Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности речевого развития у детей из многодетных семей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационного исследования определяется той ролью, которую играет конфигурация семьи в формировании индивидуальности ребенка. Во многих исследованиях показано, что такие — казалось бы, формальные — характеристики, как количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка, интервалы между рождениями и т. д. -совсем небезразличны для когнитивного и личностного развития детей, а также для… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОЦЕСС РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ
    • 1. 1. Общие закономерности процесса речевого развития
      • 1. 1. 1. Освоение фонематической матрицы
      • 1. 1. 2. Развитие словаря
      • 1. 1. 3. Усвоение грамматического строя русского языка
    • 1. 2. Факторы и условия развития речи
      • 1. 2. 1. Социальные условия и развитие речи
      • 1. 2. 2. Психологические факторы
      • 1. 2. 3. Факторы семейной среды и конфигурации
    • 1. 3. Речевое развитие и овладение чтением

Особенности речевого развития у детей из многодетных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется той ролью, которую играет конфигурация семьи в формировании индивидуальности ребенка. Во многих исследованиях показано, что такие — казалось бы, формальные — характеристики, как количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка, интервалы между рождениями и т. д. -совсем небезразличны для когнитивного и личностного развития детей [1- 4- 19−21- 23- 30- 60- 118- 141- 145- 148- 231], а также для школьной успешности [95- 115- 210 цит. по 60]. В исследованиях, в частности, показано, что интеллект ребенка в среднем тем ниже, чем больше детей в семье, выше порядковый номер рождения ребенка и меньше интервал между рождениями детей [105, 107, 210 цит. по 60- 107- 231], причем отрицательному влиянию размера семьи в первую очередь подвержено вербальное развитие детей [21- 22- 110- 148- 206- 210]. Эта закономерность меньше всего выражена (или отсутствует) в верхних слоях общества, но вполне отчетлива и статистически надежна не только в низших слоях, но и в среднем классе [60].

Из существующих в настоящее время гипотез, объясняющих феномены многодетной семьи — экономических, физиологических, генетических и психологических — наибольшего внимания заслуживают последние, согласно которым механизм действия факторов конфигурации семьи кроется в изменениях психологического климата семьи при появлении каждого следующего ребенка [20- 30].

Одним из таких изменений является минимизация общения детей со взрослыми. Решающая роль общения со взрослым для психического развития ребенка вообще и его речи — в частности — показана в работах М. И. Лисиной [42- 43- 56], А. Г. Рузской [63- 69- 70], Е. О. Смирновой [80] и их коллег. В многодетных же семьях общение с родителями часто заменяется общением с сиблингами [30- 145]. В наиболее неблагоприятной ситуации развития в больших семьях находятся дети с высокими номерами рождения, так как им количественно не хватает общения с родителями и, кроме того, ухудшается качество этого общения: с увеличением числа детей в семье родители часто становятся более авторитарными, появляется тенденция к физическим мерам наказания, мать из-за перегрузок чаще раздражается [57- 224]. Сиблинги же, по сравнению с родителями, создают для младших детей менее богатую среду, (особенно при маленьких интервалах между их рождениями), что, по-видимому, оказывается значимым для общего интеллектуального развития [64- 140- 214]. Дефицит общения со взрослым сказывается, прежде всего, на речевом развитии ребенка [42- 56- 85]- отставание же в развитии речи приводит, в свою очередь, к отставанию в интеллектуальном развитии [46- 48- 66].

Поэтому есть все основания предположить, что причина снижения интеллектуального уровня детей в многодетной семье кроется в худшем у них овладении речью. В зарубежной литературе подобное предположение часто высказывается, но экспериментально не проверялось. Его экспериментальная проверка и стала целью данного исследования.

Исходя из сказанного выше, были сформулированы гипотезы исследования: 1) уровень речевого развития детей из многодетных семей ниже, чем у единственных детей- 2) в многодетных семьях уровень речевого развития детей с малым интервалом между их рождениями ниже, чем с большим.

Объект исследования: речевое развитие детей, вербальный интеллект матерей, стили родительского отношения к пробанду и ко всем детям в семье.

Предмет исследования: различия в речевом развитии детей из многодетных семей и единственных в семье, а также семейные факторы, ответственные за эти различия.

В соответствии с гипотезой исследования выдвигались следующие конкретные задачи:

1. Получить сравнительные данные о развитии речи у детей из многодетных и однодетных семей.

2. Изучить особенности развития речи у детей из многодетных семей с большим и маленьким интервалами между рождениями сиблингов.

3. Выявить влияние формальных характеристик семьи, стиля роди-тельско-детских отношений и вербального интеллекта матерей на речевое развитие детей.

Методы исследования: л.

1 — анализ психолого-педагогическои литературы по теме исследования;

— тестирование особенностей речевого развития у детей из многодетных семей и у единственных детей;

— оценка семейной среды ребенка: вербального интеллекта матерей, стилей отношения к пробанду и всем детям в больших семьяханкетирование родителей для получения формальных данных о семье;

— статистическая оценка полученных результатов, которая осуществлялась методами непараметрической статистики и регрессионного анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что впервые в нашей стране проведено исследование речевого развития детей из многодетной семьиполучены данные об особенностях развития морфологических и грамматических структур языка, овладения семантикой, синтаксисом, усвоения коммуникативной функции речи. Установлено, во-первых, влияние параметров конфигурации семьи на уровень речевого развития детейво-вторых, в исследовании получены новые данные о связи речевого развития детей с родительскими характеристиками — образованием, вербальным интеллектом матери, стилем ее отношения к данному ребенку и ко всем детям в многодетной семье. ^ Выявлены статистически надежные предикторы речевого развития детей в < многодетной семье.

Практическое значение работы определяется необходимостью пси-холого-профилакгической работы с детьми из многодетных семей. Несмотря на общий спад рождаемости, их не так уж мало: среди родившихся в 1989 г, т. е. теперешних младших школьников, 368 432 ребенка — примерно 17% всех родившихся — были третьими, четвертыми и т. д. в семье [16]- сейчас, по данным Центра комплексных социальных исследований, каждая десятая полная семья имеет по три и более детей. Следовательно, негативному (но поправимому) влиянию многодетности потенциально подвержено довольно большое количество детей. Результаты исследования могут быть использованы в психолого-профилакгическом консультировании для предупреждения отставаний в речевом развитии детей из многодетных семей, а также в педагогической практике с целью индивидуализации обучения таких детей. Это поможет избежать нежелательных последствий в их когнитивном развитии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Конфигурация семьи оказывает влияние на формирование речи ребенка: по всем характеристикам уровня речевого развития дети из многодетных семей отстают от единственных в семье.

2. В многодетных семьях уровень речевого развития существенно зависит от интервала между рождениями детей: меньший интервал оказывает дополнительное неблагоприятное воздействие.

3. При малом интервале, по сравнению с большим, больше всего страдает синтаксис, морфология и грамматика.

4. Речевое развитие ребенка в большой семье тем лучше, чем выше вербальный интеллект матери.

Апробация результатов исследования:

Основное содержание работы отражено в 8 публикациях общим объемом 3,75 п.л.

Сделаны доклады на Всероссийской конференции «Социальные и биологические факторы в психофизиологическом развитии ребенка» /Санкт-Петербург, 1994/, Всероссийской конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Н. А. Менчинской /Москва, 1995/, Третьей научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы развития личности» /Москва, 1995/, Четвертой научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика» /Москва, 1996/.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения, включает 13 таблиц, 17 рисунков.

ВЫВОДЫ.

1. На речевое развитие ребенка оказывают влияние параметры конфигурации семьи: уровень речевого развития детей из больших семей ниже, чем у единственных детей в семье.

2. Интервал между рождениями пробанда и ближайших к нему старшего и младшего сиблингов определяет его речевое развитие: меньший интервал, по сравнению с большим, приводит к отставанию в развитии синтаксических, морфологических и грамматических структур речи.

3. Речевое развитие ребенка в большой семье тем лучше, чем выше вербальный интеллект матери.

