Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации
![Диссертация: Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации](https://westud.ru/work/3683879/cover.png)
Диссертация
Необходимо отметить, что проблема эмоционального выгорания многократно становилась предметом исследований многих специалистов в области общей, инженерной, педагогической, социальной психологии. Ряд работ посвящен анализу изучения синдрома выгорания зарубежными учеными, причинам и последствиям выгорания, методам его психодиагностики и помощи специалистам при его возникновении (В.В.Бойко, Н. Е… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в процессе профессиональной социализации
- 1. 1. Разработка проблемы эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 2. Социально-психологические и индивидуальные факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания
- 1. 3. Профессиональная социализация личности в экстремальных условиях и проблема эмоционального выгорания
- 1. 4. Факторы «антивыгорания» и основные модели коррекционных программ, направленные на профилактику и преодоление синдрома эмоционального выгорания
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 333 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Алишев, Б.С. Психологическая теория ценности: еще один подход Текст. / Б. С. Алишев // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. 1998. — № 4. — С.37−44.
- Алишев, Б.С. Структура ценностного мира личности: ценностные популяции Текст. / Б. С. Алишев // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. 2000. — № 2. — С. 18−25.
- Аминов, H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей Текст. / H.A. Аминов // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 71−77.
- Аминов, H.A. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей Текст. / H.A. Аминов // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 5−19.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды Т. 1. Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1998.-373 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология Текст. / Е. В. Андриенко. — М.: Академия, 2004. 264 с.
- Анциферова, JI.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях Текст. / Л. И. Анциферова // Психол. журн. — 1991. — Т. 12, № 1-С. 23−31.
- Асмолов, А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с
- Бессонова, Ю.В. Ценностно-мотивационные предпосылки развития профессионального выгорания Текст. /Ю.В. Бессонова // Психология психических состояний: Мат-лы Перв. Всерос. науч.— практ. конф. — Казань.: ЗАО «Новое знание», 2008. Ч. 1. С. 115−119.
- Бовин, Б.Г. Методические рекомендации по психологическому сопровождению подразделений вневедомственной охраны Текст.
- Б.Г Бовин, М. О. Калашников, Т. Б. Панова, О. Э. Калашникова М.: НИЦ ПМО МВД РФ, 1997. — С. 6−9.
- Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности Текст. / В. А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала- под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. — С. 3−26.
- Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы Текст. / В. А. Бодров // РАН, Институт психологии. М.: ИПРАН, 1995.- 136 с.
- Бойко, В.В. Энергия эмоций Текст. / В. В. Бойко. 2-е изд., доп. и перераб. -СПб.: Питер, 2004.-474 с. — С. 137, С. 151−156.
- Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) Текст. / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Брунер, Д. Психология познания Текст. / Д. Брунер. М.: Прогресс, 1977.- 412 с.
- Брушлинский, A.B. Психология субъекта: Некоторые итоги и перспективы Текст. / A.B. Брушлинский // Известия Российской академии образования. М.: Магистр, 1999. — С. 30−41.
- Будякина, М.П. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве Текст. / М. П. Будякина, A.A. Русалинова // Человек и общество- под ред. A.C. Пашкова. JI.: ЛГУ, 1971. — С. 51−55.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- Водопьянова, Н.Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса Текст. / Н. Е. Водопьянова // Психологические проблемы самореализации личности СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. Вып.2. — С. 144—153.
- Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика Текст. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
- Водопьянова, Н.Е. Психическое «выгорание» и качество жизни Текст. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности- Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 2002.
- Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости Текст. / Б. Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. М.: Общество психологов СССР, 1983. — С. 542−543.
- Вяткин, Б.А. О системном анализе психических состояний Текст. /
- Б.А. Вяткин, Л. Я. Дорфман // Новые исследования в психологии. — 1987. -№ 1−2.-С. 3−6.
- Донцов, А.И. О ценностных факторах формирования личности Текст. / А. И. Донцов // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательный процесс. -М., 1975. С. 130−140.
- Донцов, А.И. К вопросу о механизмах формирования личности Текст. / А. И. Донцов // Психологические исследования. 1975. — Вып. 5. — С. 21−34.
- Джидарьян, И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания Текст. / И. А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С. 56−88.
- Галентов, А.П. Программа по профессиональному психологическому отбору кандидатов на государственную службу в таможенные органы Российской Федерации Текст.: методическое руководство / А. П. Галентов. Калуга: PRINT, 1998.-148 с.
- Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы Текст. / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во С — Петербург. ун-та, 1997.-С. 143−156.
- Журавлев, A.JI. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом коллектива Текст. / A.JI. Журавлев // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. — С. 134−145.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие Текст. / Э. Ф. Зеер М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально- психологической адаптации личности Текст. / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.-С. 219−232.
- Иванова, H.JI. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности Текст. / H.JI. Иванова, Е. В. Конева. Ярославль: ЯГПУ -МАПН, 2003.- 132 с.
- Икстейн, Д. Оценка стиля жизни Текст. / Д. Икстейн // Психологическая энциклопедия- под ред. Р. Корсини и А.Ауэрбаха. М.: СПб- Н. Новгород и др.: Питер, 2003. — С. 534−535.
- Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояния Текст. / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
- Ильин, Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты Текст. / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 85−93.
- Калинаускас, И. Жить надо! Текст. / И. Калинаускас. СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. — 320 с.
- Карпов, A.B. Психология принятия управленческих решений Текст. / A.B. Карпов. -М.: Юристъ, 1998. 440 с.
- Карпов, A.B. Методологические основы психологии принятия решений Текст. / A.B. Карпов. Ярославль: ЯрГУ, 1999. — 232 с.
- Карпов, A.B. Психология рефлексии Текст. / A.B. Карпов, И. М. Скитяева. Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. — 303 с.
- Карпушина, JI.B. Психология ценностей российской молодежи Текст.: монография / JT.B. Карпушина, A.B. Капцов. Самара: «Изд-во СНЦ РАН», 2009. — 252 с.
- Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Текст. / Е. А. Климов. — Казань: Изд.-во Казанского университета, 1969. 278 с.
- Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд.-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.- 400 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 252 с.
- Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
- Конева, Е.В. Применение учебных знаний в профессиональной деятельности на разных этапах становления профессионала Текст. /
- Е.В. Конева // Психология субъекта профессиональной деятельности. -М.: Ярославль, 2001. С. 207−221.
- Коротаев, A.A. Качественная психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей Текст. /
- A.A. Коротаев, Т. С. Тамбовцева // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения- отв. ред. Б. А. Вяткин. -Пермь, 1992. С. 79−88.
- Коссов, Б.Б. Типологические особенности стиля руководителей разной эффективности Текст. / Б. Б. Коссов // Вопросы психологии. — 1983. № 5. -С. 126−130.
- Котелова, Ю.В. Очерки по психологии труда Текст. / Ю. В. Котелова. -М.: МГУ, 1986. 120 с.
- Котенев, И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав ОВД: авторефер. Дис. канд. психол. наук Текст. / И. О. Котенев. М.: Академия МВД, 1994. — 23 с.
- Корчемный, П.А. Психология летного обучения Текст. / П. А. Корчемный. М.: Воениздат, 1986. — 136 с.
- Курочкин, Н.И. Роль фигуро-фоновых отношений в процессах восприятия и интерпретации медицинских рентгенограмм Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. И. Курочкин. М., 1982. — 24 с.
- Левитов, Н.Д. Проблема психических состояний Текст. / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1955. -№ 2. — С. 16−26.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003. 487 с.
- Либина, А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами Текст. / А. Либина, А. Либин // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. — С. 191−204.
- Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Г. Лидере- М.: Издательский центр „Академия“, 2001. 256 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации Текст.- под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Изд-во „Петроком“, 1992.-318 с.
- Манн, Т. Будденброки Текст. / Т. Манн. М.: Финансы и статистика, 1982.- 672 с.
- МакМаллин, Р. Практикум по когнитивной терапии Текст. /
- Р. МакМаллин. Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001. — 560 с. — С. 319−324.
- Марищук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств Текст.: автореф. дисс. докт. психол. наук / В. Л. Марищук. Л.: ЛГУ, 1982. — 200 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова.
- М.: Международный фонд „Знание“, 1996. 308 с.163
- Марьина, М.И. Социально-психологический климат в служебных коллективах Текст.: методическое пособие / М. И. Марьина,
- Е.А. Мещалкина. М.: ЦЩКП МВД РФ, 2001. — С. 238−308, С. 261−303.
- Мерлин, B.C. Типологически обусловленные особенности в труде и производственном обучении ткачих Текст. /B.C. Мерлин // Проблемы психологии личности и психологии труда- Под. ред. B.C. Мерлина. 1960. -С. 5−57.
- Мерлин, B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Митина, JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) Текст. / JIM. Митина. М.: „Дело“, 1994. — 216 с.
- Михайлов, И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Съюпера Текст. / И. В. Михайлов // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 110−122.
- Морли, Ст. Методы когнитивной психотерапии в тренинге социальных навыков Текст. / Ст. Морли, Дж. Шефферд, С. Спенс // Методические материалы для специалистов в области тренинга и психотерапии. СПб., 1996.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений Текст. / В.Н. Мясищев- Под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ, 2003. — 400 с.
- Наенко, Н.И. Психическая напряженность Текст. / Н. И. Наенко. М.: МГУ, 1976.- 112. с.
- Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учебное пособие / А. Д. Наследов. 3-е изд., стереотип. — СПб.: Речь, 2007. — 392с.
- Немов, P.C. Психология. Текст. / P.C. Немов. М.: Просвещение, 1995. Т. 1−496 с.
- Николаева, И.А. Содержательная структура социальной ситуации развития личности Текст. / И. А. Николаева // Ежегодник Российского психологического общества. СПб.: Изд- во СпбГУ, 2003. — Т. 6. — С. 88−91.
- Новикова, Л.И. Школа и среда Текст. / Л. И. Новикова. — М.: Знание, 1985.- 109 с.
- Новиков, В.В. Психологическое управление производственной организацией Текст. /В.В. Новиков, Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1999. — 245 с.
- Никорчук, Н.В. Тренинг „Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности“ Электронный ресурс. / Н.В. Никорчук- Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/410 399/
- Овсянникова, Т. Ю. Психологические условия предупреждения синдрома эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Т. Ю. Овсянникова. Н. Новгород, 2008.
- Орёл, В.Е. Разработка русскоязычной версии личностного теста NEO PI-R Текст. / В. Е. Орёл, A.A. Рукавишников, И. Г. Сенин. Депон. в ИНИОН№ 52 220 9.10.97.
- Орёл, В.Е. Адаптация методики диагностики феномена психического выгорания Текст. / В. Е. Орёл, A.A. Рукавишников // Общество, образование, человек. Ярославль: ЯГПУ, 1999. — С. 164—166.
- Орёл, В.Е. Исследование влияния факторов рабочей среды на феномен психического выгорания в профессиях социальной сферы Текст. / В. Е. Орёл, A.A. Рукавишников // Социальная психология ХХ1век. Ярославль, 1999.-Т. 2.-С. 164−167.
