Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмоции и личность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмоции, особенно такие, как аффекты, чувства и страсти, не отделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, — писал в свое время С. Л. Рубинштейн, — более всего характеризует его сущность, его характер и индивидуальность. Рассматривая эмоциональную сферу человека как важнейшую составляющую его личности, ученый… Читать ещё >

Эмоции и личность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эмоции, особенно такие, как аффекты, чувства и страсти, не отделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, — писал в свое время С. Л. Рубинштейн, — более всего характеризует его сущность, его характер и индивидуальность. Рассматривая эмоциональную сферу человека как важнейшую составляющую его личности, ученый предлагал выделить в ней три сферы: ее органическую часть, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их, соответственно, как органическую аффективно-эмоциональную чувствительность, предметные чувства и обобщенные нравственно-мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, удовольствие и неудовольствие, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства касаются обладания определенными предметами и занятий отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам разделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношением человека к миру, к людям, к социальным событиям, нравственным ценностям и категориям.

На высшие человеческие эмоции — аффекты, чувства и страсти — ученые давно обратили внимание, и это внимание оказалось связанным с тем, что такие эмоции характеризуют человека как личность и многое объясняют в его поведении. В старые времена через аффекты и страсти, характерные для людей, их представляли и описывали как личностей.

В истории психологии и других областей гуманитарных знаний было время, когда человеческие страсти стали одной из главных тем, обсуждаемых в трудах философов, писателей, психологов и других ученых. Это времена Р. Декарта, Б. Спинозы и иных известных ученых эпохи Возрождения и Нового времени. Тогда древнегреческие стоические тенденции открыто столкнулись с новыми христианскими традициями, взявшими верх еще в эпоху Средневековья. Через всю эту эпоху красной нитыо прошла мысль о том, что разум — это все, а эмоции (аффекты) — ничто, что все разумное хорошее, а все аффективное — плохое. Развивая древнейшие стоические традиции, опираясь на них, религиозные философы эпохи Средневековья отвергли эмоциональное, объявили его низменным и ненужным человеку.

Для христианской традиции всякая страсть является темной, не божественной в противоположность разуму, который объявлялся божьим даром. Страсти считались силой, которая полонит и ослепляет человека, делает его поведение неправедным, неразумным и аморальным. В страстях, как утверждалось, например, в христианской средневековой теологии, сказывается роковая власть дьявола или какой-либо иной силы низшей природы над человеком. Поэтому утверждалось, что страсти всегда творят зло.

«Страсти души» Р. Декарта и «Этика» Б. Спинозы противопоставили теологическому пониманию страстей научный подход к ним. В противоположность христианской традиции в соответствующих учениях о страстях утверждалось, что разум и страсти человека — это далеко не всегда противоположные, взаимоисключающие силы. Они нередко взаимно дополнительны и созвучны, вместе побуждают людей творить добро, например любовь, страсть к творчеству. Более того, в трудах ученых Нового времени выдвигается и новый идеал человека как личности с большими и положительными страстями. Вместе с тем подчеркивается двойственность страсти, признается, что она может призывать и побуждать человека также и ко злу. Все зависит от того, из каких побуждений и мотивов, моральных установок исходит страсть, на что в конечном счете она оказывается направленной.

Р. Декарт предложил одну из первых в психологии классификацию страстей (эмоций), сведя всевозможные чувства (страсти), переживаемые человеком, к шести основным или первичным страстям: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Остальные, более сложные, страсти представляют комбинации этих простых страстей или в конечном счете сводятся к ним. Однако среди человеческих страстей есть и такие, которые трудно отождествить с определенным сочетанием простых страстей. Это такие, которые сами по себе являются противоречивыми, или те, которые в современной психологии называются амбивалентными чувствами. Они возникают из противоположно направленных страстей. Вот что по этому поводу писал сам Р. Декарт: «…Иногда бывает, что супруг, оплакивающий смерть своей жены, почувствовал бы досаду, если бы она воскресла; может быть, его сердце сжимается от печали, вызванной похоронами, отсутствием человека, к общению с которым он привык; может быть, некоторые проблески бывшей любви или жалости вызывают у него искренние слезы, но все-таки он чувствует тайную радость в самой глубине души, волнение которой так сильно, что сопровождающие его печаль и слезы его не уменьшают»[1].

Значительный вклад в понимание страстей как человеческих эмоций внес, например, голландский философ Б. Спиноза. Он, как и Р. Декарт, высказал и обосновал естественно-научную точку зрения па природу эмоций, и писал по этому поводу следующее: «Аффекты (напомним, что в то время все эмоции называли аффектами — Р. Я.) ненависти, гнева и страсти, рассматриваемые сами в себе, вытекают из той же необходимости и могущества природы, как и все остальные… вещи, и, следовательно, имеют известные причины, через которые они могут быть поняты»[2]. Правда, в своем жизненно реальном описании человеческих страстей, с которым мы далее кратко ознакомимся, Б. Спиноза никак не связывал их (в отличие от современных ученых) с тем, что происходит среди животных, или с физиологическими процессами в организме человека. Напротив, страсти Б. Спиноза выводил из психологической природы самого человека и из взаимоотношений, которые у него складываются с другими людьми.

Вот что писал он еще в XVIII в. относительно противоречий и тонкостей личных человеческих взаимоотношений, связанных с разнообразными страстями (далее приводятся выдержки из его произведений).

«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и… относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого».

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому».

«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, кто по его воображению вступает в связь с любимым им предметом».

«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то… он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь».

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, то будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его».

«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод…, то он со своей стороны будет любить его».

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью».

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала»[3].

Переводя на современный русский научный и литературный язык эти высказывания Б. Спинозы, можно было бы передать их следующими словами, которые считаются своеобразными законами человеческих чувств (страстей), характеризующими человека как личность.

  • 1. Любовь и ненависть — это чувства, которые могут сосуществовать, проявляться по отношению к одним и тем же объектам и время от времени переходить одно в другое.
  • 2. Любовь и ревность — вполне уживающиеся друг с другом чувства.
  • 3. Любовь человека может быть альтруистичной и эгоистичной одновременно.
  • 4. В большинстве случаев любовь является взаимной.

Таким образом, почти все знаменитые высказывания Б. Спинозы, приведенные выше, так или иначе затрагивают любовь, и этому чувству, характеризующему человека как личность, ученые-психологи уделили наибольшее внимание. В этой связи имеет смысл кратко остановиться на том, как понимал это человеческое чувство Э. Фромм. Он об этом писал в своей небольшой, но известной книге «Искусство любить: Исследование природы любви» (М., 1990).

Настоящая любовь, по мнению Э. Фромма, это совсем не то, что связано исключительно с эротикой, и вовсе не то, что в эпоху рыночных, капиталистических отношений называется рациональной, расчетливой любовью, любовью к вещам или к богатству. Действительная любовь, по мнению Э. Фромма, это высокие духовные отношения между людьми как личностями. Любовь — это вступление одного человека во взаимоотношения с другим человеком (или другими людьми) как с духовным существом. Она является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.

Человек, который по-настоящему любит, меньше всего задумывается о каких-то психологических или физических характеристиках любимого.

Он размышляет в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической близости, сексуальности или психологической чувственности. Для того, кто понастоящему любит, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, способом проявления именно любви с присущим человеку достоинством.

Немало внимания в трудах психологов при характеристике связей личности с эмоциями было уделено человеческим чувствам. Отмечалось, что среди всевозможных чувств человека как личность в первую очередь характеризуют моральные чувства. Важнейшие среди них — чувство долга, чести, совести, порядочности, ответственности и др. Если личность характеризуют как такую, на которую можно положиться как на честную, порядочную, совестливую и ответственную, то это означает, что ей присущи данные черты личности и что ее эмоциональные переживания связаны с соблюдением или нарушениями соответствующих норм морали, причем переживания касаются не только собственного поведения, но и поступков других людей. В случае соответствия действий и поступков этим моральным нормам человек как личность испытывает удовлетворение и иные положительные эмоции; в случае несоответствия — неудовольствие и другие отрицательные эмоции.

Через чувства людей выражается их отношение к различным объектам, событиям, другим людям. Если кому-либо в отношении кого-либо или чеголибо задать вопрос, как ты относишься к…, то через ответ на него со стороны конкретного человека вполне определенно можно будет судить о нем как о личности. К примеру, если некоторый человек положительно относится к тому, что не соответствует общепринятой человеческой морали, или к людям, которые постоянно нарушают общепринятые моральные и этические нормы, то вряд ли самого этого человека, даже если он подобных поступков не совершает, можно будет назвать высокоразвитой, нравственной и воспитанной личностью.

Чувства людей меняются вместе с изменениями, происходящими в личности. Если мы обнаруживаем, что у некоторого индивида со временем существенно изменились чувства, переживаемые в связи с определенными событиями, людьми или обстоятельствами, причем эти изменения имеют глубокий характер (например, то, что раньше вызывало положительные эмоции, теперь порождает отрицательные эмоциональные переживания), значит, сам человек как личность существенно изменился.

Вопрос о том, что первично и вторично, личность или чувства человека, однозначно можно решить в пользу личности: чувства меняются вслед за изменениями, происходящими в личности человека, но не наоборот. Если человек публично, вовне демонстрирует чувства, которые ему как личности не свойственны (при условии, что окружающие люди хорошо знают его как личность), то это свидетельствует о том, что он или нс искренен, или лукавит, или играет какую-то специально взятую на себя роль в данной ситуации. Отсюда следует, что соответствие переживаемых человеком чувств его личности является признаком психологической зрелости или цельности личности. В случае несоответствия чувств и индивидуальных, личностных особенностей человека о нем можно говорить как о незрелой, двойственной или противоречивой личности.

С характеристикой человека как личности также соотносится и форма проявления чувств. Одни люди, образно выражаясь, носят их в себе и публично стараются не демонстрировать окружающим людям. Другие люди, напротив, все, что они чувствуют или переживают в данный момент, непосредственно проявляют в своем межличностном поведении. Подобные формы проявления чувств можно использовать для характеристики уровня зрелости личности, ее воспитанности и культуры. В большинстве современных, высокоразвитых человеческих сообществ не принято открыто проявлять некоторые негативные чувства, такие, например, как презрение, пренебрежение, ненависть, злость и др., в то время как публичная демонстрация других чувств считается вполне допустимой.

Используя подобный критерий — сдерживание или не сдерживание чувств в общении с людьми, — необходимо стремиться к тому, чтобы не совершить ошибки в оценке человека как личности. Дело в том, что одни культуры допускают, разрешают, и в них воспринимаются и оцениваются как нормальные публичные проявления людьми своих чувств (например, культуры ряда южноевропейских народов). Другие культуры (к примеру, традиционная японская, корейская и иные восточные культуры), напротив, считают неприличным, неподобающим для человека публично демонстрировать переживаемые чувства.

Если попытаться в общем виде определить место, занимаемое эмоциями в структуре личности, то можно отметить, что они, прежде всего, связаны с потребностями человека. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. Эту мысль неоднократно подчеркивали многие ученые, независимо от того, каких конкретных теорий они придерживались. По эмоциям, полагали они, можно судить о том, что в данный момент волнует человека, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам и установкам. Отношение человека к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет «судьбу» его эмоций.

Взаимоотношения эмоций с потребностями могут проявляться двояким образом, в зависимости от двойственности самих потребностей, которые, будучи испытываемой человеком нуждой в чем-то ему противостоящем, означают одновременно и зависимость его от чего-либо, и стремление к нему. С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая не проявилась в форме чувства, а представлена, например, в элементарной форме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удовольствия — неудовольствия, радости — печали и т. п. С другой стороны, сама потребность как активная тенденция может переживаться в форме чувства, поэтому чувство может выступать в качестве проявления потребности.

То или иное отношение к определенному предмету или лицу — любовь или ненависть и т. п. — формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость ее удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая эмоциональные состояния удовольствия, удовлетворения, радости или неудовольствия, неудовлетворения, печали, которые они нам доставляют. Выступая в качестве проявления потребности, в конкретной психической форме ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Поскольку это так, то эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как само влечение, желание всегда более или менее эмоционально.

Вопрос о связи эмоций и личности иногда ставится и решается в общем плане как вопрос о соотношении эмоций и мотивации (предполагается, естественно, что мотивация является одним из основных моментов личности человека и включает в себя его потребности).

Ответ на вопрос о соотношении эмоций и мотивации не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека как личности выраженной мотивирующей силой. С другой стороны, такие эмоции, как настроения, чувства, страсти, безусловно, мотивируют поведение человека, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоции, выраженные в чувствах, желаниях, влечениях или страстях, характеризуют человека как личность.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: степени эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, преобладанию положительных или отрицательных, стснических (стимулирующих деятельность) или астенических (тормозящих деятельность) эмоций. Однако более всего эмоциональная сфера развитых как личности людей различается по разнообразию и глубине переживаемых ими чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают описываемые в тестах случаи, обстоятельства и ситуации, а также предметы, люди и события, судят об их собственных личностных качествах.

Существенный момент, связанный с личностной составляющей эмоций, заключается в том, что человека как личность характеризует сама система и динамика свойственных ему эмоциональных переживаний, его эмоциональная сфера. Особое значение для эмоциональной характеристики человека имеет описание его чувств. Они содержат в себе и выражают отношения и побуждения человека, его восприятие и оценку многих значимых объектов и событий, через которые человек раскрывается как личность. Высшие человеческие чувства, кроме того, представляют и реализуют нравственное начало в личности.

Одним из высших человеческих чувств является совесть. Она связана с нравственностью человека как личности, с принятием на себя определенных моральных обязательств перед другими людьми, следованием высоким нравственным нормам. Совестливый человек всегда последователен в своих действиях, он соотносит свои поступки с духовными целями и нравственными ценностями, принимает близко к сердцу, глубоко переживает случаи отклонения от норм морали не только в собственном поведении, но также в действиях и поступках других людей. Совестливому человеку стыдно за других людей, если они ведут себя недостойно, непорядочно или не по совести.

Еще одно важное человеческое чувство, привлекшее к себе внимание современных психологов, — это эмпатия. Быть в состоянии эмпатии, как писал К. Роджерс, означает воспринимать внутренний мир другого человека достаточно точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, характерных для данного человека. Испытывая это чувство к другому, сам индивид как будто становится другим, именно — тем человеком, к которому он это чувство испытывает. Он начинает ощущать радость или боль другого как собственную боль или радость, глубоко понимая вместе с гем их причины. Человек, по-настоящему переживающий эмпатию, в то же время не перестает быть самим собой. Если это не так, если он, забывая о себе, полностью превращается в другого человека, то это уже называется не эмпатией, а идентификацией.

Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный, внутренний мир другого человека, включает повышенную чувствительность к изменяющимся состояниям другого человека, означает способность видеть мир его глазами и воспринимать его так же, как воспринимает данный человек. Быть в отношениях эмпатии с другим человеком — значит, на некоторое время оставить в стороне свою точку зрения и свои ценности, чтобы без предвзятости войти во внутренний мир другого человека и понять его. Это также означает быть самим собой, естественным, активным и в то же время чутким и тонким.

Совершенствование высших человеческих эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и чувств: совести, порядочности, любви, ответственности и долга.

Подводя итоги обсуждению вопроса о связи эмоции и личности, можно сделать следующие выводы.

  • 1. Высшие эмоции — аффекты, чувства и страсти — напрямую характеризуют человека как личность. Люди отличаются друг от друга как личности по характерным для них аффектам, чувствам и страстям.
  • 2. Блестящие описания личностей и человеческих страстей дал в свое время известный голландский философ Б. Спиноза. Эти описания в полной мере относятся и к современным людям.
  • 3. Любовь и совесть — два высших человеческих чувства, которые, безусловно, не только представляют человека как личность, но и характеризуют уровень его личностного развития.
  • 4. Эмоции соотносятся с потребностями и со всей мотивационной сферой человека, отражают ее актуальное состояние.
  • 5. Эмпатия как межличностное чувство также характеризует человека как личность в его взаимоотношениях с другими людьми.
  • [1] Цит. гто: Психология мотивации и эмоций. М., 2002. С. 50.
  • [2] Там же. С. 50.
  • [3] Цит. по: Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Психология эмоций: тексты. М., 1984. С. 36−39.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой