Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования особенностей самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью является марксистская идея о развитии человека как личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Согласно К. Марксу, «. сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности… Читать ещё >

Содержание

  • -2-Оглавление
  • Глава I. Понимание особенностей самосознания личности в психологии
    • 1. Проблема самосознания личности в зарубежной психологии
    • 2. Проблема самосознания личности в отечественной психологии
    • 3. Особенности самосознания в ситуации стигматизированной сексуальной идентичности
  • Глава II. Методы исследования содержательного наполнения структурных звеньев самосознания
    • 1. Обсуждение выборки исследования
    • 2. Общие методы исследования самосознания
    • 3. Методы исследования самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью
  • Глава III. Исследование особенностей самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью в социокультурном пространстве современного мегаполиса
    • 1. Анализ результатов исследования рефлексивных самоотчетов мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью
    • 2. Анализ результатов опросника по исследованию самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью
    • 3. Анализ результатов проективного метода депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов)
  • Выводы

Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Прежде чем формулировать актуальность исследования, необходимо некоторое разъяснение проблемы сексуальной идентичности. Сексуальное влечение к лицам своего пола обнаруживается во все времена и во всех культурах. Отношения к этому явлению амбивалентны: в одних обществах оно разрешалось и даже поощрялось (Древняя Греция), в других — считалось грехом, преступлением или болезнью, являясь поводом сексуальной стигматизации.

В современном европейском и американском социокультурном пространстве происходит заметная трансформация представлений о вариативности сексуального поведения и тендерных норм. Наиболее остро обозначилась проблема альтернативных форм сексуального поведения, в частности гомосексуального. Сегодня наблюдаются тенденции раскрепощения сферы сексуального самоопределения личности и восприятия гомосексуального влечения в контексте нормальной вариативности сексуальности человека в связи научным переосмыслением данного феномена и общим ростом толерантности к «инаковости» другого.

Формирование сексуальной идентичности (гомосексуал, бисексуал, гетеросексуал) является новым образованием в историческом развитии человечества (конец ХЕХ-го века) и во многом зависит от отношения общества к гетеросексуальным и гомосексуальным группам. Первая согласно идеологии гетеросексизма считается единственно (или наиболее) приемлемой для каждого человека, тогда как вторая стигматизируется.

Классификация сексуальной идентичности по направленности объекта на тот или иной пол строится на основе дихотомии гомои гетеросексуального, что накладывает жесткие рамки на сексуальное самоопределение личности и ее самосознание.

Современная сексуальная идентичность во многом конструируется под влиянием таких цивилизационных процессов, как глобализация и интеграция. Так глобализация, с одной стороны, способствует укреплению сексуальной категоризации, будучи нацеленная на формирование общества потребления* где гей-субкультура является специфичным сегментом мирового рынка. Глобализация направлена на формирование обезличенного человека, навязывая ему те или иные стандарты образа жизни, в том числе и в сообществе сексуальных меньшинств, формируя его по модели квазиэтнической общности. При этом сохраняется стигматизация с возможностью выделения потребительской группы, ушедшей в гетто.

С другой стороны, в результате культурной интеграции, ориентированной на общечеловеческие ценности и толерантность к «инаковости» другого, назревает кризис социальной нормы, в том" числе сексуальной, когда человек восстает против навязываемых ему стандартов' масс истремится отстоять свое право быть самим собой, а так же право на уважение и принятие другими. Таким образом, переосмысление и реконструкция сексуальной идентичности приобретает значимость для всего человечества.

Актуальность исследования обусловлена тем, что мужчины со стигматизированной сексуальной идентичностью переживают серьезный внутриличностный конфликт, так как в обыденном сознании их сексуальные проявления могут не приниматься или патологизироваться. В этом случае из-за сексуальной стигматизации в структуре самосознания могут присутствовать противоречивые ценностные ориентации и амбивалентные самоидентификации, препятствующие принятию себя. Это может приводить к маргинализации, инфантилизации и увеличению вероятности суицида.

Актуальным является исследование особенностей содержательного наполнения структурных звеньев самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью. Это обусловлено: 1 -потребностью определения внутренних психологических ресурсов данной категории людей, способствующих социальной адаптации и развитию личности- 2 — потребностью в развитии толерантности общества, по отношению к «инаковости» другого- 3 — проблемами психологии личности, связанными с изучением особенностей влияния стигматизации.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования особенностей самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью является марксистская идея о развитии человека как личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Согласно К. Марксу, «. сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"1. В нашем исследовании через контекст идеи о совокупности всех общественных отношений1 рассматривается присвоение ценностных ориентаций, определяющих самосознание личности, в зависимости от сформировавшейся у нее сексуальной идентичности в условиях исторического изменения восприятия гомосексуального поведения в европейском социокультурном пространстве.

