996. — 589 с. -ISBN 5−7841−0070-Х
  177. , В. Л. Формирование наркомании и токсикоманий у девочек-подростков / В. Л. Юлдашев. Автореф. канд. мед. н., М., 1990. — 23 с.
  178. , А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине. Идеологическая работа российской телевизионной рекламы / А. Юрчак // Тишков В., ред. Семья, тендер, культура. Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998.
  179. , Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков / Т. И Юферева // Вопросы психологии. -1985. № 3. — ISSN 0042−8841.
  180. , Т. И. Формирование психологического пола / Т. И. Юферева. -М.: Педагогика, 1987. С. 137 —148.
  181. , В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социологический журнал. —1994. № 1. — С. 37. — ISSN 1684−1581
  182. К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс М.: Инион, 1990. — 214 с.
  183. , I. К. Sex-role stereotypes: A current appraisal / S. R. Vogel, D. M. Broverman, F. E. Clarkson, P. S. Rosenkrantz // Journal of Social Issues. -1972. P. 59 -78.
  184. Kolberg, L. A. Cognitive developmental analysis of children’s sex-role concepts and attitudes / L. A. Kolberg // Maccoby E. (ed). The development of sex lifierences. Stanford: Uni Pres. 1966. P. 82 —172.
  185. Lorenzi-Cioldi, F. Psychological androgyny: a concert of lesser substance. Towards the understanding of the transformation of a social representation / F. Lorenzi-Cioldi // J. Theory Soc. Behav. -1996. Vol. 26, № 2. — P. 137 — 155.
  186. Maccoby, E. E. Psychology of Sex differences / E.E. Maccoby, C.N. Jaclin. -Standford, 1974. 634 p.
  187. Marcia, J. E. Development and validation of ego identity status / J.E. Marcia. -Journal of Personality and social Psychology, 1986. -№ 51.152
  188. Massen, P. H. Early sex-role development. In: Flipbook of socialization theory and research / P. H. Massen, D. A. Gosiin. Chicago, 1969. P. 700 — 736.
  189. Mead, G.H. Mind, self and Society / G.H. Mead. Chicago: Chicago Uni Vol.1. Press, 1946. -320 p.
  190. Stockard, J. Sex roles / J. Stockard, M. Jonson. N.Y. 1980.334 p.
  191. Turner, J.C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior / J.C. Turner // Advances in group process: theory and research. -Greenwich, 1985. Vol. 2. — P. 263.
  192. Tajfel, H. Social identity and intergroup relations / H. Tajfel. Cambridge: Cambridge Uni Vol. Press, 1982. — 78 p.
  193. , J. H., Sawyer J. (eds.) Men and masculinity. N.J.: Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1974.
  194. Eagly, A. H., Role congruity theory of prejudice toward female leaders. Psychological Review, 109, P. 573−598.
Заполнить форму текущей работой