Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте
![Диссертация: Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте](https://westud.ru/work/2522747/cover.png)
Диссертация
Морально-ценностное сознание российских подростков отражает как копкретпо-историческис особенности социальной ситуации развития, так и общевозрастные задачи развития. Структура ценностных ориентации современных российских подростков и юношей отличается выраженной направленностью на достижения и личный успех при снижении значимости благосклонности (заботы о благополучии других людей и общества… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Морально-ценностное развитие личности в подростковом н юношеском возрасте
- 1. 1. Мораль. Функции морали
- 1. 2. Основные теоретические подходы к проблеме морального развития личности
- 1. 3. Развитие морально-ценностных ориентации личности в подростковом и юношеском возрасте
- 1. 4. Факторы решения моральных дилемм 45 1.4. Роль эмпатни в моральном развитии
- Глава 2. Мораль справедливости п мораль заботы как типы моральной ориентации личности
- 2. 1. Обоснование морали справедливости и морали заботы
- 2. 2. Роль социальной ситуации развития в моралыю-цеипостпом развитии личности в подростковом и юношеском возрасте
- 2. 3. Цели, гипотезы и задачи исследования
- 2. 4. Методики. Характеристика выборки
- Глава 3. Исследование ценностных ориентации личности в подростковом и юношеском возрасте
- 3. 1. Особенности иерархии ценностей современных российских подростков и юношей
- 3. 1. 1. Гипотеза и задачи исследования
- 3. 1. 2. Результаты
- 3. 1. 3. Обсуждение результатов
- 3. 2. Исследование зависимости моралыю-цсниостпой ориентации подростков и юношей от контекстов социальной ситуации развития
- 3. 2. 1. Цели, гипотеза, задачи
- 3. 2. 2. Особенности иерархии ценностных ориентации в зависимости ог культурного контекста социальной ситуации развития
- 3. 2. 3. Исследование моралыю-цеппостиых ориентации 94 3.3.3.Обсуждение результатов
- 3. 1. Особенности иерархии ценностей современных российских подростков и юношей
- 4. 1. Цели, гипотезы и задачи 113 4.2.Особенности моральных суждений в зависимости от социальной ситуации развития подростков
- 4. 2. 1. Суждения о справедливости
- 4. 2. 2. Кросс-культурные различия моральных суждений
- 4. 2. 3. Возрастная динамика моральных суждений
- 4. 2. 4. Особенности моральных суждений в зависимости от социо-культурпой среды проживания
- 4. 2. 5. Гендерпые особенности моральных суждений 122 4.3.Особенности решения моральных дилемм в зависимости от социальной ситуации развития подростков
- 4. 3. 1. Особенности представлений о справедливом распределении
- 4. 3. 2. Особенности решения моральных дилемм 129 4.4.0собенпости обоснования решения моральных дилемм
- 4. 5. Обсуждение результатов
- 5. 1. Цель, гипотезы и задачи
- 5. 2. Стратегии решения моральных дилемм
- 5. 3. Особенности ценностной сферы и морального мышления у подростков, реализующих различные стратегии решения моральных дилемм
- 5. 4. Исследование роли эмпатии в моральной ориентации подростков 168 5.5.0бсужденне результатов
Список литературы
- Алавидзс T.JI., Антошок Е. В., Гозман Л. Я. Социальные изменения восприятие и переживание // Социальная психология в современном мире. М., 2002. с.302−323. Алексеева Т. А. Джон Роулс и его теория справедливости // Вопросы философии, 1994, № 10.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды: в 2 т. М. 1980. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М, 2001.
- Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники. / Под ред. И. Т. Фролова, М., 1986.
- Белинская Е.П., Куликова И. В. Представления подростков о своем будущем в ситуации социального кризиса. // Социально-психологические проблемы социальной идентичности. М. 2000.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М., 2001.
- Бердяев H.A. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 гг. М., 1990.
- Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XXвека//О России и русской философской культуре. М., 1990.
- Блюмкип В.А., Гумпицкий Т. Н. О понятии морали. //Что такое мораль. М., 1998.
- Бобнева М.И. Социальные нормы регуляции поведения. М., 1978.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. //
- Проблемы формирования личности. М., 1995.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Психология формирования и развития личности. М., 1981. Божович Л. И., Копнпкова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. / Вопросы психологии, 1975, № 1.
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. / Вопросы психологии, М., 1993, № 1.
- Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леоптьева, В. Г. Щур. М. 1997.
- Воловнкова М.И., Соспина Л. М. Этнокультурное исследование представлений о справедливости. / Вопросы психологии, 2001, № 2. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.
- Гулевич O.A. Направления изучения представлений о справедливости // Вопросы психологии. 2003, № 2.
- Гусейнов Л.Л. Введение в этику. М., 1985. Гусейнов Л. Л., Апресян Р. Г. Этика. М., 2003.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности. // Советская педагогика. 1974. № 5, с.67−76.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. с.254−277. Запорожец A.B. Избранные психологические труды, М., 1986.
- Запорожец A.B., Неверович Я. З. Некоторые проблемы развития познавательных и водевых процессов в дошкольном возрасте // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965.
- Запорожец A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка дошкольного возраста // Вопросы психологии, № 3, М., 1974.
- Зипчепко В. П., Моргу нов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
- Зосимовский A.B. Критерии моральной воспнтанпости. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1998. № 2. С.67−73.
- Круглов Б.С. Роль ценностных ориептаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. Сборник научных трудов. М., 1983. с.4−11.
- Кон И. С. Моральное сознания личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М., 1979. с.85−113. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Коул М. Социально-психологический подход к психологии обучения. М., 1989. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
- Курильски-Ожюн III., Арутюнян М. Ю., Здравосмыслова О. М. Образы нрава в России и Франции. М., 1996.
- Краткий философский словарь. / Под ред. А. П. Алексеева. М., 1997.
- Лебедева U.M. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологическийжурнал. 2000. т.21. № 3. с.73−87.
- Лейнг К., Стефан У.Дж. Социальная справедливость с точки зрения культуры // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003. с.598−655. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1974.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей личностным: социогепсз и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник Моск. Уи-та. Сер. 14. Психология, 1996. № 4. с.45−62.
- Леонтьев Д.А. Развитие личностных ценностей в общественном контексте. // Вест. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология, 1997. № 1. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. Майсрс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1999.
- Малявкина A.M. Эмоцнопалыю-лнчностные особенности старших дошкольников с разной степенью склонности к обману. Канд. дисс. канд. психол. наук. М., 2003. Мацумото Д. Психология и культура. М., 2003.
- Михайловский И.Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. П. Права человека в массовом сознании. М., 1995.
- Молчанов C.B. Моральная ориентация подростков // Психология и школа / Под ред. Колесникова В. Г и Лндерса А. Г., М, 2003, JT"1, стр. 68−87.
- Морозкнна Т.В. Формирование внутренней ответственности. Автореферат канд.дис. канд. псих. наук. М., 1984.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
- Мухаматулина H.A., Обидная С. П. Проблема соцнатыю-психологической адаптации подростков в процессе построения жизненной перспективы и оценивания своих субъективных возможностей. // Под ред. Кривцовой C.B. «Подросток па перекрестке эпох». М. 1997.
- Мясищев В.П. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995. Партова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М., 2003. Иевлева И. М. Русская философия. М., 2000.
- Непомнящая В.П., Каневская М. Е., Пахомова O.I I. и др. авторы. Ценность как цептральпый компонент психологической структуры личности. // Вопросы психологии., 1980, N 1.
- Нерсесяпц B.C. Философия права. М., 2000.
- Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальнаякомпетентность личности. М., 19 956. с. 109−137.
- Поймапп Э. Глубинная психология и новая этика. СПб, 1999
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
- Олпорт Г. Личность в психологии. М., 1998.
- Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2002.
- Плотникова IO.II. Формирование действия оказания помощи у младших школьников. Автореферат капд.дисс. М., 1998.
- Подольский А.П. Об общетеоретических и методических взглядах П.Я. Гальперина. // Всстник МГУ, сер. 14, Психология, 1992, № 3.
- Пряжннков Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996. Разин A.B. Этика. М., 2003.
- РсмшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989.
- Садовпикова Т.Ю. Нравственпо-цсппостпые ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы в школе. Автореф.капд.дисс. канд. псих, паук., М., 2005.
- Садокова A.B. Влияние индивидуальных характеристик эмоционально-личностной сферы па особенности развития моральной компетентности в подростковом возрасте. Автореф.капд.дисс., М., 2001.
- Соломатина A.B. Нравственная децептрацня как механизм развития личности /Канд. дис.-М., МГУ, 1992.
- Стефапенко 'Г.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997. Стефансико Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.
- Стефаненко Т.Г. Социальная психология в культурио-нсторической перспективе. // Социальная психология в современном мире. М., 2002, с.27−42.
- Суббогский Е.В. Генезис морального развития у ребенка. // Вести. Моск. ун-та.Сер. 14. Психология, 1978, № 3.
- Суббогский Г. В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1977, № 1.
- Титаренко А.И., Николапчсв Б. О. Моральные ценности и личность. изд-во МГУ, 1994.
- Тихомандринкая O.A. Ценности самоотпошепия па этапе юношеской социализации: автореф. дпсс. канд. психол. паук. М., 2000.
- Тнхомаидрннкая O.A., Дубовская ILM. Особенности социально-психологическогоизучения ценностей как элементов когнитивной и мотивациоппо-иотребпостпойсферы//Мир психологии. 1999. № 3. С. 80−90.
- Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
- Фраикл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.
- Фрейд Г. По ту сторону принципа удовольствии. М., 1925.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., Прогресс, 1990.
- Элькопнп Д.Б., Драгупова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967.
- Эльконии Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эриксоп Э. Детство и общество. СПб., 1997.
- Юревич Д.В. Критический анализ американских сониалыю-пснхологическихконцепций «справедливого обмена» // Вопросы психологии. 1981, № 5.
- Ядов В.Д. О днспознцнональпой регуляции социального поведения личности.
- Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. с.89−106.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
- Armon, С. (1995) Moral judgment and self-reported moral events in adulthood, Journal of
- Adult Development, No. 1, p.49−62.
- Armon C. (1998) Adult moral development, experience and education, Journal of moral education, vol. 27, No. 3, pp. 345−371.
- Berry J.W., Poortinga Y. П., Segall M. II.& Dasen P.R. (1992) Cross-Cultural Psychology: Rcascrch and Application Cambridge.
- Bronfenbrcnner, U. (1998) 'Hie ecology of developmental processes. In W. Damon & R.M.Lerner Handbook of Child Psychology. 5-th ed. Vol. I Theoretical Models of Human Development, N.-Y. pp. 93−1028.
- Carpendale, J.I.M. & Krcbs D.L. (1995) Variations in level of moral judgment as a function % of type of dilemma and moral choice. Journal of Personality, vol.63:2, pp. 289−313.
- Carpendile J.I.M. (2000) Kolilberg and Piaget on stages and moral reasoning, Developmental Review, No. 20, pp. 181−205.
- Cole M" Cole S. (1993) The development of Children. 2-nd ed. N-Y.
- Damon, V. (1984) Self-understanding and moral development from childhood to adolcsccnce. In: W.M.Kurtines & J.L.Gerwitz (Eds.) Morality, moral behavior, and moral development. NY, pp. 109−127.
- Davis M.II. (1983) Measuring individual differences in empathy: evidence for a multidimensional approach, Journal of Personality and Social Psychology, No. 1, pp.113 126.
- Davis, M.II. (1994) Empathy: a social psychological approach. Boulder: Wetview Press.
- Jl Dunn, J. (1984) Sisters and brothers. Cambridge, MA: Harvard University Press
- Duska, R. &. Whelan, 1. (1975) Moral development: A guide to Piaget and Kohlbcrg. / Introduction to developmental theories. NY. Pp. 5−41.
- Eckcnsberger L. I I. & Zimba R. (1997). The development of moral judgment. In: J.W.Bcrry, P.R. Dascn &. T.S. Saraswathi (Eds.) Handbook of cross-cultural psychology, vol. 2., Boston- Allyn & Bacon, pp. 299−338.
- Eiscnberg N. (1983) The relation between empathy and altruism, Academic Psychological Bulletin, No. 5, pp. 195−207.
- Eiscnberg N. (1982) The Relation of Altruism and Other Moral Behaviors to Moral
- Cognition: Methodological and Conceptual Issues. NY.
- Eiscnberg, N. (1986) Altruistic emotion, cognition, and behavior., Hillsdale.
- Eiscnberg, N. & Miller, P.A.(1987).the relation of empathy to prosocial and relatedbehaviors, Psychological Bulletin, I, pp. 91−119.
- Eiscnberg. N. ?t Morris, A. (2001) The origins and social significance of empathy-related responding. A review of empathy and moral development: implications for caring and justice % by M.L.Hoffman. Social Justice Research, 1, pp. 95−120.
- Fisher, B. it Tronto, J. (1990) Towards the feminist theory of caring. In E.K.Abel & M.K.Nelson (Eds), Circles of care, Work and indentity in women’s life. pp.35−66. Albany: SUNY Press.
- Gilligan, J. (1976). Beyond Morality: Psychoanalytic Reflections on Shame, Guilt and Love. In: T. Liskona (Ed.), Moral development and Behavior. N. Y.: Holt ^ Gilligan. C. (1977) In a different voice: Women’s conceptions of self and morality, Harvard
- Educational Review, vol. 47, pp. 481−517.
- Gilligan & Wiggins (1988) The origins of morality in early childhood relationships. In J. Kagan & S. Lamb (Eds.) The emergency of morality in young children, pp.277−305. Chicago University Press.
- Haidt J. (2001) The moral emotions. In R. Davidson, K. Scherer, & II. Goldsmith (Eds.), Handbook of affective sciences. Oxford University Press.
- Hoffman, M.L. (1977) Empathy, its limitations, and prosocial implications. In: C.B. Keasy (Ed.) Nebraska Symposium on Motivation, vol. 25. Lincoln- Nebraska University Press, pp. 169−217.
- Hoffman, M.L. (2000) Empathy and moral development: Implications for caring and justicc. Cambridge- Cambridge University Press1. ogan, R. (1969) Development of an empathy scale, Journal of consulting and clinical psychology, vol. 33, pp.307−316.
- Jaffee, S. & Hyde, J.S. (2000) Gender Differences in Moral Orientation: A Meta-Analysis. Psychological Bulletin, vol. 126, No 5, pp.703−726.
- Juujarvi, S. (2003) The ethics of care and its development, University of Helsinki.
- Kagan, J., & Lamb, S. (1987) The emergence of morality in young children. Chicago1. University Press.
- Kohlberg L. (1984) Essays on moral development. Vol.2. The psychology of moral development. San-Eraneiseo.
- Krebs D. L, Denton K.
- Krebs D.L. & Laird P. (1998) Judging yourself as you judge others: moral development and exculpation, Journal of adult development, No. 5, p. 1−12.
- Krebs D.L., Van Hesteren F. (1994) 'I'lie development of altruism: towards the integrative model, Developmental Review, vol.14, pp. 103−158.
- Magnusson, D" & Stallin, K. (1998) Person-context interaction theories, in W. Damon & R.M.Lerner (Eds.) Handbook of child psychology: Theoretical models of human development. Vol.1, pp. 685−759, N.Y.
- Mchrabian, A. & Epstein, N. (1972) A measure of emotional empathy, Journal of Personality, No.4, pp.525−543.
- Miller, J.G. & Bersoff D.M. Culture and moral judgments: how are conflicts between justice and interpersonal responsibilities resolved? Journal of Personality and Social Psychology, 1992, Vol. 62, No. 4, pp. 541−554.
- Myyra L., Hclkama K. (2002) The role of value priorities and professional ethics training inmoral sensitivity, Journal of moral education, vol. 31, No 1, pp. 35−50
- Myyra, L. (2003) Components of Morality. University of Helsinki
- Narvaez, D. (1998). Moral perception. Outline of the paper. University of Minnesota
- Narvaez, D. (2001) Moral text comprehension: implications for education and research,
- Journal of moral education, vol. 30, pp.43−54.
- Okin S.M., Reich R. (1999) Families and schools as compensating agents in moral development lor a mulicultural society. Journal of moral education, vol.28, No 3, pp. 283 299.
- Rcis II.T. (1986) Levels of interest in the study of interpersonal justice. Ed. By W. Bierhoff,
- R.L.Cohen, J. Greenberg.///.v//a.' in social relations. N-Y, p. 187−210.
- Rest, J.R.(198'6) Moral development. Advances in research and theory. NY- Praegcr.
- Rest, J.R. (1994) Background: Theory and research. In: J.R.Rest & D. Narvaez (Eds) moraldevelopment in the professions. Psychology aiul applied ethics. Hillsdale- Lawrence Erlbaum1. Associates, pp. 1−26.
- Rogoff, B. (1993) Children’s guided participation and participatory appropriation in sociocultural activity. In R.H.Wozniak &. K.W.Fisher (eds.). Development in context, (pp. 121−153). Hillsdale, NJ.
- Roux P., Clcmence A. (1999) Schemes de raisonncment dans la justice socialc // Doisc W., Dubois N., Beauvois J.-L. La construction sociale de la personne. Presses Universitaire de Grenoble, 1999.
- Rokeach M. The nature of human values. NY., 1973.
- Rokeach M. Understanding human values: individual and societal. NY, 1979.
- Rudy D., Grusec J.E.,& J. Wolle (1999) Implications of cross-cultural findings for a theory offamily socialisation, Journal of moral education, vol. 28, No. 3, pp.299−310.
- Scharf, P., Kohlberg, L., & Hickey, J. (1973). The justice structure of the prison a theoryand an interv ention. Prison Journal, vol.51, pp.3−14.
- Schwartz, S. (1992) Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries. /In M.P.Zanna (eds.) Advances in Experimental Social Psychology, Vol.25, pp. 1−65. San-Diego, Academic Press.
- Schwartz, S.H., Bilsky W. (1990) Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications// Journal of personality and social psychology, vol. 58, pp. 878−891.
- Sclnvarts S.H. & Bardi A. (2001) Value hierarchies across cultures, Journal of Cross-Cultural Psychology, Vol. 32, No.2, pp.268−290.
- Simner M.L. (1971) Newborn’s response to the cry of another infant, Developmental Psychology, No.5, p. 136−150.
- Simmons, C. ?c Simmons C. (1994). Personal and moral values in England and Saudi Arabia, Journal of moral education, Vol.23, No. 1.
- Snarey J.R. (1985) Cross-cultural universality of social-moral development: a critical view of Kohlbergian research. Psychological P>ulletin, No. 2, p.202−232.
- Smetana J.G. (1999) The role of parents in moral development: a social domain analysis. Journal of moral education, vol. 28, No 3, pp- 311−321.
- Spini D. (2003) Measurement equivalence of 10 value types from the Schwartz value surveyacross 21 countries. Journal of cross-cultural psychology, vol.34, No 1, pp. 2−23.
- Stotland, P. (1969). Exploratory investigations of empathy. In: L. Berkowitz (Ed.) Advances in
- Experimental Social Psychology, vol. 4. London- Academic Press, pp.271−314.
- Tower P.K., Kelly K., Richards A. (1997) Individualism, collectivism and reward allocation:a cross-cultural study in Russia and Britain, British Journal of Social Psychology. Vol.36.p.331−345.
- Turiel, E. (1983) The development of social knowlcdgemcnt: Morality and convention. Cambridge.
- Turiel, E., Killcn M., Hclwig C (1987) Morality: Its structure, functions and vagarities. In J. Kagan and S. Lamb (ed) The emergency of morality. Chicago.
- Tyler T.R. The psychology of procedural justice: a test of the group-value model || Journal of personality and social psychology. 1989. vol.57, p.830−838.
- Wark, G.R. Krebs, D.L. (2000) The construction of moral dilemmas in everyday live. Journal of Moral Education, Vol. 29, No 1.
- Zahn-Waxler, C" Radke-Yarrow, M., Wagner, E. & Chapman, N1. (1992) Development of concern for others. Developmental Psychology, No. l, pp. 126−136.
- Zahn-Waxler, C. & Radke-Yarrow, M. (1982) The development of altruism: alternative research strategies. In N. Eisenbcrg (ed.). The development of prosoeial behavior. N-Y: Academic Press.