Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансперсональная психология о природе страха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие люди, столкнувшиеся с элементами этой матрицы в своей психике, ощущали глубокую связь с экзистенциальной философией, которая мастерски изображает безнадежность и абсурдность этого состояния. Сартр выбрал для одной своих самых знаменитых пьес название «Выхода нет». По мнению Грофа, стоит упомянуть, что на жизнь Сартра оказал важное влияние трудный и неудачно завершившийся опыт… Читать ещё >

Трансперсональная психология о природе страха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Природу страха трансперсональные психологи выводят из состояний эмбриона в чреве матери. Они показывают, что начало рождения для плода сопряжено с ощущением смерти. Та же самая матка, которая во время нормальной беременности была относительно спокойной и предсказуемой, теперь совершает сильные периодические сокращения. Весь прежний мир эмбриона неожиданно рушится и сокрушает его, вызывая страх и огромный физический дискомфорт.

Субъективно переживание начала родов несет в себе сильный страх и предчувствие нависшей смертельной угрозы. Кажется, будто вся наша Вселенная в опасности, но источник этой угрозы остается тайной, ускользающей от наших попыток понять ее. По мере развития и углубления переживаний угрозы у эмбриона может возникнуть ощущение гигантского водоворота, что он находится в этой воронке и его неумолимо затягивает в ее центр. Может также показаться, что земля разверзлась и поглощает невольного путешественника в темные лабиринты жуткого подземного мира.

Еще одна разновидность тех же переживаний — ощущение того, что тебя пожирает архетипное чудовище, ловит ужасающий спрут или огромный тарантул. Это переживание может достигать фантастических масштабов, словно поглощению подвергается не отдельный человек, а весь мир. Общая атмосфера создает впечатление апокалипсиса, разрушающего безмятежный внутриутробный мир и заменяющего океаническую и космическую свободу эмбриона мучительным заточением, и ощущения пребывания во власти неизвестных внешних сил.

Человек, переживший полное развитие данной перинатальной (связанной с рождением) матрицы, ощущает себя запертым в вызывающем клаустрофобию мире кошмаров. Зрительное поле становится темным и зловещим, и общая атмосфера напоминает душевные и физические муки. Одновременно полностью теряется связь с линейным временем, и все происходящее кажется вечным, словно оно никогда не кончится.

Под влиянием этой матрицы человек избирательно настраивается на самые худшие и безнадежные аспекты существования. Он начинает остро осознавать захватывающие его психику темные, безобразные и злые аспекты Вселенной. Вся наша планета выглядит апокалиптическим местом, полным ужаса, страданий, войн, эпидемий, катастроф и стихийных бедствий. В то же время в человеческой жизни невозможно увидеть какие-либо положительные аспекты — такие, например, как любовь и дружба, достижения в области науки и искусства или красота природы. В этом состоянии человек видит красивых детей, играющих друг с другом, и думает о том, как они состарятся и умрут, а увидев восхитительную розу, представляет себе, как через несколько дней она завянет.

Данная матрица почти в мистическом смысле соединяет людей со страданиями мира и заставляет их отождествляться со всеми преследуемыми, униженными и угнетенными. В глубоких необычных состояниях, управляемых этой матрицей, мы действительно можем отождествлять себя с тысячами молодых людей, погибших во всех войнах в ходе человеческой истории. Мы можем уподобляться всем заключенным, когда-либо страдавшим и умирающим в тюрьмах, камерах пыток, концентрационных лагерях или приютах для умалишенных во всем мире. Среди тем, связанных с этой матрицей, часто встречаются сцены недоедания и голода, а также дискомфорта и опасности, исходящих от мороза, льда и снега. Это, по-видимому, связано с тем, что при сокращении матки прерывается снабжение ребенка кровью, означающей для него питание и тепло. Еще один аспект этой матрицы — атмосфера бесчеловечного, абсурдного и странного мира роботов, автоматов и механических устройств. Кроме того, к типичному символизму этой матрицы относятся образы человеческих увечий и уродств, а также бессмысленного мира игорных притонов.

С. Гроф показывает, что интересно заметить глубокие параллели между восприятиями и впечатлениями, закрепленными в сознании человека во время «безвыходной» стадии рождения, и философией таких писателей-экзистенциалистов, как Серен Кьеркегор, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Эти философы мучительно ощущали и живо выражали основные темы данной матрицы, не будучи способными видеть единственно возможное решение—духовное раскрытие и преображение.

Многие люди, столкнувшиеся с элементами этой матрицы в своей психике, ощущали глубокую связь с экзистенциальной философией, которая мастерски изображает безнадежность и абсурдность этого состояния. Сартр выбрал для одной своих самых знаменитых пьес название «Выхода нет». По мнению Грофа, стоит упомянуть, что на жизнь Сартра оказал важное влияние трудный и неудачно завершившийся опыт с психоделическим веществом под названием «мескалин», активным алкалоидом из мексиканского кактуса «пейот», который используется в священных ритуалах индейцев.

Личные записи Сартра показывают, что его опыт был сосредоточен на переживаниях, которые явно были связаны сданной матрицей. Обычно обнаруживается, что сильному влиянию этого аспекта бессознательного подвержены люди, страдающие от таких симптомов, как депрессия, потеря инициативы, ощущение бесцельности, отсутствие интереса к жизни и неспособность чему-то радоваться. Даже тем, кто не пережил клинической депрессии, известны сходные чувства, связанные с разлукой, отчуждением, беспомощностью, безнадежностью и даже метафизическим одиночеством.

Переживания данной матрицы лучше всего можно охарактеризовать следующей триадой: страх смерти, страх никогда не вернуться назад и страх сойти с ума. Часто появляется также ощущение, что наша жизнь подвергается серьезной опасности. Коль скоро такое ощущение есть, ум способен изобретать сколько угодно историй, дающих происходящему рациональное «объяснение» , — надвигающийся инфаркт или инсульт, «передозировка», если переживание вызвано приемом психоделического вещества и многое другое. Клеточная память о рождении может вторгаться в текущее состояние сознания с такой силой, что у человека не остается никаких сомнений в том, что он действительно близок к реальной биологической смерти.

Данная матрица богата архетипными образами. Мотив невыносимых духовных и физических страданий, которые никогда не прекратятся, находит наиболее полное выражение в образах ада и преисподней, присутствующих в большинстве культур. Атмосфера этих мрачных преисподних подавляет. Природы там либо вовсе нет, либо она испорченная, зараженная и опасная — топи и зловонные реки, дьявольские деревья с шипами и ядовитыми плодами, области, покрытые льдом, озера огня и реки крови. Человек может быть свидетелем или жертвой пыток, включающих в себя удары кинжалов, копий и вил демонов, вызывающих острую боль, варку в котлах или замерзание в холодных местах, удушение и раздавливание. В аду есть только отрицательные эмоции — страх, отчаяние, безнадежность, вина, хаос и смятение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой