Профессиональное становление личности АРТ-терапевта на начальных стадиях профессионализации
Диссертация
Актуальность данного исследования продиктована сложившейся в настоящее время ситуацией развития арт-терапии в России. Организовано обучение арт-терапии в государственных и негосударственных образовательных учрежденияхсуществуют специалисты, называющие себя арт-терапевтами и использующие в своей работе арт-терапевтические методы и техникиесть интерес к арт-терапии у специалистов социономических… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Обзор исследований процесса профессионального становления личности в социономических профессиях
- 1. 1. Взаимное влияние профессионального становления личности и становления профессиональной деятельности
- 1. 1. 1. Исследования профессионального становления личности на начальных стадиях профессионализации
- 1. 1. 2. Взаимосвязь профессиональных интересов и характерологических особенностей личности
- 1. 2. Исследования профессионального становления специалистов профессий социономического типа
- 1. 2. 1. Развитие психосоциальной помощи в России
- 1. 2. 2. Психологические особенности специалистов социономических профессий
- 1. 3. Особенности профессионального становления арт-терапии и арт-терапевта
- 1. 3. 1. Становление арт-терапевтической деятельности
- 1. 3. 2. Изучение особенностей личности арт-терапевта
- 1. 1. Взаимное влияние профессионального становления личности и становления профессиональной деятельности
- 2. 1. Характеристика выборки и план исследования
- 2. 2. Этапы исследования
- 2. 3. Методы эмпирического исследования
- 2. 3. 1. Организационные методы
- 2. 3. 2. Эмпирические методы
- 2. 3. 3. Методы обработки данных
- 2. 3. 4. Интерпретационные методы (подходы)
- 3. 1. Изучение информированности и представлений об арт-терапии
- 3. 1. 1. Исследование представлений об арт-терапии
- 3. 1. 2. Информированность о специальности «арт-терапевт» и готовность работать по данной специальности
- 3. 2. Изучение особенностей профессионального становления личности арт-терапевта на начальных стадиях профессионализации
- 3. 2. 1. Изучение мотивов выбора профессии арт-терапевт на стадии оптации
- 3. 2. 2. Исследование изменений личностно-профессиональных качеств арт-терапевтов в ходе профессиональной подготовки
- 3. 2. 3. Изучение профессиональной мотивации выпускников программ арт-терапевтического обучения
- 3. 2. 4. Исследование особенностей профессиональной адаптации к арт-терапевтической деятельности и выделение ПВК для арт-терапевтической деятельности
- 3. 3. Информационная профессиограмма арт-терапевта
- 3. 4. Модель процесса профессионального становления личности в арттерапии
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Психология в медицине / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. -М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. 272 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299с.
- Агеева, И. А. Коррекционные техники в школе / И. А. Агеева. СПб.: Речь, 2004.- 184 с.: ил.
- Аллахвердов, В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В. М. Аллахвердов. — СПб.: Речь, 2003−368 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
- Анциферова, JI. И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека / J1. И. Анциферова // Психология личности: новые исследования / под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.-М.: ИПРАН, 1998.-С. 31.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева и др. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. 248 с.
- Арт-терапия / сост. и общ. ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. -320 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»),
- Арт-терапия — новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с. .
- Ассаджиоли, Р. Психосинтез : принципы и техники / Р. Ассаджиоли — пер. с англ. Е. Перовой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с. — (Серия «Психологическая коллекция»).
- Афанасенко, А. В. Воспитание личностной спонтанности студента педагогического вуза : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Афанасенко — Дальневост. гос. гуманит. ун-т. Хабаровск, 2007. — 25 с.
- Базисное руководство по психотерапии / А. Хайгл-Эверс и др. — СПб.: «Вост.-Европ. Ин-т Психоанализа» совм. с изд. «Речь», 2002. 784 с.: ил.
- Белова, Д. Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределния студентов-психологов : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 / Д. Е. Белова — Уральский гос. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 26 с.
- Белякова, Е. П. Артсинтезтерапия Электронный ресурс. / Е. П. Белякова.- 2008. — Режим доступа: http://a-s-t.ru/index.php?page=how, свободный. Загл. с титул, экрана.
- Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски — пер. с англ. М. Злотник. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с.: ил. — (Серия «Ступени психотерапии»).
- Бехтерев, В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении / В. М. Бехтерев. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1910.59 с.
- Бехтерев, В. М. Личность и труд / В. М. Бехтерев // Журнал «Психологическая диагностика». 2004. — № 3. — С. 125−130.
- Богачев, О. В. Арт-терапия в реабилитации наркозависимых / О. В. Богачев // Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2008. — С. 192−212.
- Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека : характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
- Бодалев, А. А. О предмете акмеологии / А. А. Бодалев // Психологический журнал. 1993. — № 5. — Т. 14. — С. 73−79.
- Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности : теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. М.: ИП РАН, 2006. -624 с. — (Серия «Достижения в психологии»).
- Болдырева, С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией / С. А. Болдырева. М., 1974. — 110 с.
- Большакова, Т. В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.03 / Т. В. Большакова — Яросл. гос. ун-т. -Ярославль, 2004. 27 с.
- Бондарева, Т. В. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. В. Бондарева — Рос. гос. соц. ун-т. М., 2006. — 27 с.
- Бурковский, Г. В. Изучение изобразительной продукции арттерапевтической группы психически больных / Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин // Клинико-психологическое исследование групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях.-Л., 1979. С. 113−117.
- Бурно, М. Е. Терапия (профилактика) творческим самовыражением / М. Е. Бурно- под ред. В. Е. Рожнова: методические рекомендации Министерства здравоохранения СССР. -М., 1988.-28 с.
- Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2006. — 432 с. + 32 с. цв. вкл.
- Варфоломеева, О. В. Прикладные аспекты профессиональной подготовки психотерапевтов монография. / О. В. Варфоломеева. Симферополь, 2002. — 86 с.
- Вачнадзе, Э. А. Некоторые особенности рисунка душевнобольных / Э. А. Вачнадзе. Тбилиси, 1972. — 62 с.
- Вачнадзе, Э. А. Рисунки детей больных шизофренией и эпилепсией / Э. А. Вачнадзе. Тбилиси, 1974. — 50 с.
- Веселова, Е. К. Психологическая деонтология / Е. К. Веселова. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2002. — 316 с.
- Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. 2-е изд. — СПб.: ПИТЕР, 2008. — 336 с.
- Гантт, JI. Арт-терапевтические исследования / JI. Гантт // Арт-терапия / сост. и общ. ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. — С. 14−31.
- Геллерштейн, С. Г. Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники / С. Г. Геллерштейн М. — JI.: Педгиз, 1931. — 191 с.
- Глуханюк, Н. С. Психологические особенности и закономерности становления профессионально-педагогической деятельности / Н. С. Глуханюк // Психология становления педагога профессиональной школы. -Екатеринбург, 1996. С. 21−23
- Глушко, А. Н. Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов : автореф. дис.. докт. психол. наук: 19.00.03 / А. Н. Глушко — ВНИИТЭ. М., 2006. — 44 с.
- Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: Изд. OMS, 1994. — 192 с.
- Григорович, JI. А. Введение в профессию «психолог» : учебное пособие / JI. А. Григорович. М.: Гардарики, 2004. — 192 с.
- Гришина, А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Гришина — Волгоградский гос. пед. ун-т. -Волгоград, 2004. 186 с.
- Гришина, Н. В. Помогающие отношения : профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемысамореализации личности: сб. ст. / под ред. А. А. Крылова, JI. А.1 Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С. 143−156.
- Гулина, М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. — 352 с.
- Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752 с. — (Серия «Психологи Отечества»),
- Деркач, А. А., Акмеология / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.-253 с.
- Дженнингс, С. Сны, маски и образы : практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А. Минде — пер. с англ. И. Динерштейн. М.: Изд-во Эксмо, 2003. -384 с.: ил.
- Диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко // Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский Самара, 2001. — С. 486−490.
- Живокаренцева, У. В. Институциональные аспекты профессионализации социальной работы (на материалах Иркутсткой области): автореф. дис. .канд. соц. наук: 22.00.04 / У. В. Живокаренцева — Иркутский гос. ун-т. -Иркутск, 2007. 25 с.
- Забродин, Ю. М. Профессиональное становление : от профобразования — к профессиональной карьере / Ю. М. Забродин // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск, 1993.-С. 37.
- Зеер, Э. Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога : дис. .докт. психол. наук: 19.00.07 / Э. Ф. Зеер — ЛГПИ им. А. И. Герцена. СПб. 1993.-384 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособ. для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с. — («Gaudeamus»).
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2006. — 240 с.
- Зеер, Э. Ф. Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Известия РАО. -2005. -№ 3. С. 64−70.
- Зиновкина, М. М. Креативное инженерное образование : теория и инновационные креативные педагогические технологии / М. М. Зиновкина. — М.: МГИУ, 2003.-372 с.
- Зотова, Н. Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов / Н. Н. Зотова, О. Н. Родина // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 2003. — № 3. — С. 69−78.
- Иванова, Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности : учеб.-метод. пособ. для студ. фак. психол. гос. ун-тов / Е. М. Иванова. М.: МГУ, 1992. — 94 с.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. -512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Ионов, О. А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных : автореф. дис.. канд. мед. Наук: 14.00.18 / О. А. Ионов — ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. М., 2004. — 27 с.
- Искусство исцеления души: этюды о психологической помощи: пособие для практ. психол. / Е. П. Кораблина и др. — под ред. Е. П. Кораблиной. — СПб.
- Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена — Изд-во «СОЮЗ», 2001. 319 с. — Серия «Практическая психология».
- Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: учеб.-метод. пособие: в 3 ч. Ч. 1. Арттерапевтические технологии / авт.-сост. Н. А. Сакович — Акад. Последиплом. Образования. Минск, 2003. — 57 с.
- Кабанов, М. М. Реабилитация психически больных / М. М. Кабанов. JI.: Медицина, 1978.-232 с.
- Карпов, А.В. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера: монография. / А. В. Карпов, С. JI. Леньков. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. — 448 с.
- Кейз, К. Краткие встречи: размышления по поводу использования образов в психодиагностике / К. Кейз // Исцеляющее искусство: межд. журнал арт-терапии. Т. 8. — № 3. — Осень-зима 2005. — С. 22−37.
- Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. СПб.: Речь, 2005. — 160 с.: ил.
- Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособ. / Е. А. Климов. М.: изд-во МГУ, 1995. — 222 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-н-Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
- Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. -Обнинск: изд-во МГУ — Центр «Детство», 1993. 344 с.
- Кокоренко, В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В. Л. Кокоренко. СПб.: Речь, 2005. — 101 с.
- Колесин, А. Н. Центр • творческой реабилитации детей-инвалидов Электронный ресурс. / А.' Н. Колесин. 2007. — Режим доступа: http://www.gaoordi.ru/project/id/338.shtml, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- Коляда, JI. А. Контроль качества профессиональной подготовки будущих педагогов : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / JI. А. Коляда — Саратовский гос. ун-т. Саратов, 2007. — 23 с.
- Концепция художественного образования в РФ / Искусство в школе. — 2002. № 2. — С. 84.
- Копытин, А. И. Арт-терапия Электронный ресурс. / А. И. Копытин. -2008. — Режим доступа: www. art-therapy.ru, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- Копытин, А. И. Основы арт-терапии / А. И. Копытин. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 256 с. — (Серия «Мир медицины»).
- Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. М.: Когито-Центр, 2007. — 197 с.
- Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2002. — 368 с.: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
- Кораблина, Е. П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта : автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.03 / Е. П. Кораблина — РГПУ им А. И. Герцена. СПб., 2006. — 43 с.
