Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структурная специфика проявления патриотизма у представителей различных национально-этнических групп обусловлена степенью выраженности и доминирования переменных данного свойства личности. Структура патриотизма у представителей русской национально-этнической группы характеризуются доминированием ценностно-смысловых установок и интернальной регуляции проявления данного свойства. Структура… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЗМА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Основные подходы к исследованию патриотизма
    • 1. 2. Целостно-функциональный подход к исследованию патриотизма как базового свойства личности
    • 1. 3. Факторы становления патриотизма в процессе социализации
  • ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 2. 1. Национально-этническая проблема в психологических исследованиях
    • 2. 2. Исследование базовых свойств личности с этнопсихологических позиций
    • 2. 3. Особенности понимания и проявления патриотизма у представителей различных национально-этнических групп
    • 2. 4. Организация и методы исследования
  • ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА
    • 3. 1. Психологическая характеристика проявления патриотизма у представителей русской, украинской, татарской, шорской и ногайской национально-этнических групп
    • 3. 2. Сравнительный национально-психологический анализ проявления патриотизма у представителей различных национально-этнических групп
    • 3. 3. Особенности психологической структуры патриотизма у представителей различных национально-этнических групп

Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей трансформировались, а то и просто исчезли.

Важно отметить, что без выяснения сущности патриотизма, его роли и места в нашей жизни невозможно правильно определить, принимая во внимание его тесную взаимосвязь с другими очень сложными явлениями и процессами сегодняшнего бытия, отношение к отечественной истории и культуре, к религии и национализму, стратегию и пути возрождения России в период трансформации, обеспечение ее безопасности и защиты, предназначение государства, сущность идеологии, роль и значение воспитания, проблемы развития и самореализации личности, и целый ряд других актуальнейших вопросов.

Исследованием патриотизма в различных аспектах занимались такие ученые как: Э: М. Андреев, Р. ГЛновский, В.Н.КузнецовА.В .Кузнецова, В. В .Ильин, А. С. Панарин, И. Ф. Харламов, Г. В. Здерева, П. М. Рогачев, В. Н. Никольский, И. М. Дуранов, А. А. Аронов, В. И. Бачевский, Г. В. Здерева и др. При этом необходимо отметить, что в основном, эти исследования осуществлялись в философском и социологическом аспекте.

С распадом СССР некогда могущественная коммунистическая идеология, имевшая статус государственной, перестала определять приоритеты в массовом сознании. В связи с этим, в последнее время наше общество столкнулось с серьезной проблемой — у молодого поколения наблюдается отсутствие стремления к саморазвитию и самоактуализации, а также нежелание способствовать развитию своей страны. Во многом это связано с тем, что старая система воспитания была развалена, а новая так и не создана. Пассивность власти в отношении создания национальной идеи, которая бы смогла консолидировать общество, а также неопределенность, связанная с пропагандойроссийских общенациональных ценностей, привели к тому, что молодое поколение в большей своей массе перестало гордиться историей своей страны, культурными и научными достижениями своих соотечественников. В результате этого патриотизм стал ' восприниматься как нечто не модное и даже как совершенно ненужное качество для современного человека. А так как патриотизм проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности (общение, учебная деятельность, трудовая: деятельность), то и негативные явлениясвязанные с отсутствием патриотизма, проявляютсяв каждой из этих сфер. Это приводит к деструктивности общения и взаимодействияj снижению ценности образования, снижению ответственности в труде, отсутствию социально значимых жизненных целей. Такое состояние дел в общественной ' жизни неотвратимо приводит к выводу о том, что необходимо создавать новые формывоспитательной' работы, с молодежью, так как. легче недопустить развитие негативного явления, чём потом его коррегировать.

Очевидным становится: противоречие между необходимостью создания системы патриотического воспитания и отсутствием всестороннего изучения' важного психологического! феномена-, которымявляется патриотизм. Основная? сложность заключается в * том, что до настоящего времени, описание патриотизма осуществляется', односторонне, в рамках отдельных научных направлений и научных областей, не приводя, таким образомк системному описанию и целостному пониманию сущности патриотизма и его проявления. Также до сегодняшнего момента не полностью выявлены особенностипроявления патриотизма у представителей различных национально-этнических групп, в, томчисле и ю-за отсутствия валидных и надежных диагностических методик.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия! определило проблему данного исследования:

В! теоретическом: плане — это конкретизация понятия патриотизм, а также выявление и обоснование факторов, влияющих на становление патриотизма в процессе социализации;

В практическом плане' - это разработка диагностического инструментария, адекватногозадачам: исследования и выявление национально-психологических особенностей проявления патриотизма.

Объект исследования: патриотизм как базовое свойство личности.

Предмет, исследования: особенности проявления патриотизма у представителей русской, украинской, татарской, ногайской и шорской национально-этнических групп.- ,'.'¦' Цель исследования: выявить национально-психологические особенности проявления патриотизмакак базового свойства личности, у представителей различных национально-этнических групп.

Гипотеза исследования: проявление патриотизма, как свойства личности, у представителей различных национально-этнических групп обусловлено, как специфическим соотношением и доминированием отдельных переменных в структуре данного свойства, так и детерминированием следующих социально-психологических: факторов: фактор* социальных общностей, фактор культурной общности и фактор привязанности к месту рождения.

Задачи исследования:

1. На основе анализа теоретико-методологических подходов к исследованию патриотизма конкретизировать понятие патриотизм.

2. Экспериментально выявить, и обосновать особенности проявленияпатриотизма у представителей различных национально-этнических групп в рамках целостно-функционального подхода.

3. Охарактеризовать психологическую структуру патриотизма у представителей различных национально-этнических групп.

4. Разработать и. апробировать психодиагностическую методику, изучающую патриотизм комплексно.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— конкретизировано понятие «патриотизм» (системно-функциональное свойство личности, представленное совокупностью инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих, постоянство стремлений и готовность субъекта к реализации актуальных и потенциальных социально-значимых ценностей, идеалов и убеждений);

— выявлены теоретически и экспериментально обоснованы особенности проявления патриотизма у представителей различных национально-этнических групп. Так, у представителей русской национально-этнической группы особенности проявляются в том, что при реализации патриотического поведения они в большей степени склонны полагаться на самих себя, на свои силы и возможности. При этом выявлено малое разнообразие приемов и способов реализации патриотического поведения. Для поведения представителей украинской национально-этнической группы характерна высокая степень выраженности эмоций радости, оптимизма и удовлетворенности в реализации патриотизма, а также стремление помочь близким людям и заслужить уважение в коллективе. Для патриотического поведения представителей татарской национально-этнической группы, характерен высокий уровень разнообразия приёмов t и способов патриотического отношения* к действительности, от реализации которого они испытывают ярко выраженные эмоции радости и оптимизма. У представителей шорской национально-этнической группы патриотизм способствует успеху в общении, учебе, труде и решениюпроизводственных задачпри этом у них проявляются" такие затруднения в реализациипатриотизма, которые связаны, с личностной тревожностью и застенчивостью. Особенности проявления, патриотизма у представителей ногайской национально-этнической группы состоят в высоком уровне силы и устойчивости патриотического отношения к действительности, а также в глубоком понимании сути патриотизма.

— установлена психологическая структура патриотизма в различных национально-этнических группах. Так, у представителей русской национально-этнической группы в структуре патриотизма доминируют социально значимые ценности, личностно значимые ценности и интернальность. У представителей украинской национально-этнической группы в структуре патриотизма доминируют характеристики эргичности и осведомленности. Для структуры патриотизма i представителей татарской национально-этнической группы характерны доминирование осведомленности и минимальный* уровень выраженности характеристики астеничность. Специфика структуры патриотизма у представителей шорской национально-этнической группы состоит в доминировании характеристики личностных затруднений и минимальной выраженности характеристики операциональных затруднений. Структура патриотизма у представителей ногайской национально-этнической группы представлена доминированием характеристик осведомленности и осмысленности, и минимальным уровнем выраженности показателей аэргичности.

— разработана и апробирована методика изучения патриотизма на основе концепции целостно-функционального подхода.

Теоретическая значимость исследования заключаетсяв том, что его результаты дополняют теоретические положения, о патриотизме и позволяют расширить научные представления о специфике проявления патриотизмау представителей различных национально-этнических групп. Выделение фактороввлияющих на становление патриотизма в процессе социализации и разработка теоретических основ диагностики выраженности патриотизма, составит основу для< более широких научных представлений о методах и формах оптимизации процесса патриотического воспитаниям Кроме того, результатыисследования1 расширяют исследовательское поле в таких отраслях общей психологии и психологии личности, как психология-индивидуальных различий и психология саморазвития.

Практическая" значимость исследования состоит в том, что выявленные факторы становления патриотизма в процессе социализации могут использоваться в психолого-педагогической практике в качестве направлений" воспитательной и психокоррекционной работы. Материалы диссертационного исследования и соответствующие выводы, использовались практическими психологами при проведении индивидуальной и групповой работы, а также для разработки программ активизации развития патриотизма и преподавания психолого-педагогических дисциплин. Разработан и применен на практике диагностический инструментарий, позволяющий исследовать выраженность патриотизма комплексно и разносторонне.

Данная* методика, может применяться не только для решения' каких-то узких практических задач, но и может быть использована для выявления’национально-психологических различий в выраженности патриотизма у представителей различных национально-этнических групп. Это позволит частично решить проблему немногочисленности психодиагностического инструментария для изучения национально-психологических особенностей. Можно выделить следующие сферы практической деятельности, где может применяться данная методика: 1) в психолого-педагогической практике — для проведения эффективной воспитательной работы в ССУЗе, ВУЗе, патриотических кружках и организациях, кадетских классах и казачьих обществах и т. д.- 2) в социологической практике — для проведения различного рода исследований по изучению выраженности патриотизма у различных национально-этнических групп, сообществ, классов, групп населения и т. д.- 3) в кадровом менеджменте — для выявления сотрудников нелояльно относящихся к государству и государственной службе.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются, современные' подходы с • изучению патриотизма (Э.М.Андреев, Р. ГЛновский, В. Н. Кузнецов, А. В. Кузнецова, В. В. Ильин, А. С. Панарин, И. Ф. Харламов, Г. В. Здерева и др.) — теоретические положения, и основные принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами: деятельностный подход, реализуемый, в трудах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, позволяющий утверждать, что патриотизм не только проявляется в деятельности, но сам формируется и развивается в деятельности;

— принцип детерминизма, сформулированный С. Л. Рубиннггейном, согласно которому особенности феноменов человеческой психики закономерно зависят от порождающих их внешних и внутренних факторов;

— принцип системности, реализуемый в трудах Б. Ф. Ломова, В. С. Мерлина, А. И. Крупнова, С. И. Кудинова и других авторов, с позиций которого патриотизм имеет сложную психологическую структуру;

— гуманистические принципы о детерминированности развития личности социальными, условиями и содержанием её жизнедеятельности А. Маслоу, К. Роджерса, Дж. Бьюдженталя, Р. Мэя-,.

— концепция многомерно-функциональной организации свойств личности, разработанная А. И. Крупновым.

Организация и' этапы исследования: Диссертационное исследование проводилось с 2002 по 2008 годы и включало три этапа.

Первый этап (2002;2004 гг.) — на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы и опыта работы психологов и педагогов аспекте формирования патриотизма, определены методологические и-теоретические основы исследования, его цель и задачи, выбраны методы исследования. Выдвинуты теоретические положения, рассматривающие национально-этнические особенности проявления патриотизма. На этом этапе проводились пилотажные исследования, связанные с пониманием сущности патриотизма представителями различных национально-этнических групп и выбором диагностического инструментария. На этом этапе разрабатывалась, проверялась, на валидность и надежность бланковая методика изучающая патриотизм по 8 шкалам.

Второй, этап (2005;2007 гт.) — проведен констатирующий, этап эксперимента, который позволил выполнить проверку намеченных теоретических положений, рассматривающих специфику проявления патриотизма у представителей, русской, украинской, татарской, шорской и ногайской национально-этнических групп.

Третий этап (2007;2008 гг.) — осуществлена опытно-экспериментальная работа по апробации и внедрению бланковой методики изучающей патриотизм. На этом этапе систематизировались результаты экспериментальной работы, формулировались выводы и осуществлялось литературное оформление диссертационного исследования.

