Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические факторы профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роджерс, В. Франки и др.) — концепции профессионализма и профессиональной карьеры (В.А. Бодров, Э. Н. Гусинский, A.A. Деркач, С. А. Дружилов, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Н. В. Самоукина, Д. Сьюпер, Э. Э. Сыманкж, Ю. И. Турчанинова и др.) — теории трудовой мотивации (Е.П. Ильин, А. Маслоу, Д. Макгрегор, Д. Мак Клелланд, В. Оучи, Ф. Херцберг и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения факторов профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций
    • 1. 1. Профессиональная самореализация как предмет исследования психологии труда
    • 1. 2. Профессиональная самореализация в системе релевантных понятий
    • 1. 3. Психологический анализ деятельности руководителя коммерческой организации в контексте его профессиональной самореализации
      • 1. 3. 1. Основные характеристики процесса управления и управленческих функций руководителя
      • 1. 3. 2. Коммерческая деятельность как сфера профессиональной самореализации руководителя
      • 1. 3. 3. Психологический тип руководителя коммерческой организации
    • 1. 4. Основные факторы, детерминирующие профессиональную самореализацию руководителя коммерческой организации
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Разработка психодиагностической методики для изучения профессиональной самореализации. Программа исследования
    • 2. 1. Разработка, описание и психометрия психодиагностической методики «Тип и уровень профессиональной самореализации»
      • 2. 1. 1. Качественный анализ содержания психодиагностической методики «Тип и уровень профессиональной самореализации»
      • 2. 1. 2. Концептуальная основа психодиагностической методики
  • Тип и уровень профессиональной самореализации"
    • 2. 1. 3. Количественный анализ содержания психодиагностической методики «Тип и уровень профессиональной самореализации»
    • 2. 1. 4. Психометрическая проверка надежности и валидности психодиагностической методики «Тип и уровень профессиональной самореализации»
    • 2. 2. Программа эмпирического исследования
  • Выводы по главе 2
    • Глава 3. Эмпирическое исследование психологических факторов профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций
    • 3. 1. Индивидуально-психологические факторы профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций
    • 3. 2. Ситуационно-психологические факторы профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций
    • 3. 3. Анализ взаимовлияния особенностей профессиональной самореализации руководителя и эффективности его деятельности
    • 3. 4. Рекомендации по психологическому сопровождению профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций
  • Выводы по главе 3

Психологические факторы профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Инновационная политика России сопровождается появлением коммерческих, независимых от государства организаций и предприятий, осуществляющих свою деятельность в сложных условиях конкуренции и неопределенности экономических и социальных прогнозов. Этот переход выдвигает новый для нашей страны класс руководителей коммерческих организаций, от которых зависит развитие производства и инфраструктуры, занятость и весь комплекс производственных отношений.

В связи с этим появляется немало чисто психологических вопросов, касающихся труда руководителя в новых условиях. Эти вопросы прежде всего связаны с организацией труда руководящих работников, их личностным и профессиональным ростом, активностью, творческой продуктивностью, подбором и расстановкой управленческих кадров. Решение большинства названных вопросов невозможно или крайне неэффективно без учета психологических качеств руководителя.

Должность руководителя в коммерческой организации предоставляет большие возможности для саморазвития человека и реализации творческого подхода к выполняемым функциям, в сочетании с высоким доходом и статусными отличиями. С другой стороны, характер данной деятельности предъявляет объективные требования к руководителю и тем самым ограничивает свободу самовыражения. Стремление к достижению больших прибылей подчас реализуется в ущерб личным интересам и самореализации.

Профессиональная самореализация как теоретический конструкт недостаточно точно определена в психологии труда. Отсутствие однозначных трактовок объясняется его сложностью на феноменологическом уровне. Комплексное изучение различных аспектов профессиональной самореализации позволяет обобщить достижения в изучении данного вопроса.

Знание психологических факторов, детерминирующих особенности профессиональной самореализации руководителя коммерческой организации, позволяет спрогнозировать и скорректировать процесс профессионального развития субъекта управления. Настоящее исследование призвано ответить на вопрос, каковы особенности профессиональной самореализации лиц, основной целью труда которых является получение финансовой прибыли, а также какими психологическими факторами обусловлены возможности профессиональной самореализации руководителя в коммерческой сфере. Профессиональная самореализация в бизнесе не может носить спонтанный характер, она должна формироваться в русле общей жизненной перспективы, подкрепляться определенной личностной организацией и благоприятным влиянием среды. Выявление психологических детерминант успешной профессиональной самореализации руководителя способно обеспечить высокую личную эффективность руководителя, а следовательно, и эффективность организации в целом. Исходя из этого, представляется актуальным анализ психологических факторов, которые способствовали бы профессиональному развитию руководителя коммерческой организации. Разработка методов диагностики и психологического сопровождения профессиональной самореализации этих специалистов призвана обеспечить конструктивное преодоление кризисов профессионального развития.

В данном диссертационном исследовании осуществлен комплексный анализ профессиональной самореализации руководителей крупных коммерческих организаций. В частности, изучена ее структура, типология и факторыразработана методика для диагностики профессиональной самореализацииразработаны предложения по психологическому сопровождению профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций.

Цель исследования.

Осуществить комплексный анализ феномена профессиональной самореализации и исследовать психологические факторы, детерминирующие тип профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций.

Задачи исследования.

1. Раскрыть теоретико-методологические предпосылки изучения профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций.

2. Сформировать концептуальную основу исследования факторов профессиональной самореализации.

3. Разработать и апробировать психодиагностический материал по изучению особенностей профессиональной самореализации.

4. Изучить структуру, уровень и тип профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций.

5. Определить и проанализировать состав факторов профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций с различными типами профессиональной самореализации.

6. Определить меру влияния особенностей профессиональной самореализации на эффективность деятельности руководителя коммерческой организации.

7. Выработать практические рекомендации для служб персонала коммерческих организаций по психологическому сопровождению профессиональной самореализации руководителей.

Объект исследования.

Профессиональная самореализация руководителей коммерческих организаций.

Предмет исследования.

Психологические факторы, детерминирующие тип профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций.

Общая гипотеза.

Профессиональная самореализация руководителей коммерческих организаций определяется через присущие ей структуру, уровень и тип и детерминирована как индивидуально-психологическими, так и ситуационно-психологическими факторами.

Частные гипотезы.

1. Профессиональная самореализация имеет структуру, детерминирующую ее типологию и уровень, которые могут быть измерены.

2. Тип профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций детерминирован такими психологическими факторами как личностные черты, смысложизненные ориентации, удовлетворенность социальными достижениями.

3. Среди руководителей коммерческих организаций преобладают лица с успешной профессиональной самореализацией.

4. Успешная профессиональная самореализация является необходимым условием высокой эффективности деятельности руководителя.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

• фундаментальные методологические принципы психологии: объективности, детерминизма, системности, субъектности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, A.B. Юревич и др.);

• положения системного и субъектно-деятельностного подходов (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. А. Бодров, А. Л. Журавлев, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, О. Г. Носкова, Н. С. Пряжников, Е. Ю Пряжникова, С. Л. Рубинштейн и др.).

В диссертационной работе мы также опирались на исследования феномена самореализации отечественными и зарубежными учеными (P.A. Ахмеров, Т. Ашер, Е. Е. Вахромов, В. Н. Дружинин, A.M. Кириченко, Л. А. Коростылева, А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, К.

Роджерс, В. Франки и др.) — концепции профессионализма и профессиональной карьеры (В.А. Бодров, Э. Н. Гусинский, A.A. Деркач, С. А. Дружилов, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Н. В. Самоукина, Д. Сьюпер, Э. Э. Сыманкж, Ю. И. Турчанинова и др.) — теории трудовой мотивации (Е.П. Ильин, А. Маслоу, Д. Макгрегор, Д. Мак Клелланд, В. Оучи, Ф. Херцберг и др.) — проблемы профессионального самоопределения и индивидуального стиля деятельности (A.B. Батаршев, С. А. Дружилов, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова и др.) — исследования, посвященные проблемам руководства (Ю.Е. Булыгин, А. Д. Глоточкин, Т. А. Жалагина, A.B. Карпов, Е. С. Кузьмина, М. Б. Курбатова, М. И. Магура, А. Мескон, А. Морита, В. А. Розанова, Р. Рюттингер, А. Файоль и др.) — теоретические и эмпирические исследования коммерческой деятельности, предпринимательства и бизнеса (Р. Аткинсон, Ю. В. Волков, A. J1. Журавлев, Т. И. Заславская, В. К. Козлов, А. Коул, М. Б. Сандомирский, С. А. Уваров, А. Е. Чирикова, Н. В. Яковлева и др.) — программы психологического сопровождения (P.A. Ахмеров, С. И. Змеёв, A.A. Кроник, Е. В. Сидоренко, JI.A. Степнова и др.).

Методы исследования.

Для достижения цели исследования применялась композиция основных, широко применяющихся методологических подходов и авторских средств. Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов, адекватных природе профессиональной самореализации:

• методы теоретического познания: обзорное теоретико-аналитическое исследование научной литературы по изучаемой проблеме с опорой на категориальный аппарат психологии, идеализация, формализация.

• психодиагностический метод, представленный комплексом методик, сконструированных отечественными исследователями, адаптированных зарубежных методик, а также авторских средств («Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ — адаптированный тест.

MMPI (JI.H. Собчик)", «Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев)», «Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман, модификация В.В. Бойко)», «Экспертная оценка работы руководителя (оценочная форма) (М.И. Магура, М.Б. Курбатова)», авторская методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»).

• качественные методы сбора эмпирических данных — метод фокус-групп и контент-анализ.

• математико-статистические методы обработки данных: описательные статистики, корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ, однофакторный дисперсионный анализ, критерии различий в уровне признака Стьюдента, Краскела-Уоллиса, — реализованные в стандартизированном пакете программ PASW Statistics 18.0.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались методологическими принципами, положенными в его основу, глубиной теоретического анализа изучаемой проблемы, адекватностью научного аппарата — методов и методик, программы исследованияпоставленным целям и задачам, репрезентативностью выборки респондентов, применением методов математической статистики, сочетанием количественного и качественного анализов результатов.

Основная выборка исследования включает 144 респондента из 3 коммерческих организаций г. Москвы. Возраст респондентов от 31 до 60 лет, характер занимаемой должности — руководитель низового, среднего или высшего звена. Общий трудовой стаж от 13 до 43 лет, в данной должности — от 0,5 до 25 лет, из них: 68% мужчин, 32% женщин- 28% руководителей высшего звена, 32% руководителей среднего звена, 40% руководителей низового звена.

