Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Клинико-психологические характеристики и специфика семейного воспитания девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе обнаружен низкий уровень сексуальной осведомленности по сравнению с практически здоровыми девочками-подростками. Девочки-подростки с нарушениями в репродуктивной системе меньше знают и хуже понимают вопросы анатомии и физиологии женского и мужского организма, имеют маленький запас знаний о методах контрацепции и/или имеют искаженную… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫМ ОБЗОР
    • 1. 1. Проблема репродуктивного здоровья девочек-подростков
    • 1. 2. Состояние репродуктивного здоровья современных девочек-подростков
    • 1. 3. Особенности становления личности и психосексуальное развитие подростков женского пола
    • 1. 4. Половое воспитание и образование девочек-подростков
    • 1. 5. Психологический аспект в проблеме репродуктивного здоровья девочек-подростков
    • 1. 6. Методологические основы медико-психологического исследования девочек — подростков с нарушениями в репродуктивной системе
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика материала исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. УРОВЕНЬ И СПЕЦИФИКА ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЕ
  • ГЛАВА 4. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЕ
    • 4. 1. Особенности структуры личности девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе
    • 4. 2. Механизмы психологической защиты у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе
    • 4. 3. Механизмы совладания со стрессом (копинг-стратегии) у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе
    • 4. 4. Взаимодействие копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе
    • 4. 5. Сравнение клинико-психологических характеристик девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе по группе диагнозов
  • ГЛАВА 5. СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЕ
    • 5. 1. Своеобразие воспитательных практик матерей, какими они видятся девочкам—подросткам с нарушениями в репродуктивной системе
    • 5. 2. Особенности семейного воспитания с позиции матерей девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе
    • 5. 3. Взаимодействие механизмов психологических защит и копинг — стратегий девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе и их матерей
    • 5. 4. Влияние воспитательных практик матерей девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе на систему психической адаптации их дочерей
  • ГЛАВА 6. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ

Клинико-психологические характеристики и специфика семейного воспитания девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Подростковый возраст является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами развития личности. Гетерохронность развития на внутрииндивидуальном и на межличностном уровнях является важнейшей чертой этого возраста и обуславливает основные противоречия юношеской психологии (Кон И.С., 1988).

Пубертат значим для всех сторон дальнейшей жизни человека. Именно в подростковом возрасте происходит завершение развития характера, формирование самосознании (Ананьев Б.Г., 2000) и «каркаса» личности на фоне мощнейшей гормональной перестройки организма, а также бурное психосексуальное развитие и актуализация потребности в полоролевой идентификации. Особенности течения столь ответственного периода жизни подростка накладывают отпечаток и на все последующие периоды жизни, определяя самую кардинальную биологическую функцию — репродуктивную.

Между тем состояние репродуктивного потенциала современных девушек и юношей, — будущих матерей и отцов вызывает большую тревогу. Во многих регионах РФ уровень распространенности гинекологической патологии у девочек крайне высок, причём данные официальной статистики обращаемости не отражают реальной ситуации (Юрьев В.К., 1993). При проведении целевого медицинского осмотра, как показывают данные литературы, этот показатель может возрастать в 10 и более раз. Обобщенные данные, например, свидетельствуют, что уровень гинекологической патологии у девочек Севера и Северо-Запада России колеблется в пределах 106−127%о в зависимости от района, и возрастает к подростковому возрасту до 148−356%о. (Баласанян В.Г., 2000).

По данным Национального Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, МЗРФ за 2002 год гинекологическая патология выявилась у 77, 6% школьниц в возрасте 15 лет, а среди 17-летних ~ 92,5%.

Патологическая пораженность репродуктивной системы девочек РФ 112:1000, в том числе у девочек-подростков 114:1000. Лишь 10−20% девочек знали о своем заболевании (Уварова Е.В., 2003).

В 2001 году РФ по числу прироста новых случаев ВИЧ-инфекции заняла первое место в мире, 70% этих новых случаев приходится на долю подростков.

Каждая 10-я жительница РФ начинает сексуальную жизнь до 14 лет, каждая 3-ая — к 16 годам, к 18 годам более 50% девочек имеют опыт сексуальных отношений. Каждый 10-ый аборт у женщины до 19 лет, доля абортов у первобеременных, в структуре общего числа абортов: у 14 летних подростков — 94,0%, у 15−19летних подростов — 52,8%. Каждый 10-ый новорожденный — у матери моложе 15 лет, коэффициент рождаемости у 1519 летних в 2,5 раза выше, чем 20 лет назад (статистические материалы «Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2001 году», — М, 2002).

Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение молодого поколения требуют отдельного рассмотрения в силу своей принципиальной важности как для самих юношей и девушек, так и для общества в целом. Исходя из теории системогенеза, все происходящие в организме подростка изменения, следует рассматривать с точки зрения становления репродуктивной сферы и формирования его сексуальности. Особую значимость проблеме репродуктивного здоровья придает снижение рождаемости, обусловленное не только социальными причинами, но и самими низкими репродуктивными возможностями современных юношей и девушек. Поэтому охрана репродуктивного здоровья молодежи выдвигается в число наиболее приоритетных задач общественного развития (Слуцкий Е.Г., 2002).

Репродуктивное здоровье человека «несвободно» от психической регуляции, так же, как и все остальные формы проявления жизнедеятельности, но при этом имеет свою специфику, усугубляющую роль психических факторов в сохранении и поддержании эффективности репродуктивной системы. Однако именно в этой области психологическая помощь еще не включена в комплекс профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Несмотря на это в исследовательском и практическом плане в психологии уже немало сделано для научного обоснования и внедрения психологической помощи по проблемам репродуктивного здоровья (Филиппова Г. Г., 2003).

В литературе есть убедительные данные о том, что вопросы репродуктивного здоровья подростков необходимо решать на основе биопсихосоциального подхода (Кон И.С., 1988, 1999, 2001; Юрьев В. К., 1989, 1993; Микиртумов Б. Е., 1988, 1996, 1998; Кротин П. Н., 1998; Гуркин Ю. А., 1993, 1997, 2003; Баласанян В. Г., 2000; Klimek R., 1993; Diczfalusy Е., 1994), но, если в настоящее время медико-социальным аспектам оказания гинекологической помощи подросткам уделяется определенное внимание, то исследований, посвященных медико-психологическим аспектам этой проблемы чрезвычайно мало не только в нашей стране, но и за рубежом (Rosenfield A.G., 1994).

Хорошо известно, что наиболее чувствительной к хроническому психоэмоциональному стрессу является репродуктивная система женского организма, особенно в подростковом возрасте. В связи с этим очевидна, необходимость оказания психологической помощи девочкам-подросткам с расстройствами репродуктивной системы, опираясь при этом на теорию и методологию современной концепции психической адаптации и психического здоровья, развиваемой в медицинской психологии. Именно системный характер такого рода расстройств, биопсихосоциальная в сущности обусловленность эндокринно-физиологических и психологических изменений, наблюдающихся у девочек-подростков формируют пограничные нервно-психические нарушения, неврозоподобные расстройства, препятствующие психологической адаптации (Вассерман Л.И., Горьковая И. А, Ромицына Е. Е., 2004).

Иными словами, работа по охране репродуктивного здоровья молодёжи должна осуществляться на комплексной и многомерной основев ней необходимо участие как врачей соответствующего профиля, включая психотерапевтов, так и клинических психологов и педагогов. Причем научная и практическая деятельность психологов в решении данной задачи должна играть не вспомогательную или второстепенную роль, а ведущую и системообразующую, для того, чтобы проблема сохранения репродуктивного здоровья населения, и молодежи в частности, решалась эффективно.

Цель исследования. Изучить роль психосоциальных факторов, определяющих психическую адаптацию и специфику семейного воспитания девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе в связи с задачами психокоррекции и психопрофилактики.

Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:

1) Изучить с помощью специально разработанного формализованного интервью уровень и специфику полового воспитания и образования девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе. Провести сравнительную оценку данных характеристик с аналогичными данными практически здоровых девочек-подростков.

2) Исследовать общую (факторную) структуру личности девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе.

3) Изучить механизмы психологической защиты и механизмы преодоления проблемных ситуаций (копинги) у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе различного генеза.

4) Определить своеобразие воспитательной практики матери, какой она представляется девочкам-подросткам с нарушениями в репродуктивной системе.

5) Проанализировать особенности семейного воспитания и причины его нарушений с позиции матерей девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе.

6) Провести сравнительное экспериментально-психологическое исследование механизмов психологической защиты и механизмов преодоления проблемных ситуаций (копингов) у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе и их матерей в связи с задачами семейной психотерапии и психопрофилактики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые на отечественном материале с помощью комплекса методик получена дополнительная существенная информации для понимания психологической специфики проблем репродуктивного здоровья девочек-подростков, оценки роли индивидуально-личностных характеристик и социальных (в первую очередь семейных) факторов в формировании механизмов психической дезадаптации в связи с задачами психокоррекции и психопрофилактики пограничных нервно-психических и поведенческих расстройств.

Впервые на многомерной психодиагностической основе изучались факторная структура личности, механизмы психологической защиты и преодоления проблемных ситуаций (копинги) у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе. Также экспериментально-психологически изучались особенности и взаимосвязи типов семейного воспитания и защитно-совладающего поведения данного контингента в отношениях «мать-дочь».

Новым является использование специально разработанного формализованного интервью для определения уровня и специфики полового воспитания и образования девочек-подростков, так называемой Анкеты «Уровень сексуальной осведомленности», который может рассматриваться как оригинальный инструмент для медико-социологического исследования.

Практическая ценность диссертационной работы. Апробированный комплекс психодиагностических методик для экспресс — диагностического исследования девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе позволяет получить существенную информацию о психосоциальных факторах, влияющих на уровень и качество психической адаптации пациенток с целью повышения эффективности психологической коррекции (включая семейную психотерапию) в системе комплексного лечения девочек-подростков с гинекологическим заболеванием.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике специалистов занимающихся проблемой репродуктивного здоровья подростков, а также при разработке психопрофилактических мероприятий по охране репродуктивного потенциала подростков в специальных подростковых центрах и молодежных консультациях. Материалы диссертации могут быть полезными при подготовке методических пособий для специалистов, работающих в сфере социальной психологии здоровья.

Материалы диссертации внедрены в практическую деятельность.

— лечебно-консультативного центра по охране репродуктивного здоровья молодежи «Подросток и семья» Выборгского района СПб, а также в работу молодежных консультаций Адмиралтейского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга.

— в учебную программу кафедры детской и подростковой гинекологии Санкт-Петербургской Педиатрической Медицинской Академии по подготовки врачей соответствующей специальности,.

— в программу последипломной подготовки медицинских (клинических) психологов в институте им. В. М. Бехтерева.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были доложены на международной конференции «Психология и психотерапия семьи» (ин — т им. В. М. Бехтерева, 1999) — на научно-практической конференции «Сохранение репродуктивного потенциала подростков» (СПбГПМА, 2001) и научно-практической конференции молодых ученых.

Биопсихосоциальная парадигма медицины и её влияние на развитие психоневрологической науки и практики" (ин-т им. ВМ. Бехтерева, 2002; диплом II степени). Результаты исследования были использованы при разработке методической программы «Самостоятельность через ответственность и безопасность» для психологов — тренеров, работающих с молодежью (15 — 17 лет) в рамках профилактической программы американского центра социального развития и информации «PSI», направленной на повышение социальной адаптации и укрепление здоровья подростков СанктПетербурга.

По теме диссертации опубликовано 11 работ.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Для девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе характерен низкий уровень сексуальной осведомленности. Повышение грамотности в вопросах пола положительно влияет на степень успешности психической адаптации девочки — подростка к своему гинекологическому заболеванию.

2. Девочки-подростки с нарушениями в репродуктивной системе отличаются своеобразием структуры личности.

3. Девочки-подростки с нарушениями в репродуктивной системе интенсивнее своих здоровых сверстниц используют механизмы психологических защит и достаточно активно используют неконструктивные копинг-стратегии, данный контингент имеет сложности в психологической адаптации.

4. У девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе выявляются особенности семейного воспитания, а также скрытые конфликтные взаимоотношения с матерью.

5. Воспитательная практика матери влияет на степень успешности психической адаптации ее дочери к своему гинекологическому заболеванию, а также на осознание ценности здоровья и здорового образа жизни в целом.

6. Апробированный комплекс психодиагностических методик для экспресс-диагностического исследования девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе позволяет получить существенную информацию о психосоциальных факторах, влияющих на уровень и качество психической адаптации пациенток с целью повышения эффективности психологической коррекции (включая семейную психотерапию) в системе комплексного лечения девочек-подростков с нарушениями репродуктивной системы.

ВЫВОДЫ.

1. У девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе обнаружен низкий уровень сексуальной осведомленности по сравнению с практически здоровыми девочками-подростками. Девочки-подростки с нарушениями в репродуктивной системе меньше знают и хуже понимают вопросы анатомии и физиологии женского и мужского организма, имеют маленький запас знаний о методах контрацепции и/или имеют искаженную информацию о степени надежности контрацептивов и их влиянии на здоровье, недостаточно осведомлены о заболеваниях, передающихся преимущественно половым путем. Повышение грамотности в вопросах пола положительно влияет на степень успешности психической адаптации девочки — подростка к своему гинекологическому заболеванию. Проведение работы по половому воспитанию и образованию с целью повышения уровня сексуальной осведомленности подростков с гинекологическими заболеваниями является одной из форм психопрофилактики нарушений психической адаптации.

2. Девочки-подростки с нарушениями в репродуктивной системе отличаются своеобразием факторной структуры личности, они более доминантны, у них более развит самоконтроль, чем у их здоровых сверстниц, в тоже время они консервативнее и доверчивее.

3. Для девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе характерно более интенсивное использование механизмов психологической защиты, что выражается в напряженности, таких МПЗ, как «компенсация», «регрессия» и «замещение», чем их здоровым сверстницам. Выраженность защитных механизмов увеличивает вероятность наличие внутриличностного конфликта у представительниц изучаемой группы и сложностей в психической адаптации.

4. Девочки-подростки с нарушениями в репродуктивной системе имеют широкий диапазон копинг-стратегий, хотя достаточно активно используют неконструктивные механизмы совладания со стрессом, в частности «конфронтационный копинг» и «бегство — избегание». Психокоррекционная работа, направленная на обучение адекватным механизмам реагирования на стресс, расширение репертуара адаптивных способов преодоления фрустрирующих ситуаций, должна являться одной из форм лечения гинекологических заболеваний в подростковом возрасте.

5. Девочки-подростки с нарушениями в репродуктивной системе часто воспринимают воспитательную практику матери как враждебную и непоследовательную, а сами матери описывают свой стиль воспитания как опекаемый. Данное расхождение в оценке субъективного видения процесса воспитания свидетельствует о скрытом (неосознаваемом) конфликте в диаде мать — дочь и является мишенью для психотерапевтической работы с данными семьями.

6. Воспитательная практика матери влияет на степень успешности психической адаптации ее дочери к своему гинекологическому заболеванию, а также на осознание ценности здоровья и здорового образа жизни в целом. Привлечение матери к лечению ее дочери от гинекологической патологии может значительно способствовать процессу выздоровления девочек-подростков, а также целям психопрофилактики и улучшению качества жизни.

7. Апробированный комплекс психодиагностических методик для экспрессдиагностического исследования девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе позволяет получить существенную информацию о психосоциальных факторах, влияющих на уровень и качество психической адаптации пациенток с целью повышения эффективности психологической коррекции (включая семейную психотерапию) в системе комплексного лечения девочек-подростков с нарушениями репродуктивной системы.

8. Полученные результаты настоящего экспериментально-психологического исследования и практический опыт работы клиническим психологом в специализированном медицинском учреждении для подростков подтверждают необходимость проведения профилактики, диагностики и лечения нарушений репродуктивной системы у детей и подростков на основе биопсихосоциального подхода и, что только при совместных профессиональных усилиях медиков, психологов и социальных работников возможно решение задач по сохранению репродуктивного потенциала детей и подростков, следовательно, генофонда нации.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Забота о здоровье молодого поколения, а особенно девочек, из чисто медицинской сферы закономерно переходит в межведомственную. Пришло осознание того факта, что воспроизводство (формирование, развитие, сбережение и активное использование) человеческого фактора — ключевая задача обеспечения национальной безопасности России и ее регионов.

Девочки — золотой фонд каждой нации, с которым связаны планы, надежды, представления о демографической и исторической перспективе. Вообще женский пол называют основным, ведущим полом, по крайней мере, в биологическом отношении. По мнению Е. В. Уваровой (2003), весьма показателен брутто-коэфициент, т. е. количество девочек, рожденных одной женщиной. Демографическое развитие может быть позитивным при брутто-коэфициенте 1,2 и более (в России сейчас он равен 0,8).

Репродуктивный потенциал современных девочек-подростков весьма низок вследствие высокой заболеваемости: на каждую девочку приходится более 3 заболеванийсовременные девочки на 15% более болезненны по сравнению с мальчиками- 70% девочек страдают от хронических заболеваний (желудочно-кишечного тракта, респираторной системы, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы). Дефицит массы тела наблюдается у 17% школьниц. Вредные привычки девочки получают всего лишь на полгода позже, нежели мальчики. Только 14% детей (в Санкт-Петербурге не более 5%) могут считаться полностью здоровыми в соответствии с общепринятыми нормами (Гуркин Ю.А., 2003).

Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение молодого поколения требуют отдельного рассмотрения в силу своей принципиальной важности как для самих юношей и девушек, так и для общества в целом. Исходя из теории системогенеза, все происходящие в организме подростка изменения, следует рассматривать с точки зрения становления репродуктивной сферы и формирования его сексуальности. Особую значимость проблеме репродуктивного здоровья придает снижение рождаемости, обусловленное не только социальными причинами, но и самими низкими репродуктивными возможностями современных юношей и девушек. Поэтому охрана репродуктивного здоровья молодежи выдвигается в число наиболее приоритетных задач общественного развития (Слуцкий Е.Г., 2002).

Одной из основных предпосылок данной работы явилось необходимость рассмотрения вопроса сохранения репродуктивного потенциала подростков с точки зрения биопсихосоциального подхода, опираясь при этом на теорию и методологию современной концепции психической адаптации и психического здоровья, развиваемой в медицинской психологии.

В своей практической деятельности, работая медицинским психологом с специализированном медицинском центре для подростков, автор испытывал дефицит в научно обоснованной и экспериментально доказанной информации для понимания психологической специфики проблем репродуктивного здоровья девочек-подростков, оценки роли индивидуально-личностных характеристик и социальных (в первую очередь семейных) факторов в формировании механизмов психической дезадаптации в связи с задачами психокоррекции и психопрофилактики пограничных нервно-психических и поведенческих расстройств.

Результаты анализа литературы указывают на то, что проблема репродуктивного здоровья девочек-подростков актуальна не только в нашей стране, но и практически во всех развитых и развивающихся странах мира. Научная школа изучения репродуктивного здоровья девочек-подростков в нашей стране берет свое начало с организации детский гинекологических кабинетов. Первый такой кабинет был создан в СССР в 1955 г. по инициативе А. Ю. Лурье при акушерско-гинекологической клинике Киевского медицинского института под названием «диспансер гигиены и физического развития девочек». Медицинские исследования, особенно по специальностигинекология, репродуктивного здоровья девочек-подростков ведутся достаточно активно (Кобозева Н.В., 1988; Гуркин ЮА., 1993;1994, 1997; Богданова Е. А., 1993; Кузьмина Н. И., 1993; Мартыш Н. С., 1996; Харченко Е. В., 1997; Huffman W., 1968; Distler W. et al., 1994), ряд серьезных исследований посвящены медико-социальным аспектам оказания гинекологической помощи подросткам (Юрьев В.К., 1989, 1993; Баласанян В. Г., 1998; Кротин П. Н., 1998; Слуцкий Е. Г., 2002; S.M.Wright et al., 1991; M.F.Fathalla, 1992; Williams Е.С. et al., 1994; Olsson I., 1996) в то время как исследований, посвященных медико-психологическим аспектам этой проблемы чрезвычайно мало не только в нашей стране, но и за рубежом (Микиртумов Б.Е., 1988; Rosenfield A.G., 1994).

Значительный вклад в изучение психологического радикала гинекологических заболеваний, особенно нарушений менструального цикла в пубертатном возрасте, внесли работы Б. Е. Микиртумова (1988, 1996, 1998).

Б.Е. Микиртумов в своей докторской диссертационной работе «Нервно-психические нарушения при функциональных расстройствах менструального цикла в пубертатном возрасте» (1988) пишет: «Психологические и психопатологические аспекты нарушений психических функций при функциональных расстройствах менструального цикла в пубертатном возрасте остаются до последнего времени по существу не изученными. Необходимость значительно расширить представления о значении психологических факторов в этиологии этих нарушений менструального цикла за счет изучения патогенных механизмов психогенных воздействий. Еще в меньшей степени разработан вопрос о взаимодействии психотравмирующих факторов с рядом предрасполагающих условий, в частности, с преморбидными особенностями личности больных. Это, в свою очередь, требует всестороннего изучения их преморбидных свойств. Важность такого рода исследований становится очевидной, если учесть непосредственное влияние свойств личности на отношение к болезни и их значение в патогенезе нервно-психических нарушений».

Результаты, полученные Б. Е. Микиртумовым, свидетельствуют о том, что основные формы нерво-психических нарушений при функциональных расстройствах менструального цикла относятся к пограничным соматогенно обусловленным состояниям и выражаются астеновегетативными (27,8%), аффективными (41,3%) — синдромами тревоги (8,9%) и страха (9,4%), астено-депрессивным (15,9%) и депрессивно-дистимическим (7,1%) синдромами, ипохондрическими (26,8%) — тревожно-ипохондрическим (5,9%), сенестопатически-ипохондрическим (5,1%), депрессивно-ипохондрическим (9,7%) и дисморфофобическим — дисморфоманическим (5,1%) синдромами и абцессивно-фобическими (5,1%) расстройствами. Эти состояния отражали относительно неглубокий невротический уровень нервно-психического реагирования, имели парциальный характер и непрогредиентное течение с тенденцией к обратимости (Микиртумов Б.Е., 1988 и 1998).

Таким образом, описанные выше исследования посвящены изучению клинико-психологических характеристик девочек-подростков с расстройствами менструальной функции, задачи же нашего исследования обозначены несколько шире и подразумевают клинико-психологическое изучение девочек-подростков с гинекологическими болезнями различного генеза, как функционального, так и органического.

Важными и во многом созвучными нашим результатам являются результаты, описанные И. Ю. Магнутовой в своей диссертации «Психосоциальные аспекты конфликтов в диаде „мать-дочь“ в период становления сексуальности девочек-подростков (в связи с задачами психопрофилактики)» (2001), т.к. в этой работе изучается схожий контингент — девочки-подростки, обратившиеся за комплексной гинекологической и психотерапевтической помощью, и одной из задач исследования является изучение взаимоотношений данного контингента со своими матерями.

Наиболее интересные для нас выводы данной работы:

1 .Девочки-подростки, обратившиеся за комплексной гинекологической и психологической помощью, выявляют психопатологические нарушения, диагностируемые в соответствии с МКБ-10 как нарушения в «социально-психологической сфере» и «психосоматические нарушения».

2. Клинико-анамнестические и экспериментально-психологические данные свидетельствуют о средней частоте конфликтов (35,7%) между матерьми и дочерями в период становления сексуальности девочки-подростка.

3. Получены данные, касающиеся взаимосвязи конфликтов в диадах с наличием психосоматической патологии у девочек-подростков. В диадах, предъявляющих жалобы на конфликты, выявляется более высокий уровень психосоматической патологии.

Работ с конкретными результатами медико-психологических, экспериментально-психологических исследований девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе в иностранной литературе обнаружено не было.

Одной из задач настоящей работы являлось изучение уровня и специфики полового воспитания и образования девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе, для достижения этой цели нами была разработана медико-социологическая анкета-интервью для определения уровня и специфики полового воспитания и образования подростков в возрасте 15−17 лет.

Результаты наших исследований позволили выявить, что у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе, низкий уровень сексуальной осведомленности, причем этот уровень статистически достоверно ниже, чем у практически здоровых девочек-подростков, которые имеют средний уровень сексуальной осведомленности. Полученные данные говорят о том, что девочки-подростки с нарушениями в репродуктивной системе меньше знают и хуже понимают вопросы анатомии и физиологии женского и мужского организма, имеют низкий запас знаний о методах контрацепции и/или имеют искаженную информацию о степени надежности контрацептивов и их влиянии на здоровье, недостаточно осведомлены о заболеваниях, передающихся преимущественно половым путем.

Проблема низкой информированности по вопросам пола современной молодежи и негативного влияния этого факта на поведение и здоровье будущих отцов и матерей активно обсуждается врачами, различных специальностей и психологами последнее десятилетие (Гуркин Ю.А., 1997; Баласанян В. Г., 1998; Кротин П. Н., 1998; Кон И. С., 2001; Куликов A.M., 2003). И хотя данная проблема носит неоднозначный морально-нравственный характер и является предметом бурных дискуссий в обществе, результаты настоящего исследования лишь подтверждают ранее опубликованные данные о том, что современные подростки в России имеют достаточно низкий уровень сексуальной осведомленности, что особенно огорчительно с учетом таких фактов современной действительности как демографический кризис, плохое состояние соматического здоровья населения и подростков в частности, низкий репродуктивный потенциал, рост 31И111, СПИДа, абортов, падение престижа семьи и распространенность рискованных форм сексуального поведения среди молодежи, а также доступность для детей и подростов информации сексуального, в том числе порнографического характера низкого качества.

По мнению Е.С. Williams (1994) проблема пола рассматривается в одном ряду с такими конфликтогенными факторами подросткового возраста как потеря родителей и глубокое расхождение между желаемым и действительностью. Полученные нами материалы позволяют утверждать, что имеющаяся у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе недостаточность знаний в области полового воспитания и сексуального образования, при наложении на факт гинекологической болезни может привести к конфликтным внутриличностным переживаниям: комплексу собственной неполноценности, представлениям о неполноценности своего организма, мыслям о собственной малозначимости и недостаточной женственности.

Следовательно, разъяснительные беседы, обучающие программы и специальная литература, повышающие уровень сексуальной осведомленности девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе, приводящих к пониманию подростков особенностей функционирования их организма, закономерностей и причин изменений их тела, своего бурного полового и психосексуального развития, снизят напряженность конфликтных переживаний девочки-подростка и помогут более успешно адаптироваться.

Таким образом, повышение грамотности в вопросах пола положительно влияет на степень успешности психической адаптации девочки — подростка к своему гинекологическому заболеванию. Проведение работы по половому воспитанию и образованию с целью повышения уровня сексуальной осведомленности подростков с гинекологическими заболеваниями является одной из форм психопрофилактики нарушений психической адаптации.

Важным результатом данной работы явились выявленные особенности личности девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе. Строго говоря, о выявленных личностных особенностях данного контингента говорить преждевременно, во-первых, по причине немногочисленной выборки (38 человек), во-вторых, полученные результаты достаточно сильно расходятся с исследованиями личности подростков других авторов (Попов Ю.В., 1989; Тулупьева Е. В., 2000), в-третьих, личностный профиль изучаемой группы лежит в пределах центральных, средних значений факторов, в основном как раз на стыке низких и высоких оценок по каждому фактору, т. е. в данной структуре личности нет крайне заостренных, патологических черт и ее можно назвать достаточно гармоничной.

Но у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе четыре фактора личностной структуры статистически значимо отличаются от аналогичных данных практически здоровых девочек-подростков.

Главными отличительными характеристиками больных девочек по сравнению со здоровыми являются:

• Относительно высокая нормативность поведения,.

• Более устойчивые и более консервативные взгляды на окружающие явления,.

• Высокая доверчивость,.

• Их активность в отстаивании своих позиций, т. е. доминантность поведения.

Полученные результаты требуют дальнейшего более углубленного изучения и дополнительных экспериментальнопсихологических исследований (увеличение выборки, взаимодействие с другими психодиагностическими показателями и т. п.), хотя даже на уровни тенденций они могут оказаться полезными при выборе методов психокоррекционной работы и при поиске путей налаживания психологического контакта с пациентками. Например, при назначении курса лечения, врач-гинеколог скорее достигнет желаемого эффекта — точного исполнения рекомендаций, если будет учитывать личностные особенности пациентки.

При рассмотрении полученных результатов исследований механизмов психологических защит и копинг-стратегий девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе мы сталкиваемся с несовершенством и противоречивостью научно-методологической базы данных феноменов.

Как пишет В. А. Абабков в статье «Защитные психологические механизмы и копинг: анализ взаимоотношений» (2004): «. в последнее десятилетие XX века получило развитие направление в экспериментальной, когнитивной психологии, связанное с исследованием стресса как трансактного процесса, включающего понятие «копинг» — совладание со стрессом. В отечественных исследованиях нередко отмечается неадекватное использование этого концепта, его подмена или противопоставление гипотетическому понятию «защитный психологический механизм». «.

В нашем понимании копинг-стратегии являются осознаваемыми компонентами системы психической адаптации индивида, а психологические защитные механизмы — неосознаваемыми, успешность работы этой системы зависит в том числе от взаимовлияния и взаимообуславливания этих двух составляющих.

Необходимо отметить, что в отечественной науке, так же как и в зарубежной, в проблеме психологической защиты можно выделить следующую оппозицию: либо подход к психологической защите как к психополезному феномену для индивида, либо как к негативному феномену, репродуцированному его индивидуальной психикой.

Некоторые исследователи (Ташлыков В.А., 1984; Киршбаум Э. И., 2000) считают психологическую защиту однозначно непродуктивным, вредоносным средством решения внутренне-внешнего конфликта, полагая, что защитные механизмы ограничивают оптимальное развитие личности. По мнению некоторых других исследователей (Басин Ф.В., 1969; Зейгарник Б. В., 1981; Налчаджян А. А., 1988) психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания, которая способна предотвратить дезорганизацию поведения человека, наступающую не только при столкновении сознательного и бессознательного, но и в случае противоборства между вполне осознаваемыми установками. Н. Мак-Вильямс (1998) разделяется психологические защиты на защиты «низшего порядка» -первичные, незрелые, примитивные, и «высшего порядка» — вторичные, более зрелые, более развитые. А. Фрейд (2003) также считала, что некоторые защитные механизмы следует концептуализировать как потенциально более патологические по сравнению с другими. Ее последователи предлагали модели различий между адаптивными и неадаптивными защитами, была предложена иерархическая модель континуума от «незрелых» до «зрелых» защит. Данная позиция предполагает, что лица, использующие зрелые защиты, имеют лучшее психическое здоровье и более приятные взаимоотношения по сравнению с использующими незрелые защитные механизмы.

Поскольку механизмы психологической защиты являются неосознаваемыми, их исследование долгое время было затруднено. Более интенсивно психологическая защита стала изучаться после разработки опросника «Индекс жизненного стиля» Келлермана-Плутчика для определения интенсивности выраженности защитных механизмов. Все чаще стали появляться работы, посвященные этим важным механизмам неосознаваемой регуляции поведения. Изучалась интенсивность защитных механизмов у больных алкоголизмом, у испытуемых с соматизированной депрессией, с неврозами, с хронической почечной недостаточностью, с соматическими заболеваниями. Во всех этих исследованиях установлено, что интенсивность видов психологической защиты различается у людей, имеющих нарушения, и у здоровых, которые выступают в качестве контрольной группы. Выявлены различия в выраженности таких защитных механизмов как регрессия, замещение, проекция, гйперкомпенсация, компенсация. Все эти механизмы больше выражены у людей, имеющих нарушения, чем у здоровых (Тулупьева Е.В., 2000).

Наши результаты подтверждают описанную закономерность, девочкам-подросткам с нарушениями в репродуктивной системе характерно более интенсивное использование механизмов психологической защиты, чем их здоровым сверстницам, что увеличивает вероятность наличия внутриличностного конфликта у представительниц изучаемой группы и сложностей в адаптации.

Ряд исследований посвящен анализу взаимосвязей интенсивности проявления защитных механизмов с другими психологическими особенностями. Указывается, что выраженность таких видов психологической защиты как регрессия, замещение, проекция, реактивное образование, компенсация, вытеснение, связана с тревожностью. А. М. Ялов установил связь защитных механизмов с некоторыми формами копинг-поведения. Так, отрицание положительно связано с уклонением от разрешения конфликтов. Регрессия препятствует использованию успешных копинг-стратегий, а реактивное образование способствует осознанию только положительно оцениваемых тенденций и препятствует обращению к средовым ресурсам.

Наши результаты свидетельствуют о том, что неконструктивные копинги способствуют нарастанию напряженности механизмов психологических защит, т. е. в свою очередь росту эмоционального напряжения и вероятности наличия внутриличностного конфликта у испытуемых. Интенсивное же использование защитных механизмов снижает осознанную активность субъекта по отношению к фрустрирующим ситуациям и событиям, уменьшает вероятность успешной адаптации.

Как свидетельствуют результаты нашего исследования девочки — подростки с нарушениями в репродуктивной системе имеют широкий диапазон копинг стратегий. С одной стороны, используемые ими неконструктивные механизмы совладания со стрессом («конфронтация» и «бегство-избегание») приводят к накоплению проблем и постепенной хронизации внутреннего напряжения, что влечет общее снижение толерантности к стрессу. С другой стороны, такие стратегии как «поиск социальной поддержки» и «принятие ответственности», направленные на анализ возникших проблем и путей выхода из них, на повышение самоконтроля и самооценки, т. е. являются мощным положительным ресурсом личности и способствуют успешной адаптации индивида.

Таким образом, психологическая коррекция с целью повышения адаптационных возможностей пациентов должна быть направлена как на осознаваемые, так и на неосознаваемые компоненты системы психологической адаптации индивида в целом.

Одной из основных задач настоящего исследования являлось изучение специфики семейного воспитания девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе, для этого мы определили своеобразие воспитательной практики матери, какой она представляется девочкам-подросткам с нарушениями в репродуктивной системе и проанализировали особенности семейного воспитания с позиции матерей.

Поскольку по шкалам «враждебность», «непоследовательность» и «автономность» получены достаточно высокие результаты, есть основания считать воспитательную практику такого рода непоследовательной, ведущей к нарушению психической адаптации в семье, а впоследствии и в другом социальном окружении. Кроме того, следует обратить внимание на то, что с точки зрения ребенка в семейных отношениях имеет место скрытая форма конфликта. В данный момент ребенок чувствует себя в семье дискомфортно.

При этом матери девочек считают свой стиль воспитания крайне заинтересованным, направленным на удовлетворение потребностей ребенка, в то время как сами девочки-подростки считают, что усилия матерей направлены не на те потребности и интересы, которые актуальны для них, что их мамы недостаточно доверяют этим потребностям и интересам, а осуждают их и даже враждебны по отношению к ним. Матери порой не знают, чего хотят от своих дочерей, но точно знают, что хотят контролировать ситуацию и мир своих детей, не имея при этом тесного и теплого контакта со своими дочерьми.

Данное расхождение в оценке субъективного видения процесса воспитания свидетельствует о скрытом (неосознаваемом) конфликте между матерью и дочерью.

Полученные результаты особым образом соотносятся с результатами, полученными при изучении восприятия воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семьях подростков больных неврозами (Ромицына Е.Е., 1998).

Наиболее интересные для нас выводы данной работы следующие:

1. Восприятие подростками, больными неврозами и самовосприятие их матерей и отцов особенностей воспитания и характеристик межличностных отношений родителей принципиально различаются.

Подростки, больные неврозами воспринимают и описывают воспитательный стиль родителей противоположно тому, как это воспринимают сами родители.

2. Характер межличностных отношений в семье специфицен относительно пола ребенка. Так, девочкам, больным неврозами родители уделяют гораздо больше времени и сил, родители стремятся к активному участию в их проблемах, лишая дочерей тем самым самостоятельности.

3. Наибольшую значимость для больных неврозами девочек представляет проявляющаяся в воспитательном стиле враждебность матери с тенденцией к обесцениванию характеристик межличностного общения.

Приведенные выше сопоставления могут свидетельствовать о том, что у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе высок риск формирования пограничных нервно-психических нарушений и неврозоподобных расстройств, препятствующих психологической адаптации.

Следовательно, приведение мнений, оценок и взглядов матери и дочери (по крайней мере, друг на друга) к общему знаменателю является одной из первостепенных задач психотерапевтической работы в диаде мать — дочь.

При рассмотрении результатов сравнительного исследования механизмов психологической защиты и механизмов преодоления проблемных ситуаций (копингов) у девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе и их матерей мы видим, что репертуары и тех и других механизмов обеих групп испытуемых достаточно сильно отличаются.

Одним из наиболее важных результатов данной диссертационной работы является то, что негативно воспринимаемые воспитательные практики матери взаимосвязаны с неконструктивными механизмами совладания со стрессом девочекподростков с нарушениями в репродуктивной системе и их механизмами психологических защит, и можно предположить, что, то, как воспринимает воспитательную практику своей матери дочь, влияет на степень успешности ее психической адаптации.

Это еще раз подтверждает то, что привлечение матери к лечению ее дочери от гинекологической патологии может значительно способствовать процессу выздоровления девочек-подростков, а также целям психопрофилактики и улучшению качества жизни.

Проведенные исследования позволили существенно дополнить имеющиеся представления о клинико-психологических характеристиках и специфики семейного воспитания девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе, а также разработать ряд прикладных аспектов осуществления психологической помощи данному контингенту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Перре М., Планшерел Б. Систематическое исследование семейного стресса и копинга // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1999. — № 2. -С.4−8.
  2. В.А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ заимоотношений // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения—2004». СПб., 2004. — С. 14.
  3. В.А. Психология детей и подростов: учебное пособие. СПб., 1998.-379 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. СПб., -2000.
  5. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
  6. Ю.А. Пограничные расстройства. Руководство для врачей-М., 1993.-399 с.
  7. Т.Б. Некоторые вопросы деонтологии в гинекологии детского возраста // Некоторые вопросы акушерства и гинекологии. Томск, 1971. — С.156−158.
  8. Н.Н., Богданова Е. А., Гуменюк Е. Г. Нарушения репродуктивной системы в периоде детства и полового созревания. -М., 1986.- 150 с.
  9. В.Г. Медико-социальные и этические проблемы лечебно-профилактической помощи девочкам с патологией репродуктивной системы: Дисс.докт. мед. наук, СПб., 1998. -264 с.
  10. П.Басин Ф. В. О силе «Я» и психологической защите (1969) // в кн. Самосознание и защитные механизмы // хрестоматия под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2003. — С.3−13.
  11. Г. И. Советы психолога современной женщине. СПб., 1996. -47с.
  12. И.Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ: Автореф. канд. дис .-СПб., 1996.
  13. М.М., Вассерман Л. И. Системный подход и теория функциональных систем в изучении психической адаптации как медико-психологической проблемы // Медицинская психология в практическом здравоохранении. СПб., 2003. — с 29.
  14. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Д., 1988. -266 с.
  15. Беременность и аборты у подростков: Доклад совещания ВОЗ / Пер. с англ. -М., 1977. -26 с.
  16. Э. Секс в человеческой любви / пер. с анг. М., 1990. — 224 с.
  17. Л.Я. Организационные формы оказания гинекологической помощи детям и подросткам на современном этапе //Актуальные вопросы гинекологии детей и подростков. Ереван, 1982. — С. 15−16.
  18. Е.А., Кузнецова М. Н., Фролова О. Г. Охрана здоровья девочек и девушек—основа репродуктивного здоровья женщин //Акушерство и гинекология. -1992. -№ 2. -С.46−48.
  19. Е.А. Репродуктивное здоровье подростков // Планирование семьи. -1993. -№ 3. С. 12−14.
  20. И.И. Гинекология детского возраста. Jl., 1980. -235 с.
  21. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. 2-е изд. — СПб., 1999. — 528 с.
  22. А.В., Александровский Ю. А. Фармакотерапия невротических расстройств. М., 1987.
  23. Т.П. Научное обоснование системы управления профилактикой нарушений здоровья женщины-матери: Автореф.дисс.. докт.мед. наук. Иваново, 1989.
  24. Г. С. Частная сексопатология. Руководство для врачей. М., 1983.-352 с.
  25. Л.И., Беребин М. А. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. — № 3. — С. 16 — 25.
  26. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. -СПб., 1995.-54 с.
  27. Л.И., Беребин М. А. Факторы риска психологической адаптации у педагогов массовой школы. СПб., 1997. — 52 с.
  28. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. СПб., 2004. — 256 с.
  29. Н.М. Методы лечения девочек-подростков с гипофункцией яичников центрального генеза и хроническим тонзиллитом: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1989. -22 с.
  30. К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988. — 138 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамезо М., 1984.-248 с.
  32. .С. Психология ранней юности: учебное пособие. М., 2001. -96 с.
  33. В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии. // Обозрение психиатрии и мед. психологии. -1993. -№ 2. -С. 33−39.
  34. Выготский J1.C. Психология развития человека. М., 1983.
  35. Выготский J1.C. Педология подростка. // Собр.соч., М., 1984. Т.4.
  36. Гаврилова J1.B. Состояние и перспективы развития специализированной гинекологической помощи детям и подросткам в России // Планирование семьи. -1996. -№ 4. С. 19−24.
  37. Е.Б. Психотерапия в комплексном лечении ювенильных маточных кровотечений: Автореф. дис.канд.мед.наук. СПб., 2001.
  38. П.Б. Клиника психопатий: Их статистика, динамика, систематика (1933) // Избранные труды. М., 1964. — С.116−252.
  39. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -Л., 1977.
  40. В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. — СПб., 1999.-318 с.
  41. Л., Фридман Л., Карин Г. Репродуктивное здоровье ребёнка. -Женева, 1985.-288 с.
  42. Гинекологическая патология детского и подросткового возраста / Под ред. З. Ш. Гиляутдиновой. Казань, 1994. — 240 с.
  43. С.Г., Богуш Т. Г., Соколова А. А. Опыт организации гинекологической помощи детскому населению //Актуальные вопросы гинекологии детей и подростков: Тезисы I Всесоюзной научно -практической конференции. Ереван, 1982. — С.27−29.
  44. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1999. — 352 с.
  45. И.И., Ельцова-Стрелкова В.М., Гулевская P.M. Социально-гигиеническая характеристика девочек-подростков и оценка их репродуктивных установок // Сов. здравоохр. -1990. -№ 5. С.31−34.
  46. ИИ. Основы планирования семьи и здорового образа жизни: пособие к программе. М., 1997. — 179 с.
  47. A.JI. Медицинская психология: Лекции для врачей. М., 1997. — 360 с.
  48. Ю.А. Ювенильная гинекология: Пособие для врачей. Т. 1−2. -СПб., 1993−1994.
  49. Ю.А. Кафедра детской гинекологии //Педиатрическому медицинскому институту 70 лет: Итоги научной деятельности. СПб., 1995. — С.281−287.
  50. Ю.А. Репродуктивные проблемы девушек-подростков: пособие для врачей, выпуск № 1. СПб., 1997. — 48 с.
  51. ЮА. Современный взгляд на сохранение репродуктивного потенциала российских девочек // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии в России. СПб., 2003. — С. 3 — 6.
  52. И.В. Модели полового воспитания в современной России // Сохранения репродуктивного потенциала подростков: Материалы науч.-практ. конференции. СПб., 2001. — С. 10.
  53. С.В., Положий Б. С. Новые подходы к динамической оценке психического здоровья // Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1991. -№ 2. — С.20−25.
  54. А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л., 1988. — 248 с.
  55. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998. — 336 с.
  56. .В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии // Вестник Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. 1981. — № 2. -С. 9−15.
  57. Г. Л., Линева О. И., Родкина Р. А. Опыт организации гинекологической помощи девочкам-подросткам //Тез. I Всероссийской научно-практической конференции детских и подростковых гинекологов. -СПб., 1993. С.14−17.
  58. Д.Н. Роль пола, психосексуального развития в возникновении и формировании психосоматических и нервно-психических расстройств у детей и подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: сб. науч. трудов. Л., 1986. — С. 10−17.
  59. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. — Л., 1988.
  60. Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.-454 с.
  61. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: рук. для врачей. — СПб., 2000.-512 с.
  62. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  63. А.Н. Многофакторная теория личности Р.Кеттелла. СПб., 2001. — 112 с.
  64. Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М., 2000, -181 с.
  65. В.Н., Соколова Н. А. Внедрение новых организационных форм работы в охране здоровья девочек и девушек-подростков //Тез.докл. I Российской научно-практич. конф. детских и подростковых гинекологов. СПб., 1993. — С.8−9.
  66. Клиническая психология / под ред. М. Пере, У. Бауманна. СПб., 2002. — 1312с.
  67. М. Зависть и благодарность— Исследования бессознательных источников. / Пер. с англ. СПб., 1997. — 96 с.
  68. Н.В., Кузнецова М. Н., Гуркин Ю. А. Гинекология детей и подростков. М., 1988. — 295 с.
  69. С.В. Психология современной семьи. М., 1988. — 208 с.
  70. В.Ф. Репродуктивная система у девочек в норме и при ювенильных маточных кровотечениях: Автореф.дис.. докт.мед. наук. -М., 1989. 47 с.
  71. Е.С. Опыт организации специализированной гинекологической помощи девочкам и девушкам в условиях крупного промышленного города // Актуал. вопросы гинекологии детей и подростков: Тез.докл. I Всесоюз. научно-практич.конф. Ереван, 1982. — С.12−14.
  72. Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: Учебное пособие. М., 2003. — 200 с.
  73. Кон И. С. Введение в сексологию. -М., 1988. -335 с.
  74. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 255 с.
  75. Кон И. С. Роль и место сексуальной культуры в становлении цивилизованного государства. Избр. лекции ун-та. СПб., 1999. — 112 с.
  76. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ. Дубна, 2001. — 208 с.
  77. Е.П., Попова С. В. Роль матери в формировании половой идентификации ребенка // Женский вопрос в контексте национальной культуры: сборник научных трудов. СПб., 1999. — С. 35 — 39.
  78. П.Н. Научное обоснование организации службы охраны репродуктивного здоровья девушек-подростков: Автореф.дис.. докт. мед. наук. -СПб., 1998.
  79. Крупко-Болыиова Ю.А., Корнилова А. И., Егорова А. С. Патология полового развития девочек и девушек. Киев, 1980, — 29 с.
  80. Н.И. Структура гинекологической заболеваемости девочек г.Иркутска // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии: Тез.докл. 1 Всеросс.науч.-практ.конф. СПб., 1993. -С.25.
  81. A.M., Кротин П. Н., Кожуховская Т. Ю. Клиники, дружественные к молодежи в системе охраны репродуктивного здоровья подростков // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии в России. -СПб., 2003.-С. 29−32.
  82. A.M., Магнутова И. Ю. Параллели соматического, полового и психосексуального развития девушек //Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков: Тез.науч.-практ. конф. СПб., 1996. — С.21−22.
  83. И.Е., Агаркова J1.A., Дикке Г. Б. Методологические подходы к изучению здоровья женщин с гинекологическими заболеваниями // Сибирский вестник Психиатрии и наркологии: науч.-практ. рецензируемый журнал, 2003. — № 4(30). — С.9
  84. Н. Д. Ушаков Г. К. Медицинская психология. М., 1984.
  85. A.M., Зимина Э. В. Резервы совершенствования медико-санитарной помощи девушкам-подросткам на современном этапе // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии: Тез.докл. 1 Всеросс.науч.-практ.конф. СПб., 1993. — С.3−4.
  86. К.С., Никольская О. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. — М., 1988. -С.114.
  87. С.А. Задержка полового развития у девочек: Автореф.дис.. докт.мед.наук. Харьков, 1991. — 44 с.
  88. И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учебное пособие. -М., 2000.-232 с.
  89. С.С. Сексуальная гармония. Таллинн, 1990.
  90. Р.Е., Романюк В. П. Осведомленность учащихся профессионально-технических училищ в вопросах профилактики венерических заболеваний //Вестник дерматологии и венерологии. -1990. -№ 4. С.45−46.
  91. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983, 256 с.
  92. А.Е. Подростковая психиатрия: (руководство для врачей) 2-е изд., Л., 1985.-416 с.
  93. Н.В. Медико-социальное исследование заболеваний, передаваемых половым путем, у несовершеннолетних: Дисс.. канд. мед.наук. СПб., 1997. -161 с.
  94. В.К., Мусина И. М. Гинекологическая помощь девочкам //Тезисы 3 съезда акушеров-гинекологов БССР -Минск, 1979. С.41−43.
  95. И. Ю. Психосоциальные аспекты конфликтов в диаде «мать-дочь» в период становления сексуальности девочек-подростков (в связи с задачами психопрофилактики): Дисс. канд. мед. наук. СПб., 2001.
  96. Мак—Вильяме Н. Психологическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе / пер. с анг. М., 1998. -480 с.
  97. Д., Ламац М. Психические расстройства, возникающие вследствие проведения в детском и подростковом возрасте некоторых гинекологических процедур //Соц. и клин, психиатрия. 1992. — Т.2. -С.54−61.
  98. Матейчек 3., Ржичан П. ADOR. Pripucka. Dotaznik rodicovskino jednani a postoju pro adolescency (ADOR. Руководство. Вопросник поведения родителей и отношения подростков к ним): Психодиагностические и дидактические тесты. Братислава. 1983. — С. 1−60.
  99. Н.С. Клинико-эхографические аспекты нарушений полового развития и аномалий развития матки и влагалища у девочек: Автореф.дисс.. докт.мед.наук. М., 1996. — 38 с.
  100. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика М., 1981.
  101. В.П., Куликов A.M. Современный взгляд на репродуктивное здоровье девушек // Актуальные вопросы детской и подростковой гинекологии: Материалы и тез. докладов III Всерос.науч.-практ.конф. СПб., 1998. — С. 10.
  102. .Е. Нервно-психические нарушения при функциональных расстройствах менструального цикла в пубертатном возрасте: Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Л., 1988. — С. 24.
  103. .Е. Психосоматические и соматопсихические расстройства при нарушениях репродуктивной функции у девушек // В кн. Исаева Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.-454 с.
  104. .Е., Пукшанская С. М., Марков Ю. П. Психотерапия в комплексном лечении нарушений репродуктиной функции // Здоровьеподростков на пороге XXI века: Тез.докл.науч.-практ.конф. СПб., 1997. -С.27.
  105. .Е. Нарушение школьной адаптации у девушек с расстройствами репродуктивной функции // Специализация школы и нервно-психическая адаптация: Сборник статей. СПб., 1998. — С.112.
  106. Н.Н. Ростовые процессы у детей и подростков М., 1988.- 182 с.
  107. С.Ю., Резяпова Д. Р., Гоман Д. Н. и др. Новое в организации гинекологической помощи девочкам-подросткам в г.Уфе // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии: Тез. докл.1 Всеросс.науч.-практ.конф. СПб., 1993. — С. 17−18.
  108. Р.К. Уровень невротичности, особенности копинг-поведения и предпочитаемый вид медицинской помощи у здоровых жителей Западной Сибири // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. -№ 4. — С.90−92.
  109. А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) Ереван, 1988. — 262 с.
  110. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Автореф. дисс. д. мед. наук. Л., 1984.
  111. .В. Психология энергийности и праздничная стихия // Моск. Психотерапевт. 1998. -№ 1. С. 187−194.
  112. В.В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. М., 1987. — 168 с.
  113. И.А., Алексикова Р. Я., Николаев А. Р. Половое развитие детей дошкольного возраста г. Ленинграда // Возрастные особенности физиологической системы детей и подростков. М., 1977. -Т.2. -С. 124.
  114. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2002. — 400 с.
  115. Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Пер с англ. / Под ред. М. М. Решетникова. СПб., 1997. — 195 с.
  116. М. Влияние семьи на формирование механизмов преодоления у больных неврозами (кросскультуральное исследование в Греции и России): Автореф. дисс. канд. псих. наук. СПб., 2001. — 22 с.
  117. К.В., Канистру В. И., Котя В. К. и др. Результаты изучения уровня знаний населения о венерических заболеваниях // Здравоохранение. Кишинев, 1990. -№ 4. — С.33−34.
  118. Г. Н., Кагирова Г. В., Реутова Н. Н., Чудова С. Г. Организация работы по охране репродуктивного здоровья подростков в Алтайском крае //Планирование семьи. -1995. № 4.С. 19−21.
  119. В. А. Психология неадаптивной активности, // Российский открытый университет. — М., 1992.
  120. Л. Сексуальная жизнь подростков. Пер. с англ. М., 2001. — 272 с.
  121. Ю.В. Динамика расстройств личности у подростков (диагностика, коррекция, профилактика): Дисс. д-ра мед.наук.—М., 1989.—419 с.
  122. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (пособие для врачей и психологов) / под ред. Л. И. Вассермана. СПб., 1998. — 48 с.
  123. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2003. 607 с.
  124. Психология семейных отношений с основами семейного консультирование: Учебное пособие./ Под ред. Е. Г. Силяевой. М., 2002. — 192 с.
  125. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А. А. Реана. -СПб., 2003.-432 с.
  126. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. СПб., 2000. — 624 с.
  127. Раппопорт А. И, Системный подход в психологии // Психол. Журнал. 1994. —№ 3. — С. 3−16.
  128. X. Психология взросления // В кн. Подросток и семья. Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара, 2002. — С.232−359.
  129. Репродуктивное здоровье / Под ред. Кейта Л. Г. и др. — М., 1988. — ТТ. 1−2. — С. 398−413.
  130. Н.Н. Комплексная реабилитация девочек-подростков с задержками полового развития в санаторно-курортных условиях //Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков: Тез.науч.-практ.конф. —СПб., 1996. —С. 11−12.
  131. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. — Мытищи, 1990. 98 с.
  132. Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2002. -256 с.
  133. Ромицына Е. Е Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семьях подростков больных неврозами: дисс. .канд.психол.наук. СПб., 1998.
  134. Руководство по сексологии / Под ред. С. С. Либиха. СПб: 2001. — 480 с.
  135. Р.Г. Возрастные особенности физического развития школьниц г.Еревана: Труды Ереванского ин-та усовершенств. врачей. — 1977.—Вып. 17.—С.9−17.
  136. С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л., 1987.
  137. В.Я., Судаков В. Н., Нохрина Л. Я. Клиническая динамика и первичная психопрофилактика пограничных нервно-психических расстройств. // В кн. Предболезнь и факторы повышенного риска в неврологии. Л., 1986. — С. 133−139.
  138. В.Я. Психогении в структуре психосоматических расстройств // В кн. Психогении современного общества. Томск. 2003.-С. 120.
  139. Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Дис.. д-ра мед. наук.— СПб., 1994.
  140. Н.А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиат. и мед. психол. им. В. М. Бехтерева. — 1994. — № 1.
  141. В.П., Кульгина Н. В. О воспитании навыков гигиены гениталий у детей с патологией органов мочевой системы в условиях поликлиники //Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков: Тез.науч.-практ.конф. —СПб., 1996. —С.20.
  142. П.П. Патологогическая анатомия половой системы при множественных врожденных пороках развития: Автореф.дисс. канд.мед.наук.—Минск, 1990.—21 с.
  143. Н.Ю., Куликов A.M., Чернова Л. А., Магнутова И. Ю. Половое воспитание в системе реабилитации девушек с аменореей // Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков: Тез.науч.-практ.конф. —СПб., 1996. —С. 19.
  144. В.А. Психология лечебного процесса. —Л., 1984. 182 с.
  145. Е.В. Психологическая зашита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000. — 200 с.
  146. А.Ш. Психология телесности. -М., 2002. -250 с.
  147. Е.В. Проблема репродуктивного здоровья и его охрана у девочек России. М., 2003. -39 с.
  148. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. -М., 1978.
  149. Г. Г. Психология и репродуктивное здоровье. М., 2003.
  150. А. Эго и механизмы защиты / пер. с англ.— М., 2003. 256 с.
  151. Е.А., Владимирова Г. А. Половое воспитание девочек-подростков, поступивших в гинекологический стационар //Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков: Тез.науч.-практ.конф. — СПб., 1996. —С. 14−15.
  152. Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. / Пер. со шведского. СПб., 2003. -128 с.
  153. JI.M. Сексология и сексопатология. СПб., 1998.—413 с.
  154. Е.В. Медико-биологические и социальные аспекты подготовки девочек подростков к репродуктивной функции: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Барнаул, 1997.
  155. К. Женская психология. Пер. с англ. СПб., 1993. — 280 с.
  156. Е.В. Психологическая защита личности и детско-материнские отношения // Женский вопрос в контексте национальной культуры: сборник научных трудов. СПб., 1999 — С. 40−49.
  157. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 2 изд.-СПб., 1999.-656 с.
  158. Э.Г., Добряков И. В. Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная психотерапия: Методические рекомендации для детских психологов, психотерапевтов, психологов. / Под ред. Л. П. Рубиной. СПб., 2001. — 44 с.
  159. Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003. 336 с.
  160. В.К. Социально-гигиенические проблемы формирования здоровья женщины-матери: Дисс. докт.мед.наук. —Л., 1989. —310 с.
  161. В.К. Основные медико-социальные проблемы репродуктивного здоровья девочек // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии: Тез.докл.1 Всеросс.науч.-практ.конф. — СПб., 1993. —С.6−8.
  162. Ю.Я. Морфологическое развитие девочек в зависимости от возраста и полового созревания // Материалы 10-й научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. —М., 1971. —Т.2. —4.2. — С.359−360.
  163. Е.А. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимостей и ИППП. — Новосибирск, 2000 205 с.
  164. Adams P.L. Family characteristics of obsessivechildren. Amer. J. Psychiat. 1972. — v. 128. -№ 11. — P.1414−1417.
  165. Agyei W.K., Mukiza-Gapere J., Epema E.J.Sexual behaviour, reproductive health and contraceptive use among adolescents and young adults in Mbale District, Uganda //J.Trop.Med.Hyg. —1994. Aug. —№ 97(4). —P.219−227.
  166. Allan Guttmacher Institute: Teenage Pregnancy: Planned Parenthood Federation of America. —N.Y, 1981.
  167. Ammerman S.D., Perelli E. et al. Do adolescents understand what physicians say about sexuality and health? //Clin.Pediatr.Philadelphia. —1992. —Oct. —№ 31(10). —P.590−595.
  168. Amirkhan J.H. A factor analytically derived measure of coping: the coping strategy indicator // J. Person. Soc. Psychol. 1997. — V. 59.—№ 5. — p. Ю66−1074.
  169. Anderach В., Milson J. An epidemiologic study of young women with dismenorrhea //Amer.J.Obstet.Gynecol. —1982. —Vol.144. —№ 6. —P.655−660.
  170. Bellone F., Tanaganelli E., Pecorari D. Menarche gesunder und kranker Maedchen unter besonderer Beruecksichtigung des Mongolismus //Fortsch.Med. —1979. —Bd.97. —№ 7. — S.299−300.
  171. Bernet R., Buddeberg C. Physician-patient relations in gynecology: Expectations and experiences of patients //Gynaekologisch-Geburtshilfliche Rundschau. —1994. —V.34. —№ 1. —P.43−49.
  172. Billings A.G., Moos R.H. The role of coping reponses and social resources in attenuating the stress of life events //Journal of behavioral medecine. 1981. -№ 4. -P. 157−189.
  173. Blake J. Gynecologic examination of the teenager and young child //Obstet.Gynecol.CIin.North Am. —1992. Mar. —V.19. —№ 1. —P.27−38.
  174. Blum H., On identification and its vicissitudes. Int. J. Psycho-Anal.67: 267.
  175. Brabin L., Kemp J. at al. Reproductive tract infections and abortion among adolescent girls in rural Nigeria //Lancet. —1995. — Feb, 4. —345(8945). — P.300−304.
  176. Briggs L.A. Post primary school teachers' view point on reproductive health and contraceptive practice among schoolgirls in Port Harcourt, Nigeria //J.R.Soc.Health. —1994. —Oct. —114(5). P.235−239.
  177. Brindis C.D. Adolescent pregnancy prevention for Hispanic youth: The role of schools, families, and communities //J.Sch. Health. —1992. —Sep. — 62(7).—P.345−351.
  178. Bruchon-Schweitzer M. Une psychologic du corps, Paris, PUF, 1990, 342p
  179. Bruchon-Sdiweittser M. Personnalhe et maladie: stress, coping et ajustement. -Paris. Dunod., 2001. 335p.
  180. Brundage J., Pacholski C. Guiding young women’s health //NAACOGS Clinical Issues in Perinatal & Women’s Health Nursing. -1991. —V.2. —№ 2. —P.271−277.
  181. Cattell R.B., Eder H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen personalily factor Questionnaire (16 PF) Illinois., 1970.
  182. Cohn J.F., Trpnick E. Specificity of infant’sresponse to mothers' affective behavior // J. Amer. Acad.Child. Adolest. Psychiatr. — 1989. — Vol. 28, № 2. —P. 242−248.
  183. Cousson-Gelie F. L’evolution differencielle de la rnaladie., Paris. PUF. 1998.
  184. Cramer P., Gaul R. The effects of success and failure on children’s use of defense mecanismes // Journal of personality. 1988. P. 729−742.
  185. Cramer P. The developement of defense mecanismes -Theory, Research and Assessment. New York, Springer- Verlag, 1991.
  186. Diczfalusy E., Fathalla M.F. et al. Reproductive health: Towards a brighter future //World Health Forum. —1994.V.15. —№ 1. —P. 1−8.
  187. Diczfalusy E., Fathalla M.F. et al. Reproductive health: Towards a brighter future //World Health Forum. —1994.V.15. —№ 1. —P.1−8.
  188. Distler W., Pelzer V. Praxis der Kinder- und Jugendgynaekologie. — Stuttgart, 1994. —119 s.
  189. Dryfoos J. School-based health clinics: A new approach to preventing adolescent pregnancy //Fam.Plan.Persp. —1985.V.17. —P.70−75.
  190. Fathalla M.F. Reproductive health: a global overview //Early Hum.Dev. — 1992. —Jun-Jul. -29(1−3). —P.35−42.
  191. Forman S.F., Aruda M.M., Emans S.J., Woods E.R. Follow-up of pregnant teens at a hospital-based clinic //J.Adolesc. Health. —1995. —V.17. —№ 3. — P.133−137.
  192. Fraiberg S. Mecanismes de defense phathologiques au cours de la petite enfance//Devenir. 1993. № I. p.7−30
  193. Friedman H.L. Reproductive health in adolescence //World Health Stat.Q. —1994. —47(1). —P.31−35.
  194. Garralda M.E., Bailey D. Child and family factorsassociated with referral to child psychiatrists. Brit. J. Psychiatry, 1988, 153, July, 81−89.
  195. Haan N. Coping and Defending. New-York. Academic Press. 1977.
  196. Harold R.D., Harold N.B. School-based clinics: a response to the physical and mental health needs of adolescents //Health Soc.Work. —1993. —Feb. — 18(1).—P.65−74.
  197. Heimrath T. Consideration of causes for organizing pediatric gynecology //Ginecologia Polska. —1993,Aug. —V.64. —№ 8.P.366−369.
  198. Huffman W. The gynecology of childhood and adolescence. — Philadelphia, 1968.209. lonescu S. Les mecanismes de defense: theorie el clinique.-Paris, Nathan, 2001.-320 p.
  199. Johnson P.L., Leary D. Parental behavior patternsand conduct disorder in girls. — J. Abnormal ChildPsychology, 1987. P. 573−581.
  200. Kirby D. School-based health clinics: An emerging approach to improving adolescent health and adressing teenage pregnancy. —Washington. —1985.
  201. Kirby D., Waszak C., Ziegler J. Six school-based clinics: their reproductive health services and impact on sexual behavior //Fam.Plan.Perspect. —1991. — Jan-Feb. —23(1). —P.6−16.
  202. Klimek R., Kostyk M., Migdal M. Psycho-gynecology for children and girls //Ginecologia Polska. —1993,Aug. —V.64. —№ 8.- P.370−375.
  203. Lauritzen C. Diagnostik und Therapie der Zyklusstoerungen waehrend Pubertaet und Adoleszenz //Gynaekologie.1983. —Bd.16. —№ 1. —S.32−47.
  204. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. New York, McGraw Hill, 1966.
  205. Lazarus R.S., Launier R. StreBbezogener Trasaktionen zwischen Person und Umwelt. In R. Nitsch (Hrgs.), StereB: Theorien, Untersuchungen, MaBnahmen (s. 213−259). Bern: Huber, 1981.
  206. Lazarus, S. R., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York., 1984.
  207. Lazarus R.S. From psychological stress to theemotions: A history of changing gutlooks, //Annu Rev. Psychol., Vol.44. — Palo Alto (Calif.). 1993.- S. l-21.
  208. Levi L. Stress and distress in respons to psychosocial stimuli // Asta Med. Scand. 1972. — vol 191, suppl.528. — 166 p.
  209. Lindner E., Chilap Z. A propos de metroprragies juvenites. —1974. — V.10.—N1.— P.27−30.
  210. Majer L.S., Santelli J.S., Coyle K. Adolescent reproductive health: Roles for school personnel in prevention and early intervention //J.Sch.Health. — 1992. —Sep. —62(7). —P.294−297.
  211. Moore P.J. et al. Adolescents and the contraceptive pill: The impact of beliefs on intentions and use //Obstet.Gynecol. —1996,Sep. —V.88. — Suppl.3. —P.48S-56S.
  212. Nakana Keiko, The role of coping strategies on psychological and physikal wellbeing. // Jap. Psychol. Res.—1991,—33. — № 4. S. 160−167.
  213. Newborn M.F. In vitro and in vivo uptake of azithromycin (CP 62,993) by phagocytic cells: possible mechanism of delivery and release at site of infection. Antimicrob Agents Chemother 1989.
  214. Olsson I. Follow-up of health status of young girls by primary health care //Lakartidningen. —1996,Aug.7. —V.93. -N32−33. —P.2719−2720.
  215. Orshan S.A. Acculturation, perceived social support and self-esteem in primigravida Puerto Rican teenagers //West.J. Nurs. —1996,Aug. —V.18. — № 4. —P.460−473.
  216. Paulhan 1. Le concept de coping // L’Arniee psychologique.1992. P. 545 557
  217. M. & Reichters M. Stress, coping and health. A situation-behavior approach. Theory, methods, applications. Seattle, 1992.
  218. Plutchik R., Kellerman H., Coute H. A structural theory of ego defenses and emotion // Emotion in personality and psychopathology., N.Y., 1979. -P.229−257/
  219. Plutchik R. A theory of ego defenses in H.R.Conte, R. Plutchik Ego Defenses. Theory and Measurement. New York, John Wiley and Sons INC, 1995/
  220. Richter H. E. Eltern, Kind und Nevrose. — Stuttgart, 1970.
  221. Rosenfield A.G. Reproductive health: An ethical perspective //J. Reprod.Med. —1994, May. —V.39. —№ 5. —P.337−342.
  222. Rosenthal S.L. et al. Family involvement in the gynecologic care of adolescents //J.Pediatr.Adolesc.Gynecol. —1996, Apr. —V.9. —№ 2. —P.59−65.
  223. Rostowska Teresa. Tendencje zmian osobowosci miodziery w swietle cpi H.G. Gougha // Asta U.L. Folia paed et psychol. 1993. -№ 32. — C.105−122
  224. Safety of oral contraceptives for teenagers //Int.J.Gynecol.Obstet. — 1992, Apr. —V.37. —№ 4. —P.309−312.
  225. Selt Donnie I. Moral integrity and values in medicine: Inaugurationg a new seehion // Theor. Med. 1995. — v. 16, № 3. — P.253−264.
  226. Skrzydlewski W.B. Gynaecology and ethics //Eur.J.Obstet.Gynecol. Reprod.Biol. —1990. —Sep. —36(3). —P.274−282.
  227. Swenson I., Oakley D., Swanson J., Marcy S. Community health nurses' knowledge of, attitudes toward, and involvement with adolescent contraceptive services //Adolescence. —1991. —Spring. —V.26. —№ 101. —P.7−11.
  228. Weisberg E., North P., Buxton M. Sexual activity and condom use in high school students //Med.J.Aust. —1992. —May 4. —156(9). —P.612−613.
  229. Williams E.C., Kirkman R.J., Elstein M. Profile of young people’s advice clinic in reproductive health, 1988−93 //BMJ. —1994. —Sep. —24. — 309(6957). —P.786−788.
  230. Wright S.M., Gabb R.G., Ryan M.M. Reproductive health: Knowledge, attitudes and needs of adolescents//Med.J.Aust. —1991. —Sep.2. —155(5). — P.325−328.
  231. Yordan E.E. et al. An overview of adolescent pregnancy //J.Pediatr. Adolesc. Gynecol. —1996,Aug. —V.9. —№ 3. —P.l 11−118.
Заполнить форму текущей работой