Рассмотренные конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции. Основные функции конфликтов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Функции конфликтов.
Позитивные | Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами. | Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте. |
Получение новой информации об оппоненте. | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом. | Представление о побежденных группах как о врагах. |
Стимулирование к изменениям и развитию. | Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе. |
Снятие синдрома покорности у подчиненных. | После завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между сотрудниками. |
Диагностика возможностей оппонентов. | Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»). |
Что же «воспламеняет» конфликт?
Факторы, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные факторы и их субъективное восприятие (в форме интерпретации).
Объективные факторы могут быть: политические, экономические, социальные, нравственные, территориально-экономические, социально-демографические, социально-психологические.
Вместе с тем, все они в достаточной степени условно могут быть представлены в виде нескольких групп причин:
- • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
- • различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
- • взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
- • плохие коммуникативные связи.
Однако объективные факторы только тогда явятся причинами конфликта, когда затрагивают личностные или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем важней цель поставлена перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает. При этом можно выделить три группы социально-психологических факторов, которые провоцируют конфликты в человеческих отношениях.
- 1. Когда управляют те, кто не способен к этому в данной системе, или на данном уровне управления.
- 2. Когда люди управляют ситуацией, не предполагающей взаимоотношений в управлении (автобус или др.). Когда все на равных, но один другого поучает.
- 3. Когда человек не может реализовать свою потребность управлять другими людьми.