Мы рассматриваем особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью в русле концепции развития и бытия личности B.C. Мухиной, понимая самосознание личности как «универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру"2.

Мы исходим из концепции B.C. Мухиной о том, что структура самосознания человека как личности имеет пять звеньев: 1 — идентификация с именем и. заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека- 2 — притязание на признание- 3 — половая идентификация (включая сексуальную идентичность.

2 Маркс К Тезисы о Фейербахе // Марк К., Энгельс Ф. Соч.: В 45 т. Т. 3. — 2-е изд. — М., 1955. — С. 3. Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / B.C. Мухина. — Екатеринбург, 2007. — С. 257.

— 6- С.М.) — 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее) — 5 — социально-нормативное пространство личности (права и обязанности).

В многочисленных исследованиях, проводимых под руководством B.C. Мухиной, подтверждено, что описанные звенья структуры самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к «какому-либо этносу, полу, сексуальной ориентации и др., различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик социокультурной среды и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей.

Названные идеи легли в основу нашего теоретического анализа заявленной проблемы исследования и определили структуру диссертации.

Цель исследования — изучение особенностей содержательного наполнения структурных звеньев самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью.

Объект исследования — самосознание мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью.

Предмет исследования — содержательное наполнение структурных звеньев самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью.

Гипотезы исследования. Идентификация со стигматизированной группой гомосексуалов может привести к выраженным особенностям наполнения структурных звеньев самосознания:

1. Стремление к подчеркиванию своей «инаковости», выражающееся как во внешнем облике, так и в самонаименовании (квази-имена и прозвища).

2. Выраженная сверхзначимость притязаний на признание, проявляющаяся в стремлении быть принятым социальным окружением. 3. Выраженная фиксацияна сексуальной ориентации в представлениях о себе в контексте половой, личностной и социальной, идентификации.

4. Психологическое время личности ориентировано, главным образом, на настоящем из-за фиксации страха перед будущим.

5. Социально-нормативное пространство обусловлено позицией обособления от общества в целом, что противоречит стремлению быть признанным и принятым в качестве равноправного члена социума.

Для достижения цели исследования и проверки гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать исследования, посвященные проблеме самосознания со стигматизацией сексуальной идентичности.

2. Выявить особенности содержательного наполнения структурных звеньев самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью.

3. Выявить типы поведения мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью в ситуациях фрустрации по отношению к носителям гетеросексуальной и гомосексуальной идентичности.

Методы исследования. В исследовании использовался следующий комплекс методов:

1' - Рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» (B.C. Мухина);

2 — Опросник по исследованию самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью, разработанный на основе структурных звеньев самосознания, выявленных B.C. Мухиной;

3 — Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов), авторская модификация некоторых элементов проективного материала.

Кроме того, для обработки полученных результатов использовались качественные методы анализа (дискурс-анализ текстов и бесед) и статистические методы обработки данных (Z — критерий JI. Закса).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в 2006 — 2009 гг. в московских заведениях, ориентированных на гомосексуалов: магазин «Индиго», кафе «12 вольт», клуб «Душа и тело», тематические вечеринки «China Town» в клубе «Пропаганда». Кроме того, часть респондентов набиралась на специализированных интернет-ресурсах и через электронные средства коммуникации (ICQ, Skype и др.) с последующей очной встречей.

Испытуемыми были мужчины, в возрасте от 20 до 37 лет, имеющие высшее образование или находящиеся в процессе его получения, определяющие себя как геи и проживающие в современном мегаполисе.

Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 30 человек.

Общее количество единиц обсчета по всем методам — 2520.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивалась следованием исходным методологическим и теоретическим принципам, применением комплекса методов, адекватным предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, качественным и количественным анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики.

Новизна и теоретическая значимость. Впервые исследуются особенности содержательного наполнения структурных звеньев самосознания мужчин в социокультурном пространстве современного мегаполиса под влиянием стигматизации сексуальной идентичности.

В исследовании выявлены специфика и типология самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью, их типы реакций в ситуациях фрустрации структурных звеньев самосознания представителями гетеросексуальной и гомосексуальной групп.

Исследование расширяет, представление об особенностях наполнения* структурных звеньев самосознания личности в условиях стигматизации через рассмотрение специфической категории респондентов. Кроме того, изучение различных аспектов сексуальности человека помогает прояснить специфику феномена половой идентификации, расширяя и углубляя представления о реалиях сексуального поведения и самовосприятия человека.

Практическая значимость. Мужчины со стигматизированной сексуальной идентичностью представляют собой устойчивую социальную группу, имеющую характерные для нее проблемы, которые необходимо учитывать для прогнозирования и коррекции поведения и для оказания им эффективной психологической помощи. Практическое значение заключается в определении внутренних психологических ресурсов мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью, способствующих социальной адаптации и развитию личности. Кроме того, полученные результаты могут использоваться в программах, направленных, на развитие толерантного отношения к «инаковости» другого, а так же на оказание психологической поддержки представителям стигматизированных групп.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее конструктивной стратегией формирования позитивного самоотношения человека как личности в ситуациях стигматизации' сексуальной идентичности является ориентация на ценностное отношение к себе, другим и миру в целом.

2. Типы самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью определяются самоотношением, отношением к другим, опосредованными особенностями преодоления сексуальной стигматизации.

31 Гомосексуальная идентичность, в силу своей проблемности и зависимости от сексуальной стигматизации, может стать определяющей в представлениях о себе в контексте половой, личностной и социальной идентификации.

4. Самосознание мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью характеризуется наличием сексуальной фиксации, отражающейся на всех структурных звеньях, и имеет свою особую специфику.

5. В ситуациях фрустрации гомосексуалы демонстрируют больше агрессивных реакций на гетеросексуалов, чем на свою сексуальную группу, нередко относясь к ней с неадекватной лояльностью.

Апробация работы. Представленные в работе результаты исследования обсуждались на объединениях молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ (Москва, 2006 — 2009), докладывались на всероссийских научно-практических конференциях: Ш Национальная научно-практическая конференция Федерации психологов образования «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» (Москва, 2006) — IV съезд Российского психологического общества «Психология — будущему России» (Ростов-на-Дону, 2007), а также в ходе научной сессии преподавателей МПГУ (Москва, 2008, 2009).

Материалы исследования использовались на лекционных и семинарских занятиях по курсам «Феноменология развития личности», «Тендерная психология» на факультете педагогики и психологии МПГУ.

Основные идеи и результаты проведенного исследования отражены в шести публикациях, общим объемом 2,82 п л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами. Объем диссертации составляет 213 страниц, список литературы включает 203 наименования, из которых 23 — на иностранных языках.

— 193-Выводы.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие, наиболее значимые для цели и гипотез исследования выводы:

1. Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью состоят в возникновении кризиса доверия и определяются самоотношением, обусловленным наличием интернализированной гомофобии. Наиболее конструктивной стратегией формирования позитивного самоотношения является ориентация на ценностное отношение к себе, другим и миру в целом.

2. Рефлексии на себя мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью демонстрируют следующие типы самосознания, определяемые самоотношением, отношением к другим, и особенностями преодоления сексуальной стигматизации:

• Ценностное отношение к себе, другим и миру в целом — позитивное самоотношение, ориентация на личностный рост и духовные начала личности.

• Стремление к традиционно представленной социальной нормативности:

Конструктивная социальная направленность — ориентация на профессию и традиционные семейные ценности, поиск гармонии в них, стремление быть как все;

Стремление к социальной успешности — ориентация на социальный статус, карьеру;

Социальная микшированность и умаление собственной личности позиция жертвы обстоятельств, ориентация на гетеронормативность, выделение негативного аспекта самосознания (сексуальной идентичности) в автономную подструктуру.

— 194.

• Асоциальная направленность:

Тип «Мы"-"Они» — «мы»: особая значимость и сверхценность гомосексуальной группы- «они»: «гетто-ориентация» (стремление обособиться от гетеросексуального большинства), в целом агрессивность и/или игнорирование гетеросексуальной группы.

Тип «Я"-"Они» — «я»: противопоставление себя всем другим- «они»: в целом отчужденность от общества (социальная изоляция), агрессивные реакции как на гетеросексуалов, так и гомосексуалов.

3. Нетипичная выраженность у гомосексуалов половой идентичности в рефлексиях на себя связана со стигматизацией сексуальной идентичности, которая входит в состав половой идентификации. Сексуальная направленность становится определяющей в представлениях о себе в контексте половой, личностной и социальной идентификации.

4. Самосознание мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью характеризуется наличием сексуальной фиксации, отражающейся на всех структурных звеньях, и имеет следующую специфику:

Имя — экспериментирование с самообозначением с целью подчеркивания своей «инаковости», идентификации с желаемым романтическим образом.

Притязания на признание характеризуются сверхзначимостью, выражающейся в стремлении доказать себе и другим свою социальную успешность — у интеллектуально развитых и социально адаптированных гомосексуалов или пассивная неудовлетворенность собой и своим местом в обществе — у маргинализированных гомосексуалов. Имеется стремление быть принятым. социальным окружением.

Половая идентификация характеризуется конфликтностью между половой и сексуальной идентичностью. Сексуальная идентичность становится наиболее значимым конструктом для самовосприятия вследствие не только личной проблемности, но по причине того, что выступает объектом повышенного внимания социального окружения.

Психологическое время личности характеризуется поверхностными представлениями о будущем или нежеланием думать о нем, определяемые страхами одиночества, старости, дискриминации, чувством неопределенности своей судьбы из-за отсутствия социальных институтов, ориентированных не только на гетеросексуальный образ жизни. Молодость и сексуальная привлекательность могут переживаться как единственная возможность и необходимые атрибуты счастливой жизни — основные устремления сконцентрированы на настоящем.

Социально-нормативное пространство характеризуется в большинстве случаев переживанием вынужденности скрывать свою сексуальную идентичность из-за дискриминации прав гомосексуалов гетеросексуальным* большинством, что может приводить к игнорированию или перекладыванию обязанностей на других людей или обстоятельства, выражающихся в социальном инфантилизме, негативизме, нигилизме гаи отчуждении. Характерна позиция обособления от общества, что противоречит стремлению быть признанным и принятым в нем. В случаях преодоления сексуальной фиксации возникает ценностное отношение к самостоянию и саморазвитию, ответственности за окружающих людей, их развитию и поддержке.

5. В ситуациях фрустрации гомосексуалы демонстрируют больше агрессивных реакций на гетеросексуалов, чем на свою сексуальную группу, часто относясь к ней с неадекватной лояльностью. При этом агрессия выражается не только прямым, но и косвенным, интеллектуальным, социально приемлемым образом через остроты, язвительные отшучивания и пр., выступающие характерным типом реагирования на осуждение своего образа жизни гетеросексуальным большинством.

Сделанные из результатов изучаемого контингента выводы приводят нас к пониманию:

1 — необходимости формирования в сознании гражданского общества толерантного отношения к факту существования гомосексуальной группы;

— 1962 — необходимости создания специальной психологической службы для оказания психологической поддержки молодым мужчинам с гомосексуальной ориентацией в период, когда они открывают для себя свои специфические особенности и перед ними возникает проблема идентификации и принятия ненормативных сексуальных влечений;

