Психологические особенности личности будущих дирижеров оркестров: На материале муз.-пед.
вузов
![Диссертация: Психологические особенности личности будущих дирижеров оркестров: На материале муз.-пед. вузов](https://westud.ru/work/4903305/cover.png)
Диссертация
Слабые волевые качества обучающихся дирижеров можно развивать несколькими путями: а) подробным составлением распорядка дня, планов индивидуальных занятий на неделю, месяц, семинар (с обязательной проверкой педагога по выполнению каждого пункта)-' б) изучением и исполнением в каждом семестре музыки героического плана. Например: увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Прометей» и симфонии Бетховена… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ВОПРОСА
- I. О специфических особенностях дирижерской профессии и проблеме профессионально-педагогической направленности дирижера оркестра
- 2. Сущность и структура профессионально-педагогической направленности и самооценки в отечественной психо-лого-педагогической литературе
- 3. Профессионально значимые качества в структуре личности дирижера оркестра
- 4. Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности с профессиональной самооценкой, дирижерскими умениями и профессионально значимыми качествами личности дирижера
- Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- I. Организация исследования
- 2. Методы исследования
- Глава III. ЭКСПЕР1ЖНТАЛШ0Е ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ДИРИЖЕРОВ ОРКЕСТРОВ
- I. Изучение уровней и динамики профессионально-педагогической направленности и профессиональной самооценки
- 2. Исследование профессионально значимых качеств личности обучающихся дирижеров (мышление, эмоции, воля) и их взаимосвязь с профессиональной направленностью
- 3. Анализ результатов лонгитвдного исследования дирижерских умений
- 4. Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности, профессиональной самооценки, дирижерских умений и профессионально значимых качеств личности будущих дирижеров
- ВЫВОДА
- ЗАКЛРШИЕ
Список литературы
- Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. -М., Изд-е «Ай Кыо», 1993. Перевод с англ. Н. А. Журавлева, -170 с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознаниям/Известия Акад. пед. наук РСФСР. Вып.18, 1948.- C. III-II5.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.:Наука, 1977.- 380 с.
- Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника.- Л., 1946.- с. 65.
- Андреева Г. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. //Человек и общество. Вып. ХП.-I., 1973.- с. 62−69.
- Анисимова А.В. Самооценка в структуре .личности студента.- Л., 84.- 183 с.
- Архипова Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей ст.дошк. возр. Автореф.дисс. канд.псих.наук.- Минск, 1983.- 15 о.
- Ансерме Э. Беседы о музыке.- Л.: ЭДузыка, 1976.- 110 с.
- Асафьев F.B. Музыкальная форма как процесс.- М., 1971. Избр. тр. т. У, — с. 32.
- Асадуллина C.I. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учите ля.-Дисс.канд. психол.наук.- М., 1986.- 151 с.
- Ахмедзянова Л.М. Педагогическое призвание и динамика его развития у студентовДисс. канд.пед.наук.- Л., 1972.- 269 е.
- Ахмедханов A.M. Влияние самооценки на характер межяичностшх отношений в группе: Дисс. канд.психол.наук.- М., 1983, — 189 с.
- Берлиоз Гектор. Дирижер оркестра. Дерев, с франц. Н.Щуровского.-М., Муз. Торговля.П.Юргенсона, 1893, — 40 с.
- Белинский В.Г. Избранные произведения.- М., 1947.- 312 с.
- Берхин Н.Б. Роль сопереживания и восприятия в создании художественных произведений.// Вопросы психологии 1988, №.
- Бернштейн Н.А. Современные данные в структуре нервно-двигатель-ного процесса-// К (узыканту-педагогу М.- Л., 1939.
- Бернштейн Н.А. О построении движений М., 1947.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности.-Л.: ЛГУ, 1970.- 135 с.
- Бодалев А.А. Психология межличностных отношений.- М., 1979.-210 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопросы психологии.- M. f 1979.- J4. с. 24−34.
- Божович JI.И. Психологический анализ условия формирования и строения гармонической личности. //Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981.- с. 257−284.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- И.: Просвещение, 1968.- 434 с.
- Боулт А. Мысли о дщшжировании.//Исполнительское искусство заруб, стран. Вып. 7.- М., Музыка, 1975.- с. 134−190.
- Зукреев И.П. Психологические предпосялки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера. Автореф.дисс. канд.психол. наук.- М., 1983.- 20 с.
- Вагнер Р. О дирижировании.- Спб, 1900.- 97 с.
- Вальтер Б. О музыке и музицировании //Исп.искусство заруб, стран.-Вып. I.- М., 1962, Гос.муз.изд.- 119 с.