Выборка пилотажного исследования, сформированная с целью верификации авторской психодиагностической методики «Тип и уровень профессиональной самореализации», включает 100 респондентов. Выборку составили субъекты профессиональной деятельности мужского и женского пола в возрасте 22 — 60 лет, с общим стажем трудовой деятельности от 0,5 до 40 лет, со стажем работы в данной должности не менее 0,5 лет. В состав респондентов входили 20 руководителей всех уровней, 20 офисных служащих, 20 квалифицированных рабочих, 20 работников культуры, 20 работников спорта.

Всего в исследовании приняло участие 244 человека.

Основные этапы исследования.

Исследование профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций проходило в четыре этапа.

1 этап (2007 г.) — организационно-теоретический: постановка и обоснование проблемы структуры детерминации профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций, выбор объекта и предмета исследования, формулировка гипотезтеоретический анализ меры разработанности научной проблемы профессиональной самореализации.

2 этап (январь — июнь 2008 г.) — психометрический: разработка концептуальных основ психологической диагностики профессиональной самореализации, конструирование авторской психодиагностической методики «Тип и уровень профессиональной самореализации" — пилотажное исследование с целью верификации методики;

3 этап (июль 2008 г. — 2009 г.) — эмпирический: изучение структуры, типологии и детерминации профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций, составляющих основную выборку исследованияисследование взаимовлияния эффективности деятельности руководителей коммерческих организаций и профессиональной самореализации;

4 этап (2010 г.) — итоговый: обобщение полученных результатов, разработка практических рекомендаций по психологическому сопровождению профессиональной самореализации руководителей коммерческих организацийоформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна работы заключается в следующем:

• обобщены и систематизированы теоретические основы изучения профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций — определена внутренняя структура понятия «профессиональная самореализация» и его место среди релевантных понятий, что способствует интеграции конструкта «профессиональная самореализация» в понятийный аппарат психологии труда;

• определена детерминация типа профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций системой индивидуально-психологических и ситуационно-психологических факторов, доказано взаимовлияние эффективности деятельности руководителя коммерческой организации и уровня его профессиональной самореализации;

• построена обобщенная классификация факторов профессиональной самореализации, что вносит вклад в развитие теоретических основ психологии труда;

• разработана структурная модель и типология профессиональной самореализации, что способствует систематизации научного знания о профессиональной самореализации;

• сконструирована и верифицирована авторская психодиагностическая методика по выявлению структуры, типа и уровня профессиональной самореализации, которая может использоваться в научных исследованиях.

Теоретическая значимость исследования.

В диссертационном исследовании систематизированы и конкретизированы существующие методологические основания изучения конструкта «профессиональная самореализация».

Выделены и феноменологически описаны психологические факторы профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций, установлено взаимовлияние эффективности деятельности и уровня профессиональной самореализации, что содействует развитию теоретического базиса психологии труда руководителя. Определены типы профессиональной самореализации руководителей российских коммерческих компаний.

Разработана концептуальная основа изучения профессиональной самореализации, включающая определение понятия, структурную модель, типологию, что способствует повышению научности понятия «профессиональная самореализация» и его интеграции в предметную область психологии труда.

Выводы и результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических основ психологии труда, в частности психологии профессионального и личностного развития субъекта труда, психологии профессионального самоопределения.

Практическая значимость исследования.

Результаты работы расширяют и углубляют знания о сущности, структуре, типологии профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций, а также представляют основу для практической деятельности специалистов служб персонала по психологическому сопровождению профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций.

Результаты исследования предоставляют возможность проведения работы по диагностике особенностей профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций, осуществлению мер по предотвращению развития неблагоприятных типов профессиональной самореализации.

Разработанная и верифицированная психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» может быть использована для диагностических и исследовательских целей, она является валидным, конструктивным и простым в использовании средством практической работы организационного психолога.

Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки психологов, социальных работников, менеджеров.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная самореализация руководителей коммерческих организаций детерминирована системой индивидуально-психологических и ситуационно-психологических факторов, адекватных характеру задач и условиям профессиональной деятельности. Существует высокая содержательная согласованность особенностей профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций и факторов, ее обуславливающих. Отдельные индивидуально-психологические и ситуационно-психологические факторы образуют совокупность свойств, связующим компонентом которой оказывается самосознание сделанных жизненных выборов.

2. В основе успешной профессиональной самореализации лежат такие психологические факторы как личностные черты (тревожность, импульсивность, оптимистичность), характеристики рефлексивного плана сознания (идентичность, свобода выбора, значимость психологического прошлого), благополучие в сфере финансов и межличностных отношений. При прогнозе типа профессиональной самореализации необходимо учитывать быстроту реагирования руководителя на любые изменения обстановки, стремление к самосовершенствованию и повышению собственной эффективности, уровень личностной тревожности, удовлетворенность собственной жизнью как результатом последовательности значимых выборов, которые основаны на осознании себя, своих целей и ценностей.

3. Профессиональная самореализация — это интегральная динамическая характеристика субъекта труда, отражающая процесс и результат осуществления им в профессиональной деятельности своей индивидуальности, трансляции своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы. Сущностную основу профессиональной самореализации составляет совокупность трех ее компонентов — целевого, ресурсного и феноменологического.

4. Профессиональная самореализация руководителей коммерческих организаций и эффективность их деятельности взаимообусловлены. Наиболее высокая эффективность деятельности руководителя обеспечивается ресурсным компонентом профессиональной самореализации, то есть эксплуатацией психологических и физиологических ресурсов.

5. Специфика профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций выражается в пяти типах профессиональной самореализации: успешном, астеническом, нерефлексируемом (мнимом), ложном, прогнозируемом ложном.

6. Профессиональная самореализация руководителей коммерческих организаций определяется через структурные компоненты, детерминирующие ее тип и уровень, которые измеряются с помощью авторской психодиагностической методики «Тип и уровень профессиональной самореализации».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством их обсуждения на заседаниях кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии Тверского государственного университета (ТвГУ). Материалы диссертационного исследования были представлены на научных конференциях «Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований» (Тверь, 2008, 2009, 2010 гг.) — «круглом столе» международной научно-практической конференции «Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты» (Тверь, 2008 г.) — межкафедральном научно-методическом семинаре аспирантов и соискателей факультета психологии и социальной работы ТвГУ (Тверь, 2008 г.) — международной научно-методической конференции «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль, 2009) — научно-практической конференции «Акмеологические проблемы субъектности: интерпретация и диагностика» (Санкт-Петербург, 2009 г.) — международной научно-практической конференции «Психология управления в современной России: теория, эмпирические исследования, практика» (Тверь, 2010 г.) — международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества» (Саратов, 2010 г.). Основные положения работы изложены в научных статьях автора, в том числе в ведущих журналах, рекомендованных ВАК.

Полученные в диссертационном исследовании эмпирические результаты и практические рекомендации внедрены в деятельность служб персонала ООО «Деловой партнер» (г. Москва) и ООО «Цифроном Холдинг» (г. Тверь).

Структура и объем диссертации

определены общей логикой, целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Список литературы

включает 176 источников, из них 23 на английском языке. Работа содержит 15 рисунков, 15 таблиц, 15 приложений. Общий объем диссертации 179 страниц.

Результаты исследования имеют прогностический потенциал, они могут быть использованы в организации психологического сопровождения управления в коммерческой организации. В работе представлены практические рекомендации для специалистов служб персонала по психологическому сопровождению профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций.

Таким образом, гипотезы, выдвинутые в исследовании, получили свое подтверждение. Задачи, поставленные в ходе данной работы, реализованы полностью. Важным выводом является то, что профессиональная самореализация выступает неотъемлемой частью профессионального становления руководителя, обладает высокой субъективной значимостью и напрямую определяет эффективность его деятельности. Профессиональная самореализация руководителя детерминирована индивидуально-психологическими и ситуационно-психологическими особенностями субъекта.

Заключение

.

В связи с меняющимися ценностями в российском обществе, с преобладанием в профессиональной деятельности мотивов финансового благополучия, вопросы профессиональной самореализации встают особенно актуально. На современном этапе развития научного знания о труде наблюдается ориентация исследователей на изучение сложных интерсубъективных явлений, детерминирующих смысловые аспекты деятельности. Процесс профессиональной самореализации, выступающий эталоном профессионального становления субъекта, призван обеспечить эффективность его деятельности и высокий уровень индивидуального благополучия.

В результате данной работы сформировались предпосылки для интеграции конструкта «профессиональная самореализация» в предметную область психологии труда. В работе теоретически рассмотрен и изучен феномен профессиональной самореализации как интегрального психического образования, характеризующего процесс осуществления субъектом в деятельности своей индивидуальности. На основе теоретического анализа понимания профессиональной самореализации с позиций отечественных и зарубежных исследователей было сформулировано содержание понятия «профессиональная самореализация». Этот феномен может рассматриваться как интегральная динамическая характеристика субъекта труда, отражающая процесс и результат осуществления им в профессиональной деятельности своей индивидуальности, трансляции своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы.

При анализе теоретическо-методологических основ исследования профессиональной самореализации были получены: компонентный состав профессиональной самореализации (целевой, ресурсный, феноменологический), типы профессиональной самореализации (успешная, прогнозируемая успешная, ложная, прогнозируемая ложная, романтическая, астеническая, нерефлексируемая (мнимая) профессиональная самореализация и формальное выполнение деятельности), уровни профессиональной самореализации (примитивно-исполнительский, индивидуальноисполнительский, уровень реализации ролей и норм в организации, уровень смысложизненной и ценностной реализации).

В работе сконструирована и апробирована методика для исследования особенностей профессиональной самореализации, тем самым устранен дефицит в средствах их диагностики. Методика «Тип и уровень профессиональной ч самореализации» может быть признана надежным и валидным средством, по результатам пилотажного исследования и психометрической проверки. Данные о прогностической критериальной валидности методики говорят о том, что с ее помощью действительно могут быть исследованы особенности профессиональной самореализации. Следовательно, первая частная гипотеза получила свое подтверждение как на теоретико-методологическом, так и на эмпирическом уровнях.

Эмпирическим путем выявлены ведущие типы профессиональной самореализации современных руководителей коммерческих организаций. Следовательно, в работе предлагается типология профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций. Все выявленные типы характеризуются высокими показателями уровня профессиональной самореализации. У 40% руководителей коммерческих организаций выявлена успешная профессиональная самореализация, что подтверждает третью частную гипотезу исследования. Можно резюмировать, что содержание труда руководителя предоставляет больше возможностей для самореализации, чем препятствует ей.

Доказана детерминация профессиональной самореализации руководителя коммерческой организации системой индивидуально-психологических и ситуационно-психологических факторов, что подтверждает общую гипотезу исследования. Среди этих факторов присутствуют характеристики личности, смысложизненные ориентации, социальная фрустрированность, что подтверждает вторую частную гипотезу исследования. Полученные факторы позволяют спрогнозировать тип профессиональной самореализации руководителя коммерческой организации.

Доказана взаимообусловленность профессиональной самореализации руководителя коммерческой организации и эффективности его деятельности, что еще раз подтверждает значимость данного субъективного феномена для финансовой сферы. В ходе экспертной оценки были выделены функции, которые наиболее сильно и слабо реализованы в деятельности руководителей с разными типами профессиональной самореализации. Высокая эффективность труда руководителей с успешной профессиональной самореализацией обеспечивается преимущественно за счет делегирования, мотивации и обучения подчиненных. Поскольку по результатам исследования наиболее эффективны руководители с астенической, профессиональной самореализацией, то четвертая гипотеза получила частичное подтверждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальным ин-т- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1999. — 224 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  4. Абульханова-Славская К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
  5. .Г. Воспитание характера школьника// Беседы с учителями о психологии. Л., 1941.- № 6. — 84 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. —288 с.
  7. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2007. — 688 с:
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. —365 с.
  9. .А. Высший менеджмент для руководителя. — М.: ИНФРА-М, 2000.-136 с.
  10. Л. А. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. — 512 с.
  11. О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1999. -№ 3. — С. 16−25.
  12. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2002. — 416 с.
  13. P.A. Биографические кризисы личности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Москва: Институт психологии Российской Академии Наук, 1994. 210 с.
  14. P.A. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Набережные Челны: Изд-во Камского государственного политехнического института, 2003. — С.3−4.
  15. C.B. и др. Руководитель в системе управленческой деятельности: монография. Тверь: Лилия Принт, 2006. — 172 с.
  16. A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. — Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. — 464 с.
  17. A.B. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. — 208 с.
  18. С. А. Метод фокус-групп. — М.: Издательство Магистр, 1996. 272 с.
  19. Ю.Н. История и культура менеджмента / Ю. Н. Белокопытов, Г. В. Панасенко. Красноярск: Кн. изд-во, 1994. — 352 с.
  20. У. Томас Р.Дж. Как становятся лидерами: Менеджмент нового поколения: Роль эпохи, ценностей и событий в становлении лидеров. -М.: ИД Вильяме, 2006. 208 с.
  21. Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев, 1990.
  22. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. Спб.: Изд-во «Речь», 2004. — 352 с.
  23. В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с.
  24. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сборник научных трудов. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991. С. 3−26.
  25. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  26. В.А. Удовлетворенность работой как субъективный показатель профессиональной пригодности // ЧФ: проблемы психологии и эргономики. Журнал для практических психологов и эргономистов. Тверь: «Триада», 2007. Вып. 3/2*2007. 111 с. — С. 33.
  27. Ю.Е. Основные направления совершенствования организаторской деятельности руководителя. Научно-практическое пособие. -М, 2001.-53 с.
  28. Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксантмихайи) // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995. — № 2. — С. 53−61.
  29. Е.Е., Ашер Т. Психологический кризис нашего времени Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psy chology-online.net/articles/doc-239.html свободный.
  30. И. В. Основы технологии группового, тренинга. Психотехники. М: Издательство «Ось-89», 1999. — 256 с.
  31. Ю.В. Коммерческая деятельность: принципы управления в производственной организации Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.klubok.net/articlel096.html свободный.
  32. JI.C. История развития высших психических функций. Т. 3. -М.: Педагогика, 1983. С. 5−328.
  33. Е.С., Герчиков В. И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // СОЦИС. 2000. — № 11. — С. 36−44.
  34. Гл оточкин Л. Д. Предисловие к книге В. А. Пызина «Профессиональный выбор и отбор профессионала управления» // Пызин В. А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. Политическая профессиология. Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008. — 256 с.
  35. E.H., Щукин М. Р. Взаимосвязь самоактуализации и интегральной индивидуальности: полисистемный подход //Полисистемное исследование индивидуальности человека /Под ред. Б. А. Вяткина. — М.: ПЕР СЭ, 2005. 384 с. — С. 193−235.
  36. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2000. — 224 с.
  37. О.С. Экономическая психология. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. — 160 с.
  38. A.A. Акмеологические основы развития профессионализма. -М.: Изд-во московского психолого-социального института, 2004. 752 с.
  39. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. — 662 с.
  40. Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке // Психологический журнал. 2002. — № 6. — С. 1837.
  41. С. А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып.52. СПб.: Изд-во БПА, 2003. — С.40−46.
  42. С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук. М.: Компания спутник +, 2003. — № 1. — С. 354−357.
  43. В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. -М.: ПЕР СЭ, 2005. 135 с.
  44. В.Н. Экспериментальная психология. Спб: Питер, 2003. — 319 с.
  45. П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М: СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992. — 349с.
  46. П.Ф. Эффективный управляющий. М.: Изд-во Вильяме, 2002.-268 е.
  47. А.П. Мотивация трудовой деятельности. Н. Новгород: НИМБ, 2003.-320 с.
  48. Т.А. Введение в психологию труда. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. — 144 с.
  49. Т.А. Психологическое обеспечение преодоления профессиональной деформации личности преподавателя вуза. М.: ПЕРСЭ, 2003.-111 с.
  50. Т.А. Психология мотивационного менеджмента вуза. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. 140 с.
  51. А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. — 628 с.
  52. А. Л. Психология управленческого взаимодействия (Теоретические и прикладные проблемы). М.: Ин-т психологии РАН, 2004. -476 с.
  53. А.Л. Социальная психология. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 351с.
  54. А. Л., Позняков В П. Социально-психологические трудности развития малого бизнеса в России // Психологический журнал. — 1993.-№ 6. -С. 45−70.
  55. А. Л., Позняков В. П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: Институт психологии РАН, 1995. — 58с.
  56. Д.Н. и др. Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — 184 с.
  57. А.Н. Организационная психология. М.: Форум, 2009. — 648 с.
  58. Т. И. Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. — № 3. — С. 3−12.
  59. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  60. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. -240 с.
  61. С.И. Технология обучения взрослых. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128 с.
  62. P.A., Келасьев В. Н. Самореализация человека. СПб.: Изд. Мпб университета, 2001.- 278 с.
  63. Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.-464 с.
  64. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  65. A.B. Закономерности структурной организации метапроцессуальной регуляции деятельности субъект-субъектного типа //с.
  66. A.B. Психология принятия управленческих решений. — М.: Юристъ, 1998.-440 с.
  67. A.B. Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 352с.
  68. А.Я. Основы управления персоналом. М.: Инфра-М, 2005. — 304 с.
  69. К. Вопросы управления. М.: Экономика, 1981. — 197 с.
  70. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1969. — 214 с.
  71. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -М.: Академия, 2004. 304 с.
  72. Е.А. Пути в профессионализм. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 2003. 320 с.
  73. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебное пособие. Под ред. В. К. Козлова, С. А. Уварова. СПб.: Политехника, 2000. — 322 с.
  74. И.В. Особенности профессиональной самореализации школьного психолога: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2001.
  75. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под
  76. Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. — СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 222 с.
  77. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1996. — 384 с.
  78. Кроник А. А, Ахмеров P.A. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М.: Смысл, 2008. 294 с.
  79. A.A., Ахмеров P.A. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1988. -С. 136−140.
  80. А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. М.: Уникум-Центр, 2004. — С. 3−5.
  81. А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. — М.: РУДН, 2006. -№ 1 (3). С. 63−74.
  82. С.И. Самореализация как системное психологическое образование Электронный ресурс. // Ростовская электронная газета. 2007. — № 16. Режим доступа: http://www.relga.ru свободный
  83. С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. // Наука. Образование. Практика. Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. — Уфа: Восточный университет, 2007. С. 37−41.
  84. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Медицина, 1984. — 216 с.
  85. Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1. М.: Прогресс, 1981. — 422 с.
  86. А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. — № 3. — с. 97−113.
  87. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  88. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С .162−171.
  89. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2003. — 488 с.
  90. Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-963 .Мпй свободный.
  91. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология счеловеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336 с.-С. 156−177.
  92. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006. — 18 с.
  93. А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 2007.288 с.
  94. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психол. журн. 1981. — Т.2. — № 1. — С. 3−17.
  95. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. — 1174 с.
  96. Л.И. Экономико-математический словарь. — М.: Дело, 2003.-520 с.
  97. М. И. Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. — 224 с.
  98. P.A. Психологические особенности управленческого труда и подготовки к нему // Ярославский психологический вестник. Выпуск 21. — Москва Ярославль: Издательство «Российское психологическое общество», 2007.-240 с. С. 80−85.
  99. А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
  100. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. — 351 с.
  101. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.-425с.
  102. B.C. Психология индивидуальности: Избр. псих, труды. -Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 446 с.
  103. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. — 701 с.
  104. Морита A. Sony Сделано в Японии (при участии Рейнголда Э. М., Симомуры M.) М: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 290 с.
  105. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. — 240с.
  106. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. М.: Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-360 с.
  107. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль: Дебют, 1991. — 32 с.
  108. О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  109. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. СПб: Крылов, 2000.-415 с.
  110. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.-160с.
  111. В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности М.: Ин-т психологии РАН, 2000. — 220 с.
  112. В.П., Филинкова Е. Б. Психология успешного предпринимательства опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. — № 5. — С 32−43.
  113. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Бодрова и A.JI. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 589 с.
  114. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Воронеж.: Изд-во Ин-т практической психологии, 1996. — 253 с.
  115. Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004. — 639 с.
  116. H.H. Особенности профессиональной самореализации военного психолога. Автореферат дис.. канд. психол. наук. М, 2001.
  117. В.А. Психология управления. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». — 2003. — 416 с.
  118. С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал.-1993 -Т. 14.- № 5. 93−103.
  119. C.JI. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001.720 с.
  120. Н.Е., Леньков С. Л. Статистические методы в психологии. -М.: УМК «Психология», 2005. 384 с.
  121. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  122. Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992.240 с.
  123. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ" — ЭКМОС, 1999.-352 с.
  124. М.Б. Психология коммерции. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.
  125. Е.В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. 240 с.
  126. Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Издательство «Речь" — ООО «Сидоренко и Ко», 2008. — 336 с.
  127. Словарь-справочник менеджера / Под. ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. — 608 с.
  128. Л.Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2009. — 224 с.
  129. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров. — 4-изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 1632 с.
  130. Социальная психология руководства и предпринимательства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В Шорохова. М.: Институт психологии РАН, 1999. -276 с.
  131. В.А. Идеальный руководитель, идеальный предприниматель. СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. — 350 с.
  132. Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред, В. В. Радаев М.: «Институт экономики РАН», 1993. 248с.
  133. Л.А. Психолого-акмеологическая модель аутопсихологической компетентности руководителя Электронный ресурс. //
  134. Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Н. В. Кузьминой. Режим доступа: http://akmeolog.narod.ru/kus.html свободный.
  135. Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 320 с.
  136. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контролинг, 1991.- 155 с.
  137. .М. Исследование индивидуально-психологических различий // Народное образование 1957 — № 1. — С. 88−91.
  138. В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2008.с. 250.
  139. А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг, 1992- 111 с.
  140. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это искусство. — М.: Юнити, 2002. — 351 с.
  141. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
  142. В. Психотерапия на практике. — Спб: Речь, 2000. 256 с.
  143. Чирикова А. Е Психолотические особенности личности российского предпринимателя//Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1. С. 62−74.
  144. А.Е. Женщина во главе фирмы / Институт социологии РАН. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. — 358с.
  145. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  146. О.М. Социально-психологические особенности профессионально самореализующихся лиц, выбранных ассоциированными группами респондентов. Автореферат дис.. канд. психол. наук. Пенза, 2003.
  147. . Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990. — 313 с.
  148. Arrow K.I. Social Choice and Individual Values. N.Y.: Wiley, 1963.
  149. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior // Psychological Review, 1957. vol. 64. — P. 359−372.
  150. Bass B. Leadership. Psychology and Organizational Behavior. N.Y.: Harper, 1960.
  151. Cattell R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. — N.Y.: World Book, 1957.
  152. Child J. Organizations: A guid to problems and practice. N.Y.: Harper and Row, 1977.
  153. Fromm E. The cane society. N.Y.: Rinehart and Winston, 1955
  154. Graen G.B., Casbman J.F. A Role-Making Model of Leadership in Formal Organization//Leadership Friontiers. Ohio, 1975.
  155. Green S.G., Mitchell T.R. Atrributional processes of leader in leader-member interaction // Org. Behav. and Human. Perform, 1979. vol. 23.
  156. Herzberg F., Mausner В., Snyderman B.B. The motivation to work. -N.Y.: John Wiley, 1959.
  157. Hollander E.P. Leaders, groups, and influence. N.Y.: Oxford University Press, 1964.
  158. Kenrick D.T., Dantchik K. Interaktionism, ideographies and the social psychological invasion of personality //J. of personality. 1983. — Vol. 51.
  159. Lawler E.E. Motivation in Work Organizations. Monerey, California: Brooks-Cole, 1973.
  160. Maclagan P. Management and Morality. London: Sage Publications, 1998.
  161. Maslow A.H. Toward a psychology of being. N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1968.
  162. Mischel W. Toward a cognitive social learning reconceptualization of personality // Psychological review. 1973. — Vol. 80.
  163. McClelland D. C. Assessing Human Motivation. — N.Y.: Psychol. Review, 1971.
  164. McGregor D. The human side of enterprise. N.Y.: McGraw-Hill, 1960.
  165. Rogers C.R. Client-centered therapy: Its current practice, implication and theory. Boston: Houghton-Mifflin, 1951.
  166. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement// Psych. Monographs, 1966. vol.80. — № 609.
  167. Sparrow J. Knowledge in Organizations. London: SAGE Publications Ltd, 1998.
  168. Super D. Career education and the meaning of work. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1976.
  169. Super D. The psychology of careers. N.Y.: Harper and Row, 1957.
  170. Yuld G.A. Leadership in Organizations. N.Y.: Prentice Hall, 2002. самореализации»
  171. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой.