База исследования. В исследовании приняли участие 300 респондентов в возрасте от 25 до 45 лет — русской (60 чел.), украинской (60 чел.), татарской (60 чел.), ногайской (60 чел.) и шорской (60 чел.) национально-этнической группы. В выборку вошли респонденты, со средне-специальным и высшим образованием с равным социальным статусом.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 3 поселка Федоровский, Ханты-мансийского автономного округа. На данной территории находятсяместа компактного проживания различных диаспор и каждый из респондентов русской, украинской, татарской, шорской и ногайской национальностей осознавал свою этническую принадлежность, владел родным языком, знал обычаи и традиции своего народа. Основанием для выбора русской национальности явилось то, что русский этнос является наиболее многочисленным и основообразующим в нашем государстве. Татарский этнос был включен в наше исследование на основании тогочто нас интересовали особенности проявления патриотизма у респондентовотносящихся к мусульманской культуре. Украинский этнос был включен в наше исследование по той причине, что в государстве Украина, в последнее время происходили бурные политические события^ при которых политические силы постоянно взывали к патриотизму украинской^ нации: Шорский и ногайский этнос были включены в. наше исследование потому, что. нас интересовали особенности проявления патриотизма у респондентов относящихся к группе горских народов. Таким образом, мы постарались в рамках данного исследования задействовать такие этнические: группы, которые могут в большей степени повлиять на ситуацию в нашей стране.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: 1) анализ, психолого-педагогической, социологической и философской литературы по исследуемой проблеме, включающий концептуальный анализ ранее проведенных исследований- 2) эмпирические методы, наблюдение и экспертная, оценкабланковая методика комплексного исследования патриотизма- 3) методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (Dкритерий Колмогорова-Смирнова, t — критерий Стьюдента, корреляционный анализ, факторный анализ) и качественный анализ полученных данных.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью и содержательным анализом исходных позиций, теоретических положенийсочетанием теоретического анализа, и обобщением эмпирических данныхиспользованием апробированных методов исследования^ адекватных поставленным в диссертации задачам и логике исследованиясодержательным и статистическим анализом полученных результатов и личным участием автора в организации и проведении эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры теоретической и прикладной психологии 11 У, международных и российских научных и научно-практических конференциях. Материалы исследования внедрялись автором в процесс психолого-педагогической деятельности в практику в Тольяттинском государственном университете (г.Тольятти), филиале Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (г.Тольятти), центре практической психологии «Диалог» (г.Тольятти). По результатам исследования всего подготовлено и опубликовано 36 научных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Патриотизм- — это системно-функциональное свойство личности, представленное совокупностью инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность субъекта к реализации актуальных и потенциальных социально-значимых ценностей, идеалов и убеждений.

2. Отличительной особенностью проявления патриотизма в поведении у представителей русской национально-этнической группы является то, что они в большей степени склонны полагаться на себя, на свои силы и возможностидля них одинаково значимы и личностно значимые ценности и ценности общества, в котором они живутвместе с этим у них не выражена мотивация к реализации патриотизма, а также недостаточно выражено понимание сути и назначения патриотизма. Отличительной особенностью проявления патриотизма у представителей украинской национально-этнической группы является то, что социально значимые ценности являются* для них наибольшим приоритетомразнообразие приемов и способов реализации патриотизма респондентами находится на высоком уровне и при этом они испытывают эмоции радости, оптимизма и удовлетворенности в реализации патриотизмакроме того, они склонны все делать самостоятельно и не надеяться на других, принимая всю полноту ответственности. Отличительной особенностью проявления патриотизма у представителей татарской национально-этнической группы является то, что высокий уровень мотивации связан со стремлением помочь близким людям, заслужить уважение в группе, но при этом они исходят из надежды на случай, стечение обстоятельств, а не из собственных сил и возможностей. Отличительной особенностью патриотизма у представителей' ногайской национально-этнической группы является то, что в своем поведении они проявляют высокий уровень силы, и устойчивости патриотического отношения к действительности, а также высокий уровень понимания сути патриотизма. Отличительной особенностью проявления патриотизма у представителей шорской национально-этнической группы" является то, что оно способствует успеху в общении, учебе, труде и решению производственных задачно вместе с тем имеются такие затруднения’в реализации патриотизмакоторые^ связаны" cJ личностной4 тревожностью, застенчивостью, скромностью респондентов.

3. Структурная специфика проявления патриотизма у представителей различных национально-этнических групп обусловлена степенью выраженности и доминирования переменных данного свойства личности. Структура патриотизма у представителей русской национально-этнической группы характеризуются доминированием ценностно-смысловых установок и интернальной регуляции проявления данного свойства. Структура патриотизма у представителей украинской национально-этнической группы характеризуются доминированием характеристик эргичности и осведомленности. У представителей татарской национально-этнической группы доминирующими характеристиками в структуре патриотизма выступают эргичностъ, осмысленность и осведомленность. Структура патриотизма у представителей ногайской национально-этнической группы представлена доминированием характеристик осведомленности и осмысленности и минимальным уровнем выраженности показателей аэргичности. Специфика структуры патриотизма у представителей шорской национально-этнической группы состоит в доминировании характеристики личностных затруднений и минимальной выраженности характеристики операциональных затруднений.

4. Разработана и внедрена психодиагностическая методика исследования патриотизма, включающая 8 шкал: ценностные характеристики, динамические характеристики, эмоциональные характеристики, регуляторные характеристики, мотивационные характеристики, когнитивные характеристики, продуктивные характеристики, характеристики типов затруднений.

Струшура диссертации и объём работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. В работе содержится 24 таблицы и 5 гистограмм.

1. Теоретический анализ позволил конкретизировать понятие патриотизм!, как системно-функциональное v свойство^, личности-. представленное совокупностью инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность субъекта к реализации: актуальных и потенциальных социально-значимых ценностей, идеалов Иубеждений.: '^.

