Экскурсия-помощник развития памяти младших школьников
На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При…
КурсоваяПсихологические аспекты одиночества
Крайне слабое развитие психогеронтологии в нашей стране приводит к тому, что предубеждения заметно воздействуют и на формирование научных представлений о позднем возрасте. Негативным стереотипам подвержены многие специалисты, профессионально работающие с пожилыми людьми: врачи и медсестры, социальные работники и педагоги, геронтологи, психологи и психиатры. Зачастую они просто не осознают того…
ДипломнаяДинамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения
Структурными составляющими представлений о профессиональной карьере являются: а) профессиональные представления (о профессии и личности профессионала) — б) представления о себе как субъекте профессиональной деятельности, отраженные в элементах профессионального самосознания (самооценка, уровень притязаний и др.) и профессиональной мотивации (определенное сочетание содержательных и адаптивных…
ДиссертацияАкмеологическая оценка как средство оптимизации профессиональной деятельности кадров государственной службы
Личностно-профессиональными особенностями кадров государственной службы являются базовые требования к вступающему в должность: зрелость, государственный подход, деловитость, предприимчивость, компетентность, служебная этика. Профессионализм госслужащего характеризуется наличием как минимум четырех качеств: компетентности (чем она выше, тем больше у работника знаний и опыта) — организаторских…
ДиссертацияДеструктивное воздействие неблагоприятной эколого-химической среды смешанного происхождения на конституционально-психотипологическую изменчивость у подростков от нормы до аномалии
Методологическую и теоретическую основы исследования составили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом как процессе (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. И. Донцов, К. К. Платонов, Е. С. Кузьмин, В. П. Зинченко…
ДиссертацияДиагностические показатели креативности и их динамика
В нашей стране на практике и в научных исследованиях творческие способности принято идентифицировать тестами креативности. Наиболее известны и распространенны из них тесты П. Торренса (ТТСТ), поскольку они реализованы на невербальном материале и легче адаптируются. Таким образом, показатели ТТСТ очень часто напрямую соотносятся с самой креативностью. Однако накопленные к сегодняшнему дню…
ДиссертацияФормирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
В этой связи актуальна проблема совершенствования учебно-воспитательного процесса, разработки новых педагогических технологий, создания коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих оптимизацию обучения учащихся с неустойчивым вниманием. Появляется необходимость в организации коррекционно-развивающей деятельности и психологического консультирования современного педагога-психолога как…
ДиссертацияКлинико-психологические характеристики и специфика семейного воспитания девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе
Проблема низкой информированности по вопросам пола современной молодежи и негативного влияния этого факта на поведение и здоровье будущих отцов и матерей активно обсуждается врачами, различных специальностей и психологами последнее десятилетие (Гуркин Ю.А., 1997; Баласанян В. Г., 1998; Кротин П. Н., 1998; Кон И. С., 2001; Куликов A.M., 2003). И хотя данная проблема носит неоднозначный…
ДиссертацияСоциально-психологические особенности проявления ксенофобии в избирательных кампаниях современной России
Исследование динамики видов ксенофобных проявлений политиками при политико-психологическом воздействии на мнение электората показало, что если мягкие виды «моральные недостатки», «криминальность», «упоминания в унизительном или оскорбительном контексте», как правило, являются несознательными оговорками или ложно понятой политкорректностью, то большинство проявлений, относящихся к среднему…
ДиссертацияРазвитие гипотетичности в структуре мышления младших школьников
Овладение отдельными мыслительными операциями оказывает различное влияние на развитие гипотетичности в зависимости от возраста учащихся. 5. Возрастные особенности развития гипотетичности в начальной школе проявляются в различном влиянии на уровень этого развития овладение отдельными мыслительными операциями: в первом классе развитие гипотетичности наиболее связано с овладением действия сравнения…
ДиссертацияРазвитие представлений о психике детей 3-7 лет
В постижении ощущений четырехлетки ушли несколько дальше от трехлетних детей. Хотя на вербальном уровне их понимание связи ощущений с органами чувств вряд ли изменилось, но вот имплицитные знания о том, что для получения ощущений необходимо наличие и работоспособность того или иного органа чувств, в значительно большей степени присущи детям этого возраста. На следующем возрастном этапе, в 5 лет…
ДиссертацияПсихическое здоровье детей, проживающих в йоддефицитной зоне (клинико-эпидемиологического исследование)
В районе с умеренным йоддефицитом неполные семьи статистически значимо чаще по сравнению с семьями, в которых росли здоровые дети, встречались среди семей, в которых воспитывались дети, страдающие расстройствами невротического круга и орагническим эмоционально лабильным (астеническим) расстройством. Это явление отмечалось как среди городского, так и сельского населения. Таким образом, умеренный…
ДиссертацияПсихологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях
Эффективность экономической адаптации личности определяется ее психологической готовностью к экономической деятельности в современных социально-экономических условиях, что означает принятие этих условий как основы социально-экономической деятельности и понимание ее природы. Роль психологической науки заключается в выявлении детерминант, механизмов, содержания и уровней развития психологической…
ДиссертацияПсихологические элементы структурного аттрактора болезни у детей школьного возраста: по результатам мониторинга психического и психосоматического здоровья школьников Российской Федерации
Экспериментальный материал, полученный нами с использованием многомерной статистики, позволил обнаружить первичные признаки отклонения в адаптации у школьников, участвующие в развитии соматической патологии, а также выделить группу часто болеющих детей, находящихся на донозологическом уровне и обнаруживающих индивидуально-психологические характеристики, отличающие их от здоровых и хронически…
ДиссертацияОбщие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения
Впервые с целью выявления переживаний у незрячих подростков была применена музыкально-диагностическая методика, разработанная Т. О. Гордеевой. Сравнительный анализ рассказов, написанных незрячими и зрячими подростками после прослушивания музыкальных произведений, показал, что динамика развития переживаний незрячих подростков соответствует объективным тенденциям, которые были выявлены при изучении…
ДиссертацияПсихологические особенности развития социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на: заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университетаМеждународной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста» (Н.Новгород, 2006…
ДиссертацияПсихология формирования русского произношения у учащихся начальных классов азербайджанской школы
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы при разработке программ и учебников для начальных классов, в подготовке учебно-методических пособий по русскому языку, преподавателями пединститутов при чтении лекций и проведении практических занятий по методике преподавания русского языка в национальной школе для студентов филологических…
ДиссертацияПсихолого-акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде
При анализе научной проблемы развития профессиональной компетентности будущего специалиста в практико-ориентированной образовательной среде были применены основные положения аксиологического подхода, который позволил раскрыть значение профессионально-личностных ценностей как стержня личности специалиста (Б.С. Братусь, Е. В. Бондаревская, E.H. Волкова, A.A. Деркач, И. Ф. Исаев, H.A. Коваль, Д. А…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов в образовательном пространстве высшей школы
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологически-ориентированным подходом, который опирается на использование последних достижений в двух научных областях — психологии и педагогикеприменением комплекса методик, адекватных целям и задачам исследованиядостаточным количеством испытуемых и длительностью проведения экспериментального исследованиясочетанием…
ДиссертацияПсихолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения первоклассников
Решение столь важных задач возможно лишь совместными усилиями педагогов и психологов при более действенной опоре в практической педагогической деятельности на комплекс имеющихся психологических знаний, прежде всего на закономерности возрастного и индивидуального психического развития ребенка (Ш.А.Амонашвили, 2000; Н. И. Непомнящая, 1992; Ж. Пиаже, 1992). Известно, что важнейшие психологические…
ДиссертацияСравнительный анализ развития эмоций у русских и бурятских детей старшего дошкольного возраста
Критериями экспериментального исследования особенностей развития эмоциональной сферы выступили произвольность поведения (удержание цели, направленность действий на результат, отвлекаемость на помехи), эмо-тивность (форма эмоционального выражения и порог эмоционального реагирования), уровень произвольного кодирования эмоций (выраженность, пластичность, локализация мимических проявлений…