3 — проблем, связанных с особенностями самосознания личности в условиях стигматизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. НА. Гей-брак: Семейный статус однополых пар в международном, национальном и местном праве. — М.: Издательсвто БЕК, 2002.-416 с.
  3. Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств: Россия в свете практики международных организаций и национального законодательства стран мира. — М.: Издательство БЕК, 2002. -384 с.
  4. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в 2-х т. Хрестоматия. Т. 2. / Ред.-сост. Д. Я. Райгорский. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2006. С. 7 — 94.
  5. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 200. — 350с.
  6. А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. -СПб.: Питер, 2005. — 688 с.
  7. Г. М. Социальная психология: Учебник для Высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1999. С. 376 с.
  8. И.В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2007. — С. 471 — 487.
  9. Аристотель. Этика. М.: ACT, Асгрель, 2002. — 492 с.
  10. В.Д. О структуре индивидуального сознания // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб университета, 1997. -С. 56−72.
  11. БахтинММ. Собр. соч. в 7 т. Т. 5: Работы 1940-х начала 1960-х годов. -М.: Рус. словари, 1997. — 731 с.
  12. ММ. Гордиев узел сексологии. Ростов н/Д.: Феникс- СПб.: ОСТ, 2007.-694 с.
  13. А.И. Третий пол. Судьбы пасынков Природы. М.: Издательство «Олимп», 2000. — 432 с.
  14. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). -М.: Междунар. отношения, 1990.-336 с.
  15. H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека / Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М-.: Правда, 1989. -С. 251−534.
  16. Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
  17. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с анг. СПб.: Талисман, 1994. — 432 с.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992. -400 с.
  19. Э. Секс в человеческой любви / Пер. с англ. М.Папуша. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 352 с.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с анг. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  21. Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. С. 333 — 392.
  22. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 303 с.
  23. Л.Ф., Морозову С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2000. — 528 с.
  24. M.JI. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: «Век 2″, 2004. — 368 с.- 19 925. Валлон А. Истоки характера у детей (часть Ш. Самосознание) // Вопросы психологии. -1990. № 5. с. 129 — 140.
  25. Е.Е. Проблема Человека: Самость и Я в психологии // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 30 — 44.
  26. О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики / Пер. с нем. -М.: Форум XIX XX — XXI, 1991. -192 с.
  27. М. Прямое мышление и- другие эссе / Пер. с англ. О. Литовской. М.: Идея-Пресс, 2002. — 108 с.
  28. Д.В. Социальная психология пола и полового поведения личности // Психология личности. Учебное пособие / Под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской, М.: Эксмо, 2007. — С. 492 — 530.
  29. Д.В. Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью: Дис. .канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 157 с.
  30. JI.C. Психология развития как феномен культуры: Избр. психол. тр. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Ин-т практ. психологии- МОДЭК, 1996.-510 с.
  31. Л.С. Детская психология // Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. / Под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  32. А.И. Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образовательных сословий, начертанный А. Галичем. СПб.: тип. Акад. наук, 1834. — 677 с.
  33. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: ЧеРо, 1996.-336 с.
  34. С. За пределами мозга. / Пер. с англ. А. Андрианова, Л. Земской, Е. Смирновой под общей ред. А. Дегтярева. Третье изд. М.:
  35. Институт Трансперсональной Психологии, Издательство Института Психотерапии, 2000. 504 с.
  36. А. Введение в квир-теорию // Пер. с англ. М. Кукарцевой / Отв.ред. В. Е. Катаев. -М.: „Канон +“ РООИ „Реабилитация“, 2008. 208 с.
  37. Дэ/сеймс (Джемс) У. Психология / Под ред. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
  38. Джеймс (Джемс) У. Психология*личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Издательство МГУ, 1982.-С. 61−70.
  39. Джеймс (Джемс) У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „Бахрах-М“, 2007. С. 7 — 44.
  40. Джеймс (Длсемс) У Научные основы психологии. — Мн.: Харвест, 2003.-528 с.
  41. Н. Трансперсональная психология / Пер. с англ. М.: Институт Общегуманитарных исследований- Львов: „Инициатива“, 2001. -208 с.
  42. Д. Гомофобия и гетеросексизм // Розовая психотерапия: Руководство по работе с сексуальными меньшинствами. / Под ред. Д. Дэйвиса, Ч. Нила. СПб.: Питер, 2001. — С. 87 — 122.
  43. Д. Работа с лицами, „обнаружившими“ свою гомосексуальность // Розовая психотерапия: Руководство по работе с, сексуальными меньшинствами. / Под ред. Д. Дэйвиса, Ч. Нила. СПб.: Питер, 2001. — С. 123 — 152.
  44. Д. Создание модели аффирмативной гей-психотерапии // Розовая психотерапия: Руководство по работе с сексуальнымименылинствами. / Под ред. Д. Дэйвиса, Ч. Нила. СПб.: Питер, 2001. — С. 60 -86.
  45. Д., Нил Ч. Введение // Розовая психотерапия: Руководство по работе с сексуальными меньшинствами. / Под ред. Д. Дэйвиса, Ч. Нила. -СПб.: Питер, 2001. С. 28 -38.
  46. Д. Геи и лесбиянки. М.: ООО „Издательство Астрель“: ООО „Издательство АСТ“, 2003. — 410 с.
  47. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. -336 с.
  48. Л.В. Бисексуальная революция. Ростов н/Д: „Феникс“, 2003.-288 с.
  49. Л. Статистическое оценивание / Пер с нем. — М.: „Статистика“, 1976.-598 с.
  50. П. Я, депортированный гомосексуалист.: Воспоминания / Пер. с фр. Д. Савосина. -М.: Текст, 2008. 189 с.
  51. .В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1982. 128 с.
  52. В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание (2-е исправленное и дополненное издание). -Самара: „Самарский Дом печати“, 1998. 296 с.
  53. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С.15 — 36.
  54. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. 304 с.
  55. Ю.Л., Шматко Н. А., Качанов Ю. Л. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. М.: ИС РАН, 1993. — С. 52 — 58.
  56. Г. Основы современной сексологии. СПб.: Издательство „Питер“, 2000.-896 с.
  57. О. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ. М. Н. Георгиевой. М.: Независимая фирма „Класс“, 2004. — 256 с.
  58. М. Тендерное общество / Пер. с англ. — М.: „Российская политическая энциклопедия“ (РОССПЭН), 2006. 464 с.
  59. Кирсонов В: +31. Русские геи, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы. Краткие. жизнеописания выдающихся россиян и современников. М.: ООО „Квир“, 2007. — 228 с.
  60. В. 69. Русские геи, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы. Краткие жизнеописания выдающихся россиян и современников. Тверь: Ганимед, 2005. — 584 с.
  61. JI.C. Другая любовь: природа человека и гомосексуальность. -СПб.: Фолио-Пресс, 2000. 864 с.
  62. Л. С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие. СПб.: Фолио-Пресс, 2002. — 656 с.
  63. Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту „Кто я?“ // Социальная идентификация личности. Книга 2 / Отв. ред. В. А. Ядов. М.: ИС РАН- 1994. — С. 130 — 1531
  64. A.M. Психология самоотношения: Учеб. пособие. -Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
  65. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  66. Кон И. С. Дружба. 4-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 330 с.-20 371. Кон И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ООО Издательство „Олимп“: ООО „Издательство ACT“, 2003.-574 с.
  67. Кон КС. Мужское тело в истории культуры. М.: СЛОВО/SLOVO, 2003.-432 с.
  68. Кон КС. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. — 496 с.
  69. Кон КС. Проблема „Я“ в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „Бахрах-М“, 2007. — С. 45 — 98.
  70. Кон КС. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981.-№ 2-С. 47−58.
  71. Кон КС. Сексология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -М.: Издательский дом „Академия“, 2004. — 384 с.
  72. Кон КС. Сексуальность и культура. СПб.: СПбГУП, 2004. — 104 с.
  73. Кософски С. К Эпистемология чулана. / Пер. с англ. О. Липовской, 3. Баблояна. -М.: Идея-Пресс, 2002.-272 с.
  74. Кун М, Мттартлэнд Т. Кто Я? // Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом „Бахрах-М“, 2007. — С. 460 — 468.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  76. А.Н. Индивид и личность // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. -С. 39−48.
  77. А.Н. Формирование личности // Психология личности» в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — С. 166 — П8.
  78. А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта / Пер. с англ. С. Коледа. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 224 с.
  79. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М.: Наука, 1974. 172 с.
  80. К. Тезисы о Фейербахе II Марк К., Энгельс Ф. Соч.: В 45 т. Т. 3. 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1955. — С. 1 — 4.
  81. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Марк К., Энгельс Ф. Соч.: В 45 т. Т. 3. 2-е изд. -М.: Госполитиздат, 1955. — С. 7 — 544.
  82. . Сексуальность, любовь и Генггальт. СПб.: Речь, 2006. -192 с.
  83. А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  84. А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
  85. У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. / Пер. с англ. М.: Мир, 1998. — 692 с.
  86. B.C. Психология индивидуальности: Избр. психологические труды. М., Воронеж: МОДЭК, 1996. — 446 с.
  87. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Уч. пособие к спецкурсу. — Пермь: ПГПИ, 1989. —107 с.
  88. О.В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М.: УМК «Психология», 2001. — 169 с.
  89. Ф.М. Гомосексуальность: Естественная история / Пер. с англ. Л.Володиной. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 333 с.
  90. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. — 7-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 456 с.
  91. B.C. Индивидуальное развитие личности. // Феноменология развития и бытия личности. -М., Воронеж. 1999. — С. 138 — 171.
  92. B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / B.C. Мухина. -Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072 с.
  93. B.C. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений // Развитие личности. -2002.-№ 2.-С. 177−135.
  94. B.C. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?»: возвращение к обоснованию установок, обращенных к реципиенту, и требования к анализу типов рефлексий на себя // Развитие личности. № 3. — 2008. — С. 116 — 129.
  95. B.C., Василъченко A.A. «Кто я?», или Самоописания личностных свойств // Развитие личности. — 2006. № 3. — С. 51 — 60.
  96. B.C., Хвостов A.A. Акмеология научного творчества. Программа для аспирантов. М., 2008. (рукопись)
  97. B.C., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. Архангельск, 1996. — 49 с.
  98. В.Н. Личность в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — С. 34 — 39.
  99. Е.Я. Тест двадцати ответов: какую идентичность мы измеряем // Социальная идентификация личности. Книга 2 / Под ред. В. А. Ядова. -М.: ИС РАН, 1994. С. 159 — 176.
  100. A.A. Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2007. — С. 270 — 332.
  101. A.C. Построение программы психологического исследования личности в контексте русской традиционной культуры // Развитие личности. 2001. — № 3 — 4. — С. 109 — 120- 2002. — № 1. — С. 171 -226.
  102. Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Издательство Московского университета, 1987. 304 с.
  103. Общая психология: учебник / Под ред. проф. JI.B. Карпова. М.: Гардарики, 2005. — С. 232.
  104. Г. Становление личности. Избранные труды. — М.: Смысл, 2002.-464 с.
  105. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  106. Ф. Теория гепггальттерапии. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 384 с.
  107. Ф.С. Эго, голод и агрессия: Пер с анг. М.: Смысл, 2000. -358 с.
  108. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: изд-во МГУ, 1988. — 270 с.
  109. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-224 с.
  110. Платон. Сочинения в четырех томах. Т.2 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса- Пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007. — 626 с.
  111. .Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). -М.: Издательство «Мысль», 1974. 487 с.
  112. .Ф. Социальная психология и история. М.: Издательство «Наука», 1966. -216 с.-207 122. Потебня A.A. Собрание трудов: Мысль и язык / Подгот. текста Ю. С. Рассказова, O.A. Сычева. -М: Лабиринт, 1999.-268 с.
  113. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, K.M. Гуревича. СПб.: Питер, 2006. — 652 с.
  114. П. 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок / Пер. с англ. А. Дворядкина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — 432 с.
  115. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг. -М.: Прогресс- Универс, 1994.-480 с.
  116. В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. -Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 272 с.
  117. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  118. С.Л. Человек и мир. — М.: Наука, 1976. — 365 с.
  119. Сас Т. Фабрика безумия: сравнительное исследование инквизиций и движения за душевное здоровье. / Пер. с англ. А. Ишкильдина. -Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. 512 с.
  120. И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  121. П.И. Сексуальное поведение и насилие / П. И. Сидоров, Г .Б. Дерягин. -М.: МЕДпресс-информ, 2007. 272 с. I
  122. З.В. Социология и психология национальных отношений. -СПб.: Изд-во В .А. Михайлова, 1999. 203 с.
  123. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: МГУ, 1989.-215 с.
  124. Е.Т. Я-образ тела // Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. — С. 406 — 422.
  125. Г. У. Психология межэтнической напряженности/ Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1990.-389 с.
  126. В.В., Чканикова А. М. Дети в однополых семьях // Человек. 2008. — № 2. — С. 157 — 173.
  127. А.Г. Происхождение сознания. М.: Госполитиздат, 1960. -471 с.
  128. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
  129. В.В. Методы психодиагностики самосознания // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Издательство Московского университета, 1987. — С. 254−264.
  130. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -284 с.
  131. В.В. Уровни и единицы самосознания // Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. — С.123 — 139.
  132. К. Никаких границ / Пер. с англ. В. Данченко и А. Ригина. -М.: Изд-во Трансперсонального института, 1998. 176 с.
  133. Е.В. Психология обыденного сознания. -М.: Смысл, 2001. -263 с.
  134. Дж., Фейгер Г. Личность и личностный рост / Пер. С англ. М-, 1994, Вып. 1 — 4. — 110 с.
  135. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. -М.: МПСИ: Флинта, 1999. 670 с.
  136. О. Психоаналитическая теория неврозов / Пер. с англ., вступ. Ст. А. Б. Хавина. 2-е изд. — М.: Академический проект, 2005. — 848 с.
  137. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М.: Ренессанс, 1992. -289 с.
  138. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб.: Питер, 2006. -384 с.
  139. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. М.: Касталь, 1996. — 448 с.
  140. Фуко M Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. М.: Касталь, 1996. — 448 с.
  141. ФукоМ. Использование удовольствий. История сексуальности. Т.2 / Пер. с франц. В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004. —432 с.
  142. М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974 -1975 учебном шду. СПб.: Наука, 2004. — 432 с.
  143. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
  144. Э. Сексуальная ориентация: право человека. Эссе о международном законодательстве о правах человека // Пер. с англ. 3. Баблояна, М. Дмитриевой, Н. Иванова // Под ред. Н. Иванова. М.: Идея-Пресс, 2004. — 366 с.
  145. А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-воМГУ, 1987.-С. 30−42.
  146. Хши Д. Гомосексуальное- влечение в революционной России: регулирование сексуально-гендерного диссидентства / Дан Хили- изд. подгот. Л. В. Бессмертных. М.: Ладомир, 2008. — 620 с.
  147. К. Культура и невроз // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Издательство МГУ, 1982. — С. 97 -105.
  148. К. Невротическая личность нашего времени / Пер. с англ. Боковиков А. М. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2008. — 208 с.в.Хорни К. Самоанализ / Пер. с фр. А. Боковикова. М.: Академический Проект, 2006. — 208 с.
  149. К. Я-идеальное // Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. -С.423 — 441.
  150. В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. -235 с.
  151. Э. Размышления об исследовании, которое длилось сорок лет // Сексология. Хрестоматия / Под ред. Д. Н. Исаева. СПб.: Питер, 2001. -С. 194−205.
  152. Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. — 606 с.
  153. В.М. Психология нетрадиционной любви: Как разобраться в своем сексуальном поведении. — Екатеринбург: У-Фактория- М.: ACT МОСКВА, 2008.-320 с.
  154. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -143 с.
  155. Д.Н. Особенности этнического самосознания Африкой молодежи в контексте родовой традиции (на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии): Дис. .канд. психол. наук. — М., 2006. -242 с.
  156. Э. Детство и общество: Пер. с анг. — СПб.: Речь, 2000. 415с.
  157. Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия // Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. — С. 493 — 516.
  158. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с ант. / Общ. ред. A.B. Толстых. -М.: Изд. Группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  159. Юнг КГ. AION. Исследование феноменологии Самости. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — 336 с.
  160. Юнг КГ. К вопросу о подсознании // Человек и его символы / Под общ. редакцией С. Н. Сиренко. -М-: Серебряные нити, 2002. — С. 14 91.
  161. Юнг КГ. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. М.: Прогресс-Универс, 1994.-332 с.
  162. Юнг КГ. Психология бессознательного: Пер. с нем. М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, Канон +, 1998. — 400 с.
  163. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самар. Ун-та, 1995. — 331 с.
  164. И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — 576 с.
  165. К. Введение в философию. / Пер. с нем. Под ред. А. А. Михайлова. Минск: Изд-во ЕГУ ЗАО «Пропилеи». 2000. — 191 с.
  166. Ясперс К Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
  167. А. Глоссарий // Карл Густав Юнг: дух и жизнь. Сборник. / Пер. с нем. М.: Практика, 1996. — С. 535 — 545.
  168. Adam B.D. Theorizing homophobia // Sexualities. 1998. — № 1. — P.387.404.
  169. Allport G. W. Pattern and growth in personality. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1964. — 593 p. '
  170. Cass V. Sexual orientation Identity Formation. A Western Phenomenon // Textbook of homosexuality and Mental health. / Ed. by R. Cabaj, T. Stein. -Washington, DC: American Psychiatric Press, 1996. P. 227 — 251.
  171. Duberman M. Excerpts from Cures: A Gay Man’s Odyssey // Sexual Conversion Therapy: Ethical, Clinical and Research Perspectives / Ed. by A. Shidlo, M. Schroeder, J. Drescher. NY: The Haworth Medical Press, 2001. — pp. 37−50:
  172. Frable D. Gender, Racial, Ethnic, Sexual, and Class Identities // Annual Review of Psychology. -1997. -Vol. 48. -P.139 -162.
  173. Franklin K. Antigay behaviors among young adults: Prevalence, patterns and motivators in a noncriminal population I I Journal of Interpersonal Violence. -2000. № 15. — P. 339 — 362.
  174. Goffman E. Stigma. Notes on the management of spoiled identity. London- New York- etc.: Touchstone, 1986. 168 p.
  175. Herek G.M. Beyond «homophobia»: Thinking about sexual stigma and prejudice in the twenty-first century // Sexuality Research and Social Policy. -2004. Vol. 1, № 2. — P. 6 — 24.
  176. Herek G. Heterosexism, Hate Crimes, and the Law I I Violence and the Law. / Ed. by Costanzo M., Oskamp S. CA.: Sage Publications, 1994. — P. 89 -112.
  177. Suppe F. The Bell and Weinberg Study: Future Priorities for Research on Homosexuality // Journal of Homosexuality. 1981. -Vol. 6, № 4. — P. 69 — 97.
  178. Troiden R. The formation of Homosexual Identities // Psychological perspectives on Lesbian and Gay male experience / Ed. by L.D. Garnets, D.C. Kimmel. New York: Columbia University Press, 1993. — P. 191−217.
  179. Turner R.H. The real self: from institution to impulse // American Journal of Sociology. 1976. — Vol. 81. — P. 989 — 1016.
  180. Weinberg G. Society and the healthy homosexual. New York: St. Martin’s Press, 1972. — 150 p.
  181. Wittman C. Refugees from Amerika: A gay manifesto // The homosexual dialectic / Ed. by J.A. McCaffrey. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1972. -P. 157−171.
  182. Основные положения стратегии развития ЛГБТ-движения в России. — М.: 2008. http://wvw.lgbtnet.ru/news/detail.php?ro=:3505
Заполнить форму текущей работой