Психологические особенности деформаций педагогического общения
Диссертация
В ходе теоретического исследования феномена деформаций в педагогическом общении был проделан анализ изучаемого явления с целью определения причины и механизмов возникновения деформаций. Нами представлен анализ общения в целом и педагогического общения в частности, как основы педагогической деятельностиописаны различные стили педагогического руководства, которые тесно связаны со стилями общения… Читать ещё >
Содержание
- Введшие
- Глава I. Деформации в педагогическом общении: причжны и механизмы их возникновения
- 1. 1. Педагогическое общение: его структура, функции, виды
- 1. 1. 1. Педагогическое общение как обмен информацией
- 1. 1. 2. Педагогическое общение как взаимодействие
- 1. 1. 3. Педагогическое общение как восприятие людьми друг друга
- 1. 2. Особенности педагогического общения
- 1. 3. Деформации в педагогическом общении
- 1. 4. Исследование влияния детских переживаний на формирование психологических защит
- 1. 1. Педагогическое общение: его структура, функции, виды
- Глава II. Опытно-экспериментальное исследование причин и механизмов деформирования педагогического общения
- 2. 1. Методы исследования психологических особенностей педагогического общения
- 2. 2. Исследование психологических особенностей деформаций педагогического общения
- 2. 2. 1. Исследование стиля общения и стратегии поведения
- 2. 2. 2. Исследование психологических защит в педагогическом общении
- 2. 2. 3. Исследование деформаций структуры общения
- 2. 3. Психотехнологии преодоления деформаций педагогического общения
- 2. 3. 1. Методы психологического воздействия
- 2. 3. 2. О возможности интегрирования различных методов и подходов в психологическом консультировании
- 2. 3. 3. Психотехники преодоления деформаций в общении
Список литературы
- Адлер А. О нервическом характере. — СПб.: Университетская книга, 1997.- 388с.
- Адлер А. Практикум и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. М., 1995.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест. 1993.
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург: «Деловая книга», М.: изд. центр «AKADEMIA», 1995. -128с.
- Азаров Ю.П. Преодоление авторитарности. / Хрестоматия по педагогической психологии // Сост.: Красило А. И., Новгородцева А. П. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. С 250−253.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. 1993.
- Амон Г. Динамическая психиатрия. СПб., 1996
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997.-376с.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез. Изложение принципов и руководство по технике. Нью-Йорк, 1965.- 356с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума, 1993.- 198с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: «Республика», 1993.
- Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1990.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986. -422с.
- Битянова М.Р. Социальная психология. М.:Просвещение, 1994.-106с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998, — 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе исправленное.
- Блюм Г. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ М.: КСП, 1996.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Моск. ун-т, 1982.-200с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996.- 470с.
- Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1983.-207с.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию.- Киев: «Ника-Центр», «Вист-С», 1997.- 126с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.- 528с. (Серия «Мастера психологии»).
- Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. Учебное пособие. М.: 1991.
- Василюк Ф.Е. Пережить горе. в кн.: Человеческое в человеке. — М., 1991. С.230−247
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории. // МПЖ, 1992, № 2.
- Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. СПб.: Ортдрук (Белосток, Польша), 1998.- 80с.
- Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой.- М.: Смысл, 1996.- 373с.
- Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей./ По общ.ред. Бурманской Г. В., Карабановой О. А., Лидере А.Г.- М.: 1990.
- Выготский JI.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.- 144с.
- Гальперин Я.Г., Жданов О. И. Технология психологической защиты. Стресс-дистресс проблема XX века. — М.: ВНИЦТНМ «ЭННОМ», 1997. 164с.
- Гингер С. Что такое Гештальт. СПб. 1996.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс 1976. — 495с.
- Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб.: Белый кролик, 1995.-196с.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб.: QMS, 1994. 192с.
- Грановская P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Лен. ун-т. 1991.- 272с.
- Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии. М., 1994.
- Гринсон Р. Техника и практика психоанализа., пер. с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1994.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544.
- Джонгвард Дж. Рожденные выигрывать. М. 1992.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987.- 206с.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. Изд. 2-е. М.: Знание, 1980, — 160с.
- Добрович А.Б. Анатомия диалога. / Хрестоматия по педагогической психологии // Сост.:Красило А. И., Новгородцева А. П. М.: Международная пед. академия, 1995. С 182−216
- Доценко E.JT. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997.- 344с.
- Жоль К.К. Логика в лицах и символах. -М.: Педагогика-пресс, 1993.-255с.
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. -М.: Знание, 1988.-64с.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. -М.: Российское педагогическое агенство.-1995.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. П. Развитие произвольных движений.- М.: Педагогика, 1986.- 296с.
- Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: Союз, 1998.- 144с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. Екатеринбург, 1997.- 244с.
- Зейгарник Б.В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии.// Психологический журнал, 1989, т. 10, № 2.
- Зимняя И.Л. Педагогическая психология: Уч. Пособие.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.- 480с.
- Изард К. Эмоции человека. М.: 1980.
- Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений// Групповая психотерапия. М., 1990. С. 89−120
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 196 с.
- Карелин А. Снег на листьях или психотехнология успеха. Саратов: 1994.-203с.
- Кэйсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж, 1995.
- Корниенко В.И. Управление формированием и развитием коллектива. -М.: РАГС, 1996.- 90с.
- Коростылева JI.A., Коржова Е. Ю., Королева Н. Н. Развитие потенциала педагога и личности подростка. Учеб. Пособие.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996.- 70с.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: РОУ, 1996.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высш. шк., 1996.-623с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.-144с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // В сб.: Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В. Миро-ненко- Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1987.-С.108−117.
- Мальковская Т.Н. Учитель ученик. — М.: Просвещение, 1986.- 144с.
- Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ.- СПб.: Питер, 1997.-688с.: ил.
- Манеров В.Х. Психодиагностика личности по голосу и речи. Уч. Пособие." СПб.: Науч. изд. Балтийской Пед. Академии.- 1997.-79с.
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М.: Интерпракс, 1994.- 160с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М., Воронеж, 1996.-448с.
- Митрофанов К.Г. Учительское ученичество. М.: Знание, 1991.- 82с.
- Мухина B.C., Горянина В. А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности. М., 1997, С. 4−12.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1993.
- Наранхо К. Техники гештальттерапии. СПб., 1995.
- Немов Р.С. Психология. Кн.1. Психология образования. М.: Просвещение, 1995.
- Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995.-496с.
- Никонова А.Я. Особенности формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя / Активные методы профессиональной подготовки студентов в системе университетского образования.-Грозный, 1986.-С. 117−125.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987.-303с.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителя. М.: Онега, 1994.- 138с.
- Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника).- М.: Дело, 1996.-272с.
- Панферов В.Н. Психология человека: душа и тело, организм и психика, функции психики.- СПб.: РГПУ, 1997.- 105с.
- Папуш М.П. «Я» и «Мы» в гештальт-терапии: аксиологический анализ концепции невротических механизмов // Моск. психотерапевтический ж-л, 1992, 2.- С.41−59.
- Перлз Ф. Гепггальттерапия. Практикум. М., 1995.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1993.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф., Гудмен П., Хеффермин Р. Практикум по гештальт-терапии. СПб., М.: Академия, 1997.-448с.
- Пил Н. Спасательный круг: Пер. с англ.- М.: Издат. Агенство «Яхтсмен», 1994, — 240с.
- Практическая психология для преподавателей. М.: ИИД «Филинъ», 1997.-328с.
- Практическая психология: учебник / Авторы: М. К. Тутушкина, С. А. Волков и др.- СПб.: Изд-во «Дидактика плюс», 1998.- 336с.
- Практическая психология. Методология и методики научных исследований: Сб. ст.- СПб.: Образование, 1996.- 152с.
- Психолог в начальной школе. Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. Г. С. Абрамовой.- Волгоград: Перемена, 1995.
- Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой.- СПб.: изд-во С.-Петербургского унта, 1997.-240с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского.- М.: Знание, 1990,-494с.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.- 336с.
- Рабочая книга практического психолога: Технологии эффективной профессиональной деятельности. (Пособие для специалистов, работающих с персоналом).- М.: Издательский дом «Красная площадь», — 1996.-400с.: ил.
- Райх В. Посмотри на себя, маленький человек! М.: Мир Гештальта, 1997, — 112с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПБ.: Питер Ком, 1999.- 416с. (Серия «Мастера психологии»)
- Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика.- Киев: Вища школа, 1997, — 88с.
- Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии (характеристики, методики, упражнения) — СПб.: Образование, 1996, 148с.
- Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб., 1994
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996.- 529с.
- Робин Ж.-М. Фигуры гештальта.// МПЖ, № 3, 1994.
- Роджерс К. О становлении личности.- М., 1995.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
- Романов И.Ю. Психоанализ: культурная политика и терапевтический смысл. (Введение в теорию, практику и историю психоанализа). Пособие для учителей. М.: Интерпракс.- 1996.- 288с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком.- 1998.-384с.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.-207с.
- Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.- 192с.
- Сатир В. Воспитывающая семья. М., 1986.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
- Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний. Учебное пособие. СПб.: Университет, 1993.-152с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК.- М.: Международная педагогическая академия.- 1995.-192с.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987.- 608с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1997.- 800с.
- Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГУ, 1976.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Соколова Е.Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности. Автореферат докторской диссертации. М.: 1991.
- Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств- К психологии терапевтических отношений.//Е.Т. Соколова, В. В. Николаева. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995.
- Стюарт Я. Современный транзактный анализ. -М., 1989.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина, М., 1971.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.
- Трусов В.П. Психология межличностного влияния оценивания.- JL: Изд-во ЛГУ, 1984.-44с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии.-М., 1991.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-608с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.-448с.
- Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.-199с.
- Фрейд 3. Из истории одного детского невроза. В кн.: Психоанализ детских неврозов. М,. Л.: Госиздательство, 1925. С. 1−102.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. М.: Ин-т практической психологии, 1997.-288с.
- Фуко М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977.
- Харрис Т.А. Я о’кей Вы о’кей. — М.: Гермес, 1993.- 288с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза/ Психоанализ и культура: избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995.-С 23−96.
- Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.-316с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие./ Под ред. Фельдштейна Д.И.- М.: 1994.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер пресс, 1997,-608с.
- Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта// Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1.- М.: ВЛАДОС, 1995.- 544с.
- Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопр. психол.-1991.-№ 1.- С. 46.
- Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 382с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, 1996.- 592с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
- Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1994.-336с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995, — 320с
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Научное издание. Казань: Татарское книжное издательство, 1991.- 192с.
- Левин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде/ Под ред. В. И. Панова. М.: «Молодая гвардия», 1998. — 176с.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев: Вища школа, 1987.- 53с.
- Appignanesy L., Forrester J. Analysing Children/ In: L. Appignanesy, J. Forrester. Freud’s Women. Basic Books. N.Y., 1992.
- Rokeach M. Authoritarianism scales and response bias: Comment of Peabody’s paper. // Psychological Bull. 1967/ - № 67. — P.349−355.
- Brenner, С. Psychoanalytic Technique and Psychic Conflict. New York: International Universities Press, 1976.
- Goffinan E. (1971) Relations in Public. New York: Basic Book.
- Goldenberg I., Goldenberg H. Family Therapy: An Overview. WadWorth. California- 1980.
- O’Shaugnessy E.(1981/1988) A Clinical Stady of a Defense Organization. In: Melanie Klein Today. Vol. 1: 203−229.