Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды и классификация психодиагностических методик

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики. Вербальные методики опосредованы речевой активностью обследуемого (например, ассоциативный словесный тест или проективная методика Жиля). Невербальные методики включают речевую способность только в плане понимания инструкций, само же выполнение заданий опирается на невербальные способности — перцептивные, моторные… Читать ещё >

Виды и классификация психодиагностических методик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее широкая сфера реализации прикладных возможностей практической психологии — психодиагностика. Практическая психология сегодня обладает огромным арсеналом методического инструментария, разнообразных методик, психодиагностических тестов и опросников, применение которых требует определенной систематизации и классификации в зависимости от области, целей и задач обследования, а также возрастных особенностей испытуемых и условий проведения психодиагностических процедур.

Психодиагностические методики получили распространение в практике прогноза развития организаций, отбора и расстановки кадров, оптимизации обучения и освоения профессиональных навыков, определения норм психического развития и прогноза развития отдельных психических качеств личности и т. д. Они нашли применение в медицинской практике и судебно-психиатрической экспертизе. Однако их грамотное, корректное использование в соответствии с определением сферы допустимого целевого назначения, особенностей интерпретации результатов предполагает не только знание правил применения психодиагностических методик, но и представление о четкой классификации их по направленности, целям исследования и прогностическим результатам.

В настоящее время имеется несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик. Системы классификации методов диагностических процедур облегчают практическому психологу выбор метода, максимально соответствующего целям психологического обследования и задачам постановки психологического диагноза. Критерии решения этих задач предопределяют, как правило, выбор диагностируемых свойств, а на их основе и выбор диагностических методик, выявляющих эти свойства. Систематизация и классификация наиболее общих показателей направленности, надежности, валидности различных методик, с одной стороны, могут стать основой разработки новых диагностических программ в различных областях практической психологии, но с другой — необходимы в целях предупреждения нередкого в настоящее время неоправданно широкого использования недостаточно апробированных и не вполне надежных методик, абсолютизации полученных с их помощью результатов, формулирования малообоснованных диагнозов и прогнозов. Особенно это актуально, как отмечает Л. Ф. Бурлачук, в случае работы с тестами, созданными за рубежом [Бурлачук, Морозов, 1989]. По отношению ко многим из этих тестов сложился сугубо потребительский подход, когда вне поля зрения исследователя остаются методологические и теоретические позиции их авторов, а научный анализ подменяется декларативными ссылками на отечественные концепции личности, якобы «приспособленные» для интерпретации полученных результатов. Сегодня нет единой общепринятой классификации психодиагностических методик, но существует большой класс методик, обладающих так называемой прагматической ценностью, и методик универсального характера.

Прагматические методики применяются для решения совершенно определенного вида задач — например, корректурная проба Бурдона исследует степень концентрации и устойчивости внимания. Для определения скорости переключения и распределения внимания используется модификация таблиц Шульте, предложенная Ф. Д. Горбовым (1964). Универсальные методики могут применяться для решения задач различного типа. Например, методика Векслера наиболее широко используется для измерения уровня интеллектуального развития, но отдельные субтесты могут применяться в качестве диагностического обучающего эксперимента. Так, субтест «кубики Кооса» или субтест «шифровка» могут быть полезны для изучения степени усвоения зрительно-двигательных навыков, а субтест «повторение цифровых рядов» направлен на исследование оперативной памяти и внимания. Наряду с выделением этих двух больших классов методического инструментария существует несколько достаточно обоснованных классификаций [Общая психодиагностика, 1987].

Во-первых, различают диагностические методы, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей, диагностика некоторых личностных черт), и диагностические методы, относительно которых правильных ответов не существует, они состоят из заданий, характеризующихся лишь частотой ответа, но ни его правильностью (тест Кэттелла).

Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики. Вербальные методики опосредованы речевой активностью обследуемого (например, ассоциативный словесный тест или проективная методика Жиля). Невербальные методики включают речевую способность только в плане понимания инструкций, само же выполнение заданий опирается на невербальные способности — перцептивные, моторные, интеллектуальные (например, тест исследования интеллекта Гарднера или методика исследования уровня умственного развития — прогрессивные матрицы Равена, связанная с дифференциацией, идентификацией основных элементов структуры и раскрытием связей между ними).

В-третьих, критерием разделения методик может служить характеристика основного методического принципа, на котором базируется данный диагностический прием. По этому основанию обычно различают:

  • 1) объективные тесты;
  • 2) стандартизированные самоотчеты;
  • 3) проективные техники;
  • 4) диалогические техники.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой