Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения в обществе оказывают влияние и на детей. Новые программы обучения влекут за собой увеличение нагрузки на детей, требования к ним растут, но детская психика не всегда способна справиться с напряжением, которое сопутствует не только самому процессу обучения, но как известно, и всей современной действительности. Дети не меньше взрослых страдают, когда их родители сталкиваются с такими… Читать ещё >

Содержание

  • I. ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблема выученной беспомощности в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Феномен выученной беспомощности в современной психологии
      • 1. 2. 1. Специфические особенности выученной беспомощности и этапы развития беспомощности
      • 1. 2. 2. Выученная беспомощность и атрибутивный стиль
      • 1. 2. 3. Выученная беспомощность и жизненные события
      • 1. 2. 4. Выученная беспомощность и половые различия
      • 1. 2. 5. Выученная беспомощность и депрессия
      • 1. 2. 6. Коррекция и профилактика выученной беспомощности
    • 1. 3. Постановка проблемы и задач исследования
  • II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования беспомощности
    • 2. 3. Методы исследования индивидуальных особенностей испытуемых
    • 2. 4. Методы статистической обработки данных
  • III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Особенности атрибутивного стиля у детей 8−12 лет
    • 3. 2. Связь атрибутивного стиля со свойствами личности
    • 3. 3. Результаты обследования детей для выделения группы испытуемых с признаками беспомощности
    • 3. 4. Комплексная характеристика испытуемых с признаками беспомощности

Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Особенности исторического развития нашей страны и её общественного уклада серьёзно повлияли на менталитет нации, создав благоприятные условия для возникновения беспомощности у людей, главными из которых являются непредсказуемость и неконтролируемость событий.

Возникло новое общество, которое предъявляет к человеку новые требования. В этом новом обществе ответственность за свою жизнь, за достижение успеха ложится на самого человека, что требует собственных усилий. Ожидание разрешения проблем кем-то извне, будь то государство, общество, предприятие, родители, родственники, оказывается непродуктивным.

Изменения в обществе оказывают влияние и на детей. Новые программы обучения влекут за собой увеличение нагрузки на детей, требования к ним растут, но детская психика не всегда способна справиться с напряжением, которое сопутствует не только самому процессу обучения, но как известно, и всей современной действительности. Дети не меньше взрослых страдают, когда их родители сталкиваются с такими проблемами, как безработица, невыплата заработной платы, не говоря уже о разводах, болезнях и смерти близких людей. Как правило, дети не могут предвидеть подобные события в их жизни и не могут как-либо воздействовать на них. Таким образом, налицо условия для возникновения выученной беспомощности у детей.

По данным исследователей, XX век оказался веком беспрецедентного роста депрессии. Феномен выученной беспомощности связан с депрессией. И как следствие, изучение беспомощности открывает возможности разработки методов профилактики и лечения депрессии. Беспомощность может проявляться не только через депрессию, но и в уходе от её адекватного преодоления в алкоголизм и наркоманию.

Всё это обусловливает необходимость изучения феномена беспомощности, однако, он по каким-то причинам выпал из поля зрения отечественной психологии, несмотря на то, что период интенсивных исследований за рубежом составляет уже более 30 лет. Понятие беспомощности не упоминается в словарях, нет исследований данного явления, не разработаны методы диагностики и способы её преодоления. В отечественной психологии, однако, изучались близкие к беспомощности по своей природе явления, такие как стресс, фрустрация, неудача, реактивная депрессия, которые связаны с влиянием негативных событий и ситуаций на человека (Батурин Н.А., Вяткин Б. А., Мерлин B.C., Карвасарский Б. Д., Тарабрина Н. В., Шафранская К. Д. и др.).

Анализ зарубежных экспериментальных исследований показывает, что большая часть работ, посвященная изучению выученной беспомощности у людей, носит односторонний характер, поскольку в них основное внимание уделяется скорее изучению атрибутивного стиля и игнорируется изучение природы самой беспомощности. Несмотря на большое количество исследований связи выученной беспомощности и депрессии, до сих пор остаётся неясным, какое из этих явлений является первичным. Существует ряд работ, посвященных половым различиям в возникновении и развитии выученной беспомощности. Но пока недостаточно исследован вопрос о динамике развития данных различий. В целом нет систематизированных данных о возрастных особенностях возникновения и развития беспомощности, хотя существуют отдельные данные по этому вопросу. Недостаточно изучено и влияние индивидуальных особенностей на развитие выученной беспомощности. Существуют определённые противоречия между данными о выученной беспомощности, вызванной в лабораторных условиях и возникшей в результате реальных жизненных событий и обстоятельств. Не разработаны методы диагностики выученной беспомощности, адекватные нашей культуре, что значительно ограничивает возможности изучения феномена. Необходимо расширить понимание выученной беспомощности, в том числе за счёт введения понятия о ситуативной беспомощности и личностной беспомощности.

Данная работа направлена на восполнение некоторых из отмеченных пробелов в исследовании феномена беспомощности.

Целью настоящего исследования является выявление симптомокомплекса характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня.

Объект исследования: беспомощность у учащихся общеобразовательных школ в возрасте 8−12 лет. Общее количество испытуемых 382 человека.

Предмет исследования: психологические особенности личностной беспомощности.

Гипотеза. Существует совокупность личностных особенностей, которые в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, невротическими симптомами и определёнными поведенческими особенностями представляет собой симптомокомплекс характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня.

Исходя из цели и гипотезы сформулированы следующие конкретные задачи исследования:

1. Адаптация опросника атрибутивного стиля у детей 8−12 лет ОСАД (CASQ).

2. Исследование особенностей атрибутивного стиля как одного из важных признаков беспомощности у детей 8−12 лет.

3. Выявление свойств личности, детерминирующих пессимистический и оптимистический атрибутивные стили.

4. Выявление личностных особенностей детей с проявлениями беспомощности.

Научная новизна исследования:

1. Впервые предпринята попытка изучения беспомощности как специфического образования личностного уровня.

2. Выявлена совокупность характеристик, входящих в симптомокомплекс личностной беспомощности.

3. Адаптирована и апробирована методика изучения атрибутивного стиля у детей как важное средство изучения беспомощности.

4. Выявлены свойства личности, детерминирующие пессимистический и оптимистический атрибутивные стили.

Теоретическое значение работы:

Работа в определённой мере восполняет пробел изучения феномена беспомощности в отечественной психологии, обосновывает правомерность введения понятия о ситуативной беспомощности и личностной беспомощности. Получены данные о возрастных и половых различиях в стиле атрибуции у детей, что может служить началом изучения динамики изменения половых различий в возникновении и развитии беспомощности как личностной характеристики, определены свойства личности, детерминирующие атрибутивный стиль.

Практическое значение работы:

Адаптация опросника атрибутивного стиля у детей ОСАД расширяет возможности проведения дальнейших исследований атрибутивного стиля и беспомощности у детей. Результаты проведённого исследования личностной беспомощности могут быть использованы для разработки специального опросника для диагностики беспомощности. Результаты проведённого исследования могут быть использованы психологами и педагогами для предотвращения и коррекции беспомощности у учащихся.

Базой осуществления опытно-экспериментальной работы были: муниципальное общеобразовательное учреждение № 15 и средняя общеобразовательная школа № 101 г. Челябинска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Личностная беспомощность представляет собой симптомокомплекс личностных особенностей, атрибутивного стиля и невротических симптомов.

2. Пессимистический и оптимистический атрибутивные стили обусловлены определёнными свойствами личности.

3. Атрибутивный стиль, являющийся наиболее существенным фактором риска возникновения выученной беспомощности, имеет половые и возрастные особенности проявления у детей.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях психологических кафедр Южно-Уральского государственного университета (1999, 2000), на научно-практических конференциях: по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов Челябинского государственного педагогического университета (1997), Челябинских областных научно-практических конференциях педагогических работников «Педагогические и управленческие условия непрерывного образования студентов» (1999), «Систематизация содержания профессионально-педагогического образования» (2000), на педагогических советах образовательных учреждений общего образования МОУ № 15 и № 101 г. Челябинска (1999, 2000, 2001). Результаты диссертационного исследования использовались в учебном процессе кафедры педагогики и психологии младшего школьника Челябинского государственного педагогического университета в 1999;2001 годах при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам Общая психология, Возрастная психология и Педагогическая психология, а также психологической службой муниципального общеобразовательного учреждения № 15 при составлении коррекционных и развивающих программ, педагогическим коллективом и психологической службой муниципального общеобразовательного учреждения № 101 при индивидуальной работе с детьми, в работе с родителями, в работе руководителей школы при составлении перспективных и текущих планов работы школы, родительских комитетов в 1999;2001 годах.

По проблемам диссертационного исследования автором опубликовано 8 печатных работ.

I. ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

В данной работе проанализированы современные подходы к проблеме беспомощности, её связь с депрессией, роль атрибутивного стиля и жизненных событий в возникновении беспомощности, половые различия в возникновении беспомощности, пути профилактики и коррекции беспомощности. Адаптирован и апробирован Опросник атрибутивного стиля для детей, являющийся важным средством диагностики беспомощности. Заложены основы изучения беспомощности как специфического образования личностного уровня, предложен и использован набор методик для диагностики личностной беспомощности, исследованы особенности атрибутивного стиля у детей 8−12 лет, в том числе возрастные и половые различия, а также его связь со свойствами личности.

Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ литературы по проблеме беспомощности показывает, что возникновение беспомощности у человека определяется рядом факторов:

— серией неудач или следующих друг за другом негативных жизненных событий или негативным событием с высокой степенью интенсивности, являющимися непредсказуемыми и неподконтрольными для индивида;

— пессимистическим атрибутивным стилем;

— специфическими личностными особенностями индивида.

2. У детей с признаками беспомощности наблюдаются выраженные личностные особенности, совокупность которых в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, наличием невротических симптомов и определёнными поведенческими особенностями представляет собой симптомокомплекс характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня.

3. У детей с признаками беспомощности отмечаются следующие личностные особенности: более выраженная замкнутость, эмоциональная неустойчивость, возбудимость, робость, склонность к чувству вины, фрустрированность. Эти дети имеют более низкую самооценку и уровень притязаний, им больше свойственны экстрапунитивные реакции с фиксацией на самозащите и меньше — интрапунитивные реакции в целом, они менее адаптированы к социальному окружению.

4. Дети с признаками беспомощности не отличаются от других детей по уровню интеллекта и академической успеваемости.

5. У детей с признаками беспомощности в недалёком прошлом чаще происходили негативные жизненные события.

6. Формирование беспомощности различается у мальчиков и девочек. Мальчики в большей степени подвержены беспомощности, чем девочки, поскольку у них более пессимистический атрибутивный стиль.

7. В возрасте от 8 до 12 лет у детей вероятность возникновения беспомощности уменьшается, поскольку атрибутивный стиль у младших подростков является более оптимистическим, чем у младших школьников.

8. Атрибутивный стиль обусловлен личностными свойствами. Оптимистический атрибутивный стиль детерминируется такими свойствами личности, как жизнерадостность, открытость, эмоциональная устойчивость, ответственность, чувствительность. Пессимистический атрибутивный стиль детерминируется такими свойствами личности, как замкнутость, эмоциональная неустойчивость, сдержанность, беспечность, робость, чувствительность, напряжённость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 672 с.
  2. JT.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: КазГУ, 1987. — 244с.
  3. Аболин J1.M. Эмоциональная устойчивость в напряжённой деятельности, её психологические механизмы и пути повышения. Диссертация соискателя учёной степени доктора психологических наук. -Казань, 1988.-415с.
  4. Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. Методические рекомендации. Серия: Выпуск 6. M.: «Фолиум», 1995.-40с.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания. / Под ред. А. А. Бодалёва М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339с.
  7. А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1−2.
  8. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.- 105с.
  9. Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности. Дисс.. кандидата психол. наук. Л., 1980.- 191с.
  10. Ю.Батурин Н. А. Оценочная функция психики. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. -306с.
  11. П.Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи: Учебное пособие. -Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. 100с.
  12. Н.А., Курганский Н. А. Краткое руководство по Универсальному интеллектуальному тесту (УИТ СПЧ). Челябинск-Санкт-Петербург, 1995.-20с.
  13. Н.А., Курганский Н. А. Уровень притязаний как метод исследования личности. // Диагностика психических состояний в норме и патологии/ Под ред. Ф. И. Случевского. Л.: Медицина, 1980, с. 140 148.
  14. П.Батурин Н. А., Циринг Д. А. Методика диагностики стиля атрибуции детей. // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология:
  15. Сборник научных трудов / Под ред. Н. А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000.-Т.2.-С. 105−116.
  16. Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание./Пер. с англ.- Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986 — 420с.
  17. В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал, 1996. Том 17, № 4. — С. 64−74.
  18. С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе//Вопросы психологии, 1971.-№ 3,-С. 138−143.
  19. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Ника-Центр, 1997.
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике.-СПб.: Питер Ком, 1999. -528с.: (Серия «Мастера психологии»), С.201−204, С. 8−9,97−98, 313−314.
  21. . А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112 с.
  22. .А. Усиление мотивации как источник стресса // Психический стресс в спорте. Материалы всесоюзного симпозиума. Пермь, — 1972. -360с.
  23. . А., Дорфман Л .Я. О системном анализе психических состояний, возникающих под влиянием эмоциональных факторов // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1987. — № 2 — с.3−7.
  24. .А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997.-Т.18-№ 3.
  25. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  26. Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. — 456с.29.3елигман М. Э. П. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день.1. М., 1997.
  27. ЗО.Зинченко В. П. Образ и деятельность. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 608с.
  28. Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности. // Вопросы психологии, 2000. № 2. -С.87−93.
  29. Интегральная индивидуальность человека и её развитие. Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. — 328 с.
  30. И. А. О выученной беспомощности. // Химия в школе, 1997. № 5. — С.34−36.
  31. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.
  32. Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. С.-Пб.: Наука, 1994. — 119с.
  33. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. М., 1970. — С. 178−208.
  34. Г. Ф. Биометрия. М.: Высш. шк., 1980. — 293 с.
  35. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психолгии. 1976. — № 6 — С. 118−129.
  36. .Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 1984.
  37. С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (руководство по использованию). С.-Пб., 1993. 41с
  38. Д. Социальная психология/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. -684с. (с. 205−210).
  39. B.C. Психология индивидуальности/Под ред. Е. А. Климова -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448с.
  40. М.А. Проблема фрустрации и защитные механизмы личности. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Ереван, 1975.-25с.
  41. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М: Издательский центр «Академия». — 456 с.
  42. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360 с.
  43. Общая психодиагностика/ Под. ред. А. А. Бодалёва, В. В. Сголина. М.: МГУ, 1987.-304с.
  44. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. — 917с.
  45. И.П. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности. // Павлов И. П. Мозг и психика / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с. — С. 223 — 241.
  46. Л., Джон J1. Психология личности: Теория и исследования/Пер. англ.- М.: Аспект Пресс, 2000. 607с.
  47. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. В 2-х тт.
  48. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254с.
  49. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. -М: Изд-во УРАО, 1997. 304с.
  50. Психологическая диагностика детей и подростков. М., Изд-во Междунар. пед. академии, 1995. — 360 с.
  51. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440с.: ил.
  52. А. Т. Учение И.П. Павлова о неврозах. // Кора головного мозга и рецепторная функция организма. / Под ред. и с предисл. акад. К. М. Быкова. М.: Советская наука, 1952. — С. 176 — 182.
  53. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М: Медгиз, 1960. — 254 с.
  54. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688с.
  55. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с.
  56. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. -383с.
  57. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 144с.
  58. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т.2- Пер с нем./ Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 392 е., ил.
  59. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии, 1997, № 3, с. 102−111.
  60. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологи, 1996, № 3, с.116−132.
  61. М.Р. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. М., 1990.
  62. М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования. Автореферат дис. докт. психол. наук. Новосибирск, 1994.
  63. М. Г. Наука о поведении: русский путь. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -380 с.
  64. Abramson L.Y., Alloy L.B., Metalsky G.I. The cognitive diathesis-stress theories of depression: Toward an adequate evaluation of the theories' validities. In L.B. Aloy (Ed.), Cognitive processes in depression. New York: Guilford. 1986.
  65. Abramson L.Y., Metalsky G.I., Alloy L.B. The hopelessness theory of depression: Does the research test the theory? In L.Y. Abramson (Ed.), Social cognition and clinical psychology: A synthesis. New York: Guilford. 1986.
  66. Abramson L.Y., Metalsky G.I., Alloy L.B. Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression. Psychological Review, 96, pp. 358 -372.
  67. Abramson L. Y., Sackeim H. A. A paradox in depression: Uncontrollability and self-blame. Psychological Bulletin. 1977. — 84. — pp. 835 — 851.
  68. Abramson L. Y., Seligman M. E. P., Teasdale J. D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology. 1978, 87, 49−74.
  69. Albert N., Beck A.T. Incidence of depression in early adolescence: A preliminary study. Youth Adolesc., 1975, 4, 301 307.
  70. Alloy L.B., Lipman A.J., Abramson L.Y. Attributional style as a vulnerability factor for depression: validation by past history of mood disorders./ Cognitive Therapy and Research. 1992, 16(4), 391−407.
  71. Alloy L.B., Peterson C., Abramson L.Y., Seligman M.E.P. Attributional style and the generality of learned helplessness. Journal of Personality and Social Psychology. 1984. — 46. — pp. 681 — 687.
  72. Alloy L.B., Tabachnick N. Assessment of covariation by humans and animals: The join influence of prior expectations and current situational information. Psychological Review. 1984, 91, 112 149.
  73. Au Ch., Watkins D. Towards a causal model of learned hopelessness for Hong Kong adolescents. Educational Studies. 1997, 23(3), 377−392.
  74. Aydin G. Learned helplessness and explanatory style in Turkish Samples. The Journal of Social Psychology. 1991,132 (I), 117 119.
  75. Barber J.G., Mortimer J., Winefield A.H. Helplessness deficits: effects of amount of pretraining and test task difficulty. Australian Journal of Psychology. 1992, 44(1), 61−64.
  76. Basow S.A. Gender stereotypes: traditions and alternatives. Monterey, 1986.
  77. Beck A.T. Depression: clinical, experimental and theoretical aspects. New York. — 1967.
  78. Boggiano A.K., Barrett M., Judd C.M., Shields A., Flink C., Seelbach A. The use of controlling tasks: Effects on students' performance and standardized test scores. 1991, University of Colorado, Boulder.
  79. Boggiano A.K., Katz Ph. Maladaptive achievement patterns in students: the role of teachers' controlling strategies. Journal of Social Issues. 1991, 47(4), 35−51.
  80. Brown G.H., Harris T. Social origins of depression. New York: Free Press.- 1978.
  81. Brumback R.A., Staton D. Learning disability and childhood depression. American Journal of Orthopsychiatry. 1983. — 53. — pp. 269 — 281.
  82. Buchwald A.M., Coyne J.C. A critical evaluation of the learned helplessness model of depression. Journal of Abnormal Psychology. 1978, 87(1), 180−193.
  83. Cantwell D.P., Carlson G. Problems and prospects in the study of childhood depression. Journal of Nervous and Mental Disease. 1979. — 167. — pp. 522 -529.
  84. Carver C.S., Blaney P.H., Scheier M.F. Reassertion and giving up: The interactive role of self-directed attention and outcome expectancy. The Journal of Personality and Social Psychology. 1979, 37, 1859 1870.
  85. Coddington D.R. The significance of life events as etiologic factors in the diseases of children II. A study of a normal population. Journal of Psychosomatic Research, 1972, 16, 205 -213.
  86. Cole C. S. Coyne J. C. Situational specifity of laboratory induced learned helplessness. Journal of Abnormal Psychology. 1977, 86, 615 623.
  87. Colotla V.A. Experimental depression in animals. // Psychopathology in animals. Research and Clinical Implications. Edited by J.D. Keehn. Academic Press, New York, 1979.
  88. Costello Ch.G. A critical review of Seligman’s laboratory experiments on leaned helplessness and depression in humans. Journal of Abnormal Psychology. 1978, 87(1), 21 31.
  89. Deci E.L., Ryan R.M. The support of autonomy and the control of behavior. Journal of Personality and Social Psychology. 1987, 53, 1024 1037.
  90. Deci E.L., Spiegel N.H., Ryan R.M., Koestner R., Kauffman M. Effects of performance standards on teaching styles: Behavior of controlling teachers. Journal of Educational Psychology. 1982, 74, 852 859.
  91. DeMoss K., Milich R., DeMers S. Gender, creativity, depression, and attributional style in adolescents with high academic ability. Journal of Abnormal Child Psychology, 1993, 21 (4), 455 467.
  92. Dweck C.S. The role of expectations and attributions in the alleviation of learned helplessness. Journal of Personality and Social Psychology. 1975. -31.-pp.674−685.
  93. Dweck C.S., Licht B.G. Learned helplessness and intellectual achievement. / Human helplessness: Theory and application. New York. 1980, 197 221.
  94. Dweck C.S., Reppucci N.D. Learned helplessness and reinforcement responsibility in children. Journal of Personality and Social Psychology. -1973.-25.-pp.109- 116.
  95. Dweck C.S., Wortman C.B. Learned helplessness, anxiety, and achievement motivation: Neglected parallels in cognitive, affective, and coping responses. In H.W. Krohne, L. Laux (Eds.), Achievement, stress, and anxiety. New York: Hemisphere. 1982.
  96. Eme R. F. Sex differences in childhood psychopatholgy: A review. Psychological bulletin, 1979, 86, 574−595.
  97. Feather N.T., Simon J.G. Causal attributions for success and failure in relation to expectations of suuccess based upon selective or manipulative control. Journal of Personality. 1971, 39, 527 554.
  98. Freud S. Mourning and melancholia. In J. Serachey. Standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud (Vol. 14, pp. 243 -258). -London: Hogarth. 1957.
  99. Frieze I.H., Weiner B. Cue utilization and attributional judgments for success and failure. Journal of Personalit. 1971, 39, 591 605.
  100. Galloway D., Leo E.L., Rogers C., Armstrong D. Motivational styles in English and mathematics among children identified as having special educational needs. British Journal of Educational Psychology. 1995, 65, 477 487.
  101. Garber J., Seligman M.E.P. (Eds). Human helplessness. New York: Academic Press, 1980.
  102. Gatchel R.J., McKinney M.E., Koebernick L.F. Leaned helplessness, depression, and physiological responding. Psychophysiology.1977, 14(1), 25 -31.
  103. Gatchel R.J., Paulus P.В., Maples C.W. Leaned helplessness and self-reported affect. Journal of Abnormal Psychology. 1975, 84, 732 734.
  104. Gillham J.E., Reivich K.J., Jaycox L.H., Seligman M. E. P. Prevention of depressive symptoms in schoolchildren: two-year follow-up. Psychological Science. 1995,6(6), 343 351.
  105. Girgus J. S., Nolen Hoeksema S., Seligman M. E. P. Leaned helplessness in children: a longitudinal study of depression, achievement, and explanatory style. Journal of Personality and Social Psychology. 1986, 51, 435−442.
  106. Girgus J. S., Nolen Hoeksema S., Seligman M. E. P. Sex differences in depression and exlanatory style in children. Journal of Youth and Adolescence, 1991, 20 (2), 233 — 245.
  107. Hammen C.L., Krantz S. Effect of success and failure on depressive cognitions. Journal of Abnormal Psychology. 1976. — 85. — pp. 577 — 586.
  108. Hiroto D. S. Locus of control and learned helplessness. Journal of Experimental Psychology. 1974, 102(2), 187 193.
  109. Hiroto D. S., Seligman M. E. P. Generality of learned helplessness in man. Journal of Personality and Social Psychology. 1975, 31,311- 327.
  110. Jr., Т.Е., Wagner K.D. (1995) Attributional style and depression in children and adolescents: a meta-analitic review. Clinical Psychology Review, 15, 777−798.
  111. Kandel D.B., Davies M. Adult sequelae of adolescent depressive symptoms. Arch. Gen. Psychiatr., 1986, 43, 255 262.
  112. Kashani J.H., Beck N.C., Hoeper E.W., Fallahi C., Corcoran C.M., McAllister J.A., Rosenberg Т.К., Reid J.C. Psychiatric disorders in a community sample of adolscents. Am. J. Psychiatr., 1987, 144, 548 589.
  113. Kaslow N.J., Rehm L.P., Pollock S.L., Siegel A.W. Attributional style and self-control behavior in depressed and nondepressed children and their parents. Journal of Abnormal Child Psychology. 1988. — 16. — pp. 163 — 175.
  114. Kanouse D.E. Language, labeling, and attribution. In D. Levine (Ed.), Nebraska symposium on motivation (Vol. 15). Lincoln: University of Nebraska Press. 1972.
  115. Kazdin A.E. Childhood depression. // Treatment of childhood disorders. -New York, 1989, 135- 166.
  116. Kelley H.H. Causal schemata and the attribution process. In Attribution: Perceiving the causes of behavior. Morristown, NJ, 1972.
  117. Kelly H.H. The process of causal attribution. American Psychologist, 1973.- 28, 107- 128.
  118. Kilpatrick-Tabak В., Roth S. An attempt to reverse performance deficits associated with depression and experimentally induced helplessness. Journal of Abnormal Psychology. 1978, 87(1), 141−154.
  119. Klein D.C., Seligman M. E. P. Reversal of performance deficits and perceptual deficits in learned helplessness and depression. Journal of Abnormal Psychology. 1976, 85, 11−26.
  120. Langer E.J. Rethinking the role of thought in social interaction. In J.H. Harvey, W.J. Ickes, R.F. Kidd (Eds.), New directions in attribution research (Vol. 2, pp. 35 58). Hillsdale, NJ: Erlbaum. — 1978.
  121. Leon G.R., Kendall P.C., Garber J. Depression in children: Parent, teacher, and child perspectives. Journal of Abnormal Child Psychology. 1980, 8, 221−235.
  122. Levine M. Hypothesis theory and nonlearning despite ideal S-P reinforcement contingencies. Psychological Review. -1971. 78. — pp. 130 140.
  123. Levis D.J. Learned helplessness: a reply and an alternative S-R interpretation. Journal of Experimental Psychology: General. 1976, 105(1), 47−65.
  124. Lloyd C. Life events and depressive disoder reviewed: I. Events as predisposing factors. II. Events as precipitating factors. Archives of General Psychiatry. 1980, 37, 529 548.
  125. Maier S. F. Failure to avoid traumatic electric shock: incompatable sceletal-motor responses or learned helplessness? Learning and motivation. 1970, 1, 157−169.
  126. Maier S. F., Jackson R. L. Learned helplessness: All of us were right (and wrong): Inescapable shock has multiple effects. The psychology of learning and motivation. 1979. Vol. 13, 155 218.
  127. Maier S. F. Seligman M. E. P. Learned helplessness: Theory and evidence. Journal of Experimental Psychology: General. 1976, 105, 3 46.
  128. Maier S. F., Seligman M. E. P., Solomon R. L. Pavlovian fear conditioning and learned helplessness. Punishment and aversive behavior. New York, 1969. 229−243.
  129. Massennan J.H. Unpredictability in the etiology of behavioral deviations. // Animal models in human psychology. Edited by G. Serban, A.Kling. New York, London: 1975, 99−110.
  130. Masters J.C., Barden C., Ford M.E. Affective states, expressive behaviors, and learning in children. Journal of Personality and Social Psychology. -1979.-37.-pp. 370−380.
  131. Matute H. Learned helplessness and superstitious behavior as opposite effects of uncontrollable reinforcement in humans. Learning and Motivation. 25,216−232.
  132. McKean K.J. Using multiple risk factors to assess the behavioral, cognitive and affective effects of learned helplessness. The Journal of Psychology. 1993, 128(2), 177−183.
  133. McNitt P.С., Thornton D.W. Depression and perceived reinforcement: A reconsideration. Journal of Abnormal Psychology. 1978, 87, 137 140.
  134. Metalsky G.I., Abramson L.Y. Toward a framework for conceptualization * and assessment. In Assessment strategies for cognitive behavioralinterventions. New York, 1981.
  135. Mikulincer M. Joint influence of prior beliefs and current situational information on stable and unstable attributions. Journal of Social Psychology. Vol. 130, No 6, 1990, 739 753.
  136. Mikulincer M. Cognitive interference and learned helplessness: The effects of off-task cognitions on performance following unsolvable problems. The Journal of Personality and Social Psychology. 1989, 57, 129 135.
  137. Mikulincer M., Marshand O. An excuse perspective of the learned helplessness paradigm: the self protective role of causal attribution. Journalof Social and Clinical Psychology. 1991, Vol. 10, No 2, 134−151.
  138. Mikulincer M., Nizan B. Causal attribution, cognitive interference, and the generalization of learned helplessness. The Journal of Personality and Social Psychology. 1988, 55, 470 478.
  139. Miller R.T. Ego involvement and attribution for success and failure. Journal of Personality and Social Psychology. 1976. — 34. — pp.901 — 906.
  140. Miller I. W., Norman W.H. Learned helplessness in humans: A review and attribution theory model Psychological Bulletin. 1979. — pp. 93 — 119.
  141. Miller W., Seligman M. E. P. Depression in humans. Journal of Abnormal Psychology. 1975, 84, pp. 228 238.
  142. Nisbett R.E., Ross L. Human interference: Stretegies and shortcomings of social judgment. Englewood Cliffs, NJ, 1980.
  143. Nisbett R.E., Wilson T.D. Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes. Psychological Review. 1977. — 84. — pp. 231 — 259.
  144. Nolen-Hoeksema, S., Girgus, J., & Seligman, M.E.P. Learned helplessness in children: A longitudinal study of depression, achievement, and explanatory style. Journal of Personality and Social Psychology. 1986. — 51, pp.435−442.
  145. J. В., Seligman M. E. P. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance learning. Journal of Comparative and Psysiological Psychology. 1967, 63, 23−33.
  146. Overmier J. B. Interference with avoidance behavior: failure to avoid traumatic shock. Journal of Experimental Psychology. 1968, Vol.78, No.2, 340−343.
  147. Pearce J. The recognition of depressive disorder in children. J. Roy. Soc. Med., 1978,71,494−500.
  148. Peterson C. Entity and incremental world views: some lessons from learned helplessness theory and research. Psychological Inquiry- 1995, Vol. 6(4)307−311.
  149. Peterson C. Learning impairment following insoluble problems: Learned helplessness or altered hypothesis pool? Journal of Experimental Social Psychology. 1978. — 14. — pp. 53 — 68.
  150. Peterson С., Conn M.K. Depressive mood reactions to breaking up: A learned helplessness perspective. Unpublished manuscript. Virginia Polytechnic Institute and State University. 1982.
  151. Peterson C., Seligman M. E. P. Causal explanations as a risk Factor for depression: Theory and evidence. Psychological Review. 1984, 91, 347 -374.
  152. Peterson C., Seligman M. E. P. Content analysis of verbatim explanations: The CAVE technique for assessing explanatory style. Unpublished manuscript, University of Pennsylvania, Philadelphia.
  153. Peterson C., Semmel A., von Baeyer C., Abramson L. Y., Metalsky G. Y., Seligman M. E. P. The Attributional Style Questionnaire. Cognitive Therapy and Research. 1982, 6. 287−299.
  154. Peterson C., Seligman M.E.P., Vaillant G. Pessimistic explanatory style as a risk factor for physical illness: A thirty-five year longitudinal study. Journal of Personality and Social Psychology. 1988, 55, 23−27.
  155. Petiprin G.L., Johnson M.E. Effects of gender, attributional style, and item difficulty on academic performance. Journal of Psychology. 1990, Vol.125, No. 1,51 58.
  156. Richter C. On the phenomenon of sudden death in animals and man. Psychosom. Med., 1957, 19, pp. 191 198.
  157. Rizley R. Depression and distortion in the attribution of Causality. Journal of Abnormal Psychology. 1978, 67(1), 32−48.
  158. Rose D.T., Abramson L.Y., Hodulik Ch.J., Halberstadt L., Leff G. Heterogeneity of cognitive style among depressed inpatients. Journal of Abnormal Psychology. 1994, 103(3), 419−429.
  159. Rosellini R.A., Seligman M.E.P. Frustration and learned helplessness. Journal of Experimental Psychology: Animal Behavior Processes. 1975, 104(2), 149−157.
  160. Rosen B.C., Aneshensel C.S. The cahemleon syndrome: A social psychological dimension of the female sex role. Journal of Marriage and the Family, 1976,38, 605−617.
  161. Roth S. A revised model of learned helplessness in humans. Journal of Personality. 1980. — 48. — pp. 103 — 133.
  162. Qian G., Alvermann D. Role of epistemological beliefs and learned helpnessness in secondary school students' learning science concepts from text. Journal of Educational Psychology. 1995, 87(2), 282−292.
  163. Seligman M. E. P. Comment and integration. Journal of Abnormal Psychology, 1978. 87(1), p. 165 — 179.
  164. Seligman M. E. P. Depression and learned helplessness. In R.J. Friedman & M.M. Katz (Eds.), The psychology of depression: Contemporary theory and research. Washington, DC: Winston, — 1974. — pp. 83−113.
  165. Seligman M. E. P. Helplessness: On depression, development, and death. San Fracisco: Freeman. 1975.
  166. Seligman M. E. P., Abramson L.Y., Semmel A., Von Baeyer C.
  167. Depressive attributional style. Journal of Abnormal Psychology, 1979. 88, p.242 247.
  168. Seligman M., Kaslow N.J., Allow L.B., Peterson C., Tanenbaum R., Abramson L.Y. Attributional style and depressive symptoms among children, Journal of Abnormal Psychology. 1984, 93, 235−238.
  169. Seligman M. E. P., Maier S. F. Failure to escape traumatic shock. Journal of Experimental Psychology. 1967, Vol.74, No. l, 1 -9.
  170. Seligman M. E. P., Maier S. F., Solomon R. L. Unpredictable and uncontrollable aversive events. // Aversive conditioning and learning. New York, 1971.347−400.
  171. Seligman M, Peterson C. Causal explanations as a risk factor for depression: theory and evidence. Psychological Review. 1984, 91, 347−374.
  172. Seligman M. E. P., Reivich K., Jaycox L., Gillham J. The optimistic child: a proven program to safeguard children against depression and build lifelong resilience. New York: 1996. — 336p.
  173. Seligman M. E. P., Weiss J. Coping behavior: Learned helplessness, physiological activity, and learned inactivity. Behavior Research and Therapy. 1980, 18,459- 512.
  174. Simmons R.G., Blyth D.A. Moving into adolescence: the impact of pubertal change and school context. New York, 1981.
  175. Snyder C. R., Ford C.E., Harris R.N. The effects of theoretical perspective on the analysis of coping with negative life events. // Coping with negative life events: Clinical and social psychological perspectives. New York, 1987, pp. 3−13.
  176. Snyder C. R., Higgins R. L. Excuses: Their effective role in the negotiation of reality. Psychological Review. 1988, 104, pp.23 35.
  177. Snyder C. R., Higgins R. L., Stucky R. J. Excuses: Masquerades in search of grace. New York, 1983.
  178. Sweeney P.D., Anderson K., Bailey S. Attributional style in depression: A meta-analytic review. Journal of Personality and Social Psychology. 1986. -50.-pp. 974−991.
  179. Tennen H., Eller S.J. Attributional components of learned helplessness and facilitation. Journal of Personality and Social Psychology. 1977. — 35. -pp. 265 -271.
  180. Weinberg W.A., Rutman J., Sullivan L., Penick E.C., Dietz S.G. Depression in children referred to an educational diagnostic center: Diagnosis and treatment. Journal of Pediatrics. 1973. — 83. — pp. 1065 -1072.
  181. Weiner B. An attribution theory of achievement motivation and emotion. Psychological Review. 1985, 92, pp.548 573.
  182. Weiner В. Theories of motivation: From mechanism to cognition. Chicago, 1972.
  183. Weiss, J.M., Glazer, H.I., Pohorecky, L.A. Coping behavior and neurochemical changes: An alternative explanation for the original «learned helplessness» experiments.// Animal models in human psychology. New York: Plenum Press, 1975, pp. 141−173.
  184. Willis M.H., Blaney P.H. Three tests of the learned helplessness model of depression. Journal of Abnormal Psychology. 1978, 87(1), 131−136.
  185. С. В., Dintzer L. Is an attributional analysis of the learned helplessness phenomenon viable?: A critique of the Abramson-Seligman-Teasdale reformulation. Journal of Abnormal Psychology. 1978. — 87. — pp. 75 — 90.
  186. Young L.D., Allin J.M. Repression-sensitization differences in recovery from learned helplessness. Journal of General Psychology, 1992, 119(2), pp. 135−139.
Заполнить форму текущей работой