Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Введение в профессию: психолог образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическое и педагогическое знание исторически взаимосвязаны на разных этапах их развития. Как только встала социокультурная задача передачи специального знания, опыта, практики от одного поколению к другому (а это и есть зарождение человеческой культуры) — обнаружилась потребность в педагогической практике. С развитием знаковых систем в мировых культурах, возникновением письменности (период… Читать ещё >

Введение. Введение в профессию: психолог образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология образования — относительно молодое направление науки и практики, объединившее на новых методологических основаниях две родственные области знания, имеющие длительную историю становления — педагогику и психологию. Психология образования — не просто соединение этих двух наук с привлечением знаний и методов смежных направлений, а построение целостного психологического знания о процессах образования на общекультурном, конкретно-социальном и личностноиндивидуальном уровнях для развития образовательной практики.

Психология (от др.-греч. |/охл' — душа и Хо’уос, — знание) — сфера научного и практического знания о психических процессах, явлениях, свойствах животных, человека, различных групп людей, общества в целом. Психология изучает и описывает становление, развитие и функционирование психики как целостной системы регуляции жизнедеятельности индивида, группы, общества.

Слово «образование» в русском языке раскрывается как обретение образа, целостности, самости. На антропологическом уровне образование — это становление «человеческого в человеке». На психологическом уровне — становление образа мира, образа другого и образа себя в мире. На педагогическом уровне — это процесс обретения способности к взаимодействию с миром, другими людьми и с самим собой, что дает человеку определить свой образ (лик — личность) среди людей.

Работая над тезаурусом системно-деятельностной педагогики[1], мы пришли к следующим определениям образования.

Образование — сфера деятельности, обеспечивающая реализацию всех запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности, социокультурному бытию и т.н. при фиксированное™ требований к этому бытию и несоответствии реальных способностей этим требованиям.

Образование — осознанное развитие жизненного опыта человека, которое позволяет ему реализовывать себя в различных типах социокультурного бытия.

При этом понятие «развитие» выражает необратимый характер изменений предметов и явлений действительности, переживающих действительную историю, проходящих через ряд состояний от возникновения до исчезновения. Развитие в психолого-педагогическом смысле связано с развитием психических процессов, явлений и свойств у человека. Понятие «опыт» выражает отражение в человеческом сознании объективного мира, общественной практики, направленной на изменение мира. В психолого-педагогическом смысле опыт — это совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений, а также привычек. Имея в виду индивидуальный опыт каждого отдельного человека, накапливаемый им в процессе жизни, можно сказать, что педагогика изучает развитие жизненного опыта человека.

Таким образом, образование — это построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего «Я», своего места в этом мире.

Образование мы можем рассматривать в нескольких аспектах.

  • 1. Образование как одна из принципиально значимых функций социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности, обращенная к каждой конкретной личности с целью ее развития и социализации. Процесс образования реализуется через трансляцию культуры и социальных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей. В своем функциональном отношении образование распределено по всей системе человеческих отношений.
  • 2. Образование как организованный процесс осуществляется специальными социальными институтами, сложившимися в систему учреждений и социальных объединений. Для одних социальных институтов образование выступает основным содержанием деятельности, определяя цели, ценности, субкультуру и самоопределение людей (школа всех уровней, педагогическая профессия). Для других социальных институтов смысл их существования не исчерпывается реализацией функции образования, но без нее они немыслимы (семья, государство, церковь). В жизнеспособных и динамичных обществах в реализации функции образования в той или иной форме задействованы все структуры, институты и социальные субъекты.
  • 3. Образование как процесс развития психических и личностных потенциалов человека, его социализация, становление его субьектности по отношению к миру, другим, деятельности, самому себе. Образование может пониматься как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, становление универсальных и специальных способностей, формирование мировоззрения и присвоение определенных форм жизнедеятельности.

В процессе образования происходит передача от поколения к поколению духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение в деятельности навыками, умениями, способностями. Первичная основа образования на личностном уровне — это присвоение опыта действия через имитацию и подражание, самостоятельная исследовательская активность, а также присвоение образа действия через интериоризацию знаковых систем. Основной путь получения образования в современных социальных условиях — обучение и воспитание в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном и нравственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в социально значимой деятельности.

Таким образом, образование мы рассматриваем на трех различных уровнях:

  • 1) социокультурном — как функцию самовоспроизводства и развития общества и культуры;
  • 2) институциональном — как специально организованный процесс целенаправленного воздействия на развитие и социализацию человека, осуществляемый специальными социальными институтами, сложившимися в систему учреждений и социальных объединений;
  • 3) личностном — как процесс развития психических и личностных потенциалов человека, становление его субъектности по отношению к миру, другим, деятельности, самому себе.

Образование и на институциональном, и на личностном уровнях происходит всегда в конкретных исторических социокультурных реалиях. Так как эти реалии проецируют на себя все более динамичный характер нашего времени, то, естественно, требуются изменения в процессе и условиях образования. Научное обеспечение процессов развития образования и актуализировали появление специальной профессиональной сферы — психологии образования.

Психологическое и педагогическое знание исторически взаимосвязаны на разных этапах их развития. Как только встала социокультурная задача передачи специального знания, опыта, практики от одного поколению к другому (а это и есть зарождение человеческой культуры) — обнаружилась потребность в педагогической практике. С развитием знаковых систем в мировых культурах, возникновением письменности (период зарождения первых цивилизаций) задача образования нового поколения стала невозможной без специально организованной деятельности по передаче культуры — начали создаваться образовательные институции (школы). Вместе с этим появились первые трактаты об организации образовательного процесса, принципах педагогической деятельности — тогда были заложены основы педагогической науки, становление которой прошло ряд этапов. Зарождение самого понятия связано с осознанием необходимости «детовождения» (как буквально переводится с древнегреческого слово «педагогика»). В Древней Греции появилась такая профессия — педагог. Это был раб, который отводил детей граждан полиса в гимнасии, а также наблюдал за ребенком в доме и за его пределами. Развитие педагогической мысли происходило во всех цивилизациях и представлено в различных письменных текстах. Сохранилось достаточно много трактатов, диалогов и иных античных произведений, прямо или косвенно имеющих педагогическую нацеленность. Большой пласт теологической и философской литературы Средневековья был обращен к педагогическим вопросам.

В современной европейской педагогической науке считается, что у ее истоков стояли английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) и чешский мыслитель и общественный деятель Ян Амос Коменский (1592—1670). Появившись на этапе решения задачи появления массового образования, «Великая дидактика» Я. А. Коменского до сих пор является базисом для многих современных педагогических теорий и образовательной практики.

В настоящее время педагогика — многоотраслевая наука, развивающаяся во взаимодействии с другими науками. В ряде европейских стран не существует как таковой отдельной педагогической науки, а есть общая дидактика, социальная педагогика, методика преподавания и другие самостоятельные направления педагогического знания.

В нашей стране педагогическая наука сложилась как специальная отрасль знания, объединяющая в себя все частные вопросы обучения, воспитания, методики преподавания и др. Ключевой проблемой в педагогике остается на протяжении всего ее развития взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики.

Специфика педагогики — в ее высокой социокультурной и исторической обусловленности. Теории, выработанные и проверенные на практике в одних условиях, совершенно необязательно смогут быть реализованы в других. При этом общим для педагогики остается понимание, что задачи развития образовательной практики и должны диктовать становление педагогической науки.

Современная педагогическая наука выстраивается в трех линиях развития по отношению к образовательной практике: рефлексивной — концептуализация, осмысление и описание эффективных образовательных практик (по сути — история образования); проектной — целеполагание в организации образовательной практики, построение образовательного процесса на основе теоретических моделей, теорий, концепций (по сути — философия и методология образования); ситуативной — организация и реализация непосредственной педагогической деятельности (по сути — дидактика, теория и методы воспитания, методика преподавания, управление образованием и т. п.).

Психология — одно из самых молодых научных направлений и одновременно одно из самых древних знаний. Психологическое знание появляется вместе с самосознанием человека, первыми концептами о душе и ее состояниях и бессмертии. Ранние практики регуляции сознания и психических процессов можно считать первыми психологическими практиками. А это зарождается собственно с момента проявления начальных признаков человеческой культуры.

Трактат «О Душе» Аристотеля (384—322 до н.э.) принято считать первой обобщенной общепсихологической теорией. Развитие психологического знания проходило ряд этапов в русле античной философии, средневековой теологии, философии Возрождения и Нового времени, прежде чем стать объективной наукой. Организационно появление психологии как науки, базирующейся на принципе объективного знания, принято связывать с открытием Вильгельмом Вундтом (1832—1920) в Лейпциге в 1879 г. первой в мире психологической экспериментальной лаборатории.

Психология рассматривает человека в процессе его социализации и активной жизнедеятельности в следующих аспектах с привлечением наработок различных наук:

  • психофизическом — активность психики, проявляемая на уровне нервной раздражимости, психогуморальной регуляции, высшей нервной деятельности (задаются на генетическом уровне как видовые признаки и наследуемые свойства); привлекаются знания анатомии, физиологии, нейронаук и др.;
  • поведенческом активность человека, выраженная внешним образом, определяемая социокультурным научением, а также исследовательским поведением в условиях воспитания и накопления жизненного опыта; привлекаются знания этологии;
  • индивидном — активность человека, выраженная в действиях и проявлениях, характерных для него как представителя соответствующего антропологического типа, пола и возраста; привлекаются знания физической антропологии, гендерных наук и др.;
  • личностном — активность человека как социального существа и уникальной индивидуальности в составе этносоциальной общности, проявляемая в форме способностей и поступков, определяемых его сознанием и жизненным опытом; привлекаются знания широкого спектра гуманитарных наук;
  • ментальном — активность человека, определяемая его самосознанием и этнокультурным образом мира в процессе осмысления своего жизненного пути в соответствии с существующими социальными эталонами, нормами, ориентирами; привлекаются знания когнитивных наук, этнологии, семиотики, лингвистики, филологии и др.;
  • социокультурном — активность человека как общественного индивида, представителя социума и культуры, определяемая социокультурными нормативами, паттернами поведения, ценностными ориентирами и смыслами, особенностями межличностного и группового взаимодействия и укладом жизнедеятельности, принятыми в современной ему социокультурной общности и оказывающими влияние на жизненные стратегии человека, его притязания, смысл жизни; привлекаются знания этнологии, истории, социальной антропологии, культурологии, социологии и др.

В современном мире, который становится все более динамичным, изменчивым, мобильным, уже не только узким специалистам необходимо владеть психологическим знанием, но и каждому человеку важно обрести осознанный инструментарий рефлексии, саморегуляции, выстраивания отношений с людьми, познания других и себя самого. Когда ценность отдельной человеческой личности повышается, а социальная ситуация ускоренно изменяется — психологическое знание становится ключевым для каждого человека в отдельности и для общества в целом. Знать себя, свои возможности развития, понимать другого, владеть способами построения продуктивных форм коммуникации и т. д. — все это стало обретать принципиальную значимость сегодня. Тем более актуально психологическое самопознание для тех сфер жизнедеятельности, которые относятся к системе взаимодействия «человек — человек». А образование — это процесс во многом именно социальный.

В странах Западной Европы и Северной Америки психология (как теория, так и практика) в XX в. стала во многом определяющей в развитии культуры. Она вошла в повседневную жизнь почти каждого человека, используется в прикладных задачах практически в каждой отрасли промышленности, экономики, социальной сфере, а особенно в образовании. В России, традиционно обладающей психологически ориентированной философско-научной школой, психологическая практика и прикладная психология стали активно развиваться и постепенно входить в нашу повседневную жизнь только в последние десятилетия. Образовательная практика в России, по сути, с конца XIX в. выстраивается во взаимосвязи с психологическим знанием.

Подъем внимания к психологии образования в начале XXI в. как специального направления психолого-педагогической науки и практики можно рассматривать как новый этап развития базовых проблем психологопедагогического знания, основы которого закладывались на рубеже XIX и XX вв. в русле педагогической психологии.

До 1930;х гг. в рамках данной деятельности приоритет принадлежал педологии и психотехнике. После запрета этих направлений в 1936 г. прикладная и практическая психология в образовании фактически перестали существовать. Но продолжались исследования в области психодидактики. В 1950— 1960 гг. с новой силой стали развиваться прикладные разработки в области психологии учебной деятельности. К концу 1980;х гг. возрождается практическая психология в образовании, появляется психологическая служба.

Обучение в вузе — это первый этап профессионализации, т. е. первая ступень вхождения в профессию, в профессиональное сообщество, в профессиональную деятельность.

Понятие профессии (лат. profession в изначальном смысле — исключительное занятие чем-либо, определенным видом деятельности) появляется в культуре, когда возникает экономическая и социальная потребность в специализации определенных видов деятельности, требующих специальных навыков, способностей, мастерства, подготовки. Сейчас под профессией обычно понимают род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной (профессиональной) подготовки, опыта работы.

Профессионал — человек, который определил для себя конкретную деятельность как свою профессию и достиг в ней высокой результативности. В современном мире профессионал — это человек, который, с одной стороны, имеет соответствующее профессиональное образование; с другой — имеет достаточный и успешный опыт работы по профессии; а с третьей — выделяется среди других работников своими профессиональными способностями. То есть слово «профессионал» обрело не только значение «человек, работающий по профессии», но и смысл «мастер своего дела».

Говардом Гарднером и Ли Шульманом[2] были сформулированы следующие признаки профессионала, актуальные для современного социума:

  • — приверженность интересам потребителей и общества в целом;
  • — наличие необходимых теоретических знаний;
  • — владение необходимыми для данной профессии навыками и приемами;
  • — умение формулировать целостные суждения в условиях этической неопределенности;
  • — системный подход к обучению;
  • — участие в развитии профессионального сообщества, отвечающего за качество практики и образования в конкретной профессиональной области.

Профессионализм, уже как качество субъекта профессиональной деятельности, понимается как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях.

Известный отечественный специалист по психологии труда Евгений Александрович Климов классифицировал профессии по пяти типам, в зависимости от того, с каким объектом в первую очередь работает человек: 1 — «человек — природа»; 2 — «человек — техника»; 3 — «человек — человек»; 4 — «человек — знаковая система»; 5 — «человек — художественный образ»[3]. Психология и педагогика, а также и собственно психология образования, относятся к профессиям типа «человек — человек». В рамках данного типа профессий приоритетным становятся не только профессиональные качества, но в них начинают входить и личностные свойства и характеристики. И говоря о профессиональных особенностях представителей таких профессий, чаще обсуждают именно личностно-профессиональные возможности и способности. Человек, выбравший для себя сферы профессиональной деятельности в типе профессий «человек — человек», должен быть в первую очередь сам Человеком, а не только узким профессионалом. Таким образом, процесс вхождения в такого рода профессии связан не просто с освоением определенного набора знаний, умений, навыков, но и с обретением жизненного опыта, личностным развитием, обретением моральных опор и нравственных ориентиров.

Наиболее древний и до сих пор, возможно, наиболее эффективный способ получения профессии — обучение в связке «мастер — подмастерье», который особо активно развился со становлением профессиональных корпораций в средневековых городах. С усложнением профессий, особенно в тех областях, где требовалось особое книжное знание, появляются и первые университеты (например, в Болоньи (Италия) в 1088 г.). Тогда они ограничивались обычно тремя-четырмя факультетами: теологии, права, медицины, искусств.

С ростом индустриализации, требующей быстрой и массовой подготовки людей к конкретным прикладным профессиям, стремительно начинает развиваться среднее профессиональное образование. В нашей стране это происходит фактически с середины XVII в. с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Становление профессионального образования в современном понимании связывают с деяниями Петра I, который, с учетом опыта своих заграничных поездок, попытался организовать профессиональные школы для подготовки необходимых государству специалистов различного типа (корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях). В 1701 г. Петром была утверждена в Москве «Школа математических и навигацких наук», что сейчас и считается началом введения среднего профессионального образования в России.

По мере совершенствования общества, развития науки, появления все новых технологий, увеличения значимости книжного знания возрастает роль университетов. В нашей стране первый университет основан М. В. Ломоносовым и И. И. Шуваловым в 1755 г. В самом слове «университет» заложена идея универсальности, т. е. всеобъемлемости и фундаментальности познания. При этом высшее профессиональное образование с конца XIX в., а особенно в XX в., пошло по двум векторам развития: продолжением развития классических университетов, нацеленных на подготовку к фундаментальным исследованиям; становлением профильных, отраслевых вузов, готовящих специалистов к конкретным профессиям в конкретных отраслях хозяйствования (технических, аграрных, медицинских, педагогических, архитектурных, театральных, военных, экономических, юридических и др.).

Всеобщим высшее образование стало относительно недавно. Так, в нашей стране первые высшие женские курсы были открыты в Москве только в 1872 г. (МВЖК — ныне Московский педагогический государственный университет).

Психолог образования как специальная профессия имеет более чем столетнюю историю, но и в настоящее время находится в процессе становления. В XX в. большинство образовательных парадигм, концепций и практик выстроены на основе тех или иных психологических теорий. Психолог впервые приглашается в школы для реализации задач отбора детей на различные образовательные программы во Франции в 1909 г. (А. Вине). Там же с 1947 г. создается модель психологического сопровождения и психологической помощи ребенку (А. Валлон). А в 1960 г. во Франции создаются специальные психологические центры в рамках психологической службы в образовании. Развитие психологической службы в США также имеет практически столетнюю историю. В нашей же стране активное развитие педологии в начале XX в., в рамках которой психолог был активно включен в реализацию образовательных задач, было резко прекращено в 1936 г. постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Лишь в 1981 — 1988 гг. был проведен эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога, по результатам которого было принято решение ввести отдельную должность школьного психолога в системе образования (1988) и разработано Положение о психологической службе в народном образовании.

Согласно Положению о службе практической психологии в образовании, к ее основным направлениям деятельности были отнесены[4]:

  • психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
  • психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  • психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
  • психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-нсихологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
  • консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Важно отметить, что профессиональная подготовка по специальности «педагогика и психология», по которой стали готовить педагогов-психологов в системе образования, началась в вузах одновременно с введением должности школьного психолога, и то изначально только в нескольких вузах страны (МПГУ, РГПУ и некоторых других). Таким образом, подготовленные для работы в психологической службе в образовании специалисты приступили к своим обязанностям фактически лишь с середины 1990;х гг. В рамках принятия новых стандартов образования для бакалавров и магистров в 2010 г. появилось отдельное направление подготовки «психолого-педагогическое образование».

Поэтому мы можем говорить о том, что вы поступили в вуз для получения относительно новой профессии «психолог образования» по совершенно новому направлению подготовки — «психолого-педагогическое образование». Формирование всех составляющих профессии и подготовка квалифицированных кадров по этой профессии — процессы, взаимосвязанные, но не тождественные. Сама профессия находится на этапе активного становления и изменения. В последние годы, с одной стороны, происходят значительные изменения в системе образования и, естественно, меняется место и роль психолога в образовании, бурно ведется дискуссия о задачах и перспективах психологической службы в образовании, о формах организации се деятельности. С другой стороны, обсуждаются квалификационные требования и компетенции, необходимые для подготовки психологов образования, а также профессиональный стандарт психолога образования. И это позволяет нам говорить, что практика профессиональной подготовки психологов образования также находится на этапе становления.

Стоит учитывать, что при этом образование на институциональном уровне — довольно стабильная и консервативная социальная система. Она имеет устойчивые традиции, формы организации, принципы культурной преемственности. Психология — достаточно развитая и непростая наука, опирающаяся на обширные научные и методические наработки в различных областях, особенно в приложении к образованию. Подготовка психолога образования начинается не с ноля, а на базе многолетнего опыта подготовки педагогов-психологов. Тем не менее вы должны быть готовы к тому, что от вас потребуется проявить достаточный уровень самостоятельности и способность перестраиваться и ориентироваться в изменяющихся условиях, так как ситуативные профессиональные моменты (нормы, требования, документы и т. п.) находятся в состоянии постоянного преобразования.

В первых главах мы представим историю развития психолого-педагогических наук и психолого-педагогической практики, покажем их взаимосвязь. Вы ознакомитесь с уникальными материалами по истории педологии, становлению экспериментальной педагогики и психотехнического направления на рубеже XIX—XX вв. В отдельной главе мы обсудим психологию образования как перспективное направление развития психологопедагогической теории и практики, обозначим актуальные направления развития психологии образования, представим профессиональное сообщество психологов образования и определим пути профессионального развития в области психолого-педагогической деятельности. В качестве справочного материала мы представим различные документы и информацию, актуальную для профессионального становления и вхождения в профессиональное сообщество психологов образования.

Каждая глава учебника направлена на включение студента в каждую из трех форм познавательной активности — в учение, практику и исследование. Учение здесь связано с присвоением основных понятий, истории становления психолого-педагогических знаний, современных представлений о психолого-педагогических феноменах, с пониманием известных в современной науке закономерностей, которое подразумевает знакомство с содержанием теоретического раздела глав, а также с дополнительной, рекомендованной по каждому разделу литературой. Практика предполагает проведение самостоятельных лабораторных или практических действий, выполнение практических заданий, иллюстрирующих полученные теоретические знания. Исследование предполагает обретение студентами инструментов самостоятельного познания психологии образования человека в рамках локальных исследовательских заданий, которые позволяют выйти студенту на уровень субъекта собственного учебного процесса. Задания для индивидуальных практических и исследовательских работ, сюжеты для групповой дискуссии представлены в тексте глав по ходу рассмотрения обсуждаемых тем и вопросов.

Учебник также сопровождается электронным приложением, которое содержит справочную информацию, ориентирующую студента в некоторых аспектах профессиональной сферы и информационного поля по профессии «психолог образования».

В список основной рекомендуемой литературы по главам входят учебники, учебные пособия и монографии, изданные или переизданные в последние годы, т. е. максимально доступные студентам. В список дополнительной литературы включены основные фундаментальные работы по теме, а также работы, полезные для выполнения самостоятельных заданий и проведения исследований.

С общими требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к направлению подготовки бакалавра «психолого-педагогическое образование» и конкретными требованиями к профессиональному стандарту по профессии «психолог образования» вы можете посмотреть на сайте[5].

После освоения данной дисциплины студенты должны:

знать

  • • закономерности развития научного знания и его взаимосвязь с жизненной практикой;
  • • общие закономерности развития психолого-педагогических наук как основания антропологической практики;
  • • сущность и принципы развития педагогики и психологии как науки и практической деятельности;
  • • связь психолого-педагогических наук с жизненной практикой;
  • • этапы и содержание развития педагогики как научного знания и социальной практики;
  • • этапы и содержание развития психологии как научного знания;
  • • представление о психолого-педагогической деятельности как об антропологической практике становления человеческого в человеке;
  • • особенности возникновения и развития психологической практики в обществе;
  • • понятие психотехники, психотехническую философию практики;
  • • направления и методы психолого-педагогической практики;
  • • сферы приложения психолого-педагогического знания;
  • • предметную область и историю становления психологии образования;
  • • актуальные направления развития психологии образования;
  • • правовые и этические нормы, регулирующие психолого-педагогическую деятельность;
  • • этические вопросы в профессии, проблемы сертификации, лицензирования и аккредитации профессиональной деятельности;
  • • место и роль психолого-педагогической экспертизы для развития инноваций в образовании;
  • • особенности современного профессионального психолого-педагогического сообщества;
  • • этапы и пути профессионализации в области психолого-педагогического образования;
  • • содержание и направления профессионального развития педагогаисихолога;

уметь

  • • анализировать различные научные исследования в педагогике и психологии с позиции соответствия требованиям научности;
  • • определять соответствие современных психологических направлений и педагогических систем и технологий этапам развития педагогики и психологии;
  • • определять проблемные вопросы в области психолого-педагогических исследований и прогнозировать возможные научные направления развития;
  • • анализировать различные методы психолого-педагогической практики с позиций психотехнической парадигмы;
  • • определять соответствие методов психолого-педагогической практики современным психолого-педагогическим направлениям;
  • • ориентироваться в особенностях профессиональной психолого-педагогической сферы деятельности специалиста — психолога образования;
  • • структурировать концепции и технологии психолого-педагогической теории и практики по разным основаниям;
  • • анализировать различные ситуации в профессиональной деятельности педагога-психолога с точки зрения соответствия правовым и этическим нормам;
  • • планировать собственное профессиональное развитие в соответствии с возможными направлениями построения профессиональной карьеры;
  • • находить и структурировать информацию о разных видах деятельности профессиональных сообществ в рамках профессии педагога-психолога (профессиональных событиях сообществ, печатных изданиях, публикациях, курсах повышения квалификации);

владеть

  • • базовыми методами психолого-педагогических исследований;
  • • навыками рефлексии своих представлений о психолого-педагогической деятельности;
  • • навыками анализа сущности психолого-педагогической деятельности как антропологической практики становления человеческого в человеке;
  • • навыками рефлексии содержания методов и направлений психологопедагогической деятельности;
  • • навыками рефлексии своих представлений о психологии образования как предмета будущей профессиональной деятельности;
  • • навыками исследования закономерностей процесса личностного и профессионального самоопределения профессионалов в области психологии образования;
  • • навыками построения оптимальной образовательной и социальной ситуации для создания условий продуктивного процесса личностного и профессионального самоопределения личности;
  • • навыками рефлексии представлений о собственном профессиональном пути.
  • [1] См.: URL: http://www.sch2000.ru/important/tezaurus.php7phrase_icH866783
  • [2] Цит. по: Богл Дж. Не верьте цифрам! Размышления о заблуждениях инвесторов, капитализме, «взаимных» фондах, индексном инвестировании, предпринимательстве, идеализмеи героях = Don’t Count On It! M.: Альпина Паблишер, 2013.
  • [3] Климов Е. Л.

    Введение

    в психологию труда: учеб, пособие для студ. вузов. М.: Изд-воМГУ, 2004.

  • [4] Выдержка из Положения о службе практической психологии в системе Министерстваобразования Российской Федерации, утвержденного приказом № 636 Министерства образования РФ от 22. ЮЛ999.
  • [5] URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_45b.pdf
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой