Особенности речевого развития у детей из многодетных семей
Диссертация
Диссертационного исследования определяется той ролью, которую играет конфигурация семьи в формировании индивидуальности ребенка. Во многих исследованиях показано, что такие — казалось бы, формальные — характеристики, как количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка, интервалы между рождениями и т. д. -совсем небезразличны для когнитивного и личностного развития детей, а также для… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОЦЕСС РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ
- 1. 1. Общие закономерности процесса речевого развития
- 1. 1. 1. Освоение фонематической матрицы
- 1. 1. 2. Развитие словаря
- 1. 1. 3. Усвоение грамматического строя русского языка
- 1. 2. Факторы и условия развития речи
- 1. 2. 1. Социальные условия и развитие речи
- 1. 2. 2. Психологические факторы
- 1. 2. 3. Факторы семейной среды и конфигурации
- 1. 3. Речевое развитие и овладение чтением
- 1. 1. Общие закономерности процесса речевого развития
Список литературы
- Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1994. — 304 с.
- Афонский Ф. К вопросу о речевых запасах и навыках детей школьников и подростков — внешкольников // Родной язык в школе. — 1927. — Кн. 6. — С. 284 — 300.
- Блонский П.П. О связи между IQ школьников и возрастом матери, номером ее беременности, а также трудностями родов // Педология и школа. 1929. -Вып. 11.
- Варга А .Я. Структура и типы родительского отношения: Дис.. канд. психол. наук. М., 1986. — 218 с.
- Варга А.Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике / под ред. В. М. Астапова М: МГУ, 1989. -187 с.-С. 107−113.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. Т. 1. — М.: Тип. И. Д. Сытина, 1913.
- Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 1990. — 194 с.
- Вопросы изучения языка ребенка / Под. ред. Н. А. Рыбникова. М. Л.: Гос. изд., 1930. — 108 с.
- Ю.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М., 1983. -368 с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 221 с.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. -М. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 60 с.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Ч. 1 — 2. — 267 — 201 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология ? М.: Мир, 1992. — В 2 т. — Т. 1. -496 с.
- Готтсданкер. Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Демографический ежегодник СССР. М., 1990.
- Демографический потенциал России / Отв. ред. Л. А. Беляева. М., 1996. Вып. 5−6.
- Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск: Университетское, 1988. — 398 с.
- Джандосова Ж.С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения: Дис.. канд. психол наук. С. — Петербург., 1992. — 195 с.
- Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопр. психологии. -1991. № 1. — С. 135 — 142.
- Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопр. психологии. 1996. — № 2. — С. 104 — ИЗ.
- Думитрашку Т.А. Факторы формирования ребенка в многодетной семье: Дис.. канд. психол. наук. М., 1992. — 157 с.
- Думитрашку Т.А., Марютина Т. М., Равич-Щербо И.В., Трубников В. И. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии. 1996. — № 4 — С. 137 — 149.
- Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. М.: Институт практической психологии, 1996. — 264 с. — С. 49 — 59.
- Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста: Овладение категорией падежа имени существительного: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1955 — 16 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-347 с.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. — 163 с.
- Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопр. психологии. 1990. -№ 1. — С. 158- 164.
- Кечки М. Позиция в социальной ситуации и психическое развитие ребенка: Дис.. канд. психол. наук. М., 1981. — 197 с.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движения у детей первого года жизни. М.: Педагогика, 1970. — 223 с.
- Ковалев В.В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1970. — T. LXX, вып.Ю.-С. 1561 — 1565.
- Кован Ф.А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопр. психологии. -1989.-№ 4. С. 110 -118.
- Кольцова М.М. Особенности формирования систем временных связей во второй сигнальной системе // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1962. — Т. 12. — Вып. 3. — С. 450 — 456.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия, 1973. -159 с.
- Компейэрэ Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. М.: Тип. М. и С. Сабашниковы, 1912. — 448 с.
- Корнилов К.Н. Очерк психологии ребенка раннего возраста. М.: Гос. изд., 1921.- 143 с.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага: Авиценум, 1984. 336 с.
- Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-311 с.
- Левоневский А.Ф. Мой ребенок. Спб.: Тип. О. Богданова, 1914. — 228 с.
- Леонтьев А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. М.: Институт практической психологии, 1996. — 264 с.-С. 27−33.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Лисина М.И., Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослых у детей раннего и дошкольного возраста // Проблемы общения и воспитание / Тарту: Изд-во Тартуского университета, 1974. — Ч. 1 — 222 с. — С. 148 — 157.
- Ломброзо П. Жизнь ребенка. Пг.: газ. «Школа и Жизнь», 1915. -98 с.
- Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т. 1. — С. 516 — 567.
- Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1958. --N2 5. — С. 3 — 17.
- Лурия А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия. М., 1958. — Т.2. — С. 5 — 42.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 96 с.
- Маспокова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. — № 5. — С. 12−17.
- Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. 4.1. — М.: Миръ, 1914−659 с. f
- Миртов А. Исправление речи учащихся // Родной язык в школе. 1927. -Кн. 1.-С. 294−308.
- Михайлова Н.Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей // Психологический журнал. 1990. -№ 6.-С. 105−112.j 53. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990. -186 с.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981. -112 с.
- Немов Р. С. Психология. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
- Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под. ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 219 с.
- Положение детей в Российской Федерации. 1993 год / Государственный доклад. М.: Дом, 1994. — 120 с.
- Прейер В. Душа ребенка. Спб.: Тип. А. Е. Рябченко, 2011. — 219 с.
- Равич Щербо И. В. Исследования по психогенетике // Вопр. психологии. — 1972. -№ 2. — С. 189 -198.
- Равич Щербо И. В. Проблема многодетности семьи и индивидуальности ребенка// Социальная работа. — 1992. — Вып. 5 -С. 121−138.
- Равич Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Ки-риакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопр. психологии. — 1996. — № 2. — С. 42 — 54.
- Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987. — 269 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 227 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 424 с.
- Рейнстейн А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи у дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 21 с.
- Речь и интеллект в развитии ребенка / Под ред. А. Р. Лурия. М.: поли-графшкола им. А. В. Луначарского в Казани, 1927. — 239 с.
- Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка / Под. ред. А. Р. Лурия. М. — Л.: Гос. изд. РСФСР, 1930. — 192 с.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 336 с.
- Рузская А.Г., Рейнстейн А. Э. Речь дошкольников в общении со сверстником // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред.
- А .Я. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985. — 220 с. — С. 88 — 100.
- Рузская А.Г., Финашина Т. А. Особенности развития речи у детей, воспитывающихся в разных условиях // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — 223 с. — С. 63 — 66.
- Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Ам-тауера. Обнинск: Принтер, 1993. — 12 с.
- Рыбников Н.А. Деревенский школьник и его идеалы. М.: Задруга, 1916. -122 с.
- Рыбников Н.А. Словарь русского ребенка. М. — Л.: Гос. изд., 1926. -112 с.
- Рыбников H.A. Язык ребенка. М. — Л.: Гос. изд., 1926. — 84 с.
- Рыбникова М.А. Об искажении и огрубении речи учащихся // Родной язык в школе. -1927. Кн. 1. — С. 243 — 255.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -С-Птг.: Социально-психологический центр, 1996 347 с. i
- Сикорский И.А. Душа ребенка. Спб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 2000. -104 с.
- Силакова М.М. Роль речевых и образных средств в творческом конструировании старших дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997−24 с.
- Смирнов Кутачевский А. Развитие устной речи учащихся // Родной язык в школе. — 1927. — Кн. 1. — С. 283 — 294.
- Смирнова Е.О. Влияние общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977 — 22 с.
- Соколов Н.М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. Птг.: Тип. Т-ва А. В. Суворина «Новое время», 1917. — 400 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. — 228 с.
- Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. -М.: Наука, 1979. 248 с.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М.: Наука, 1989. 191 с.
