Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование духовных потребностей студентов во внеаудиторной деятельности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуализируются духовные потребности студентов в системе про-фессионального обучения и воспитания; Выдвижением новых требований к личности в контексте развития процессов в общественной жизни; Разработать модель оптимизации формирования духовных по-требностей студентов. Определить сущность, содержание и структуру духовных потреб-ностей студентов. Выявить основные факторы формирования духовных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Теоретический анализ формирования духовных потребностей студентов во внеаудиторной деятельности
    • 1. 1. Сущностная и содержательная характеристика духовных потребностей
    • 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки формирования духовных потребностей студентов
    • 1. 3. Модель формирования дух потребностей студентов во внеаудиторной деятельности
    • 1. 4. Особенности внеаудиторной воспитательной работы по формированию духовных потребностей студентов
  • Глава 2. Эмпирическое исследование процесса формирования духовных потребностей студентов во внеаудиторной деятельности
    • 2. 1. Цели, задачи, и методы эксперимента
    • 2. 2. Содержание экспериментальной работы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Формирование духовных потребностей студентов во внеаудиторной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таким образом, возникает противоречие между:

— значимостью решения проблемы воспитания молодежи в условиях системного кризиса российского общества, порождающей снижение уровня духовных потребностей;

— выдвижением новых требований к личности в контексте развития процессов в общественной жизни;

— недостаточной эффективностью функционирования воспитательного пространства вузов, не в полной мере задействующей дополнительные сред-ства духовного развития студентов, такие как внеаудиторная деятельность.

Вызванные противоречия определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия и формы воздействия на формирование духовных потребностей студентов во внеаудиторной деятельности Решение проблемы составила цель исследования.

Объект исследования — формирование личности студентов в процессе профессиональной подготовки Предмет исследования — процесс формирования духовных потребно-стей у студентов во внеаудиторной деятельности.

Гипотеза исследования определила, что формирование духовных по-требностей студентов во внеаудиторной деятельности будет проходить ус-пешно если:

— актуализируются духовные потребности студентов в системе про-фессионального обучения и воспитания;

— процесс формирования духовных потребностей носит этапный харак-тер в соответствии с логикой развития компонентов духовных потребностей и возможностями воспитательной работы;

— обеспечивается преемственность и согласованность мотивационно-ценностного, содержательного и деятельностно-поведенческого компонентов духовных потребностей

— осуществляется ориентация воспитательной работы на включение студентов в активный процесс творческой деятельности, направленный на удовлетворение и расширение духовных потребностей.

Задачи исследования:

1. Определить сущность, содержание и структуру духовных потреб-ностей студентов.

2. Выявить основные факторы формирования духовных потребно-стей студентов.

3. Разработать модель оптимизации формирования духовных по-требностей студентов.

4. Раскрыть особенности процесса формирования духовных потреб-ностей студентов во внеаудиторной деятельности.

Методологическую базу исследования составили положения о соци-альной деятельности личности, её творческой сущности, многофакторности её развития и формирования (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.); о аксиологических основаниях духовности (А.П.Буева, Н. К. Бородина, А. Я. Конопацкий и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.И. Духовно-эстетическое образование будущих инженеров в процессе изучения курса «Русская художественная культура» [Текст]/ Т. И. Авдеева // Современные проблемы текстильной и легкой промыш-ленности. Международная научно-техническая конференция: Тезисы докладов. Ч.2. Российский заочный институт текстильной и легкой про-мышленности. — М.:Литера, 2008. 632 с.
  2. Адамова Л.Е.; Абдулова Л. М. и др. Воспитательный процесс в совре-менном вузе [Текст]/ Л. Е. Адамова // Донской государственный аграрный университет — п. Персиановский, 2005 -675 с.
  3. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономер-ные основы и методы[Текст]/ С. И. Архангельский — М.: Высшая школа, 1980. 367 с.
  4. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе[Текст]/ Л. И. Божович // Вопросы психологии. 2009. № 2
  5. А.К. Развитие самосознания личности: временной ас-пект[Текст]/ А. К. Болотова // Вопросы психологии. — 2006. — №.2. — С.116 — 126.
  6. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности[Текст]/ Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.231 с.
  7. Е.В. Ценностные основания личностного ориентированно-го образования[Текст]/ Е. В. Бондаревская // Педагогика, № 4, 1995. — 89−90
  8. С.К. Настроение (психология и семантика): учеб. пособие [Текст]/С.К. Бондырева, Д. В. Колесов, Д. Д. Колесов; Рос. акад. образо-вания, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008 -523 с.
  9. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социу-ме[Текст]/ Л. П. Буева — М., Фонд «Новое тысячелетие», 1998. 288 стр.
  10. Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности сту-дента во внеаудиторной деятельности вуза : диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02 [Текст]/ Т. А. Бурцева. — Кострома, 2005. 115 с.
  11. В.В. Информационное обеспечение управления общеобразова-тельной школой[Текст]/ В. В. Васильев. — Воронеж: Изд. ВГУ, 1990. 140 с.
  12. И.Л., Волков А. Н. Качество воспитательного процесса вуза как объект управления[Текст]/ И. Л. Васюков — Череповец: Череповецкий го-сударственный университет, 2008. — 348 с.
  13. Г. П. Основные параметры наполнения образовательной сре-ды стимулами для развития личности будущего специалиста[Текст]/ Г. П. Вербицкая // Библиотека вуза как информационное поле культурной коммуникации: материалы научно-практической конференции.-Воронеж: ГОУВПО, Воронежский государственный технический уни-верситет, 2008. -342 с.
  14. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анали-за[Текст]/ В. Н. Волкова. СПб: СПбГУ, 1997. 510 с.
  15. Воспитательная работа в современном педвузе. Методическое посо-бие[Текст]/ Под ред. З. Г. Нигматова — Казань, Госпедуниверситет, 2000. 490 с.
  16. Гетте-Борисова И. В. Психологические условия развития волевых ка-честв личности у студентов вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01[Текст]/ Гетте-Борисова Илона Викторовна. — Сочи, 2005 216 с.
  17. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя [Текст]/ Ф. Н. Гоноболин // Вопросы психологии. — 1975. — № 1- с.80−82
  18. , Д.М. Психолого-педагогические аспекты индивидуально-личностного развития студентов ВУЗов [Текст]/ Д. М. Гукетлова // Жур-нал научно-педагогической информации. Т. 5. 2009. — № 3 — с.117
  19. А.А. Акмеология: учебное пособие[Текст]/ А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2004 -562 .
  20. Е.Н. К проблеме психологического обоснования смысловой модели когнитивной деятельности личности в образовательном процессе // Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком[Текст]/ Е. Н. Дмитриева // Межвуз. сб. науч. статей. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. С. 42−47.
  21. В.И., Кухтевич Т. Н., Туманов С. В. Молодежь России: три жизненные ситуации. Социологическое исследование в России. Мате-риалы социологических центров и служб[Текст]/ В.И.- Добрынина М., ИНИОН РАН, 2009. 632 с.
  22. И.А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание — проблема со-временного образования в России (состояние, пути решения) [Текст]/ И. А. Зимняя — М., Исследовательский центр проблем качества подготов-ки специалистов: 1999 432 с.
  23. Ю.Е. Проблемы социализации культуры в современном об-ществе [Текст]/Ю.Е. Зиятдинова // Сб. статей научно-практической кон-ференции «Глазами молодых». — М., Издательство РГГУ. 2008. 275 с.
  24. Ю.А. Реализация государственной молодежной политики в Рос-сийской Федерации[Текст]/ Ю. А. Зубок // Федеральный справочник «Образование в России». Модернизация российского образования: зада-чи и перспективы: актуальные проблемы экономики образования; реали-зация государственной молодежной политики в Российской Федерации; вузы России: состояние и перспективы; международное сотрудничество. — М.: «Родина-Про». — 2004. 509 с.
  25. Т.И. (Авдеева Т.И.) Формирование эстетических ценностей у студентов-экономистов в процессе культурологической подготовки // Анализ, моделирование, управление, развитие экономических систем (АМУР — 2007) [Текст]/ Т. И. Зыкова // Труды Международной школы-симпозиума. Севастополь, 2007
  26. А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 [Текст]/ Ишков Александр Дмитриевич. — М., 2004 326 с.
  27. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образова-ния[Текст]/ П. Л. Капица // Вопросы философии. — 2005, — № 5. с.90−92
  28. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория[Текст]/ А. И. Ковалева // Социологические исследования, 2003, № 1 — с.87
  29. А.А. Молодые патриоты и граждане новой России: социологи-ческий очерк[Текст]/ А. А. Козлов. — СПб, Академия гуманитарных наук, 1999. 609 с.
  30. И.В. Самосовершенствование профессионально важных лич-ностных качеств у студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки : (на примере техн. ун-та): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. [Текст]/Кондрина Ирина Валентиновна; Кузбас. гос. техн. ун-т. — Кемерово, 2000 -176с.
  31. Л.И. Гуманизация образования и создание комфортной гума-нитарной среды в вузе[Текст]/ Л. И. Коханович — М., НИИВО, 1994.- 209 с.
  32. В.А. Педагогические способности как профессионально зна-чимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя[Текст]/ В. А. Крутецкий //Формирование социально активной личности учителя. — М.:Наука, 1983 — 315 с.
  33. В.Н. Психология[Текст]/ В. А. Крутецкий. — М. Наука, 1980 — 608 с.
  34. Н.В. Очерки психологии труда учителя[Текст]/ Н. В. Кузьмина. — Л., 1967 — 31 с.
  35. , И.Н. Сущность культурологического подхода и его организаци-онно образовательные возможности[Текст]/ И. Н. Леонов, // Инноваци-онный подход к развитию образовательных систем: сб. научно-методич. семинара. — М.: Изд. АСОУ, 2006 — 317 с.
  36. , И.Н. Формирование культурной компетентности будущего спе-циалиста в процессе обучения гуманитарным дисциплинам[Текст] ]/ И. Н. Леонов, // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 11 с.78
  37. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции[Текст]/ А.Н. Леонтьев- М.:Наука, 1971. 316 с.
  38. В.Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы [Текст]/Под ред. проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. — 480 с.
  39. Д.С. О национальном характере русских[Текст]/ Д. С. Лихачев // Вопросы философии, № 4, 1990, с. 6.
  40. Молодежь и общество на рубеже веков[Текст]/ Под научной редакцией И. М. Ильинского — М., Голос, 1999. 417 с.
  41. А.Р. Правовые аспекты духовных потребностей студенчест-ва[Текст]/ А.Р. // Нурова Право и государство. 2007. № 3 с.56
  42. М.В. Личность студента: справочник для преподавателей ВУ-Зов[Текст]/ М.В. Опарина- М.: Смарт, 2011. — 457 с.
  43. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП): модифицированная методика Дж. Холланда[Электронный ресурс] //Электронный режим доступа http://www.azps.ru/tests/h1.htm
  44. А.П. Средство формирования и развития личностных ка-честв студентов[Текст]/ А. П. Парахонский // Воспитательная деятель-ность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития. — М., 2009 — с.67
  45. .Ф. Социальная психология и история[Текст]/ Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1996. 213 с.
  46. М.М. Как развивать педагогическое творчество[Текст]/ М. М. Поташник — М.:Наука, 1987. 631 с.
  47. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студен-тов[Текст]/А.Б. Холмогорова // Вопр. психологии. 2009. № 3. с.67
  48. Психология: учеб. для гуманитар. вузов [Текст]/Под ред. В.Н. Дружи-нина. — 2-е изд. — СПб: Питер, 2009. 673 с.
  49. А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов[Текст]/ А. А. Реан. — СПб.:Питер, 2004. 452 с.
  50. С.Л. Основы общей психологии. [Текст]/ С. Л. Рубинштейн — СПб.:Питер, 1999. 561 с.
  51. С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии[Текст]/ С. Л. Рубинштейн. — М.:Наука, 1976. 309 с.
  52. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки[Текст]/ В. А. Сластенин. — М., 1976. 609 с.
  53. А.В. Социология[Текст]/ А. В. Сухарев. — М.: Литера, 2009. 832 с.
  54. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специали-ста[Текст]/ Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. 1986. № 2 (54). С. 75−85.
  55. В.П. О ценностях жизни и культуры[Текст]/ В. П. Тугаринов. — Л.: ЛГУ, 1960. с.76
  56. М.Ф. Человек творческий: почему? Основы концепции био-графической детерминации творческой активности человека[Текст]/ М. Ф. Фатхуллин. — М., НИИВО, 2001. 562 с.
  57. Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражне-ния[Текст]/ Р. Фрейджер— СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 235 с.
  58. Хрестоматия по психологии[Текст]/Сост. А. Е. Амбарцумян. — СПб.: ПИТЕР. 2008. 518 с.
  59. Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей [Текст]/ Ю.В. Шаров// Проблемы формирования духовных потребностей личности. Научные труды НГПИ. Вып. 47. — Новосибирск, 1970. 412 с.
  60. Ю. В. Общая психология[Текст]/ Ю. В. Щербатых. — СПб.: Питер, 2008. 415 с.
  61. П.А. Современные теории личности[Текст]/ П. А. Яковлев. — М.: Олма-пресс, 2006. 724 с.
Заполнить форму текущей работой