  172. Хорошо знающие меня люди говорят, что я легко сержусь (выхожу из себя).
  173. Моя работа это то, чем я всегда хотел (-а) заниматься.
  174. Если бы у меня всегда была необходимая сумма денег, я бы предпочел (-а) не работать.5. Обычно я хорошо сплю.
  175. Пока я не обладаю глубокими профессиональными знаниями в области порученного дела.
  176. Меня постоянно волнует проблема самосовершенствования.
  177. Я не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
  178. Коллеги считают меня профессионалом в своем деле.
  179. Я ошибся (-лась) в выборе профессии и профиля деятельности (не на своем месте).
  180. Я остро переживаю моменты, когда не совершаю ничего значительного.12. Моя работа тяготит меня.
  181. Человек всегда должен заниматься только тем, что ему интересно.
  182. Совершив какой-то промах, я быстро отвлекаюсь от мыслей о нем.
  183. Я занимаю довольно высокую должность в своей организации.
  184. Я бы сменил (-а) работу, если бы представился более выгодный вариант.
  185. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.
  186. Я не удовлетворен (-а) своим материальным положением.
  187. Я могу увлечься работой настолько, что забываю о времени и о себе.
  188. Конфликты и разногласия с сотрудниками отнимают у меня много сил и эмоций.
  189. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  190. Отсутствие денег для меня сильное потрясение.
  191. Я точно знаю, какие качества мне нужны, чтобы стать лучшим в своем деле.
  192. За последние годы я не добился (-лась) особых успехов в своей профессии.
  193. Мне доставляет удовольствие не только результат, но и процесс моей работы.
  194. В моей жизни неудач гораздо больше, чем успехов.
  195. Я работаю лучше других людей, занимающих аналогичную должность.
  196. Высокий заработок важнее, чем удовлетворение, получаемое от работы.
  197. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  198. Мне стыдно рассказывать о моей работе друзьям и знакомым.
  199. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал (-а) его для самообразования.
  200. Моя внешность меня не устраивает.
  201. Результаты моей работы отличаются исключительно высоким качеством.
  202. Моя будущая жизнь вряд ли окажется счастливой.
  203. Люди, с которыми я работаю, уважают меня.
  204. Занимаемое мною служебное положение не соответствует моим способностям.
  205. Часто я ставлю общественные интересы выше личных.
  206. Чем сложнее цель, тем меньше у меня желание ее достигнуть.
  207. Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере.
  208. Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас.
  209. Моя жизнь лучше, чем у большинства других.
  210. Я не доволен (-а) своим положением на работе и в обществе.
  211. Я имею четкое представление о целях моей работы.
  212. Я не слишком расстраиваюсь, если не удается достичь совершенства в том, что я делаю.
  213. Я вижу, что моя работа приносит пользу людям.
  214. Плохо оплачиваемая работа не приносит удовлетворения.
  215. Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к поставленной цели.
  216. Часто мне хочется все бросить и уйти с рабочего места.49. Я стремлюсь изучать себя.
  217. Мне обидно слышать критику в свой адрес.
  218. Я доволен (-а) своей судьбой.
  219. Мне известны все мои способности и таланты.
  220. Я не всегда выполняю свои обязанности настолько хорошо, насколько это возможно.
  221. Для меня любимое дело ценнее, чем деньги.
  222. В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи.57. Я организованный человек.
  223. Мне не известна цель моей жизни.
  224. Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
  225. Мне часто не хватает времени, чтобы качественно выполнить свою работу.1. Корреляция Пирсона
  226. Коэффициент корреляции результатов по отдельным тестовым утверждениям с общим уровнем профессиональной самореализации Значимость (двухсторонняя)
  227. Утверждение 1 0,555 ** 0,000
  228. Утверждение 2, 0,425 ** 0,006
  229. Утверждение 3 0,48 ** 0,002
  230. Утверждение 4 0,801 ** 0,000
  231. Утверждение 5 0,639 ** 0,000
  232. Утверждение 6 0,512** 0,0011. Утверждение 7 0,233 0,147
  233. Утверждение 8 0,430 ** 0,006
  234. Утверждение 9 0,459 ** 0,003
  235. Утверждение 10 0,708 ** 0,000
  236. Утверждение 11 0,435 ** 0,005
  237. Утверждение 12 0,496 ** 0,001
  238. Утверждение 13 0,522 ** 0,001
  239. Утверждение 14 0,834 ** 0,000
  240. Утверждение 15 0,512** 0,001
  241. Утверждение 16 0,559 ** 0,000
  242. Утверждение 17 0,383 * 0,015
  243. Утверждение 18 0,382 * 0,015
  244. Утверждение 19 0,759 ** 0,000
  245. Утверждение 20 0,601 ** 0,000
  246. Утверждение 21 0,565 ** 0,000
  247. Утверждение 22 0,506 ** 0,001
  248. Утверждение 23 0,334 * 0,035
  249. Утверждение 24 0,633 ** 0,00
  250. Утверждение 25 0,393 * 0,012
  251. Утверждение 26 0,811 ** 0,000
  252. Утверждение 27 0,477 ** 0,002
  253. Утверждение 28 0,464 ** 0,003
  254. Утверждение 29 0,534 ** 0,0001. Утверждение 30 0,23 0,077
  255. Утверждение 31 0,493 ** 0,001
  256. Утверждение 32 0,326 * 0,04
  257. Утверждение 33 0,706 ** 0,000
  258. Утверждение 34 0,236 0,143
  259. Утверждение 35 0,832 ** 0,000
  260. Утверждение 36 0,538 ** 0,000
  261. Утверждение 37 0,381 * 0,015
  262. Утверждение 38 0,203 0,209
  263. Утверждение 39 0,428 ** 0,006
  264. Утверждение 40 0,469 ** 0,002
  265. Утверждение 41 0,589 ** 0,001
  266. Утверждение 42 0,481 ** 0,002
  267. Утверждение 43 0,385 * 0,014
  268. Утверждение 44 0,473 ** 0,002
  269. Утверждение 45 0,617 ** 0,000
  270. Утверждение 46 0,449 ** 0,004
  271. Утверждение 47 0,489 ** 0,001
  272. Утверждение 48 0,276 0,085
  273. Утверждение 49 0,206 0,091
  274. Утверждение 50 0,024 0,881
  275. Утверждение 51 0,537 ** 0,000
  276. Утверждение 52 0,323 * 0,042
  277. Утверждение 53 0,531 ** 0,000
  278. Утверждение 54 0,379 * 0,016
  279. Утверждение 55 0,451 ** 0,003
  280. Утверждение 56 0,258 0,108
  281. Утверждение 57 0,043 0,503
  282. Утверждение 58 0,42 ** 0,007
  283. Утверждение 59 0,867 ** 0,000
  284. Утверждение 60 0,362 * 0,022
  285. Условные обозначения: ** Корреляция значима на уровне 0,01 * Корреляция значима на уровне 0,05
Заполнить форму текущей работой