4. Объединенное действие предикторов, включающих параметры конфигурации семьи и материнские психологические характеристики, обуславливает более надежное предсказание развития речевых способностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1994. — 304 с.
  2. Ф. К вопросу о речевых запасах и навыках детей школьников и подростков — внешкольников // Родной язык в школе. — 1927. — Кн. 6. — С. 284 — 300.
  3. П.П. О связи между IQ школьников и возрастом матери, номером ее беременности, а также трудностями родов // Педология и школа. 1929. -Вып. 11.
  4. А .Я. Структура и типы родительского отношения: Дис.. канд. психол. наук. М., 1986. — 218 с.
  5. А.Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике / под ред. В. М. Астапова М: МГУ, 1989. -187 с.-С. 107−113.
  6. В.П. Основы новой педагогики. Т. 1. — М.: Тип. И. Д. Сытина, 1913.
  7. И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 1990. — 194 с.
  8. Вопросы изучения языка ребенка / Под. ред. Н. А. Рыбникова. М. Л.: Гос. изд., 1930. — 108 с.
  9. Ю.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М., 1983. -368 с.
  10. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 221 с.
  11. А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. -М. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 60 с.
  12. А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Ч. 1 — 2. — 267 — 201 с.
  13. . Что такое психология ? М.: Мир, 1992. — В 2 т. — Т. 1. -496 с.
  14. . Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  15. Демографический ежегодник СССР. М., 1990.
  16. Демографический потенциал России / Отв. ред. Л. А. Беляева. М., 1996. Вып. 5−6.
  17. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск: Университетское, 1988. — 398 с.
  18. .С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения: Дис.. канд. психол наук. С. — Петербург., 1992. — 195 с.
  19. Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопр. психологии. -1991. № 1. — С. 135 — 142.
  20. Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопр. психологии. 1996. — № 2. — С. 104 — ИЗ.
  21. Т.А. Факторы формирования ребенка в многодетной семье: Дис.. канд. психол. наук. М., 1992. — 157 с.
  22. Т.А., Марютина Т. М., Равич-Щербо И.В., Трубников В. И. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии. 1996. — № 4 — С. 137 — 149.
  23. А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. М.: Институт практической психологии, 1996. — 264 с. — С. 49 — 59.
  24. А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста: Овладение категорией падежа имени существительного: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1955 — 16 с.
  25. В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-347 с.
  26. Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. — 163 с.
  27. П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопр. психологии. 1990. -№ 1. — С. 158- 164.
  28. М. Позиция в социальной ситуации и психическое развитие ребенка: Дис.. канд. психол. наук. М., 1981. — 197 с.
  29. М.Ю. Развитие движения у детей первого года жизни. М.: Педагогика, 1970. — 223 с.
  30. В.В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1970. — T. LXX, вып.Ю.-С. 1561 — 1565.
  31. Ф.А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопр. психологии. -1989.-№ 4. С. 110 -118.
  32. М.М. Особенности формирования систем временных связей во второй сигнальной системе // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1962. — Т. 12. — Вып. 3. — С. 450 — 456.
  33. М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия, 1973. -159 с.
  34. Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. М.: Тип. М. и С. Сабашниковы, 1912. — 448 с.
  35. К.Н. Очерк психологии ребенка раннего возраста. М.: Гос. изд., 1921.- 143 с.
  36. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага: Авиценум, 1984. 336 с.
  37. Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-311 с.
  38. А.Ф. Мой ребенок. Спб.: Тип. О. Богданова, 1914. — 228 с.
  39. А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. М.: Институт практической психологии, 1996. — 264 с.-С. 27−33.
  40. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  41. М.И., Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослых у детей раннего и дошкольного возраста // Проблемы общения и воспитание / Тарту: Изд-во Тартуского университета, 1974. — Ч. 1 — 222 с. — С. 148 — 157.
  42. П. Жизнь ребенка. Пг.: газ. «Школа и Жизнь», 1915. -98 с.
  43. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т. 1. — С. 516 — 567.
  44. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1958. --N2 5. — С. 3 — 17.
  45. А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия. М., 1958. — Т.2. — С. 5 — 42.
  46. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 96 с.
  47. Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. — № 5. — С. 12−17.
  48. Э. Лекции по экспериментальной педагогике. 4.1. — М.: Миръ, 1914−659 с. f
  49. А. Исправление речи учащихся // Родной язык в школе. 1927. -Кн. 1.-С. 294−308.
  50. Н.Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей // Психологический журнал. 1990. -№ 6.-С. 105−112.j 53. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990. -186 с.
  51. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981. -112 с.
  52. Р. С. Психология. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  53. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под. ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 219 с.
  54. Положение детей в Российской Федерации. 1993 год / Государственный доклад. М.: Дом, 1994. — 120 с.
  55. В. Душа ребенка. Спб.: Тип. А. Е. Рябченко, 2011. — 219 с.
  56. Равич Щербо И. В. Исследования по психогенетике // Вопр. психологии. — 1972. -№ 2. — С. 189 -198.
  57. Равич Щербо И. В. Проблема многодетности семьи и индивидуальности ребенка// Социальная работа. — 1992. — Вып. 5 -С. 121−138.
  58. Равич Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Ки-риакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопр. психологии. — 1996. — № 2. — С. 42 — 54.
  59. Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987. — 269 с.
  60. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 227 с.
  61. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 424 с.
  62. А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи у дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 21 с.
  63. Речь и интеллект в развитии ребенка / Под ред. А. Р. Лурия. М.: поли-графшкола им. А. В. Луначарского в Казани, 1927. — 239 с.
  64. Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка / Под. ред. А. Р. Лурия. М. — Л.: Гос. изд. РСФСР, 1930. — 192 с.
  65. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 336 с.
  66. А.Г., Рейнстейн А. Э. Речь дошкольников в общении со сверстником // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред.
  67. А .Я. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985. — 220 с. — С. 88 — 100.
  68. А.Г., Финашина Т. А. Особенности развития речи у детей, воспитывающихся в разных условиях // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — 223 с. — С. 63 — 66.
  69. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Ам-тауера. Обнинск: Принтер, 1993. — 12 с.
  70. Н.А. Деревенский школьник и его идеалы. М.: Задруга, 1916. -122 с.
  71. Н.А. Словарь русского ребенка. М. — Л.: Гос. изд., 1926. -112 с.
  72. H.A. Язык ребенка. М. — Л.: Гос. изд., 1926. — 84 с.
  73. М.А. Об искажении и огрубении речи учащихся // Родной язык в школе. -1927. Кн. 1. — С. 243 — 255.
  74. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -С-Птг.: Социально-психологический центр, 1996 347 с. i
  75. И.А. Душа ребенка. Спб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 2000. -104 с.
  76. М.М. Роль речевых и образных средств в творческом конструировании старших дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997−24 с.
  77. Смирнов Кутачевский А. Развитие устной речи учащихся // Родной язык в школе. — 1927. — Кн. 1. — С. 283 — 294.
  78. Е.О. Влияние общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977 — 22 с.
  79. Н.М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. Птг.: Тип. Т-ва А. В. Суворина «Новое время», 1917. — 400 с.
  80. Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. — 228 с.
  81. Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. -М.: Наука, 1979. 248 с.
  82. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М.: Наука, 1989. 191 с.
  83. М.П. Речевая реакция современного школьника в зависимости от социально-экономической и бытовой среды // Вопросы изучения языка ребенка / Под. ред. Н. А. Рыбникова. М. Л. 1930. С. 7 — 32.
  84. Н.А., Денисова М. П. Этапы развития поведения ребенка от рождения до одного года // Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества. М.- Л. — 1929. — Сб. 1.
  85. Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. — 17 с.
  86. Ф.И. Возникновение речи у ребенка // Ученые записки ЛГПИ. -1955.-Т. XII.
  87. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / Под ред. Е. С. Кубряковой. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  88. К.И. Маленькие дети. Л.: «Красная газета», Тип. им. Володарского, 1928. — 96 с.
  89. Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. — 192 с.
  90. Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: ПИ РАО, 1995. — 144 с. — С. 102 — 111.
  91. Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып. 13. — С. 101 -132.
  92. Школьная успеваемость и конфигурация семьи / Н. В. Гавриш, Н. В. Зырянова, С. Б. Малых и др. // Школа Здоровья. 1994. — № 1. — С. 37 — 49.
  93. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста Пг.: газ. «Школа и Жизнь», 1915. — 309 с.
  94. A.M. Тесты на испытание словесного творчества детей // Детская речь / Под. ред. Н. А. Рыбникова. М.: книжная фабрика Центриздата народов СССР, 1927.-С. 117−131.
  95. И. Развитее детской речи // Душевная жизнь детей / Под ред. А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева. М.: Гос. изд., 1910. — 487 с. — С. 212 — 221.
  96. Д.Б. Введение в детскую психологию // Психическое развитие в детских возрастах. М. — Воронеж, 1995. — 416 с. — С. 25 — 66.
  97. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 115 с.
  98. Д.Б. Как научить детей читать // Психическое развитие в детских возрастах. М. — Воронеж, 1995. — 416 с. — С. 323 — 350.
  99. Ackerman R.S., Khanna P. The relationship of high quality day care to middle-class 3-year-old's language performance // Early Childhood Research Quarterly. -1989.-Vol. 4, № 1. P. 97−116.
  100. Anastasy A. Intelligence and family size // Psychological Bulletin. 1956. -Vol. 53, № 3.-P. 198−222.
  101. Barton M., Tomasello M. The rest of the family: The role of the fathers and siblings in early language development // Input and interaction in language development / C. Galloway, B. Richards, Eds. Cambridge: Cambridge University Press, (in press).
  102. Beitchman J.H., Peterson ML, Clegg M. Speech and language impairment and psychiatric disorder: The relevance of family demographic variables // Child Psychiatry and Human Development. 1988. — Vol. 18, № 4. — P. 191 — 219.
  103. Bellinger D., Gleason J. B. Sex differences in parental directives to young children //Sex Roles. 1982. — Vol. 8. -P. 1123 — 1139.
  104. Belmont L., Marolla F. Birth order, family size and intelligence // Science. -1973.-Vol. 193.-P. 1094- 1101.
  105. Belsky J., Goode M.K., Most R.K. Maternal stimulation and infant exploratory competence: Cross sectional, correlational and experimental analyses // Child Development. — 1980. — Vol. 51. — P. 1163 — 1189.
  106. Berger M. Zur psychodynamischen Relevanz der Geschwisterbeziehung // Zeitschrift fur Kinder und Juden psychiatrie. 1985. — Vol. 13, № 2, — P. 123 -127.
  107. Blake J. Number of siblings and educational attainment // Science. 1989. -Vol. 245, № 4913. -P. 32−36.
  108. Brachfeld C.S., Simpson Т., Izenson N. Mother’s and father’s speech to infants in a teaching situation // Infant Mental Health Journal. 1988. — Vol. 9, № 2. — P. 184−191.
  109. Bredart-Compernol C., Rondal J., Peree F. More about maternal and parental speech to language-learning children in various dyadic and triadic situational contexts // International Journal of Psycholinguistics. -1981. Vol. 8. — P. 148 -168.
  110. Broen P. A. The verbal environment of the language-learning child / ASHA Monographs 17. Bethesda, MD: American Speech and Hearing Association, 1972.
  111. Cherry L., Lewis M. Mothers and two-year-olds: A study of sex-differentiated aspects of verbal interaction // Developmental Psychology. 1976. — Vol. 12. — P. 278 — 282.
  112. Cicirelly V.G. Children’s school grades and sibling structure // Psychological Reports. 1977. — Vol. 41, № 3, Pt. 2. — P. 1055 — 1058.
  113. Cicirelly V.G. Effects of sibling structure and interaction on children’s categorization style. // Developmental Psychology. 1973. — Vol. 96, № 1. — P. 132- 139.
  114. Clark E.V. The ontogenesis of meaning. Wiesbaden: Atheneion, 1979.
  115. Claussen J. Family structure, socialization, and personality // Review of child development research / L. Hoffman, M. Hoffman, Eds. N.Y.: Russel Sage, 1966.-P. 1−54.
  116. Cohen S.E., Beckwith L. Maternal language in infancy // Developmental Psychology. 1976. — Vol. 12, № 4. — P. 371 — 372.
  117. Cross T.G. Motherese: It’s association with the rate of syntactic acquisition in young children // The development of communication / N. Waterson, C. A. Snow, Eds. London: Wiley, 1978. — P. 132 — 146.
  118. Cross T.G. Mothers' speech adjustments: The contribution of selected child listener variables // Talking to children / C.E. Snow, C.A. Ferguson, Eds. -Cambridge: Cambridge University Press, 1977. P. 151 -158.
  119. Dunn J. The arrival of a sibling // Longitudinal studies in child psychology and psychiatry. Practical lessons from research experience / A.R. Nicol, Ed. N.Y.: Wiley, 1985.-P. 15−31.
  120. Dunn J., Brown J., Slomkowski C., Tesla C., Youngblade L. Young children’s understanding of other people’s feelings and beliefs: Individual differences and their antecedents // Child Development. -1991. Vol. 62. — P. 1352 — 1366.
  121. Dunn J., Kendrick C. Siblings: Love, envy, and understanding. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.
  122. Dunn J., Shatz M. Becoming a conversationalist despite (or Because of) having an older siblings // Child Development. 1989. — Vol. 60. — P. 399 — 410.
  123. Education, Health and Behaviour / M. Rutter, J. Tizard, K. Whitmore, Eds. -L.: Longmans, 1970.
  124. Eisenberg A.R. Dyads, triads and more: Preliminary analyses of complex family interaction / Unpublished manuscript. University of Texas at San Antonio, 1987.
  125. Elices J.A., Gonzalez C., Riveras F., del-Angel-Crespo M. Clase social у situacion dentro de la fratria: Interaccion у efectos sobre el desarrollo del individuo // Infancia у Aprendizaje. 1989. — № 46. — P. 37 — 47.
  126. Eppel H. Improvement in intelligence and language abilities in pre-school children // Zeitschrift fur Entwicklungspsychologie und Padagogishe Psychologie. 1974. — Vol. 6, № 2. — P. 109 — 123.
  127. Epstein L.H., Koeske R., Wing R.R., Valoski A. The effect of family variables on child weight change // Health Psychology. 1986. — Vol. 5, № 1. — P. 1 — 11.
  128. Frazer C., Roberts N. Mothers' speech to children of four different ages // Journal of Psycholinguistic Research. 1975. — Vol. 4, № 1. — P. 9 — 16.
  129. Furrow D., Nelson K. A further look at the motherese hypothesis: A replay to Gleitman, Newport & Gleitman // Journal of Child Language. 1986. — Vol. 3. -P. 163 — 187.
  130. Gesell A. Wolf Children and Human Child. N.Y.: Harper and Brothers, 1940.
  131. Gibbs E.D., Teti D.M., Bond L.A. Infant-sibling communication: Relationships to birth-spacing and cognitive and linguistic development // Infant Behaviour and Development. 1987. — Vol. 10, № 3. — P. 307 — 323.
  132. Gleason J.B. Fathers and other strangers: Men’s speech to young children // Georgetown University Round table on Language and Linguistics / D. P. Dato, Ed. Washington DC: Georgetown University Press, 1975. — P. 289 — 297.
  133. Greif LB. Sex differences in parent-child conversations // Women’s Studies International Quarterly. 1980. — Vol. 3. — P. 253 — 258.
  134. Grimm H., Scholer H. Heidelberger Sprachentwicklungs test. Handanweisung fur die Auswerfung und Interpretation. Gottingen, 1978.
  135. Hegar R.L. Legal and social work approaches to sibling separation in foster care // Child Welfare. 1988. — Vol. 67, № 2. — P. 113 -121.
  136. Hoff-Ginsberg E., Krueger W.M. Older siblings as conversational partners // Merrill Palmer Quarterly. -1991. Vol. 37, № 3. — P. 465 — 481.
  137. Hoff-Ginsberg E., Shatz M. Linguistic input and the child’s acquisition of language // Psychological Bulletin. 1982. — Vol. 92. — P. 3 — 26.
  138. Jarial G.S. Creativity and family size // Davalbagh Educational Institute Research Journal of Education. 1983. — Vol. 1, № 1. — P. 13 -17.
  139. Jocic M. Adaptation in adult speech during communication with children // The development of communication / N. Waterson, C. A. Snow, Eds. London: Wiley, 1978. — P. 159- 182.
  140. Jones C.P., Adamson L.B. Language use in mother child and mother — child -sibling interactions // Child Development. — 1987. — Vol. 58, № 2. — P. 356 — 366.
  141. Jose T. A voiceless home: Severe speech lag // Mental Retardation Bulletin. -1973.74. Vol. 2, № 2. — P. 52 — 57.
  142. Kalliopuska M. Empathy and birth order // Psychological Reports. 1984. -Vol. 55, № 1. — P. 115−118.
  143. Kastelova D. Social environment and vocabulary of the child // Psychologia a Patopsychologia Dietata. 1976. — Vol. 11, № 1. — P. 11 — 25.
  144. Lamb M.E. Interaction between 18-month-olds and their pre-school-aged siblings // Child Development. 1978. — Vol. 49. — P. 51 — 59.
  145. Lancer R.Y. Intelligence, family size and sibling age spacing // Personality and Individual Differences. 1984. — Vol. 5, № 2. — P. 151 -157.
  146. Lewis B.A., Ekelman B.L., Aram D.M. A familial study of severe phonological disorders // Journal of Speech and Hearing Research. 1989. — Vol. 32, № 4. — P. 713 -724.
  147. Lewis M., Kreitzberg V.S. Effects of birth order and spacing on mother-infant interactions // Developmental Psychology. 1979. — Vol. 15, № 6. — P. 617 — 625.
  148. Lieven E.V.M. Interactional style and children’s language learning // Topics in Language Disorders. 1984. — Vol. 4. — P. 15 — 23.
  149. Mahoney G. A developmental analysis of communication between mothers and infants with Down’s syndrome // Topics in Early Childhood Special Education. -1983.-Vol. 3, № 1. P. 63−76.
  150. Malone M., Guy R. A comparison of mother’s and father’s speech to their three year old sons // Journal of Psycholinguistic Research. 1982. — Vol. 11. — P. 599 — 608.
  151. Mannle S., Barton M., Tomasello M. Two-year-olds' conversations with their mothers and preschool-aged siblings // First Language. 1992. — Vol. 12, № 34, Pt.l.-P. 57−71.
  152. Mannle S., Tomasello M. Fathers, siblings- and the bridge hypothesis // Children’s language / К. E. Nelson, A. Van Kleeck, Eds. Hillsdale, N.Y.: Erlbaum, 1987. — Vol. 6. — P. 23 — 42.
  153. Martlew M. Mothers' control strategies in dyadic mother/child conversations // Journal of Psycholinguistic Research. 1980. — Vol. 9. — P. 327 — 347.
  154. Masur E.F., Gleason J. B. Parent-child interaction and the acquisition of lexical information during play // Developmental Psychology. 1980. — Vol. 16. — P. 404 -409.
  155. McCarthy D. Language development in children // Manual of child psychology / L. Carmichael (Ed.). N.Y.: Wiley, 1954. — P. 492 — 636.
  156. McDonald L., Pien D. Mother conversational behaviour as function of interactional intent // Journal of Child Language. 1982. — Vol. 9. — P. 337 — 358.
  157. McDonald M.A., Sigman M., Ungerer J.A. Intelligence and behavior problems in 5-year-olds in relation to representational abilities in the second year of life // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 1989. — Vol. 10. — P. 86
  158. McLaughlin В., White D., McDevitt Т., Raskin R. Mother’s and father’s speech to their young childrens: similar or different? // Journal of Child Language. 1993.-Vol. 10.-P. 245 -252.
  159. Mellor S. How do only children differ from other children? // Journal of Genetic Psychology. 1990. — Vol. 151, № 2. — P. 221 — 230.
  160. Miller N., Maruyama G. Ordinal position and peer popularity // Journal of Personality and Social Psychology. 1976. — Vol. 33, № 2. — P. 123 -131.
  161. Mishler E.G. Studies in dialogue and discourse II. Types of discourse initiated by and sustained through questioning // Journal of Psycholinguistic Research. -1975. Vol. 4. — P. 99−121.
  162. Moerk E.L. Pragmatic and semantic aspects of early language development. -Baltimore: University Park Press, 1977.
  163. Nelson K. Individual differences in language development: Implications for development and language // Developmental Psychology. -1981. Vol. 16. — P. 170- 198.
  164. Norman J.J. Family interactions, language development, and primary reading achievement of Black children in family of low income // Child Development. -1982. Vol. 53, № 2. — P. 349 — 358.
  165. Oakland Т., Wechsler S., Bensusan E., Stafford M. The construct and measurement of achievement among Brazilian children: An exploratory study // School Psychology International. 1994. — Vol. 15, .Mb 2. — P. 133 — 143.
  166. Olsen-Fulero L. Style and stability in mothers' conversational behavior: A study of individuals differences // Journal of Child Language. 1982. — № 9. — P. 543 — 564.
  167. Oshima-Takane Y. Children learn from speech not addressed to them: The case of personal pronouns // Journal of Child Language. 1988. — Vol. 15. — P. 95 -108.
  168. Oshima-Takane Y., Derevensky J. Do later-born children delay in early language development? / Poster presented at the International Conference on Infant Studies. Montreal, 1990, Apr.
  169. Pathak M.P., Saxena N.K., Mishra L.S. Speech development in mentally retarded children and some specific psychonomic factors // Indian Psychological Review. 1983. — Vol. 25, № 1 — 4, Spec. Issue. — P. 31 — 37.
  170. Pepler D.J., Ambramovitch R., Corter C. Sibling interaction in the home: A longitudinal study // Child development. -1981. Vol. 52. — P. 1344 — 1347.
  171. Peters A.M. Language learning strategies: Does the whole equal the sum of the parts? // Language. 1977. — Vol. 53. — P. 560 — 573.
  172. Phillips J. Syntax and vocabulary of mothers' speech to young children: age and sex comparisons // Child Development. 1973. — Vol. 44. — P. 193 — 196.
  173. Pine J.M. Variation in vocabulary development as a function of birth order // Child Development. 1995. — Vol. 66. — P. 272 — 281.
  174. Plante E. MRI findings in the parents and siblings of specifically language-impaired boys // Brain and Language. -1991. Vol. 41, № 1. — P. 67 — 80.
  175. Plomin R., Daniels D. Why are children in the same family so different from one another? // Behavioral and Brain Sciences. 1987, Vol. 10, № 1. — P. 1−16.
  176. Polirstok S.R. The relationship between birth order and reading ability in urban ninth grade junior high school students // Graduate Research in Education and Related Disciplines. 1975. — Vol. 8, № 1. — P. 68 — 97.
  177. Powell В., Steelman L. Beyond sibship size: Sibling density, sex composition, and educational outcomes // Social Forces. 1990. — Vol. 69, № 1. — P. 192 — 218.
  178. Rankin R.J., Gaite A. J., Heiry T. Cultural modification of effect of family size on intelligence // Psychological Reports. 1979. — Vol. 45, № 2. — P. 391 — 397.
  179. Ratner N.B. Patterns of vocabulary selection in speech to very young children // Journal of Child Language. 1988. — Vol. 15. — P. 481 — 492.
  180. Reese E., Fivush R. Parental styles of talking about the past // Developmental Psychology. 1993. — Vol. 29, № 3. — P. 596 — 606.
  181. Richardson K. Reading attainment and family size: An anomaly // British Journal of Educational Psychology. 1977. — Vol. 47, № 1. — P. 71 — 75.
  182. Ringler N.A. Longitudinal study of mothers' language // The development of communication / N. Waterson, C.A. Snow, Eds. London: Wiley, 1978. — P. 151 -158.
  183. Robinson A., et al. Sex chromosomal anomalies: Prospective studies in children // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development. 1984. -P. 133 — 142.
  184. Rogoff B. Apprenticeship in thinking: Cognitive development in social context. N.Y.: Oxford University Press. — 1990.
  185. Rondal J. Father’s and mother’s speech in early language development // Journal of Child Language. 1980. — Vol. 7. — P. 353 — 369.
  186. Rudmin F. Historical note on the development of possessive pronouns // Journal of Speech and Hearing Disorders. 1985. — Vol. 50, № 3. — P. 298 — 299.
  187. Rutter M., Yule W. Specific reading retardation // The First Review of special Education / L. Mann, D. Sabatino, Eds. L.: Grune & Stratton, 1973.
  188. Saini G.S., Bedi S. Study of time devoted to reading by members of the YUV dais (youth clubs) in Punjab // Indian Journal of Behaviour. 1989. — Vol. 13, № 4.-P. 15−19.
  189. Sandhu R., Bhargava M. Background factors as determinants of children’s perception of maternal acceptance // Indian Journal of Current Psychological Research. 1987. — Vol. 2, № 2. — P. 124 — 128.
  190. Schmidt Kolmer E. Hospitalmusschaden in Kindereinnchtungen des Vorschulalters // Das milieugeschadigte Kind. — Jena, 1961.
  191. Scott R., Kobes D.A. The influence of family size on learning readiness patterns of socioeconomically disadvantaged pre-school Blacks // Journal of Clinical Psychology. 1975. — Vol. 31, № 1. — P. 85 — 88.
  192. Scott R., Seifert K. Family size and learning readiness profiles of socioeconomically disadvantaged pre-school whites // Journal of Psychology. -1975.-Vol 89, № 1,-P. 3−7.
  193. Silva P.A., Williams S., McGee R. A longitudinal study of children with developmental language delay at age three: Later intelligence, reading and behaviour problems // Developmental Medicine and Child Neurology. 1987. -Vol. 29, .No 5.-P. 630−640.