- Вальтер Б. Тема с вариациями.//Исп. искусство зарубежных стран.-Вып. Л 4.- М. Музыка, 1969, — 361 с.
- Василенко G.H. Инструментовка дая симфонического оркестра.- М., Музгиз, Т.*, 1952.- 396 е., Т.2.- 1959, — 624 с.
- Вейнгартнер Ф. О дирижировании.- М., Музгиз, 1958.- 104 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М., 1973.- 96 с.
- Вещшк A.M. Трактовка инструментов оркестра.- М., Цузгиз, 1961.-301 с.
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека.-М., 1989.- 175 с.
- Владимиров С.В. Драма, режиссер, спектакль.- Л.: Искусство, 1976,-221 с.
- Вуд Г. О дирижировании.- М., Музгиз, 1958.- 96 с.
- Вопросы психологии способностей / Под ред.В. А. Крутецкого.- М.: Просвещение, 1973.- 216 с.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в дешском возрасте.// Развитие высших психических функций.- М., I960.- с. 340−349.
- Выготский Л.С. К цроблеме обучения и умственного развития в школьном возрасте V/Избр.психол.исследования.- М., 1956, с.438−452.
- Выготский Л.О. Психология искусства. М.- Педагогика, 1987.- 341 с.
- Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма. М.: АН СССР, 1950.-74 с.
- Гальперин П.Я. Психология мыштения и учение о поэтапном формировании умственных действий.//Исследование мышления в советской психологии.- М., 1966
- Гинзбург Л.М. Избранное. Вопросы теории и практики дирижирования.-М., Сов.комп., 1982.- 304 с.
- Гинзбург Л.М. На пути к теории.//Дирижерское исполнительство.-М., 1976, — с. 571- 620.
- Ги^экинг В. Статьи о пианистическом искусстве,// Исполнительс. иск. заруб. стран, — Вып. 7, М., Музыка, 1975.- с. 190−248.
- Голубева В.Н. Психологические основы формирования профессиональ-но-педагогической направленности студенческого коллектива: Авто-реф.кандисс. канд.психол.наук.- М., 1979.- 16 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе.- М. Просвещение, 1965.- 260 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя.//Вопросы психологии.- 1975. Л I.- с. I00-III.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М., Комбинат ВИНИТИ, Люберцы Моск.обл., 1993.- 190 с.
- Готсдинер А.Л. Очерки психологии музыкальной деятельности.- ОЦНИ.-Школа и педагогика.- М.: 1988.
- Годфруа Ж. Что такое психология, Первв. с франц. Н. Н. Алипова и В. В. Свечникова, под ред. Г. Г. Аракелова, — М., Изд. «Мир», 1992, т.2, — 362 с.
- Грум -Гржимайло Т. Н. Об искусстве дирижера.- М., Знание, 1973.-40 с.
- Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. т.5.-М., 1953.- с. 909−920.
- Гофман Иосиф, Фортепианная игра. Вопросы и ответы, — М. Искусство, 1938.
- Деркач Т. С, Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе /на материала педвузов/: Автореф.дисс. канд.пед.наук, — М., 1972, — 24 с.
- Дирижерское исполнительство. Практика, История. Эстетика. //Редак тор- составитель, автор вступ. статьи, дополнений и комментариев Л. М. Гинзбург.- М., 1975.- 631 с.
- Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности: Дисс. докт. психол.наук. Симферополь, Г978.- 412 с.
- Додонов Б.Й. Эмоция как ценность.//Популярная психология. Хрестоматия.- М., Просвещение, 1990.- с. 334−344.
- Додонов Б.И. Проблема соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности.- М.: Наука, 1982. с. II5−2I2.
- Елисеев О.П. Психологические условия организации целостного внимания учащихся муз.школ на занятиях по теории музыки. Дисс. канд психол.наук, — М., 1988, — 180 с.
- Ержемский Г. Л. Психология дирижирования.- М., 1988.- My зыка.-79 с
- Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика.- С.-Петербург, 1993.- 259 с.
- Ержемский Г. Л. Психологические механизмы исполнительских действий дирижера,//Психол.журнал.- 1983, I 2.- с. 49−56.
- Журавлева Г. А. Профессиональное самоопределение молодежи и отношение к профессии студенческой молодежи // Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества/ /Уч.зап. ЛГУ.- Л., 1973.- Вып.13.- с. 177−182.
- Захарова А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки мл.школьн. в учебной деят-ти.//Вопросы психологии. 1980.- с. 90−99.
- Захарова А.В. Деятельный подход к изучению самооценки //Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума.- Таллин, 1980.- о. 103−104.
- Забродин Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека.//Вопросы психологии, 1989, JS6.
- Зобнина Т.В. Влияние педагогических способностей на формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.-Дисс.канд.психол.наук.- М., 1993.- 175 с.
- Зинченко В.П. Восприятие и действие: Автореф. дисе.докт.психол. наук.- М., 1966.- 49 с.
- Зимичева С.А. Лонгитюдное исследование динамики педагогической направленности у будущих учителей нач.классов: Дисс.канд.психол. наук.- Л., 1977.- 244 с.
- Иванов -Радкевич А.П. О воспитании дирижера.- М.Музыка. 1973.-76 с.
- Иванова З.В. Роль ценностных ориентаций личности в аворческой деятельности.//Тезисы науч. сообщений сов.психологов к ХП Межд. психологич. конгрессу /ГДР, Лейпции, июль 1980/ Ч.П.- с.174−176.
- Иванченко B.C. Управление развитием самооценки творческой личности. //Тезисы науч.сообщ. на ХП Межд. психол.конгрессе. Ч.П., с.171−1772. йванников В.А. К сущности волевого поведения,//Пс.журнал.- М., 1985, т.6, № 3.- с. 47−55.
- Иващенко Ф.И. О вероятностных причинах расхождения самооценки с оценкой коллектива-//Психология возрастных коллективов.- М., 1978.- с. 66−67.
- Иващенко Ф.И. Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников.//Вопросы психологии.- 1983.- № 6.- с.28−34.
- Иващенко Ф.И. Особенности самооценки старшеклассников в трудовом обучении,//Вопросы психологии.- 1978.- Л 5.- с. 87−96.
- Изард Кэролл Е. Эмоции человека. Под ред. Л. Я. Гозмана.- М.: МГУ, 1980.- 427 с.
- КАНТ И. О темпераменте. /Психология индивидуальных различий. Тексты Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова.- М., МГУ, 1982.-с. 148−152.
- Кан Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дисс. д-ра психол. наук.-Л.- 1985.- 37 с,
- Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка.- М., Музыка, 1967.- ПО с.
- Кан -ШпеерР, Руководство по дирижированию, //Дирижерское исполнительство., М., 1975.- с. 280−311.
- Кванц Иоахим. Ошга наставления по игре на поперечной флейте. Дерев. И. Шрайбера"//Дирижерское исполнительство., М., 1975.-с. 10−63.
- Каре А, История оркестровки. М., Музыка, 1990., с.302
- Каськова А.Ф. Психологический анализ эмоционального компонента педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд.психол.наук.-Киев, 1989.- 17 с.
- Канерштейн М.1. вопросы дирижирования.- М., 1972.- 255 с.
- Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений.-Часть!.: С.-Дб., 1834, с. 387.
- Клемперер Отто. Беседы об искусстве. //Сов.музыка, — 1989, № 3.-с. 41.
- Ковалев А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1969.- 391 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Я. Темперамент и характер.//Психология индивидуальных различий.: Изд. МГУ, 1982.- с. 167−171.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека, //Способности"-!.: НУ, I960, т.2. 304 с.
- Ковалев А.Г. Диагностика способностей.//Склонности и способности.- 1.: ЛГУ.- 1962.- с. 50−69.
- Комиссаренко Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого. Дисс. канд.психол. наук. М., 1979.- 158 с.
- Коган Г. М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы., М., Сов. композитор, 1961, — 114 с.
- Кон И.С. В поисках себя.//Личность и ее самопознание., М., 1974.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности школьника- М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
- Копылова А.П. Динамика личностных оценок в условиях вхожденияв новый коллектив: Дисс. канд.психол. наук.- М., 1975.- 134 с.
- Копылова А.П., Тепеницына Т. Н. К вопросу о формщювании педагогической направленности и педагогических способностей.- М.: Изд-во МГШ им. Ленина, 1982.- с. 81−91.
- Копылова А.П. Современное состояние проблемы самооценки в советской психологии,//Социальные психол. проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива.- М.: Изд. МГШ им, — Ленина" 1978.- с. 3−15.
- Кондрашин К.П. О дирижерском искусстве.- I.- М.- Сов. композитор, то.- i4i с.
- Кондрашин К.П. Мир дирижера /Технология вдохновения/. Беседы с канд.психол. наук В.Ражниковым.- I., Музыка, 1976.- 191 с.
- Корсак Г. Б. Влияние межличностных отношений в студенческой группе на формир-е професс-й направленности личности будущего учителя.- Дисс.канд.психол.наук.- М., 1986.- 179 с.
- Корнилов К.Н. Психология.- Учпедгиз.- М.- 1946.- 143 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы.- Изд. МГУ, 1991.- 206 с.
- Крутецкий В.А. Проблемы способностей в психологии.- М.: Знание, 1871. Л 5.- 24 с.
- Кроль Э. Дирижерский курс Шерхена.//Дирижерское исполнительство.- М., Музыка, 1975.- с. 263−275.
- Крейн Ю. Стиль и колорит в оркестре.- М., Музына, 1963.- 107 с.
- Крылов А.Н. Психологические основы педагогического мастерства учителя.- М.: Общ-во «Знание» РСФСР, 1989.- 39 с.
- Кречмвр Э. Строение тела и характер*//Психология индивидуальных различий. Тексты.- М., МГУ, 1982.- 219−248 с.
- Кузьмина З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дисс.канд.психол. наук.-М.- 1973.- 17 с.
- Кузьмина Н.В. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах.- Л., 1970.- с. 47−61.
- ПО. Кузьмина Н. В, Формирование педагогических способностей.- Л., ЛГУ, 1961, — 98 с.
- Кузьмина Н.В. Закономерности педагогической деятельности^//Современные психолого-недаг. проблемы высш.школы.- Л., ЖГУ, 1978, Вып. 4 131 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: ШУ, 1967, 183 с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся.//Вопросы психологии, 1984. Л I.-с. 20−26.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л.: Общ-во «Знание», РСФСР, 1986.- 32 с.
- Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе.-Л.: ЖУ, 1976.- 112 с.
- Левин К 2, Дшё©- Уровень притязаний.//Пс.личности.М., МГУ, 1982,
- Леви В.Л. Искусство быть собой.- М., 1977.- с. I07-II3.
- Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии,//Психология индив.различий. Тексты.- М., МГУ, 1982.- с. 69−74.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- М., Педагогика.- т.1.- 391 е., т. П 318 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.- 304с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей.//Вопросы психологии.-I960. Ш I.- с. 7−16.
- Леонтьев А.Н. Индивид и личность"//Психология инд.различий.-М., МГУ, 1982.- с. 15−20.
- Леонтьев А.Н. Очерк развития психики. //Избранные психологические произведения.- М., 1983, t.I.- с. 184−279.
- Липкина A.M. Психология самооценки школьника: Автореф.дисс. док.психол. наук.- М., 1974.- 35 с.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка ж учебной деятельности.- М., 1968.- с. 142.
- Липкина А.И. Самооценка школьника и его память.//Вопросы психологии.- 1981.- № 3.- с. 79−88.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков.б) 0 динамике акцентуации характера,//Психология индивидуальных различий. Тексты, — М.: МГУ, 1982.- с. 288−317.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений //Психологический журнал.- 1981.- № I.- с, 3−16.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.-: Наука, 1984.- 444 с.
- Лондон Д.М. Волевое развитие личности как фактор формирования цризвания к педагогической деятельности. Дисс.канд.психол.наук, Рязань, 1977.- 179 с.
- Мерлин B.C. Интегральная характеристика индивидуальности и управление её развитием,//Личность и деятельность: Тезисы докл. к У Всесоюзн. съезду психологов СССР /М., 27.06 02.07.1977/-М., 1977.- с. 86.
- Маралова Г. П. Психологические условия формирования профессио-нально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе.- Дисс.канд.пс.наук.- М., 1984.-170 с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека.- Пермь, 1971, 120 с.
- Мерлин B.C. Очерк психологии личности.- Пермь, 1959, — 173 с.
- Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента,//Психология индивидуальных различий. Тексты.: М., М1У, 1982.- с. 160−167.
- Малько Н.А. Основы техники дирижирования: М.-Л., Музыка, 1965.-с. 217.
- Малько Н.А. Воспоминания. Статьи. Письма.- 1., Музнва, 1972.-380 с.
- Мазель Л.А., Пуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. -М., Музыка.- 751 с.
- Маркевич И. Органный пункт. Статьи. //Исполнительское искусство зарубежных стран.- М., Музыка, 1970.- с. 77−113.
- Маркевич И. Проблемы воспитания современных дирижеров. Очерк. Перевод с англ. В. В. Чистякова.- М., 1983, Чит. зал РАМ им. Гнесиных.- 6 с.
- Маркевич И. Искусство дирижирования в наше:время,//Там же, с. II4-II7.
- Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники.- М., Сов.комп., 1986.-207 с.
- Медушевский В.В. О динамическом контрасте в музыке.//Дирижерское исполнительство.- М., Музыка, 1975.- с. 530−544.
- Мерлин B.C. Очерки теории темперамента.- М., 1964.- 304 с.
- Музыкальная Энциклопедия. Изд. «Сов.энцикл.» и «Сов.крмпозитор», Т. 2, М., 1974.- с. 247−248.
- Музыкальная энциклопедия. Сов.комп., т.5.- с. 488−903.
- Мусин И.А. Техника дирижирования.- Л., Музыка, 1967.- 352 с.
- Мусин И.А. О воспитании дирижера. Очерки.- Л., Музыка, 1987.-247 с.
- Мюнш Шарль. Я дирижер, — М., 1982, Музыка.- 63 с.
- Мясшцев В.Н. Проблемы способностей в сов.психологии и её ближайшие задачи. //Проблемы способностей. Под ред. В. Н. Мясищева.-Л.: ЛГУ, 1962.- с. 5−14.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В кн.: Склонности и способности /Под ред. В.Н.МясищеваА-Л.: ЛГУ, 1962.-с. 3-II.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М., Музыка, 1972.- 96 с.
- Назайкинский Е.В. О динамических возможностях современного симфонического оркестра .//В кн.: Применение акустических методов.-М., 1969.
- Небылицин В.Д. Темперамент,//Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: МГУ, 1982.- с. 153−159.
- Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий.- М.: Наука, 1976.- 336 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры.- М., Музыка, 1972.
- Немов Р.С. Психология.- М.: Просвещение -Владос", 1 и П части.-М., 1994.- 492 с.
- Никиреев Е.М. Исследование мотивов общественной деятельности студентов пед.института.//Социально-психологич. проблемы формирования личности и учебно-воспитат-го коллектива.: М., МГПИ им. Ленина, 1978, — с. 21−28.
- Никиреев Е.М. Исследование устойчивости переключения внимания при решении задач в заданном темпе. Канд. д^св. канд.психол. наук.- М., 1970.- 138 с.
- Никиреев Е.М. О системном подходе в изучении моя^ационной сферы личности: Тезисы научн.сообщ. сов. психологов к ХХШ Междунар. психология, конгрессу Ч. Ц/.- М.:Наука.~ с. 435−436.
- Никиреев Е.М. Некоторые теоретические вопросы изучения направленности личноети.//Психологич. проблемы формирования социально активной личности учителя./Под ред. П. А. Просецкого.- М.:йзд-во МГПИ им. Ленина, 1982.- с. 18−30.
- Обучение дирижированию и оркестровое исполнительство.: Межвуз.сб. трудов.: Изд. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1979.- 166 с.
- Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания ди-рижера. Сборник трудов.: Изд. РИО ИЛИ им. Гнесиных. Вып. Л 85, М., 1986. Отв.ред. М. И. Вшаницкий и В.ВЛистяков.- 156 с.
- Основы Дирижерской техники. Учебное пособие. Под ред. П. М. Берлинского.: Изд. Военно-дщшжерского факультета при МОЛГК, М., 1963.- 304 с.
- Павлов И.П. «20-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности /поведение/ животных», — Ленмедиздат, 1932.-с. 270.
- Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности человека и методика их определения.// Психология индивидуальных различий. Тексты.: М., МГУ, 1982, — с. 21−24.
- Пазовский A.M. Записки дирижера. Дирижер и певец.: М., Музыка, 1966.- 555 с.
- Популярная психология. Хрестоматия. Сост.В. В. Мироненко, — 1., Просвещение, 1990.- 397 с.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив.- М.: Политиздат, 1982.- 255 с.
- Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения, — Л. .Музыка, 1981, — 94 с.
- Платонов К.К. О знаниях, навыках, и умениях.// Советская педагогика, — М., 1963.- I П.- с. 98−103.
- Платонов К.К. Проблемы способностей.- М.: Наука, 1972.- 311 с,
- Поляков О.И. Язык дирижирования.: Киев, «Музычна Украйина», 1987.- 96 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.: М., Педагогика, 1976.- 279 с.
- Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе,//Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров.-М., 1976.- с. 18−27.
- Просещшй П.А. Введение в учительскую црофессию.//МГПИ им. Ленина.- М., 1984.
- Покровский Б.А. Об оперной режиссуре.: М., ред.отд. ВТО, 1973.-306 с,
- Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении,: Дисс. докт.психол.наук. М., 1993.- с. 1−70.
- Ражников В.Г. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни.-М., Сов. композитору:.1989.- 238 с,
- Развитие творческой активности школьника. Под ред. А.М.Матюш-кина. Научные исследования. Акад. пед, наук СССР.: М., Педагогика, 1991, — 160 с.
- Ражников В.Г. Мир диржера /в соавторстве с дирижером К.П.Кон-драшиным/.: М., Музыка, 1976.- 182 с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педоогшш.-М., Знание, 1980,101с.
- Раппорт С.Х. 0 вариантной множественности исполнительства,//Муз. исполнительство.- Вып. 7.- М, 1972.- 23 с.
- Раппопорт С.X. Эстетические очерки. Сост. В. К. Скатерщиков. Вып. 3., М., Музыка, 1973.- 256 с.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., Музыка, 1974.
- Резниченко М.А. Особенности самооценки старшеклассников.//Вопросы психологии.- М., 1986.- $ 3.- с. 94−102.
- Рахлин Натан Г. Статьи. Интервью. Воспомонания.- М., 1990.
- Рубинштейн А.Г. Мысли и афоризмы.- С-Пб., 1903.- с. 37.
- JfJt. Рождественский Дирижерская апшшкатура.- I., Музыка, 1974.102 с.
- Рождественский Г. Н. Мысли о музыке, М., Музыка, 1975.- 201 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Педагогика, 1989, в 2-х томах.- 797 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.- Педагогика, 1976.- 416 с.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности ориентации ребенка наоценку и самооценку.//Проблемы психологии личности и социальная психология. М., 1966.- с. 302−303.
- Савонько Е.И. Личностная адаптация студентов к условиям обучения в вузе иностр.языкам в языковом вузе: Сб.научн.трудов /ШГШШ им. Тореза. Вып. 133.- М., 1979.- с. 185−186.
- Самосуд С.А. Статьи. Воспоминания. Письма. М. Музыка, 1984.-230 с.
- Сафин В.Ф. Динамика взаимооценки и самооценки морально-волевых качеств старшеклассников в зависимости от степени их внушаемости: Автореф.дисс. канд.психол.наук.- М., 1965.- 25 с.
- Сафин В.Ф. Роль самооценки в осознании себя студентами как субъекта педагогической деятельности// Формирование личности учителя в системе учебно-воспитат. процессе в пед.институте.-М., 1980.- с. 104−106.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности.//Психологический журнал.- 1984.-Т.5.- Л 4.- с. 65−73.
- Сафин В.Ф., Максютова Х. А. О компенсаторных свойствах отдельных подструктур педагогических способностей,//Формир-е личности учителя в сист. учебно-восп.процесса в пед. инст-те.- М.: МГПИ им. Ленина, 1980.- с. 98−100.
- Светланов Е.Ф. Музыка сегодня.- М., Сов.коми., 1985.- 134 с.
- Свечков Д.В. Духовой оркестр.-, Музыка, 1977.- 271 с.
- Селиванов В.И. Избранные психологические произведения.- Рязань. Пед. институт, 1992.- 575 с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. /Под ред. В. М. Каганова, — М., 1974.- 654 с.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе в условиях её формирования в школе. Автореф.дисо. канд.пед.наук/по психологии/. М., 1955.- 15 с.
- Симонов П.В. Сознание, подсознание, сверхсознание,//Популярная психология. Хрестоматия, — М., Просвещение, 1990, — с. 45−54.
- Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя.//Психология труда и личности учителя: Сб.научн.трудов. /Под ред. А. И. Щербакова.- I., 1976. Вып. I.-с. 30−47.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя сов.школы в процессе профессион.подготовки.- М.: Просвещение, 1976.- 160 с. / с. 93/.
- Современные дирижеры. Составители Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек.-М., 1969, Изд. «Сов.композитор», — 388 с.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл /психолого-педагогич-е исследование/.- М.: Прометей, 1993.- 199 с.
- Сосновский Б.А., Забродин Ю. М., Глоточкин А. Д. Базовая психологическая модель личности учителя.//Педагогич. образование, 1991, В 4.
- Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Дисс. докт.психрл.наук.- М., 1991.-289 с.
- Сосновский Б.А. Физиологические основы темперамента //Курс общей и возрастной психологии. Под ред. Гамезо.- М., 1982, вып. 3.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.- М., 1972, Политиздат.-303 с.
- Спичак С.Ф. Соотношение неофициальных оценок личности и социометрического статуса у учащихся мл.классов //Проблемы психологии личности и коллектива.- М.:Изд.МГПИ им. Ленина, 1979.-с. 80−89.
- Спичак С.Ф. Обзор экспериментальных работ по изучению самооценки личностиг//Социально-психологич.проблемы формирования личностии учебно-воспитательного коллектива.- М., МГШ им. Ленина, 1975.- с. 191−202.
- Столин В.В. Самосознание личности,— М.: МГУ, 1989, — 285 с.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Изд-е 7.- М.- Л., Искусство, 1941, — 388 с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.:Гихл, 1938, 256 с.
- Станиславский реформатор оперного искусства. Материалы. Документы.- М.: Музыка, 1977, — 360 с.
- Стоковский I. Музыка для всех Нас. М., 1959.
- Сухомлинский В.А. О воспитании,— М.: Политиздат, 1973, — 272 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М.: Просвещение, 1981.- 189 с.
- Тагиева Г. В. Становление самооценки ст.школьников как фактора психологич. готовности к школьному обучению, — М., 1983, — 23 с.
- Талызина Н.В. Управление процессом усвоения знаний. М.: ЖУ, 1975, — 342 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.: МГУ, 1984.- 270 с.
- Телегина Э.Д. Психология, регуляции и саморегуляции творческой мыслительной деятельности человека /общая психол. и история, психологии/ Автореф.дисс. доктора психол.наук. М., 1993,
- Теплов Б.М. Способности и одаренность.//Психология.- М.:Учпедгиз, 1948.- 192 с. и//Психол.инд.различий. М.: МГУ, 1982.с. 129−140.
- Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения.//Психология индивидуальных различий. Тексты, — М.: М1У, 1982.- с. 24−31.
- Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии.//Психология инд.различий.- М.: МГУ.- с.32−38.
- Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. М.:Педагогика, 1985,-319 ж Т.2.- 358 с.
- Теплов Б.М. Психология муз-х способностей. T. I, с.42−223.
- Тепеницына Т.И. К вопросу о некоторых психологических аспектах профориентации профотбора //Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в пед.институту. М.: МПШ им. Ленина, 1980.- с. 125−127.
- Тепеницына т.И., Копылова А. П. Опыт организации экспериментально-психологического изучения учащихся с педагогической направленное тью//Психологиче ские проблемы формирования социально активной личности учителя.- М., 1982.- с. 58−67.
- Толстой Л.Н. «Что такое искусство?» Полн.србр.соч., т.46, ГИХЛ, М.- Л., 1934.
- Томилова Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов пед.вуза.- Дисс.канд.психол. наук.- Л., 1975.-155 с.
- Тосканини Артуро. Статьи. Воспоминания-С.Хоцинов. Портрет Тос-канини. С.Антек. Таким был Тосканини. В.Хаггин. Музыканты о Тосканини/.- М., Музыка, 1971.- 311 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предает воспитания. М., Изд. АШ РСФСР, 1949, т.9.- с. .117−118.
- Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке.//Хрестоматия по психологии. Сост. В. В. Миронеяко, под ред. А. В. Петровского.- М. Просвещение, 1987.- с. I0I-I08.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установок.-Тбилиси, 1979.
- Файер Ю.Ф. О себе, о музыке, о балете.- М., 1970, Сов.композит.-570 с.
- Фельзенштейн В., Мельхингер 3. Беседы о музыкальном театре.-Л., Музыка, 1972.- 77 с.
- Фатыхова P.M. Влияние характера общения на формирование профессиональной направленности студентов педвуза: Автореф.дисс. канд.психол.наук.- М., 1982.- 16 с.
- Фуртвенглер В. Статьи. Беседы. Из записных книжек. //Дирижерское исполнительство.- М.: Музыка, 1975.- 398−441 с.
- Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи.- М.: Сов. композитор, 1984.- 235 с.
- Хентова С.М. Подвиг Тосканини.- М.: Музыка, 1968.- 51 с.
- Хиндемит. Мир композитора. //Дирижерское исполнительство.- М.: Музыка, 1975.- с. 467−474.
- Цветков Э.А. Тайные пружины человеческой психики или как расширить сферу своего влияния.- М.: МРЦМЖЕС- «Центр -2000″, 1993.-79 с.
- Ципин Г. М. Музыкант и его рабшта. Проблемы психологии творчества.- М., Сов. комп-р, 1988.
- Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи.- М.: Музыка, 1953. с. 351.
- Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. T.I.- М.: Академия, 1934, с. 373−374.
- Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе, //Принципы развития в психологии.- М., 1978.- с. 316−337.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977.- 142 с.
- Чистяков В. В, Интеллектуально-волевое развитие дирижера в процессе его обучения в музыкальном вузе.- Тезисы докладов на У1 Российской научной конференции 9 II июня 1994 г., Рязань.-Изд-во Рязанского Гос.пед.Университета.- 1994.- с. II6-II7.
- Чистяков В.В. Развитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы дирижера в процессе его обучения в музыкальном вузе. Типография Военно-дириж. факультета при Моск.Гос. консерватории.- М., 1995.- 18 с.
- Чистяков В.В. Работа педагога в классе дирижированиянад раскрытием художественного образа в эрквотровой муэнке /Тешш, оркестровая фактура, тембры и динамика/.- Методич. разработка для педагогов и студентов музыкальных училищ и училищ искусств.
- М.: Мин.культ. РСФСР, Гл. управление учебных заведений, Республ. учебно-методич. кабинет.- М., 1991.- 42 с.
- Чистяков В.В. Самостоятельная работа дирижера над оркестровой партитурой. Методич.разраб. для црея. высших и средних спец. учебных заведений искусств р культуры.- М.: Мин. культуры РСФСР, 1991, — 40 с.
- Чистяков В.В. Из истории дирижерского искусства Германии и России. /ОТ1 нач. XX вв./.- М., Зит. зал библ. ШЛИ им. Гнесиных, 1985, — 44 с. Изд-во Тамбовского инст. культуры, 19 $?г,
- Чистяков В.В. Критерий оценки работы дирижера. М., Чит. зал РАМ им. Гнесиных, 1991.- 26 с. Типогр. ВДО 'МГК, дек. 1995 г.
- Чистяков В. В, Выражение оркестровой динамики средствами дирижирования.- М., 1980, Чит. зал ИЛИ им. Гнесиных, — 48 с.
- Чистяков В.В. О взаимосвязи динамики и темпа в оперной и симфонической музыке. М., 1981, Чит. зал ШЛИ им. Гнесиных, — 46 с.
- Чистяков В.В. Психологические особенности профессии дирижера. Критерий оценки его работы.//Проблемы дирижирования уч.пособие.-Тамбов, Изд. МИНЦ, 1994.- с. 47−51.
- Чистяков В.В. О специфике раскрытия оркестровой динамики в дирижировании, — М., 1982, Чит. зал ИЛИ им. Гнесиных.- 33 с.
- Шавир П.А. О преемственности формирования педагогической направленности студентов и старшеклассников. //Новые исследования в психологии.- М.: Педагогика, 1984, — № I.- с. 43−47.
- Шафажинская И.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза.- М., Изд-во МГПИ им. Ленина, 1986.- 101 с.
- Шелдон У. Анализ конституционных различий по биографическим данным.- //Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: 1Щ} 1982, с. 252−261.
- DIepxeft Г. Учебник дирижирования. //Дирижерское исполнителю тво.-М.: Музыка, 1975.- с. 208−262.
- Шилова Т.А. Взаимосвязь волевой активности и направленности личности подростков. М., 1985.- 161 с.
- Штраус Рихард. Десять „золотых“ правил, записанных в альбом молодому дирижеру. //Дирижерское исполнительство.- М., Музыка, 1975, с. 397.
- Шульпяков О.П. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ,— Л.: Музыка, 1986.
- Щеглова Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности сгудентов.//Водросы психологии.- I., 1985.- № 2, — с.73−75.
- Щеглова Т.М. Типы лидеров и их влияние на формирование профессиональной направленности у студентов университетов. Дисс.канд. психол.наук.- Л., 1975.- 155 с.
- Щербаков А.И. Некоторые вопросы подготовки учителя.//Сов.педа-гогика. 1971.- Jfi 9.- с. 82−89.
- Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя.//Психология труда и личности учителя.-Л., 1976.- с. 15−18.
- Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемыи задачи//Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума.- Таллин, 1980.- с. 60−68.
- Шйин Г. Я. За гранью прошлых лет. Воспоминания дирижера. М.: Музыка, 1977.- 192 с.
- Юзефович В.А. С Рождественским о Рождественском //Муз.исполнительство.- Вып. Ю.- М., 1979.
- Якобсон II.М. Психология чувств, 2-е изд.- М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1958.- 381 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника.- М.: Просвещение, 1966. 289 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии.- М.: Мысль, 1985, 3-е изд.-572 с.
- ЧАиЖ C^MaC&SU, EoLltui {, ZC-b Л1.4*lfeviti A*mWC Tfu-ob
- O^nrv^nJ^ ?O^ducti^ W WfySHr
- AdhLc^x .ТкбН^^Ки &-ГХ t^Uurt&-bfиФъеЬъ * /иде^с., JSV. Z .~ f>. Z./Z.-S&-J.2ЛР. $. (^(ykltyictl, ofa^
- Л, Тг* fotdJL* (LULIXA ^ iJuuъ <9o> P^oft^iA в. Си tkjL^^u j j^s^ сил (^juro-Bop^Jt bh& c&jZsft ,
- A of (к Srt^U^JL, U^olt,.1. A/r-Y -» p > 3 '
- MAW hUfiJby, di^Cb e^oi^etuK^ XA^LCA1. Avfe/2^ ^ НиЛ^лл Ч^ы «p