- Орёл, В.Е. Феномен выгорания в зарубежных эмпирических исследованиях Текст. / В. Е. Орёл // Психол. журн., 2001. Т. 22, № 1. — С. 90−101.
- Орёл, В.Е. Опросник психического выгорания для работников социальных профессий Текст. / В. Е. Орёл, И. Г. Сенин. Руководство. НПЦ „Психодиагностика“. — Ярославль, 2005.— 12 с.
- Орёл, В.Е. Синдром психического выгорания личности Текст. / В.Е.
- Орёл. М.: Изд-во „Институт психологии РАН“, 2005. — 330 с.165
- Оя, С. М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильностм у представителей разных видов спорта Текст. / С. М. Оя // Психологические вопросы тренировки и готовности спортменов к соревнованиям. М.: Фис, 1969. — С. 64−67.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 352 с.
- Первин, JI. Психология личности: Теория и исследования Текст. /
- Л. Первин, О. Джон / Под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. — 607 с.
- Петровский, В.А. Психология неадаптированной активности Текст. / В. А. Петровский. М.: Горбунок, 1992. — 131с.
- Пехунен, Р. Задачи развития и жизненные стратегии Текст. / Р. Пехунен // Психология личности и образ жизни- Отв. ред. Е. В. Шорохова. —
- М.: Наука, 1987.- С. 125−129.
- Платонов, К.К. Военная инженерная психология Текст. / К. К. Платонов, В. Л. Марищук. М.: Воениздат, 1970.
- Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст. / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. -М.: Просвещение, 1969.-435 с.
- Поваренков, Ю.П. Профессиональное становление личности Текст.: Дисс. д-ра. психол. наук / Ю. П. Поваренков. -М., 1999. 311 с.
- Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Поваренков. М.: Изд.-во УРАО, 2002.- 159 с.
- Психология Текст.: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психологический словарь Текст./ Под общей ред. Ю. Л. Неймера. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.
- Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Текст.: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: Изд. дом „Бахрах“, 1998. 668 с.
- Реан, A.A. Психология изучения личности Текст.: Учебное пособие /
- A.A. Реан. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Реан, A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика Текст. / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 479 с.
- Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях Текст. / Т. И. Ронгинская // Психол. журн. 2002. — Т. 23. № 3. — С. 85−95.
- Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии Текст.: В 2 т. Т.1 / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 488 с.
- Рубинштейн, C.JI. Человек и мир Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.- 191 с.
- Рукавишников, A.A. Личностные детерминанты и организационные факторы генезисапсихического выгорания у педагогов Текст.: Дисс. канд. психол. Наук / A.A. Рукавишников. Ярославль, 2001. — 158 с.
- Русалинова, A.A. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом Текст. / A.A. Русалинова // Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1980.-С. 97−113.
- Садовский, В.Н. Основания общей теории систем Текст. /
- B.Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 264 с.
- Свенцицкий, А. Л. Социально-психологические факторы производственной адаптации личности Текст. / А. Л. Свенцицкий // Промышленная социальная психология- Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л Свенцицкого. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1982. — С. 64−78.
- Свенцицкий, A.A. Социальная психология управления Текст. /167
- А. Свенцицкий. Л.: ЛГУ, 1986. — 180 с.
- Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме Текст. / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960.-255 с.
- Селье, Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье. М.: Прогресс, 1979.- 123 с.
- Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: методическое руководство Текст. / Л. Н. Собчик.- М., 1990.-72~с.
- Собчик, Л.Н. Метод портретных выборов Текст.: практическое руководство / Л. Н. Собчик. М.: Институт прикладной психологии, 1993. 133 с.
- Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального „выгорания“ Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук / Е. С. Старченкова. — СПб., 2002.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997. 672 с.
- Столяренко, A.M. Прикладная юридическая психология Текст.: учебное пособие для вузов / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-639 с.
- Столяренко, A.M. Экстремальная психопедагогика Текст.: учебное пособие для вузов / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ, 2002. — 607 с.
- Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности Текст. / В .А. Толочек. -М.: Смысл, 2000. 199 с.
- Фанталова, Е.Б. Методика „Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах“ Текст. / Е. Б. Фанталова // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С. 32−37.
- Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта Текст. / Е. Б. Фанталова. Самара: Издательский дом „БАХРАХ“, 2001. -128 с.
- Форманюк, Т.В. Синдром „эмоционального сгорания“ учителя Текст.
- Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 54−67.168
- Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Хьелл, Л. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
- Хяюренен, Ю.П. Некоторые проблемы изучения жизненного пути и профессиональной карьеры Текст. / Ю. П. Хяюренен // Психология личности и образ жизни- Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1987. — С. 166−173.
- Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте Текст. / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 160 с. — С. 41−44.
- Черникова, O.A. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям Текст. / O.A. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировка. М.: ФиС, 1967. — С. 3−13.
- Шадриков, В.Д. Психология производственного обучения Текст. / В. Д. Шадриков. Ярославль: ЯрГУ, 1974. — 142 с.
- Шадриков, В.Д. Психология производственного обучения Текст. / В. Д. Шадриков. Ярославль: Верхневолжск. изд- во, 1976. — 79 с.
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. /В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
- Шадриков, В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Мысль, 1974. — 45 с.
- Шамионов, P.M. Социальная психология личности Текст.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / P.M. Шамионов,
- A.A. Голованова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. — 264 с.
- Шибутани, Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 539 с.
- Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе Текст. /
- B.А. Ядов // Социол. журн. 1994. -№ 1. — С. 35−52.
- Adams, R. D. The predictive value of selected stressors and social support on burnout in radiation therapists Text. / R. D. Adams // Dissertation Abstracts International Section: Humanities & Social Sciences. 2000. — Vol. 60(9-A). -P. 3285.
- Bennett, L. The relationship between recognition, rewards and burnout in AIDS caring Text. / L. Bennett, M.W. Ross, R. Sunderland // AIDS Care. -1996.-Vol. 8 (2).- P. 145−153.
- Buunk, B.P. Social Support and Stress: The Role of Social Comparison and Social Exchange Process Text. / B.P. Buunk, V. Hoorens // Britisch Journal of Clinical Psychology. 1992. — Vol. 31. — P. 445−457.
- Burish, M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout Text. / M. Burish // Professional burnout: Recent developments in the theory and research- ed.: Schaufeli W.B., Maslash C. & Marek T. 1993. -P. 75−93.
- Burke, R.J. A longitudinal study of psychological burnout in teachers Text. / R.J. Burke, E. Greengalass // Human Relations. 1995. — Vol. 48(2). — P. 187— 202.
- Burke, R.J. Burnout, job stress and attitudes towards the use of force byNorwegian police officers. Policing Text. / R.J.Burke, A. Mikkelsen // An International Journal of Police Strategies & Management. 2005. — Vol. 28. -Issue 2.-P. 269−278.
- Byrne, B.M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers Text. /
- B.M. Byrne // American Educational Research Journal. 1994. — Vol. 31(3). -P. 645−673.
- Cherniss, C. Professional burnout in human service organizations Text. /
- C. Cherniss. New York: Praeger, 1980. — 233 p.
- Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study Text. / C. Cherniss // Journal of Organizational Behavior. 1992. — Vol. 13(1). — P. 1−11.
- Cordes, S.L. Patterns of burnout among managers and professionals: A comparison of models Text. / S.L. Cordes, T.W. Dougherty, M. Blum // Journal of Organizational Behavior. 1997. — Vol. 18(6). — P. 685−701.
- Costa, P.T. NEO RI-R. Profeccional Man-ual. Psychological Assessment Resources Text. / P.T. Costa, R.R. McCrae. Inc. Florida, 1992.
- Daniel, J. Physchological burnout in profes-sional with permanent communication Text. / J. Daniel, I. Shabo // Studia-Phy-schologica. 1993. -V. 35(4−5).-P. W2-WA.
- Freudenberger, H.J. Staff burn-out Text. / H.J. Freudenberger // Journal of Social Issues. 1974. — Vol. 30. — P. 159−165.
- Friedman, M. Type A behavior and your heart Text. / M. Friedman, R.H. Rosenman. New York: Knopf, 1974. — 221 p.
- Green, D.E. The three-factor structure of the Maslach Burnout Inventory: Amulticultural, multinational confirmatory study Text. / D.E. Green,
- F.H. Walkey, A.J. Taylor // Journal of Social Behavior and Personality. 1991. -Vol. 6(3).-P. 453−472.
- Greenglass, E.R. Components of social support, buffering effects and burnout: Implication for psychological functioning Text. / E.R. Greenglass,
- Fiksenbaum, R. J. Burke // Anxiety, Stress & Coping: An International Journal. 1996. — Vol. 9(3). — P. 185−197.
- Greenglass, E. R. The impact of social support on the development of burnout in teachers: Examination of a model Text. / E. R. Greenglass, R. J. Burke,
- R. Konarski // Work & Stress. 1997. — Vol. 11(3). — P. 267.
- Haddad, A. Sources of social support among school counselors in Jordan and its relationship to burnout Text. / A. Haddad // International Journal for the Advancement of Counseling. 1998. — Vol. 20(2). — P. 113−121.
- Hawkins, H.C. Police Officer Burnout: A Partial Replication of Maslach’s Burnout Inventory Text. / H.C. Hawkins // Police Quarterly. 2001. — Vol. 4. -P. 343−360.
- Hellesoy, O. Profiling the high hazards perceivers: An exploratory study Text. / O. Hellesoy, K. Gronhaug, O. Kvitastein // Risk Analysis. 1998. -Vol. 18(3).-P. 253−259.
- Hellesoy, O. Burnout: Conceptual issues and empirical findings from a new research setting Text. / O. Hellesoy, K. Gronhaug, O. Kvitastein // Scandinavian Journal of Management. 2000. — Vol. 16(3). — P. 233−247.
- Hillhouse, J.J. Investigating stress effect patterns in hospital staff nurses: Results of a cluster analysis Text. / J.J. Hillhouse, C.M. Adler // Social Science & Medicine. 1997. — Vol. 45(12). — P. 1781−1788.
- Himle, D.P. The effects of emotional support on burnout, work stress and mental health among Norwegian and American social workers Text. /D.P. Himle, S. Jayaratn, P.-A. Thyness // Journal Of Social Service Research. 1989. -Vol. 13(1).-P. 27−45.
- Himle, D. P. The impact of setting on work-related stress and performance among Norwegian social workers Text. / D.P. Himle, S. Jayaratn, P.-A. Thyness // International Social Work. 1993. — Vol. 36(3). — P. 221−231.
- Himle, D. P. Buffering effects of four social support types on burnout among social workers Text. / D.P. Himle, S. Jayaratn, P.-A. Thyness // Social Work Research and Abstracts. 1991. — Vol. 27(1). — P. 22−27.
- Iverson, R. D. Affectivity, organizational stressors, and absenteeism: A casual model of burnout and its consequences Text. / R.D. Iverson, M. Olekalns,
- P. Erwin // Journal Of Vocational Behavior. 1998. — Vol. 52(1). — P. 1−23.
- Jayaratne, S. Job satisfaction and burnout: Is there a differences? Text. /
- S. Jayaratne, D.P. Himle, W. A. Chess // Journal Of Applied Social Sciences. -1991.-Vol. 15(2). — P. 245−262.
- Koeske, G.F. A preliminary test of a stress-strain -outcome model for reconceptualizing the burnout phenomenon Text. / G.F. Koeske, R.D. Koeske // Journal Of. Social Service Research. 1993. — Vol. 17(3−4). — P. 107−135.
- Kondo, K. Burnout syndrome Text. / K. Kondo // Asian Medical Journal. -1991.-Vol. 34(11).
- Kiinzel, R. » Burn-out" und praxisshock klinisher Psychologen Text. / R. Kunzel, D. Shulte // Zeitschrift fur Klinishe Psychologie Forschung und Praxis.- 1986.-Vol. 15.-P. 303−320.
- Kushnir, T. Managing stress and burnout at work: a cognitive group intervention program for directors of day-care centers Text. / T. Kushnir,
- V. Milbauer // Pediatrics. 1994. — Vol. 94. — P. 1074−1077.
- Lazarus, R.S. Transactional theory and research on emotions and coping Text. / R.S. Lazarus, S. Folkman // European Journal of Personality. 1987. -Vol. l.-P. 141
- Maher, E.L. Burnout and commitment: A theoretical alternative Text. / E.L. Maher // Personnel and Guidance Journal. 1983. — Vol. 61. — P. 390−393.
- Maslach, C. Burned-out Text. / C. Maslach // Human Behavior. 1976. -Vol. 5(9).-P. 16−22.
- Maslach, C. Understanding burnout: Definition issues in analyzing a complex phenomenon Text. / C. Maslach // Job stress and burnout: Research, theory, and intervention perspectives- ed. W.S. Pain. Beverly Hills, London, New Dehli. — 1982. — P. 29−40.
- Maslach, C. Burnout: A multidimensional perspective Text. / C. Maslach // Professional burnout: Recent developments in the theory and research- ed.
- W. B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek. Washington DC: Taylor &Francis, 1993.-P. 19−32.
- Maslach, C. Burnout: The loss of human caring Text. / C. Maslach, A. Pines // Experiencing Social Psychology- ed. A. Pines, C. Maslach. N.Y.: Knopf, 1979. — P. 246−252.
- Maslach C. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers Text. / C. Maslach, S.E.Jackson // Journal of Health and Human Resources Administration, 1984. Vol. 7. — P. 189−212.
- Maslach, C. Historical and conceptual development of burnout Text. /
- C. Maslach, W.B. Schaufeli // Professional burnout: Recent developments in the theory and research- ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek. -Washington DC: Taylor & Francis, 1993. P. 1−16.
- Maslach, C. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it Text. / C. Maslach, M.P. Leiter. San Francisco, CA: Jossey — Bass, 1997. — 186 p.
- Maslach, C. Prevention of burnout: New perspectives Text. / C. Maslach, J. Goldberg // Applied & Preventive Psychology. 1998. — Vol. 7. — P. 63−74.
- Martin, T.A. Development of Russian-Language NEO PI-R Text. /
- T.A. Martin, J. Draguns, V.E. Oryol, A.A. Rukavishnik-ov, I.G. Senin, M.L. Clotz // Poster Report at 105 Convention of APA. Chicago. 1997.
- Mazur, P. J. Differential impact of administrative, organizational and personality factors on teacher burnout Text. / P. J. Mazur, M. D. Lynch // Teaching and Teacher Education. 1989. — Vol. 5(4). — P. 337−353.
- Mills, L.B. A prospective study of person-ality characteristics, occupational stressors, and bumout among scholl phychology practitioners Text. / L.B. Mills, E.S. Huebner// J. of School Psychology. 1998. — Vol. 36(1). — P. 103−120.
- Pain, W.S. Overview: Burnout, stress syndromes and the 1980s Text. / W.S. Pain // Job stress and burnout: Research, theory, and intervention perspectives- ed. W.S. Pain. Beverly Hills, London, New Dehli. — 1982. — P. 11−29.
- Perlman, B. Burnaout: Summary and Future and Research Text. /
- B. Perlman, E.A. Hartman // Human relations. 1982. — Vol. 35(4). — P. 283 305.
- Pines, A.M. Burnout: An existential perspective Text. / A.M. Pines // Professional burnout: Recent developments in the theory and research- ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek. Washington DC: Taylor & Francis, 1993.-P. 33−51.
- Pines, A.M. Burnout: from tedium to personal growth Text. / A.M. Pines, E. Aronson. -N.Y., 1981.-229 p.
- Poulin, J. Social worker burnout: A longitudinal study Text. / J. Poulin,
- C. Walter // Social Work Research and Abstracts. 1993. — Vol. 29(4). — P. 511.
- Professional burnout: Recent developments in the theory and research- ed. W. B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek. Washington DC: Taylor & Francis, 1993.- 299 p.
- Ramsey, R.D. How to stay fresh on the job Text. / R.D. Ramsey // Supervision. 1999. — V. 60. — Issue 5.
- Sand, G. The impact of social support on salesperson burnout and burnout components Text. / G. Sand, A.D. Miyazaki // Psychology & Marketin. 2000. -Vol 17(1).-P. 13−26.
- Schaufeli, W.B. The burnout companion to study and practice: A critical analysis Text. / W.B. Schaufeli, D. Enzmann. Washington DC: Taylor & France, 1998. — 220 p.