2. Отличительной особенностью проявления патриотизма в поведении у представителей русской национально-этнической группы является то, что они в большей степени склонны полагаться на себя, на свои силы и возможностидля них одинаково значимы и личностно значимые ценности и ценности общества, в котором они живутвместе с этим у них не выражена мотивация к реализации патриотизма, а также недостаточно выражено понимание сути и назначения патриотизма. Отличительной особенностью проявления патриотизма у представителей украинской национально-этнической группы является то, что социально значимые ценности являются для них наибольшим приоритетомразнообразие приемов и способов реализации патриотизма респондентами находитсяна высоком уровне и при этом они испытывают эмоции радости, оптимизма и удовлетворенности в реализации патриотизмакроме того, они склонны все делать самостоятельно и не надеяться на других, принимая всю полноту ответственности. Отличительной особенностью Проявления патриотизма у представителей татарской национально-этнической группы является то, что высокий уровень мотивации связан со стремлением помочь близким людям, заслужить уважение в группе, но при этом они исходят из надежды на слз^ай, стечение обстоятельств, а не из собственных сил и возможностей. Отличительной особенностью патриотизма у представителей ногайской национально-этнической группы является то, что в своем поведении они проявляют высокий уровень силы и устойчивости патриотического отношения к действительности, а также высокий уровень понимания сути патриотизма. Отличительной особенностью проявления патриотизма у представителей шорской национально-этнической группы является то, что оно способствует успеху в обш-ении, учебе, труде и решению производственных задачно вместе с тем имеются такие затруднения в реализации патриотизма, которые связаны с личностной тревожностью, застенчивостью, скромностью респондентов.3. Структурная специфика проявления патриотизма у представителей различных национально-этнических групп обусловлена степенью выраженности и доминирования переменных данного свойства личности. Структура патриотизма у представителей русской национально-этнической группы характеризуются доминированием ценностно-смысловых установок и интернальной регуляции проявления данного свойства. Структура патриотизма у представителей украинской национально-этнической группы характеризуются доминированием характеристик эргичности и осведомленности. У представителей татарской национально-этнической группы доминирующими характеристиками в структуре патриотизма выступают эргичность, осмысленность и осведомленность. Структура патриотизма у представителей ногайской национально-этнической группы представлена доминированием характеристик осведомленности и осмысленности и минимальным уровнем выраженности показателей аэргичности. Специфика структзфы патриотизма у представителей шорской национально-этнической группы состоит в доминировании характеристики личностных затруднений и минимальной выраженности характеристики операциональных затруднений.4, Разработана и внедрена психодиагностическая методика исследования патриотизма, включающая 8 шкал: ценностные характеристики, динамические характеристи1си, эмоциональные характеристики, регуляторные характеристики, мотивационные характеристики, когнитивные характеристики, продуктивные характеристики, характеристики типов затрудненийТаким образом, необходимо сделать вывод о том, что выявленные ОТЛИЧИЯ' убедительно свидетельствует о роли национального фактора в проявлении и реализации патриотизма как. системного качества личности., Отмеченные выше (количественные и качественные) структурные различия в значительной степени определяют национально-психологическую • специфику патриотизма как системного образования! у представителей различных национально-этнических групп. Полученные в ходе экспериментальной работы данные говорят о существенных национально-психологических отличиях в проявлении! и реализации патриотизмапоэтому целесообразно. учитывать результаты представленного исследования ^ при организации воспитательно образовательного процесса педагогами и психологами (в частности в национальных и многонациональных школах), а также при составлении программ по формированиюи развитию данного качества у представителей данных национальностей. Проведенное исследование вносит определенный" вклад в обоснование сущности патриотизма и факторов, влияющих на его становление в процессе социализации становления патриотизма, что является одним из аспектов решенияданной проблемы. Перспективными направлениями научных исследований. могут стать научный поиск и обоснование факторов и психолого педагогичесюих условий формирования патриотизма, а также разработка новых методов его диагностики.• • '. '. ' • • .•••220' ' .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдулатипов^ Р.Е. 0 федеративной и национальной политике Российского государства Текст. / P-F. Абдулатипов.-М., 1995--310 с.
  2. Абульханова-Славская- К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А Абульханова-Славская. — М.: Мь1сль, 1991. — 299с.
  3. , А. Практика российской государственности Текст. / А. Авакьян^ // Вестник Московского- университета. Серия 18. Социология и политология.-М-, 1997.-JNol.-с. 44−54.
  4. Андрееву 3iMi, Культура патриотизма и консолидация общества Текст. / Э-М, Андреев, А-В. Кузнецова.-М:РВДИСГЖ РАН, 2004.-112 с.
  5. Аронов, А. А. Воспитывать патриотов. Кн. для- учителя Текст. 7 А. А. Аронов.-М.: Просвещение, 1989.-175 с.
  6. АрсенБев- А, С. Философские основания понимания личности Текст./ А. С. Арсеньев. — Mi: Издат. центр «Академия», 2001. — 540 с.
  7. Артюхова- И. С. Ценности и воспитание Текст. / И. С. Артюхова // Педагогика. — 1999:-№ 4.-с. 117−120. :
  8. Арутюнян, G. Mi Нация и ее психический склад Текст. / М: Арутюнян. — Краснодар,-1966г-276 с. 25: Арутюнян- ЮШ1 Этносоциологияс Текст.- / Ю. В-Арутюнян, Л. М. Дробижева, А.А. Сусоколов--М-, 1999^-264 с:
  9. Арутюнян- lOiB. Русские вГ распадающемся Союзе Текст. / Ю. В-Арутюнян, Л. М-Дробижева // Отечественнаягистория. — М-, 1992. — № 3: -с.3−15.
  10. , А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России) Текст. / А. С. Ахиезер. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. -800 с.
  11. , Н.В. Педагогика и практическая психология Текст. / Н. В. Басова. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 416 с.