  194. Smith Т.Е. Growth in academic achievement and teaching younger siblings // Social Psychology Quarterly. 1993. — Vol. 56, № 1. — P. 77 -85.
  195. Snow C.E. Mothers' speech to children learning language // Child Development. 1972. — Vol. 43. — P. 549 — 565.
  196. Snow C.E. Understanding social interaction and language acqusition: Sentences are not enough // Interaction in human development / M. H. Bornstein, J. S. Bruner, Eds. Hillsdale, N.Y.: Erlbaum, 1989. — P. 83 — 103.
  197. Sokolov J.L. A local contingency analysis of the Fine-Turning Hypothesis // Developmental Psychology. 1993. — Vol. 29, № 6. — P. 1008 — 1023.
  198. Spitz R.A. Hospitalism. A follow-up report // Psychoanalytical Study of Child. 1946.-Vol. 2.-P. 113−117.
  199. Steelman L.C., Doby J.T. Family size and birth order as factors on the IQ performance of Black and White children // Sociology of Education. 1983. -Vol. 56, No 2. -P. 101−109.
  200. Stevenson N.W., Lucker W.G., Shin-yingLee, Stigler Y.W. Poor Readers in Three Cultures // The role of culture in developmental disorder / Ch. M. Super, Ed. P. 154−191.
  201. Stewart A.E., Stewart E.A. Trends in birth-order research: 1976 1993 // Individual Psychology: Journal of Adlerian Theory, Research & Practice. — 1995. -Vol. 51, № 1,-P. 21−36.
  202. Stoneman Z., Brody G.H. Examination of mothers' and fathers' speech to their young children // Child Development. -1981. Vol. 52. — P. 705 — 707.
  203. Storfer M. Intelligence and Giftedness: The Contribution of Heredity and Early Environment. N.Y.: Jossey — Bass Publ., 1990.
  204. Tamis-Le Monda C.S., Bornstein M.H. Specificity in Mother Toddler Language — Play relations across the second year // Developmental Psychology. -1994. — Vol. 30, № 2. — P. 283 — 292.
  205. Tamis-Le Monda C.S., Bornstein M.H., Cyphers L., Toda S., Ogino M. Language and play at one year: A comparison of toddlers and mothers in the United States and Japan // International Journal of Behavioural Development. -1992.-Vol. 15.-P. 19−42.
  206. Tashakkori A., Thompson V.D., Yousefi F. Adolescent perceptions of parental power: Do family size and ordinal position of the child make a difference? // International Journal of Psychology. 1990. — Vol. 25, № 4. — P. 397 — 416.
  207. Tomasello M., Conti-Romsden G., Ewert B. Young children’s conversations with their mother’s and father’s: Differences in breakdown and repair // Journal of Child Language. 1990. — Vol. 17. — P. 115 -130.
  208. Tomasello M., Mannle S. Pragmatics of sibling speech to one-year-olds // Child Development. 1985. — Vol. 56. — P. 911 — 917.
  209. Tomasello M., Mannle S., Barton M. The development of communicative competence in twins // Revue Internationale de Psychologie Sociale. 1989. -Vol. 2, № 1. — P. 49−59.
  210. Tomasello M., Mannle S., Kruger A.C. Linguistic environment of 1- to 2-year old twins // Developmental Psychology. 1986. — Vol. 22, № 2. — P. 169 — 187.
  211. Tomblin J.B. The effects of birth order on the occurrence of developmental language impairment // British Journal of Disorders of Communication. 1990. -Vol. 25, № 1.- P. 77 -84.
  212. Valencia R.R., Henderson R.W., Rankin R.J. Relationship of family constellation and schooling to intellectual performance of Mexican, American children // Journal of Educational Psychology. -1981. Vol. 73, № 4. — P. 524 -532.
  213. Van Kleeck A., Carpenter R. The effects of children’s language comprehension levels on adults' child-directed talk // Journal of Speech and Hearing Research. -1980.-Vol. 23.-P. 546−569.
  214. Velandia W., Grandon G.M., Page E.B. Family size, birth order, and intelligence in a large South American sample // American Educational Research Journal. 1978. — Vol. 15, № 3. — P. 399 — 416.
  215. Wagner M., Schubert H. Family size effects: A review // Journal of Genetic Psychology. 1985. — Vol. 146, № 1. — P.
  216. Wellen C.J. Effects of older siblings on the language young children hear and produce // Journal of Speech and Hearing Disorders. 1985. — Vol. 50, № 1. — P. 84 — 89.
  217. Wellen C.J., Broen P. The interruption of young children’s responses by older siblings // Journal of Speech and Hearing Disorders. 1982. — Vol. 47, № 2. — P. 216−222.
  218. Whiting В., Whiting J. Children of six cultures: A psycho-cultural analysis. -Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1975.
  219. Wimmer H., Nasseri C.F., Lukesch H. The significance of sociocultural, linguistic and cognitive characteristics for performance in school of first graders // Psychologie in Erziehung und Unterricht. 1975. — Vol. 22, № 4. — P. 199 — 220.
  220. Woollett A. The influence of older siblings on the language environment of young children. Special Issue: Language and cognition in early social interaction // British Journal of Developmental Psychology. 1986. — Vol. 4, № 3. p. 235 -245.
  221. Yamamoto M. Birth order, gender differences, and language development in modern Japanese pre-school children // Psychologia An International Journal of Psychology in the Orient. 1990. — Vol. 33, № 3. — P. 196 — 202.
  222. Zajonc R.B., Marcus G.B. Birth order and intellectual development // Psychological Review. 1975. — Vol. 82, № 1. — P. 74 — 88.
Заполнить форму текущей работой