Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Место психотехники в системе психологических знаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходные идеи о природе образующей и развивающей роли общей психологии были высказаны выдающимися представителями гуманитарного и психологического знания — М. М. Бахтиным и Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Давыдовым, O.K. Тихомировым и другими учеными психологами. В настоящее время идет активный поиск и перестройка содержания курса общей психологии и разработка новых… Читать ещё >

Содержание

  • Общая характеристика работы
  • Историко-психологический анализ проблемы: место психотехники в системе общепсихологических знаний
  • Постановка проблемы
  • Глава 1. Развитие экспериментальной психологии и ее значение для психотехники
  • Глава 2. Становление и развитие прикладной психологии 33 в Европе и России
  • Глава 3. Становление и развитие практической 64 психологии в России
  • Глава 4. Современное состояние психотехники
  • Общие итоги исследования
  • Выводы

Место психотехники в системе психологических знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, возникновением в обществе необходимости в практической психологии. Это обусловлено остротой и глобальностью практических проблем российского общества, не имеющих общепринятых способов решения в социальной, экономической-, политической, духовной практике и главным образом в системе практической подготовки пециалистов. Новые проблемы требуют и новых специалистов, умеющих решать эти проблемы общества и различных социальных институтов, а, следовательно, и новых технологий обучения (Рубцов В.В., 1996).

Во-вторых, в современных условиях, вследствие искусственной задержки развития российской психологии в 30-х годах, явно ощущается психологическая девальвация ценности человеческого духа и личности, отсутствие ориентации на значение и роль психики в различных сферах труда, практики самосознания и самосовершенствования человека. В самой психологии, в ее общей и основной части, были по сути оставлены лишь психические процессы, которые со временем перестали приниматься, так как не имели практического применения. И как следствие, конкретные люди были лишены психологических средств решения жизненных и профессиональных проблем (Василюк Ф.Е., Абрамова Г. С., Асмолов А. Г., В. П. Зинченко, Горбунов Г. Д., Папуш М., и др.).

В-третьих, общая психология, как показала начавшаяся перестройка, оказалась не дееспособной перед лицом нарастающих проблем общества (Абрамова Г. С., Авдеев В. В., Ф. Е. Василюк и др.). Поразительные успехи педагогической и возрастной психологии, социальной психологии и психологии управления, инженерной и медицинской психологии за последнее десятилетие обогатили психологию огромным фактическим материалом и новыми представлениями. Это привело — по меткому замечанию O.K. Тихомирова (1992) — к пренебрежительному отношению к общей психологии и тенденции «ухода» в практические отрасли. На фоне объективно происходящих изменений и достижений, общая психология практически перестала производить так необходимые обобщения результатов экспериментального и теоретического характера, рефлектировать собственные основания. Замкнувшись в предметной области психических процессов, она перестала обогащать свои прикладные области и практики адекватным видением психического пространства человека — как бы застыла в своем развитии. Но вопросы, на которые общественная практика ждет ответов, остаются. Отметим основные: Каково место и роль обще психологических знаний в жизнедеятельности человека? Могут ли развиваться прикладные области вне общей психологии? Какова структурная организация общей психологии? Каким арсеналом средств должен обладать практический психолог?

Поэтому, в своем исследовании мы солидарны с академиком В. В. Давыдовым в том, что «без анализа их тенденций, без анализа позиционных структур. достичь требуемых целей не удается. И здесь конкретный теоретико-деятель-ностный анализ, а также результаты этого анализа приобретают важнейшее значение» (июнь, 1995 г.).

Таким образом, актуальность, с одной стороны, обусловлена происходящей перестройкой всех сторон общества, которая требует новых форм мышления специалистов, а, следовательно, и новых технологий обучения, а с другой — определяется неудовлетворительным состоянием базовой области психологии — общей психологии, ее непрактичностью, что в свою очередь вызывает необходимость переосмысления структуры и содержания общепсихологической работы, отхода от классических парадигм мышления и деления научных знаний на эмпирические и теоретические.

С учетом указанных выше обстоятельств была избрана тема диссертационного исследования, а также решены организационные и методологические вопросы его проведения.

Основой для выбора объекта и предмета исследования, его целей и задач послужило осознание, существующего внешнего и внутреннего противоречия.

Внешнее противоречие отражает разрыв между общей и другими отраслями психологии (медицинская, детская и возрастная, педагогическая и управления, социальная и инженерная, .), которые успешно применяют современные техники оказания помощи в практике и внедряют современные образовательные технологии. Внутреннее — отражает разрыв между теорией и методологией, теорией и практикой.

Целью данного исследования является обобщение работ по общей психологии, обоснование и введение в содержание курса общей психологии психотехники как ее неотъемлемой и практической части.

Методологической основой исследования явились работы К. Маркса, JI.C. Выготского* Г. П. Щедровицкого, Э. Г. Юдина, В. П. Кузьмина.

В теоретической плоскости нашей работы лежат: психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория развивающего обучения В. В. Давыдова, концепция социально-генетической психологии В. В. Рубцова, теоретические и практические положения игровых методов подготовки кадров С.Д. Неверкови-ча, принципы подготовки специалистов A.B. Петровского, Н. В. Кузьминой, H.H. Нечаева.

Исходные идеи о природе образующей и развивающей роли общей психологии были высказаны выдающимися представителями гуманитарного и психологического знания — М. М. Бахтиным и Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Давыдовым, O.K. Тихомировым и другими учеными психологами. В настоящее время идет активный поиск и перестройка содержания курса общей психологии и разработка новых, психологических средств и способов активизации познавательной активности в рамках образования и подготовки практического психолога (В.В. Рубцов, Ю. В. Громыко, О. С. Анисимов и др.) — в общеобразовательной школе (Л.М. Митина, Н. В. Самоукина и др.), а также в высшей школе (С.Д. Неверкович, С. Д. Смирнов и др.). Раскрытию движущих сил, закономерностей, основных характеристик эффективного творческого обучения нашло отражение в работах П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной, В. В. Рубцова и многих других отечественных ученых. Для формирования практического мышления у студентов, необходимо создание особых программ и методик по обучению, в которых реализовывались бы принципы развивающего обучения, а также воспитания творческой, инициативной личности. Решение коренных задач образования, — отмечает В. В. Давыдов, в конечном счете, связано с изменением «типа мышления, проектируемого целями, содержанием и методами обучения». Следовательно, систему обучения необходимо переориентировать с формирования у студентов рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них современного научно-теоретического и практического мышления.

Таким образом, одним из актуальных и важнейших направлений повышения эффективности и Качества подготовки психологов является, по нашему мнению, в первую очередь дальнейшее развитие содержания и структуры общей психологии, которая не может развертываться без восстановления прерванной линии развития и ее перестройки с учетом современных достижений в области методологии науки (Т.П. Щедровицкий, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, В. В. Рубцов, Ю. В. Громыко и др.) — как базового компонента при формирования теоретического мышления и исходного основания практических действий будущих профессиональных специалистов.

Объект исследования — организационная и развивающаяся система психологических знаний.

Предмет исследования — психотехника, ее роль и место в системе психологических знаний.

Основная идея работы заключалась в осмыслении логики развития общей психологии с позиций культурно-исторической и деятельностного подхода, ее роли и места в профессиональной деятельности психолога, и, исходя из этого, осмысление структуры общей психологии в соответствии с этой логикой.

Гипотеза исследования. Существующее положение и состояние общей психологии явно не соответствует тем возможностям, которыми она обладает. Идеологизация и натурализация содержания общей психологии привели к ее упадку и осознанию ряда противоречий. Исследование было предпринято, исходя из предположения, что для снятия имеющихся разрывов и обеспечения выхода общей психологии на практику необходимо пересмотреть систему общей психологии, расширить ее предметные границы за счет включения в ее системную организацию психотехники и психотехнологии. Разработка системы общей психологии будет способствовать преодолению стереотипов профессионального сознания, формированию новых технологий обучения и способов, существенных для саморазвития и самоутверждения, творческого осуществления профессиональной деятельности психолога. Эту развивающую функцию имеет такая система, которая опирается на предметность профессиональной деятельности, на ее системность и проблемность, при реализации которых специалисты используют различные психотехнические средства. Таким образом, содержание и организация учебного процесса должны включать многослойное строение общей психологии и многосложные социокультурные практические требования к практическому психологу.

Исходя из цели, предмета и объекта, гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести логико-исторический анализ и выявить становление исторически разных форм общей психологии и с позиций системного и деятельностного подхода разработать системное строение общей психологии.

2. Исследовать и определить место и роль психотехники в рамках общей психологии.

3. Провести теоретико-методологический анализ и обобщение имеющихся разрозненных направлений и методов общей психологии в системе обучения.

4. Обобщить и определить принципы, обеспечивающие направление процесса психологического образования практического психолога.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые теоретически обосновано вводится система общей психологии, которая имеет в своем строении разные уровни организации, использование которых способствует целенаправленному развитию и формированию у будущих специалистов психотехнических основ творческого профессионального мышления и деятельности.

Теоретическое значение исследования заключается в восстановлении методологических предпосылок и основ общей психологии, реконструкции общего направления и логики развития данной дисциплины к системной организации и практике, социокультурное обоснование психотехники как практической области общей психологии.

Практическое значение работы определяется реализацией идей развивающего обучения в процессе обучения, формирования психотехнического мышления на основе организации рефлексивной деятельности при подготовке предметно ориентированных специалистов и психологов. Включение социально-организационных игротехник, в качестве обучающих методик в учебный процесс позволяет уделять должное внимание целенаправленному развитию творческих способностей личности, что обеспечит качественно новый уровень подготовки практических психологов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проделанный анализ показал, что развитие общей психологии осуществляется в экспериментальной плоскости, а не теоретической, а тем более методологической и практической. Идеи, программы практического развития психологии во многом не имеют своей реализации до сих пор. Искусственная задержка психологии в развертывании своих возможностей, и как следствие развитие общественно-государственного устройства без психологических знаний, привело в целом к общей перестройке, коснувшейся всех социальных институтов и каждого члена общества.

Существующее линейное (плоскостное) и одномерное развитие общей психологии не способствуют развитию психологической науки, не оказывают влияние на развитие прикладных отраслей психологии, и вместе с тем не приводят студентов к необходимости ее освоения. Такое положение дел отражено в современных учебниках, где с 30-х годов клишируется одна и та же структура: предмет, задачи, методыпсихические процессыиндивидуально-типичные особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность).

Современное состояние характеризуется тем, что развитие психологии, роль и место в обществе зависит от функциональных возможностей психологической науки в целом, методического обеспечения психологов практическими знаниями и умениями, или более конкретно — от реализации психологами научных достижений на практике.

2. Анализ вскрыл исторически неиспользованные возможности развития психологической науки в ее основной части — общей психологии, а именно, не были развернуты методологический и практический уровни психологии. С большой задержкой с середины 80 г. начал развиваться и обогащаться прикладной уровень общей психологии. В настоящее время эта сфера, имея в своей организации диагностические методы, постоянно обогащается. Таким образом, была установлена пятислойная организация общей психологии, каждая из которых имеет свои цели и задачи, предмет и методы, неоднозначность развития и содержания.

Основными видами практической деятельности психолога можно считать: исследование, анализ (диагностика), формирование, коррекция и т. д., которые должны быть обеспечены культурно-историческими средствами. Психотехника есть предметное содержание практического уровня общей психологии. Предметная область этого уровня содержит разнообразные приемы и средства, позволяющие эффективно осуществлять психологическую работу на практике.

Соответственно психотехнология является способом реализации на практике тех или иных психотехник с целью коррекции поведения, формирования возможных вариантов или новых «жизненных» сценариев, производства новых стратегий и техник жизнедеятельности человека.

4. В результате проделанной работы:

— поставлен вопрос о методологии исследования в психологии,.

— разграничен прикладной и практический уровень в психологии,.

— задано направление и форма развития практического уровня психологии как сферы общей психологии, имеющая своим содержание психотехнику и психотехнологию.

5. Дальнейшая разработка проблемы предполагает анализ и обобщение имеющихся в культуре техник, их методическую проработку и внедрение в практику.

Организация исследований. Исследование было организовано в 4 этапа:

1 этап: 1986 — 1989. На данном этапе была определена область исследования, определены теоретические и методологические основы работы, сформулированы гипотеза, цель, задачи, программа, методы исследования. Проведен анализ общей и специальной литературы, изучен педагогический опыт специалистов в области образования и, в частности в общей психологии. На основании данного анализа были выбраны теоретико — методологические основания работы, принципы построения обучающей программы по данному курсу, выделены особенности организации и методологические основания дальнейшего исследования, а также способы организации и условия.

2 этап: 1990 — 1992. На этом этапе проводился анализ собранного материала и отрабатывались отдельные положения в учебном процессе.

3 этап: сентябрь 1993 — август 1995. На данном этапе исследования нами был осуществлен анализ и обобщение результатов предварительного исследования по разработке и классификации методов в общей психологии. На основе этого, окончательно сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования. Вместе с этим, полученный научно-методический материал широко применялся в курсах общей психологии при обучении студентов психологического и педагогического вуза. В соответствии с поставленной целью исследования разработана новая продуктивная методика по обучению, основанная на развитии теоретического мышления, позволяющего добиваться определеных сдвигов в отношении к общей психологии, сформулированы психолого-педагогические принципы, лежащие в основе методов, а также техники их проведения и организации.

4 этап: 1996 — 1997. На заключительном этапе работы осуществлялся анализ результатов исследования, на основании чего были сделаны выводы, разработаны практические рекомендации, сформулированы психолого-педагогические принципы, а также скорректирован и написан окончательный вариант данной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения проведенного исследования докладывались на итоговых научных конференциях Российской Государственной академии физической культуры, на научно — практических конференциях кафедры психологии, на нескольких Всесоюзных конференциях и симпозиумах, на III Всемирном конгрессе по деятельности. теория и социальная практика (Москва, 1995 г.), 2-м Международном конгрессе по спортивной психологии (Москва, 1995 г.), 1-й Всероссийской научно — практической конференции, посвященной практической психологии (Москва, 1998 г.), Международном конгрессе «Человек в мире спорта» (Москва, 1998 г.). В целом материалы исследования опубликованы в учебном пособии (1997 г.) и реализованы в программе и курсах общей, экспериментальной психологии и курсе «основы психотехники» .

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, библиографии, включающей 257 источника отечественных и зарубежных авторов, 2-х приложений. Диссертация содержит 115 страниц машинописного текста.

ВЫВОДЫ.

1. Происходящая перестройка в стране и деидеологизация общественной жизни привели к раскрепощению сознания, и соответственно, к появлению массового рынка психологических услуг и различных служб практической психологии. Современное состояние отечественной психологии характеризуется бурным ростом и стихийным внедрением западных разнообразных психологических практик и техник, которые не всегда отвечаюет проблемам того или иного индивида. Поэтому назрела настоятельная потребность, с одной стороны, в культурной и научной подготовке специалистов практиков, а с другой — в качественном обновлении психологического образования. Данное обстоятельство требует изменения функции психологического знания — переход от описательно-объяснительных схем к конструктивным схемам и моделям.

2. Работа практического психолога всегда синтетична, созидательна и полидисциплинарна. Поэтому, основными принципами, обеспечивающими направление психологического образования практических психологов являются: системность, конструктивность, поликулмурность, кооперации и диалогйч-ность, непрерывность психологического образования и саморазвития.

3. Психологическая наука является разветвленным социальным институтом и сферой производства знаний, способов и средств. Исторически сложилось так, что среди научных направлений и отраслей психологической науки общая психология занимает фундаментальное положение. Как сфера производства она системна и включает в себя следующие уровни: методологический, теоретический, экспериментальный, прикладной и практический, где каждый из них оснащен своим предметным видением и методическим арсеналом средств познания.

4. Психотехника как система психологических способов и средств составляет основание практической психологии. Ее назначение — решение разнообразных психологических проблем, начиная от конкретной задачи до формирования личности человека. Ее значение в овладении человеком собственным внутренним миром и дальнейшем саморазвитии и самоактуализации.

5. Методы, обеспечивающие содержание подготовки практического психолога, можно объединить в три большие класса: исследовательские, диагностические и коррекционно-формирующие. Вместе с тем, деятельность практического психолога включает такие научные действия как: психологический анализ (включая и классический психоанализ), поиск или разработка соответствующих техник и решение посредством них проблем «другого» (пользователя).

Исходя из этого, можно заключить, что только при таком подходе и реализации в образовательных программах, специалисты по общей психологии смогут эффективно осуществлять свою практическую функцию. Осуществляя ее, психолог обязан постоянно обогащать и совершенствовать средства и способы познания психического устройства человека. Таким образом, ближайшими задачами становятся: отбор и нормативное описание различных психологических техник, их классификация и типизация, обобщение и отработка различных технологий применения, и соответственно по мере методической обработки передача в систему обучения.

Заключение

.

Методологические или теоретиче-ский анализ проблемной ситуации Проектирование сценария (сюжета, действий, ролевых позиций) Моделирование ситуации Организация совместной деятельности общения.

Реализация сценария.

Обсуждение (обратная связь, рефлексия и осознание.

Перенос на на практику жизнедеятельности.

Личностный рост, саморазвитие.

Оценка состояния, отклонения направления процесса развития, отклонения от нормы.

Знания, умения, навыки, Измененное состояние сознания, личности, поведения, деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М.: МПА, 1994. 237 с.
  2. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург: «Деловая книга», -М., «Академия», 1995. 128 с.
  3. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. В 2-х томах. 5-е изд., перераб. М.: ТОО ИХЦ «Изограф», 1997. — 685 с.
  4. X., Сарджент К. Проверьте свои экстрасенсорные способности: Тесты, игры, эксперименты /Пер. с англ. М.: Изд-во ACT-ЛТД, 1997. — 208 с.
  5. Ю. Рецензия на книгу А.П.Нечаева «Современная экспе риментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения» /Вопросы философии и психологии. 1901. Кн.4 (59). С. 405−416.
  6. Ф., Селесник Щ. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности до наших дней. М.: Прогресс-Культура, 1995. 608
  7. H.A. Высшее образование практического психолога: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции «Развивающаяся психология основа гуманизации образования» (март, 1998) — М.: Российское Психологическое Общество, 1998. — С. 7
  8. .М., Ламбру П. Т. Самогипноз. М.: Независимая фирма «Класс», 1995.- 192 с.
  9. .Г. Очерки психологии. Л., 1945
  10. А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1−2.
  11. К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. СПб: Ювента, 1994. — 238 с.
  12. О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. Новгород: Методологический центр, 1990. -332 с.
  13. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Инс-т практической психологии, Воронеж: МОДЭК. 1996. — 768 с
  14. Аристотель. Исследования о душе. Казань: Импер. Ун-тет, 1885.
  15. Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL — book", 1994.- 314 с.
  16. В.В. Сила мысли в деловой и повседневной жизни. Пер. с англ. /Изд. 5-е, репринт. 1910 г. Орел: «Книга», 1992. -91 с.
  17. Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-224 с.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Люди которые играют в игры. М.: «Прогресс», 1988. 400 с.
  20. Берн Э, Трансакционный анализ в психотерапии. Санкт-Петербург, «Братство», 1992. 24 с.
  21. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. СПб.: МФИН, 1992. — 448 с.
  22. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста. М.: МПА, 1995. — 64 с.
  23. A.A., Ломов Б. Ф., Лучков В. В. Психологическую науку на службу практики /Журн.: Вопросы психологии, 1979, № 4.
  24. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителей. М.: АО «ИНФРА-М» — АОЗТ «Премьер», 1995. — 204 с.
  25. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1977. — 412 с.
  26. Бэн А. Психология. Пер. с англ. СПб, 1887. — 456 с.
  27. Р., Гриндер Дж. Рейфреминг: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 256 с.
  28. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. 128 с.
  29. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989. — 200 с.
  30. Ф.Е. Психотехника переживания. /Учеб. пос. М.: Ахилл, 1991.-24 е.
  31. Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории//Моск. психотер. ж-л, 1992, № 1. С. 15−33.
  32. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.- 808 с.
  33. В.Н. (Бахтин М.М.) Фрейдизм. М.: Лабиринт, 1993 120 с.
  34. В.Н. (Бахтин М.М.) Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: «Лабиринт», 1993.- 192 с.
  35. Вопросы психологии: Юбилейный журнал, посвященный столетию со дня рождения Л. С. Выготского М.: «Школа-Пресс», 1996, № 5.
  36. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. /Л.С. Выготский. Собр. соч. В 6 Т.М.Д982.Т.1. С. 291−436.
  37. Л.С. Психология развития как феномен культуры. -М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж," МОДЭК", 1996, — 512 с.
  38. Л., Геллерштейн С., Фингерт Б., Ширвиндт М. Основные течения современной психологии М., Л.: Госиздат, 1930. — 263 с.
  39. Т. Тренировка ума. Упражнения для развития повышенного интеллекта. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 288 с.
  40. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
  41. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 150 с.
  42. Э. Современная психология. Критическая история немецкой психологии за 2-ю пол. XIX в. Пер. с нем. М.: Изд. Д. П. Ефимова, 1902, — 387
  43. Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М.: Мысль, 1977.
  44. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Гегель Г. В. Ф. Собр. соч. Т.4. М.- Мысль, 1959.
  45. С.Г. Что такое психотехника. Сб. Основные течения современной психологии. — М.-Л.: Госиздат, 1930. — С. 206 — 263.
  46. С.Г. Проблемы психотехники на пороге 2-й пятилетки.
  47. И.Г. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972. 279 с.
  48. Г. Очерки психологии, основанной на опыте. Пер. с нем. -СПб.: Изд-во М. А. Александрова, 1908. 352 с. .
  49. . Что такое психология: В 2-х том., пер. с франц. М.: Мир, 1992. Том 1−2.
  50. Г. Д. Практический психолог в спорте: Лекции. СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, СПб, 1995. — 24 с.
  51. Д. Терапевтические метафоры (Оказание помощи другим посредством зеркала). М., 1994. — 144 с.
  52. П.П., Васьковская C.B. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. Киев: Наукова Думка, 1995. — 128 с.
  53. А.С. Системная концепция психики и общей психологии. -Ростов-на-Дону: РПУ, 1994. 112 с.
  54. P.M. Элементы практической психологии /2-е изд. -JI.: ЛГУ. 1988.- 560 с.
  55. Р. Разумный глаз. Пер. с англ. М.: «Мир», 1972. — 216 с.
  56. Л.П. Общение с собой: Начала пихологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  57. Дж., Бендлер Р. Переформирование. Рефреминг. М.: МГУ, 1993.- 341 с.
  58. Дж., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1993.-208 с.
  59. Д., Бендлер Р. Структура магии. М.: Каас, 1995. 520 с.
  60. P.P. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск: «Сауна», 1994. — 340 с.
  61. И.Б. Введение в психологию. М.: МПА, 1994. — 152 с.
  62. С. Путшествие в поиская себя. М.: Изд-вл Трансперсонального института, 1994. — 342 с.
  63. С. Новые перспективы в психотерапии и изучении психики. Методические рекомендации и опыт переживания трансперсональной терапии. М.: Инс-т трансперсональной терапии., 1994. — 52 с.
  64. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. Собр. соч. Т.1. М.: Риг Логос, Гнозис, 1994.- 164 с.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  66. В.В. Теория деятельности и социальная практика. Доклад на 3-м Международном конгрессе по теории деятельности. М.: РАО, 1995. 24 с.
  67. В. Как стать собой. Психотехника и индивидуальность: Пособие для самообразования. Харьков: РИП «Оригинал», 1994. — 128 с.
  68. И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996. — 174 с.
  69. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -366 с.
  70. У. Психология. СПб.: Издание К. Л. Риккера 1905. — 448 с.
  71. Н.В. Психотехника. М.: «КСП», 1997. — 368 с.
  72. . Результаты на мишени: Получение результатов с помощью современных психотехнологий. Пер. с англ. СПб.: С. И. Сергеев, 1995. — 220
  73. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие -М.: ИНФРА-М, 1997. 256 с.
  74. Л.И. Психотерапия личного самочувствия. Метод, пособие. -М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993. 32 с.
  75. В. Учебник психологии. Пер. с нем. М., 1911. — 289 с.
  76. П.М. Технология актерского мастерства. /Соч. В 3-х том. Т 1., -М.: ТОО «Горбунок», 1991. — 288 с.
  77. А. Психология духовности. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. — 400 с.
  78. X. Тестирование личности М.: АО «Интерэксперт», 1997. — 200
  79. Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справиться?) -СПб.: Питер Пресс, 1996. 256 с.
  80. В.П. Аффект и интеллект в образовании,— М.: «Тривола», 1995.-64 с.
  81. В.П. От классической к органической психологии (к 100-летию Л. С. Выготского М., 1996. — 80 с.
  82. А.П. Понятие о практической психологии. /Журн.: Вопросы методологии, 1991, № 1. С. 65 — 70.
  83. Ю.М. Как управлять собой и влиять на других людей. М.: Альфа, 1991.-288 с.
  84. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. — 219 с.
  85. История советской психологии труда. Тексты (20−30-е годы XX века). Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1983. 360 с.
  86. Э., Кунов Г., Нуаре Л., Эспинас А. Роль орудия в развитии человека /Сб. Статей. Л.: «Прибой», 1925. — 189 с.
  87. Ю.А. Основы медитации. Вводный практический курс. -Самара, 1993. 380 с.
  88. В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб: «Питер Пресс», 1994.-234 с.
  89. Э. Опыт о человеке. Статья в журн.: Человек. М.: Наука, 1990, № 3. — С. 93 — 105
  90. Л.С. Медитация: мистика или психотехника? Сев.-Кавказ.: «ИРА», 1990. — 60 с.
  91. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителей (Репринтное изд. 1927 г.) -2-е изд., М.: Просвещение, 1994. 224 с.
  92. П. Обучаясь у пациента. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995- 256
  93. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. -М.: ТОО «Класс», 1993. 222 с.
  94. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
  95. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400 с.
  96. Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
  97. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Учеб. пос. 2-е изд., М.: Высшая школа, 1997. — 464 с.
  98. Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Изд-во APT ЛТД, 1997. 144 с.
  99. В.Т., Донской Д. Н. Общая психиатрия: Учеб. пособие. -2-е изд., Минск: Выш. шк., 1997. 464 с.
  100. A.M. Психологическая практика как самотехника: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции «Развивающаяся психология основа гуманизации образования» (март, 1998) — М.: Российское Психологическое Общество, 1998. — G. 109 -110
  101. T.B. Введение в экспериментальную психологию: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, ЧеРо, 1997. — 256 с.
  102. М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1977. — 261 с.
  103. КоффкаК. Основы психического развития. M.-JI.: Соц.-Эконом. Изд-во, 1934. — 260 с.
  104. Курс практической психологии. Для высшего управленческого персонала. Учеб. пос. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1995. — 704 с.
  105. В .П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. 2-е изд. — М.: Поитиздат, 1980 .-312с.
  106. Кэмерон Бэндлер JI. С тех пор они жили счастливо. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.-256 с.
  107. А.Ф. Психология. Общая и экспериментальная /Предисл. Л. С. Выготского. Ленинград: Госиздат, 1925. — 256 с.
  108. Н.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки) М.: «Роэл групп», 1995. — 492 с.
  109. В. Искусство быть другим. М.: Питер, 1993. — 191 с.
  110. Лекции по методике конкретных социальных исследований /Под ред. Г. М. Андреевой. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 202 с.
  111. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 584 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  113. А.Н. Л.С.Выготский. М., 1990.
  114. M. История физики. Пер. с анг. М.: «Мир», 1970. — 221 с.
  115. А.Г. Особенности позиции /Журнал практического психолога.- М.: «Фолиум», 1996, № 3. С. 15 — 28
  116. Т. Руководство по психологии. Пер. с нем. СПб.:Изд-во О. Н. Поповой, 1907. — 398 с.
  117. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  118. X., Селье Г. Система психофизического саморегулирования /Пер. с нем. М.: МНПП «РЭНАР», 1992. — 159 с.
  119. В.В. Проблемы профессиональной подготовки психологов: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции «Развивающаяся психология основа гуманизации образования» (март, 1998) -М.: Рос. Психологическое Общество, 1998. — С. 130
  120. Н. Ибранные сочинения. М.: Худож. лит., 1962. — 503
  121. С.И., Хрящева И. Ю. Психогимнастика в тренинге. В 2-х частях. СПб.: Ин-т тренинга, 1993.
  122. М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990, № 10. С. 3 — 7.
  123. М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс. Культура, 1993.-352 с.
  124. М.К. Психологическая топология пути. СПб.: РХГИ, «Нева», 1997. — 570 с.
  125. Г. И. Социально-психологический тренинг. 3 изд., М.: Совершенство, 1998. — 208 с.
  126. Д. Ж. Социология труда: Учебник. М.: РУДН, 1997. -512 с.
  127. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига: «Эксперимент», 1996. — 190 с.
  128. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции «Развивающаяся психология основа гуманизации образования» (март, 1998) -М.: Российское Психологическое Общество, 1998. — С. 285
  129. В.М., Непопалов В. Н., Попов A.JL, Романина Е. В., Савенков Г. И. Психологическое обеспечение спортивной деятельности Сборник научных трудов ученых РГАФК в 5-ти томах, посвященный 80-и летию академии. Т. 3. М., РГАФК, 1998. — С. 123−129
  130. Метод в науках. /Сборник статей, — СПб.: Книжное изд-во «Образование», 1911. 301 с.
  131. К. Что такое философия техники? /Пер. с нем., М.: Аспект Пресс, 1995. — 149 с.
  132. Митина JIM. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело», 1994. — 214 с.
  133. В.А. Психолог одна профессия или пять? : Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции «Развивающаяся психология — основа гуманизации образования» (март, 1998) — М.: Рос. Психологическое Общество, 1998. — С. 145
  134. А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. М.: «Прогресс», 1973.-406 с.
  135. Г. Основы психотехники. 1 часть. 2-е изд. Пер. с нем.-М.: «Русский Книжник», 1924. 136 с.
  136. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.. Независимая фирма «Класс», 1994. 144 с.
  137. К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма. / Пер. с анг. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 304 с.
  138. Дж., Вейщптейн М., Конри Р. Властелин эмоций. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 208 с.
  139. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособ. /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высшая школа, 1995. — 207 с.
  140. Немецкая психология в текущем столетии: Историко-критические исследования. Изд-е 2-е. Т. 2. М., 1883. — 518 с.
  141. В.Н., Мельников В. М. Психотехника как основа психологической подготовки спортсменов / Тезисы 2 Международный Московский конгресс по психологии спорта (Москва, июнь, 1995). М., РГАФК, 1995. — С. 32
  142. В.Н. Основы практической психологии. Учебно-метод. пос.- М.: МГИ, 1997. 58 с.
  143. B.H., Корх, А .Я. Профессиональная деятельность и задачи подготовкеи спортивного психолога: Сборник научных трудов ученых РГАФК в 5-ти томах, посвященный 80-и летию академии. М., «Физкультура, образование, наука», т. 4, 1998. — С. 133−141
  144. Общая психология /Учебное пособие, изд. 3-е., под ред. Богословского В В., Ковалева A.F., Степанова A.A. М.: Просвещение, 1981
  145. Общая психодиагностика. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
  146. Г. Магнаты. Начало биографии. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1985.- 346 с.
  147. В.И. Рождение новой психотехнической культуры. Очерк развития европейской психотехники. М.: Акос, 1997. — 175 с.
  148. В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация: Метод, пособие. -М.: Дельта, 1996.-48 с.
  149. М. Практическая психотехника. М.: Инс-т общегуманитарных исследований, 1997. — 172 с.
  150. Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальтерапии. ML: Гиль -Эстель, 1993. — 240 с.
  151. A.B., Ярошевский М. Г. История психологии. Учебное пособие для высшей школы. М.: РГГУ, 1994. — 448 с.
  152. A.B. Введение в психологию. М.: Академия, 1995. — 496
  153. H.H. Аутогенная тренировка. Краткое пособие для занимающихся. М.: «Ахилл», 1990. — 34 с.
  154. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991.-191с.
  155. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  156. . Психология, междисциплинарные связи и система наук /Доклад на 18-м Съезде психологов СССР. М., 1966.
  157. A.A., Щедровицкий Л. П. О программных установках психотехники и психологии труда. /Вопр. методологии. 1991, № 4., С. 74−83.
  158. A.A., Вучетич Г. Г., Сергиенко С. К., Щедровицкий Л. П. Инженерная психология. (Дисциплинарная организация и концептуальный строй) М.: Касталь, 1994. — 216 с.
  159. Принцип развития в психологии. М.: «Наука», 1978. — 368 с.
  160. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. — 238 с.
  161. Психодрама вдохновение и техника /Пер. с англ. — М.: «Класс», 1997.-288 с.
  162. Психология. Учебник /Под ред. А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. М., 1962. — 558 с.
  163. Психология: Учеб. пособие /Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1974. — 304 с.
  164. Психология: Учебник /Под ред. В. М. Мельникова. М.: ФКиС, 1987. — 367 с.
  165. Психологическое консультирование в школе: Хрестоматия /Составитель Н. В. Коптева. Пермь: Зап.-Урал. Учебно-научный центр, 1993.-220 с.
  166. Психологическая хрестоматия. Пособие для высшей школы /Сост. В. А. Артемов, Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, А. Р. Лурия. М.-Л.: Госиздат, 1927.-430 с.
  167. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  168. JI.A. Диалог как единица сознания. /Познание и общение. М.: Наука, 1988. — С. 24 — 35
  169. Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. -М.: Прогресс, 1992. 240 с.
  170. Т. Современная английская психология. М.: Изд-во Мартынова, «Научное обозрение», 1881. — 342 с.
  171. Т. Современная германская психология. СПб.: Изд-во «Научное обозрение», 1895. — 274 с.
  172. .М. Гештальт-терапия. М.:"Эйдос", 1996. 63 с.
  173. В.М. Психология: Теория и практика /Учеб. пос. М.: Форум, 1997.-296 с.
  174. O.K. Практическая гештальттерапия (Методы решения личностных проблем) М.: Фолиум, 1995. — 112 с.
  175. Р. Своя разведка. Практическое пособие. Минск: Харвест, 1998.-306 с.
  176. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. Прогресс -Универс, 1994. — 480 с.
  177. К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 320 с.
  178. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  179. C.JI. Основы психологии: Пособие для ВУЗов. М.: Изд-во Toc уч.-пед. издательство, 1935. — 496 с.
  180. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946
  181. E.B. Основы психотехнологии общения менеджера. Учеб пос. М.: «Инфра-М», Новосибирск, 1997. — 180 с.
  182. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1993. — 368 с.
  183. П.А. Психология. Учебник для ИФК. М.: ФиС, 1976. — 496 с.
  184. В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Инс-практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  185. A.C. Психология: Курс лекций. К.: Леке, 1996. — 208 с.
  186. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Народное образование, 1996. 112 с.
  187. Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. Дубна: «Феникс», 1996. — 160 с.
  188. Дж., Дэрк, Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. 176 с.
  189. Дж. Основы общедоступной психологии и применение ее к воспитанию. Пер. с англ. СПб.: Изд. В. И. Губинского, 1908. — 328 с.
  190. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
  191. Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев: «Верзилин и К», ЛТД, 1991.- 208 с.
  192. Современная психология в капиталистических странах. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-406 с.
  193. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию») М.: Наука, 1994. — 395 с.
  194. Г. Основания психологии. В 2-х том. СПб.: 1897.
  195. Советская психотехника, 1932, № 1−2.
  196. П. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  197. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Логос», 1995. — 646
  198. Труды 2-го Всероссийского съезда по педагогической психологии. СПб., 1910.
  199. П.С. Секреты поведения людей. Симферопль: Таврия, 1995.- 544 с.
  200. Теория и практика аутогенной тренировки /Под ред. В С. Лобзина. -Л.: Медицина, 1980. 272 с.
  201. Дж. Структура социологической теории /Пер. с англ. М.: «Прогресс», — 1985. — 367 с.
  202. O.K. Понятия и принципы общей психологии: Учеб. пос. Для слушателй ФПК. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 87 с.
  203. Дж. Практика психосинтеза. Упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовности /Пер. с англ. СПб.: «Жизнь», 1992.-32 с.
  204. УнестальЛ.-Э. Ты можешь. Пособие по ментальной тренировки. -СПб, 1995.- 113 с.
  205. Д.Б. Психология как наука о поведении. М.-Л.: «Госиздат», 1926. 382 с.
  206. Э., Хенкин Б. Искусство психического исцеления. Практическое руководство. М.: «Фаир». — 1995. — 240 с.
  207. Управление это наука или искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. -351 с.
  208. Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1992.- 160 с.
  209. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 1. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. 88 с.
  210. Ф. Преобразующие диалоги. Учебник по практическим техникам содействия личностным изменениям. Киев: Нико-центр, 1997. — 384 с.
  211. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.- 136 с.
  212. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 3. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994, — 84 с.
  213. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 4. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994, — 67 с.
  214. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: восточные теории личности. М.: Изд-во Рос. открытого университета, 1994. — 128 с.
  215. Д.И. Психология становления личности. М.: МПА, 1994.- 192 с.
  216. Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ. М.: Прогресс, 1989. — 528 с.
  217. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни // Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. С. 202−309.
  218. Фрейд 3. Тотем и табу // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси: Мерани, 1991. С. 193−350.
  219. А. Анализ «Я» и механизмы защиты. М.: Просвещение, 1993.
  220. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 1 и 2. -М.: «Прогресс», 1966. 427 с.
  221. М. Вопрос о технике / Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 45−67.
  222. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  223. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса (начало 10-х годов середина 30-х годов XX столетия). — М.: МГУ, 1980. — 296
  224. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапиии и психотехнике. 2-е изд. М.: Смысл, 1997. -159 с.
  225. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 160 с.
  226. Г. Учебник психологии. М.: Изд-е Торгового дома В. В. Думкова, 1913.-224 с.
  227. А. Культура и этика /Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1973. -343 с
  228. А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвуза. М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
  229. Л.Б. Основы психодиагностики: Учебно-методическое пособие. Часть 1. М.: МОСУ, 1994. — 206 с.
  230. Э. Прикладная психология. Методы и результаты. Гос. изд. Украины, 1925. 131 с.
  231. В. Психологические методы испытания умственной одаренности. Пер с нем. Петроград: «Земля», 1915. -169 с.
  232. В.М. Имиджелогия. М.: Культура и спорт, 1994. 320 с.
  233. A.B. Технология творческого решения проблем. В 2-х книгах. Белгород: «Крестьянское дело», 1995. — 210 с.
  234. Г. П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. В сб.: Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (Теория и методология). М.: Стройиздат, 1975. — С. 9 -177
  235. Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) /Сб.: Педагогика и логика. М., 1993. — С. 16−201.
  236. Г. П. Избранные труды. М.: Школа Культурной Политики, 1995. — 800 с.
  237. Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа Культурной Политики, 1997. — 656 с.
  238. Ю. Искусство обмана. СПб.: Азбука-Терра, 1997. — 368 с.
  239. Г. Очерк психологии. СПб.: Изд. О. Богдановой, 1911.-242 с.
  240. Д.Б. Психология игры. М.: «Педагогика», 1978. 304 с.
  241. Энрайт Дж Дж. Гештальт ведущий к просветлению. Спб: Центр гуманистических технологий «Человек», 1994. 142 с.
  242. Энциклопедия практического самопознания: Сост. и коммент. А. И. Красило. М.: МПА, 1994. — 352 с.
  243. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: «Наука», 1978. — 390 с.
  244. Юнг К. Г. Йога и Запад // Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.-С. 223−232.
  245. М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.: Мысль, 1985.- 575 с.
  246. М.Г. Психофизиология труда и принцип деятельности в советской психологии. Вопросы психологии, 1977, № 6, С. 3−15.
  247. ЯсперсК. Смысл и назначение истории./Пер. с нем., М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
Заполнить форму текущей работой