  12. Белов, П. М1 Вызовы национальной безопасности России в XX веке Текст. / П. М. Белов. — М., 2000. -210 с.
  13. , Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли 19- начала 20 вв. Текст. / Н. А. Бердяева — М, 1997. — 160 с.
  14. , Н.А. Судьба России Текст. / Н. А. Бердяев. — М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.
  15. , А.О. Этническая психология Текст. / А. О. Бороноев, В. Н. Павленко. — Л., 1994. — 264 с.
  16. , Ю.В. Этнос и этнография Текст. / Ю. В. Бромлей. — М., 1975. — 480 с.
  17. , Ю.В. Очерки теории этносов-. Текст. / Ю. В. Бромлей. — М.: Наука, 1987.-412 с.. 40. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры, и нравственности Текст. / Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993.-113 с.
  18. Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 830 с.
  19. , С. Исследование индивидуальной структуры ценностных ориентации личности Текст. / С.Бубнова. — М., 1991. — 360 с.
  20. , С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система Текст. / С. Бубнова // Психологический журнал. -М., 1999. -Т. 20. -№ 5. -с. 38 -44.
  21. , Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования Текст. / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2004. — 224 с.
  22. , Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации Текст. / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 192 с.
  23. , Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической психотерапии Текст. /Дж.Бьюдженталь. — М.: Класс, 2005. — 336 с.
  24. , И.М. Воспитать патриота Текст. / И. М. Валеев. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. — 143 с.
  25. , А.В. «Нация ислама»: происхождение, развитие, перспективы Текст. / А. В. Валюженич // Социальные и гуманитарные науки. Серия 5, История. — М.: ИНИОН, 1999. — № 1. — с. 126−129.
  26. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России Текст.: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции / Под ред. О. В. Лешер, Л. В. Голиковой. -Магнитогорск: МГТУ, 2005. — 131 с.
  27. , В. Психология народов: Т.2 Текст. /В.Вундт. — СПб., 1902. — 314 с.
  28. , А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников Текст. / А. Н. Вырщиков. — М: Педагогика, 1990. — 148 с.
  29. , Л.А. Формирование моральных качеств подростков Текст. / Л. А. Высотина. — М.: Знание, 1970. — 37 с. •••'• ' '•. '-224 •'-.':'•• .56.Реллнер, Э^Нации и национализм Текст. / Э^Геллнер. — М.: Прогресс, 1991.-с. 340^ ,
  30. Григорьева-/ Н: А-., Формирование у старшеклассников? ценностной' ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин) Текст.: автореф. дис… канд. пед наук / Н.А. Григорьева- - Волгоград, 1998. — 24 с.
  31. Гумилев, JliH- От Руси к России: Очерки этнической истории Текст. / Л^ИГумилев. -MU992. — 540 с.
  32. Гумилев- Л. Н. Этногенез и биосфера Земли Текст. / Л. П. Гумилев. -Л.: Гидрометеоиздат, 1990- - 520 с. 66-Гумилев, Л-Н. Этносы и антиэтносы Текст. 7 Л. Н. Гумилев // Звезда. -1990--№ 1.-с.31г38.
  33. , А.Ф. К методологии исследования национально- психологических проблем Текст. / А. Ф. Дашдамиров // Советская этнография. -1983. — № 2. — 69 -74.
  34. , А.К. Национализм как идеологический генотип Текст. / А. К. Дегтярев. — Ростов-на-Дону, 1997. — 258 с.
  35. , А. А. Национально-психологические предпосылки эффективности идейно-воспитательной работы в коллективе Текст. / А. А. Деркач, В. Г. Крысько. — М., 1990. — 158 с.
  36. , Н.Д. Природа национальной психологии Текст. / Н. Д. Джандилъдин. — Алма-Ата, 1971. — 118 с.
  37. Дошкольникам о защитниках отечества Текст. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ СФЕРА, 2005. -274 с.
  38. , О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения Текст. / О. И. Дреев. — Л., 1982. — 410 с.
  39. , Л.М. Этническое самосознание русских в современньта: условиях: Идеология и практика Текст. / Л. М. Дробижева // Советсткая этнография. -1991. — № 1. — с.24 — 36.
  40. , Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации Текст. / Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова. — М., 1996. — 274 с.
  41. , Н.Ф. Новая повесть о преславном Российском царстве и современная ей агитационная патриотическая письменность Текст. / Н. Ф. Дробленкова. — М., 1996. -315 с.
  42. , И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма Текст. / И. М. Дуранов // Вестник ОГУ. — Оренбург, 2002. — № 1 -с.55−58.
  43. , И.М. Педагогика воспитания и развития личности учащихся Текст. / И. М. Дуранов. — Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 158 с.
  44. , И.М. Профессионально-педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося Текст. / И. М. Дуранов. — Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 129 с.
  45. Здерева, Е. В^ Патриотизм и его развитие Текст. / Г. В^Здерева. — Тольятти: ТГУ, 2003. — 532 с.
  46. , Г. В. Патриотическое воспитание молодежи Текст. / Г. В^Здерева. — Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2003. — 357 с.
  47. Ильин, В. В- Российская государственность: истоки, традиции, перспективы Текст. / В. В-Ильин, А.С.Ахиезер- - Mf: Издательство МГУ им. М=.В'.Ломоносова, 1997. — 384 с.
  48. , И.А. Путь духовного обновления: Собр. соч: В- 10- т. Т- Г. Текст./ИА. Ильин.-М.: Русская книга, 1993- - 398 с. 1021 Ильин, И. А. Путь к очевидности Текст. / И. А. Ильин.-" М :^ Республика, 1993. — 430 с. V^ : — -. /. -
  49. Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся Текст.: автореф. дис… докт. пед наук / Н. В-Ипполитова. — Челябинск: ЧелГУ, 2000.-22 с.
  50. , И.М. Евразийство: идеология государственности Текст. / И. М. Исаев // Общественные науки и современность. — 1994. — № 5. — с. 42−55.
  51. Кантор, B. Hi Россия: трудный путь к цивилизации: Историософские очеркиТекст./В1Н.Кантор.-М.:РОеСПЭН, 1997.-479 с. .
  52. , Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях Текст./Н.М.Карамзин.-ML: Наука, 1991. — 120 с.
  53. , К.Л. О русском национальном характере Текст. /К.Л! Касьянова. — М., 1994. — 180 с.
  54. Классные часы и беседЫ’о культуре России 5−9 класс Текст. / Под ред. Л. А. Побединской. — М.: ТЦ СФЕРА, 2004. — 274 с.
  55. Классные часы и беседы, о российской’истории 7−10 класс Текст. / Под ред. В. А. Герасимовой. — М.: ТЦ СФЕРА, 2004. — 386 с.
  56. Классные часы и беседы по воспитанию граяеданственности Текст. / Под ред. О. В. Лебедевой. — М.: ТЦ СФЕРА, 2005. — 360 с.
  57. Кожинов- В. В. Победы и беды России Текст. / В. В. Кожинов. — М., 2002. — 260 с.
  58. , В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос Текст. / В. И. Козлов // Отечественная история. — М., 1993. — № 2. — с. 44−64.
  59. , В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российской обществе Текст. / В. А. Кольцова, В. А. Соснин // Психологический журнал. — 2005. — Т, 26, № 4. — с. 89 — 97.
  60. Конжиев, H. Mi Система военно-патриотического^ воспитания в общеобразовательной школе Текст. / Н. М. Конжиев. — М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  61. , П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование Текст. / П. Клайн. — Киев: ПАН Лтд, 1994.-416 с.
  62. , СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов Текст. / И.Королев. — М., 1970. — 286 с.
  63. , Л. Психологические расы: Опыт психологии народов Текст. / Л.Крживицкий. — СПб., 1902. — 250 с.
  64. , М.М. Сколько лет патриотизму? Текст. / М. М. Кром // Родина. -М., 1994.-№ 10.-с. 17−20.
  65. , М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России Текст. / М. М. Кром // Мировосприятие и самосознание русского общества pQ-XX вв.). Сборник статей. — М., 1994. — с.27−29.
  66. , В. А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия. Т. 2. Текст. / В. А. Крутецкий. — М., 1965. — 696 с. 123'. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников Текст. / В. А. Крутецкий. — М., 1976. — 192 с.
  67. , А.И. Диагностика базовых личностных свойств Текст. / А. И. Крупнов. — М.: РУДН, 1987. — 57 с. • 229., • / • ••.•
  68. , А.И. Рекомендации и упражнения? по саморегуляции и самокоррекции свойств личности Текст., / А. И. Крупнов, О. Б .Барабаш^, В. М-Поляруж. — М.:РУДН, 1995. — 32с.
  69. Крупнев^А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств^ Текст.- / А. И. Крупнов // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной, деятельности. -М.:УДН- 1988:-с. 28−39-
  70. Крупнев, A. Hi Психофизиологический, анализ индивидуальных различий активности личности Текст. / А. И. Крупнов. — Свердловск: СГПИ, 1983.-72 с.
  71. Крупнев, A. Hi Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения Текст. / А. И: Крупнов- А. Е. Ольшанникова, В. А. Домодедов // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции ЛИЧНОСТИ: — Свердловск: СГПИ, 1978. — с. 17−26.
  72. Крыське, B.F.: Этнопсихология Текст. / В. Г. Крысько, А. А. Деркач, Э. А. Саракуев. — М., 1992. — 540 с.
  73. Кр)ыське, B.F. Введение в этнопсихологию Текст. / В.Г.Крысько- аА-Саракуев. — М, 1996. — 486 с.
  74. Крыське^ B.F. Этническая: психология. Текст. / В. Г. Крысько: — М.: Академия, 2008: — 320 с: 136: Крыське, B.F. Социальная психология Текст. / В: Г. Крысько. — М-, 2001.-440 с. ,.' 230 '•-•-.
  75. , ЮШ. Введение в теорию национальной безопасности Текст./ Ю^В, Кузнецов, В. Н: Никольский.-М, 1999--808 с.
  76. Кузнецов, — B-Hi Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования, российской идеологии- 21 века Текст. / В. Н. Кузнецов. — М.: Книга и бизнес, 2004.-552 с.
  77. , В.Н. Современное российское общество: проблемы безопасности, преступности, терроризма. Т.1. Текст. / Под ред. В-Н.Кузнецова. — М.: РИЦИСПИРАН, 2006. — 508 с.
  78. , В.Н. Современное российское общество: проблемы безопасности, преступности, терроризма. Т.2. Текст. / Под ред. В. Н. Кузнецова. -М.: РИЦИСПИРАН, 2006.-440 с. .
  79. Кузнецов, B. Hi О социологическом смысле идеологам консолидации: геокультурный аспект Текст. / В. Н. Кузнецов // Безопасность Евразии. — 2003- -№ 3.-с.38−52.
  80. , А.В. Патриотическая идея в российском обществе: генезис, состояние, тенденции Текст. / А. В. Кузнецова. — М., 2004. — 160 с.
  81. Кузнецова, А.В.: Гражданский патриотизм — основа формирования новой российской идентичности Текст. / А. В- Кузнецова, Е. А. Кублицкая. -Mi: РИЦИСПИPAHi 2005. — 328 с.
  82. Курикалов, Ю-М- Российская идеология. Новейшая история и светлое будущее Текст.7 Ю. М-Курикалов // Посев. — М., 2002. — № 9. — с.29−34.
  83. Кутковец, Т. Н- Русские идеи Текст. / Т. Н. Кутковец, И.М. Клямкин// Политические исследования. — М., 1997. — № 2. — с, 118−140-
  84. Н.И.- Социальные ценности и реформы в кризисной России Текст. / Н И. Лапин// Социологические исследования. -М., 1993. — № 9. — с. 17−28.
  85. Лебедева, Н-М. Введение в этническую и кросскультурную психологию Текст. / Н. М-Лебедева. — М., 1999.-527 с.
  86. , Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека Текст. / Ю. А. Левада // Общественные науки и современность.- М, 1999.- № 5.- с.28−44.
  87. Линь, Цуй Межэтническое взаимодействие и этническая идентичность. Теоретический анализ Текст. / Цуй Линь. — М-: РИЦИСПИРАН, 2003.-86 с.
  88. , Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя Текст. / Н.Т.Лобова- - Киев, 1986. — 192 с.
  89. Ломов, Б^ Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования Текст./Б.ФЛомов.-М-, — 1999^ - 204 с. 168i Лосский^ Н:0^ Характер русского народа. Кн. 2. Текст. / ПО.Лосский. — М.: Ключ- 1990. — 496 с.
  90. , В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (социально-философский анализ) Текст. / В. И. Лутовинов. — М.:ВУ, 1997. — 215с.
  91. , К.О. Формирование гражданского общества в современной России (социологический аспект) Текст.: автореф. дис… д-ра социол. Наук / К. О. Магомедов. — М., 2000. — 22 с.
  92. , В.В. Патриотизм как философская проблема Текст. / В^В.Макаров. — М, 1990: — C.112.
  93. , А.Н., Понятие патриотизма: эссе по социологии знания Текст. / А. ПМалинкин // Социологический журнал. 1999. — №½. — с. 107−120
  94. А.Н. Патриотизм и социальные общности Текст. / А. Н-Малинкин//Социологический журнал. — 1999. — №¾. — с. 70−92
  95. Моисеев, Н Ж Есть. ли у России будуш, ее? Попытка системного анализа проблемы выбора Текст. / Н. Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 317с.
  96. Моисеев- HiHi Судьба цивилизации Текст./ H. Hi Моисеев. — М.: — Аграф, 1998.-480 с.
  97. , М. Геостратегическая позиция России в меняющемся мире Текст. / М. Мунтян // Обозреватель: проблемы, анализ, прогнозы. — М., 1993. -№ 22.-0.76−91.
  98. Мухин, И. В, Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Текст. / И. В. Мухин. — М.:ВАГШ, 2000. -370с.
  99. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека Текст. / В. Д. Небылицин. — М., 1966. — 286 с.
  100. , В.Д. Психология индивидуальных различий Текст. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 318 с.
  101. , А.П. Семьдесят лет назад: национальный вопрос на XII съезде РКП (б) Текст. / А. П. Ненароков // Отечественная история. — М., 1993. -№ 6.-с. 111−124.
  102. , Е.А. 23 февраля — праздник доблести и отваги Текст. / Е. А. Никитина. — М.: ТЦ СФЕРА, 2003. — 182.
  103. , Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях Текст. / Г. Г. Николаев. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. — 134 с.
  104. Новая Россия: становление правовой и политической культуры Текст.: Сб. работ участников проекта «Российская политическая культура и международное право» / Отв. ред. А. Д. Богатуров. — М., 1998. — 70 с.
  105. Новая этничность в России (1990-е годы) Текст.: Пробл.-тематич. сб. / Отв. ред. Т. Б. Уварова. — М.: ИНИОН, 1999. — 203 с.
  106. Образы власти в политической культуре России Текст. / Под ред. Е. Б. Шестопал. — М., 2000. — 242 с.
  107. Овсяника-Куликовский, Д. Н. Психология национальности Текст. / Д.Н.Овсяника-Куликовский. — М., 1922. — 208 с.
  108. , В.А. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. Справочник Текст. /В.А.Олещук, В. Б. Павленко. — М., 1997. — 456 с.
  109. , А.С. Западники и евразийцы Текст. / А. С. Панарин // Общественные науки и современность. — М. Д993. — № 6. — с. 60−69.
  110. , А. Реванш истории Текст. /А. Панарин. — М.: Русск1й м1ръ, 2005 г. — 432 стр.
  111. , А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века Текст. /А. Панарин. — М: Едиториал УРСС, 1998. — 352с.
  112. Панарин, А-. Глобальное политическое прогнозирование Текст. /А. Панарин. — М., 2001., — 218 с.
  113. , А. Искушение глобализмом Текст. /А. Панарин. — М., 2002. — 412 с.
  114. , А. Народ без элиты. Текст. /А.С.Панарин. — М'., 2006.- 326с.
  115. , А. Правда железного занавеса Текст.7А. Панарин. — М., 2007. 284 с.
  116. , А., Россия-в циклах мировой-истории Текст. /А. Панарин. — М-, Издательство МГУ, 1999. — 288 с.
  117. , А. Стратегическая! нестабильность ХХГ.века Текст.=/А.Х. Панарин. — М., 2003. — 180'С.
  118. Панарин-, A.G. Реформы и контрреформы^ в России Текст. / А. С. Панарин, В. В. Ильин, А. С. Ахиезер.- М.: Издательство^ МГУ им. М.В.Ломоносова- 1996с -400с.
  119. Парсонс,^ Т. 0 понятии «политическая власть» Текст.,/ Т. Парсонс // Антология мировой политической мысли. Т. 2. — М'., 1997. — с. 474−482.
  120. , Т. Понятие обш-ества: компоненты и их взаимоотношения Текст. / Т. Парсонс // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты. -М., 1993. — Вып. 2. — с.94−122.
  121. , Т. Система^ современньгк обществ Текст. / Т.Парсонс. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 270 с.
  122. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. Текст.: Сборник статей / Под ред. Ю. И. Петрова. -М., 1996.-328с.
  123. Патриотическая идея накануне XXI. века: прошлое или будущее России-. Текст.: Материалы международной* научно-практической конференции. — Волгоград, 1999. — 470'С.
  124. Патриотическое воспитание граждан России Текст.: нормативные правовые документы. — М.: ТЦ СФЕРА, 2005. — 296 с. •''' - •. v^ ••.:• ••: «• ,••.• •'.••-.
  125. Патриотическое: воспитание: система^ работы^. планирование^, конспектызуроков^.разработки занятий Текст. / Авт.-сост. И. А. Пашкович. -Волгоград: Учитель, 2006--169 с.
  126. Петрову Ю-И-. Альтернативы: модели развития для России Текст. / Ю. И: Петров//Свободная мысль.-М., 1997:-№ 6.-с.84−98. ' 2221 Платонов, О,-А. Русскаяцивилизация Текст. / 0-А.Илатонов. -, М, 1995--562с. ' •
  127. Плахов-В-Д- Традиция и общество Текст. /В:Д-Плахов- - М-, 1982. — 198'С., • -. :/-••' ,•,: -:• •- • .• -
  128. Примерное содержаниевоспитания школьников Текст./Под ред. И. С. Марьенко. — М.: Просвещение^ 1980. — 160 с.
  129. , Ю.М. Гражданское общество как идея Текст. / Ю. М. Резник // Социально-гуманитарные знания. — М., 2002,. — № 4. — с. 118.
  130. , Н.И. Любознательность как важнейшее условие и результат непрерывного образования Текст. / Н. И. Рейнвальд // Проблемы организации непрерывного образования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. — М., 1981. — с. 230−232.
  131. , Н.И. Психология личности Текст. / Н. И. Рейнвальд. — М.: УДН, 1987. — 200 с.
  132. , Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследовании Текст.: автореф. дис… доктора психол. наук. — М., 1979. — 32 с.
  133. , Е.И. Записи Учения Живой Этики. Т.1. Текст. / Рерих, Е.И. — М.: Прологъ, 2007. — 144 с.
  134. Реформирование России: от мифов к реальности Текст.: Т. П. / Под ред. И. В. Вельского. — М., 2001. — 167 с.
  135. , П. М. Нация — народ — человечество Текст. /П. М. Рогачев, М. А. Свердлин. — М., 1967. — 214 с.
  136. , П.М. Патриотизм и общественный прогресс Текст. / П. М. Рогачев, М. А. Свердлин. — М.: ИПЛ, 1974. — 280 с.
  137. , О.М. Духовные ценности народа Текст. / О. М. Родзянко // Россия и современный мир. — М., 1993. — № 1. — с. 183−192.
  138. Российская социологическая энциклопедия Текст. / Под ред. Г. В. Осипова. — М.: Изд. группа «НОРМА» — ИНФРА, 1998. — 672 с.
  139. Российское государство и государственная служба на современном этапе Текст.: Матер, науч.-практ. конф. — М.: РАГС, 1998. — с.89−94.
  140. Россия на пороге XXI века Текст.: Современные проблемы национально-государственного строительства РФ. — М.: Обозреватель, 1996. -334 с.
  141. Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально- политическая ситуация в России в 2003 году Текст. — М., 2004. — 392 с.
  142. Россия: опыт национально-государственной идеологии Текст. — М., 1994.-448 с.
  143. Россия: социальная^ ситуация и межнациональные отношения в регионах Текст. / Авторы-составители: В. Н. Иванов, И. В. Ладодо, Г. Ю. Семигин. — М., 1996. — 573 с.
  144. , G.JI. Основы общей психологии Текст. / Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2007. — 720 с.
  145. Рувинский, Л. И: Нравственное воспитание личности Текст. / Л. И1Рувинский. — Ml: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 184 с.
  146. Русская интеллигенция. История и судьба Текст. — М., 1999. — 472 с.
  147. Русская идея Текст. — М., 1992. — 318 с.
  148. Русский народ: историческая судьба в XX веке Текст. — М.: АНКО, 1993.-712 с.
  149. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Текст. — М.: Беловодье, 1997.
  150. Руткевич, M. Hi Процессы социальной деградации в российском обществе Текст. / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. -М., 1998. -№ 6.^ - с. 3−12.
  151. С чего. начинается Родина? Текст. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ СФЕРА, 2004. — 346 с.
  152. , Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодёжи Текст. / Р. З. Салиев // Социологические исследования. — М., 1997. — № 8. — с. 153−161.
  153. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе Текст. / сост. Н. В. Мазыкина, Б. И. Мишин, под ред. А. К. Бруднова. -М.: Мнемозина, 2000. — 192 с.
  154. , Н.Н. Человек этнический Текст. / Н. Н. Седова. — Волгоград, 1994. — 673 с.
  155. Современная русская идея и. государство Текст. — М., 1995. — 524с.
  156. Современный философский словарь Текст. / Под ред. В. Е. Кемерова. — М.: Одиссей, 1996. — 608 стр.
  157. Современная зарубежная этнопсихология Текст.: учебное пособие. — М., 1979. — 176 с.
  158. , Г. У. Психология межэтнической напряженности Текст. / Г. У. Солдатова. — М., 1998. -170 с.
  159. , B.C. Национальный вопрос в России: Т. 1. Текст. / В. С. Соловьев. — М., 1990.- 318 с.
  160. , И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни Текст. / И. В. Солодовникова // Социальные исследования. — 2007. — № 2. — с. 32−39.
  161. , B.C. Соч. в 2 т. 2-е изд. Текст./ В. С. Соловьев. — М.: Мысль, 1990.-368 с.
  162. Сорокин, П. А, Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  163. Сорокин- П: А. Современное состояние России Текст. / П. А. Сорокин // Новый, мир. — М., 1992. — № 4. — с. 174. 2721 Социально-нравственное воспитание детей 5−7 лет. Текст. / Под ред. И.Ф.-^ Мулько. — М.: ТЦ СФЕРА, 2005. — 364 с.
  164. , Г. В. Этническая группа в современном советском городе Текст. / Г. В. Старовойтова. — Л., 1987. — 164 с.
  165. , Ю.Е. Слова «правда» и «цивилизация» в русском языке Текст. / Ю. Е. Степанов // Известия РАН. — М., 1992. — № 2. — с. 168−169.
  166. , Т.Г. Методы этнопсихологического исследования Текст. / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, Н. Ениколопов, — М., 1993. — 284 с.
  167. , Т.Г. Этнопсихология Текст. / Т. Г. Стефаненко. — М., 1999.-310 с.
  168. , А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии Текст. / А. В. Сухарев. — М., Институт психологии РАН, 2008. — 576 с.
  169. Хард, Г. Социальная логика Текст. / Г. Тард. — СПб.: Социально- психологический центр, 1996. — 548 с.
  170. Телия, В. Hi Метафоризация и её роль в создании языковой-картины мира Текст. / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и. картина мира. — М, 1988. — с. 173−203.
  171. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. — М., 1961. — 364 с.
  172. Тер-Минасова, G.F. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / Г. Тер-Минасова. — М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.
  173. , А. История зарубежной этнографии Текст. / А.Токарев. -М., 1978.-530 с.
  174. , Ж.Т. Идеологические отношения: опыт социологического анализа Текст. / Ж. Т. Тощенко. — М.: Мысль, 1988. — 457 с.
  175. , Е.С. Русская нация Текст. / Е. С. Троицкий. -М., 1993 .-278 с.
  176. Тудупова, Т. Ц- Этнопсихологическая подготовка студентов Текст. / Т. Ц. Тудупова // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 7. — с. 64−76.
  177. , Т.Ц. Роль этнопсихологического тренинга в воспитании толерантной культуры школьников- Текст. / Т. Ц. Тудупова // Психология и школа. -2007. -№ 1. — с. 47 -56.
  178. , К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Текст. / К. Д. Ушинский. — М., 1974. — Т.2. — 360 с.
  179. Философский энциклопедический, словарь Текст. / Редкол.: С. Аверинцев, Э.А.Ораб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  180. , Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй Текст. / Р. Фрейджер, Дж.Фейдимен. — Издательство: Прайм-Еврознак, 2007 г. — 224 с.
  181. , К.Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение Текст. / К. Н. Хабибулин. — Л., 1989. — 412 с.
  182. , И.Ф. Кризис воспитания и педагогика Текст. / И. Ф. Харламов // Советская педагогика. -М., 1991. — № 10, — с.23−29.
  183. , И.Ф. Нравственное воспитание школьников Текст. / И. Ф. Харламов. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  184. , И.Ф. Теория нравственного воспитания (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи) Текст. / И. Ф. Харламов. — Минск.: Изд-во БГУ, 1972. — 364 с.
  185. Харламов- И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие Текст. / И. Ф. Харламов. — М.: Высш. шк., 1999. — 512 с.
  186. , И.Ф. Педагогика.Учеб.пособие.4-е изд. Текст. / И. Ф. Харламов. — М.: УИЦ Гардарики, 2006 — 472 с.
  187. , А.С. О старом и новом. Статьи и очерки Текст. / А.СХомяков. — М., 1988. — 378 с.
  188. , Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно- политической мысли 19 в. Текст. / Н. И. Цимбаев. — М., 1986. — 452 с.
  189. , М.В. Концепты «правда» и «истина» в русской культуре: проблема корреляции Текст. / М. В- Черников // Политические исследования. -М., 1999.-№ 5.-с.43−61.
  190. , А.И. Гражданское общество в истории России Текст. / А. И. Черных // Гражданское общество: теория, история, современность. — М., 1999. -с. 137−139.
  191. , СБ. Апология- составителя. Хрестоматия нового российского самосознания Текст. / С Б. Чернышев. — М., 1995. — 522 с.
  192. , Г. Г. Введение в этническую.психологию Текст. / Г. Г. Шпет. — М.: Правда, 1989- - 602 с. 3021 Этнос, нация, общность Текст.: Этнологический словарь. — М., 1996. -388 с.
  193. Этнопсихологический словарь Текст. / Под ред. В. Г. Крысько. — М., 1998. — 362 с.
  194. Юности, честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий Текст. / Авт.-сост. Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. — М., 2005. — 192 с.
  195. , A.M. Многомерная модель наций и национальных конфликтов Текст. / A.M. Юсуповский // Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов: Материалы международной конференции. Часть 1. — М., 1994. — с. 133−152.
  196. , В.А. Россия как трансформирующееся общество Текст. / В. А. Ядов // Общество и экономика. — М., 1999. — № 11. — с. 65−72.
  197. , В.А. Стратегия социологического исследования Текст. / В. А. Ядов. — М.: Добросвет, 1999. — 596 с.
  198. , Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству Текст. / Р. Г. Яновский. — М.: Книга и бизнес, 2004. — 528 с.
  199. А companion of contemporary political philosophy Текст. / Ed. by R. Goodin, Ph. Pettit. — Oxford: Blackwell, 1999. — 679 p.
  200. Tate, S. Eittle X.: Growing up in the Nation of Islam Текст.- / S.Tate.- S.F.: Harper-San Francisco, 1997. — 230p.
  201. Schoenborn, K. The Intersection: A Book About Faith, Patriotism and Personal Fulfillment Текст.' / Kenny Schoenborn: — New Haven:. Yale univ. press, 2008^-326 p: '
  202. Sher, G. Ethics, character, and action Текст. / G. Sher // Social philosophy a. policy.-Oxford^ 1998:-Vol. 15.-№ 1.-p. 1−18: zh
Заполнить форму текущей работой