Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью
Диссертация
Теоретически обоснована необходимость психологического изучения половой идентичности в подростковый период. Впервые проведено экспериментальное изучение половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью вербальными методами с использованием неоднозначно семантически определенных стимулов. Реализованное в настоящей работе экспериментальное исследование позволило получить… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Проблема половой идентичности в современных зарубежных и отечественных исследованиях
- 1. 1. Неоднозначность подходов к определению понятий «идентификация» и «идентичность»
- 1. 2. Анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме половой идентичности
- 1. 3. Этапы становления половой идентичности при нормальном развитии
- 1. 4. Обзор методов изучения половой идентичности Основные подходы к изучению половой идентичности в системе специального образования (в специальной психологии и педагогике)
- Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью
- 2. 1. Организация и методика исследования
- 2. 2. Анализ содержания составляющих половой идентичности по результатам самоописаний
- 2. 3. Изучение факторов, оказывающих влияние на становление 146 половой идентичности
- 2. 4. Основные направления психологического сопровождения по формированию половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью
Список литературы
- Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975, с.6−9.
- Авдеева Н.Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства //Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. С. 1021 13.
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития. Автореф. дис.. доктора психол. наук. Ереван, 1989. — 34 с.
- Агавелян O.K. Социально перцептивные особенности детей с нарушениями развития. — Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999.- 356 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990. — 240 с.
- Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов//Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152−158.
- Айвазян С.А., Еноков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Исследования зависимостей. — М.: Финансы и статистика, 1985. — 487 с.
- Алешина Ю.А., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. 1991. № 4. С.75−82.
- Ю.Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 384 с.
- Андреев И.Л. Мать и дитя в африканском менталитете //Человек. № 1. 1999. С. 124−133.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.-239 с.
- З.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. -376 с.
- Аномальное сексуальное поведение /Под ред. А. А. Ткаченко.- М.: РИО ГНЦС и СП им. В. П. Сербского, 1997. 426 с.
- Аркин Е.А. Родителям о воспитании ребенка в семье от года до зрелости. М.: Учпедгиз, 1957. — 347 с.
- Арсеньев В.Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. -СПб., 1991. С. 37.
- Артемьева Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии.- М.: Изд-во МГУ, 1975. 207 с.
- Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения //Этнические стереотипы поведения /Под ред. А. К. Байбурина. Ленинград: Наука, 1985. С.7−21.
- Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности //Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ- М», 2000. С. 602−612.
- Басина Е.З., Насиновская Е. Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности // Вестник Моск. унив. Сер. 14. Психология. 1977. № 4. С.33−41.
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Изд-во МГЗПИ, 1987.-91 с.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализации подростка.- М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. 208 с.
- Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) //Соотношение биологического и социального / Материалы ксимпозиуму в г. Москве сентябрь 1975. С. 777−791.
- Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства //Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87−95.
- Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2001. t- 320 с. (Секреты психологии).
- Бир А., Пфефферкорн Р. Мужчины/женщины: Динамика идентичности //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 1. Перевод с фр. А. В. Тавровский, Е. Е. Тарандо (опубликовано во всемирной сети Интернет).
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. /Сост. М. Г. Данильченко, А.А. Никольская- Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.
- Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 336−344.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
- Божович Jl.И. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. — 39с.
- Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование //Вопросы психологии. № 3. 1990. С. 64−68.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. Пер. с англ. /Предисл. Л. Божович и И. Кона. М.: Прогресс. — 167 с.
- Брутман В.И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери //Психологический журнал. Том 21. № 2. 2000. С.79−87.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: «Питер», 2002. — 528 с.
- Буторин Г. Г. Нарушение школьной адаптации у учащихся начальных классов с депривационным вариантом психического дизонтогенеза. Автореф. дис.канд. пед наук. Екатеринбург, 1998. — 24 с.
- Васильченко Г. С. Частная сексопатология. Т 2. М.: Медицина, 1983. -351с.
- Васильченко Г. С. Нарушения психосексуального развития. Психосексология: Хрестоматия /сост. К. В. Сельченок. Минск, 1998.
- Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола //Семья и формирование личности. Сборник науч. трудов. Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. С.21−25.
- Веселовская К.П. Педологическое изучение половой жизни ребенка //Половое развитие ребенка и его изучение. М.- Л.: Госиздат, 1927.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа — Пресс, 1994. — 416 с.
- Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии. Собр. соч.: в 6 т. Основы дефектологии /Под ред. Т. А. Власовой.- М.: Педагогика, 1983. Т.5. с. 115−136.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. Основы дефектологии /Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины //Вопросы психологии. 1998. № 4. с. 65−70.
- Данилюк С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993.
- Денисова Е.Н. Формирование представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях у умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: «КСП», 1996. — 160 с.
- Дубовская Е.М., Кричевский Р. Л. Феномен идентификации в групповом лидерстве // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 48−58.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.- СПб.: Тускарора, 2000. -184 с. 53.3алкинд А. Б. Половое воспитание. М., 1930.-337 с. 54.3алкинд А. Б. Педология: Утопия и реальность. М.: Аграф, 2001.- 424 с.
- Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков //Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л.: ЛПМИ, 1986. С. 26−29.
- Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков//Вопросы психологии. № 2. 1998. С. 71−82.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Ильченко Л.В. Развитие психологического пола ребенка-дошкольника (4−7 лет). Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на Дону, 1995.
- Исаев Д.Н. Психика и пол детей и подростков: руководство для врачей. -Л., 1986.-337 с.
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 512 с.
- Исаев Д.Н., Александрова Н. В. Роль семьи в половом воспитании дошкольников //Семейная психиатрия при нервных и психических заболеваниях. /Под ред. В. К. Мягер, Р. А. Зачепицкого Л., 1978. С.103−113.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Отклоняющееся полоролевое поведение у детей и подростков //Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981. С. 118−124.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.- 184 с.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л.: Медицина, 1988. — 160 с.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половые роли и девиантное поведение // Тезисы докладов 7 междунар. симпозиума дет. психиатров соц. стран. М., 1986.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
- Каган В.Е. Половой идентичности нарушения //Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Издательство «Питер», 1999. С. 214.
- Каган В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков.- Л.: Худож. лит.- РПК «ЛИК», 1990. 63 с.
- Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков > //Вопросы психологии. 1987. № 2.
- Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» //Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53−62.
- Качанов Ю.А. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000. С. 613- 623.
- Келли Г. Основы современной сексологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 896 с. (Серия «Учебник нового века»).
- Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/ Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
- Клецина И.С. Тендерная социализация. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
- Кобылецкая В., Ячевский А. О мальчиках и девочках /Пер. с польск.- М.: Профиздат, 1991. 128 с. — (Библиотека семейного воспитания).
- Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших уственно отсталых учащихся школьного возраста // Дефектология. № 1. 1995. С.42−46.
- Кожалиева Ч.Б. О возрастной динамике образа «Я» у умственно отсталых подростков //Дефектология. № 4. 1997. С. 36−42.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М.: «Олимп» и ИНФРА -М., 1999.
- Кон И. С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. М.: Семья и «школа, 1998.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984. 336 с.
- Кон И. С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975. — 93 с.
- Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ. Дубна: «Феникс+», 2001. — 208 с.
- Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 59- 68.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989. 255 с.
- Кон И. С. Психосексуальное развитие и половая социализация // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер, Р. А. Зачепицкого. Л., 1978. С. 113−123.
- Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980. 191с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
- Кон И. С. Сексуальность и нравственность // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990. — 79 с.
- Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. — 232 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -992с.
- Красовский Б.П. Амазонки за рулем //Социологические исследования. № 9. 2000. С. 98−99.
- Крыгина Н.Н. Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1993. 175 с.
- Крушельницкая О.И. Подростки: вражда между полами //Биология в школе. № 5. 1998.
- Куинджи Н.Н. Кого воспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или. ? //Биология в школе. № 2. 1998. С. 17−20.
- Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. Дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 140 с.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. — 190 с.
- Лазарис К. Тендерные исследования в средиземном районе //Социологические исследования. 1992. № 5. С. 47 52.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 334 с.
- Ларичева Р. Несчастливые «амазонки», грустные «рабыни любви» И Психологичекий журнал «Alter Ego». № 4. 1994. С. 14−15.
- Лебедева Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе //Журнал практического психолога. 1998. № 2. С. 4251.
- Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла //Психологический журнал. Том 20. № 3. 1999. С.48−58.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. 168 с.
- Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1998.-21 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977 304 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. -43с.
- Лосева В.К., Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. М.: А.П.О., 1995.-52 с.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. 1971. № 6. С. 15−19.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
- Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка. Автореф. дис. .канд психол. наук. -Л., 1988.-24 с.
- Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 688 с. (Серия «Мастера психологии»).
- Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43−53.
- Малейчук Г. И. Клинико-феноменологические методики исследования динамических свойств личности //Журнал практического психолога. 1997. № 2. С. 42−52.
- Маховер К. Проективный рисунок человека /Пер с англ. -М.: Смысл, 1996.- 158 с.
- Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения /Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. Сост., авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон. -М.: Наука, 1988.-429с.
- Митина О.В., Петренко В. Ф. Кросскультурные исследования стереотипов женского поведения //Вопросы психологии. 2000. № 1. С.68−86.
- Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -456 с.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 239 с.
- Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1.- С. 32−39.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
- Мэгэри С. Женские исследования в Австралии //Социологические исследования. 1992. № 5. С. 42−47.
- Мясищев В.Н. Личность и отношение человека //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — С. 95−105.
- Набиулина Ю.М. Проблемы полоролевой идентификации в семейном аспекте //Психология XXI века: Тезисы международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб.: изд-во СПбГУ, 2001. — С. 238−239.
- Нарушения полового развития /Под ред. М. А. Жуковского.- М.: Медицина, 1989. 269.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
- Налчаджян А. А. Я-концепция //Психология самосознания. Хрестоматия Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2000 — 672 с.
- Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Издательство Московского университета, 1987. — 304 с.
- Общая психология /Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1977. 479 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург: «Урал-Советы» («Весть», 1994. — 800 с.
- Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1993.-239 с.
- Основы сексологии: Пособие для студен, высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. В. Нестеренко, И. С. Долженко, А. Г. Егоров, Ф. Г. Степанов. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.
- Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии //Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135−141.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 2000.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. — 160 с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Академия, 2000. 184 с.
- Попова JLB. Проблемы самореализации одаренных женщин //Вопросы психологии. № 2. 1996. С.31−41.
- Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 2000.
- Пролубникова Т.Н. Воспитание у детей с недостатками интеллекта семейных ролей //Социально-трудовая адаптация учащихся с общим психических недоразвитием: Опыт экспериментального исследования /Под ред. В. В. Корку нова. Екатеринбург, 2000. С. 16−19.
- Психологическая служба школы /Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. 222 с.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1987. -240 с.
- Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984.
- Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте \ Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1985. С. 38−53.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 1990.-80 с.
- Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Педагогика, 1987. 236 с.
- Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье //Вопросы психологии. № 3. 2000. С. 23−33.
- Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях //Вопросы психологии. № 2. 1999. С. 22−27.
- Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. Самара: Издательский дом БАХРАМ — М, 2002. — 736 с.
- Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Издательство «Питер», 2000. 624 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. 1997. № 4. С.39−47.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
- Роуз X. Исследования женских проблем в Великобритании //Социологические исследования. 1992. № 5. С. 52−59.
- Рубинштейн М.М. Половое воспитание с точки зрения интересов культуры, М.-Л., 1926.-126 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с. (Серия «Мастера психологии»).
- Сакс Дж., Леви С. Тест «Завершение предложений» //Проективная психология /Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. 528 с. (Серия «Мир психологии»).
- Сакулин В.А. Подготовка студентов педвуза к использованию компьютерных технологий в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах. Дисс.. канд. пд. нук. Екатеринбург, 1999.
- Саломатина И.В. Социально-сексуальное воспитание слепоглухих школьников //Дефектология. № 1. 1996. С. 78−82.
- Сексуальное развитие и половое воспитание детей /Составитель спецкурса Суслова Э. К. М.: Ассоциация «Профессиональное образование». 1994. — 80 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
- Соколова Е.Т., Ильина С. В. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией //Психологический журнал. 2000. Том 21. № 5. С.70−81.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR -Аргус, 1995. -360 с.
- Солдатова Г. У. Этническая идентичность // Психологиясамосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2000. с. 656−667.
- Солнцева JI.C., Галкина Т. В. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии). М.: Институт психологии РАН, 1997. -41 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. ' -284 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1959. Т. 2. -335 с.
- Ткаченко А.А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н. В. Судебно-сексологическая экспертиза. Т.1. М.: РИО ГНЦС и СП им. В. П. Сербского, 1998. — 360 с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.: НПЦ «Коррекция», 1995. -208 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.
- М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.
- Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика //Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост, науч. ред., авт. вст. ст. г М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. С. 38−121.
- Фурманов И.А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск: Тесей, 1999. — 160 с.
- Хасан И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола//Вопросы психологии. № 3. 1997. С. 32−39.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
- Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно — Европейский Институт Психоанализа, 1993. — 223 с. (Серия «Шедевры мировой науки»).
- Хьел JI., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Ком, 1999. — 608 с.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе спмосознания личности //Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966.
- Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе //Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 337−368.
- Чирикова А.Е., Кричевская О. Н. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ Я //Социологические исследования. № 11. 2000.
- Чугунов В.В. Сексологические аспекты тифлологии //Дефектология. № 3. 1995. С. 27−30.
- Шабунин Р.А., Бароненко В. А. Введение в сексологию и половое воспитание детей первых шести лет жизни. Урал. гос. пед. ун-т.1. Екатеринбург, 1996. 78 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.- М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — 496 с.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. -М., 1983.
- Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании.- М.: Соцэкгиз, 1961. -363 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. — 656 с. (Серия «Мастера психологии»),
- Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб: Питер Пресс, 1997.- 288 с. (Серия «Вы и ваш ребенок»).
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 23−43.
- Эриксон Э. Детство и общество. Изд.2-ое, перераб. и доп. /Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универсальная книга», 1996. — 592 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых -М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.- 344 с.
- Юнг К. Значение отца в судьбе отдельного человека //Психоанализ детской сексуальности /3. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг и др.- Пер. с нем.- Под ред. В. А. Лукова. СПб.: Союз, 1997. С. 185 206.
- Юферева Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате //Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. С.122−137.
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 324−335.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка //Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 54−58.
- Bandura A. Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1969.
- Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1986.
- Bern, S.L. The measurement of psychological androgyny/ Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1974, v.31, p. 634−643.
- Erikson E.N. Youth: Chang and challenge. New York: Norton, 1963b.
- Green R. Sexual identity conflict in children and adults. New York: Basic Books, 1974.
- Jung C.G. Analytical psychology: Its theory and practice. New York: Pantheon, 1968.
- Kohlberg L. A cognitive developmental analysis of children sex-role concepts and attitudes. In: The Development of sex differences /Ed. E.E. Maccoby. — Stanford, 1966.
- Money J., Ehrhardt, A.A. Man and woman, boy and girl: The differentiation and dimorphism of gender identity from conception to maturity. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1972.
- Rekers G.A. Assessment and Treatment of chidhood gender problems //Advances in clinical child psychology, vol 1. Edited by Benjamin B. Lahey and Alan E. Kazdin. Plenum Publishing Corporation, 1977/
- Stoller R.J. Sex and gender: The development of and femininity. New York: Science House, 1968.1. Образец бланка, предложенного участникам экспериментального исследования дляизучения особенностей и уровня развития половой идентификации
- Просим Вас принять участие в небольшом исследовании. Ваше участие имеет для нас большое значение и будет полезным только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно и искренне.
- Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.1. Пол.Возраст.Школа.Класс.
- А теперь опишите себя как представителя женского пола (как девочку, девушку):1. АНКЕТА
- Фамилия, имя.Возраст.Пол.Школа.
- Думаю, что мой отец редко.2. Если все против меня, то3. Я всегда хотел4. Будущее кажется мне
- Если бы я занимал руководящий пост6. Мой учитель7. Знаю, что глупо, но боюсь8. Думаю, что настоящий друг9. Когда я был ребенком
- Идеалом женщины для меня является1 1. Когда я вижу мужчину рядом с женщиной
- По сравнению с большинством других семей моя семья
- Лучше всего мне заниматься с14. Моя мама и я
- Сделал бы все, чтобы забыть
- Если бы только мой отец захотел
- Думаю, что достаточно способен на то, чтобы
- Я мог бы быть счастливым, если бы
- Если кто-нибудь будет под моим руководством20. Надеюсь на21. В школе мой учитель
- Большинство моих товарищей не знает, что я23. Не люблю людей, которые24. В детстве я
- Считаю, что большинство девушек и юношей
- Семейная жизнь кажется мне
- Моя семья обращается со мной как с28. Люди, с которыми я учусь29. Моя мать
- Моей самой большой ошибкой было
- Я хотел бы, чтобы мой отец
- Моя наибольшая слабость заключается в том
- Моим скрытым желанием в жизни34. Мои одноклассники35. Наступит день, когда
- Когда ко мне приближается учитель37. Мне бы хотелось перестать
- Больше всего люблю тех людей, которые39. Если мне нравится девушка
- Считаю, что большинство женщин
- Когда я вспоминаю свое детство
- Большинство известных мне семей
- Люблю учиться с людьми, которые .
- Считаю, что большинство матерей
- Когда я был ребенком, то чувствовал46. Думаю, что мой отец
- Когда мне начинает не везти, я
- Когда я прошу других чтоОнибудь сделать
- Больше всего я хотел бы в жизни50. Когда я буду старым
- Люди, превосходство которых над собой я признаю
- Мои опасения не раз заставляли меня
- Когда меня нет, то мои друзья
- Моим самым живым воспоминанием детства является
- Мне очень не нравится, когда женщины
- Если я остаюсь наедине с женщиной
- Когда я был ребенком, моя семья
- Люди, которые учатся со мной59. Я люблю свою мать, но
- Самое худшее, что мне случалось совершить, это1. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!