Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По теоретическим положениям и данным экспериментального исследования проводилась коррекционная и психопрофилактическая работа в дошкольных образовательных учреждениях, в Центре психолого-педагогической реабилитации детей и подростков Центрального окружного управления МКО (1994;1999гг.), разработана программа по теме: «Психодиагностика тревожности у дошкольников» (1999г.), проведено обсуждение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Анализ проблемы тревожности в психологии
    • 1. 1. Определение понятия тревожности и ее описание в отечественной и зарубежной психологической литературе
    • 1. 2. Рассмотрение существующих позиций о специфике проявлений детской тревожности
  • ГЛАВА II. Методы изучения тревожности у дошкольников
    • 2. 1. Наблюдение симптомов тревожности в поведенческих проявлениях и психофизиологических реакциях
    • 2. 2. Психодиагностические методики выявления тревожности
    • 2. 3. Эмпирическое исследование тревожности у детей от 3,5 64 до 7 лет
      • 2. 3. 1. Возрастная динамика уровня тревожности дошкольников
      • 2. 3. 2. Эффективность «Теста тревожности» (В.Амен и др.) в прогнозе успешности обучения детей в школе
      • 2. 3. 3. Выявление тревожности с помощью проективных методов

      ГЛАВА III. Выявление факторов, оказывающих влияние на психо-эмоциональное развитие детей в период адаптации к детскому дошкольному учреждению 83 3.1. Факторы, влияющие на формирование тревожности у дошкольников 83 3.2. Эмпирическое исследование проявлений тревожности у детей от 2,5 до 4 лет

      ГЛАВА IV. Профилактика и преодоление дезадаптации детей с повышенной тревожностью к детскому саду

      4.1. Психопрофилактика негативных последствий высокой тревожности у ребенка

Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе рассматривается один из малоисследованных ее аспектов — вопрос о факторах, провоцирующих проявление высокой тревожности у детей дошкольного возраста.

Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому. С другой стороны теоретической и эмпирической значимостью проблемы тревожности в индивидуально-личностном становлении ребенка, недостаточной, на наш взгляд, изученностью отдельных причин возникновения тревожности у дошкольников, отсутствием набора надежных методик ее выявления и эффективных способов психопрофилактики.

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитиеособенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение.

Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к детскому саду, школе начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми. Особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

В исследовании учитывается, что, включение в новые социальные отношения, совместную деятельность с другими взрослыми, полученный ранее опыт может либо помочь ребенку адаптироваться к непривычным условиям, либо негативно повлиять на уровень его адаптации. Неблагоприятные обстоятельства, отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях может привести к различным нежелательным последствиям, одно из которых выражается в формировании высокой тревожности у детей.

Проблема диагностики и профилактики детской тревожности заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка — дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

— выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка;

— предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности. разработать и научно обосновать рекомендации по психологической профилактике и преодолению тревожности у дошкольников;

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Динамика тревожности детей дошкольного возраста, индивидуальные формы ее проявления.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Источники, причины, особенности проявления тревожности у детей, посещающих дошкольные учреждения, способы ее профилактики и преодоления.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Переход к новому типу взаимоотношений с окружающими, смена характера деятельности при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение, опосредованные содержанием и формой общения детей со взрослыми, могут вызвать высокую тревожность у детей.

Основополагающими факторами формирования высокой тревожности у дошкольников могут стать как нарушения семейных и детско-родительских отношений, так и неблагоприятный итог социальных контактов и влияния окружающей среды, индивидуальные особенности развития ребенка.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Провести теоретический анализа психолого-педагогической литературы по проблеме детской тревожности и выявления ее у дошкольников.

2. Изучить факторы, оказывающие влияние на формирование детской тревожности.

3. Выделить критерии оценки проявлений тревожности у детей, начинающих посещать детский сад.

4. Разработать систему психодиагностических методик по определению уровня тревожности детей дошкольного возраста.

5. Экспериментально изучить особенности проявления тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий.

6. Установить связь между уровнем тревожности и успеваемостью детей в первом классе школы.

7. Определить направления психологической работы по профилактике и преодолению детской тревожности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Теоретический анализ генезиса детской тревожности.

2. «Тест тревожности» (В.Амен и др.).

3. Контент-анализ по проективным методикам: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек».

4. Анкеты для родителей (авторская методика, направленная на психофизиологическую характеристику проявлений тревожности у детей).

5. «Карта наблюдений» для воспитателей (авторская методика, позволяющая изучить особенности тревожности у детей, начинающих посещать детский сад).

6. Использование методов математической статистики для анализа полученных результатов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Впервые обобщены и систематизированы разнообразные критерии показателей проявления тревожности у детей, начинающих посещать детский садвыявлены и систематизированы факторы, влияющие на возникновение тревожности у детей, посещающих дошкольные образовательные учрежденияпроанализированы особенности проявлений тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различийпредложена новая система психодиагностических методик по изучению тревожностипоказаны возможности более полной оценки индивидуально-личностных особенностей дошкольников, возрастных закономерностей детей этого возраста в ходе изучения проблемы тревожности.

Проведено обширное экспериментальное исследование по диагностике и профилактике тревожности у детей дошкольного возраста. Полученные данные обогащают наши представления о возрастных границах, факторах и причинах формирования детской тревожности, способах проведения психопрофилактики во время адаптации детей к условиям детского сада, в стрессогенных ситуациях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Полученные данные могут быть использованы в практике дошкольного воспитания и обучения. Предлагаемая система психодиагностических методик по изучению детской тревожности, включая авторские разработки, интерпретация их результатов позволят практическим психологам, воспитателям и родителям получить достоверную информацию об уровне тревожности ребенка дошкольного возраста, а также дать оценку его эмоционально-личностному состоянию (относительно микросоциального окружения).

Рекомендации по осуществлению сотрудничества практического психолога, воспитателей и родителей помогут создать наиболее оптимальные условия для адаптации ребенка при его поступлении в детское дошкольное учреждение.

Разработка и обоснование рекомендаций по профилактике и преодолению тревожности у детей на протяжении всего периода дошкольного детства могут стать основой для осуществления мероприятий по оказанию психологической и психотерапевтической помощи детям и их родителям.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Ведущими факторами роста тревожности у дошкольников являются как нарушения семейных и детско-родительских отношений, так и неблагоприятный итог социальных контактов и влияний окружающей среды, индивидуальные особенности развития ребенка. 2. Смена социальных отношений при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение может вызвать у него высокую тревожность. У дошкольников 2,5 — 4 лет в период адаптации их к условиям детского сада возможно значительное повышение тревожности.

3. Устойчиво проявляющаяся в дошкольном возрасте высокая тревожность может приводить к негативным последствиям, например, к снижению результативности деятельности ребенка.

4. Принципиально важным для получения достоверных результатов в диагностике состояния тревожности дошкольников является комплексный подход, предполагающий применение психодиагностических методов исследования (в частности, проективных), а также анкет и опросников, по которым оценивается состояние ребенка родителями и воспитателями, учитывающий возрастные закономерности и особенности проявлений детской тревожности.

5. Для успешной психопрофилактики высокой тревожности у дошкольников необходимо своевременное принятие мер (консультирование родителей и воспитателей, индивидуальные и групповые занятия с детьми и др.) в ситуациях, которые могут стать или уже стали для ребенка стрессогенными.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ:

По теоретическим положениям и данным экспериментального исследования проводилась коррекционная и психопрофилактическая работа в дошкольных образовательных учреждениях, в Центре психолого-педагогической реабилитации детей и подростков Центрального окружного управления МКО (1994;1999гг.), разработана программа по теме: «Психодиагностика тревожности у дошкольников» (1999г.), проведено обсуждение в лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО (1999г.), на кафедре общей психологии МГ1111И по теме «Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников» (2000г.). Полученные в работе результаты использованы при чтении курса «Психодиагностика» в МГППИ (19 992 000 уч.г.).

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

В исследовании приняли участие свыше 700 детей, посещающих детские дошкольные учреждения г. Москвы: детский сад № 1779, дошкольное образовательное учреждение № 1678, ясли-сад № 311 и другие, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков Центрального окружного управления МКО, а также их родители, воспитатели и педагоги. Исследования осуществлялись в период с 1994 по 1999 гг.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Проблема диагностики детской тревожности требует особого внимания со стороны психологов, воспитателей, родителей, так как своевременное выявление ее симптомов, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволят предотвратить негативные проявления тревожности.

2. На основе теоретических и эмпирических исследований можно утверждать, что, представляя собой сложное явление, имеющее различные формы и виды, периодичность и степень проявления, не поддающееся однозначной оценке, тревожность может нести в себе как положительное (мобилизующее), так и отрицательное (разрушительное) влияние на формирование личности ребенка.

3. Предложенная система методов позволяет увидеть динамику тревожности детей дошкольного возраста, индивидуальные формы ее проявления, понять причины и особенности тревожности, своевременно осуществить профилактику и коррекцию нежелательных ее последствий. При этом, особое внимание уделяется комплексному подходу в выборе методов, предполагающему как оценку по внешним поведенческим реакциям и психофизиологическим проявлениям тревожности у детей, так и диагностику скрытых ее форм и видов, в связи с тем, что различные проявления тревожности могут быть выявлены в зависимости от направленности конкретной методики. Предлагаемая комплексная система методов выявления тревожности у дошкольников может быть использована в работе психологов дошкольных образовательных учреждений, психолого-медико-социальных центров.

4. В ходе исследования выявлены существенные различия между показателями уровня тревожности у девочек и у мальчиков. Результаты свидетельствуют о том, что уровень тревожности у мальчиков значительно превышают показатели уровня тревожности у девочек. И особенно резко это различие проявляется в младшем дошкольном возрасте. Так, в три с половиной года число мальчиков с высокой тревожностью в 7,4 раза больше, чем девочек, в четыре года — в 2,9, в пять лет — в 1,4, в шесть лет — в 1,8 раза.

5. В рамках данного исследования была установлена значимая связь (коэффициент корреляции по Спирмену=0,63, р<0,05) между показателями высокого уровня тревожности и результатами низкой успеваемости детей в школе, из чего можно сделать вывод о том, что повышенная тревожность приводит к школьной неуспеваемости в первом классе.

6. При анализе рисунков детей были выделены критерии, которые в большей мере указывают на проявления высокой тревожности, уровень приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.

Установлена взаимосвязь результатов показателей тревожности, определенных с использованием «Теста тревожности» и результатов оценки проявлений тревожности при анализе рисунков детей. Так, значимая связь была отмечена между результатами по «Тесту тревожности» и таким критерием оценки проявления тревожности по рисункам детей, как «возвратные линии, незавершенные действия» (коэффициент корреляции по Спирмену = 0,430 при выборке 27 детей р<0,05).

7. Анализируя начальные этапы новых социальных отношений детей в непривычных условиях, были сформулированы, обобщены и систематизированы критерии оценки проявлений тревожности у детей, начинающих посещать детский сад, а также определены уровни (низкий, средний, высокий) их адаптации к новым условиям.

8. Проявления высокой тревожности ребенка, сопровождаемое такими эмоциональными и психофизиологическими изменениями, как нарушение его самочувствия, сна, аппетита, игровой деятельности, общения со взрослыми и сверстниками и др., требует обязательного принятия мер психопрофилактики ее негативных последствий (дезадаптация к детскому саду, школе, проблем в обучении, невротизации И т.д.).

9. Предложены формы и методы психологического консультирования родителей и воспитателей, проведения комплекса психопрофилактических и коррекционных занятий с детьми, направленных на снятие негативных проявлений повышенной тревожности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование посвящено актуальным теоретическим и практическим проблемам эмоционально-личностного развития детей, сохранения их здоровья.

Изучение следствий и причин формирования тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрение теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления чрезвычайно важно также ввиду недостаточной изученности отдельных причин возникновения тревожности у дошкольников, отсутствия надежных методик ее выявления и эффективных способов психопрофилактики.

Полученные в ходе исследований результаты, в частности, по проблемам генезиса детской тревожности, выявления факторов, оказывающих влияние на ее развитие, разработки системы соответствующих психодиагностических методик, позволили уточнить и дополнить некоторые положения психологической науки и практики.

Так, впервые обобщены и систематизированы разнообразные критерии показателей проявления тревожности у детей, начинающих посещать детское дошкольное учреждениепредложена новая система психодиагностических методик, включающая авторские разработкипоказаны возможности более полной оценки индивидуально-личностных особенностей дошкольников, возрастных закономерностей.

Исследована возрастающая специфика тревожности детей, проведен сравнительный анализ результатов уровня тревожности детей разных возрастов дошкольного периода, выявлены факторы, оказывающие влияние на становление, закрепление и развитие исследуемых эмоционально-личностных образований у дошкольников, установлены корреляционные зависимости между тревожностью и успеваемостью в школе.

Определено, что большинство детей, начинающих посещать детский сад, испытывают состояние дискомфорта и эмоционального неблагополучия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии № 4, 1997.
  2. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности и до наших дней. М., «Прогресс" — «Культура», 1995.
  3. А.А., Имедадзе Н. В. Исследование уровня тревожности в экспериментальном и обычном классах. //Сборник: Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.
  4. Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал № 2, 1997.
  5. Г. Г., Шишкова Н. Р. Тревожность. Методы ее диагностики и коррекции//Вестник МГУ № 1, 1998.
  6. Т.А., Ковалева А. В. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста. // «Школа здоровья», т. 5, № 3- 4, 1998.
  7. И.А. Механизмы и особенности физиологического и патологического стресса в различные возрастные периоды. В кн.: Актуальные проблемы стресса. Кишинев, Штиинца, 1976.
  8. Ю.С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс (по материалам Международного симпозиума в Стокгольме, посвященного проблемам эмоционального стресса) // Вопросы психологии, № 3, 1970.
  9. Ю.Ю. Диагностика реактивной тревожности и ее понижение с помощью учебников нового типа. // Доклады юбилейной научнойсессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной / под ред. В. В. Рубцова. М., 1999.
  10. Ю.Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, № 1, 1989.
  11. А.И. Эпоха Жириновского. М., 1994.
  12. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968.
  13. Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. М., Международная пед. академия, 1995.
  14. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  15. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь- справочник по психодиагностике. Спб.: Питер Ком, 1999.
  16. Н.Е., Буторин Г. Г. Депривационный дизонтогенез и школьная дезадаптация // Российский психиатрический журнал № 3, 1999.
  17. А.Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск: «Пеленг».
  18. Д.В. Разговор с родителями. М., «Класс», 1995.
  19. Л.С. Проблема возраста. / Собр. соч. в 6 т. Т.4. М., «Педагогика», 1984
  20. Л.С. Лекции по психологии. Спб, СОЮЗ, 1999.
  21. Л.С. Сочинения: в шести томах. М., «Педагогика», 1983, 1984.
  22. Галигузова J1.H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести.-Москва: ИНТОР, 1996.
  23. В.И. Практическая психотерапия. Спб: АО «Сфера», 1994.
  24. Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис. кандидата психологических наук., 1990
  25. Е.В., Булгакова Э. А. Стрессогенные факторы социализации в раннем детском возрасте. // Наука и образование (Материалы к международному конгрессу: «Стрессы в повседневной жизни детей»), Одесса, 2000 г.
  26. Н.И. Психологическая готовность к школе. М., Компенс -Центр, 1993.
  27. Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. Практическое руководство. М., 1997.
  28. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., Изд. МГУ, 1992.
  29. И.В. Школьная психологическая служба. М., Педагогика, 1991.
  30. А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. //Вопросы психологии, № 3, 1982.
  31. А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.34.3ахаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. //Вопросы психологии, № 3, 1981.
  32. А.И. Неврозы у детей. С-Петербург: Дельта, 1996.
  33. Зб.Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Петербург: Союз, 1997.
  34. А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. С-Петербург: Союз, 1998.
  35. И.А. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб., «Гиппократ», 1995.
  36. К.Э. Психология эмоций. Спб., «Питер», 1999.
  37. Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии, № 6, 1985.
  38. Г. И., Седок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В двух томах. Т.2. М., 1994.
  39. . Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. Спб.: Питер Ком, 1998.
  40. В.Р.Кисловская. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении. Автореф. канд. дисс., М., 1972.
  41. Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. Издательство «Наука», Москва, 1983.
  42. . Как жить после психической травмы. М., 1992.
  43. М. Психология. А Я: Словарь-справочник. М., ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  44. С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослому. // Вопросы психологии, № 4, 1973.
  45. .И. Исследования по психогенетике человека. // Вопросы психологии, № 1, 1982.
  46. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., «Знание», 1988.
  47. Г. Психология развития. Спб.: Изд-во «Питер», 2000.51 .Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценна, 1984.
  48. В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования. // Вопросы психологии, № 4, 1980.
  49. В.И. Психогенные факторы некоторых измененных условий существования // Вопросы психологии, № 5, 1979.
  50. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, № 1, 1969.
  51. В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 1977.
  52. А.Н. К теории развития психики ребенка. / Избранные психологические произведения в 2 т. T.l. М., «Педагогика», 1983.
  53. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986.
  54. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., Педагогика, 1970.
  55. Л.Н., Лазоренко С. В. Психосоциальный стресс как явление общественной жизни. // Наука и образование (Материалы к международному конгрессу: «Стрессы в повседневной жизни детей»), Одесса, 2000 г.
  56. Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
  57. Мать, дитя, клиницист. (Новое в психоаналитической терапии)/ Под ред. G.F.Vizziello, D. N/Stern (перевод с итальянского) // Психологическая и психоаналитическая библиотека под ред. профессоров Белкина А. И., Решетникова М.М.
  58. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., «Педагогика», 1986.
  59. С.Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сб.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной, М., 1974.
  60. У.П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности. // Вопросы психологии, № 3, 1990.
  61. И.А., Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени. Дис. кандидата психол. наук. М., 1993.
  62. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.
  63. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.2. Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994.
  64. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.З. Психодиагностика.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.
  65. А.Б. Приоритеты психологической преемственности детского сада и школы. // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной / под ред. В. В. Рубцова. М., 1999.
  66. . Речь и мышление ребенка. М.-Л, 1932.
  67. К.Н. Психологическое содержание возрастных кризисов. // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной / под ред. В. В. Рубцова. ML, 1999.
  68. A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект). Дис. доктора психологических наук. М., 1996.
  69. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во ИПО «МОДЭК», 2000.
  70. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К. П. Кискер, Г. Фрайбергер, К. Г. Розе, Э. Вульф / Пер. с нем. И. Я. Сапожниковой, Э. Л. Гушанского. -М.: Алетейа, 1999.
  71. Психологическая диагностика / под ред. Гуревича К. Н., Борисовой Е. М. М., Изд-во УРАО, 1997.
  72. Психология. Словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  73. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д, Феникс, 1998.
  74. Пятая Городская конференция практических психологов образования «Практическая психология в XXI веке». М., 2000.
  75. С.А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., Медицина, 1976.
  76. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс, 1979.
  77. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 1996.
  78. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., «Прогресс» «Универс», 1994.
  79. А.А. Альбом с игровыми упражнениями для дошкольников.-М., 1993.
  80. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под. ред. И. В. Дубровиной М., 1995.
  81. A.M. Неврозы. М.: Медицина, 1982.
  82. Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979.
  83. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М., «Педагогика», 1989.
  84. Е.В. Психологическая помощь дошкольникам со скрытой формой тревожности. // Психолог в детском саду № 2, 1999.
  85. О.С., Эткинд A.M. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи. //Вопросы психологии, № 3, 1991.
  86. И.П., Чебыкин, А .Я. Выраженность тревожности у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях. // Наука и образование (Материалы к международному конгрессу: «Стрессы в повседневной жизни детей»), Одесса, 2000 г.
  87. А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М., Изд. МГУ, 1988.
  88. . Ребенок и уход за ним. М., «Диамант», 1994.
  89. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С. Ю. Циркина Спб.: Изд. «Питер», 1999.
  90. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., «Прогресс», 1982.
  91. Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. М.: Центр социально-психологического взаимодействия «Дейс», 1992.
  92. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
  93. Фрейд 3. Страх. М., Книгоиздательство «Современные проблемы», 1927.
  94. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., «Наука», 1989.
  95. Ю2.Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
  96. ЮЗ.Ханин Ю. Л. Адаптация шкалы соревновательной личностной тревожности. Вопросы психологии № 3, 1982.
  97. Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л., 1976.
  98. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., Изд. группа «Прогресс» «Универс», 1993.
  99. Юб.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). Спб. Питер Пресс, 1997.
  100. А.Б., Гаранян Н. Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия № 1, 1998.
  101. Г. Т. Семья глазами ребенка.- М.: Педагогика, 1989.
  102. Ю9.Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследованиявнутрисемейных отношений. // Вопросы психологии № 1, 1986.
  103. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., Международная педагогическая академия, 1994.111 .Чабовская А. П., Голубев В. В., Егорова Т. И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- Москва: Просвещение, 1987.
  104. Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. -М., 1996.
  105. Шкала явной тревожности для детей 8−12 лет (SMAS) / Перевод и адаптация А. М. Прихожан. М., 1994.
  106. Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи.-Спб.: Изд-во «Питер», 1999.
  107. Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы. Под. ред. И. В. Дубровиной.- М.:ТЦ «Сфера», 1999.
  108. Abel Millicent Н. Interaction of humor and gender in moderating relationshipsbetween stress and autcomes / //J.Psychol., 1998.
  109. Ainsworth M.D. The development of infant-mouther interaction among the Ganda. In: B.M.Foss (Ed.) Determinants of infant behavior. — L.: Methuen, N.Y.: Wiley, 1963.
  110. Byrne Donn. An Introduction to personality. Englewood cliffs, New Jersey, Prentice Hall, 1966.
  111. Bosselman B.C. Neurosis and psychosis. 3-rd ed. Springfield, JLL: Ch.C. Thomas, 1964.
  112. Bowlby I. Attachment and loss. V. I. Attachment. N. Y., Basic Books, 1969.
  113. Buck J.N. The H-T-P technique: a qualitative and quantitative scoring technique // J. clin. Psichol. Mon. Suppl., № 5, Oct., 1948.
  114. Eysenck H.J. The strukture of human personality. London, Methuen, 1953.
  115. Eysenk H.J. The Dynamic of Anxity and Hysteria. London, 1957.
  116. Morgan G.A., Ricciuti H.N. Intants responses to strangers during the first year. In: B.M.Ross (ed.) Determinants of infant behavior, 1.: Methuen. N.Y.: Wieley, 1969.
  117. Neyer Franz J. Schafer Mechthild, Asendorf Jens B. Bindung, Gehemmtheit, soziale Netzwerke und die Entwicklung sozialer Btziehungen im Kindergarten // Z. Entwicklungspsychol. und padagog. Psychol. № 2, 1998.
  118. Greenstock Jemma, Pipe Margaret Ellen Are two heads better than one? Peer support and children"s eyewitness reports // Appl. Cogn. Psychol. № 6, 1997.
  119. GuilfordJ.P., ZimmermanW.S. Fourteen dimensions of temperament. «Psychological monographs», v.70, N 10, 1959.
  120. Ruff G.E., Levy E.Z., Thaler V.H. Factors influencing. Reactions to
  121. Reduced Sensory input. Harvard, 1961. 129. Sulliwan Н/S/ The Cllected Work. V. 1, 2. N. Y., 1953.
  122. Forsyth John P., Eitert Giorg M. The language of feeling and the feeling of anxiety: Contributions of the behaviorisms toward understanding the function altering effects of language // Psychol. Rec., 1996, № 4.
  123. Freud S. Hemmung, Symptom und Angst. Wien, 1926.
Заполнить форму текущей работой