- Корнеева, Л. Н. Профессиональная психология личности / Л. Н. Корнеева // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — С. 61
- Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности : затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылева. СПб.: Речь, 2005. — 222 с.
- Коттлер, Дж. Совершенный психотерапевт : работа с трудными клиентами / Дж. Коттлер. СПб.: ПИТЕР, 2002. — 352 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум — пер. с англ.: А. Маслов, О. Орешкина, А. Попов. 9-е межд. изд. — СПб. — М. — Харьков -Минск: Питер, 2004. — 940 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Крыжановская, Л. М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков : учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. М.: Пед. общ-во России, 2004. — 160 с.
- Кудрявцев, Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. № 2. — 1981. — С. 20−30.
- Кудрявцев Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. № 1. — 1985. — С. 86−93.
- Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. — Л., 1967. — 183 с.
- Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании : Монография. / Л. Д. Лебедева. СПб.: ЛОИРО, 2001. — 320 с.
- Лифанова, Т. Е. Реализация принципа регионализации при подготовке социального работника : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Е. Лифанова — Рос. гос. соц. ун-т. М., 2006. — 25 с.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лысюк В.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение (музейно-игровая методика): пособие для музейных педагогов, воспитателей детских садов и учителей начальной школы / В. Г. Лысюк, П. Г. Ефимов — СПб.: Борей Арт, 2001. 201 с.
- Лэндрэт, Г. Л. Игровая терапия : искусство отношений / Г. Л. Лэндрэт- пер. с англ. / предисл. А. Я. Варга. — М.: Межд. пед. академия, 1994. — 368 с.
- Макарова, Т. А. Профессиональная подготовка социальных работников в вузе к культурно-досуговой деятельности с инвалидами : автореф. дис. .канд.пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Макарова — Ульяновский гос. ун-т. Ульяновск, 2006.-27 с.
- Макаренко, Т. А. Формирование индивидуальной траектории профессионального развития будущих социальных педагогов : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Макаренко — ЯкГУ. Якутск, 2006. — 21 с.
- Максимова, С. В. Творчество: созидание или деструкция? Монография. / С. В. Максимова, М.: Академический Проект, 2006. — 224 с. -(Психологические технологии).
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Межд. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу — пер. с англ. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. 352с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Матвеева, JI. Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 / JI. Г. Матвеева — Ин-т психол. им. JI. С. Выготского. М., 2004. — 24 с.
- Махнач, А. В. Жизненный опыт и выбор специализации в психотерапии / А. В. Махнач // Психологический журнал. М., 2005. — Т. 26. — № 5. — С. 86−97.
- Машков, В. Н. Адаптивная методика оценки профессиональных интересов и склонностей / В. Н. Машков // Вопр. психологии. № 3. — 1991. — С. 85−89.
- Мейс-Кристеллер, Е. Художественная терапия на практике / Е. Мейс-Кристеллер — пер. с нем. А. М. Попова. — Екатеринбург, частн. изд., 2002. — 96 с.
- Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учеб. пособ. для вузов / под ред. Т. В. Корниловой. М.: Изд.гр. «ФОРУМ» — «ИНФРА-М», 1998.-296 с.
- Милакова, В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.13 / В. В. Милакова — Астрах, гос. ун-т. Астрахань, 2007. — 24 с.
- Митина, JI. М. Психология труда и профессионального развития учителя / JI. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 320 с.
- Москаленко, С. В. Особенности развития образа «Я-профессионал» в процессе обучения в вузе : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / С. В. Москаленко — Курский гос. ун-т. Курск, 2007. — 26 с.
- Московский психотерапевтический журнал (теор.-аналит. изд-е): спец. выпуск: психотерапия искусствами / отв. ред. В. В. Сидорова, Е. А. Морозова. 2005. — № 4 (47), октябрь-декабрь. — М.: МГППУ, Фак-т психол. консультирования, 2005. — 231 с.
- Мурзина, Т. Ф. Оценка эффективности психотерапии подростков с расстройствами адаптации вследствие ампутаций конечностей / Т. Ф. Мурзина // Травматология и ортопедия России: научно-практический журнал. № 1. — 2005.-С. 25−28.
- Мэй, Р. Мужество творить: очерки психологии творчества / Р. Мэй- пер. с англ. — Львов: Инициатива — Москва: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. 128 с. — (Серия «Psychologia Vera»).
- Назарова, Н. Р. Об исследовании процесса становления арт-терапии в России / Н. Р. Назарова // Арт-терапия. Диалог: Россия Великобритания: сб. ст. / под ред. Н. Ю. Жвитиашвили. — СПб.: Островитянин, 2008. — С. 140−152.
- Назарова, Н. Р. Проблемы и перспективы арт-терапевтического образования и трудоустройства / Н. Р. Назарова // Мат. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения 2005». — СПб.: С.-Петерб. Ун-т, 2005. — С. 368−370.
- Назарова, Н. Р. Развитие арт-терапии в России / Н. Р. Назарова // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып.71. — СПб., 2006. — С. 21−23.
- Назлоян, Г. М. Портретный метод в психотерапии / Г. М. Назлоян. М.: ПЕР СЭ, 2001.- 144 с.
- Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А. Д. Наследов. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
- Невярович, Н. Е. Часть целого : использование методов арт-терапии в профилактике наркозависимости / Н. Е. Невярович. СПб.: СПб РО РБФ НАН, 2003.-92 с.
- Никандров, В. В. Экспериментальная психология : учеб. пособие / В. В. Никандров. СПб.: Речь, 2003. — 480 с. 1.с
- Никифоров, Г. С. Психология здоровья : учеб. пособие / Г. С. Никифоров. — Спб.: Речь, 2002.-256 с.
- Николаенко, Н. Н. Психология творчества : учеб. пособие / Н. Н. Николаенко- под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. — 277 с.: ил.
- Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. СПб.: Речь, 2006. — 352 с.
- Обуховский, К. Галактика потребностей : психология влечений человека / К. Обуховский. СПб.: Речь, 2003. — 296 с.
- Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия : теория, методика, практика / Н. Ю. Оганесян, Э. Гренлюнд. СПб.: Речь, 2004. — 288 с.: ил.
- Панферов, В. Н. Психология человека : учеб. пособие / В. Н. Панферов. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 160 с.
- Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан — пер. с нем. — М.: Медицина, 1996. 464 с.: ил.
- Платонова, О. В. Арттерапия в художественном музее : учеб. пособ. для студ. гуманит.-худож. вузов / О. В. Платонова, Н. Ю. Жвитиашвили. СПб.: СпецЛит, 2000.-с. 143.
- Поваренков, Ю. П. Профессиональное становление личности : дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Ю. П. Поваренков — ЯрГУ. Ярославль, 1999. — 359 с.
- Поваренков, Ю. П. Психологическая структура субъекта профессионального пути / Ю. П. Поваренков // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. № 1 (34). — 2006. — С. 97−100.
- Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Бодрова. — М.: ПЕР СЭ, 2003. 768 с. — (Современное образование).
- Практикум по инженерной психологии и психологии труда / под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 207с.: ил.
- Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2008. — 288 с.
- Профессиограмма клинического психолога Электронный ресурс. 2008. — Режим доступа: http://www.it-med.ni/library/p/prychologywork.htm, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. — 152 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т — ред. Л. М. Митиной. — М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 1998. 181 с. — (Библиотека школьного психолога).
- Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Т. 2. — 248 с.: ил.
- Психология социальной работы: учебник для вузов / под ред. М. А. Гулиной. СПб.: Питер, 2002. — 352 с. — (Серия «Учебник нового века»).
- Психология труда: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / под ред. проф. А. В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с.
- Пурнис, Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н. Е. Пурнис. СПб.: Речь, 2007.- 176 с.
- Пурнис, Н. Е. Психологические и знаковые корреляты «образа Я» / Н. Е. Пурнис, Е. А. Соловьева // Актуальные проблемы современного строительства / 57-я Межд. науч.-техн. конф. молодых ученых: сб. докладов. СПб.: СПбГАСУ, 2004. — С. 184−185.
- Реан, А. А. Психология личности : социализация, поведение, общение / А. А. Реан. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 416 с. — (Проект «Мэтры психологии»).
- Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / отв. ред. М. Ю. Юхневич. М.: Академический проект — РИК, 2006. — 176 с. — («Gaudeamus»).
- Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию : становление человека / К. Р. Роджерс — пер с англ. / общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
- Романова, Е. С. 99 популярных профессий : психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.: ил.
- Ромашина, Е. В. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Ромашина — Адыгейский гос. ун-т. Майкоп, 2007.-26 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. 2-е изд., доп. и перераб. — Ташкент: Медицина, 1979. — 620 с.
- Русалов, В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека / В. М. Русалов // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 1. — С. 22−25.
- Свенцицкая, В. А. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами, совершившими тяжкие правонарушения / В. А. Свенцицкая // Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2008. — С. 232−251.
- Селигман Мартин, Э. П. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни / Э. П. Мартин Селигман — пер. с англ. — М.: Изд-во «София», 2006.-368 с.
- Сергеева, Н. Ю. Артпедагогика : радость самовыражения: учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Сергеева. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2003.- 100 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 350 с.: ил.
- Собчик, JI. Н. Введение в психологию индивидуальности : теория и практика психодиагностики / JI. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2005. — 622 с. -(Серия «Мэтры мировой психологии»).
- Современная практическая психология: учеб. пособие для студ. вузов непсихол. спец. // М. К. Тутушкина и др. — под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: ИЦ Академия, 2005. — 432 с.
- Сорокина, Ж. А. Развитие психологической готовности студентов к профессиональной деятельности средствами саморегуляции : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / Ж. А. Сорокина — Курский гос. ун-т. Курск, 2006.-24. с.
- Сосланд, А. И. Теоретические основы построения психотерапевтического метода : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / А. И. Сосланд — Психол. ин-т РАН. М., 2000. — 22 с.
- Специализация по танце-двигательной терапии Электронный ресурс. -2008. Режим доступа: http://www.psychol.ru/education/ specialization/tdt.php, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- Справочник практического психолога: психодиагностика / под общ. ред. С. Т. Посоховой. М.: ACT — СПб.: Сова, 2006. — 672 с.: ил.
- Стоянова, И. Я. Когнитивно-поведенческая психология Электронный ресурс. / И. Я. Стоянова, Д. В. Добрянская. Режим доступа: www.tcde.ru/locpub/books, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию : учеб. пособие / И. В. Сусанина. -М.: Когито-Центр, 2007. 95 с.: ил.
- Суслова, О. И. Формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих педагогов-психологов : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / О. И. Суслова — Сарат. гос. ун-т. Саратов, 2007.-22 с.
- Толочек, В. А. Современная психология труда : учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2005. 479 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности / В. А. Толочек. — М.: Смысл, 2000.-199 с.
- Фонарев, А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопр. психол. — № 2, 1997. С. 88−93.
- Фонарев, А. Р. Психология личностного становления педагога-профессионала : автореф. дис. .д-ра психол. наук: 19.00.07 / А. Р. Фонарев — Моск. гос. ун-т технологий и упр-я. М., 2007. — 51 с.
- Хайкин, Р. Б. Лечить рисованием / Р. Б. Хайкин // Наука и жизнь. 1990. -№ 1.-С. 38−41.
- Хайкин, Р. Б. Художественное творчество глазами врача / Р. Б. Хайкин. -СПб.: Наука, 1992. 232 с.: ил.
- Хрусталева, Т. М. Специальные способности учителя в интегральном исследовании индивидуальности : автореф. дис. .докт. психол. наук: 19.00.01 / Т. М. Хрусталева — Пермский гос. пед. ун-т. Пермь, 2004. — 43 с.
- Центр музыкальной терапии Электронный ресурс. 2008. — Режим доступа: http://www.selena-centre.ru/music, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М: Логос, 1994.-320 с.
- Шадриков, В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 184 с.
- Шапарь, В. Б. Практическая психология : проективные методики / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 478 с.: ил. -(Психологический факультет).
- Шмидт, В. Р. Институциональные тупики и выходы психосоциальной помощи в России Электронный ресурс. / В. Р. Шмидт // Социс. 2003. — № 3.- Режим доступа: http://www.msses.ru/win/staff7shmidt.html, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- Шошина, Ж, Г. О музыкальной терапии / Ж. Г. Шошина // Психология процессов художественного творчества. JI.: «Наука», 1980. — С. 215−219.
- Шошина, Ж. Г. Музыкальное восприятие и изобразительные возможности у больных шизофренией и их значение для реабилитации / Ж. Г. Шошина // Тез. докл. конф. по реаб. нервно- и психич. больных. JL, 1982. — С. 79−87.
- Шпильрейн, И. Н. Методы качественного учета сотрудника / И. Н. Шпильрейн // Время. 1924. — № 7. — С. 86.
- Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхард- пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — 320 с.: ил. — (Серия «Практикум по психотерапии»).
- Шушарджан, С. Здоровье по нотам : практикум к духовному совершенству и бодрому долголетию / С. Шушарджан. — М.: Изд-во АО «Перспектива», 1994. 167 с.
- Элькин, В. М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей : цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства: гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности / В. М. Элькин. СПб.: ИД «Петрополис», 2005. — 292 с.
- Якунин, В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. А. Якунин. -2-е изд. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. — 349 с.
- Ялом, И. Групповая психотерапия : теория и практика / И. Ялом — пер. с англ. Г. Пимочкиной, Н. Шевчук. М.: Изд-во ин-та Психотерапии — Апрель Пресс, 2006. — 576 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа в России: профессиональная идентичность / Е. Р. Ярская-Смирнова // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Саратов: СГТУ, 1999. — С. 92−102.
- Ясько, Б. А. Психология личности и труда врача : курс лекций / Б. А. Ясько. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 304 с. — (Профессиональное мастерство).
- American Art Therapy Association Электронный ресурс. 2008. — Режим доступа: www.arttherapy.org, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- British Association of Art Therapists. Information Brochure. London: BAAT. -1994.
- British Association of Art Therapists Электронный ресурс. — 2008. — Режим доступа: http://www.baat.org, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- Career Services (New Zealand) Электронный ресурс. 2008. — Режим доступа: http://www.kiwicareers.govt.nz/ default, aspx? idO= 103 &idl=J80222, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- Dissanayake, Е. Becoming Homo Aestheticus / Е. Dissanayake // Sources of Aesthetic Imagination in Mother-Infant Interactions SubStance. 2001. Issue 94/95 (Vol. 30, N 1&2). P. 85−103
- Dissanayake, E. What is Art for? / E. Dissanayake. Seattle: University of Washington Press, 1998.-P. 15.
- Gray, E. Review: Images of the Self / E. Gray // The sandplay therapy process / ed. Weinrib E. // American Journal of Art Therapy, 1983. Vol. 23, N 1. P. 35−38.
- Haydn, D. J. Social Workers, or Social Educators & The International Context For Developing / D. J. Haydn // Social Care National Institute For Social Work International Centre. 1994. Paper N 2. P. 27−29.
- Holland, J. L. Making vocational choices: A theory of vocation personalities and work environments / J. L. Holland. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. -1985.
- Holland, J. L. The self-directed search: Professional manual / J. L. Holland. -Odessa, FL: Psychological Assessment Resources. 1994.
- Johnson, D. Establishing the Creative Arts Therapies as an Independent Profession / D. Johnson // The Aits in Psychotherapy. 1984. Vol. 11. P. 209−212.
- Johnson, D. Essays on the Creative Arts Therapies / D. Johnson // Imaging the Birth of a Profession. 1999. — P. 13−27.
- Junge, M. A History of Art Therapy in the United States / M. Junge, P. Asawa. -Mundelein: American Art Therapy Assosiation. — 1994.
- Karkou, V. Issues of Content and Context of Arts Therapies (ATS) in the UK / V. Karkou // Epistemology and Practice of Research in the Arts Therapies / ed. Lony Schiltz. 2002. — P. 143−155.
- Levick, M. F. The Identity of the Creative Arts Therapist: Guided by Ethics / M. F. Levick // The Arts in Psychotherapy. 1995. Vol. 22, N 4. P. 283−295
- Malchiodi, C. The Art Therapy Sourcebook / C. Malchiodi. — Los Angeles: Lowell House. 1998. — 272 p.
- Milenkovich, S. Scherazade and her 1001 Art therapy stories / S. Milenkovich // Epistemology and Practice of Research in the Arts Therapies / ed. Lony Schiltz. -2002.-P. 29−44.
- Moria, D. Art Therapy in Schools: Effective Integration of Ait Therapists in School Electronic resource. / D. Moria. Режим доступа: www. art-therapy.co.il, свободный. — Загл. с титул, экрана.
- McNiff, S. A dialog with James Hillman / S. McNiff// Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. 1986. Vol. 3, N 3. P. 99−110.
- McNiff, S. Art as Medicine: Creating a Therapy of the Imagination / S. McNiff.
- Boston&London: Shambala. 1992. — 235 p.
- McNiff, S. Art Heals: How Creativity Cures the Soul / S. McNiff. -Boston&London: Shambala. — 2004. — 315 p.
- McNiff, S. Art Therapy: a Spectrum of Partnerships / S. McNiff // The Arts in Psychotherapy. 1997. Vol. 24, N 1. P. 37−44.
- McNiff, S. Creating with Others: The Practice of Imagination in Life, Art, and the Workplace / S. McNiff. Boston&London: Shambala. — 2003. — 260 p.
- McNiff, S. Depth Psychology of Art / S. McNiff. Illinois: Charles C.Thomas.- 1989.-215 p.
- McNiff, S. Trust the Process: the Artist’s Guid for Letting Go / S. McNiff. -Boston&London: Shambala. 1998. — 210 p.
- Nazarova, N. The «Becoming» of Arts Therapies' profession in Russia (research record) / N. Nazarova // Conference handbook and abstract book of Ninth European Arts Therapies Conference. ECArTE. — 2007. — P. 37−38.
- Robbins, A. Becoming an Art Therapist / A. Robbins // A Multi-Modal Approach to Creative Art Therapy / ed. A. Robbins. London&Bristol, Pensylvania: Jessica Kingsley Publishers. — 1994. — P. 18−29.
- Schaverien, J. The scapegoat and the talisman: Transference in art therapy / J. Schaverien // Images of Art Therapy: New Developments in Theory and Practice / ed. T. Dally et al. London: Tavistock. — 1987. — P. 77.
- Stoll, B. Growing Pains: The International Development of Art Therapy / B. Stoll // The Arts in Psychotherapy. 2005. Vol. 32. P. 171−191.
- Thompson, N. Anti-discriminatory practice / N. Thompson // British Association of social workers. 1993. — P. 43
- Waller, D. A Consideration of the similarities and differences between art teaching and art therapy / D. Waller // Art as Therapy: An Introduction to the Use of Art as a Therapeutic Technique / ed. T. Dally. London: Tavistock: Routledge. -1984.
- Waller, D. Becoming a Profession: The Histoiy of Art Therapy in Britain 194 082 / D. Waller. London&New York: Routledge. — 1991. — 290 p.
- Weinrib, E. Images of the Self / E. Weinrib. Boston: Sigo Press. — 1983. — P. 12−15.