ДиссертацияСреднестатусный младший подросток как «значимый другой» для одноклассников и педагогов
Помимо целенаправленного, наблюдения" за реально* функционирующими подростковыми* ученическими сообществами, анализа* документальных источников и опроса компетентных лиц, в ходе эмпирического исследования применялся комплекс социально-пеихологических^ методов и методических приемов: социометрическая* и референтометрическая процедуры, аутосоциометрия и аутореферентометрияметодический прием…
ДиссертацияОрганизационно-психологические детерминанты развития профессионализма работников
Детерминанты развития профессионализма — это факторы, оказывающие влияние на конфигурацию роста профессионализма. В диссертационном исследовании впервые установлены критерии классификации детерминант развития профессионализма. По критерию происхождения выделены естественные и искусственные детерминанты развития профессионализма. Естественные детерминанты основаны на опыте работы сотрудников…
ДиссертацияШизофрения и расстройства шизофренического спектра, коморбидные сердечно-сосудистой патологии (клиника, психосоматические соотношения, терапия)
В качестве отдельного аспекта проблемы вялотекущей шизофрении у больных с кардиологическими заболеваниями выделяются психозы, развивающиеся в условиях тяжелого соматического состояния — инфаркт миокарда, хирургические вмешательства на открытом сердце. Несмотря на относительно большой объем литературы, целью большинства исследований в этом направлении является поиск соматогенных факторов риска…
ДиссертацияСтратегии совладания со стрессом у лиц, совершивших агрессивные преступления в условиях длительной психотравмирующей ситуации
России за 2000 г. от убийств погибло 41Д тысяча человек, 2005 г. — 28,8 тыс. чел., 2007 г. — 25,4 тыс. чел., 2008 г. — 23,7 тыс. чел., 2009 — 21,4 тыс. чел. При этом преступления, совершаемые в экстремальных ситуациях, в которых возникают особые психические состояния, такие как нервно-психическое напряжение, потеря ориентации, растерянность, как указывает О. Д. Ситковская, могут определять…
ДиссертацияОсобенности медико-психологических характеристик и симптоматика непсихотических психических расстройств при хронических гинекологических заболеваниях
Научная новизна исследования. В работе впервые представлена основанная на критериях современной классификации МКБ-10 и полученная с использованием стандартизованных методов обследования характеристика непсихотических психических расстройств у пациенток с хронической гинекологической патологией. Показано значительное место расстройств адаптации в контингенте этих больных. Причем в данной связи…
ДиссертацияСмысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям
В. Н. Мясищев, Ф. Е. Василюк, Е. Ю. Коржова, Л. Ф. Бурлачук, Л. Г. Дикая, А. В. Махнач, У. Хакер, Т. Шибутани и др. Необходимым процессом для успешного преодоления кризисных ситуаций, сохранения психологического здоровья и душевного комфорта является саморегуляция. Саморегуляция изучалась на операционально-техническом, физиологическом, психическом, личностном уровне в контексте оптимизации…
ДиссертацияТеория и метод в психологии: Период становления психологии как самостоятельной науки
Метод представляет собой целостное образование, в котором тем не менее может быть выделено несколько уровней. В исследовании выявлено, что метод в психологии в рассматриваемый исторический период имеет уровневое строение. В методе можно выделить по меньшей мере три уровня (идеологический, предметный, процедурный). Идеологический уровень характеризует общую ориентацию исследования (направленного…
ДиссертацияЦенностные ориентации и воспитательные стратегии воспитателей детских садов и родителей дошкольников: На материале исследования государственных и национальных еврейских детских садов
Анализ результатов показал, что однозначно говорить о преимуществе той или другой системы воспитания нет достаточных оснований. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Сильной стороной системы еврейского дошкольного воспитания, в первую очередь, является высокая мотивация воспитателей в отношении творческой профессиональной самореализации, специфическая культурно-образовательная…
ДиссертацияФормирование субъектной позиции младшего школьника в образовательном процессе
Педагогические условия, способствующие становлению субъектной позиции учащихся начальных классов: создание педагогом в учебной и внеурочной деятельности ситуаций, позволяющих учащимся проявить свой субъектный опыт в обучении и познании, в организации собственных действий, в проявлении отношений, в рефлексии, самооценке и самокоррекции, в накоплении способов и средств, способствующих активному…
Диссертация