Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Диссертация
Недостаточно изучена функциональная специфичность полушарий к познавательным и эмоциональным процессам. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводится к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации. Из-за позднего созревания мозолистого тела в детском возрасте взаимодействие полушарий протекает иначе, чем у взрослых, при более… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
- 1. 1. Латеральная специализация полушарий головного мозга
- 1. 2. Динамика психологического созревания и развития младших школьников
- 1. 3. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга
- ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
- 2. 1. Индивидуальные особенности развития мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий мозга
- 2. 2. Половые различия в латерализации полушарий и способностей
- ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУ АЛЬНО-ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 3. 1. Процедура, задачи и методы лонгитюдного исследования
- 3. 2. Обсуждение результатов лонгитюдного исследования
Список литературы
- Аверина И.С., Перлет С., Щебланова Е. И., Хеллер К. А. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопросы психологии. 1996. № 1.
- Аверина И.С., Щебланова Е. И. Современные лонгитюдные исследования одаренности. //Вопросы психологии. 1994. № 4.
- Агеева С.П. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизиологические особенности дошкольников и первоклассников. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 14.
- Адрианов О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. М., 1976.
- Адрианов О.С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга. // Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983.
- Аминов H.A., Яковлева E.JI. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей младших школьников. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1996. № 2.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. 1 кн.317 е., 2 кн.294 с.
- Андрианов О.С. О структурной организации интегративных функций мозга. //Вестн. АМН СССР. 1987. № 8. С.28−35.
- Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1948. Т.26. С.81−99.
- Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
- И. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: МГУ. 1985. 190 с.
- Багдонас А., Толвайшайте В. Диагностическая валидность тестов выявления рукости. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов-на-Дону, 1983. 185 с.
- Балонов Л.Я., Деглин B.JI. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л., 1976.
- Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995. 48 с.
- Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971.
- Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.
- Бехтерева Н.П., Бундзен П. В. Нейрофизиологическая организация психической деятельности человека. // Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. Л., 1974.
- Бианки В.Л. Обзор: латеральная специализация мозга животных. //Физиологический журнал СССР. 1980. Вып. 66.
- Бианки В.Л. Эволюция парной функции мозговых полушарий. Л., 1975.
- Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. Л., 1985. 295 с.
- Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989. 264 с.
- Блинов C.B. Мозг в цифрах и таблицах. М., 1973.
- Боголепова И.Н. Показатели структурной организации некоторых корковых формаций в левом и правом полушариях мозга человека.
- Невропатология и психиатрия им. Н. Н. Корсакова. 1981. Т.81. Вып.7.
- Белый Б.И. Особенности переработки информации в правом и левом полушариях мозга человека. // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1982. Т.2. Вып. 7. С.1091−1092.
- БрабинГ. Родной язык и мозг. //Курьер ЮНЕСКО. 1982. С.10−13.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. 288 с.
- Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование. // Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Букзайн В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций. // Иностранная психология. 1994. Т.2. № 2 (4).
- Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»: Пособие для школьных психологов. М., 1996.
- Вильдавский М.Ю., Князева М. Т. Метод определения и статистические характеристики мануальной асимметрии детей. // Физиология человека. 1989. Т.15. № 1. С.52−58.
- Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Газанига М. Расщепленный человеческий мозг. Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. 272 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1990.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1996. 333 с.
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к склонностям и способностям. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. С.7−21 .
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
- Данилова H.H., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С.248−260 .
- Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. М., 1974. 160 с.
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Загадки левшей. Атеистические чтения. М.: Политиздат, 1991. Вып.20. 176 с.
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Левши. М.: Книга, 1994. 231с.1.l
- Додонова H.A., Зальцман А. Г., Меерсон А. Я. Особенности переработки информации правым и левым полушарием мозга. // Физиология человека. 1984. Т. 10. № 6. С.959−964.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте. // Физиология человека. 1997. Т.23. № 2.
- Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1997. № 4.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997. С. 146 147.
- Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С.128−135.
- Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. Ун-та, 1988. 127 с.
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для педагогических ВУЗов. ML, 1985.
- Закс JI. Статистическое оценивание. М., 1976. 453 с.
- Запорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской одаренности. // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.
- Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995. С. 159−190.
- Ильюченок Р.Ю., Ильюченрк И. Р., Финкельберг А. Л., Афтанас Л. И. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память. Новосибирск: Наука, 1989. 169 с.
- Кадыров Б.Р. Изучение психофизиологических предпосылок склонностей. //Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 114−120.
- Каргин A.C., Цагарелли Ю. А. Призвание и мастерство. М.: Сов. Россия, 1986.
- Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта. //Психологический журнал. 1982. Т.З. № 2. С. 120−126 .
- Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, СПб: Кристалл, 1996. 414 с.
- Клейн В.Н., Чуприков А. П. Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты. // Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987.
- Князева М.Г., Безруких М. М. Методика определения леворукости у младших школьников. // Начальная школа, 1987. № 6. С. 17−19.
- Козлова В.И., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка. 1983. С. 5- 62.
- Котляр Б.И. Нейробиологические основы обучения. М.: Наука, 1989. 240 с.
- Кравец Г. В., Сиротюк A.JI. Мозг, эмоции, индивидуальность. Йошкар-Ола, 1997. 87 с.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М., 1995.
- Лаврова О.В. Изменение спектральных характеристик ЭЭГ при восприятии текстов и музыки: к вопросу о межполушарной асимметрии мозга. // Вопросы психологии. 1996. Т. 17. № 3. С. 108−119.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Лурия А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. //Физиология человека. 1975. Т. 1. № 3. С. 411- 417.
- Манькова C.B., Тугушев Р. Х. О тестовых различиях право- и левополу-шарных реакций. Психологические исследования, характерология, педагогический такт и творчество. // Материалы Третьих Страховских чтений. Саратов, 1993. С. 118.
- Марютина Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М.: Флинта, 1997. 238 с.
- Методологические аспекты науки о мозге. / Под ред. Адрианова О. С., Шингарова Г. Х. М&bdquo- 1983.
- Мосидзе В.М., Акбардия К. К. Функциональная симметрия и асимметрия мозга. Тбилиси, 1973.
- Московичюте Л.И., Симерницкая Э. Г., Смирнов H.A., Филатов Ю.М.О роли мозолистого тела в организации высших психических функций.
- А.Р.Лурия и современная психология. М., 1982.
- Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1986.
- Никандров В.В. Классические методы психофизики. СПб: СГУ, 1996. 108с.
- Николаева Е.И., Субботина Н. М. Зависимость уровня невротизации от профиля функциональной асимметрии у учащихся с различной занятостью работой на компьютере. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 135−139.
- Николаева Е.И., Купчик В. П., Сафонова А. М. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве. // Вопросы психологии. 1996. Т. 17. № 3. С.92−99.
- Немов P.C. Психология. М., 1995. С.30−68.
- Небылыцын В.Д. Современное состояние факториального анализа. В сб: Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: 1976. С.34−56 .
- Олыпанникова А.Е., Ямпольский Л. Т. О структуре качественных характеристик эмоциональности (оценка гипотезы средствами факторного анализа). В сб.: Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977.
- ОтмаховаН.А. Половые особенности функциональной асимметрии. // Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987. С. 115−124.
- Палей А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль. //Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 118−126.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983.
- Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995. 492 с.
- Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С.330−396.
- Развивающийся мозг и среда. М., 1980.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 193 с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989. С.158−172.
- Сборник статей. Психофизические исследования. М.: Наука, 1977. АН СССР ИП. / Под ред. Ломов Б. Ф., Забродин Ю. М. 263 с.
- Сборник статей. Психофизика сенсорных систем. М.: Наука, 1979, АН СССР ИП. / Под ред. Ломов Б. Ф., Забродин Ю. М., 198 с.
- Сборник научных трудов. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: 1982. 65 с.
- Сербиненко М.В., Орбачевская Г. Н. Межполушарное распределение паттернов биоэлектрической активности при выполнении речемыслитель-ных заданий. // Физиология человека. 1977. Т.З. № 2.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. // Нейропсихологические исследования. М., 1978. Вып. 10. С. 93.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. 190 с.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М.: Знания, 1991. 45 с.
- Смирнов В.М. Стереотаксическая неврология. Л., 1976.
- Смирнов В.М., Сперанский М. М. Медленные биоэлектрические процессы коры и глубоких структур мозга человека и эмоциональное поведение. // Вопросы психологии. 1972. № 3.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983. 253 с.
- Столяренко Л.Г. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996.
- Строганова Т.А., Орехова Е. В. Психофизиология индивидуальных различий в младенчестве: современное состояние проблемы. // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 124−146.
- Суворова В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии. //Вопросы психологии. 1975. № 5.1. С. 25−33.
- Талант творческая лаборатория маленького человека (Материалы опытно-экспериментальной работы). СПб, 1995. 139 с.
- Хомская Е.Д., Ефимова В. И., Холст П. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности у студентов с различным уровнем двигательной активности. // Вопросы психологии, 1986. № 5.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987. С.55−68.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности. //Вопросы психологии. 1988. № 2.
- Хомская Е.Д., Будыка Е. В., Ефимова И. В. Помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и межполушарная асимметрия мозга. //Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 138−144.
- Хомская Е.Д., Башова Н. Я. Мозг и эмоции. М, 1992.
- Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978.
- Хризман Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 231 с.
- Цагарелли Ю.А. Диагностика музыкального воображения. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986.
- Цветовский С.Б. Эффективность решения пространственных задач в связи с характеристиками памяти и функциональной специализацией полушарий мозга. // Психологический журнал. 1993. № 4. С.48−55.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность». //Психологический журнал. 1983. Т.4. № 5.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. С.299−311.
- Шикун А.Ф., Чедия К. О. Функции искусства в системе психокоррекции дезадаптированных детей и подростков.// Записки практических психологов г. Твери и области. Научно-методический сборник № 2. Тверь, 1996. С.69−73.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд. МГУ, 1983.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. //Вопросы психологии. 1991. № 1.
- Яковлева E.JI. Развитие творческого потенциала у школьников. // Вопросы психологии. 1996. № 5.
- Ярвилехто Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1992. 198 с.
- Annet М. The binomial distribution of right, mixeol and left handeaness. «Quart. I.Exp. Psychol.», 1967, vol. 29.
- Annet M., Kilshaw D. Mathematical ability and lateral asimmetry. //Cortex. V. 18. P.547−568.
- Annet M., Kilshaw D. Right- and handskill 2. Estimating the parameters of the distribution of the L-R differences in males and females //Brit. J.Psychol. 1983.V. 74. N. 2. P. 269−283.
- Annet M. Handedness in the Children of Two Left Handed Parents, Quarterly J. of Psychology, 65, P. 129−131, 1974.
- Assimmetrical Functional of the Brain. Kinsbourne M.(ed). Cambridge, 1978.
- Beaumont J.G. Handedness and hemisphere function. In. Hemisphere function the human brain. London, 1974.
- Bayan Kolb and Jan Q. Whishow. Fundamentals of human neuropsychol ogy. San Francisco, 1980.
- Chi I., Dooling E. Giles F. Left Right Asymmetries of the Temporal Speech Areas of the Human Fetus, Archives of Neuroloy, 34, P.346−348, 1972.
- Corballis M.C., Morgan M.J. On the biological basis of human laterality. //Behav. Brain. Sci.1978. P. 261−336.
- Eidelberg D., Galaburda A. Symmetry and asymmetry in the hu man posterior thalamus. I. Cytoarchitectonic analysis in normal person // Arch. Neurol., 1982, v. 39, № 6.
- Hemispheric Specialization and Interacion. Cambridge, 1975.
- JackonH. On localization. Selected Papers. London, 1932.
- Cattel R.B. The structure of intelligence in relation to the nature / nature controversy. N.Y.: Grune and Stratton, 1971.
- Kagan J. Impulsive and reflective children: Significfhcte of conceptual of conceptual tempo. Chicfgo: Rand McNally, 1965.
- Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children Interpretive Manual. Amer. Guidanct Service, 1983.
- Kimura D. The asymmetry of the human brain//Sci. Amer., 1973, v. 228, № 3.
- Kinsbourne M., Hicks R.E. Mapping Cerebral Functional Space: Competition and Collaboration in Human Performance. In: Asymetrical Functional of the Brain, ed. M. Kinsbourne, Cambridge, England, Cambrige1. Univerity Press, 1978.
- Lateralization in the Nervous System. S. Harnad, R.W. Doty. L. Goldsten, I. Jaynes and G. Kranthamer (eds.). N.Y., 1977.
- Lenntberg E.H. Biological Foundations of Language, New York, Wiley 1967.
- Levy J. Possible Basis for the Evolution of Lateral Specialization of the Human Brain, Nature, 224, P. 614−615, 1969.
- Levy J., Nagylaki T. A Model for the Genetics of Handedness, Genetiks, 72, P. 117−128, 1972.
- Levy I. Lateral Differences in the Human Brain in Cognition and Behav ioral Control. In: Cerebral Correlation off Concious Experience, ed. P. Buser and A. Rougeul Buser, New York, North Holland Publishing Co., 1978.
- Longstreth L.E. Human handedness: more evidence for genetic involment. //J.Genet.Psychol., 1980, v. 137.
- Luria A.R. Higher cortical functions in man. N.Y.: Basic Books, 1966.
- Miller E. Handedness and the Pattern of Human Ability, British J. of Psychology, 62, P.111−112, 1971.
- Ornstein R. The Psycholjgy of Consciousness, New York, Harcourt Brace Iovanovich, 1977.
- Wada I.A., Clark R., Hamm A. Cerebral Hemispheric Asymmetry in Humans, Archives of Neurology, 32, P.239−246, 1975.
- Waber D. Sex Differences in Cognition: A Function of Maturation Rate? Science, 192, P. 572−573, 1976.
- Witelson S.F. Sex and the Single Hemisphere: Specialization of the Right Hemisphere for Spatial Processing, Science, 193, P. 425−427, 1976.
- Witkin H.A. Perception of body position and of the position of the visual field//Psychol. Monogr. v. 63. № 1 (302). 1949.