Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников
По теоретическим положениям и данным экспериментального исследования проводилась коррекционная и психопрофилактическая работа в дошкольных образовательных учреждениях, в Центре психолого-педагогической реабилитации детей и подростков Центрального окружного управления МКО (1994;1999гг.), разработана программа по теме: «Психодиагностика тревожности у дошкольников» (1999г.), проведено обсуждение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Анализ проблемы тревожности в психологии
- 1. 1. Определение понятия тревожности и ее описание в отечественной и зарубежной психологической литературе
- 1. 2. Рассмотрение существующих позиций о специфике проявлений детской тревожности
- ГЛАВА II. Методы изучения тревожности у дошкольников
- 2. 1. Наблюдение симптомов тревожности в поведенческих проявлениях и психофизиологических реакциях
- 2. 2. Психодиагностические методики выявления тревожности
- 2. 3. Эмпирическое исследование тревожности у детей от 3,5 64 до 7 лет
- 2. 3. 1. Возрастная динамика уровня тревожности дошкольников
- 2. 3. 2. Эффективность «Теста тревожности» (В.Амен и др.) в прогнозе успешности обучения детей в школе
- 2. 3. 3. Выявление тревожности с помощью проективных методов
ГЛАВА III. Выявление факторов, оказывающих влияние на психо-эмоциональное развитие детей в период адаптации к детскому дошкольному учреждению 83 3.1. Факторы, влияющие на формирование тревожности у дошкольников 83 3.2. Эмпирическое исследование проявлений тревожности у детей от 2,5 до 4 лет
ГЛАВА IV. Профилактика и преодоление дезадаптации детей с повышенной тревожностью к детскому саду
4.1. Психопрофилактика негативных последствий высокой тревожности у ребенка
Список литературы
- Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии № 4, 1997.
- Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности и до наших дней. М., «Прогресс" — «Культура», 1995.
- Алхазишвили А.А., Имедадзе Н. В. Исследование уровня тревожности в экспериментальном и обычном классах. //Сборник: Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.
- Аракелов Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал № 2, 1997.
- Аракелов Г. Г., Шишкова Н. Р. Тревожность. Методы ее диагностики и коррекции//Вестник МГУ № 1, 1998.
- Артемова Т.А., Ковалева А. В. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста. // «Школа здоровья», т. 5, № 3- 4, 1998.
- Аршавский И.А. Механизмы и особенности физиологического и патологического стресса в различные возрастные периоды. В кн.: Актуальные проблемы стресса. Кишинев, Штиинца, 1976.
- Бабахан Ю.С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс (по материалам Международного симпозиума в Стокгольме, посвященного проблемам эмоционального стресса) // Вопросы психологии, № 3, 1970.
- Балашова Ю.Ю. Диагностика реактивной тревожности и ее понижение с помощью учебников нового типа. // Доклады юбилейной научнойсессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной / под ред. В. В. Рубцова. М., 1999.
- Ю.Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, № 1, 1989.
- Белкин А.И. Эпоха Жириновского. М., 1994.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. М., Международная пед. академия, 1995.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь- справочник по психодиагностике. Спб.: Питер Ком, 1999.
- Буторина Н.Е., Буторин Г. Г. Депривационный дизонтогенез и школьная дезадаптация // Российский психиатрический журнал № 3, 1999.
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск: «Пеленг».
- Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М., «Класс», 1995.
- Выготский Л.С. Проблема возраста. / Собр. соч. в 6 т. Т.4. М., «Педагогика», 1984
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. Спб, СОЮЗ, 1999.
- Выготский Л.С. Сочинения: в шести томах. М., «Педагогика», 1983, 1984.
- Галигузова J1.H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести.-Москва: ИНТОР, 1996.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. Спб: АО «Сфера», 1994.
- Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис. кандидата психологических наук., 1990
- Гаврилова Е.В., Булгакова Э. А. Стрессогенные факторы социализации в раннем детском возрасте. // Наука и образование (Материалы к международному конгрессу: «Стрессы в повседневной жизни детей»), Одесса, 2000 г.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., Компенс -Центр, 1993.
- Данилова Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. Практическое руководство. М., 1997.
- Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., Изд. МГУ, 1992.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., Педагогика, 1991.
- Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. //Вопросы психологии, № 3, 1982.
- Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.34.3ахаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. //Вопросы психологии, № 3, 1981.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. С-Петербург: Дельта, 1996.
- Зб.Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Петербург: Союз, 1997.
- Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. С-Петербург: Союз, 1998.
- Захаров И.А. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб., «Гиппократ», 1995.
- Изард К.Э. Психология эмоций. Спб., «Питер», 1999.
- Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии, № 6, 1985.
- Каплан Г. И., Седок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В двух томах. Т.2. М., 1994.
- Карвасарский Б. Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. Спб.: Питер Ком, 1998.
- В.Р.Кисловская. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении. Автореф. канд. дисс., М., 1972.
- Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. Издательство «Наука», Москва, 1983.
- Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 1992.
- Кордуэлл М. Психология. А Я: Словарь-справочник. М., ФАИР-ПРЕСС, 1999.
- Корницкая С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослому. // Вопросы психологии, № 4, 1973.
- Кочубей Б.И. Исследования по психогенетике человека. // Вопросы психологии, № 1, 1982.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., «Знание», 1988.
- Крайг Г. Психология развития. Спб.: Изд-во «Питер», 2000.51 .Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценна, 1984.
- Лебедев В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования. // Вопросы психологии, № 4, 1980.
- Лебедев В.И. Психогенные факторы некоторых измененных условий существования // Вопросы психологии, № 5, 1979.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, № 1, 1969.
- Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 1977.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. / Избранные психологические произведения в 2 т. T.l. М., «Педагогика», 1983.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., Педагогика, 1970.
- Марковец Л.Н., Лазоренко С. В. Психосоциальный стресс как явление общественной жизни. // Наука и образование (Материалы к международному конгрессу: «Стрессы в повседневной жизни детей»), Одесса, 2000 г.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
- Мать, дитя, клиницист. (Новое в психоаналитической терапии)/ Под ред. G.F.Vizziello, D. N/Stern (перевод с итальянского) // Психологическая и психоаналитическая библиотека под ред. профессоров Белкина А. И., Решетникова М.М.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., «Педагогика», 1986.
- Мещерякова С.Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сб.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной, М., 1974.
- Морган У.П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности. // Вопросы психологии, № 3, 1990.
- Мусина И.А., Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени. Дис. кандидата психол. наук. М., 1993.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.2. Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.З. Психодиагностика.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.
- Николаева А.Б. Приоритеты психологической преемственности детского сада и школы. // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной / под ред. В. В. Рубцова. М., 1999.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.-Л, 1932.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание возрастных кризисов. // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной / под ред. В. В. Рубцова. ML, 1999.
- Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект). Дис. доктора психологических наук. М., 1996.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во ИПО «МОДЭК», 2000.
- Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К. П. Кискер, Г. Фрайбергер, К. Г. Розе, Э. Вульф / Пер. с нем. И. Я. Сапожниковой, Э. Л. Гушанского. -М.: Алетейа, 1999.
- Психологическая диагностика / под ред. Гуревича К. Н., Борисовой Е. М. М., Изд-во УРАО, 1997.
- Психология. Словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д, Феникс, 1998.
- Пятая Городская конференция практических психологов образования «Практическая психология в XXI веке». М., 2000.
- Разумов С.А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., Медицина, 1976.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс, 1979.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 1996.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., «Прогресс» «Универс», 1994.
- Романов А.А. Альбом с игровыми упражнениями для дошкольников.-М., 1993.
- Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под. ред. И. В. Дубровиной М., 1995.
- Свядощ A.M. Неврозы. М.: Медицина, 1982.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979.
- Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М., «Педагогика», 1989.
- Серегина Е.В. Психологическая помощь дошкольникам со скрытой формой тревожности. // Психолог в детском саду № 2, 1999.
- Сермягина О.С., Эткинд A.M. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи. //Вопросы психологии, № 3, 1991.
- Сопрун И.П., Чебыкин, А .Я. Выраженность тревожности у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях. // Наука и образование (Материалы к международному конгрессу: «Стрессы в повседневной жизни детей»), Одесса, 2000 г.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М., Изд. МГУ, 1988.
- Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., «Диамант», 1994.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С. Ю. Циркина Спб.: Изд. «Питер», 1999.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., «Прогресс», 1982.
- Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. М.: Центр социально-психологического взаимодействия «Дейс», 1992.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
- Фрейд 3. Страх. М., Книгоиздательство «Современные проблемы», 1927.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., «Наука», 1989.
- Ю2.Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
- ЮЗ.Ханин Ю. Л. Адаптация шкалы соревновательной личностной тревожности. Вопросы психологии № 3, 1982.
- Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л., 1976.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., Изд. группа «Прогресс» «Универс», 1993.
- Юб.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). Спб. Питер Пресс, 1997.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия № 1, 1998.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка.- М.: Педагогика, 1989.
- Ю9.Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследованиявнутрисемейных отношений. // Вопросы психологии № 1, 1986.
- Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., Международная педагогическая академия, 1994.111 .Чабовская А. П., Голубев В. В., Егорова Т. И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- Москва: Просвещение, 1987.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. -М., 1996.
- Шкала явной тревожности для детей 8−12 лет (SMAS) / Перевод и адаптация А. М. Прихожан. М., 1994.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи.-Спб.: Изд-во «Питер», 1999.
- Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы. Под. ред. И. В. Дубровиной.- М.:ТЦ «Сфера», 1999.
- Abel Millicent Н. Interaction of humor and gender in moderating relationshipsbetween stress and autcomes / //J.Psychol., 1998.
- Ainsworth M.D. The development of infant-mouther interaction among the Ganda. In: B.M.Foss (Ed.) Determinants of infant behavior. — L.: Methuen, N.Y.: Wiley, 1963.
- Byrne Donn. An Introduction to personality. Englewood cliffs, New Jersey, Prentice Hall, 1966.
- Bosselman B.C. Neurosis and psychosis. 3-rd ed. Springfield, JLL: Ch.C. Thomas, 1964.
- Bowlby I. Attachment and loss. V. I. Attachment. N. Y., Basic Books, 1969.
- Buck J.N. The H-T-P technique: a qualitative and quantitative scoring technique // J. clin. Psichol. Mon. Suppl., № 5, Oct., 1948.
- Eysenck H.J. The strukture of human personality. London, Methuen, 1953.
- Eysenk H.J. The Dynamic of Anxity and Hysteria. London, 1957.
- Morgan G.A., Ricciuti H.N. Intants responses to strangers during the first year. In: B.M.Ross (ed.) Determinants of infant behavior, 1.: Methuen. N.Y.: Wieley, 1969.
- Neyer Franz J. Schafer Mechthild, Asendorf Jens B. Bindung, Gehemmtheit, soziale Netzwerke und die Entwicklung sozialer Btziehungen im Kindergarten // Z. Entwicklungspsychol. und padagog. Psychol. № 2, 1998.
- Greenstock Jemma, Pipe Margaret Ellen Are two heads better than one? Peer support and children"s eyewitness reports // Appl. Cogn. Psychol. № 6, 1997.
- GuilfordJ.P., ZimmermanW.S. Fourteen dimensions of temperament. «Psychological monographs», v.70, N 10, 1959.
- Ruff G.E., Levy E.Z., Thaler V.H. Factors influencing. Reactions to
- Reduced Sensory input. Harvard, 1961. 129. Sulliwan Н/S/ The Cllected Work. V. 1, 2. N. Y., 1953.
- Forsyth John P., Eitert Giorg M. The language of feeling and the feeling of anxiety: Contributions of the behaviorisms toward understanding the function altering effects of language // Psychol. Rec., 1996, № 4.
- Freud S. Hemmung, Symptom und Angst. Wien, 1926.