Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подходы к оценке воспитанности студентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критериями оценивания воспитательной деятельности образовательного учреждения являются: наличие и качество концепции воспитательной деятельности образовательного учреждения, программы воспитательной деятельности на цикл обучения, календарные планы воспитательной работы на год, отчеты о реализации воспитательной работы за год, наличие фонда федеральных, региональных и учрежденческих документов… Читать ещё >

Подходы к оценке воспитанности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитательная деятельность направлена на формирование человека, отвечающего социальным ожиданиям того общества, в котором он растет и развивается. Можно выделить три подхода к определению воспитанности человека: общекультурный, уровневый и компетенционный.

Общекультурное развитие человека — это результат непрерывного образования и самообразования человека. Общая культура включает его воспитанность и образованность (обученность). Именно на этот результат и направлена воспитательная деятельность образовательного учреждения. Культурный человек — это человек:

  • — осознающий свое место в мире и себя как активного выразителя социально-позитивного отношения к миру, обществу, природе, людям, себе;
  • — чувствующий, понимающий, сохраняющий красоту мира, его гармонию;
  • — стремящийся к совершенствованию своей духовной жизни, реализующий ценности добра, любви, верности, чести, достоинства, справедливости, личной и социальной ответственности;
  • — организующий собственное поведение, речевую и трудовую деятельность в соответствии с социальными нормами, национальными традициями, этикетом.

Характеристики взрослого культурного человека включают в себя:

  • — уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в ситуациях бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т. е. культура личности;
  • — адекватность внешнего вида, манеры поведения, общения человека в ситуациях социального взаимодействия, т. е. культура быта, труда, отдыха, общения, здорового образа жизни;
  • — соблюдение этносоциокультурных традиций, норм, этикета;
  • — готовность и умение пользоваться общекультурным индивидуальным фондом знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых, профессиональных и т. д.) в процессе жизнедеятельности, т. е. культура интеллекта и труда;
  • — стремление к постоянному саморазвитию личностного и социокультурного уровня;
  • — ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах музыки, живописи, литературы, архитектуры, т. е. общецивилизационная культура;
  • — социальная ответственность за себя, свое поведение, за благополучие других, т. е. культура социального бытия.

Для оценки результата воспитания применяется уровневый подход, когда выделяют три-четыре уровня воспитанности учащихся:

  • — «высокий уровень» — высокая степень самоорганизации и саморегуляции поведения, устойчивое проявление положительных качеств;
  • — «средний, допустимый уровень» — положительное поведение ситуативно, большинство положительных качеств проявляются, при наличии самоорганизации не проявляется активность воздействия на поступки товарищей;
  • — «низкий, критический уровень» — слабое проявление положительных качеств; поведение в основном регулируется требованиями старших; саморегуляция и самоорганизация ситуативны;
  • — «очень низкий, недопустимый уровень» — положительные качества не проявляются, опыт поведения носит отрицательный характер, саморегуляция не развита.

Третий подход к рассмотрению воспитанности как результата деятельности образовательного учреждения заключается в том, что результат образования и воспитания определяют в терминах социальных компетенций, формируемых в процессе образования. Понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что», т. е. осуществление, реализация — это «компетенция в действии». Воспитанный человек должен обладать:

  • — социальными и политическими компетенциями, такими как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно;
  • — межкультурными компетенциями, такими как уважение других и способность жить с людьми других культур, языков, религий;
  • — коммуникативными компетенциями — владеть устной и письменной коммуникацией, культурой речи, иностранными языками;
  • — информационными компетенциями (владение компьютерно-информационными технологиями, способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой);
  • — способностью к постоянному самообучению.

Воспитанность человека, его подготовленность к жизни базируются на ключевых образовательных компетенциях:

  • — ценностно-смысловая компетенция, т. е. наличие ценностных ориентиров и мировоззрения, способность понимать окружающий мир, осознавать свою роль, выбирать цели своих поступков, принимать решения;
  • — общекультурная компетенция — наличие осведомленности, знаний, опыта национальной и общечеловеческой культуры;
  • — учебно-познавательная компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности — владение логическими приемами и эвристическими методами решения проблем, умениями планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, использование вероятностных и статистических методов;
  • — информационная компетенция — умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и «передавать» ее с помощью различных информационных технологий;
  • — коммуникативная компетенция — знание необходимых языков, навыки работы в группе, умение вести дискуссию и т. п.;
  • — социально-трудовая компетенция — опыт в сфере гражданско-общественной деятельности, умение анализировать ситуацию па рынке труда, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, выполнение роли гражданина, избирателя, клиента, производителя, профессионала, семьянина и т. п.;
  • — личностная компетенция самосовершенствования — освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, психологической грамотности, здорового образа жизни.

Под воспитанием или воспитательной деятельностью образовательного учреждения понимают «непосредственное или опосредованное, прямое или косвенное социально-позитивное целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося посредством использования или создания определенных условий, способствующих его самоактуализации, социализации и саморазвития в многоплановом полисубъектном взаимодействии в образовательной среде» (И. А. Зимняя).

В структуре системы воспитательной деятельности образовательного учреждения выделяют четыре компонента:

  • — субъекты воспитательного взаимодействия: педагоги, педагогический коллектив и обучающиеся;
  • — субъекты образовательной среды (управленческие, материально-технические, методические, гигиенические, экологические и пр. условия, психологическое обеспечение, воспитательный потенциал содержания образования, учебных и гуманитарных дисциплин, особенности организации);
  • — процесс воспитательного взаимодействия, который характеризуется преемственностью, систематичностью, комплексностью, деятельностной основой, связью с социумом, семьей, обратной связью;
  • — результат воспитательной деятельности, фиксируемой по уровням воспитанности, компетентности или по характеристикам общекультурного развития человека. Функционирование всей системы воспитательной деятельности задается целью (идеалом) и регулируется определенными уровнево-иерархически соподчиненными нормативно-правовыми документами.

Продуманная, целенаправленная не только на освоение знаний, развитие умений, но и на воспитание человека организация учебного процесса оказывает значимое воспитательное воздействие образовательного учреждения на обучающихся.

Групповое сотрудничество, командное соперничество, мозговые штурмы, деловые игры и многие другие формы — это тс процессы взаимодействия, которые при соответствующей их организации воспитывают творчество, инициативу, толерантность, гражданственность, коммуникативную компетентность и другие необходимые современному молодому человеку качества. Такой компонент, как самоуправление, выступая в качестве фактора воспитания, особо значим в высшем профессиональном образовании, в становлении специалиста как организатора, руководителя производства, как личности.

Не меньшую роль в воспитании обучающихся играет их организованная самим образовательным учреждением практическая общественно полезная работа, направленная па помощь людям, животным, па благоустройство дома, города, на милосердие и благотворительность.

Образовательная среда образовательного учреждения всеми своими условиями должна способствовать принятию обучающимися ее воспитательного воздействия. К таким условиям относятся:

  • — занятость человека, его постоянная включенность в деятельность;
  • — активность (физическая и умственная) человека как основа решения различных социально-деятельностных задач;
  • — разрядка (эмоциональная и физическая) как сохранение и восстановление энергетического потенциала жизнедеятельности человека;
  • — Я-строительство как формирование личности, самосознание, отношение человека к миру, к себе;
  • — совместная целенаправленная деятельность студентов и преподавателей;
  • — развитие студенческого коллектива, в котором происходит социальное взросление человека;
  • — формирование личностной автономизации студентов (И. А. Зимняя).

Критериями оценивания воспитательной деятельности образовательного учреждения являются: наличие и качество концепции воспитательной деятельности образовательного учреждения, программы воспитательной деятельности на цикл обучения, календарные планы воспитательной работы на год, отчеты о реализации воспитательной работы за год, наличие фонда федеральных, региональных и учрежденческих документов по воспитанию, повышение психолого-педагогической квалификации педагогов-кураторов, учет педагогами-воспитателями исходного общекультурного уровня (соблюдение норм и правил этикета, общения) обучающихся, развитие учебной мотивации студентов, формирование у студентов понимания смысла и значимости общечеловеческих ценностей, знания государственной символики, сотрудничество в учебно-воспитательном процессе, наличие «обратной связи» в воспитательном воздействии (обучающийся, группа, курс), реализация воспитательной направленности содержания учебных программ всех дисциплин, использование воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин, наличие фонда методов, технологий, способов осуществления воспитательной работы, методических средств и методических рекомендаций по организации и проведению воспитательной работы, реализация самоуправления обучающихся, обеспечение условий интеллектуальной, художественно-эстетической деятельности учащихся, обеспечение условий спортивно-физической активности обучающихся, общественно полезной и трудовой деятельности, исследовательской работы обучающихся, соблюдение эстетичности оформления, чистоты и комфортности образовательной среды, обеспечение условий отдыха и самостоятельных занятий студентов, обеспечение условий самостоятельной работы студентов с компьютерами, наличие программы социально-психологической помощи студентам и подразделения социально-психологической службы, преемственность программ и планов воспитательной работы по ступеням и годам реализации, взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся, с другими организациями (шефы, благотворительные организации, милиция и т. п.).

Реализация всего комплекса воспитательной работы в вузе может обеспечить достижение требуемого результата: воспитанности, социальной компетентности, общей культуры, социально-психологической защищенности обучающихся.

Таким образом, системно-уровневый подход к оценке состояния и качества воспитательной работы в вузе включает в себя три уровня оценочно-диагностической деятельности:

  • — оценка факта проведения воспитательной работы в вузе, се представленности;
  • — оценка качества осуществления воспитательной работы;
  • — оценка качества ее результативности.

Вышеприведенные критерии в значительной степени диагностируют лишь факт проведения воспитательной работы в вузе, се представленность, т. е. ограничиваются первым из вышеназванных уровней оценочно-диагностической деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой