Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование психологической защиты подростков с задержкой полового развития показало, что набор доминирующих защитных механизмов у девочек с задержкой полового созревания весьма ограничен. Установлено, что при задержке полового созревания доминирующее влияние приобретает защитный механизм «отрицание». Подросткам с нормальным половым развитием, напротив, свойственно широкое разнообразие защитных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАЩИТУ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. История и современное состояние проблемы психологической защиты
    • 1. 2. Общая характеристика подросткового возраста
    • 1. 3. Психологическая защита в подростковом возрасте: обзор современных исследований
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
    • 2. 1. Общая характеристика выборки и методов исследования психологической защиты
    • 2. 2. Результаты эмпирического исследования психологической защиты подростков

Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сущность человека, его явные и скрытые возможности, являлись предметом гуманитарных исследований на протяжении многих тысячелетий. Особо пристальное внимание при этом уделялось неосознаваемым проявлениям личности, поскольку то, что можно узнать легко, вряд ли будет являться действительно важным и значимым. В результате, на сегодняшний день известно, как минимум, пять классов неосознаваемых психических проявлений, среди которых более всего неясным и противоречивым является феномен психологической защиты. Во всяком случае, несмотря на значительное количество исследований в области психологической защиты, по ряду основных моментов, очерчивающих общие контуры понятия, между исследователями до сих пор отмечаются существенные разногласия. Также весьма обширен список существенных разногласий в отношении психологической защиты личности и на практическом уровне. Примером тому может служить неоднократно ставившийся действительной психологической практикой вопрос считать ли психологическую защиту причиной нарушения психического здоровья личности, либо напротив, условием, способствующим ее адекватному развитию. В связи с этим востребованность более пристального изучения психологической защиты не удивляет, тем более что, в принципе, познание любого психологического явления, каким бы обстоятельным и глубоким оно ни было, на самом деле не завершимо, а значит всегда открыто для нового переосмысления и углубления.

Изучению подросткового возраста в психологической науке также посвящено немалое количество исследований. В наиболее общем виде востребованность таких исследований объясняется тем, что в этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей. И действительно, предельная неустойчивость настроения, колебания самооценки, ранимость и неадекватные реакции бывают даже у самых внешне, казалось бы, благополучных подростков, поскольку новая внешность, новые потребности, новая система представлений, а также неопределенность жизни в новом качестве бросают весьма серьезный вызов их адаптационным и интеграционным возможностям (возраст «нормальной патологии»). В результате, подростки весьма длительное время находятся как бы в состоянии стресса, но при этом не заболевают психически, а в большинстве своем успешно все преодолевают. Поэтому интерес к обсуждению вопроса о том, как и с помощью чего осуществляется у подростков это преодоление, удивления вызывать не должен. Между тем, развернутых сведений по этому поводу в научной литературе имеется совсем немного. Во всяком случае, действие у подростков психологической защиты, представляющей собой один из способов справляться с травмирующими воздействиями и восстанавливать нарушенное личностное равновесие, до сих пор, по сути, остается не исследованным, определяя тем самым актуальность нашего исследования.

Состояние научной разработанности исследования: как научный факт, феномен психологической защиты впервые был зафиксирован в парадигме психоаналитического направления. Приоритет описания психологических защит принадлежит Зигмунду и Анне Фрейд, взгляды которых обеспечили две тенденции ее рассмотрения. С одной стороны, психологическая защита рассматривается как предмет исследования патопсихологии и иных клинических направлений (Фрейд 3., Хорни К., Рожнов В. Е., Банщиков В. М., Ташлыков В. А., Воловик В. М., Добрович А. Б., Вид В. Д., Ротенберг B.C., Зачепицкий Р. А., Михайлов А. Н. и др.). С другой стороны, психологическая защита становится предметом психологии развития, прежде всего, на уровне детского и частично подросткового возрастов (Фрейд А., Блюм Дж., Кляйн М., Тауск В., Грановская P.M., Никольская И. М., Нартова-Бочавер С.К. и др.). Различиями между копинг-стратегиями и психологическими защитами занимались Томе X., Кернберг О., Хаан Н., Грановская P.M., Никольская И. М., Ташлыков В. А. и др. Отличиям психологических защит от психологических барьеров посвящены исследования в направлении психологической антропологии (Фромова Г. С., Алексеева JI.C., Ларин А. А., Егоров И. С., Дюбина Т. В., Майсак Н. В., Хромова И. В. и др.). Особенностями поведения в подростковом возрасте занимались Холл Ст., Бюллер Ш., Эльконин Д. Б., Реан А. А., Драгунова Т. В. и др. Проблемам отклонений в развитии подростка посвящены исследования Ремшмидта X., Краковского А. В., Крутецкого В. А., Фельдштейна Д. И., Гуркина Ю. А. и др. Вопросы, посвященные психологической защите в подростковом возрасте, частично раскрываются в работах таких исследователей как Фрейд А., Грановская P.M., Каменская С. В., Зверева С. В., Тулупьева Т. В. и др.

Формулировка научной проблемы исследования: традиционные представления о психологической защите сводятся к тому, что возникает она, прежде всего, в ответ на какие-либо внешние стимулы, воздействия со стороны внешней среды. Однако с помощью таких представлений оказалось невозможным объяснить то явление, которое наблюдалось нами в пилотажных исследованиях. Оказалось, что в условиях нормального полового развития психологическая защита подростков начинает действовать значительно сильнее без каких-либо видимых для этого причин. При задержке полового развития такого явления не наблюдается. На этом основании можно предположить, что в условиях адекватного полового созревания нормальным будет именно такой путь развития подростка, который связан с возникновением сильной психологической защиты, не обусловленной, на первый взгляд, какими-либо внешними причинами. Это стало основой для формулировки проблемы, которая заключается в определении того, как действует психологическая защита у нормально развивающихся подростков и выявлении на этой основе закономерностей ее проявления.

Цель исследования: выявление закономерностей проявления психологической защиты подростков, связанных с влиянием процесса полового созревания.

Объект исследования: психологическая защита подростков.

Предмет исследования: закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания.

Гипотезы исследования:

Возможно допустить различия в проявлении психологической защиты у подростков с «нормативным» половым развитием и у подростков с задержкой полового созревания.

Возможно, что закономерности проявления психологической защиты нормально развивающихся подростков объясняются такими внутриличностными трансформациями подростков, которые возникают у них в связи с процессом полового созревания.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме психологической защиты, а также рассмотреть выделяемые зарубежной и отечественной литературой особенности поведения подростков в период полового созревания.

2. Исследовать проявления психологической защиты подростков при условии их нормального полового развития.

3. Исследовать проявления психологической защиты подростков в условиях задержки полового развития.

4. Определить закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания, характерные нормально развивающимся подросткам.

Теоретико-методологическая основа исследования: психоаналитический подход к изучению защитного поведения (Фрейд 3., Фрейд А., Юнг К. Г., Кернберг О., Бержере Ж., Мак-Вильямс Н.), отечественные взгляды на психологическую защиту (Бассин Ф.В., Василюк Ф. Е., Киршбаум Э., Никольская И. М., Грановская P.M., Ташлыков В. А., Филонов Л. Б. и др.), зарубежные и отечественные подходы к изучению психического напряжения (Фрейд 3., Левин К., Немчин Т. А., Овчинникова О. В., Наенко Н. И., Ганыпина Л.М.), теории и концепции психического развития и функционирования психики в подростковом возрасте (Фрейд 3., Фрейд А., Эриксон Э., Юнг К., Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Фельдштейн Д. И., Драгунова Т. В., Краковский А. П., Шаповаленко И. В. и др.), взгляды отечественных и зарубежных исследователей на развитие подростков (девочек) с синдромом Шерешевского-Тернера (Гуркин Ю.А., Райская М. М., Харламенкова Н. Е. и др.).

Методы исследования: Реализация поставленных задач строилась на принципе дополнительности, что, с одной стороны, достигалось воспроизводимостью результатов, полученных с помощью методик с разным уровнем осознания — опросники и проективные методики. С другой стороны, на это же было направлено применение в исследовании двух организационных подходов: подход возрастных «поперечных» срезов и подход «продольных» лонгитюдных срезов. Психодиагностический инструментарий исследования включал в себя следующие методики:

— в рамках организационного подхода поперечных срезов измерялись: с помощью восьмицветного теста М. Люшера — общая выраженность адаптивных механизмов, направленных на поддержание внутрипсихического равновесияс помощью адаптированного и апробированного Л. Р. Гребенниковым опросником Келлермана-Плутчика-Конте «Life Style Index» («Индекс жизненного стиля») — уровень психологической защиты и выраженность отдельных защитных механизмов;

— в рамках лонгитюдного исследования, в первую очередь, определялся уровень психического напряжения, который, согласно многочисленным литературным источникам, имеет существенное значение для возникновения и проявления психологической защиты. Для этого использовались проективная методика «Рисунок человека», многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла, подростковый вариант (фактор Q 4) и опросник «Большая пятерка» Р. Мак-Крея и П. Коста, адаптированный М. В. Бодуновым и С. Д. Бирюковым. Критерии для определения психического напряжения по методике «Рисунок человека» являлись стандартными и были взяты из специальной литературы, посвященной анализу рисуночных тестов;

— для определения уровня психологической защиты, выраженности отдельных защитных механизмов, а также внешних агентов, провоцирующих у подростков в период полового созревания активацию и усиление психологической защиты, в лонгитюдном исследовании использовалась проективная методика Тематический Апперцептивный Тест Г. Мюррея (ТАТ). При этом для диагностики защитных механизмов путем анализа литературы по психологической защите были выделены дискриминационные показатели, по которым в рассказах испытуемых, предположительно, можно было определить наличие того или иного защитного механизма (отрицания, изоляции, проекции, подавления, компенсации, реактивного образования, регрессии, рационализации, замещения). Окончательный вариант критериев обнаружения защитных механизмов был сформулирован с помощью метода экспертных оценок, в котором приняли участие 16 экспертов;

— динамика психологической защиты подростков анализировалась в соответствии с широко известной формулой «включения» психологической защиты: психическое напряжение — психологическая защита, и выявлялась путем соотнесения полученных в лонгитюдном исследовании профилей психологической защиты, определяемых по методике ТАТ, с различными уровнями психического напряжения, измеряемыми методикой «Рисунок человека», на каждом возрастном отрезке исследуемого периода — 12, 13, 14 лет;

— ход полового созревания в группе подростков, подвергавшихся лонгитюдному обследованию, отслеживался с помощью данных, полученных по методике «Рисунок человека», на предмет выраженности в рисунке признаков полового созревания, которые далее соотносились с анализом школьных медицинских карт и результатами индивидуальных бесед. Группу подростков, чье половое созревание задерживается, составляли пациентки Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН РФ г. Москвы. Задержка полового созревания была установлена у них на медицинском уровне и выражалась в специальном медицинском диагнозе — синдром Шерешевского-Тернера.

Для статистической обработки данных применялась программа Statistica 6.0. В анализ включались описательная статистика, критерий различий Манна-Уитни (U), результаты кластерного анализа.

Этапы исследования: исследование осуществлялось в течение четырех лет и предполагало следующие этапы: этап изучения состояния проблемы, литературный обзорэтап планирования исследования, выдвижения целей, задач и гипотез, выбор методов и методикэтап психодиагностического обследованияэтап обработки эмпирических данныхэтап описания и интерпретации результатов исследования. Психодиагностическое обследование представляло собой сочетание двух организационных подходов: подход возрастных «поперечных» срезов и подход «продольных» лонгитюдных срезов.

Эмпирическая база исследования: исследование организовано и проведено на базе средних общеобразовательных школ № 949 и 871 г. Москвы, гимназии № 1505 г. Москвы, Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН РФ г. Москвы.

Всего в исследовании приняло участие 226 мальчиков и 274 девочки в возрасте от 12 до 14 лет. Лонгитюдному обследованию из них подвергалась одна и та же группа подростков, которая в течение первого года включала в себя — 96 человек (средний возраст 12 лет), в течение второго года — 95 человек (средний возраст 13 лет), в течение третьего года — 91 человек (средний возраст 14 лет). Одна и та же группа девочек с задержкой полового развития (20 человек) диагностировалась дважды: до и после лечения заместительной гормональной терапией.

Достоверность и надежность полученных результатов: обеспечиваетсяцелостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, воспроизводимостью ряда результатов, полученных зарубежными и отечественными исследователями, использованием комплекса апробированных диагностических методик, корректной организацией экспериментальной работы, значительным объемом выборки, тщательной обработкой полученных в ходе эксперимента данных, перепроверкой отдельных вызывающих сомнение результатов, соотнесением количественных и качественных данных, их психологическим анализом и интерпретацией, корректным использованием статистического аппарата для обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования: заключается в том, что проведенное исследование психологической защиты значительно расширило и уточнило объяснительные рамки данной категории, представив ее одним из основных условий, определяющих в подростковом возрасте самопринятие и взросление. В данном исследовании впервые выявлены характеристики, типичные для психологической защиты одного из наиболее стрессовых периодов развития личности — периода полового созревания. При этом была выявлена динамика психологической защиты, конкретизированы преобладающие защитные механизмы, определены внешние агенты, способные спровоцировать ее более высокий уровень. Обобщенным результатом стало сформулированное положение о том, что в период полового созревания нормальным будет только такой путь развития подростков, который связан с возникновением сильной психологической защиты. При этом вопреки традиционным представлениям о внешней стимуляции психологической защиты, в подростковом возрасте она, как было установлено, возникает и начинает действовать без каких-либо видимых причин, обусловленная действием таких внутриличностных преобразований, которые связаны с процессом полового созревания.

Кроме того, в исследовании предложены критерии обнаружения защитных механизмов, дающие возможность получить информацию об их количественной выраженности в рассказах ТАТ.

Теоретическая значимость исследования: теоретический анализ проблемы психологической защиты, проведенный в исследовании показывает, что сведений о психологической защите в подростковом возрасте имеется весьма незначительное количество. Во всяком случае, сведения о проявлении психологической защиты в один из наиболее стрессовых для подростков периодов развития — в период полового созревания — практически отсутствуют. Весьма беден в науке и диагностический инструментарий измерения психологической защиты. Поэтому в теоретическом плане проведенное исследование существенно обогащает научные знания о феномене психологической защиты в целом (приведены доказательства возможности ее действия без каких-либо внешних причин) и проявлении психологической защиты в подростковом возрасте в частности.

Весьма существенный вклад был внесен в характеристику здорового развития личности подростков. Значительно расширяются представления о развитии подростков при наличии отклонений в половом развитии, поскольку вопросы проявления психологической защиты в условиях задержки полового развития ранее в психологической науке не рассматривались. Выявленные закономерности проявления психологической защиты у подростков существенно углубляют знание о характере протекания у них такого психического процесса, как адаптация.

Новыми являются разработанные и использованные в исследовании критерии обнаружения защитных механизмов, которые дают возможность диагностики защитного поведения подростков с помощью Тематического апперцептивного теста.

Практическая значимость результатов исследования: результаты настоящей работы были использованы в исследовательской и консультативной практике психологов в образовательных учреждениях, поскольку обеспечивают дополнительный оценочный параметр для определения того, насколько эффективно развивается личность подростка, и позволяют прогнозировать возможные проблемы, связанные с их взрослениемстали основой для создания программ психологической поддержки девочек с задержкой полового развития в практике работы психологов в медицинских учреждениях, цель которых заключалась в оптимизации процесса их взросления. В целом, исследование закономерностей психологической защиты в подростковом возрасте существенно дополняет те реабилитационные схемы, по которым в настоящее время осуществляется работа с категорией лиц с задержкой полового развития, а также детализирует схемы воспитательных воздействий, используемых в работе с подростками с нормальным половым развитием.

Кроме того, полученные в исследовании итоговые выводы о закономерностях проявления психологической защиты подростков выступили основой для дальнейших расширенных исследований по рассматриваемой проблеме, а также учитывались в содержании таких учебных дисциплин как «Общая психология», «Теория личности», «Психологическое консультирование», «Психология развития», «Дифференциальная психология» и др.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования, выполненные по теме диссертации, обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии труда РГСУ (2007;2008 г.), на заседаниях лаборатории психологической антропологии института культурологии РАН (2007;2008 г.), на заседаниях кафедры психологии Московского университета МВД России (2005;2008 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В исследовании обнаружены данные о том, что вопреки традиционным представлениям о внешней стимуляции психологической защиты, действие психологической защиты на этапе пубертатных изменений стимулируется изнутри, главным образом, за счет тех внутриличностных преобразований, которые возникают в связи с процессом полового созревания.

2. Утверждается и доказывается, что при нормальном половом развитии на этапе начала пубертатных изменений повышение уровня психологической защиты является закономерным. Усилению психологической защиты способствует психическое напряжение, нарастающее в связи с процессом полового созревания.

3. Защищается положение о том, что в условиях нормального полового развития закономерным является доминирование в психологической защите подростков таких защитных механизмов как «изоляция» и «проекция».

Доминирующий характер у подростков изоляции и проекции, главным образом, обусловлен теми внутриличностными преобразованиями, которые возникают у них в связи с процессом полового созревания, в частности, такими, которые стимулируют необходимость поиска собственной идентичности.

Структура и объем диссертации

: текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержит таблицы, графики, диаграммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

После того, как ребенок появился на свет, — отмечает Г. Селье, — он тотчас же оказывается во враждебной стрессогенной среде. Безусловно, стрессы нужны человеку — они повышают тонус. Согласно психоаналитической традиции, полное отсутствие беспокойства и конфликтов, противоречий и проблем признается одним из признаков нарушения психического здоровья личности. В книге «Психология „Я“ и защитные механизмы» А. Фрейд в свое время писала, что объективная опасность и депривация побуждают человека к интеллектуальным подвигам и изобретательным попыткам разрешить свои трудности, тогда как объективная безопасность и изобилие делают его довольно глупым [127, с. 234]. В тоже время, если количество или сила этой опасности достигнет определенного критического уровня, то она станет действовать во вред личностной активности. Одним из способов поддержания личностной активности на оптимальном уровне является, как известно, психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до оптимальных пределов состояния психического напряжения.

В настоящее время уже не подвергается сомнению, что организация адекватной психологической защиты является важной и необходимой составной частью становления и совершенствования личности, поскольку учет закономерностей ее проявления обеспечивает возможность более эффективной организации процесса саморазвития личности, а также способствует формированию осознанного и адекватного представления личности о себе. Отсюда тот факт, что шансы личности стать здоровой, независимой и ответственной и в подростковом возрасте во многом определяются тем, насколько ее собственное Я способно защитить и поддержать себя, совсем не удивляет. При таких условиях, исследование закономерностей проявления психологической защиты в подростковом возрасте становится одной из перспективных областей научного психологического знания, тем более, что результаты, полученные в нашем исследовании, уже весьма существенно расширяют объяснительные рамки концепта психологической защиты в целом.

Сформулируем кратко основные выводы из проведенного исследования:

1. Проведенный теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы, касающийся, с одной стороны, проблемы психологической защиты, а, с другой стороны, особенностей подросткового развития, в первую очередь, показал, что психологическая защита является одним тех способов, которыми обычно пользуется личность для того, чтобы справиться с разнообразными травмирующими ее воздействиями. Под воздействиями традиционные представления о психологической защите понимают различного рода внешние агенты, предъявляющие к приспособительным возможностям личности какие-либо требования и увеличивающие, в связи с этим, ее психическое напряжение. Однако, как свидетельствуют литературные источники, в онтогенезе также существуют периоды, во время которых на первый план по степени своего воздействия на психическое напряжение могут быть выдвинуты не столько внешние, сколько внутренние агенты. Примером такого периода, когда влияние внутреннего состояния нарушает психическое равновесие наиболее очевидно, согласно научной психологической литературе, может служить подростковый возраст, в частности этап кардинальных соматических, гормональных, физических и иных конституциональных изменений. Отсюда отмечаемое в специальной литературе суждение о том, что подросткам будет характерно интенсивное использование механизмов психологической защиты, может быть далеко не случайным. Между тем развернутых данных, подтверждающих это экспериментально, представлено не было, что, в конечном счете, определило основную линию нашего исследования.

2. Исследование психологической защиты в период полового созревания показало, что с началом процесса полового созревания психологическая защита подростков существенно усиливается. Происходит это, главным образом, тогда, когда у них появляются первые признаки пубертатных изменений, поскольку именно последние обуславливают резкое увеличение психического напряжения личности. Обнаружено, что действует психологическая защита при этом весьма динамично, последовательно проявляясь как минимум в четырех вариантах: состояние с фоновыми защитами, состояние с ослабленными защитами, состояние с напряженными защитами, состояние с доминантными защитами. Задержка полового созревания такого рода динамику психологической защиты полностью исключает. Установлено, что психологическая защита девочек с задержкой полового развития, в основном, действует как фоновая, тогда как у нормально развивающихся подростков фоновой защита является до тех пор, пока у них отсутствуют признаки полового созревания. Таким образом, слабые признаки полового созревания дают слабые защиты. Следовательно, более всего в период полового созревания психологическая защита определяется внутренними, а не внешними стимулами.

3. Исследование психологической защиты подростков с задержкой полового развития показало, что набор доминирующих защитных механизмов у девочек с задержкой полового созревания весьма ограничен. Установлено, что при задержке полового созревания доминирующее влияние приобретает защитный механизм «отрицание». Подросткам с нормальным половым развитием, напротив, свойственно широкое разнообразие защитных механизмов, доминирующее положение среди которых занимают защитные механизмы изоляции и проекции. Анализ полученных результатов показал, что доминирующее влияние тех или иных защитных механизмов также обусловлено теми внутриличностными преобразованиями, которые возникают у подростков в связи с процессом полового созревания. Было показано, что девочки с задержкой полового развития действительно остаются в психологическом поле маленьких девочек, поскольку и среди внешних агентов, которые могут стимулировать у них действие психологической защиты, основная роль отводится взаимоотношениям с родителями, в частности с матерью. Переживаний, характерных для нормально развивающихся подростков, то есть опосредованных процессом полового созревания, у них не отмечается. Получается, что все опасности, в отношении которых приходится «работать» психологической защите девочек с задержкой полового развития, локализованы во внешней среде. Из этого следует, что доминирующий характер в наборе психологических защит таких девочек механизма отрицания не случаен, поскольку основной смысл этого механизма заключается в предохранении личности именно от внешних угроз. Подростки с нормальным половым развитием, по большей части, вынуждены защищаться от таких опасностей, которые индуцированы действием процесса полового созревания и тем кругом задач, которые, в связи с этим, необходимо решить подросткам, в частности необходимость поиска собственной идентичности. Установлено, что даже внешние агенты, которые могут стимулировать у нормально развивающихся подростков действие психологической защиты, попадают под влияние процесса полового созревания, поскольку в их число включаются не значимые ранее для подростков лица противоположного пола. Таким образом, основными угрозами, в отношении которых приходится «работать» психологической защите нормально развивающихся подростков, являются те внутриличностные изменения, которые возникают у подростков в связи с процессом полового созревания. Именно поэтому доминирующими способами предохранения личности от опасностей у нормально развивающихся подростков становятся изоляция и проекция, относящиеся к группе механизмов, которые дают возможность управлять именно внутренним пространством личности.

4. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания выступают в виде следующих доминирующих тенденций:

— в период полового созревания у нормально развивающихся подростков происходит существенное усиление психологической защитыпри этом основным условием действия психологической защиты, вопреки традиционным представлениям о ее внешней стимуляции, является наличие таких внутриличностных изменений, которые возникают в связи с процессом полового созревания. Ранее не испытываемые они существенно увеличивают психическое напряжение подростка и, как следствие, стимулируют действие психологической защиты.

— в условиях нормального полового развития набор доминирующих защитных механизмов включает в себя такие защитные механизмы как изоляция и проекция. Действие указанных механизмов преимущественно обусловлено теми внутриличностными преобразованиями, которые возникают у подростков в связи с процессом полового созревания, в частности, такими, которые стимулируют необходимость поиска собственной идентичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. — СПб.: Речь, 2004.
  2. Е.В. Ответственность и особенности преодоления подростками трудных жизненных ситуаций // Наш проблемный подросток. — СПб.: Союз, 1999, с 122−130.
  3. Е.В., Байтингер О. Е. и др. Наш проблемный подросток. -С-Пб.: Союз, 1999.
  4. Е.Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка /под ред. проф. JI.A. Регуш. СПб.: Речь, 2005, с 2737.
  5. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: осмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, т. 15, № 1, с. 3−19.
  6. Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. // сост. Куликов Л. В. СПб.: Питер, 2000, с 207−213.
  7. Е.С. Тендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические исследования. 2002, № 1.
  8. Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. 1969, № 2, с.118−126.
  9. Ф.В. Проблемы бессознательного. — М., 1968.
  10. Ф.В. Сознание, «бессознательное» и болезнь / Вопросы философии. 1971, № 9, с 90−120.
  11. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты / Психологический журнал. 1988, № 3.
  12. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. // пер. с англ. М.: Когито-центр, 2000.
  13. Е.В., Соколова Е. Д. Механизмы психологической защиты // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997, т. 97, № 2, с.44−48.
  14. JI. Клиническое применение Тематического апперцептивного теста. // Проективная психология. М.: 2000, с. 136−170.
  15. Беллак JL, Абт JI. Проективная психология / пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  16. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
  17. . Психоаналитическая патопсихология: теория и клиника / пер. с фр. А. Ш. Тхостова. Вып. 7. М.: МГУ, 2001.
  18. Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2001.
  19. Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с 133−220.
  20. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. // Психология личности в трудах отечественных психологов. // сост. Куликов Л. В. СПб.: Питер, 2000, с 146−150.
  21. Дж. Психоаналитические теории личности / пер. с англ., вступ. ст. А. Б. Хавина. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  22. A.M., Портнова А. Г. Связь интенсивности психологической защиты личности с процессом самореализации // ж. Психологическая наука и образование, № 2, 2004.
  23. В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. Ярославль, 2001. Вып. 4. С. 28- 33.
  24. В.А. Психология стресса. М.: Институт психологии РАН, 1995.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности, т.2. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2004 .
  26. С.А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса. -М., 1998.
  27. Н.С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  28. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Ника-центр, 1997.
  29. Л. Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.
  30. Г. Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. Ш. Последователи Фрейда / пер. с нем. М.: Когито-Центр, МГМ, 2002, с. 259−303.
  31. Ф.Е. Процесс переживания // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с. 309−336.
  32. Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. (Пособие для врачей и психологов). — СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1998.
  33. Л.И., Петрова Н. Н. Психологическая защита и аффективные расстройства у пациентов в ситуации витальной угрозы // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. — Т. 10, вып.1. — С.73−74.
  34. Венгер А. Л Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  35. В.М., Вид В.Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией / Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / ред. М. М. Кабанов. Л.: 1976.
  36. .С. Психология подростка. М, Педагогическое общество России, 2001.
  37. В.А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния / под ред. Крылова А. А. JL: 1981.
  38. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1998.
  39. P.M. Психологическая защита СПб.: Речь, 2007.
  40. Ю. А. Гинекология подростков / Руководство для врачей. -СПб.: ИКФ Фолиант, 2000.
  41. И.М., Устинович Е. А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера) // Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л.: 1980.
  42. О.Б., Красная Е. В. Позитивная психотерапия в разрешении жизненных проблем // Психология современного подростка / под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005, с 366−384.
  43. Ф. На стороне подростка / пер. с фр. СПб.: 2002.
  44. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — с. 14−22.
  45. Ю.М. Исторический подход к исследованию психических состояний // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. 4.2. М.: 1990, с. 123−126.
  46. Защитные механизмы личности: Методические рекомендации// Сост. проф. В. В. Деларю. Волгоград: ВолгГАСА, 2004.
  47. В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  48. В.Г., Зверева С. В. Возрастные и тендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки) // Психологический журнал, т.26, № 4, 2005, с. 77−89.
  49. ., Вагнер К. Переживание проблем и стратегии совладания в подростковом возрасте // Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет / под ред. Б. Кирш, JI.A. Регуш. Потсдам- СПб.: 2000.
  50. Э. Еремеева А. Психологическая защита. — М.: Смысл, 2000.
  51. Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. — Владивосток, 1990.
  52. М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие): пер. с фр. -М.: Педагогика, 1991.
  53. И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии, 2003, № 1.
  54. М. О терии вины и тревоги // Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе / пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001, с 394−424.
  55. Д.В. Современный подросток. Взросление и пол. — М.: Флинта, 2003.
  56. Кон И. С. Загадка человеческого Я // Психология личности в трудах отечественных психологов. / сост. Куликов JI.B. СПб.: Питер, 2000, с. 366 372.
  57. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
  58. В.В., Григорян С. Р. Сексология, учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002.
  59. У. Теории развития. Секреты формирования личности. С-Пб, прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  60. T.JI. Психология совладающего поведения. Монография. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова Студия оперативной полиграфии Авантитул, 2004.
  61. С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. — СПб.: Речь, 2004.
  62. JI.B. Проблема описания психических состояний //Психические состояния / сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Изд-во Питер. 2000. С. 11−42.
  63. П. Современный психоанализ. М., 1997.
  64. ., Понталис Ж. Защита // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с 357−394.
  65. ., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. — М.: 1996.
  66. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере //Детская патопсихология. Хрестоматия. -М.: Когито-Центр, 2001, с.272−283.
  67. К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
  68. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии. 1967. № 6.
  69. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.
  70. Д.А. Внутренний мир личности//Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Куликов Л. В. СПб.: Питер, 2000, с 372−377.
  71. Д.А. Я последняя инстанция в личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Куликов Л. В. — СПб.: Питер, 2000, с 377−380.
  72. Д. А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998.
  73. К. Защитные механизмы человеческой психики. М.: 1963.
  74. А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Либин А. В (ред). Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. С. 190 — 204.
  75. Е.В. Энциклопедия житейской психологии: предрассудки, стереотипы и защитное поведение / под общ. ред. А. В. Либина. М.: ACT, 1998.
  76. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕС, 1999.
  77. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов, хрестоматия. С-Пб.: Питер, 2000, с. 238−245.
  78. Р. Переживание // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с 299−308.
  79. Р. Проблема «Я» в психоанализе // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с 51−65.
  80. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе /пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 2001.
  81. Т.Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. Психология развития. -М.: 2001.
  82. К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2000.
  83. В., Лиф М. Психические механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2000, с 509−536.
  84. В., Лиф М. Вы и психоанализ. М.: 1998.
  85. А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. -1990. № 5, с.106−111.
  86. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1998.
  87. Г. А. ТАТ. Руководство. Гарвард, 1971.
  88. Г. Применение теста тематической апперцепции// Проективная психология. М.: 2000, с. 129−135
  89. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов, хрестоматия. СПб.: Питер, 2000, с.157−159.
  90. Н. И. Природа психической напряженности //Психическая напряженность. -М.: 1976, с. 5−20.
  91. А. А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с. 395−481.
  92. Нартова-Бочавер С.К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, 1997, № 5, с 20−31.
  93. Е.Е., Якубовская М. Я. Психологический барьер как защитный механизм личности в конфликтной ситуации. М. Изд. Моск. ун-та, 1984.
  94. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. — JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1983.
  95. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1990.
  96. Психоаналитические термины и понятия: Словарь// под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна / перев. с англ. A.M. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. М.: Независимая фирма Класс, 2000.
  97. Психология подростка. Полное руководство // под ред. А. А. Реана. -СПб.: прайм-Еврознак, 2003.
  98. Психотерапевтическая энциклопедия. // под ред. Б. Д. Карвасарского. -М, 1998, с.408−412.
  99. Психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000.
  100. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.
  101. М.М. Особенности психофизического инфантилизма у детей и подростков с синдромом Шерешевского-Тернера // Детская патопсихология". Хрестоматия. -М.: Когито-Центр, 2001, с.320−325.
  102. JI.А. Проблемы подростков. С.-Петербург, 90-е годы // Наш проблемный подросток. СПб.: Союз, 1999, с 6−22.
  103. Л.А., Лихтарников А. Л. Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга) // Психология современного подростка / под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005, с 7−27.
  104. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 1994.
  105. В.Э. Методика Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) // Дридзе Т. М., Реньге В. Э. Психология общения. Рига, 1979, с.33−66.
  106. Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2001.
  107. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы защиты как специфические средства решения универсальных проблем адаптации // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с 566−593.
  108. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи: Талант, 1996.
  109. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. Составитель О. Ф. Дубровская. М.: Когито-Центр, 1999.
  110. Н.А. Психологические защиты и механизмы совладания: отличия, проявления в психотерапевтической практике, эффективность // Ярославский психологический вестник. Вып. 1. М.- Ярославль: РПО — ЯрГУ, 999. С. 157−173.
  111. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  112. Е.Т. Соотношение физического Я-образа и самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с 109−132.
  113. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975.
  114. Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. -Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  115. Г. Механизмы защиты // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. // Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с 481−508.
  116. В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и с психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. — СПб.: Ин-т усов, врачей, 1992.
  117. X. Теоретические и эмпирические основы психологического развития человеческой жизни / Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
  118. X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Т. 1. Теория / Пер. с англ. // Общ. ред. А. В. Казанской. М.: Издательская группа Прогресс -Литера, Издательство Агентства Яхтсмен, 1996.
  119. X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Т. 2. Практика / Пер. с англ. // Общ. ред. А. В. Казанской. М.: Издательская группа Прогресс -Литера, Издательство Агентства Яхтсмен, 1996.
  120. Т.В. Помощь себе: психологическая защита у подростков // Психология современного подростка / под ред. Проф. Л. А. Регуш. СПб., Речь, 2005, с 318−338.
  121. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000.
  122. Д., Фрейгер Р. Защитные механизмы // под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. -М.: ЧеРо, 2002, с.573 579.
  123. Д. И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед. акад., 1994.
  124. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  125. Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3.
  126. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  127. А. Теория и практика детского психоанализа. Соч. в 2-х тт. -М.: Эксмо-Пресс, 1999.
  128. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1997.
  129. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.
  130. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни / Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.
  131. Фрейд 3. Я и Оно / Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.
  132. П. Функции интроекции и проекции в раннем младенчестве // Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе / пер. с англ. -М.: Академический Проект, 2001, с 191−250.
  133. П., Айзеке С. Регрессия // Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе / пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001, с 250−287.
  134. Р. О регрессии // Энциклопедия глубинной психологии. Т I Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие, пер с нем. / общ. Ред. A.M. Боковикова.- М.: ЗАО МГ Менджмент, 1998, с. 498−503.
  135. Н.Е. Самоутверждение подростка. Изд-во «Институт психологии РАН», М, 2004.
  136. Н.Е. Тематический апперцептивный тест: диагностика и применение, учебное пособие. М.: МОСУ, 2000.
  137. П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАОМГ Менеджмент, 1998. С. 344−33.
  138. К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активностью мозга в терапии неврозов. Автореф. канд. дис. Л., 1980.
  139. В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии, пер. с нем. А. М. Боковиков, том 1, Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М.: MGM-Interna, 1998, с. 289−295.
  140. В.А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. 1998. — № 4. С. 54−61.
  141. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  142. П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Питер, 2004.
  143. S.L., Carson G. A., Goodwin F. К. Ego defense patterns in manic-depressive illness//American Journal of Psychiatry, 1974, 131, 803−807.
  144. Adelson J. Handbook of Adolescent Psychology. N.Y.: Wiley, 1980.
  145. Ballotin U. Isola V., Larizza D., Piccinelli P., Rossi G., Curto F. L. Cognitive Functions in Turner’s Syndrome // Minerva. Pediatr., 1998, Oct., 50 (10), p. 419−425.
  146. Barger S. D., Kircher J. C., Croyle R. T. The effects of social context and defensiveness on the physiological responses of repressive copers. // Journal of Personality and Social Psychology. 1997 Nov Vol 73(5) 1118−1128.
  147. Botan U. W., Moller A., Albertsson-Wikland K. Psychological Aspects of Turner’s Syndrome // J. Psychosom. Obstet. Gynaecol, 1998, March, 19 (1), p. 1−18.
  148. Brennan P.A., Hall J., Bor W., Najman J.M., Williams G. Integrating Biological and Social Processes in Relation to Early-onset Persistent Aggression in Boys and Girls // Development Psychology. 2003. Mar. V. 39(2). P. 309−323.
  149. Caspi A., Lynam D., Moffitt Т., Silva Ph. Unravelling Girls' Delinquency: Biological, Dispositional and Contextual Contributions to Adolescent Misbihavior // J. of Developmental Psychol., 1993, Vol. 29, N 1, p. 19−30.
  150. Caspi A., Moffit T. Individual Differences are Accentuated during Periods of Social Change: The Same Case of Girls at Puberty // J. of Personality and Social Psychology, 1991, 61, p. 157−168.
  151. Cramer P. Evidence for change in children’s use of defense mechanisms// J. of personality. 1997. Y.65. № 2. P. 233−249.
  152. Cramer P. The development of defensive mechanisms. N.Y., 1990/ P. 654.
  153. Cramer P., Block I. Preschool antecedents of defense mechanism use in young adults: A longitudinal study. // lournal of Personality and Social Psychology. 1998 Jan Vol 74(1) 159−169.
  154. Crandall J. E. Social interest as moderator of life stress // Journal of personality and social psychology, 1984, july, vol. 47, № 1, p. 164−174.
  155. Delooz J., Van den Berghe H., Swillen A., Kleczkowska A., Fryns J. P. Turner Syndrome Patients as Adults: A Study of their Cognitive Profile, Psychological Functioning and Psychopathological Findings // Genet. Counsel., 1993, 4(3), p. 169−179.
  156. Dodge K. A., Pettit G. S. A biopsychosocial model of the development of chronic conduct problems in adolescence. // Developmental Psychology. 2003 Mar Vol 39(2) 349−371.
  157. Downey J., Ehrhardt A. A., Gruen R., Bell J. J., Mortishima A.
  158. Psychopathology and Social Functioning in Women with Turner Syndrome // J. Nerv. Ment. Disab., 1989, Aprile, 177 (4), p. 191−201.
  159. Downey J., Elkin E. J., Ehrhardt A. A., Meyer-Bahlburg H. F., Bell J. J., Mortishima A. Cognitive Ability and Everyday Functioning in Women with Turner Syndrome//J. Leam. Disability, 1991, January, 24 (1), p. 32−39.
  160. M. (1986). Self disorders in adolescence. Chapter 8 in Self Psychology in Clinical Social Work. New York: W. W. Norton & Company.
  161. Frank S. J., McLaughlin A. M., Crusco A. Sex role attributes, symptom distress, and defensive style among college men and women // Journal of personality and social psychology, 1984, july, vol. 47, № 1, p. 182−192.
  162. Freud A. Adolescence // Psychoanalytic study of the child. 1958. Vol. XVI. P 225−278.
  163. Freud S. The defence neuro psychoses / The collected Papers: in 10 v. N.Y.: Collier Books, 1963. v. 2.
  164. Gardner M., Steinberg L. Adolescence and Adulthood: An Experimental Study // Developmental Psychology. 2005. Jul. V. 41(4). P. 625−635.
  165. Gillett E. Signal anxiety from the adaptive point of view. // Psychoanalytic Psychology. 2001 Spr Vol 18(2) 268−286.
  166. Haan N. Coping and defending. Process of Self-environment Organization. Academic Press, New York 1977 (Personality and Psychopathology, vol. XVI).
  167. Haan N. Proposed model of ego functioning. Coping and defense mechanisms in relationship to IQ change. Psychological Monographs 77 (Whole No. 571) (1963) 1−23
  168. Hart D., Chmiel S. Influence of defense mechanisms on moral judgment development: A longitudinal study. // Developmental Psychology. 1992 Jul Vol 28(4) 722−730.
  169. Harter S., Waters P., Whitesell N. R. Relational Self-Worth: Differences in Perceived Worth as a Person Across Interpersonal Contexts Among Adolescents // Child Dev., 1998, June, 69 (3), p. 756−766.
  170. Kellerman H. A structural model of emotions personality and sociological implications// Plutchik R., Kellerman H (eds) Emotion: theory, research and experience. N. Y. 1980. 1980. Vol. 1. P. 349−384
  171. Kellerman H., Plutchik R. Emotion trait interrelations and the measurement of personality / Psyhological Reports, 1968.
  172. Koff E., Rierdom J., Silvestone E. Changes of Representation of Body Image as a Function of Menarched Status // Developmental Psychology, 1978, 14, p. 635−642.
  173. Kreitler H., Kreitler S. The cognitive determinants of defensive behavior // British Journal of Social and Clinical Psycology, 1972, 11, 359−373.
  174. Lackovic-Grgin K., Dekovic M., Opacic G. Pubertal Status, Interaction with Significant Others, and Self-Esteem of Adolescent Girls // Adolescence, 1994, 29 (115), p. 691−700.
  175. Lahood B. J., Bacon G. E. Cognitive Abilities of Adolescent Turner’s Syndrome Patient//J. Adoles. Health Care, 1985, September, 6 (5), p. 358−364.
  176. Larson R., Ham M. Stress and «storm and stress» in early adolescence: The relationship of negative events with dysphoric affect // Developmental Psychology, 1993, vol.29, № 1, p, 130−140.
  177. McCauley E., Kay Т., Ito J., Treder R. The Turner Syndrome: Cognitive Deficits, Affective Discrimination and Behavior Problems // Child Dev., 1987, April, 58 (2), p. 464−473.
  178. McCauley E., Sybert V. P., Ehrhardt A. A. Psychosocial Adjustment of Adult Women with Turner Syndrome // Clin. Genet., 1986, April, 29 (4), p. 284 -290.
  179. Mullins L. L., Lynch J., Orten J., Youll L. K. Developing of Program to Assist Turner’s Syndrome Patients and Families // Social Work Health Care, 1991, 162. P. 69−79.
  180. , J. (1988) Adolescent development: A view from self psychology. Child and Adolescent Social Work Journal, 5, 171−186.
  181. Pavlidis K., McCauley E., Sybert V. P. Psychosocial and Sexual Functioning in Women with Turner Syndrome // Clin. Genet., 1995, February 47 (2), p. 85−87.
  182. Personality in Adulthood: A Five- Factor Theory Perspective / Ed. R.R. McCrae, P.T. Costa, Baltimore Gerontology Research Center, Guilford Press. 2003.
  183. Petersen A.C. Adolescent development// Annual Review of Psychology, 1988, 39, p. 583−607.
  184. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. R. A structural theory of ego defenses and emotions // Izard E. (ed.) Emotions in personality and psychopathology. N.Y.: Plenum Publishing Corporation, 1979. P. 229—257.
  185. Ross J. L, McCauley E., Roeltgen D., Long L, Kusher H., Feuillan P., Cutler G. B. Jr. Self-Concept and behavior in Adolescent Girls with Turner Syndrome // J. Clin. Endocrinol. Metab., 1996, March, 81 (3), p. 926−931.
  186. Ross J., Zinn A., McCauley E. Neurodevelopmental and Psychosocial Aspects of Turner Syndrome // Mental Retard. Devel. Disab., 2000, Vol. 6, No. 2, p. 135−141.
  187. Rovet J., Ireland L. Behavioral Phenotype in Children with Turner Syndrome // J. Pediatr. Psychol., 1994, December, 19 (6), p. 779−790.
  188. Rovet J., Netly C. The Mental Rotation Task Performance of Turner Syndrome Subjects //Behav. Genet., 1980, September, 10 (5), p. 437−443.
  189. Rovet J., Netly C. Turner Syndrome in Pair of Dizygotic Twins. A Single Case Study// Behav. Genet, 1981, January, 11 (1), P. 65−72.
  190. Rovet J., Szekely C., Hockenberry M. N. Specific Arithmetic Calculation Deficits in Children with Turner Syndrome // J. Clin. Exp. Neuropsychol., 1994, December, 16 (6), p. 820−839.
  191. Scuse D., Elgar K., Morris E. Quality of Life in Turner Syndrome is Related to Chromosomal Constitution: Implications for genetic Counselling and
  192. Management // Acta. Pediatr. Suppl., 1999, February, 88 (428), p. 110−113.
  193. Shill M. A. Signal Anxiety, Defense, and the Pleasure Principle. // Psychoanalytic Psychology. 2004 Win Vol 21(1) 116−133.
  194. Smith G.V.W., Danielson A. Anxiety and defensive strategies in childhood and adolescence. N.Y., 192. # 52.
  195. Temple С. M., Carney R. A. Intellectual Functioning of Children with Turner Syndrome. A Comparison of Behavior Phenotypes // Dev. Med. Child NeuroL, 1993, August, 35 (8), p. 691−698.
  196. Toublanc J. E., Thibaud F., Lecointre C. Psychosocial and Sexual Outcome in Women with Turner Syndrome // Contracept. Fertil. Sex, 1997, Jule— August, 25 (7−8), p. 633−638.
  197. Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanisms // Archives of General Psychiatry. 1971. 24. P. 107—118.
  198. Van Borsel J., Dhooge I., Verhoye K., Derde K., Curfs L. Communication Problems in Turner Syndrome: A Sample Survey/Л. Commun. Disord., 1999, November—December, 32 (6), p. 435—444.
  199. Williams J. K. Behavioral Characteristics of Children with Turner Syndrome and Children with Learning Disabilities //West J. Nurs. Res., 1994, February, 16 (1), p. 35−39.
  200. Williams J. K., Richman L. C., Yarbrough D. B. A Comparison of Memory and Attention in Turner Syndrome and Learning Disabilities // J. Pediatr. Psychol., 1991, October, 16 (5), p. 585−593.
Заполнить форму текущей работой