Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточно изучена функциональная специфичность полушарий к познавательным и эмоциональным процессам. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводится к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации. Из-за позднего созревания мозолистого тела в детском возрасте взаимодействие полушарий протекает иначе, чем у взрослых, при более… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 1. 1. Латеральная специализация полушарий головного мозга
    • 1. 2. Динамика психологического созревания и развития младших школьников
    • 1. 3. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
    • 2. 1. Индивидуальные особенности развития мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий мозга
    • 2. 2. Половые различия в латерализации полушарий и способностей
  • ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУ АЛЬНО-ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Процедура, задачи и методы лонгитюдного исследования
    • 3. 2. Обсуждение результатов лонгитюдного исследования

Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако, в практической работе педагогов, психологов дошкольных и школьных учреждений в процессе обучения и воспитания довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки стратегии дифференцированного подхода в развитии детей с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей. Случайность выбора методов и приемов обучения в системе образования не опирается на оценку нейрофизиологического и психологического профиля личности, особенностей эмоциональной сферы ребенка, индивидуальных темпов созревания нервной системы, формирования внутри и межполушарных связей, функциональной асимметрии мозга. Переход к гуманистической парадигме в образовании обуславливает необходимость разработки и внедрения новых обучающих технологий, учитывающих индивидуальные особенности развития творческого мышления младших школьников.

Оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка должны создаваться не путем форсированного сверхраннего обучения, а путем совершенствования способов обучения и развития с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: словесно-логический характер познавательных процессов — склонность к абстрагированию и обобщению характеризует людей с доминантностью левого полушарияконкретно-образное мышление — развитое воображение с доминантностью правого полушария (6−10−26−47−52−87−111).

При этом мозговая организация различных видов деятельности людей разных типов будет строиться по-разному, опираться на активность разнообразных структур мозга (15−16−17−23−32−93−94−95−103−104−107−108−109). Люди без ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные), являются более распространенным типом. К нему принадлежит большинство детей и взрослых людей. Но обучение — двухсторонний процесс, в котором участвуют и педагог, и ребенок. Насколько эффективно их взаимодействие, если стратегия мышления одного — синтетическая, а другого — аналитическая? Еремеева В. Д. доказала, что ребенок одного и того же типа асимметрии мозга в зависимости от используемой методики обучения может быть либо «двоечником», либо «отличником» (47). По данным психологов, особенно хорошо взаимодействуют люди с одинаковыми или похожими стилевыми характеристиками.

Педагогика, ориентированная на среднеарифметическое бесполое существо, которого нет в действительности, бесплодна.

Одним из важнейших интегральных свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга, которая определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, личностные особенности, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует успехами. Например, праворукий, но левоглазый мальчик запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9−10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. В то же время именно такие взрослые имеют более высокий интеллект. Поэтому дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно догонят сверстников в своём развитии.

Интересные результаты получили, например, французские ученые. Исследуя асимметрию мозга у профессиональных музыкантов и людей без музыкального образования при восприятии мелодий, они показали парадоксальный факт: немузыканты воспринимали исполнение правым (эмоциональным) полушарием, а музыканты левым (логическим). Можно предположить, что если немузыканты просто наслаждались, то музыканты анализировали услышанное (111). Отсюда можно сделать вывод: давая разным детям одни и те же задания, мы можем адресоваться к разным полушариям. Восприятие и переработка информации будут совершенно различны, несмотря на то, что видимый результат может быть одинаковым: нарисовал, написал, прочитал, слепил и т. д. Ребенок часто оказывается в ситуации заданности методики преподавания. Эта заданность может создать для него огромные трудности.

Кроме того, если левосторонняя мозговая организация речевых функций является давно установленным фактом так же, как и преимущественное участие правого полушария в невербальных гностических процессах, то в меньшей мере изучена функциональная специфичность полушарий по отношению к другим познавательным и эмоциональным процессам.

Актуальность данной проблемы обострена тенденцией снижения успешности обучения правополушарной группы учащихся, что объясняется несоответствием стиля обучения (1−2-47−109).

Традиционные требования школьного обучения обращены к развитию дискурсивного мышления, предполагающего доминирование фактора вербального понимания. Преобладание же вербального понимания тормозит развитие наглядно-образного компонента интеллектуальной активности.

Дифференцированная работа с учащимися на практике доказывает правильность научных концепций, утверждающих возможность влияния на развитие активности обоих полушарий, о мобилизации потенциальных возможностей.

Изучение межполушарной асимметрии или межполушарных различий мозговой организации различных психических функций составляет лишь одну сторону проблемы функциональной специализации полушарий. Второй, не менее важный, но менее изученный аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия, как основы осуществления высших психических функций. Разработка проблемы межполушарного взаимодействия только начинается.

Ситуация усугубляется: 1) недостаточной теоретической и эмпирической изученностью возрастной динамики в дошкольном и младшем школьном возрасте- 2) неподготовленностью педагогов к дифференцированному обучению учащихся- 3) отсутствием научно обоснованных методик преподавания с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга, развивающих программ — 4) недоступностью диагностической аппаратуры- 5) отсутствием в практической работе педагогов и психологов учета данных об индивидуальном профиле асимметрии мозга, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов- 6) психологической неграмотностью родителей- 7) большой наполняемостью классов. Таким образом, чтобы добиться гармонизации работы мозга, необходимо разработать стратегию дифференцированного подхода в соответствии с межполушарной асимметрией и другими индивидуальными особенностями.

Актуальностью проблемы и ее недостаточной разработанностью определился выбор настоящего диссертационного исследования. Глубина и много-аспектность проблематики, положенной в основу исследования, не может быть полностью раскрыта в рамках кандидатской диссертации. В связи с этим возникает необходимость введения строгого ограничения поля исследуемой проблемы. Учитывая это, можно сформулировать основные положения научного аппарата:

Объектом диссертационного исследования явились: —динамика психологических особенностей и возрастных изменений детей в возрасте от 6 до 11 лет (27 чел., г. Саратов) и успешность их обучения в обпреобразовательной школеуспешность обучения 6-летних ненцев г. Тарко-Сале (411 чел.) и первоклассников г. Твери (127 чел.) с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Предмет исследования: Процесс развития стратегии мышления в ходе возрастной динамики психофизиологических особенностей детей от 6 до 11 лет (лонгитюд), успешность обучения младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Цель исследования: —теоретически обосновать возможность развития индивидуального стиля мышления в соответствии с функциональной асимметрией полушарий, как одного из способов формирования личности- —разработать стратегию дифференцированного подхода в обучении и развитии в соответствии с психофизиологическими особенностями детей от 6 до 11 летэкспериментально проверить психофизиологические предпосылки формирования индивидуальных различий типов мышления детей от 6 до 11 лет под воздействием социальной средыэкспериментально активизировать процессы межполушарного взаимодействия как основы осуществления высших психических функций детей И лет при помощи развивающих кинезиологических программ.

Гипотеза: —прогрессирующее преобладание вербального и наглядно-образного компонента интеллектуальной активности характерно для равно-полушарных учащихсяразвивающая и образовательная работа с учащимися должна быть направлена на формирование межполушарных связей и снижение активации полушарий для более гармоничной и синхронной мыслительной деятельности- —функциональная асимметрия полушарий головного мозга и мануальная асимметрия подвержены возрастной динамикедля обеспечения гармонизации работы мозга необходима комплексная система диагностических методик и индивидуально-дифференцированного подхода к обучению с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий.

Для доказательства изложенной гипотезы были определены следующие задачи: провести научный анализ теории и практики взаимосвязи функциональной асимметрии полушарий головного мозга младших школьников с типом мыслительных процессоввыявить тип функциональной асимметрии полушарий, наиболее успешно обучаемых в школе детей, и детей, испытывающих трудности в обучении- —соотнести показатели функциональной асимметрии полушарий головного мозга, стратегии мышления, тревожностипоказать несоответствие педагогических методик развития и обучения детей динамике их возрастных и половых психофизиологических особенностейобосновать психолого-педагогические условия и средства, повышающие эффективность развития межполушарных связей младших школьников в процессе обучениясоотнести показатели возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга и мануальной асимметрии- —провести сравнительный анализ изменений показателей вербального и наглядно-образного компонентов мышления младших школьников с разным типом межполушарного взаимодействия до и после занятий по развивающим программам, а также динамику функциональной асимметрии полушарий.

Методологические основы. Настоящее исследование опирается на основополагающие исследования отечественных и зарубежных психологов: естественнонаучную теорию о закономерностях высшей нервной деятельности (15,16,17,31,38,51,66,67,68,70,106,107,108,123,133,138 и др.), психологическую теорию личности (14,31,38,51 и др.), психологическую теорию деятельности (14,24,35,37,45,47,52,62,86,98,114,126,139 и др.), разработки в области практической психологии и психодиагностики (7,29,50,59,63,114,121 и др.).

Методы исследования: —анализ психологических, нейропсихологических, психофизиологических, работ по проблеме дифференцированного подхода в развитии и обучении детей с учетом генетической асимметрии мозгакраткий тест творческого мышления. Фигурная форма. П. Торренс (63) — —вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» Дж. Гилфорд (29) — метод определения и характеристики мануальной асимметрии в онтогенезе (опросник Князевой-Вильдавского, проба Аннет) (30,59,122) — —методика диагностики самооценки Спилбергера-Ханина (уровень тревожности) — аппаратурная диагностика ведущего полушария. Универсальный прибор «Актив ациометр» (автор Ю.А.Цагарелли).

Для статистической обработки полученных данных использован коэффициент ранговых корреляций Спирмена икритерий Стьюдента (7−50−113).

Научная новизна и значимость работы заключается в том, что: —раскрыты психофизиологические предпосылки индивидуальных различий в типах мышленияопределена динамика психофизиологических особенностей детей 6−11 лет (лонгитюд);

— описана специфика воздействия образования на формирующиеся индивидуальные различия строения головного мозгаопределен тип функциональной асимметрии полушарий детей, наиболее успешно обучающихся в современной системе образования- —соотнесены результаты аппаратурного исследования ведущего полушария головного мозга на приборе «Активациометре» с результатами исследования по методикам П. Торренса, Дж. Гилфорда, Князевой-Вильдавского, Ан-нет, Спилбергера-Ханинаопробована кинезиологическая развивающая программа по развитию меж-полушарных связей детей 11 лет.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: -основные положения исследования легли в основу индивидуального подхода в развитии и обучении детей в возрасте от 6 до 11 лет- —результаты исследования продемонстрировали реальные возможности добиться гармонизации работы мозга при дифференцированном подходе в соответствии с функциональной асимметрией полушарий головного мозга и другими индивидуальными особенностями детей;

— в работе показан способ диагностики ведущего полушария и индивидуальных особенностей детей в стиле мышления и запоминания- —полученные результаты могут представлять основу для разработки учебных курсов по возрастной и педагогической психологии при подготовке психологов, педагогов и социальных работников.

Апробация работы и внедрение ее результатов в практику. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях Ученого Совета Западно-Сибирского гуманитарного института в 1997;1998 г. г. (г.Надым) — Института Инфраструктуры Предпринимательства в 19 961 997 г. г. (г.Москва), на Третьих Страховских чтениях (г.Саратов, 1993) — научно-практических конференциях и семинарах Института психотерапии и консультирования «Гармония» (г. Санкт-Петербург), с представителями международной программы «Exploration of creativity».

Ряд теоретических положений исследования положен в основу образовательных программ Саратовского лицея, специализированной школы для детей Севера (г.Тарко-Сале), инновационной школы № 30 г. Твери. Разработана и внедрена научно-методическая программа индивидуального развития слабоуспевающих учащихся школ г. Урая Тюменской области. На защиту выносятся следующие положения:

1. Критерии развития индивидуального стиля мышления необходимо рассматривать в соответствии с возрастной динамикой функциональной асимметрии полушарий головного мозга, как одного из способов формирования личности младших школьников.

2. Наиболее выраженными когнитивными предпосылками для развития познавательных (преобладание фактора вербального понимания) и наглядно-образных (преобладание фактора перцептивной организации) компонентов интеллектуальной активности обладают равнополушарные учащиеся.

3. Процесс активизации развития и обучения младших школьников будет успешнее, если будет создана комплексная система, состоящая из двух взаимосвязанных частей: а) системы диагностики возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга, стилей мышления, эмоциональной сферы и других психологических особенностейб) системы индивидуально-дифференцированного подбора методик обучения в соответствии с учетом данных о профиле межполушарной асимметрии мозга, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов учащихся.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Выводы к 3 главе.

1. Наиболее значимые возрастные корреляционные изменения ФАЛ происходят у правои равнополушарных учащихся. С началом получения школьного образования у них происходит снижение активации правого полушария и увеличение активации левого.

2. Сравнительный анализ успешности обучения учащихся с разным типом ФАП позволяет утверждать, что правополушарные отличаются более низкой обучаемостью в общеобразовательной школе. Наиболее успешно обучаются равнои левополушарные учащиеся.

3. Наиболее высокими суммарными показателями творческого и логического мышления обладают равнополушарные дети. Данный тип ФАП предполагает наиболее гармоничную мыслительную деятельность.

4. Среди ненецких детей чаще встречаются правополушарные дети, у них более высокие показатели активации правого полушария. Развитие абстрактно-логического мышления ненецких детей в школе проходит значительно труднее, чем детей, прошедших «левополушарную» подготовку к школьному образованию.

5. Занятия с детьми по развивающей кинезиологической программе показали ее высокую эффективность. Все частные и суммарные показатели творческого и логического мышления достоверно увеличились. Наиболее значимые изменения в величине творческого и логического мышления произошли у правои равнополушарных учащихся.

6. В результате регулярных занятий по развивающей кинезиологической программе у правои равнополушарных учащихся, произошло достоверно значимое увеличение активации правого полушария.

7. Выявлена корреляционная связь показателей ФАП и тревожности: с увеличением показателей активности правого полушария увеличивается уровень тревожностис увеличением показателей активности левого полушария — уменьшается уровень тревожности.

8. У детей в 6−7-летнем возрасте значимая связь между ФАЛ и МА отсутствует. Моторная активность представлена недифференцированным паттерном движений, что свидетельствует о процессе созревания мозга на более поздних этапах развития.

9. В 10−11-летнем возрасте выявлена значимая связь между ФАП и МА у левои правополушарных детей. С увеличением показателей ФАП уменьшаются показатели МА. У равнополушарных детей значимой связи между ФАП и МА не выявлено. С возрастом латеральный контроль совершенствуется, одним из проявлений процесса созревания мозга является латерализа-ция функций рук.

10. Для обеспечения гармонизации работы мозга необходима дифференцированная система подбора методик обучения и развития в соответствии с психофизиологическим профилем ребенка, индивидуальных темпов созревания нервной системы, формирования внутрии межполушарных связей.

11. Большинство психолого-педагогических методик развития и обучения детей не соответствуют динамике их возрастных психофизиологических особенностей, индивидуальному темпу созревания нервной системы и типу ФАП.

12.Сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления не является только биологической функцией взросления, а в большей степени зависит от социальных условий воспитания и обучения.

13. Развивающая и образовательная работа должна быть направлена на развитие внутрии межполушарных связей для более гармоничной и синхронной мыслительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход к гуманистической парадигме в образовании обусловливает необходимость разработки и внедрения новых обучающих технологий, учитывающих индивидуальные особенности развития мыслительных процессов школьников. Случайность выбора методов и приемов обучения не опирается на оценку психофизиологического профиля личности, индивидуальных темпов созревания нервной системы, формирования внутрии межпо-лушарных связей, функциональной асимметрии полушарий мозга. Актуальность данной проблемы обострена тенденцией снижения успешности обучения учащихся и формированием школьных неврозов, что объясняется несоответствием стиля обучения.

В данном диссертационном исследовании решается задача подробного осмысления и адекватного описания индивидуальных особенностей развития мыслительных процессов младших школьников как проявления возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий мозгаа так же обоснования психолого-педагогических условий и средств, повышающих эффективность обучения.

В контексте решения данной задачи проводится анализ психологической и педагогической литературы по проблеме обеспечения гармоничной и синхронной мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения и воспитания с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий.

В диссертационном исследовании дается обзор основных точек зрения на психофизиологические предпосылки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия (1−10−11−14−15−23−36−41−46−51−52−60−62- 74−87−94−98−103- 109−121−134 и др.). В настоящее время отсутствует законченная теория, объясняющая функциональную асимметрию полушарий и учитывающая действие как генетических, так и социокультурных факторов ее формирования. Однако, можно считать установленным ряд основных положений, касающихся функциональной асимметрии полушарий мозга: парциальный характер левого и правого полушария в осуществлении психической функцииопределенная степень и мера каждой конкретной формы функциональной асимметрии полушарийбиосоциальный механизм ее формирования.

Известны две концепции, относящиеся к проблеме функциональной специализации полушарий в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Первая предполагает изначальное равенство (эквипотенциальность) полушарий в отношении всех функций. В соответствии со второй концепцией специализация полушарий существует с момента рождения.

В диссертации отмечаются также этапы возрастной динамики мыслительных процессов ребенка (17−38−51 -60−70- 103- 109). В процессе развития меняется функциональное отношение отдельных корковых зон: если на первых этапах онтогенеза формирование «высших» центров зависит от зрелости «низших», то в сложившемся поведении ребенка «высшие» центры организуют работу «низших», подчиняют их своему влиянию.

Недостаточно изучена функциональная специфичность полушарий к познавательным и эмоциональным процессам. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводится к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации. Из-за позднего созревания мозолистого тела в детском возрасте взаимодействие полушарий протекает иначе, чем у взрослых, при более широком вовлечении экстракаллозальных комиссур (53−57−60−76). Динамика психофизиологического созревания корковых зон хронологически коррелирует с возникновением соответствующих психических новообразований. В ходе онтогенеза изменяется как функциональная специализация полушарий, так и механизмы их взаимодействия, что указывает на то, что парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов (6−54−70−76).

По исследованиям ряда авторов (12−18−24−59−83−87−88−115) у большинства людей нет абсолютного преобладания активности одного из полушарий, хотя асимметрия есть. Она не обязательно может быть целиком правоили левополушарной по всем функциям. Доминирующая активность одного из полушарий в обработке одних и тех же заданий определяется видом обработки информации. Если левое полушарие тормозит правое в процессе анализа вербальных сигналов, то торможение в обратном направлении — с правого полушария на левое — должно осуществляться при анализе невербальных стимулов. Двунаправленное межполушарное торможение можно рассматривать как реципрокное торможение более специализированным полушарием в обработке предъявляемого стимульного материала менее специализированного полушария.

Подробный анализ теоретических и экспериментальных исследований раскрывает проблему межполушарной асимметрии в двух направлениях: влияние типа функциональной асимметрии полушарий на особенности мыслительных процессов и половые различия в латерализации полушарий (2−14−46−47−98−100−109−133−135−137−144−146−147). Специфические для каждого пола психофизиологические возможности, лежащие в основе некоторых сторон познавательного развития, также зависят от особенностей созревания левого и правого полушария. Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий протекает неодинаково у детей с разным типом латерализации полушарий и разного пола, поэтому содержание и формы научения должны строиться по разному. Содержание же учебных предметов и школьных учебников имеет явную технократическую тенденцию, что предполагает левополушарное и мужское включение. Формы организации обучения построены таким образом, что требуют прилежания, дисциплины, усидчивости. Эти требования по психофизиологическим параметрам ближе к правополушарным и женским. Данное противоречие и несбалансированность содержат в себе механизмы формирования неспецифической для данного пола направленности умственного развития и социальных искажений (52−81 -98- 13 8- 139- 140- 147).

Описанная выше разновременность в созревании полушарий дает основание для критических замечаний в адрес системы образования, ориентированной на развитие знаково-символьной функции мышления и не использующей возрастные особенности, связанные с опережающим развитием правополушарных функций. Как альтернатива может быть предложено активное использование возможностей правополушарного способа переработки информации, особенно в начальной школе.

На основании теоретического и эмпирического исследования проблемы, необходимых и достаточных условий для обеспечения гармонизации работы мозга, дифференцированного подхода в обучении в соответствии с функциональной асимметрией мозга и другими индивидуальными особенностями можно сделать следующие выводы:

1. Структура индивидуальности детей имеет многоуровневое строение (генетический, морфологический, физиологический, психологический), обладает высокой степенью динамичности и зависит от функциональной асимметрии полушарий мозга, степени сформированности внутрии меж-полушарных связей, возраста, пола, воздействия социальной среды.

2. Наиболее значимые возрастные корреляционные изменения ФАЛ происходят у правои равнополушарных учащихся. С началом получения школьного образования у них происходит снижение активации правого полушария и увеличение активации левого.

3. Сравнительный анализ успешности обучения учащихся с разным типом ФАЛ позволяет утверждать, что правополушарные отличаются более низкой обучаемостью в общеобразовательной школе. Наиболее успешно обучаются равнои левополушарные учащиеся.

4. Наиболее высокими суммарными показателями творческого и логического мышления обладают равнополушарные дети. Данный тип ФАП предполагает наиболее гармоничную мыслительную деятельность.

5. Среди ненецких детей чаще встречаются правополушарные дети, у них более высокие показатели активации правого полушария. Развитие абстрактно-логического мышления ненецких детей в школе проходит значительно труднее, чем детей, прошедших «левополушарную» подготовку к школьному образованию.

6. Занятия с детьми по развивающей кинезиологической программе показали ее высокую эффективность. Все частные и суммарные показатели творческого и логического мышления достоверно увеличились. Наиболее значимые изменения в величине творческого и логического мышления произошли у правои равнополушарных учащихся.

7. В результате регулярных занятий по развивающей кинезиологической программе у правои равнополушарных учащихся, произошло достоверно значимое увеличение активации правого полушария.

8. Выявлена корреляционная связь показателей ФАП и тревожности: с увеличением показателей активности правого полушария увеличивается уровень тревожностис увеличением показателей активности левого полушария — уменьшается уровень тревожности.

9. У детей в 6−7-летнем возрасте значимая связь между ФАП и МА отсутствует. Моторная активность представлена недифференцированным паттерном движений, что свидетельствует о процессе созревания мозга на более поздних этапах развития.

10. В 10−11-летнем возрасте выявлена значимая связь между ФАП и МА у левои правополушарных детей. С увеличением показателей ФАП уменьшаются показатели МА. У равнополушарных детей значимой связи между ФАП и МА не выявлено. С возрастом латеральный контроль совершенствуется, одним из проявлений процесса созревания мозга является ла-терализация функций рук.

11. Для обеспечения гармонизации работы мозга необходима дифференцированная система подбора методик обучения и развития в соответствии с психофизиологическим профилем ребенка, индивидуальных темпов созревания нервной системы, формирования внутрии межполушарных связей.

12. Большинство психолого-педагогических методик развития и обучения детей не соответствуют динамике их возрастных психофизиологических особенностей, индивидуальному темпу созревания нервной системы и типу ФАП.

13. Сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления не является только биологической функцией взросления, а в большей степени зависит от социальных условий воспитания и обучения.

14. Развивающая и образовательная работа должна быть направлена на снижение активации полушарий для более гармоничной и синхронной мыслительной деятельности.

Исследование не претендует на полноту освещения избранной проблемы. Специального внимания требует изучение половых различий в возрастной динамике функциональной асимметрии полушарий мозга. Перспективной представляется разработка хронологической корреляции динамики функциональной асимметрии полушарий мозга с возникновением соответствующих психических новообразований. Особый интерес представляет проблема оптимизации развития младших школьников путем совершенствования способов обучения, специфических для данного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.С., Перлет С., Щебланова Е. И., Хеллер К. А. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопросы психологии. 1996. № 1.
  2. И.С., Щебланова Е. И. Современные лонгитюдные исследования одаренности. //Вопросы психологии. 1994. № 4.
  3. С.П. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизиологические особенности дошкольников и первоклассников. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 14.
  4. О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. М., 1976.
  5. О.С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга. // Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983.
  6. H.A., Яковлева E.JI. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей младших школьников. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1996. № 2.
  7. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. 1 кн.317 е., 2 кн.294 с.
  8. О.С. О структурной организации интегративных функций мозга. //Вестн. АМН СССР. 1987. № 8. С.28−35.
  9. П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1948. Т.26. С.81−99.
  10. В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
  11. И. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: МГУ. 1985. 190 с.
  12. А., Толвайшайте В. Диагностическая валидность тестов выявления рукости. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов-на-Дону, 1983. 185 с.
  13. Л.Я., Деглин B.JI. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л., 1976.
  14. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995. 48 с.
  15. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971.
  16. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.
  17. Н.П., Бундзен П. В. Нейрофизиологическая организация психической деятельности человека. // Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. Л., 1974.
  18. В.Л. Обзор: латеральная специализация мозга животных. //Физиологический журнал СССР. 1980. Вып. 66.
  19. В.Л. Эволюция парной функции мозговых полушарий. Л., 1975.
  20. В.Л. Асимметрия мозга животных. Л., 1985. 295 с.
  21. В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989. 264 с.
  22. C.B. Мозг в цифрах и таблицах. М., 1973.
  23. И.Н. Показатели структурной организации некоторых корковых формаций в левом и правом полушариях мозга человека.
  24. Невропатология и психиатрия им. Н. Н. Корсакова. 1981. Т.81. Вып.7.
  25. .И. Особенности переработки информации в правом и левом полушариях мозга человека. // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1982. Т.2. Вып. 7. С.1091−1092.
  26. БрабинГ. Родной язык и мозг. //Курьер ЮНЕСКО. 1982. С.10−13.
  27. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. 288 с.
  28. Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование. // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  29. В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций. // Иностранная психология. 1994. Т.2. № 2 (4).
  30. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»: Пособие для школьных психологов. М., 1996.
  31. М.Ю., Князева М. Т. Метод определения и статистические характеристики мануальной асимметрии детей. // Физиология человека. 1989. Т.15. № 1. С.52−58.
  32. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  33. М. Расщепленный человеческий мозг. Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.
  34. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. 272 с.
  35. В.И. Нервные дети. Л., 1990.
  36. Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1996. 333 с.
  37. Э.А. Дифференциальный подход к склонностям и способностям. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. С.7−21 .
  38. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  39. H.H., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.248−260 .
  40. Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. М., 1974. 160 с.
  41. Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.
  42. Т.А., Брагина H.H. Загадки левшей. Атеистические чтения. М.: Политиздат, 1991. Вып.20. 176 с.
  43. Т.А., Брагина H.H. Левши. М.: Книга, 1994. 231с.1.l
  44. H.A., Зальцман А. Г., Меерсон А. Я. Особенности переработки информации правым и левым полушарием мозга. // Физиология человека. 1984. Т. 10. № 6. С.959−964.
  45. Н.В., Фарбер Д. А. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте. // Физиология человека. 1997. Т.23. № 2.
  46. О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1997. № 4.
  47. М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997. С. 146 147.
  48. В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С.128−135.
  49. П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. Ун-та, 1988. 127 с.
  50. Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для педагогических ВУЗов. ML, 1985.
  51. JI. Статистическое оценивание. М., 1976. 453 с.
  52. A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской одаренности. // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.
  53. А.И. Детские неврозы. СПб., 1995. С. 159−190.
  54. Р.Ю., Ильюченрк И. Р., Финкельберг А. Л., Афтанас Л. И. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память. Новосибирск: Наука, 1989. 169 с.
  55. .Р. Изучение психофизиологических предпосылок склонностей. //Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 114−120.
  56. A.C., Цагарелли Ю. А. Призвание и мастерство. М.: Сов. Россия, 1986.
  57. А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта. //Психологический журнал. 1982. Т.З. № 2. С. 120−126 .
  58. В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, СПб: Кристалл, 1996. 414 с.
  59. В.Н., Чуприков А. П. Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты. // Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987.
  60. М.Г., Безруких М. М. Методика определения леворукости у младших школьников. // Начальная школа, 1987. № 6. С. 17−19.
  61. В.И., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка. 1983. С. 5- 62.
  62. .И. Нейробиологические основы обучения. М.: Наука, 1989. 240 с.
  63. Г. В., Сиротюк A.JI. Мозг, эмоции, индивидуальность. Йошкар-Ола, 1997. 87 с.
  64. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М., 1995.
  65. О.В. Изменение спектральных характеристик ЭЭГ при восприятии текстов и музыки: к вопросу о межполушарной асимметрии мозга. // Вопросы психологии. 1996. Т. 17. № 3. С. 108−119.
  66. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  67. А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
  68. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  69. А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. //Физиология человека. 1975. Т. 1. № 3. С. 411- 417.
  70. C.B., Тугушев Р. Х. О тестовых различиях право- и левополу-шарных реакций. Психологические исследования, характерология, педагогический такт и творчество. // Материалы Третьих Страховских чтений. Саратов, 1993. С. 118.
  71. Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М.: Флинта, 1997. 238 с.
  72. Методологические аспекты науки о мозге. / Под ред. Адрианова О. С., Шингарова Г. Х. М&bdquo- 1983.
  73. В.М., Акбардия К. К. Функциональная симметрия и асимметрия мозга. Тбилиси, 1973.
  74. Л.И., Симерницкая Э. Г., Смирнов H.A., Филатов Ю.М.О роли мозолистого тела в организации высших психических функций.
  75. А.Р.Лурия и современная психология. М., 1982.
  76. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1986.
  77. В.В. Классические методы психофизики. СПб: СГУ, 1996. 108с.
  78. Е.И., Субботина Н. М. Зависимость уровня невротизации от профиля функциональной асимметрии у учащихся с различной занятостью работой на компьютере. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 135−139.
  79. Е.И., Купчик В. П., Сафонова А. М. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве. // Вопросы психологии. 1996. Т. 17. № 3. С.92−99.
  80. P.C. Психология. М., 1995. С.30−68.
  81. В.Д. Современное состояние факториального анализа. В сб: Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: 1976. С.34−56 .
  82. А.Е., Ямпольский Л. Т. О структуре качественных характеристик эмоциональности (оценка гипотезы средствами факторного анализа). В сб.: Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977.
  83. ОтмаховаН.А. Половые особенности функциональной асимметрии. // Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987. С. 115−124.
  84. А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль. //Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 118−126.
  85. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983.
  86. А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995. 492 с.
  87. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С.330−396.
  88. Развивающийся мозг и среда. М., 1980.
  89. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 193 с.
  90. B.C., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989. С.158−172.
  91. Сборник статей. Психофизические исследования. М.: Наука, 1977. АН СССР ИП. / Под ред. Ломов Б. Ф., Забродин Ю. М. 263 с.
  92. Сборник статей. Психофизика сенсорных систем. М.: Наука, 1979, АН СССР ИП. / Под ред. Ломов Б. Ф., Забродин Ю. М., 198 с.
  93. Сборник научных трудов. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: 1982. 65 с.
  94. М.В., Орбачевская Г. Н. Межполушарное распределение паттернов биоэлектрической активности при выполнении речемыслитель-ных заданий. // Физиология человека. 1977. Т.З. № 2.
  95. Э.Г. Доминантность полушарий. // Нейропсихологические исследования. М., 1978. Вып. 10. С. 93.
  96. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. 190 с.
  97. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М.: Знания, 1991. 45 с.
  98. В.М. Стереотаксическая неврология. Л., 1976.
  99. В.М., Сперанский М. М. Медленные биоэлектрические процессы коры и глубоких структур мозга человека и эмоциональное поведение. // Вопросы психологии. 1972. № 3.
  100. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983. 253 с.
  101. Л.Г. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996.
  102. Т.А., Орехова Е. В. Психофизиология индивидуальных различий в младенчестве: современное состояние проблемы. // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 124−146.
  103. В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии. //Вопросы психологии. 1975. № 5.1. С. 25−33.
  104. Талант творческая лаборатория маленького человека (Материалы опытно-экспериментальной работы). СПб, 1995. 139 с.
  105. Е.Д., Ефимова В. И., Холст П. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности у студентов с различным уровнем двигательной активности. // Вопросы психологии, 1986. № 5.
  106. Е.Д. Нейропсихология. М., 1987. С.55−68.
  107. Е.Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности. //Вопросы психологии. 1988. № 2.
  108. Е.Д., Будыка Е. В., Ефимова И. В. Помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и межполушарная асимметрия мозга. //Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 138−144.
  109. Е.Д., Башова Н. Я. Мозг и эмоции. М, 1992.
  110. Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978.
  111. Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 231 с.
  112. Ю.А. Диагностика музыкального воображения. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986.
  113. С.Б. Эффективность решения пространственных задач в связи с характеристиками памяти и функциональной специализацией полушарий мозга. // Психологический журнал. 1993. № 4. С.48−55.
  114. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность». //Психологический журнал. 1983. Т.4. № 5.
  115. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. С.299−311.
  116. А.Ф., Чедия К. О. Функции искусства в системе психокоррекции дезадаптированных детей и подростков.// Записки практических психологов г. Твери и области. Научно-методический сборник № 2. Тверь, 1996. С.69−73.
  117. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд. МГУ, 1983.
  118. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. //Вопросы психологии. 1991. № 1.
  119. E.JI. Развитие творческого потенциала у школьников. // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  120. Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1992. 198 с.
  121. Annet М. The binomial distribution of right, mixeol and left handeaness. «Quart. I.Exp. Psychol.», 1967, vol. 29.
  122. Annet M., Kilshaw D. Mathematical ability and lateral asimmetry. //Cortex. V. 18. P.547−568.
  123. Annet M., Kilshaw D. Right- and handskill 2. Estimating the parameters of the distribution of the L-R differences in males and females //Brit. J.Psychol. 1983.V. 74. N. 2. P. 269−283.
  124. Annet M. Handedness in the Children of Two Left Handed Parents, Quarterly J. of Psychology, 65, P. 129−131, 1974.
  125. Assimmetrical Functional of the Brain. Kinsbourne M.(ed). Cambridge, 1978.
  126. Beaumont J.G. Handedness and hemisphere function. In. Hemisphere function the human brain. London, 1974.
  127. Bayan Kolb and Jan Q. Whishow. Fundamentals of human neuropsychol ogy. San Francisco, 1980.
  128. Chi I., Dooling E. Giles F. Left Right Asymmetries of the Temporal Speech Areas of the Human Fetus, Archives of Neuroloy, 34, P.346−348, 1972.
  129. Corballis M.C., Morgan M.J. On the biological basis of human laterality. //Behav. Brain. Sci.1978. P. 261−336.
  130. Eidelberg D., Galaburda A. Symmetry and asymmetry in the hu man posterior thalamus. I. Cytoarchitectonic analysis in normal person // Arch. Neurol., 1982, v. 39, № 6.
  131. Hemispheric Specialization and Interacion. Cambridge, 1975.
  132. JackonH. On localization. Selected Papers. London, 1932.
  133. Cattel R.B. The structure of intelligence in relation to the nature / nature controversy. N.Y.: Grune and Stratton, 1971.
  134. Kagan J. Impulsive and reflective children: Significfhcte of conceptual of conceptual tempo. Chicfgo: Rand McNally, 1965.
  135. Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children Interpretive Manual. Amer. Guidanct Service, 1983.
  136. Kimura D. The asymmetry of the human brain//Sci. Amer., 1973, v. 228, № 3.
  137. Kinsbourne M., Hicks R.E. Mapping Cerebral Functional Space: Competition and Collaboration in Human Performance. In: Asymetrical Functional of the Brain, ed. M. Kinsbourne, Cambridge, England, Cambrige1. Univerity Press, 1978.
  138. Lateralization in the Nervous System. S. Harnad, R.W. Doty. L. Goldsten, I. Jaynes and G. Kranthamer (eds.). N.Y., 1977.
  139. Lenntberg E.H. Biological Foundations of Language, New York, Wiley 1967.
  140. Levy J. Possible Basis for the Evolution of Lateral Specialization of the Human Brain, Nature, 224, P. 614−615, 1969.
  141. Levy J., Nagylaki T. A Model for the Genetics of Handedness, Genetiks, 72, P. 117−128, 1972.
  142. Levy I. Lateral Differences in the Human Brain in Cognition and Behav ioral Control. In: Cerebral Correlation off Concious Experience, ed. P. Buser and A. Rougeul Buser, New York, North Holland Publishing Co., 1978.
  143. Longstreth L.E. Human handedness: more evidence for genetic involment. //J.Genet.Psychol., 1980, v. 137.
  144. Luria A.R. Higher cortical functions in man. N.Y.: Basic Books, 1966.
  145. Miller E. Handedness and the Pattern of Human Ability, British J. of Psychology, 62, P.111−112, 1971.
  146. Ornstein R. The Psycholjgy of Consciousness, New York, Harcourt Brace Iovanovich, 1977.
  147. Wada I.A., Clark R., Hamm A. Cerebral Hemispheric Asymmetry in Humans, Archives of Neurology, 32, P.239−246, 1975.
  148. Waber D. Sex Differences in Cognition: A Function of Maturation Rate? Science, 192, P. 572−573, 1976.
  149. Witelson S.F. Sex and the Single Hemisphere: Specialization of the Right Hemisphere for Spatial Processing, Science, 193, P. 425−427, 1976.
  150. Witkin H.A. Perception of body position and of the position of the visual field//Psychol. Monogr. v. 63. № 1 (302). 1949.
Заполнить форму текущей работой