Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эгоцентризм. 
Психология детской одаренности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложности преодоления познавательного эгоцентризма определяются не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения. Они возникают из-за оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные способности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по преодолению эгоцентризма у одаренных детей. В зрелом возрасте это свойство приводит… Читать ещё >

Эгоцентризм. Психология детской одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одаренные дети, так же как и их нормальные сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них в мыслях, желаниях и поступках. Это качество свойственно и взрослым, но если эгоцентризм взрослого — в значительной мере — результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу и определяется его неспособностью встать на позицию другого человека, связанную с ограниченностью его опыта. У большинства людей с возрастом это проходит.

Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма у одаренных детей. Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически (С. Кейплан, Д. Сиск, Л. Холлингоуорт и др.).

Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. Исследования показали, что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у «нормального», в других, наоборот, выражен меньше (А.И. Савенков, Е.А. Фокина).

Проявляемый в познавательной сфере эгоцентризм именуется «познавательным». Собственная исследовательская практика позволяет сделать вывод о том, что этот вид эгоцентризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически не способны понять, почему-то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.

Третьеклассник Миша из экспериментальной школы нашел оригинальный способ решения очень сложной задачи. Учитель попросил его объяснить, как он добился решения. Миша у доски изложил свое решение классу. Но учитель заметил, что многие дети не поняли сделанного Мишей объяснения, и вновь попросил Мишу рассказать о своем решении. С трудом скрывая собственное раздражение, Миша рассказал еще раз. Несмотря на это, ход Мишиных мыслей остался непонятен многим ребятам. Когда учитель в третий раз обратился к нему с просьбой объяснить все еще раз. Миша возмутился, всплеснул руками и сказал: «Сколько можно вам объяснять? Ведь это же так просто! Смотрите…»

Моральный эгоцентризм. Детям и подросткам бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее — все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойственен одаренному ребенку в меньшей степени, чем «нормальным» детям, и преодолевается он легче.

Коммуникативный эгоцентризм. Первооткрыватель детского эгоцентризма Ж. Пиаже, много наблюдал за речью дошкольников. Он и определил, что в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего.

Детям, обучающимся в одном из наших экспериментальных образовательных учреждений № 1611г. Москвы, было дано необычное задание. Учительница прочитала им неоконченный рассказ и попросила самим его продолжить. Рассказ был коротким: «Сережа жил на двенадцатом этаже большого многоэтажного дома. Однажды мальчик обнаружил на балконе газету, которую вчера читал его папа. Сережа тут же придумал интересную игру — он стал рвать эту газету и бросать клочки бумаги с балкона. Они красиво кружились в воздушных потоках и падали на газон, тротуар, на деревья…»

Представь, что ты друг этого мальчика. Ты шел по тротуару и увидел, чем занимается твой товарищ,. Что бы ты сказал ему и что бы ты сделал? Затем представь, что ты милиционер… бабушка этого мальчика… его сестра… его папа или мама и др.

Ответы детей показали, что большинство отвечают стереотипно. Роли меняются, а ответы остаются неизменными. Иная картина наблюдается у одаренных детей, они легче встают на позицию другого человека.

Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере, где опять-таки одаренный ребенок думает об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в данном случае — особенность возрастного развития. Он преодолевается со временем.

Моральный и коммуникативный эгоцентризм преодолевается одаренным ребенком несколько легче, чем «нормальными» его сверстниками. Основой этого являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способности к метапознанию.

Сложности преодоления познавательного эгоцентризма определяются не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения. Они возникают из-за оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные способности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по преодолению эгоцентризма у одаренных детей. В зрелом возрасте это свойство приводит к крайне негативным последствиям. Исследователи Ю. Д. Бабаева и А. Е. Войскунский, изучавшие особенности мышления и поведения юных «хакеров», выявили, что им в значительно большей мере, чем их сверстникам, присущ познавательный эгоцентризм.

По справедливому утверждению психолога К. Тэкэкс, свойственная одаренным неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой