Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета, кафедре психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического институтанашли отражение в научных статьях, тезисах и выступлениях на конференциях: региональных межвузовских… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования развития эмоционального интеллекта у студентов-психологов.'
- 1. 1. Эмоциональный интеллект как психологический феномен
- 1. 2. Модели эмоционального интеллекта
- 1. 3. Особенности развития эмоционального интеллекта студентов-психологов
- ГЛАВА II. Экспериментальное исследование развития эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе
- 2. 1. Программа эмпирического исследования
- 2. 2. Анализ результатов констатирующего этапа развивающего эксперимента
- 2. 3. Опытно-экспериментальное развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов
- 2. 4. Анализ результатов контрольно-диагностического этапа развивающего эксперимента
Список литературы
- Айзенк, Г. Проверьте свои способности. / Г. Айзенк. М. 1972.121 с.
- Айзенк, Г. Как измерить личность. / Г. Айзенк, Г. Вильсон. / Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2000. 256 с.
- Алберти, Р. Самоутверждающее поведение. / Р. Алберти, М. Эм-монс. М.: СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1998. — 212 с.
- Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? / И. Н. Андреев. // Психологический журнал. — Минск, 2006. № 1.-С. 28−32.
- Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии: Науч. журн. / Российская Академия образования- Трудовой коллектив редакции- Е. В. Щедрина. — М., 2006. № 3. — С. 78−86.
- Андриенко, Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. / Е. В. Андриенко. М.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. — 266 с.
- Бабаева, Ю.Д. Эмоции и проблемы классификации видов мышления. / Ю. Д. Бабаева. // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91−96.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. / Ю.К. Ба-банский, М. М. Поташник. Киев: Пед. Школа, 1983. — 287 с.
- Бархаев, Б.П. Введение в профессию психолога: Курс лекций. / Б. П. Бархаев. -М.: МГЭИ, 1999. 100 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Бес-палько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Березовская, Т.П. Эмоциональный интеллект сотрудников государственных организаций: акмеологический подход. / Т. П. Березовская. // Акмео-логия. 2008. № 1. С. 63−70.
- Бодалев, A.A. Психологическое общение. / A.A. Бодал ев. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996. -256 с.
- Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. / В. А. Бодров. М., 1991. — С. 34−44.
- Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. М.: «Филинъ», 1996. — 472 с.
- Болотова, А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности. / А. К. Болотова. // Общественные науки и современность, 1997. № 6. -С. 38−44.
- Большаков, В.Ю. Психотренинг. / В. Ю. Большаков. М., Служба доверия, 1994. — 316 с.
- Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-566 с.
- Бондаренко, А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. / А. Ф. Бондаренко. // Московский психотерапевтический журнал, 1993, N1. С. 63−76.
- Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — С. 48.
- Бреслав, Г. М. Психология эмоций. / Г. М. Бреслав. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с.
- Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. / A.B. Брушлинский. М., 1996. — 354 с.
- Вайсбах, X. Эмоциональный интеллект. / X. Вайсбах, У. Дакс- Пер.
- A.B. Павлов. -М.: ЛИК-Пресс, 1998. 160 с.
- Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие /
- B.И. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников- Под ред. И. Б. Гриншпуна. — М.- Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2003.-464 с.
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. / И. В. Бачков. М: Изд-во «Ось-89», 1999. — 276 с.
- Веккер, JT.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. / JI.M. Веккер. М.: Смысл, 1998. — 685 с.
- Вентцель, Е.С. Теория вероятностей: Учеб. для вузов. / Е.С. Вент-цель. М.: Высш. шк., 1999. — 221 с.
- Верняева, Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: диссертация. кандидата психологических наук: 19.00.03 Санкт-Петербург, 1997 200 е.: 61:98−19/81−5
- Выготский, JI.C. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века. / JI.C. Выготский. // Вопр: пси-хол. 1968. № 2.-С. 157−159.
- Выготский, JI.C. Развитие высших психических функций. / JI.C. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 55.
- Габай, Т.Б. Педагогическая психология. / Т. Е. Габай. М.: 2003 — С. 112−116.
- Ганин, Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей / Е. А. Ганин. 2003.: http ://ito.edu.ru/2003/VII/VII-0−1673 .html
- Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. / Г. Гарднер. Москва: Изд-во «Вильяме», 2007. — 512 с.
- Гассин, Э.А. Психология прощения. / Э. А. Гассин. // Вопросы психологии. № 4. 1999. — С. 23−28.
- Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика. / С. Ю. Головин. -Минск, 2001.-497 с.
- Горскова, Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру. / Г. Г. Горскова. // Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. Конф. СПб., 1999. — С. 45−48.
- Гоулмен, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулмен, Р. Бояцис, Э. Мак-ки- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.
- Гоулмен, Д. Эмоциональный интеллект: спорные вопросы и распространенные заблуждения / Д. Гоулмен, Р. Эммерлинг // Отдел кадров. -2004. № 8 .-С. 121−125.
- Деревянко, С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинго-вых группах. Текст. / С. П. Деревянко // Психологический журнал. 2008: — № 2.1. С. 79−84.
- Дрогобыцкий, А.И. Эмоциональный интеллект современного менеджера. / А. И. Дрогобыцкий. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Т. 7. №>2. — С. Ш-ЫЗ.
- Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.
- Егорова, О.В. Эмоциональный интеллект и его развитие у студентов педагогического колледжа. / О. В. Егорова. // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2006. № 4. С. 35.
- Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. / О. П. Елисеев: — СПб.: Питер, 2001. С. 326−327.
- Загайнов, P.A. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога. / P.A. Загайнов. — М., Смысл, 2001. — 571 с.
- Загвоздкин, В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания. / В. К. Загвоздкин. // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 97−103.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб, пособие для пед. вузов. / И. А. Зимняя. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
- Иванова, С.П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. / С. П. Иванова. Псков, 2000. — 278 с.
- Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуниктивный навык. / Дж. Иган. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000, № 1. С. 3439.
- Изард, К. Психология эмоций. / К. Изард. СПб.: Изд-во «Питер», 2006.-464 с.
- Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.-783 с.
- Ильина, Т.А. Педагогика: курс лекций. / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 195 с.
- Ка де Ври, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. / М. Ка де Ври. // Пер. с англ. М. Альпина Паблишер, 2003. — 289 с.
- Калинина, В.Н. Математическая статистика. / В. Н. Калинина, В. Ф. Панкин. — М.: Высш. шк., 1998. 178 с.
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. / В. Н. Карандашев. СПб.: Питер, 2005. — 250 с.
- Карвасарский, Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер Ком, 1998. 752 с.
- Карпов, A.B. Прикладные аспекты проблемы эмоционального интеллекта. / A.B. Карпов, A.C. Петровская. // Современные проблемы прикладной психологии. Мат. Всерос. научно-практ. конф. Том III. Ярославль, 2006. С. 268−273.
- Карпов, A.B. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма. / A.B. Карпов, A.C. Петровская. // Вестник интегративной психологии. Вып. 4, 2006. — С. 42−47.
- Карпов, A.B. Исследование влияния эмоционального интеллекта на управленческую деятельность. / A.B. Карпов, A.C. Петровская. // Вестник инте-гративной психологии. Вып. 2, 2007. С. 106−115.
- Кинтас, И. «Клизма в голову», или заглавная процедура при психосоматических заболеваниях. / И. Кинтас. СПб., 2001. — 234 с.
- Кирт, Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов в процессе профессионального самоопределения: Дис. канд. пси-хол. наук. / Н. Л. Кирт. М., 2000. — 158 с.
- Котова, И.Б. Педагог: профессия и личность. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. — 144 с.
- Кравченко, A.B. Нарцисс и его отражения. / A.B. Кравченко. // Моск. психотерапевт, ж-л. № 2. 2001. С. 12−21.
- Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1961. — 165 с.
- Куницына, В.Н. Межличностное общение. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. — СПб.: Питер, 2001. 267 с.
- Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. / Д. В. Люсин. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.-С. 29−36.
- Люсин, Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций. / Д. В. Люсин. // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 50−60.
- Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. / Д. В. Люсин. // Журнал «Психологическая диагностика», 2006. № 4. С. 3−22.
- Макшанов, С.И. Психология тренинга. / С. И. Макшанов. СПб., 1997.-256 с.
- Манойлова, М.М. Тренинг развития эмоционального, интеллекта педагога: от планирования к действию. / М. М. Манойлова. // Школьные технологии. 2007. № 2. С. 126−137.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма. / А. К. Маркова. М.: «Знание», 1996.-308 с.
- Маслоу, А. Дальние достижения человеческой-природы / А. Мас-лоу. М., Прайм-знак, 2002. — 254 с.
- Матвеева, Л.Г. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта. / Л. Г. Матвеева, Д. В. Горшенин. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 149−160.
- Межличностное общение. / Хрестоматия под ред. Казариновой Н. В., Поголына В. М. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. — 512 с.
- Мещерякова, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта. / И. Н: Мещерякова // Территория науки. — Воронеж, 2008, № 9(10). С. 110−115.
- Мещерякова, И.Н. Значение эмоционального интеллекта для спортсменов / И. Н. Мещерякова // Научно-методический журнал. Культура физическая и спорт. Воронеж, 2010. 1(26). — С.36−38.
- Мещерякова, И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе / И. Н. Мещерякова // Вестнике
- Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — Тамбов, 2010. Вып. 1 (81).-С. 157−161.
- Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. / Л. М. Митина. // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28−38.
- Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. / Л. М. Митина. М ., Академия, 2004. — 320 стр.
- Мошкин, В.Н. Педагогические условия воспитания культуры безопасности / В. Н. Мошкин.: http://www.oim.ru/reader.asp
- Олифирович, H.A. Тендерная дифференциация стратегий преодоления ревности. / H.A. Олифирович, И. В. Громова. // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции, г. Минск. 2003. С. 56−61.
- Орестова, Е.А. Эмоциональный интеллект: современные представления и перспективы исследования. / Е. А. Орестова, A.A. Садокова, JI.H. Вах-рушева. // Cathedra кафедра: Стоматологическое образование. 2008. Т. 7. № 3. — С. 66−70.
- Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. / Г. Орме. М: «КСП+», 2003. — 272 с. t
- Пашина, А.Х. О структуре эмоционального слуха. / А. Х. Пашина: // Психол. ж-л. Т.13. № 3. 1992. С. 36−42.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта. / Ж. Пиаже. // Избранные психологические труды. М., 1969. — 231 с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении. / Л. А. Петровская. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
- Плигин, A.A. Личностно-ориентированное образование: история и практика. / A.A. Плигин. М: КСП+, 2003. — 432 с.
- По дымов, Н. А., По дымова Л. С. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя. Курск: Издво КГПУ, 1996. — 194 с.
- Практический интеллект. / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Прутченков, A.C. Свет мой, зеркальце, скажи.: Методические разработки социально-психологических тренингов. / A.C. Прутченков. — М.: Новая школа, 1996. 144 с.
- Пряжников, Н.С. Введение в профессию «психолог». / Н.С. Пряж-ников, И. В. Бачков, И. Б. Гриншпун. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 464 с.
- Пряжникова, Е.Ю. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога. / Е. Ю. Пряжникова. М.: Образовательная академия «Континент», 2001. — 313 с.
- Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия.// Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: Изд-во «ЧеРо, МПСИ, Омега-JI», 2006. -367 с.
- Психология эмоций. Хрестоматия. // Под ред. В. Вилюнаса. Спб.: Изд-во «Питер», 2007. — 496 с.
- Рабочая книга школьного психолога. / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. -303 с.
- Реан, A.A. Психология и педагогика. / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
- Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / А. Ребер. М.: Вече, 2000. -Т.1.- 592 с.
- Рейковский, Я.А. Экспериментальная психология эмоций. / Я. А. Рейковский. М.: Прогресс, 1979. — С. 133−179.
- Роберте, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. / Р. Д. Роберте, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин. // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. — С. 3−24.
- Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. / К. Роджерс. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.-287 с.
- Рубинштейн, С.JI. Проблемы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика- 1973. — 423 с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. / К. Рудестам. / Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. — М.: Прогресс, 1993. 368 с.
- Рунион, Р: Справочник по непараметрической статистике. / Р. Рунион. -М.: Финансы и статистика, 1982. — 198"с.
- Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха. / А. И. Савенков. // Вестник практической- психологии образования. 2006. № 1 (6). С. 30−39.
- Садокова, A.B. Методика исследования эмоционального интеллекта подростков. / A.B. Садокова, П. М. Воронкина. // Психологическая диагностика. 2006. № 3.-С. 68−83.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
- Сидоренко, Е.В. Тренинг в’практической подготовке психологов / Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящева // Актуальные проблемы психологической теории и практики. — СПб., 1995. 235 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 350 с.
- Ситников, А.П. Акмеологический тренинггТеория. Методика. Психотехнологии. / А. П. Ситников. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. -428 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для-студентов педагогических учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-пресс, 1998. — 512 с.
- Слепкова, В.И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. / В. И. Слепкова, Liet Т. De Vries-Geervilet. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130−137.
- Смит, М. Тренинг уверенности в себе. / М. Смит. / Пер. с англ. -СПб., 1998. 145 с.
- Снесарева, Е.В. Развитие эмоционального интеллекта руководителя для совершенствования управления в бизнесе. / Е. В. Снесарева, Е.М. Скрипту-нова. / Менеджмент сегодня. 2007. № 6. С. 344−353.
- Спасибенко, С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека. / С. Г. Спасибенко. // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. -С. 109−125.
- Справочник по прикладной статистике. М.: Финансы и статистика, 1990.-301 с.
- Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С. Т. Посоховой. -М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. С. 358−379.
- Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации. / Н. Ю. Волова, А. Н. Карпушина и др.- Отв. ред. Л.Б.- Четырова- Самарск. Гос. Ун-т, Самар. фил. совр. гуманит ин-та. Самара — 179 с.
- Субботина, Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки: Учеб. Пособие. / Л. Ю. Субботина. / Ин-т «Открытое общество», Рос. психол. общество. Яросл. регион, отд-ние. — Ярославль, 2003. — 102 с.
- Титченер, Э.Б. Учебник психологии. / Э. Б. Титчинер. М., 1914.125 с.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления. / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 234 с.
- Трухан, Е.А. Структура темперамента: основные компоненты. / Е. А. Трухан. // Весн. Бел. дзярж. ун-та. Сер 3. № 1. 2003. 34 с.
- Тулегенова, А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса. / А. Г. Тулегенова.: http://www.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019.html.
- Ушаков, Д.В. Мышление и>интеллект. / Д. В. Ушаков. // Психология XXI века. / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Пер Сэ, 2003. С. 291−353.
- Фестингер- Л. Введение в теорию диссонанса. / Л. Фестингер. // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во Московского университета, 1984. С. 97−110.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
- Харькин, В.В. Психолого-педагогические тренинги. / В.В. Харь-кин, A.A. Гройсман. М., 1995. — 243 с.
- Хернон, П. Эмоциональный интеллект: наиболее ценные черты. / П. Хернон, Н. Росситер. // Дистанционное и виртуальное обучение. 2007. № 4. — С. 56−59.
- Холмогорова, А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье. / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян. // Вопр. психол. 1999. № 2. — С. 61−74.
- Холодная, МгА. Психология интеллекта: парадоксы исследования. / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Том. ун-та.- Москва: изд-во «Барс», 1997. -392 с.
- Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / М. А. Холодная. // Вопросы психологии, 1990. № 5. С. 121−128.
- Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. / Н. Ю. Хрящева. — СПб., 1999.-256 с.
- Чеботарь, А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека. / А. И. Чеботарь. // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 1999. Вип. 4. С. 129−134.
- Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы (неполная) / В. Штерн. / Пер. с нем. М.: Наука, 1998. — 335 с. j
- Юрасов, И.О. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта. / И. О. Юрасов. // Управление персоналом. 2008. № 16. С. 4244.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. / И. С. Якиманская. // Вопросы психологии. — 1995.-№ 2.-С. 31−41.
- Bar-On, R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997. 278 p.
- Bar-On, R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI), Psicothema, 18, suppl., 2006. -13−25 p.
- Cooper, R.K. Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations. New York: Grosset/Putnam, 1997. 196 p.
- Goleman, D. Emotional intelligence. N.Y. Bantam Books, 1995. 352 p.
- Goleman, D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions. The New York Times. Copyright. 1988 by The New York Times Company. Reprinted by permission.
- Goleman, D., Emotional intelligence: Issues in paradigm building. In C. Chemiss & D., 2001. 320 p.
- Gottfries C.G., Roos B.E. Man’s emotional capability an unexplored and unexploited possibility // Med. Hypotheses. № 43, 5. 1994. — 32 -45 p.
- Guastello, D.D., Guastello SJ. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A Journal of Research, Dec, 2003. Mode of access: http://v www.findarticles.com/p/articles.html.
- Harrod, N.R., Sheer S.D. An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics // Adolescence, Fall, 2005. Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles. html.
- Hoffman^ M. Empathy, role taking and development of altruistic motives. (In:) M. Takela (ed.). Moral development and behavior- -N.Y., Holl. 1976.
- Mayer, J., Salovey, P., Caruso, D. Emotional Intelligence: Theory, Findings and Implication- Psychological Inquiry, 2004, Vol. 15, No. 3. 197−215 p.
- Mayer, J: D-,.Di Paolo,.Mi, Salovey,-P- Perceiving: affective-'content in ambiguous visual stimuli: A component of: emotional intelligence//J-Pers. Assessment. 1990. V. 54. N 3,4. 772−781 p..: • 7
- Mayer, J.D., Salovey, P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence, -N.Y., 1993. 433−442 p.
- Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D.& Sitarenios, G- Emotional- intelligence as standard intelligence//Emotion, 200 lv 1.-232−242 p.
- Mayer, J.D., Salovey, P.,. Caruso, D. Models of Emotional Intelligence In R. J. Sternberg (Ed.). Handbook of 1 luman Intelligence (2nd ed.), New York: Cambridge.-396−420 p.
- Neisser, U. (1998) The Rising Curve: Long-Term Gains in IQ and Related Measures. American-Psychological Association.163- Reykowski, J., Kochanska, G. (1980) Skice z teorii osolowski. -Warszawa: WP.
- Rogers, C.R. Freedom of personality, 2 ed., N. Y., 1972.
- Salovey, P., Bedell, B.T., Detweiler, J.B. & Mayer, JJ>. Current directions in emotional Intelligence research. In M. Lewis& J.M. Haviland (Eds.). Handbook of emotions (2nd ed.). N.Y.: Guilford, 2000. 504−520 p.
- Stephen Jay Gould, 2002. The Structure of Evolutionary Theoiy, pp. 15
- Wallace, Amy, The Prodigy: A biography of William James Sidis, America’s Greatest Child Prodigy, New York: E.P. Dutton & Co. 1986.
- Wang, D., Anderson N.H. (1994) Excuse-making and blaming as a function of internal-external locus of control // Eur. Psychol. V. 24. № 2.
- Wechsler, D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale. N.Y., 1955.
- Zhonggeng Chen, Yan Wank. (1991) The relationship between extraversion and overly inclusive thinking in normal Chinese subjects // Int. J. Ment. Health. V.20.№ 1.
- Методика диагностики уровня эмоционального интеллекта (Н. Холл)1. Уважаемый респондент!
- Укажите, пожалуйста, Ваши:1. Фамилия, Имя1. Инструкция.
- Обозначение баллов: Полностью не согласен (-3 балла). В основном не согласен (-2 балла). Отчасти не согласен (-1 балл). Отчасти согласен (+1 балл). В основном согласен (+2 балла). Полностью согласен (+3 балла).
- Высказывание Балл (степень согласия)000 +1 +2 +3
- Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
- Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
- И Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. |? ??и Я способен наблюдать изменение своих чувств.? ?0
- Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
- Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
- Я слежу за тем, как я себя чувствую. 00О
- После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
- Я способен выслушивать проблемы других людей. 000
- Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. ???
- Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. 11 ~11 11
- Я могу действовать успокаивающе на других людей. и ПС
- Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
- Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам. ппп
- Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
- Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
- Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
- Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
- Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
- Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
- Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица. | ппп
- Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
- Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
- Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
- Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
- Я способен улучшить настроение других людей. ппп 1
- Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
- Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. | п п п
- Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.1. Шкалы методики Н. Холла:1. ШКАЛЫ БАЛЛЫ
- Шкала «Эмоциональная осведомленность»
- Шкала «Управление своими эмоциями"1. Шкала «Самомотивация"1. Шкала «Эмпатия»
- Шкала «Распознавание эмоций других людей"1. Интегративный уровень:
- Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:• 14 и более высокий-• 8−13 средний-• 7 и менее низкий.
- Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:• 70 и более высокий-• 40−69 средний-• 39 и менее низкий.
- Ключ к методике Н. Холла на эмоциональный интеллект.
- Шкала «Эмоциональная осведомленность» пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25. Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30. Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22. Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
- Шкала «Распознавание эмоций других людей» пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.
- Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.
- Методика «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В.В. Бойко)
- Методика разработана В. В. Бойко (1996).
- Инструкция. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».1. Текст опросника.
- Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
- Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление.
- В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
- Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
- Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
- Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
- Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
- Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.
- Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
- В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
- Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
- Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.
- Пожалуй, я эмоционально несколько скован, зажат.
- Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
- Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
- Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
- Разговаривая, я излишне жестикулирую.
- Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
- Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
- Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
- Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
- Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
- Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
- Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
- Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
- Обработка данных и выводы.
- За ответы в соответствии с ключом дается по 1 баллу. Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
- Неумение управлять эмоциями, дозировать их: ответы «да» по позициям 1,11,16 и ответы «нет» по позициям 6 и 21.
- Неадекватное проявление эмоций: ответы «да» по позициям 7, 12, 17, 22 и ответ «нет» по позиции 2.
- Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций: ответы «да» по позициям 3,8,13, 18 и ответ «нет» по позиции 23.
- Доминирование негативных эмоций: ответы «да» по позициям 4, 9, 14, 19, 24.
- Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе: ответы «да» по позициям 5,10,15, 20, 25.