- Феофанов М.П. Речевая реакция современного школьника в зависимости от социально-экономической и бытовой среды // Вопросы изучения языка ребенка / Под. ред. Н. А. Рыбникова. М. Л. 1930. С. 7 — 32.
- Фигурин Н.А., Денисова М. П. Этапы развития поведения ребенка от рождения до одного года // Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества. М.- Л. — 1929. — Сб. 1.
- Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. — 17 с.
- Фрадкина Ф.И. Возникновение речи у ребенка // Ученые записки ЛГПИ. -1955.-Т. XII.
- Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / Под ред. Е. С. Кубряковой. М.: Наука, 1991. — 240 с.
- Чуковский К.И. Маленькие дети. Л.: «Красная газета», Тип. им. Володарского, 1928. — 96 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. — 192 с.
- Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: ПИ РАО, 1995. — 144 с. — С. 102 — 111.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып. 13. — С. 101 -132.
- Школьная успеваемость и конфигурация семьи / Н. В. Гавриш, Н. В. Зырянова, С. Б. Малых и др. // Школа Здоровья. 1994. — № 1. — С. 37 — 49.
- Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста Пг.: газ. «Школа и Жизнь», 1915. — 309 с.
- Шуберт A.M. Тесты на испытание словесного творчества детей // Детская речь / Под. ред. Н. А. Рыбникова. М.: книжная фабрика Центриздата народов СССР, 1927.-С. 117−131.
- Эвергетов И. Развитее детской речи // Душевная жизнь детей / Под ред. А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева. М.: Гос. изд., 1910. — 487 с. — С. 212 — 221.
- Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Психическое развитие в детских возрастах. М. — Воронеж, 1995. — 416 с. — С. 25 — 66.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 115 с.
- Эльконин Д.Б. Как научить детей читать // Психическое развитие в детских возрастах. М. — Воронеж, 1995. — 416 с. — С. 323 — 350.
- Ackerman R.S., Khanna P. The relationship of high quality day care to middle-class 3-year-old's language performance // Early Childhood Research Quarterly. -1989.-Vol. 4, № 1. P. 97−116.
- Anastasy A. Intelligence and family size // Psychological Bulletin. 1956. -Vol. 53, № 3.-P. 198−222.
- Barton M., Tomasello M. The rest of the family: The role of the fathers and siblings in early language development // Input and interaction in language development / C. Galloway, B. Richards, Eds. Cambridge: Cambridge University Press, (in press).
- Beitchman J.H., Peterson ML, Clegg M. Speech and language impairment and psychiatric disorder: The relevance of family demographic variables // Child Psychiatry and Human Development. 1988. — Vol. 18, № 4. — P. 191 — 219.
- Bellinger D., Gleason J. B. Sex differences in parental directives to young children //Sex Roles. 1982. — Vol. 8. -P. 1123 — 1139.
- Belmont L., Marolla F. Birth order, family size and intelligence // Science. -1973.-Vol. 193.-P. 1094- 1101.
- Belsky J., Goode M.K., Most R.K. Maternal stimulation and infant exploratory competence: Cross sectional, correlational and experimental analyses // Child Development. — 1980. — Vol. 51. — P. 1163 — 1189.
- Berger M. Zur psychodynamischen Relevanz der Geschwisterbeziehung // Zeitschrift fur Kinder und Juden psychiatrie. 1985. — Vol. 13, № 2, — P. 123 -127.
- Blake J. Number of siblings and educational attainment // Science. 1989. -Vol. 245, № 4913. -P. 32−36.
- Brachfeld C.S., Simpson Т., Izenson N. Mother’s and father’s speech to infants in a teaching situation // Infant Mental Health Journal. 1988. — Vol. 9, № 2. — P. 184−191.
- Bredart-Compernol C., Rondal J., Peree F. More about maternal and parental speech to language-learning children in various dyadic and triadic situational contexts // International Journal of Psycholinguistics. -1981. Vol. 8. — P. 148 -168.
- Broen P. A. The verbal environment of the language-learning child / ASHA Monographs 17. Bethesda, MD: American Speech and Hearing Association, 1972.
- Cherry L., Lewis M. Mothers and two-year-olds: A study of sex-differentiated aspects of verbal interaction // Developmental Psychology. 1976. — Vol. 12. — P. 278 — 282.
- Cicirelly V.G. Children’s school grades and sibling structure // Psychological Reports. 1977. — Vol. 41, № 3, Pt. 2. — P. 1055 — 1058.
- Cicirelly V.G. Effects of sibling structure and interaction on children’s categorization style. // Developmental Psychology. 1973. — Vol. 96, № 1. — P. 132- 139.
- Clark E.V. The ontogenesis of meaning. Wiesbaden: Atheneion, 1979.
- Claussen J. Family structure, socialization, and personality // Review of child development research / L. Hoffman, M. Hoffman, Eds. N.Y.: Russel Sage, 1966.-P. 1−54.
- Cohen S.E., Beckwith L. Maternal language in infancy // Developmental Psychology. 1976. — Vol. 12, № 4. — P. 371 — 372.
- Cross T.G. Motherese: It’s association with the rate of syntactic acquisition in young children // The development of communication / N. Waterson, C. A. Snow, Eds. London: Wiley, 1978. — P. 132 — 146.
- Cross T.G. Mothers' speech adjustments: The contribution of selected child listener variables // Talking to children / C.E. Snow, C.A. Ferguson, Eds. -Cambridge: Cambridge University Press, 1977. P. 151 -158.
- Dunn J. The arrival of a sibling // Longitudinal studies in child psychology and psychiatry. Practical lessons from research experience / A.R. Nicol, Ed. N.Y.: Wiley, 1985.-P. 15−31.
- Dunn J., Brown J., Slomkowski C., Tesla C., Youngblade L. Young children’s understanding of other people’s feelings and beliefs: Individual differences and their antecedents // Child Development. -1991. Vol. 62. — P. 1352 — 1366.
- Dunn J., Kendrick C. Siblings: Love, envy, and understanding. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.
- Dunn J., Shatz M. Becoming a conversationalist despite (or Because of) having an older siblings // Child Development. 1989. — Vol. 60. — P. 399 — 410.
- Education, Health and Behaviour / M. Rutter, J. Tizard, K. Whitmore, Eds. -L.: Longmans, 1970.
- Eisenberg A.R. Dyads, triads and more: Preliminary analyses of complex family interaction / Unpublished manuscript. University of Texas at San Antonio, 1987.
- Elices J.A., Gonzalez C., Riveras F., del-Angel-Crespo M. Clase social у situacion dentro de la fratria: Interaccion у efectos sobre el desarrollo del individuo // Infancia у Aprendizaje. 1989. — № 46. — P. 37 — 47.
- Eppel H. Improvement in intelligence and language abilities in pre-school children // Zeitschrift fur Entwicklungspsychologie und Padagogishe Psychologie. 1974. — Vol. 6, № 2. — P. 109 — 123.
- Epstein L.H., Koeske R., Wing R.R., Valoski A. The effect of family variables on child weight change // Health Psychology. 1986. — Vol. 5, № 1. — P. 1 — 11.
- Frazer C., Roberts N. Mothers' speech to children of four different ages // Journal of Psycholinguistic Research. 1975. — Vol. 4, № 1. — P. 9 — 16.
- Furrow D., Nelson K. A further look at the motherese hypothesis: A replay to Gleitman, Newport & Gleitman // Journal of Child Language. 1986. — Vol. 3. -P. 163 — 187.
- Gesell A. Wolf Children and Human Child. N.Y.: Harper and Brothers, 1940.
- Gibbs E.D., Teti D.M., Bond L.A. Infant-sibling communication: Relationships to birth-spacing and cognitive and linguistic development // Infant Behaviour and Development. 1987. — Vol. 10, № 3. — P. 307 — 323.
- Gleason J.B. Fathers and other strangers: Men’s speech to young children // Georgetown University Round table on Language and Linguistics / D. P. Dato, Ed. Washington DC: Georgetown University Press, 1975. — P. 289 — 297.
- Greif LB. Sex differences in parent-child conversations // Women’s Studies International Quarterly. 1980. — Vol. 3. — P. 253 — 258.
- Grimm H., Scholer H. Heidelberger Sprachentwicklungs test. Handanweisung fur die Auswerfung und Interpretation. Gottingen, 1978.
- Hegar R.L. Legal and social work approaches to sibling separation in foster care // Child Welfare. 1988. — Vol. 67, № 2. — P. 113 -121.
- Hoff-Ginsberg E., Krueger W.M. Older siblings as conversational partners // Merrill Palmer Quarterly. -1991. Vol. 37, № 3. — P. 465 — 481.
- Hoff-Ginsberg E., Shatz M. Linguistic input and the child’s acquisition of language // Psychological Bulletin. 1982. — Vol. 92. — P. 3 — 26.
- Jarial G.S. Creativity and family size // Davalbagh Educational Institute Research Journal of Education. 1983. — Vol. 1, № 1. — P. 13 -17.
- Jocic M. Adaptation in adult speech during communication with children // The development of communication / N. Waterson, C. A. Snow, Eds. London: Wiley, 1978. — P. 159- 182.
- Jones C.P., Adamson L.B. Language use in mother child and mother — child -sibling interactions // Child Development. — 1987. — Vol. 58, № 2. — P. 356 — 366.
- Jose T. A voiceless home: Severe speech lag // Mental Retardation Bulletin. -1973.74. Vol. 2, № 2. — P. 52 — 57.
- Kalliopuska M. Empathy and birth order // Psychological Reports. 1984. -Vol. 55, № 1. — P. 115−118.
- Kastelova D. Social environment and vocabulary of the child // Psychologia a Patopsychologia Dietata. 1976. — Vol. 11, № 1. — P. 11 — 25.
- Lamb M.E. Interaction between 18-month-olds and their pre-school-aged siblings // Child Development. 1978. — Vol. 49. — P. 51 — 59.
- Lancer R.Y. Intelligence, family size and sibling age spacing // Personality and Individual Differences. 1984. — Vol. 5, № 2. — P. 151 -157.
- Lewis B.A., Ekelman B.L., Aram D.M. A familial study of severe phonological disorders // Journal of Speech and Hearing Research. 1989. — Vol. 32, № 4. — P. 713 -724.
- Lewis M., Kreitzberg V.S. Effects of birth order and spacing on mother-infant interactions // Developmental Psychology. 1979. — Vol. 15, № 6. — P. 617 — 625.
- Lieven E.V.M. Interactional style and children’s language learning // Topics in Language Disorders. 1984. — Vol. 4. — P. 15 — 23.
- Mahoney G. A developmental analysis of communication between mothers and infants with Down’s syndrome // Topics in Early Childhood Special Education. -1983.-Vol. 3, № 1. P. 63−76.
- Malone M., Guy R. A comparison of mother’s and father’s speech to their three year old sons // Journal of Psycholinguistic Research. 1982. — Vol. 11. — P. 599 — 608.
- Mannle S., Barton M., Tomasello M. Two-year-olds' conversations with their mothers and preschool-aged siblings // First Language. 1992. — Vol. 12, № 34, Pt.l.-P. 57−71.
- Mannle S., Tomasello M. Fathers, siblings- and the bridge hypothesis // Children’s language / К. E. Nelson, A. Van Kleeck, Eds. Hillsdale, N.Y.: Erlbaum, 1987. — Vol. 6. — P. 23 — 42.
- Martlew M. Mothers' control strategies in dyadic mother/child conversations // Journal of Psycholinguistic Research. 1980. — Vol. 9. — P. 327 — 347.
- Masur E.F., Gleason J. B. Parent-child interaction and the acquisition of lexical information during play // Developmental Psychology. 1980. — Vol. 16. — P. 404 -409.
- McCarthy D. Language development in children // Manual of child psychology / L. Carmichael (Ed.). N.Y.: Wiley, 1954. — P. 492 — 636.
- McDonald L., Pien D. Mother conversational behaviour as function of interactional intent // Journal of Child Language. 1982. — Vol. 9. — P. 337 — 358.
- McDonald M.A., Sigman M., Ungerer J.A. Intelligence and behavior problems in 5-year-olds in relation to representational abilities in the second year of life // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 1989. — Vol. 10. — P. 86
- McLaughlin В., White D., McDevitt Т., Raskin R. Mother’s and father’s speech to their young childrens: similar or different? // Journal of Child Language. 1993.-Vol. 10.-P. 245 -252.
- Mellor S. How do only children differ from other children? // Journal of Genetic Psychology. 1990. — Vol. 151, № 2. — P. 221 — 230.
- Miller N., Maruyama G. Ordinal position and peer popularity // Journal of Personality and Social Psychology. 1976. — Vol. 33, № 2. — P. 123 -131.
- Mishler E.G. Studies in dialogue and discourse II. Types of discourse initiated by and sustained through questioning // Journal of Psycholinguistic Research. -1975. Vol. 4. — P. 99−121.
- Moerk E.L. Pragmatic and semantic aspects of early language development. -Baltimore: University Park Press, 1977.
- Nelson K. Individual differences in language development: Implications for development and language // Developmental Psychology. -1981. Vol. 16. — P. 170- 198.
- Norman J.J. Family interactions, language development, and primary reading achievement of Black children in family of low income // Child Development. -1982. Vol. 53, № 2. — P. 349 — 358.
- Oakland Т., Wechsler S., Bensusan E., Stafford M. The construct and measurement of achievement among Brazilian children: An exploratory study // School Psychology International. 1994. — Vol. 15, .Mb 2. — P. 133 — 143.
- Olsen-Fulero L. Style and stability in mothers' conversational behavior: A study of individuals differences // Journal of Child Language. 1982. — № 9. — P. 543 — 564.
- Oshima-Takane Y. Children learn from speech not addressed to them: The case of personal pronouns // Journal of Child Language. 1988. — Vol. 15. — P. 95 -108.
- Oshima-Takane Y., Derevensky J. Do later-born children delay in early language development? / Poster presented at the International Conference on Infant Studies. Montreal, 1990, Apr.
- Pathak M.P., Saxena N.K., Mishra L.S. Speech development in mentally retarded children and some specific psychonomic factors // Indian Psychological Review. 1983. — Vol. 25, № 1 — 4, Spec. Issue. — P. 31 — 37.
- Pepler D.J., Ambramovitch R., Corter C. Sibling interaction in the home: A longitudinal study // Child development. -1981. Vol. 52. — P. 1344 — 1347.
- Peters A.M. Language learning strategies: Does the whole equal the sum of the parts? // Language. 1977. — Vol. 53. — P. 560 — 573.
- Phillips J. Syntax and vocabulary of mothers' speech to young children: age and sex comparisons // Child Development. 1973. — Vol. 44. — P. 193 — 196.
- Pine J.M. Variation in vocabulary development as a function of birth order // Child Development. 1995. — Vol. 66. — P. 272 — 281.
- Plante E. MRI findings in the parents and siblings of specifically language-impaired boys // Brain and Language. -1991. Vol. 41, № 1. — P. 67 — 80.
- Plomin R., Daniels D. Why are children in the same family so different from one another? // Behavioral and Brain Sciences. 1987, Vol. 10, № 1. — P. 1−16.
- Polirstok S.R. The relationship between birth order and reading ability in urban ninth grade junior high school students // Graduate Research in Education and Related Disciplines. 1975. — Vol. 8, № 1. — P. 68 — 97.
- Powell В., Steelman L. Beyond sibship size: Sibling density, sex composition, and educational outcomes // Social Forces. 1990. — Vol. 69, № 1. — P. 192 — 218.
- Rankin R.J., Gaite A. J., Heiry T. Cultural modification of effect of family size on intelligence // Psychological Reports. 1979. — Vol. 45, № 2. — P. 391 — 397.
- Ratner N.B. Patterns of vocabulary selection in speech to very young children // Journal of Child Language. 1988. — Vol. 15. — P. 481 — 492.
- Reese E., Fivush R. Parental styles of talking about the past // Developmental Psychology. 1993. — Vol. 29, № 3. — P. 596 — 606.
- Richardson K. Reading attainment and family size: An anomaly // British Journal of Educational Psychology. 1977. — Vol. 47, № 1. — P. 71 — 75.
- Ringler N.A. Longitudinal study of mothers' language // The development of communication / N. Waterson, C.A. Snow, Eds. London: Wiley, 1978. — P. 151 -158.
- Robinson A., et al. Sex chromosomal anomalies: Prospective studies in children // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development. 1984. -P. 133 — 142.
- Rogoff B. Apprenticeship in thinking: Cognitive development in social context. N.Y.: Oxford University Press. — 1990.
- Rondal J. Father’s and mother’s speech in early language development // Journal of Child Language. 1980. — Vol. 7. — P. 353 — 369.
- Rudmin F. Historical note on the development of possessive pronouns // Journal of Speech and Hearing Disorders. 1985. — Vol. 50, № 3. — P. 298 — 299.
- Rutter M., Yule W. Specific reading retardation // The First Review of special Education / L. Mann, D. Sabatino, Eds. L.: Grune & Stratton, 1973.
- Saini G.S., Bedi S. Study of time devoted to reading by members of the YUV dais (youth clubs) in Punjab // Indian Journal of Behaviour. 1989. — Vol. 13, № 4.-P. 15−19.
- Sandhu R., Bhargava M. Background factors as determinants of children’s perception of maternal acceptance // Indian Journal of Current Psychological Research. 1987. — Vol. 2, № 2. — P. 124 — 128.
- Schmidt Kolmer E. Hospitalmusschaden in Kindereinnchtungen des Vorschulalters // Das milieugeschadigte Kind. — Jena, 1961.
- Scott R., Kobes D.A. The influence of family size on learning readiness patterns of socioeconomically disadvantaged pre-school Blacks // Journal of Clinical Psychology. 1975. — Vol. 31, № 1. — P. 85 — 88.
- Scott R., Seifert K. Family size and learning readiness profiles of socioeconomically disadvantaged pre-school whites // Journal of Psychology. -1975.-Vol 89, № 1,-P. 3−7.
- Silva P.A., Williams S., McGee R. A longitudinal study of children with developmental language delay at age three: Later intelligence, reading and behaviour problems // Developmental Medicine and Child Neurology. 1987. -Vol. 29, .No 5.-P. 630−640.
- Smith Т.Е. Growth in academic achievement and teaching younger siblings // Social Psychology Quarterly. 1993. — Vol. 56, № 1. — P. 77 -85.
- Snow C.E. Mothers' speech to children learning language // Child Development. 1972. — Vol. 43. — P. 549 — 565.
- Snow C.E. Understanding social interaction and language acqusition: Sentences are not enough // Interaction in human development / M. H. Bornstein, J. S. Bruner, Eds. Hillsdale, N.Y.: Erlbaum, 1989. — P. 83 — 103.
- Sokolov J.L. A local contingency analysis of the Fine-Turning Hypothesis // Developmental Psychology. 1993. — Vol. 29, № 6. — P. 1008 — 1023.
- Spitz R.A. Hospitalism. A follow-up report // Psychoanalytical Study of Child. 1946.-Vol. 2.-P. 113−117.
- Steelman L.C., Doby J.T. Family size and birth order as factors on the IQ performance of Black and White children // Sociology of Education. 1983. -Vol. 56, No 2. -P. 101−109.
- Stevenson N.W., Lucker W.G., Shin-yingLee, Stigler Y.W. Poor Readers in Three Cultures // The role of culture in developmental disorder / Ch. M. Super, Ed. P. 154−191.
- Stewart A.E., Stewart E.A. Trends in birth-order research: 1976 1993 // Individual Psychology: Journal of Adlerian Theory, Research & Practice. — 1995. -Vol. 51, № 1,-P. 21−36.
- Stoneman Z., Brody G.H. Examination of mothers' and fathers' speech to their young children // Child Development. -1981. Vol. 52. — P. 705 — 707.
- Storfer M. Intelligence and Giftedness: The Contribution of Heredity and Early Environment. N.Y.: Jossey — Bass Publ., 1990.
- Tamis-Le Monda C.S., Bornstein M.H. Specificity in Mother Toddler Language — Play relations across the second year // Developmental Psychology. -1994. — Vol. 30, № 2. — P. 283 — 292.
- Tamis-Le Monda C.S., Bornstein M.H., Cyphers L., Toda S., Ogino M. Language and play at one year: A comparison of toddlers and mothers in the United States and Japan // International Journal of Behavioural Development. -1992.-Vol. 15.-P. 19−42.
- Tashakkori A., Thompson V.D., Yousefi F. Adolescent perceptions of parental power: Do family size and ordinal position of the child make a difference? // International Journal of Psychology. 1990. — Vol. 25, № 4. — P. 397 — 416.
- Tomasello M., Conti-Romsden G., Ewert B. Young children’s conversations with their mother’s and father’s: Differences in breakdown and repair // Journal of Child Language. 1990. — Vol. 17. — P. 115 -130.
- Tomasello M., Mannle S. Pragmatics of sibling speech to one-year-olds // Child Development. 1985. — Vol. 56. — P. 911 — 917.
- Tomasello M., Mannle S., Barton M. The development of communicative competence in twins // Revue Internationale de Psychologie Sociale. 1989. -Vol. 2, № 1. — P. 49−59.
- Tomasello M., Mannle S., Kruger A.C. Linguistic environment of 1- to 2-year old twins // Developmental Psychology. 1986. — Vol. 22, № 2. — P. 169 — 187.
- Tomblin J.B. The effects of birth order on the occurrence of developmental language impairment // British Journal of Disorders of Communication. 1990. -Vol. 25, № 1.- P. 77 -84.
- Valencia R.R., Henderson R.W., Rankin R.J. Relationship of family constellation and schooling to intellectual performance of Mexican, American children // Journal of Educational Psychology. -1981. Vol. 73, № 4. — P. 524 -532.
- Van Kleeck A., Carpenter R. The effects of children’s language comprehension levels on adults' child-directed talk // Journal of Speech and Hearing Research. -1980.-Vol. 23.-P. 546−569.
- Velandia W., Grandon G.M., Page E.B. Family size, birth order, and intelligence in a large South American sample // American Educational Research Journal. 1978. — Vol. 15, № 3. — P. 399 — 416.
- Wagner M., Schubert H. Family size effects: A review // Journal of Genetic Psychology. 1985. — Vol. 146, № 1. — P.
- Wellen C.J. Effects of older siblings on the language young children hear and produce // Journal of Speech and Hearing Disorders. 1985. — Vol. 50, № 1. — P. 84 — 89.
- Wellen C.J., Broen P. The interruption of young children’s responses by older siblings // Journal of Speech and Hearing Disorders. 1982. — Vol. 47, № 2. — P. 216−222.
- Whiting В., Whiting J. Children of six cultures: A psycho-cultural analysis. -Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1975.
- Wimmer H., Nasseri C.F., Lukesch H. The significance of sociocultural, linguistic and cognitive characteristics for performance in school of first graders // Psychologie in Erziehung und Unterricht. 1975. — Vol. 22, № 4. — P. 199 — 220.
- Woollett A. The influence of older siblings on the language environment of young children. Special Issue: Language and cognition in early social interaction // British Journal of Developmental Psychology. 1986. — Vol. 4, № 3. p. 235 -245.
- Yamamoto M. Birth order, gender differences, and language development in modern Japanese pre-school children // Psychologia An International Journal of Psychology in the Orient. 1990. — Vol. 33, № 3. — P. 196 — 202.
- Zajonc R.B., Marcus G.B. Birth order and intellectual development // Psychological Review. 1975. — Vol. 82, № 1. — P. 74 — 88.