- Soderfeldt, M. Bunout in social work Text. / M. Soderfeldt, B. Soderfeldt, L.E. Wag // Social Work. 1995. — V. 40 (5). — P. 638−646.
- Sun, W.Y. Burnout among Nurses in the people’s republic of China Text. / W.Y. Sun, G.P. Ling, L. Shan // Journal Occupational Enviromental Health. -1996. Vol. 2(4). — P. 274−279.
- Tan, D.S.K. Organizational commitment and experienced burnout: An exploratory study from a Chinese cultural perspective Text. / D.S.K. Tan,
- S. Akhtar // International Journal of Organizational Analysis. 1998. — Vol. 6(4).-P. 310−333.
- Tokar, D.M. Personality and vocational behavior: A selective review of the literature, 1993−1997 Text. / D.M. Tokar, A.R. Fisher, L.M. Subish // J. of Vocational Behavior. 1998. — Vol. 53(2). — P. 115−153.
- Virginia, S.G. Burnout and depression among Roman Catholic secular, religious, and monastic clergy Text. / S.G. Virginia // Pastoral Psychology. -1998. Vol. 47(1). — P. 49−67.
- Schaufeli, W. B. Job Stress and Burnout Among Correctional Officers: A Literature Review Text. / W.B. Schaufeli, M. Peeters // International Journal of Stress Management. 2000. — Vol. 7(1). — P. 19−48.
- Дата Общий стаж работыВзвод
- АНКЕТА 1 (милиционеры вневедомственной охраны).
- Как Вы оцениваете психологическую атмосферу внутри вашего коллектива на данныймомент?
- Как, по вашему мнению, за последние 6 месяцев изменилась деятельность вашего подразделения?- улучшилась осталась без измененийухудшилась
- В какой степени Вы удовлетворены следующими сторонами жизни идеятельности коллективавыбранный вариант отметить знаком «V»)
- Доволен В основном доволен Не очень доволен Не доволен Не знаю
- Взаимоотношениями в коллективе
- Качеством проводимой индивидуально-воспитательной работой с сотрудниками
- Отношением членов коллектива к выполнению своих обязанностей4 Организацией работы 5 Режимом работы 6 Сплоченностью коллектива
- Совместным проведением досуга
- S Перспективами своего роста
- Возможностью открыто выступать с критикой
- Своим участием в управлении делами коллектива
- Системой материального и морального стимулирования
- Настроением, преобладающим в коллективе
- Профессиональной подготовленностью коллег
- Материальной обеспеченностью (зар. плата, материальная помощь)
- Обеспеченностью форменной одежды и спец. средствами
- Справедливостью и объективностью решения проблем
- Работой с молодыми сотрудниками
- Соблюдением графика отпусков
- Нагрузкой на каждого сотрудника20 Условиями работы
- Довольны ли в целом своей работой в данном коллективе
- Какие вопросы следует решить руководству подразделения в первую очередь для улучшения морально- психологического климата в вашем коллективе?
- Благодарим за сотрудничество!
- АНКЕТА 2 (модифицированный вариант) (представители экстремальных профессий).
- Убедительно просим Вас сначала внимательно прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов, затем отметить тот ответ, который наиболее соответствует Вашему мнению.
- Дата Общий стаж работыВозраст
- Оцените, пожалуйста, в соответствии с приведённой шкалой, насколько Вы удовлетворены или не удовлетворены следующими сторонами вашей жизни и профессиональной деятельности.
- Удовлет ворён Неудовлетво рён3 2 1 0 -1 -2 -31 Отношениями с родными
- Взаимоотношениями в коллективе, настроением преобладающим в нём3 Режимом работы (учёбы)
- Отношениями с близкими друзьями
- Взаимодействием с сослуживцами
- Перспективами своего карьерного роста
- Взаимоотношениями с коллегами
- Профессиональной подготовленностью товарищей
- Материальной обеспеченностью
- Разрешением конфликтных ситуаций в кругу коллег
- Социально-правовой защищённостью
- Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия со следующими утверждениями:1. Согласе н Не согласен 3 2 1 0 -1 -2 -3
- В семье меня понимают, несмотря на все сложности службы (учебы)
- В целом я удовлетворён избранной профессией
- Качество и результаты моей деятельности меня устраивают
- Моя профессия на сегодняшний день отвечает моим требованиям, притязаниям
- Возникающие в некоторых ситуациях конфликты с руководством решаются легко и своевременно
- Ожидания от избранной профессии в какой-то мере подтвердились
- По отношению к себе я чувствую: а) Способности преодолевать любые возникающие трудности самостоятельноб) Гордость за достигнутое в) Уверенность в своей уникальности, исключительности, неповторимости своей личности
- Я отношусь к себе с большим уважением
- Профессия, выбранная мною занимает важное, исключительное положение в моей жизни
- Моя жизнь не является чем-то особенным, имеющим первостепенное значение
- Мне кажется, окружающие плохо меня понимают, не ценят
- Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека
- Я более легко и успешно взаимодействую в учебе (работе) со своими коллегами, чем остальные
- За прошедший промежуток времени я достиг хороших результатов: а) В профессиональной (учебной) деятельностиб) В межличностных отношениях в) В отношениях с коллегами
- Спасибо за сотрудничество!
- МЕТОДИКА «УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ „ЦЕННОСТИ“ И „ДОСТУПНОСТИ“ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СФЕРАХ» (УСЦД).1. ИНСТРУКЦИЯ
- К заполнению приступайте только после того, как прочтете инструкцию доконца!
- Активная, деятельная жизнь-
- Здоровье (физическое и психическое здоровье)-3. Интересная работа-
- Красота природы и искусства-
- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) —
- Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) —
- Наличие хороших и верных друзей-
- Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) —
- Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а такжеинтеллектуальное развитие) —
- Свобода как независимость в поступках и действиях-
- Счастливая семейная жизнь-
- Творчество (возможность творческой деятельности).
- Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям): ценности данных сфер для Вас и их доступности для Вас.
- Далее смотрите бланк: На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы № 1.
- Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 -интересная работа. Если Вы обвели 2, то ото означает, что здоровье для Вас ценнее, чем интересная работа.
- Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя! Отвечать старайтесь быстро, первым впечатлением. Закончив первую матрицу, переходите ко второй.
- В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас.
- Пример: Пара 2 3. Если Вы обвели 3, то это означает, что интересная работа для Вас более доступнее, чем наличие хорошего здоровья.
- УДАЧИ, ПРИСТУПАЙТЕ К ЗАПОЛНЕНИЮ!200 г. 1. МАТРИЦА № 1.
- Взаимосвязь СЭВ и ценностной сферы личности (привлекательныеценности) у милиционеров вневедомственной охраны (коррелляционная матрица по Пирсону).
- ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Переживание. психотравмиру ющих. обстоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку Тревога и депрессия Общий показатель фазы напряжения
- Интересная работа 0,309 р<0,05 — 0,307 р<0,051. Любовь 0,396 р<0,01
- ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Неадекватное избирательное. эмоциональное .реагирование Эмоционально.-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных, обязанностей Общий показатель фазы резистенции
- Интересная работа 0,362 р<0,05
- Материально-обеспеченная жизнь 0,380 р<0,05
- Уверенность в себе 0,322 р<0,051. Познание 0,350 р<0,05
- ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Эмоциональный дефицит Эмоционалтная. отстраненность Личностная отстраненность (диперсонализация) Психосоматические, и психовегетативные нарушения Общий показатель фазы истощения
- Красота природы и искусства -0,380 р<0,05
- Уверенность в себе 0,327 р<0,05
- Взаимосвязь СЭВ и ценностной сферы личности у пожарных (коррелляционная матрица по Пирсону).
- ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Переживание. психотравмир ующих. оботоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку Тревога и депрессия Общий показатель фазы напряжения
- Активная, деятельная жизнь -0,556 р<0,05
- ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Неадекватное избирательное. эмоциональное .реагирование Эмоционально.-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных, обязанностей Общий показатель фазы резистенции
- Уверенность в себе 0,666 р<0,01 0,547 р<0,05
- Познание 0,572 р<0,05 0,516 р<0,05 0,489 р<0,05
- ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Эмоциональный дефицит Эмоционалтная. отстраненность Личностная отстраненность (диперсонализация) Психосоматические, и психовегетативные нарушения Общий показатель фазы истощения
- Уверенность в себе 0,547 р<0,05 0,649 р<0,051. Познание 0,500 р<0,05
- Счастливая семейная жизнь -0,500 р<0,05
- Взаимосвязь СЭВ и ценностной сферы личности у милиционеров разных отделов УВД (коррелляционная матрица по Пирсону)
- ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Переживание. психотравмир ующих. обстоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку Тревога и депрессия Общий показатель фазы напряжения
- Интересная работа -0,531 р<0,05
- ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Неадекватное избирательное. эмоциональное .реагирование Эмоционально.-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных, обязанностей Общий показатель фазы резистенции
- Здоровье -0,688 р<0,01
- Красота природы и искусства 0,514 р<0,051. Познание 0,635 р<0,05
- Свобода как независимость 0,576 р<0,05
- ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Эмоциональный дефицит Эмоционалтная. отстраненность Личностная отстраненность (диперсонализация) Психосоматические, и психовегетативные нарушения Общий показатель фазы истощения1. Здоровье -0,688 р<0,01
- Красота природы и искусства 0,757 р<0,011. Любовь -0,553 р<0,051. Познание 0,631 р<0,05
- Творчество -0,518 р<0,05
- Взаимосвязь СЭВ и ценностной сферы личности у курсантов СЮИ (коррелляциониая матрица по Пирсону)
- ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Переживание. психотравмирующих. оботоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку Тревога и депрессия Общий показатель фазы напряжения
- Красота природы и искусства 0,666 р<0,051. Любовь 0,587 р<0,05
- Материально-обеспеченная жизнь -0,640 р<0,05
- Наличие хороших и верных друзей -0,619 р<0,05
- Счастливая семейная жизнь -0,877 р<0,05
- Творчество 0,837 р<0,05
- ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Ценности (привлекательные) Неадекватное избирательное. эмоциональное .реагирование Эмоционально.-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных, обязанностей Общий показатель фазы резистенции
- Материально-обеспеченная жизнь 0,638 р<0,05 0,613 р<0,05
- Познание -0,602 р<0,05 -0,651 р<0,05
- Счастливая семейная жизнь 0,7901. Творчество -0,606 р<0,05 vo
- Взаимосвязь СЭВ и характеристик личности (СМИЛ) на раннем этапе профессиональной социализации (коррелляционная матрица по1. Пирсону
- ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Основные шкалы СМИЛ Переживание. психотравмирующих. обстоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку Тревога и депрессия Общий показатель фазы напряжения
- Тревожность 0,395 р<0,05
- Интроверсия 0,651 р<0,01
- ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Основные шкалы СМИЛ Неадекватное избирательное. эмоциональное .реагирование Эмоционально.-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных, обязанностей Общий показатель фазы резистенции
- Пессимистичность 0,410 р<0,05 0,459 р<0,05
- Импульсивность 0,482 р<0,051. Ригидность 0,542 р<0,05
- Тревожность 0,390 р<0,05
- Интроверсия 0,449 р<0,05 0,437 р<0,05 0,432 р<0,05
- ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Основные шкалы СМИЛ Эмоциональный дефицит Эмоционалтная. отстраненность Личностная отстраненность (диперсонализация) Психосоматические, и психовегетативные нарушения Общий показатель фазы истощения
- Пессимистичность 0,537 р<0,01
- Тревожность 0,451 р<0,05 0,401 р<0,05 0,498 р<0,05
- Интроверсия 0,603 р<0,05 0,636 р<0,01 0,498 р<0,05
- Взаимосвязь СЭВ и характеристик личности (СМИЛ) на активном этапе самореализации в профессиональной социализации (коррелляционная матрица по Пирсону)
- ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Основные шкалы СМИЛ Переживание. психотравмир ующих. обстоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку Тревога и депрессия Общий показатель фазы напряжения
- Эмоциональная лабильность -0,383 р<0,05
- Импульсивность -0,408 р<0,05
- Тревожность 0,385 р<0,05
- ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Основные шкалы СМИЛ Эмоциональный дефицит Эмоционалтная. отстраненность Личностная отстраненность (диперсонализация) Психосоматические, и психовегетативные нарушения Общий показатель фазы истощения
- Сверхконтроль 0,389 р<0,05
- Мужественность-женственность 0,376 р<0,05
- Тревожность 0,358 р<0,05 0,374 р<0,05
- Взаимосвязь СЭВ и характеристик личности (СМИЛ) на этапе мастерства в профессиональной социализации (коррелляционнаяматрица по Пирсону)
- ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Основные шкалы СМИЛ Переживание. психотравмирующих. обстоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку Тревога и депрессия Общий показатель фазы напряжения
- Сверхконтроль -0,399 р<0,05
- Импульсивность -0,369 р<0,05
- Интроверсия 0,370 р<0,05 0,458 р<0,01 0,436 р<0,01
- ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Интроверсия Индивидуалистичность Тревожность Мужественность-женственность Импульсивность Эмоциональная лабильность Пессимистичность Основные шкалы СМИЛ Индивидуалистичность Тревожность Импульсивность Сверхконтроль Основные шкалы СМИЛ
- Взаимосвязь СЭВ и характеристик личности (СМИЛ) на позднем этапе профессиональной социализации (коррелляционная матрица по1. Пирсону
- ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Основные шкалы СМИЛ Переживание. психотравмирующих. обстоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку Тревога и депрессия Ьбщий показатель фазы напряжения
- Эмоциональная лабильность -0,695 р<0,05
- Интроверсия 0,684 р<0,05
- ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Основные шкалы СМИЛ Неадекватное избирательное. эмоциональное .реагирование Эмоционально.-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных, обязанностей Общий показатель фазы резистенции
- Импульсивность 0,680 р<0,05
- Оптимистичность -0,648 р<0,05
- ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ И ЕЕ СИМПТОМЫ
- Основные шкалы СМИЛ Эмоциональный дефицит Эмоционалтная. отстраненность Личностная отстраненность (диперсонализация) Психосоматические, и психовегетативные нарушения Общий показатель фазы истощения
- Эмоциональная лабильность -0,701 р<0,051. Factor Analysis1 группа1. Rotated Factor Matrix (a)
- VAR00008 VAR00013 VAR00014 VAR00023 VAR000251. Factor357367, 999 764, 528, 619
- Extraction Method: Maximum Likelihood.
- Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization, a Rotation converged in 3 iterations.1. Goodness-of-fit Test1. Chi-Square df Sis.020 1, 8862 группа1. Rotated Factor Matrix (a)1. Factor 1 2 3 4 51. VAR00001, 833 -, 367
- VAR00005, 825 -, 148 -, 136
- VAR00006, 597, 324 -, 353, 216 -, 2191. VAR00007 -, 138, 556 1. VAR00008, 207 -, 369, 1241. VAR00012, 964, 2311. VAR00014, 631, 396, 1121. VAR00015, 464, 649, 251
- VAR00018, 182 -, 112, 972
- VAR00023, 182, 178, 954 -, 1441. VAR00024, 147, 987
- VAR00025, 543, 241, 177, 183
- Extraction Method: Maximum Likelihood.
- Extraction Method: Maximum Likelihood.
- Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization, a Rotation converged in 4 iterations.1. Goodness-of-fit Test1. Chi-Square df Sig.11,526 12, 4844 группа Rotated Factor Matrix (a) 1. Factor1 2
- VAR00003 VAR00011 VAR00012 VAR00017 VAR00022 VAR00027, 918, 999, 716, 782, 831, 395 -, 317, 391, 947
- Extraction Method: Maximum Likelihood.
- Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization, a Rotation converged in 3 iterations.1. Goodness-of-fit Test1. Chi-Square df Sig.7,614 4, 107
- Базовая программа социально-психологического тренинга по профилактике и преодолению раннего проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей экстремальныхпрофессий1. Пояснительная записка
- Оснащение занятий: карандаши, ручки- бумага для записей- папки-скоросшиватели- доска и мел- аудиозаписи для релаксации- памятки для участников.
- Промежуточная рефлексия", «Подчеркивание значимости» и др.
- Во второй части тренинга (основной) выполняется упражнение
- Переструктурирование ценностей" (авторское упражнение).Его цель:
- Завершается каждое занятие упражнениями «Пожелание по кругу», «Мне сегодня.», которые необходимы для установления обратной связи, анализа опыта, полученного в группе, рефлексии своего состояния.