Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: философский и философско-психологический анализ проблемы сознания (C.JI. Рубинштейн, К. А. Абульханова, М. М. Бахтин, М. К. Мамардашвили, И.И. Чеснокова) — теоретико-методологические исследования особенностей российского менталитета (К.А. Абульханова, Н. И. Лапин, В. Ф. Петренко, В. Е. Семенов, A.B. Брушлинский, В. А. Кольцова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические и теоретические основания исследования социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете
    • 1. 1. Постановка проблемы исследования
    • 1. 2. Российский менталитет в контексте нравственных ценностей
    • 1. 3. Русская
  • литература как источник сведений о нравственном идеале
    • 1. 4. Психосоциальный подход: история создания, условия и возможности применения, основные требования и характеристики
    • 1. 5. Исследование нравственных проблем в отечественной психологии
    • 1. 6. Теории и методы исследования социальных представлений
      • 1. 6. 1. Современные теории социальных представлений
      • 1. 6. 2. Исследовательский подход к социальным представлениям в отечественной психологии
      • 1. 6. 3. Место и функции социальных представлений в контексте работы А. Ф. Лосева «Диалектика мифа»
      • 1. 6. 4. Методы исследования социальных представлений
      • 1. 6. 5. Символический анализ как метод исследования
      • 1. 6. 6. Микросемантический анализ: история разработки и возможности применения
      • 1. 6. 7. Применение микросемантического анализа к художественному произведению (на примере анализа «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского в контексте работ преп. Нила Сорского)
    • 1. 7. Основные положения авторской концепции социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете
  • Выводы.П
  • Глава 2. Психолого-историческая реконструкция представлений о нравственном идеале различных слоев российского общества до революции и в последующие исторические периоды
    • 2. 1. Принципы проведения психолого-исторической реконструкции в связи с задачей исследования исторической специфики представлений о нравственном идеале
    • 2. 2. Крестьянство как выразитель нравственных устоев российского общества
    • 2. 3. Сословная специфика проявления представлений о I нравственных основах жизни. Этические нормы, принятые в российском купечестве
    • 2. 4. Динамика нравственных устоев в условиях революционных изменений в российской жизни
    • 2. 5. Роль интеллигенции в осознании нравственного идеала
    • 2. 6. Этнопсихологический аспект проблемы исследования нравственного идеала
    • 2. 7. Выводы
  • Глава 3. Эмпирическое исследование социальных представлений о нравственном идеале в современном российском обществе
    • 3. 1. Обоснование общих принципов проведения эмпирического # исследования в рамках концепции социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете
    • 3. 2. Особенности правовой социализации в российском менталитете
    • 3. 3. Эмпирическое исследование динамики изменения морально-правовых представлений в России с конца 1980-х по начало 2000-х годов
    • 3. 4. Эмпирическое исследование социальных представлений о нравственной личности
    • 3. 5. Исследование представлений современных подростков о ф любимом герое
    • 3. 6. Исследование представлений о «типично русском человеке»
    • 3. 7. Черты русского человека на примере анализа агиографических источников
    • 3. 8. Любовь к Отечеству как традиционная ценность русского народа и эмпирическое исследование социальных представлений о Родине и мире
    • 3. 9. Выводы
  • Глава 4. Архетипические основания социальных представлений о нравственном идеале

4.1. Обоснование направления исследования представлений российских народов о празднике как пути к выявлению архетипической основы социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

4.2. Методика и география исследования.

4.3. Историческая динамика праздников Смоленщины: по материалам тенишевского Этнографического бюро и современным исследованиям.

4.4. Праздник Нового года как прототип праздника в современной России.

4.5. Место советских праздников в представлениях лиц среднего и старшего возраста.

4.6. Роль и значение семейных праздников в сохранении нравственных основ жизни.

4.7. Исследование представлений о празднике у современной молодежи.

4.8. Психолого-историческая реконструкция сохранения и передачи новым поколениям традиционной праздничной культуры (на примере воспоминаний о празднике Пасхи в дореволюционной, советской и постсоветской России).

4.9. Выводы.

Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется необходимостью изучения российского менталитета: совокупности умонастроений, традиций, знаний, представлений, принятых норм, ценностных предпочтений, основных национальных и этнических характеристик народов, населяющих Россию.

Вопросы, связанные с местом, функциями и ролью нравственных идеалов в общественном сознании и жизни, являясь традиционными для отечественной науки, приобретают особое значение в период резких социальных изменений, происходящих в настоящее время в мире, государстве и обществе. Один из основных кризисов, переживаемых гражданами нашей страны, связан не только с экономическими проблемами, но и с крушением прежних ценностей и идеалов. Однако теоретически данная проблематика в психологии оказалась разработана явно недостаточно. Сложилась ситуация, когда внешняя привязанность к марксистскому языку многочисленных в советской психологической науке работ о роли и значении нравственного идеала дискредитирует важность самой проблематики, с одной стороны, с другой — нивелирует значение богатейшего наследия отечественной психологической мысли, свидетельствующего об определяющей роли нравственного развития в становлении личности, в направленности общественных процессов.

В жизни народа, страны идеалам принадлежит консолидирующая, объединяющая роль. Принятый народом нравственный идеал, т. е. образец нравственного совершенства, является системообразующей ценностью в сознании нации. В истории каждого народа есть периоды, когда эта ведущая, консолидирующая роль идеала проявляется особенно ярко и действенно: во время войн, смут, преодоления последствий общественной и экономической разрухи. В произведениях народного творчества, в художественной литературе в виде образов героев хранится исторический опыт осознания, принятия и воплощения идеала. Последующими поколениями этот опыт может приниматься или пересматриваться. Способ существования идеалов в общественном и индивидуальном сознании — это процесс, осуществляемый на разных уровнях — историческом, социальном, индивидуальном. У этого процесса есть свои закономерности, изучение которых имеет важнейшее значение для жизни общества и конкретной личности.

В принципе, в общественной жизни нравственные идеалы выступают как регулятор социальной активности и социального поведения, но практически утрата идеалов как духовных опор личности и народа ведет не только к исчезновению множества ценностных ориентиров, но и к стихийной, обусловленной примитивными потребностями и влечениями, жизни. Не исследованной остается жизненная, жизнеутверждающая и прогностическая, интенциональная роль нравственных идеалов. Очевидны различия между поколениями, определяемые различиями в утверждаемых идеалах и ценностях. Существует специфика последних, связанная с традициями разных народов страны. Для выяснения данных актуальных вопросов необходимо не только проведение новых исследований, но также встает задача разработки теоретической концепции, намечающей подходы к данной проблеме в современных изменившихся условиях.

Интерес к нравственному идеалу всегда был характерен для российского сознания. Он отличал и отечественную психологическую науку. В работах Л. И. Божович, Б. Д. Эльконина, С. Г. Якобсон, Э. В. Чудновского, Б. С. Братуся, Н. И. Судакова, Т. А. Флоренской не только рассматривались проблемы нравственного становления личности, но выстраивались уникальные для мировой психологии методы психологической поддержки и помощи человеку на этом пути. В научной школе, основанной C.JI. Рубинштейном, были осуществлены методологические и экспериментальные разработки проблемы становления нравственного сознания. Это работы СЛ. Рубинштейна (прежде всего, «Человек и мир»), теоретические и эмпирические исследования Е. В. Шороховой, A.B. Брушлинского, Е. А. Будиловой,.

К. А. Абульхановой, Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, И. И. Чесноковой, Т. И. Артемьевой, И. А. Джидарьян.

В последнее десятилетие активизируется внимание к нравственной проблематике в связи с исследованиями специфических особенностей российского менталитета (К.А. Абульханова, И. А. Джидарьян, Л. Г. Вызов, В. Ф. Петренко, В. Е. Семенов, H. J1. Смирнова и др.), в историко-психологических исследованиях (В.А. Кольцова, Ю. Н. Олейник, А. Н. Ждан, Н. И. Логинова, A.A. Гостев, В.А. Елисеев), в акмеологии и геронтопсихологии (К.А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, A.A. Деркач, В.Г. Асеев), в социально-психологических исследованиях в связи с проблемами ценностей (А.Л. Журавлев, H.A. Журавлева, И. Р. Сушков, П. Н. Шихирев и др.), в этнопсихологии (Н.М. Лебедева, E.H. Резников, Т. Б. Рязанова, А. Н. Татарко, М. Барретт, Г. Кипиани, Р. Каракозов, В. Павленко и др.), в экономической психологии (А.Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко, В.П. Позняков). В психологии труда, инженерной психологии «человеческий фактор» конкретизируется как «нравственный фактор» (Л.Г. Дикая, А. Н. Костин, Ю. Я. Голиков и др.). Однако проблема нравственного идеала, популярная в советской психологической науке (работы Л. И. Божович, С. Г. Якобсон, В. Э. Чудновского, Н. И. Судакова, В. П. Битцева, Н. И. Загоренко, Л. С. Раскина и др.), в последние 10−15 лет практически не исследуется. Отчасти это связано с тем, что для ее включения в современный контекст требуется проведение теоретико-методологического анализа с целью освобождения понятия от привязанности к марксистскому языку описания. Понятие нравственного идеала находится на стыке различных наук о человеке, и поэтому необходимо проведение специального анализа для выявления специфики его исследования в психологической науке, в частности, в социальной психологии. Так, если этика изучает общие законы функционирования нравственного идеала в общественном сознании, то включение понятия идеала в контекст психологической науки связано с выявлением представлений о нравственном идеале на уровне индивида и социума, с фиксацией личностных впечатлений о нравственных поступках, отвечающих идеалу, со значением и местом в социально-психологических процессах примеров и образцов подлинно нравственных людей. Таким образом, речь идет о различных психологических формах репрезентации нравственного идеала.

Проблематика, связанная с социальными представлениями (S.Moscovici, J. Abric, I. Markova, W. Doise, R. Farr, C. Fraser, W. Wagner, А. И. Донцов, Т. П. Емельянова и др.), или (преимущественно в североамериканской, японской, финской традиции) — с имплицитными концепциями (R. Sternberg, В. Conway, J. Ketron, M. Bernstein, H. Azuma, K. Kashiwagi, H. Raty, L. Snellman, H.JI. Смирнова и др.), в настоящее время является одним из ведущих направлений в мировой психологической науке, во многом определяющим пути развития социальной психологии. В отечественной традиции исследование социальных представлений обрело свою специфику, связанную с личностной направленностью, с обращением к глубинным, архетипическим основаниям, с концепцией субъекта и с концепцией социального мышления (К.А. Абульханова, И.А. Джидарьян). Постановка задачи исследования социальных представлений о нравственном идеале позволяет рассмотреть проблему особенностей российского менталитета на нескольких взаимосвязанных уровнях. Это совокупность его конкретных проявлений: изменчивости-неизменности, направленности от личности к социуму и от социума к личности, включающая духовно-нравственную составляющую. Представления о нравственном идеале наиболее продуктивно исследовать в контексте психосоциального подхода, разработка которого начата в работах Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой, A. J1. Журавлева и также требует своей дальнейшей конкретизации. Психосоциальный подход позволяет выявить связь личностных и социально-психологических представлений о нравственном идеале с разными — историческими, культурными, национальными и другими условиями, влияниями нравственных ценностей, традиций, запретов и заповедей. В них и сфокусированы особенности российского менталитета.

Хотя тема теоретико-методологического и эмпирического исследования российского менталитета в последние 10−15 лет приобрела широкое распространение в отечественной психологической науке (К.А.Абульханова, Л. Г. Вызов, И. А. Джидарьян, Н. И. Лапин, Н. М. Лебедева, В. Ф. Петренко, E.H. Резников В. Е. Семенов и др.), однако сделанные выводы о существенном расслоении российского менталитета делают актуальной задачу поиска оснований или скрытых механизмов единства российского менталитета — гипотетического или рассматриваемого в исторической перспективе. Решению данной задачи и служит создаваемая концепция. Она направлена на выявление специфических особенностей российского менталитета, взятого как в своем потенциальном и актуальном (в исторической ретроспективе или перспективе) внутреннем единстве, так и в специфичности его проявлений. Тема эта значима в своей направленности на поиск здоровых движущих сил и перспектив развития российского общества и требует построения новой научной концепции, интегрирующей в социально-психологическом исследовании подходы других отраслей психологии (истории психологии, исторической психологии, психологии личности, юридической психологии, экономической психологии, педагогической психологии и др.) и смежных с психологией наук о человеке.

Цель исследования — разработка концепции социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

Предмет исследования — социально-психологические закономерности возникновения и функционирования в российском менталитете социальных представлений о нравственном идеале.

Объект исследования — особенности российского менталитета, определяемые социальными представлениями о нравственном идеале, рассматриваемые в историческом контексте, региональной, тендерной и этнокультурной специфичности.

Основная гипотеза: российский менталитет характеризуется ориентацией социальных представлений личности и общностей на нравственный идеал, который является системообразующим фактором разнообразных представлений, «ядром» их структуры, интегралом их множества функций, качеств и уровней.

Основная гипотеза конкретизируется в частных гипотезах:

1) Нравственный идеал является историческим продуктом и в то же время — перспективой развития общественного сознания народа, имеющим тенденцию сохраняться в основных своих чертах и приобретать новые в условиях резких социальных изменений. От поколения к поколению он передается через образы конкретных людей, в той или иной степени воплотивших этот идеал: исторических деятелей, героев, подвижников, значимых близких людей. Прототипически он сохраняется в фольклоре, художественной литературе, произведениях искусства.

2) Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете в целом, связанные с братскими отношениями между людьми и народами (доброта, доверие, способность прощать), с любовью к Родине и готовностью ее защищать, сохраняют историческую преемственность с христианскими идеалами народа (прежде всего русских как титульной нации) в дореволюционной России.

3) Специфика российского менталитета проявляется в особом типе правовой социализации, осуществляемой с опорой на высшие этические принципы (совесть), а не на самостоятельную ценность юридического закона.

4) Существуют особенности этнокультурной, региональной и тендерной специфичности социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

5) Изменения, наблюдаемые в постперестроечный период, говорят о появлении резкой дифференциации социальных представлений о нравственном идеале у подрастающего поколения. У части подростков формируется «антиидеал», т. е. притягательными для них становятся черты, традиционно отрицаемые в российском менталитете: жестокость, мстительность, жадность и т. п.

6) Позитивную роль в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах выполняют традиции и праздники. Архетипическая основа социальных представлений о нравственном идеале российских народов и этносов проявляется в современных представлениях и переживаниях «настоящего праздника».

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ структуры и функций социальных представлений о нравственном идеале: ядра и периферии, уровней и т. д.

2. Разработать и обобщить приемы качественного (микросемантического) анализа, впервые применяемого для выявления структуры социальных представлений («ядра» и «периферии»).

3. Провести анализ биографических материалов, дневниковых записей, агиографических материалов, опубликованного и собранного автором этнографического материала с целью выявления исторически сложившихся особенностей представлений о нравственном идеале и предпосылок их актуализации в периоды резких социальных изменений;

4. Разработать теоретические основания и провести цикл эмпирических исследований, направленных на выявление этнокультурной, региональной и тендерной специфичности социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

5. Разработать теоретические основания и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление роли традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах.

6. Разработать концепцию исследования социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

Этапы исследования:

1. (1976 — 2002гг.) Разработка методов и приемов качественного — микросемантического анализа и выявление возможностей его применения для выявления структуры социальных представлений («ядра» и «периферии»).

2. (1989 — 2003 гг.) Исследование динамики морально-правовых представлений в российском менталитете (с использованием методики и данных по другим странам кросскультурного исследования Дж. Тапп).

3. (1993 — 2004гг.) Разработка теоретических оснований, организация и проведение цикла эмпирических исследований, направленных на выявление этнокультурной, региональной и гендерной специфичности социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете, а также динамики этих представлений в период резких социальных изменений.

4. (2000 — 2005гг.) Разработка теоретических оснований, организация и проведение эмпирического исследования, направленного на выявление роли традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: философский и философско-психологический анализ проблемы сознания (C.JI. Рубинштейн, К. А. Абульханова, М. М. Бахтин, М. К. Мамардашвили, И.И. Чеснокова) — теоретико-методологические исследования особенностей российского менталитета (К.А. Абульханова, Н. И. Лапин, В. Ф. Петренко, В. Е. Семенов, A.B. Брушлинский, В. А. Кольцова и др.) — системный, психосоциальный и субъектный подходы (Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова, A.JI. Журавлев, A.B. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков и др.) — философские работы об особенностях российского самосознания (Ф.М. Достоевский, С. Булгаков, И. И. Ильин, Н. О. Лосский и др.) — принципы «дифференциальной онтологии» С. Л. Рубинштейна и подход к исследованию психического как процесса (A.B. Брушлинский) — теории социальных представлений (С. Московичи, и К. А. Абульханова, Ж. Абрик, У. Вагнер, В. Дуаз, И. Маркова, В. И. Донцов, Т.П. Емельянова) — кросс-культурный и типологический подходы к исследованию этнопсихологической специфики представлений (М. Барретт, К. Азума, К. А. Абульханова, H.JI. Лебедева, Г. Кипиани, Р. Каракозов, В. Павленко, Т. Б. Рязанова и др.) — работы П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, С. С. Аверинцева о диалектике мифа, символе и философии именипринципы символического анализа сказок (E.H. Трубецкой, В. Я. Пропп, A.A. Потебня) — духовно-ориетированный подход к исследованию психических явлений (П.А. Флоренский, Т. А. Флоренская, М. Ю. Колпакова, A.A. Мелик-Пашаев) — психологические исследования развития нравственного сознания (Л.И. Божович, И. В. Дубровина, Б. С. Братусь, В. Э. Чудновский, С. Г. Якобсон и др.) — этнографические исследования и подход (М.М. Громыко и др.) — этнопсихологические и этнографические исследования этических ценностей у некоторых из российских народов (В.Х. Бгажноков, Э.-Б. Гучинова, А. Г. Новиков и др.) — фундаментальные исследования базовых ценностей россиян (Л.Г. Бызов, И. Г. Дубов, Т. Д. Соловей, А. Л. Журавлев, H.A. Журавлева и др.) — концепция социально-психологических представлений, явлений, традиций, предшествующая оформлению социальной психологии в науку (Е.А.Будилова).

Теоретические и эмпирические исследования особенностей российского менталитета и комплекса социальных представлений, проводимые в лаборатории психологии личности: работы К. А. Абульхановой, Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, И. А. Джидарьян, Н.Л. Александровой-Смирновой.

Методы исследования:

Теоретико-методологические принципы и стратегия (кросс-культурный и типологические методы) выявления особенностей российского менталитета (К.А. Абульханова и др.);

Метод психолого-исторической реконструкции места и роли нравственного идеала (В.А. Кольцова, 2004; М. И. Воловикова, 2004);

Метод микросемантического анализа (A.B. Брушлинский, М. И. Воловикова, 1976), примененный к анализу биографических, автобиографических источников, дневников и заметок;

Исторический метод анализа социально-психологических явлений до оформления социально-психологической науки (Е.А. Буди лова);

Методы кросс-культурного исследования морально-правовых представлений (J. Tapp, 1987) и кросс-культурного исследования социальных представлений, разработанный японскими психологами X. Азумой и К. Кашиваги (H. Azuma&K. Kashiwagy, 1987) -адаптирован в России H. J1. Смирновой (H.J1. Смирнова, 1993, 1997, 2002) и модифицирован автором для исследования социальных представлений о нравственной личности.

Разработанная автором анкета исследования социальных представлений о празднике (М.И. Воловикова, C.B. Тихомирова, A.M. Борисова, 2003).

Метод исследования географических представлений (G. Axia and all, 1999).

Методы проективного анализа детских рисунков, описаний «любимого героя», методы клинического интервью и беседы.

Обработка результатов эмпирического исследования осуществлялась путем сочетания качественных и количественных методов: контент-анализа, микросемантического анализа, факторного анализа.

Эмпирическая база исследования.

Всего в исследовании приняли участие 2700 респондентовстудентов, школьников и лиц среднего и старшего возраста (русских, бурят, кабардинцев и балкар, якутов, калмыков, марийцев и представителей некоторых других российских народов), жителей Москвы, Смоленска, Улан-Удэ, Центральной Якутии, Нальчика, Казани, поселков Марий Эл, донской станицы Вешенская. Исследование проводилось частично в ходе индивидуальных бесед или кинических интервью (устная форма), частично путем анкетирования (письменная форма).

Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методолого-теоретические подходы и принципы психологической наукирепрезентативностью и численностью выборкисочетанием методов качественного и количественного анализа полученного эмпирического материала.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Разработана концепция социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

2. Разработан подход к социальным представлениям, позволяющий исследовать совокупность их личностных, социально-психологических, этнических и других особенностей, интеграл которых составляет специфику менталитета.

3. Новый подход к социальным представлениям с точки зрения их сохранности-изменчивости реализуется через анализ исторической преемственности посредством передачи от поколения к поколению, новизны — посредством воздействия противоречащих идеалу представлений.

4. В исследовании впервые интегрированы психосоциальный, историко-психологический, этнопсихологический и другие подходы, кросс-культурная, типологическая и другие стратегии исследования.

5. Метод микросемантического анализа, разработанный совместно с A.B. Брушлинским в исследовании мышления, адаптирован к изучению социальных представлений при решении нравственно-правовых задач.

6. Показано, что представления связаны и с личностью, и с социально-психологическими группами, слоями, этносами и другими общностями, что и позволяет судить по их характеру о менталитете.

7. Прослежена позитивная роль традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах, выявлено, что архетипическая основа социальных представлений о нравственном идеале проявляется в современных эмоционально-активирующих представлениях о «настоящем празднике» разных российских народов и этносов.

Практическая значимость исследования.

Разработка концепции российского менталитета в контексте социальных представлений о нравственном идеале открывает большие прогностические возможности для теоретического и эмпирического анализа актуального и потенциального состояния общественного сознания и направленности развития российского общества.

Выявление специфики социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете (в том числе региональной, этнокультурной, тендерной) открывает большие прогностические возможности для практического использования в образовании, воспитании цивилизованной экономики и политики.

Выводы о позитивной роли традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах открывают широкие возможности для целенаправленного влияния и формирования этнической толерантности, основанной на интересе к праздничной культуре и традициям.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российский менталитет характеризуется ориентацией социальных представлений личности и общностей (этнических, национальных и других) на нравственный идеал, который является системообразующим фактором разнообразных представлений, «ядром» их структуры, интегралом их множества функций, качеств и уровней.

2. Нравственный идеал является историческим продуктом и в то же время — перспективой развития общественного сознания народа, обнаруживает свойство сохранность-изменчивость — тенденцию сохраняться в основных своих чертах и обретать новые в условиях резких социальных изменений, передаваясь от поколения к поколению через традиции, благодаря памяти о конкретных людях и живых образах нравственных личностей, в той или иной степени воплотивших этот идеал.

3. Применение психосоциального подхода к исследованию социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете позволяет выйти на самый высокий уровень обобщения и ставить проблему духовно ориентированной социальной психологии.

4. Посредством применения микросемантического анализа возможно выявление структуры социальных представлений («ядра» и «периферии»). «Периферия» социальных представлений образуется из изолированных, отнесенных к определенной предметной действительности, к сфере социальной жизни — правовые, политические (демократия), личной жизни и т. д.- они более «рационализированы». Ближе к центру — «ядру» — слабее рационализация, менее выражена граница между отдельными представлениямиспецифичность уступает место общности, объединяющей этнос, народ и саму личность.

5. Функции и механизмы действия социальных представлений: целостность, дающая целостную картину мираиндифферентность к противоречиям, дающая личности и группе возможность адаптироваться к действительности в силу создания непротиворечивой картины мирателеологичность, придающая смысл и перспективу существованиюрациональность, сочетающаяся с эмоциональной оценкой явленийличностность, как связанность с образами конкретных личностей, являющихся прошлыми или ныне живущими символами нравственного идеала (эти свойства, функции и закономерности проявления социальных представлений имеют много общего с закономерностями проявления мифологического — в лосевском понимании этого слова — сознания).

6. Существует этнопсихологическая, региональная и тендерная специфичность социальных представлений о нравственном идеале, вместе с тем у народов и этносов современной России сохраняются и общие черты («ядро») этих представлений, составляющие особенности российского менталитета.

7. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете в целом имеют характеристику константности (сохранности) — изменчивости. Они сохраняют историческую преемственность с христианскими идеалами народа (прежде всего русских как титульной нации) в дореволюционной России, связанными с братскими отношениями между людьми и народами (доброта, доверие, способность прощать), любви к Родине и готовности ее защищать, в опоре на нравственность (совесть) в развитии здорового правосознания.

8. Изменения социальных представлений в последнее десятилетие проявляются в их резкой дифференциации: социальные представления о нравственном идеале противостоят представлениям об «антиидеале». Для части подростков становятся притягательными качества, традиционно оцениваемые как безнравственные (жестокость, мстительность, жадность и др.). Динамика морально-правовых представлений в период последних десятилетий отражает противоречивый характер отношения к юридическому закону и праву, исторически сложившийся в российском менталитете.

9. Существует позитивная роль традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах. Архетипическая основа социальных представлений о нравственном идеале проявляется в современных представлениях о «настоящем празднике» разных российских народов и этносов.

ПЕРВАЯ ГЛАВА.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННОМ ИДЕАЛЕ В РОССИЙСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

В результате проведенного в диссертационном исследовании методолого-теоретического анализа и цикла эмпирических исследований можно сделать заключение: гипотеза подтвердилась, что конкретизируется следующими ВЫВОДАМИ:

1. Изучение социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете является актуальным для развития парадигматики социальной психологии, прежде всего — ее духовной направленности. Разработанная концепция открывает перспективу построения духовно ориентированной социальной психологии.

2. Социальные представления о нравственном идеале являются историческим продуктом и в то же время — указывают на перспективу развития общественного сознания народа. Эти представления обнаруживают тенденцию сохраняться в основных своих чертах и обретать новые в условиях резких социальных изменений. Их свойства, функции и закономерности проявления (индифферентность к противоречиям, телеологичность, рациональность в сочетании с эмоциональной оценкой явлений, личностность) имеют много общего с закономерностями проявления мифологического (в лосевском понимании этого слова) сознания.

3. Нравственный идеал передается от поколения к поколению через традиции, благодаря памяти о конкретных людях и живых образах нравственных личностей, в той или иной степени воплотивших этот идеал.

4. Критерий исторической сохранности — изменчивости социальных представлений о нравственном идеале позволяет доказать инвариантность нравственного идеала в российском менталитете на уровне общественного и индивидуального сознания.

5. Психосоциальный подход, реализованный в комплексе направлений данного исследования, вскрывающий исторические, культурные, этнопсихологические характеристики социальных представлений о нравственном идеале, их структурно-уровневую организацию, функции, закономерности проявления и т. д., позволил.

Ф выявить их дифференциальные («периферические») и общие особенности. Последние и составляют «ядро» российского менталитета. Во всех представлениях, имеющих этнокультурные, региональные и тендерные особенности нравственный вектор выполняет роль системообразующего фактора. Этим доказывается основная гипотеза о месте социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

6. Микросемантический анализ позволяет выявить структуру социальных представлений о нравственном идеале («ядро» и «периферию»).

7. Представления о нравственном идеале в российском менталитете конкретизируются в современных представлениях об образцово-нравственной личности, в морально-правовых представлениях, представлениях о Родине.

8. Связь правовых и нравственных представлений в России проявляется в двух вариантах нравственно-правового состояния, развития и изменения — либо «застревания» на самой начальной стадии морально-правового развития (послушания закону с помощью страха и наказания), либо подъема на высший уровень развития, опирающийся на этические и высшие духовные принципы.

9. Прототипически нравственный идеал сохраняется в фольклоре, художественной литературе, произведениях искусства. Фольклор обладает большим положительным потенциалом для формирования у подрастающего поколения представлений, отражающих нравственный идеал, исторически сложившийся в родной для ребенка культуре.

10. Специфические этнокультурные, региональные и тендерные особенности социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете проявляются в специфичности традиций, закрепленных в культуре российских народов, в специфичности женских и мужских ролей в общественной жизни, в особенностях исторического развития российских регионов.

11. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете в целом имеют характеристику константности (сохранности) — изменчивости. Они сохраняют историческую преемственность с христианскими идеалами народа (прежде всего русских как титульной нации) в дореволюционной России, связанными с братскими отношениями между людьми и народами (доброта, доверие, способность прощать), любви к Родине и готовности ее защищать, в опоре на нравственность (совесть) в развитии здорового правосознания.

12. Выявленная дифференциация социальных представлений у подрастающего поколения, проявляющаяся в ориентации на идеал и ориентации на «антиидеал» (связанной с присвоением ценностей западного массового сознания), требует особого внимания к задачам воспитания.

13. Позитивную роль в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах выполняют традиции и праздники. Усиливается значение социальной памяти о православных праздниках. Позитивную роль продолжает выполнять для старшего и среднего поколений российских граждан социальная память о советских праздниках. В современных представлениях о «настоящем празднике» разных российских народов и этносов проявляется архетипическая основа социальных представлений о нравственном идеале.

В целом, завершая это многолетнее исследование, следует отметить, что разработка данной темы, ввиду ее важности и исключительного практического значения, находится только в самом своем начале и, несомненно, требует своего продолжения. Для ответа на многие поставленные вопросы эмпирическое и теоретико-методологическое исследования должны охватить все российские народы, причем и выполнены (либо разработаны) подобные исследования должны самими учеными — представителями этих народов.

В нашей работе преимущественное внимание мы уделили русским. Но и здесь исследование нуждается в продолжении.

Огромные, пока мало использованные возможности для применения в социальной психологии имеет микросемантический анализ как один из перспективных видов качественного анализа.

То направление исследований, которое обозначено как новое в данной работе и связанное с праздниками, содержит в себе перспективу практического применения для воспитания у подрастающего поколения этнической толерантности, а если говорить точнее, то здорового любопытства к другим народам и культурам и возможности эмоционально положительного принятия их.

Концепция социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете сложилась в теорию, затрагивающую разные стороны сегодняшней общественной жизни страны и нашей истории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л., Шагоян Г. Динамика праздника: структура, сверхструктура, антиструктура // 1. Конгресс этнографов иантропологов России. Нальчик, 20−23 сент. 2001 г. Тезисыдокладов. М., 2001, с. 130.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука. 1973.
  3. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы //Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997, с. 7−37.
  4. К.А. Регресс и утраты личности и возможности психологической поддержки //Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Институт• психологии РАН», 1997, с. 170−186.
  5. К.А. Социальные представления личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Ч. З. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002, с. 92 -93.
  6. К.А. Сознание //Энциклопедический словарь. М., 2005.
  7. Ф 7. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психологияличности. М.: Наука, 1980.
  8. К.А., Воловикова М. И., Елисеев В.А Проблема исследования индивидуального сознания. // Психологический журнал, Т. 12, № 4, 1991, с. 27−40.
  9. К.А., Воловикова М. И. Исследование личностных особенностей и детерминант социальных представлений.//Современная психология: состояние и перспективы исследований, 4.2. М.: Изд-во «Институт
  10. Ф психологии РАН», 2002, с. 71 -85
  11. К. А., Пуздрова О. М. Российская проблемац, свободы и смирения.//Психология личности: новыеисследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998, с.25−37
  12. К.А., Славская А. Н. К проблеме этноцентризма.//
  13. Ф Психология личности: новые исследования. М.: Изд-во
  14. Институт психологии РАН", 1998, с. 104−144.
  15. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. Калуга, издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1895.
  16. С.С. София Логос. Словарь. Киев: Дух i Л1тера. 2001.
  17. Г. А. Сто народов (Электронное издание). М., 2002.
  18. Г. А., Давыдова С. С. Этнические стереотипы и ценностные ориентации московских школьников (на примере русских и армян) .//Исследования по прикладной и неотложной этнологии Института этнологии и антропологии РАН, № 164, М., 2003.
  19. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  20. Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  21. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.
  22. М. В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал : Дис. канд. пед. наук. Тула, 2004.
  23. Ф 22. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональнойсистемы. М., 1978.23
Заполнить форму текущей работой