Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отношение к подростку со стороны педагогов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 12—14-летнем возрасте нередки случаи физической или моральной агрессии со стороны группы, направленной на подростка. Чаще всего «жертвами» подобного обращения становятся подростки, неуверенные в себе, пассивные, хотя нередки случаи, когда подросток «провоцирует» сверстников на подобные действия против себя. Такие случаи бывают связаны со стремлением группы подростков утвердить свою власть через… Читать ещё >

Отношение к подростку со стороны педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследования свидетельствуют, что вопреки распространенной точке зрения на всем протяжении подросткового периода педагоги оказывают существенное влияние на отношения между учащимися. Негативную роль здесь может играть как чрезмерно позитивная оценка педагога, «захваливание ученика», постоянное подчеркивание его достоинств так и равнодушие учителя, когда он «не замечает» школьника. Отметим, что активное неприятие подростка педагогом, в отличие от того, что происходит в начальной школе, заметного влияния на отношения подростка со сверстниками обычно не имеет.

Особенности группы сверстников.

Существует связь между уровнем развития группы и ее межличностной структурой: чем выше уровень развития группы, тем сложней и многообразней характер связей между ее членами и тем меньше в ней «абсолютных звезд» и «отверженных» (А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, Дж. Морено). Исследования, проведенные в нашей стране, показали, что в группах высокого уровня развития (коллективах), как правило, не бывает изолированных, отверженных членов. Важно подчеркнуть, что, как отмечал еще основатель социометрической теории Дж. Морено, неблагополучное положение человека в группе опасно как для самого «отверженного», так и для группы.

Своевременная диагностика причин отверженности подростков, отсутствия у них друзей и близких товарищей, определение конкретных способов помощи — важная задача психолога и других взрослых, которые должны оказывать поддержку такому школьнику, помочь ему понять и разобраться в причинах того, что происходит, найти средства завоевания внимания сверстников.

От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам сам не включается в группу. Обычно у него есть один-два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющим отличить подобную низкую общительность от отверженности. Дифференцировать эти явления можно также по тому, как подросток осознает и переживает свое положение среди сверстников. В случаях отверженности это негативные переживания при адекватном осознании своего положения и позитивные (отверженный подросток расценивает свое положение как благополучное) — при неадекватном, носящем защитный характер, осознании своего положения. В случае низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания.

От подлинного одиночества следует также отличать «квазиодиночество» — чувство, возникающее у многих подростков («пустыней отрочества» назвал это переживание Л. Н. Толстой). Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с переживанием собственной непохожести на других, переживанием, вызывающим у подростка амбивалентные чувства, одновременно привлекая и отталкивая его. В этом смысле переживание себя как «изгоя», мысленное проигрывание и примеривание на себя этой роли оказывается важным для развития Я-концепции подростка.

Если подобное «квазиодиночество» часто эксплуатируется и демонстративно проявляется подростком, это, как правило, все же свидетельствует о том, что он не удовлетворен своим положением среди сверстников, любым способом хочет выделиться, занять отличное от других положение. Но поскольку место лидера он занять не может, то готов скорее занять роль отверженного, чем быть одним из многих — среднестатусным членом группы.

Следует отличать подобную позицию от острых переживаний своей уникальности, непохожести на других, свойственных старшему подростковому и раннему юношескому возрасту. Несмотря на то, что психологические причины — поиск собственной уникальности — у тех и других близки, в среднем подростковом возрасте это имеет достаточно внешний, поверхностный характер; это неосознанный или недостаточно осознанный поиск привлекательного образа самого себя, скорее рассчитанный на предъявление другим людям, на их восприятие, а не направленный на решение проблем собственной личности.

В 12—14-летнем возрасте нередки случаи физической или моральной агрессии со стороны группы, направленной на подростка. Чаще всего «жертвами» подобного обращения становятся подростки, неуверенные в себе, пассивные, хотя нередки случаи, когда подросток «провоцирует» сверстников на подобные действия против себя. Такие случаи бывают связаны со стремлением группы подростков утвердить свою власть через усиление «чувства мы», для чего необходимым оказывается кто-то, находящийся рядом и персонифицирующий черты «другого» — «изгой», «козел отпущения».

С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также принимающее достаточно уродливые, а временами и опасные формы стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение. Приведем типичный пример такого поведения.

Пример Классная руководительница 7 класса обратилась к психологу с запросом по поводу агрессивного и грубого поведения двух девочек. По ее словам, обе девочки «хотели властвовать в классе и добивались своего с помощью кулака и подкупа» и, кроме того, боролись друг с другом, выясняя, кто главнее. В результате в классе оказались две соперничающие между собой группировки девочек, которые делали жизнь в классе невыносимой. Но наибольшие опасения у классного руководителя вызывали случаи, когда эти девочки объединялись, чтобы, по их словам, «окунуть» какую-нибудь, но их мнению, не в меру зарвавшуюся одноклассницу, которая могла претендовать хотя бы па какую-то долю внимания, предназначенного им. Все это осознавалось и даже декларировалось девочками как определенный принцип общения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой