Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретически обоснована необходимость психологического изучения половой идентичности в подростковый период. Впервые проведено экспериментальное изучение половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью вербальными методами с использованием неоднозначно семантически определенных стимулов. Реализованное в настоящей работе экспериментальное исследование позволило получить… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблема половой идентичности в современных зарубежных и отечественных исследованиях
    • 1. 1. Неоднозначность подходов к определению понятий «идентификация» и «идентичность»
    • 1. 2. Анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме половой идентичности
    • 1. 3. Этапы становления половой идентичности при нормальном развитии
    • 1. 4. Обзор методов изучения половой идентичности Основные подходы к изучению половой идентичности в системе специального образования (в специальной психологии и педагогике)
  • Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью
    • 2. 1. Организация и методика исследования
    • 2. 2. Анализ содержания составляющих половой идентичности по результатам самоописаний
    • 2. 3. Изучение факторов, оказывающих влияние на становление 146 половой идентичности
    • 2. 4. Основные направления психологического сопровождения по формированию половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью

Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идентичность является одним из психологических феноменов^-рассматриваемых в аспекте социализации и адаптации к условиям различных сторон человеческой деятельности и общения. При этом существенное место отводится половой социализации, которая вызывает интерес ученых в разных областях знаний: философии, медицине, психологии, педагогике. Не в последнюю очередь этот интерес связан с самосознанием человека, подвергаемым существенным трансформациям в период социальных потрясений, которые переживает общество в процессе перехода к рыночной экономике и появлением новых общественных отношений.

Существуют противоречащие друг другу взгляды на влияние происходящих изменений на человека. Однако общим в этих взглядах является то, что каждый человек может переживать внутренний кризис, связанный с необходимостью установления взаимосвязи между социальными изменениями и собственной идентичностью. В связи с этим подростковый возраст оказывается наиболее уязвимым, поскольку основной задачей в данный возрастной период является формирование идентичности, в том числе и половой идентичности, основным механизмом которой является половая идентификация.

Анализ современных исследований, посвященных изучению полового самосознания, свидетельствует о недостаточной сформированности теории полового самосознания, неразрешенности терминологических вопросов на современном этапе (В.Е. Каган, И. С. Кон, Д. Н. Исаев, Ш. Берн).

В специальной психологии общие проблемы изучения личности детей, имеющих отклонения в развитии, отражены в ряде исследований (Л.С Выготский, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова и др.). Особое место в исследованиях отводится изучению особенностей становления половой идентичности у детей, лишенных родительского попечительства (М. Лангмейер, 3. МатейчекB.C. МухинаA.M. Прихожан, Н.Н. ТолстыхТ.И. Юферева). Исследователями выделялись различные аспекты данной проблемы: нарушение условий формирования половой идентичности у детей —дошкольного-возраста в условиях депривации,-приводящих к-ограниченным-ориентациям на пол, к искаженному эмоционально-оценочному отношению к телу (С.Б. Данилкж) — упрощение, недифференцированность полоролевых представлений и несоответствие поведенческого репертуара традиционным моделям полоролевого поведения у старших подростков, воспитывающихся в условиях депривации (Н.Н. Крыгина) — зависимость развития самопринятия от процесса идентификации с другими людьми у детей в семейной ситуации развития и в условиях детского дома (Н.К. Радина) — обусловленность сексуальных отклонений в поведении детей из учреждений интернатного типа нарушениями процесса половой идентификации (А.А. Аладьин, И. А. Фурманов, Н.В. Фурманова).

Косвенным образом затрагивали изучаемую проблему немногочисленные работы. Подростковый возраст привлекает исследователей к изучению личности умственно отсталых подростков. При изучении образа «Я» у умственно отсталых подростков выделяются качественные различия, проявляющиеся в оценке своих внешних физических и внутренних личностных качеств и опирающиеся чаще всего на мнение значимых взрослых (Ч.Б. Кожалиева). Появление осознанной половой идентичности и переживание своей половой принадлежности как психических новообразований подросткового возраста обусловили интерес исследователей к изучению вопросов семейного и полового воспитания умственно отсталых подростков: формирование качеств будущего семьянина (Е.Н. Денисова), воспитание семейных ролей как практическая подготовка детей к самостоятельной семейной жизни (Т.Н. Пролубникова).

Вопросам развития половой идентификации у детей со сниженным интеллектом дошкольного и младшего школьного возраста посвящены исследования H. J1. Белопольской. Исследования JI.M. Шипицыной послужили началом в изучении особенностей половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Немногочисленные исследовательские работы, посвященные проблемам половой идентичности, свидетельствуют-о недостаточном научномосвещении различных аспектов половой социализации подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, осознание необходимости изучения вопросов становления половой идентичности в ходе половой социализации подростков с интеллектуальной недостаточностью, рассматриваемых в русле общей тенденции к гуманизации системы специального образования, с одной стороны, и недостаточная разработанность психологических аспектов изучения половой идентичности и оказания своевременной помощи подросткам с интеллектуальной недостаточностью в становлении половой идентичности, с другой, определили актуальность исследования.

Проблема исследования. Изучение особенностей становления половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью является условием определения направлений психологического сопровождения детей и подростков в образовательных учреждениях с целью их успешной социализации и минимизации последствий влияния неблагоприятных факторов на становление половой идентичности.

Цель исследования — изучение особенностей половой идентичности современных подростков с интеллектуальной недостаточностью на фоне нормально развивающихся сверстников для определения основных направлений психологического сопровождения их в специальных (коррекционных) учреждениях.

Объект исследования — особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Предмет исследования — выявление особенностей половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза исследования — определение особенностей половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью становится возможным, если:

— определить степень разработанности теоретико-практических подходов—к изучению—становления—половой идентичности удетей—и подростков различных категорий;

— принять предположение, что при интеллектуальной недостаточности могут иметь место как общие с нормой развития, так и специфические для данной категории подростков закономерности и особенности становления их половой идентичности;

— используемый для диагностики психодиагностический инструментарий позволяет определить те структурные составляющие половой идентичности, которые проецируют механизм становления половой идентичности;

— значимыми факторами становления половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью принять такие, как: характер отношений подростков со сверстниками своего и противоположного полавнутрисемейные взаимодействия (в частности с отцом и матерью) и в особенности взаимодействие с педагогами как с людьми, представляющими наиболее значимые идентификационные образцы;

— выявленные закономерности, специфические особенности, присущие возрасту, позволят найти наиболее оптимальные направления психологического сопровождения детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в специальных (коррекционных) учреждениях.

Реализация поставленной цели и гипотезы потребовала решения следующих задач исследования:

1. Выявить сущностную характеристику понятия «половая идентичность».

2. Проанализировать теории половой идентичности зарубежных и отечественных авторов, выявить степень теоретической и практической разработанности проблемы изучения особенностей половой идентичности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью.

3. Выявить структурные составляющие половой идентичности на основе —— -концепций полового самосознания по данным специальной литературьги на основе анализа материалов самоописаний испытуемых.

4. Проследить возрастную логику становления половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

5. Выявить наиболее характерные особенности становления половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью на фоне их нормально развивающихся сверстников.

6. Разработать психолого-педагогические рекомендации в адрес психологического сопровождения подростков с интеллектуальной н едостаточ ностью.

Методологические основы исследования были определены с учетом положений о единстве общих закономерностей развития нормальных и I аномальных детей (JI.C. Выготский, В.И. Лубовский) и имеющихся отклонений в личностном развитии у школьников с интеллектуальной недостаточностью (Т.А. Власова, В. Г. Петрова и др.). При этом учитывались общие закономерности возрастного развития (Л.И. Божович, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Теоретическая концепция исследования базировалась также на принципах формирования самосознания и полового самосознания как парциального по отношению к самосознанию (Л.И. Божович, И. С. Кон, B.C. Мухина, И. В. Романов, В. В. Столин, И.И. Чеснокова) и поэтапного развития половой идентичности в онтогенезе (В.Е. Каган).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: монографический (теоретический анализ специальной литературы по изучаемой проблеме), диагностический (самоописание, метод незаконченных предложений), экспериментальный (констатирующий эксперимент), методы математической статистики (корреляционный анализ Стьюдента, статистическая обработка результатов по Фишеру).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Теоретически обоснована необходимость психологического изучения половой идентичности в подростковый период. Впервые проведено экспериментальное изучение половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью вербальными методами с использованием неоднозначно семантически определенных стимулов. Реализованное в настоящей работе экспериментальное исследование позволило получить: научные данные о своеобразии становления половой идентичности и наличном ее уровне развития у подростков с интеллектуальной недостаточностьюпровести сравнительное изучение половой идентичности и ее составляющих у нормально развивающихся подростков и у подростков с интеллектуальной недостаточностьювыделить основные показатели половой идентичности у подростков, представить на их основе специфику половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью и критерии, которые можно использовать в качестве дифференциально-диагностическихразработать основные направления психологического сопровождения по формированию половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Тем самым внесен вклад в понимание общих и специфических закономерностей становления половой идентичности у подростков с разным уровнем интеллектуального развития. Сделаны выводы о негативных факторах, способствующих нарушению становления половой идентичности у подростков изучаемой категории. Обогащены теоретические разделы специальной психологии, касающиеся лиц с умственной отсталостью.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе экспериментального исследования данные могут быть использованы для решения научно-практических задач коррекционной психологии, при разработке научных и методических рекомендаций для практических психологов и послужить основой для создания и внедрения в практику психолого-педагогической коррекции программы по формированию половой идентичности лиц с интеллектуальной недостаточностью в рамках психологического сопровождения ребенка в образовательном учреждении. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при ^ подготовке специалистов, работающих с детьми и подростками с интеллектуальной недостаточностью, в учебных курсах по специальной психологии, существенно пополнив представления об особенностях полового самосознания у современных подростков с различным уровнем интеллектуального развития.

Апробация и практическое внедрение результатов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУна региональной научно-практической конференции «Современные тенденции образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области» *> (г. Екатеринбург, 1998) — в публикациях материалов исследования.

Материалы диссертационного исследования использовались автором в учебных курсах «Психология лиц с умственной отсталостью», «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Методы психолого-педагогической диагностики» при изложении теоретических вопросов и результатов экспериментального исследования проблемы на лекциях и практических занятиях для студентов факультета коррекционной педагогики, в лекциях слушателям на курсах повышения квалификации, а также составили основу спецкурса «Половая идентификация детей и подростков», реализуемого на протяжении двух лет в Челябинском филиале ИСО УрГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление половой идентичности подростков с интеллектуальной недостаточностью подчинено общим закономерностям развития, но значительно отличается по темпу, качеству и соотношению ее составляющих по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

2. Специфические особенности половой идентичности подростков с интеллектуальной недостаточностью обусловлены интеллектуальным дефектом и в значительной степени условиями семейного воспитания, характером отношений с ближним социальным окружением.

3. Для мальчиков развитие половой идентичности представляет большие трудности, чем для девочек. У мальчиков с интеллектуальной недостаточностью эти трудности проявляются в неравномерном протекании половой идентичности как в содержательном плане, так и в менее дифференцированном характере половой идентичности.

4. Более тесный контакт учителей с детьми и участие в их жизни способствуют решению превентивных задач по предотвращению или ослаблению негативных тенденций в становлении половой идентичности в сочетании с психологической коррекцией.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими положениями, применением теоретических и экспериментальных методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, применением для обработки полученных данных методов математического статистического анализа в сочетании с качественным анализом, личным участием автора на всех этапах экспериментального исследования.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Экспериментальные данные представлены в 12 таблицах и 7 рисунках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование посвящено изучению особенностей половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

I Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно утверждать, что основные задачи работы удалось реализовать.

Теоретическое изучение проблемы половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью и практическое выявление своеобразия становления половой идентичности у исследуемых групп подтверждают актуальность как проблемы, так и темы исследования.

Анализ современного состояния теории половой идентичности и степени теоретической и практической ее разработанности в специальной психологии показал, что значительная часть проблем в силу целого ряда объективных причин не получила еще достаточно глубокого осмысления и развития. К их числу можно отнести проблемы психологической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии при психологическом сопровождении школьников, в широком смысле, и проблемы предупреждения нарушений развития личности, в узком.

Экспериментальное исследование подтвердило предположение о наличии общих с нормой закономерностей и специфических особенностей становления половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Результаты исследования свидетельствуют о том, что подростки с интеллектуальной недостаточностью имеют низкий уровень осознания, и, как следствие, недостаточно полное отражение в словесной форме признаков человека, причисляющего себя к определенному полу, что I проявляется в: слабой фиксации своей половой принадлежности и недостаточной ее дифференцированностиприписывании себе как представителю определенного пола общих, не зависящих от пола объективных внешних данныхнедостаточном соотнесении своих свойств, качеств и действий с подобными свойствами, качествами и действиями людей одного с ними поланеравномерном и менее дифференцированном характере протекания половой идентичности, особенно ярко проявившейся у мальчиков.

Выявленные особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточности явились одним из условий, позволивших определить направления психологического сопровождения подростков в образовательном учреждении с целью их успешной половой социализации и минимизации последствий влияния неблагоприятных факторов на становление половой идентичности.

Перспективы дальнейшей работы видятся: в углубленном изучении половой идентичности у детей разных категорий отклонений в развитии в возрастном диапазоне от дошкольного до юношеского возраста, в создании психолого-педагогической системы предупреждения негативных вариантов развития половой идентичности через различные формы работы специального психолога со всеми участниками образовательного процесса.

В прикладном значении проведенное исследование позволяет обратить внимание психологов и педагогов на то, что образовательная деятельность учреждений подчинена главным образом решению задач обучения, а задачи формирования личности недостаточно решаются в системе как общего, так и специального образования, и учесть это при проведении коррекционных мероприятий.

В фундаментальном значении требуется выявить приоритетные направления научных исследований в области психологии пола лиц с отклонениями в интеллектуальном, физическом и психическом развитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975, с.6−9.
  2. Н.Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства //Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. С. 1021 13.
  3. O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития. Автореф. дис.. доктора психол. наук. Ереван, 1989. — 34 с.
  4. O.K. Социально перцептивные особенности детей с нарушениями развития. — Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999.- 356 с.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990. — 240 с.
  6. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов//Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152−158.
  7. С.А., Еноков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Исследования зависимостей. — М.: Финансы и статистика, 1985. — 487 с.
  8. Ю.А., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. 1991. № 4. С.75−82.
  9. Ю.Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 384 с.
  10. И.Л. Мать и дитя в африканском менталитете //Человек. № 1. 1999. С. 124−133.
  11. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.-239 с.
  12. З.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. -376 с.
  13. Аномальное сексуальное поведение /Под ред. А. А. Ткаченко.- М.: РИО ГНЦС и СП им. В. П. Сербского, 1997. 426 с.
  14. Е.А. Родителям о воспитании ребенка в семье от года до зрелости. М.: Учпедгиз, 1957. — 347 с.
  15. В.Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. -СПб., 1991. С. 37.
  16. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии.- М.: Изд-во МГУ, 1975. 207 с.
  17. А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения //Этнические стереотипы поведения /Под ред. А. К. Байбурина. Ленинград: Наука, 1985. С.7−21.
  18. Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности //Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ- М», 2000. С. 602−612.
  19. Е.З., Насиновская Е. Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности // Вестник Моск. унив. Сер. 14. Психология. 1977. № 4. С.33−41.
  20. И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Изд-во МГЗПИ, 1987.-91 с.
  21. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализации подростка.- М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. 208 с.
  22. А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) //Соотношение биологического и социального / Материалы ксимпозиуму в г. Москве сентябрь 1975. С. 777−791.
  23. Т.В. Тендерные исследования лидерства //Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87−95.
  24. Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2001. t- 320 с. (Секреты психологии).
  25. Бир А., Пфефферкорн Р. Мужчины/женщины: Динамика идентичности //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 1. Перевод с фр. А. В. Тавровский, Е. Е. Тарандо (опубликовано во всемирной сети Интернет).
  26. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. /Сост. М. Г. Данильченко, А.А. Никольская- Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.
  27. А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 336−344.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  30. Jl.И. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. — 39с.
  31. Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование //Вопросы психологии. № 3. 1990. С. 64−68.
  32. У. Два мира детства. Дети в США и СССР. Пер. с англ. /Предисл. Л. Божович и И. Кона. М.: Прогресс. — 167 с.
  33. В.И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери //Психологический журнал. Том 21. № 2. 2000. С.79−87.
  34. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: «Питер», 2002. — 528 с.
  35. Г. Г. Нарушение школьной адаптации у учащихся начальных классов с депривационным вариантом психического дизонтогенеза. Автореф. дис.канд. пед наук. Екатеринбург, 1998. — 24 с.
  36. Г. С. Частная сексопатология. Т 2. М.: Медицина, 1983. -351с.
  37. Г. С. Нарушения психосексуального развития. Психосексология: Хрестоматия /сост. К. В. Сельченок. Минск, 1998.
  38. А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола //Семья и формирование личности. Сборник науч. трудов. Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. С.21−25.
  39. К.П. Педологическое изучение половой жизни ребенка //Половое развитие ребенка и его изучение. М.- Л.: Госиздат, 1927.
  40. Т.А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967.
  41. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа — Пресс, 1994. — 416 с.
  42. Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии. Собр. соч.: в 6 т. Основы дефектологии /Под ред. Т. А. Власовой.- М.: Педагогика, 1983. Т.5. с. 115−136.
  43. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. Основы дефектологии /Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  44. О.А. Чувство вины у работающей женщины //Вопросы психологии. 1998. № 4. с. 65−70.
  45. С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993.
  46. Е.Н. Формирование представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях у умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.
  47. В.Н. Психология семьи. — М.: «КСП», 1996. — 160 с.
  48. Е.М., Кричевский Р. Л. Феномен идентификации в групповом лидерстве // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 48−58.
  49. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.- СПб.: Тускарора, 2000. -184 с. 53.3алкинд А. Б. Половое воспитание. М., 1930.-337 с. 54.3алкинд А. Б. Педология: Утопия и реальность. М.: Аграф, 2001.- 424 с.
  50. С.М. Половая идентичность у подростков //Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л.: ЛПМИ, 1986. С. 26−29.
  51. Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков//Вопросы психологии. № 2. 1998. С. 71−82.
  52. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  53. Л.В. Развитие психологического пола ребенка-дошкольника (4−7 лет). Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на Дону, 1995.
  54. Д.Н. Психика и пол детей и подростков: руководство для врачей. -Л., 1986.-337 с.
  55. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 512 с.
  56. Д.Н., Александрова Н. В. Роль семьи в половом воспитании дошкольников //Семейная психиатрия при нервных и психических заболеваниях. /Под ред. В. К. Мягер, Р. А. Зачепицкого Л., 1978. С.103−113.
  57. Д.Н., Каган В. Е. Отклоняющееся полоролевое поведение у детей и подростков //Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981. С. 118−124.
  58. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.- 184 с.
  59. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л.: Медицина, 1988. — 160 с.
  60. Д.Н., Каган В. Е. Половые роли и девиантное поведение // Тезисы докладов 7 междунар. симпозиума дет. психиатров соц. стран. М., 1986.
  61. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  62. В.Е. Половой идентичности нарушения //Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Издательство «Питер», 1999. С. 214.
  63. В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков.- Л.: Худож. лит.- РПК «ЛИК», 1990. 63 с.
  64. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков > //Вопросы психологии. 1987. № 2.
  65. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» //Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53−62.
  66. Ю.А. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000. С. 613- 623.
  67. Г. Основы современной сексологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 896 с. (Серия «Учебник нового века»).
  68. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/ Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
  69. И.С. Тендерная социализация. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  70. В., Ячевский А. О мальчиках и девочках /Пер. с польск.- М.: Профиздат, 1991. 128 с. — (Библиотека семейного воспитания).
  71. Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших уственно отсталых учащихся школьного возраста // Дефектология. № 1. 1995. С.42−46.
  72. Ч.Б. О возрастной динамике образа «Я» у умственно отсталых подростков //Дефектология. № 4. 1997. С. 36−42.
  73. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: «Олимп» и ИНФРА -М., 1999.
  74. Кон И. С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. М.: Семья и «школа, 1998.
  75. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984. 336 с.
  76. Кон И. С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975. — 93 с.
  77. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ. Дубна: «Феникс+», 2001. — 208 с.
  78. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 59- 68.
  79. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  80. Кон И. С. Психосексуальное развитие и половая социализация // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер, Р. А. Зачепицкого. Л., 1978. С. 113−123.
  81. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980. 191с.
  82. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  83. Кон И. С. Сексуальность и нравственность // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990. — 79 с.
  84. Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. — 232 с.
  85. Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -992с.
  86. .П. Амазонки за рулем //Социологические исследования. № 9. 2000. С. 98−99.
  87. Н.Н. Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1993. 175 с.
  88. О.И. Подростки: вражда между полами //Биология в школе. № 5. 1998.
  89. Н.Н. Кого воспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или. ? //Биология в школе. № 2. 1998. С. 17−20.
  90. И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. Дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 140 с.
  91. Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. — 190 с.
  92. К. Тендерные исследования в средиземном районе //Социологические исследования. 1992. № 5. С. 47 52.
  93. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 334 с.
  94. Р. Несчастливые «амазонки», грустные «рабыни любви» И Психологичекий журнал «Alter Ego». № 4. 1994. С. 14−15.
  95. Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе //Журнал практического психолога. 1998. № 2. С. 4251.
  96. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла //Психологический журнал. Том 20. № 3. 1999. С.48−58.
  97. В.В. Нарушения психического развития у детей. -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. 168 с.
  98. Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1998.-21 с.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977 304 с.
  100. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  101. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. -43с.
  102. В.К., Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. М.: А.П.О., 1995.-52 с.
  103. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. 1971. № 6. С. 15−19.
  104. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  105. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка. Автореф. дис. .канд психол. наук. -Л., 1988.-24 с.
  106. Д. Социальная психология /Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 688 с. (Серия «Мастера психологии»).
  107. B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43−53.
  108. Г. И. Клинико-феноменологические методики исследования динамических свойств личности //Журнал практического психолога. 1997. № 2. С. 42−52.
  109. К. Проективный рисунок человека /Пер с англ. -М.: Смысл, 1996.- 158 с.
  110. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения /Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. Сост., авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон. -М.: Наука, 1988.-429с.
  111. О.В., Петренко В. Ф. Кросскультурные исследования стереотипов женского поведения //Вопросы психологии. 2000. № 1. С.68−86.
  112. B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -456 с.
  113. B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352 с.
  114. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 239 с.
  115. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1.- С. 32−39.
  116. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  117. С. Женские исследования в Австралии //Социологические исследования. 1992. № 5. С. 42−47.
  118. В.Н. Личность и отношение человека //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — С. 95−105.
  119. Ю.М. Проблемы полоролевой идентификации в семейном аспекте //Психология XXI века: Тезисы международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб.: изд-во СПбГУ, 2001. — С. 238−239.
  120. Нарушения полового развития /Под ред. М. А. Жуковского.- М.: Медицина, 1989. 269.
  121. Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
  122. А. А. Я-концепция //Психология самосознания. Хрестоматия Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2000 — 672 с.
  123. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Издательство Московского университета, 1987. — 304 с.
  124. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1977. 479 с.
  125. С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург: «Урал-Советы» («Весть», 1994. — 800 с.
  126. Ю.М. Половое развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1993.-239 с.
  127. Основы сексологии: Пособие для студен, высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. В. Нестеренко, И. С. Долженко, А. Г. Егоров, Ф. Г. Степанов. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
  128. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.
  129. В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии //Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135−141.
  130. .Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971.-351 с.
  131. В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 2000.
  132. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. — 160 с.
  133. К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Академия, 2000. 184 с.
  134. Попова JLB. Проблемы самореализации одаренных женщин //Вопросы психологии. № 2. 1996. С.31−41.
  135. Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 2000.
  136. Т.Н. Воспитание у детей с недостатками интеллекта семейных ролей //Социально-трудовая адаптация учащихся с общим психических недоразвитием: Опыт экспериментального исследования /Под ред. В. В. Корку нова. Екатеринбург, 2000. С. 16−19.
  137. Психологическая служба школы /Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. 222 с.
  138. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1987. -240 с.
  139. Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984.
  140. Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте \ Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1985. С. 38−53.
  141. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  142. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 1990.-80 с.
  143. Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  144. Психология современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Педагогика, 1987. 236 с.
  145. Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье //Вопросы психологии. № 3. 2000. С. 23−33.
  146. Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях //Вопросы психологии. № 2. 1999. С. 22−27.
  147. Д.Я. Ребенок и семья. Самара: Издательский дом БАХРАМ — М, 2002. — 736 с.
  148. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Издательство «Питер», 2000. 624 с.
  149. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  150. И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. 1997. № 4. С.39−47.
  151. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  152. X. Исследования женских проблем в Великобритании //Социологические исследования. 1992. № 5. С. 52−59.
  153. М.М. Половое воспитание с точки зрения интересов культуры, М.-Л., 1926.-126 с.
  154. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с. (Серия «Мастера психологии»).
  155. Дж., Леви С. Тест «Завершение предложений» //Проективная психология /Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. 528 с. (Серия «Мир психологии»).
  156. В.А. Подготовка студентов педвуза к использованию компьютерных технологий в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах. Дисс.. канд. пд. нук. Екатеринбург, 1999.
  157. И.В. Социально-сексуальное воспитание слепоглухих школьников //Дефектология. № 1. 1996. С. 78−82.
  158. Сексуальное развитие и половое воспитание детей /Составитель спецкурса Суслова Э. К. М.: Ассоциация «Профессиональное образование». 1994. — 80 с.
  159. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.
  160. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  161. Е.Т., Ильина С. В. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией //Психологический журнал. 2000. Том 21. № 5. С.70−81.
  162. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR -Аргус, 1995. -360 с.
  163. Г. У. Этническая идентичность // Психологиясамосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2000. с. 656−667.
  164. JI.C., Галкина Т. В. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии). М.: Институт психологии РАН, 1997. -41 с.
  165. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
  166. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. ' -284 с.
  167. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1959. Т. 2. -335 с.
  168. А.А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н. В. Судебно-сексологическая экспертиза. Т.1. М.: РИО ГНЦС и СП им. В. П. Сербского, 1998. — 360 с.
  169. О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.: НПЦ «Коррекция», 1995. -208 с.
  170. Д.И. Психология становления личности.
  171. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.
  172. Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика //Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост, науч. ред., авт. вст. ст. г М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. С. 38−121.
  173. И.А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск: Тесей, 1999. — 160 с.
  174. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола//Вопросы психологии. № 3. 1997. С. 32−39.
  175. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
  176. К. Женская психология. СПб.: Восточно — Европейский Институт Психоанализа, 1993. — 223 с. (Серия «Шедевры мировой науки»).
  177. JI., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Ком, 1999. — 608 с.
  178. П.Р. К вопросу о генезисе спмосознания личности //Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966.
  179. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе //Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 337−368.
  180. А.Е., Кричевская О. Н. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ Я //Социологические исследования. № 11. 2000.
  181. В.В. Сексологические аспекты тифлологии //Дефектология. № 3. 1995. С. 27−30.
  182. Р.А., Бароненко В. А. Введение в сексологию и половое воспитание детей первых шести лет жизни. Урал. гос. пед. ун-т.1. Екатеринбург, 1996. 78 с.
  183. Н.И. Социальная психология в образовании. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.- М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.
  184. Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — 496 с.
  185. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. -М., 1983.
  186. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании.- М.: Соцэкгиз, 1961. -363 с.
  187. Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. — 656 с. (Серия «Мастера психологии»),
  188. Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб: Питер Пресс, 1997.- 288 с. (Серия «Вы и ваш ребенок»).
  189. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 23−43.
  190. Э. Детство и общество. Изд.2-ое, перераб. и доп. /Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универсальная книга», 1996. — 592 с.
  191. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых -М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.- 344 с.
  192. Юнг К. Значение отца в судьбе отдельного человека //Психоанализ детской сексуальности /3. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг и др.- Пер. с нем.- Под ред. В. А. Лукова. СПб.: Союз, 1997. С. 185 206.
  193. Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате //Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. С.122−137.
  194. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 324−335.
  195. Д.В. Особенности социализации современного подростка //Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 54−58.
  196. Bandura A. Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1969.
  197. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1986.
  198. Bern, S.L. The measurement of psychological androgyny/ Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1974, v.31, p. 634−643.
  199. Erikson E.N. Youth: Chang and challenge. New York: Norton, 1963b.
  200. Green R. Sexual identity conflict in children and adults. New York: Basic Books, 1974.
  201. Jung C.G. Analytical psychology: Its theory and practice. New York: Pantheon, 1968.
  202. Kohlberg L. A cognitive developmental analysis of children sex-role concepts and attitudes. In: The Development of sex differences /Ed. E.E. Maccoby. — Stanford, 1966.
  203. Money J., Ehrhardt, A.A. Man and woman, boy and girl: The differentiation and dimorphism of gender identity from conception to maturity. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1972.
  204. Rekers G.A. Assessment and Treatment of chidhood gender problems //Advances in clinical child psychology, vol 1. Edited by Benjamin B. Lahey and Alan E. Kazdin. Plenum Publishing Corporation, 1977/
  205. Stoller R.J. Sex and gender: The development of and femininity. New York: Science House, 1968.1. Образец бланка, предложенного участникам экспериментального исследования дляизучения особенностей и уровня развития половой идентификации
  206. Просим Вас принять участие в небольшом исследовании. Ваше участие имеет для нас большое значение и будет полезным только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно и искренне.
  207. Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.1. Пол.Возраст.Школа.Класс.
  208. А теперь опишите себя как представителя женского пола (как девочку, девушку):1. АНКЕТА
  209. Фамилия, имя.Возраст.Пол.Школа.
  210. Думаю, что мой отец редко.2. Если все против меня, то3. Я всегда хотел4. Будущее кажется мне
  211. Если бы я занимал руководящий пост6. Мой учитель7. Знаю, что глупо, но боюсь8. Думаю, что настоящий друг9. Когда я был ребенком
  212. Идеалом женщины для меня является1 1. Когда я вижу мужчину рядом с женщиной
  213. По сравнению с большинством других семей моя семья
  214. Лучше всего мне заниматься с14. Моя мама и я
  215. Сделал бы все, чтобы забыть
  216. Если бы только мой отец захотел
  217. Думаю, что достаточно способен на то, чтобы
  218. Я мог бы быть счастливым, если бы
  219. Если кто-нибудь будет под моим руководством20. Надеюсь на21. В школе мой учитель
  220. Большинство моих товарищей не знает, что я23. Не люблю людей, которые24. В детстве я
  221. Считаю, что большинство девушек и юношей
  222. Семейная жизнь кажется мне
  223. Моя семья обращается со мной как с28. Люди, с которыми я учусь29. Моя мать
  224. Моей самой большой ошибкой было
  225. Я хотел бы, чтобы мой отец
  226. Моя наибольшая слабость заключается в том
  227. Моим скрытым желанием в жизни34. Мои одноклассники35. Наступит день, когда
  228. Когда ко мне приближается учитель37. Мне бы хотелось перестать
  229. Больше всего люблю тех людей, которые39. Если мне нравится девушка
  230. Считаю, что большинство женщин
  231. Когда я вспоминаю свое детство
  232. Большинство известных мне семей
  233. Люблю учиться с людьми, которые .
  234. Считаю, что большинство матерей
  235. Когда я был ребенком, то чувствовал46. Думаю, что мой отец
  236. Когда мне начинает не везти, я
  237. Когда я прошу других чтоОнибудь сделать
  238. Больше всего я хотел бы в жизни50. Когда я буду старым
  239. Люди, превосходство которых над собой я признаю
  240. Мои опасения не раз заставляли меня
  241. Когда меня нет, то мои друзья
  242. Моим самым живым воспоминанием детства является
  243. Мне очень не нравится, когда женщины
  244. Если я остаюсь наедине с женщиной
  245. Когда я был ребенком, моя семья
  246. Люди, которые учатся со мной59. Я люблю свою мать, но
  247. Самое худшее, что мне случалось совершить, это1. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Заполнить форму текущей работой