Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников
Диссертация
Так, общим фактором эффективного родительства является «Принятие себя как родителя». К специфическим материнским факторам относятся: «Характеристики самоактуализирующейся личности для эффективного материнства», «Приоритет самотрансценденции над самоактуализацией для эффективного родительства», «Направленность на родительство», «Умение воздействовать на состояние ребенка как эффективная стратегия… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
- 1. 1. Основные теоретические подходы к определению личностной зрелости
- 1. 2. Критерии эффективного родительства как системы взаимоотношений между родителем и ребенком
- 1. 3. Субъективно-личностные факторы формирования эффективного родительства
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЬСТВА
- 2. 1. Организация и методы исследования
- 2. 2. Изучение критериев эффективного родительства
- 2. 3. Изучение взаимодействия личностных и родительских особенностей
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
- 3. 1. Характеристика программ и технологий работы с родителями
- 3. 2. Технология формирования эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей
- 3. 3. Результаты апробации технологии
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-С. 19−45.
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов.- Ростов-на-Дону, 1998.
- Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М., 1982.
- Андрющенко Е.А. Психологические особенности воспитательной системы родителей младших школьников // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т.1. — С. 183−187.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.:Наука, 1981.-С.З-19.
- Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис.канд. психол. наук. — М.- 1990.- 169с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологичёского анализа. М.: Смысл, 2001. — С.366−374.
- Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Семья и школа, 1995. -223с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПБ.: Лениздат, 1992. — С. 205−213.
- Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2003. 64с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-64с.
- Божович JI.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 257−284.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. — СПб., 1996.
- Большой толковый психологический словарь/ Пер. с англ. / А.Ребер. — Т.1. 2003. -С.390.
- Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис.канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. — 159 с.
- Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. М., 2000.
- Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной терапии. СПб.: Питер, 2001.-352с.
- Брук, Жанна ван ден. Руководство для детей у которых трудные родители/ Пер. с франц. СПб.: Речь, 2001. — 160с.
- Букина Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы: Дис.канд.пед.наук.- СПб., 1999. С.98−114.
- Венгер А.А. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2002.-с.116−140.
- Вроно Е.М. Несчастливые дети трудные родители. — М.: Семья и школа, 1997.-127с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. -432с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 3-е, исправленное и дополненное — М.: «ЧеРо» при участии творческого центра «Сфера», 2001.-240с.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. — М., 1995.-43с.
- Гордон Т. Р.Е. Т. Повышение родительской эффективности // Популярная педагогика. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие/ Пер. с англ. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1982. — 464с.
- Гурко Т.А. Родительство. в изменяющихся социокультурных условиях //Социс.- 1997.- № 11.-С.72−79.
- Даринская В.М. Нетрадиционное общение детей и родителей // Семейная психология и семейная терапия. 2002. — № 1. — С.97−107.
- Джайнотт X. Родители и дети// Сер. «Знание». Пед. ф-т. 1986. № 4.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: трансакционный анализ с гештальт-упражнениями. М.: Прогресс, 1995.- 332с.
- Дрейкус Р., Зольц В. Счастье вашего ребенка. М.: Прогресс, 1986.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.208 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2001. -320с.
- Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. — 1998.-№ 1.-С.54−59.
- Евсеенкова Ю.И. Роль отца в современной семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т. 1. — С. 110−116.
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга: Учебно-методическое пособие для начинающих тренеров. — Красноярск: РИО КГПУ, 2003.-220с.
- Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Дис.канд. психол. наук. -Казань, 2004.- 168с.
- Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. -80с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.- 128с.
- Захарова Е.И. Особенности внутренней позиции родителя // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т.2. — С. 142−144.
- Захарова Е.И. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. — № 1. -С.3−27.
- Земска М. Семья и личность /Пер. с польск. М.: Прогресс, 1986. 133 с.
- Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. 2001. — № 4. — С.22−27.
- Зицер В. Фактор свободы в становлении взаимоотношений между детьми и родителями: Автореф. дис. канд. пед.наук. СПб., 1998. — 19с.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие. -М.:Академия, 2002. 128с.
- Ивков Н.Н. Ориентировка в себе как необходимое условие проявления личностной зрелости в ситуациях возникновения ценностных противоречий // Ежегодник Российского психологического общества. -М.: УМО «Инсайт», 2002. Т.9, вып.2. — с. 110−111.
- Ивлева Т.Г. Семейная развивающая среда и ее роль в становлении личности ребенка // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т.2.-С.109−111.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. 544с.
- Карабанова О.А. Цели' и задачи коррекции детско-родительскиз отношений //Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. — М., 2003. Т.2. -С.144−151.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1988. 208с.
- Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис.канд.психол.наук. М., 1999. — С.41−188.
- Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М., 1989.
- Кон И. С. Этнография родительства. М., 2000.
- Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2002. — С.69−155.
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990.-c.278.
- Корытова Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации: Дис.канд.псих.нау к.-Улан-Удэ, 1998.- 166с.
- Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. — М.: Академический Проект, 2000. 240с.
- Кравцова Е.Е. Психологические механизмы влияния семьи на психическое и личностное развитие ребенка // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции- М., 2003. Т.1. — С.226−230.
- Кристенсен O.K., Томас К. С. Дрейкус и поиски равенства // Помощь родителям в воспитании детей. М.: Прогресс, 1992. — С.41−62.
- Кулаичев А.П. Анализ данных и представление результатов в системе Stadia 5.0: руководство пользователя. М.: НПО «Информатика и компьютеры», 1995. — 216 с.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб.: Речь, 2001. — 184с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. — 232с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. — Т.2. — С. 165−188.
- Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредование личностного роста // Культурно-историческая психология развития: материалы первых чтений памяти Л. С. Выготского. М., 2001. — С. 154−161.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528с.
- Лодкина Т.В., Тихомирова Е. Л. Семья как микромодель общества и социальный институт воспитания // Семейное воспитание: история и современность: Материалы XXIV Всероссийской научн.-практ. конференции. СПб., 2003. — С.6−8.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. С.77−131.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975.-№ 2.-С. 31−45.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992- С. 115−120.
- Макшанов И.С. Психология тренинга: теория, методология, практика. — СПб.: Образование, 1997.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети.- М.: Педагогическое общество России, 2000. С.210−245.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб. ЮОО Изд-во «Речь», 2002. 150с., ил.
- Марютина Т.М. и др. Личностные особенности матери и школьная готовность ребенка: сравнительный анализ двух популяций // Психологическая наука и образование. 2000. — № 1. — С.78- 102.
- Марютина Т.М., Ермолаев О. Ю., Илларионова О. В. Влияние личностных особенностей матери на межличностные отношения ребенка // Журнал прикладной психологии. 2002. -№ 1. — С.21−27.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997.-430с.
- Матузова Н.Н., Москвичева Н. Л. Группы поддержки родителей и детей в практике оказания психологической помощи //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 2003. —Т.5. С. ЗЗ 1−334.
- Минигалиева М.Р., Ничипоренко Н. П. Зрелые межличностные отношения: условия развития // Семейная психология и семейная терапия-2002.- № 1 С.86−97.
- Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. 256с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. — М.:Академия, 2000. 456с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва — Воронеж: Ин-т практич. психологии, НПО «Модэк», 1995. — 356с.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. — Т.2. — с.223−226.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001. — 256с.
- Никандров В.В. Неэмпирические методы психологии. СПб.: Речь, 2003. -53с.I
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002. — С.394−399.
- Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М.: Жизнь и мысль, 1999. — 168 с.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной.-М., 1990.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — С.314−374.
- Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.:Смысл, 2002.
- Панферов В.Н. Психология человека. СПб., 2000.
- Пахальян В.Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Дис.канд. психол. наук. М, 1981.
- Перлз Ф. Гештальт-терапия дословно (1969) // Московский психотерапевтический журнал. 1994. — № 3. — С.143−164.
- Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168с.
- Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. М.: Педагогика, 1983.-224с.
- Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. М.: Изд-во РОУ, 1996. — С.108−168.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. 512с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов на Дону: Феникс, 1996. С. 94.
- Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. — М.: Академический проект, 2002. 256с.
- Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — С.317−338.
- Прихожан A.M. Младший школьник // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. — С.73−97.
- Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192с.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 640с.
- Психологическая диагностика: учеб. пособие/ Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. — 304с.
- Психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — С. 126.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. Г. Силяевой.- М.: Академия, 2002. — С.65−85.
- Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 416с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480с.
- Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. СПб.: Речь, 2003. — 160с.• 110. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. — 368с.
- Салливан Г. С. Самоуважение и личностная зрелость // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. — Т.1. -С.502−504.
- Сараева А.А. Семья, в которой рождается личность // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т. 1. — С.271−275.
- Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. -М., 1989.- С.319−345.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.:Педагогика-Пресс, 1992. — 192с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — С. 14−29.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.-СПб.: Речь, 2002. 350с. .
- Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции А.Адлера. СПб.: Речь, 2002.- 347с.
- Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С.95−101.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Личность как реальность для других // Психология личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2002. — Т.2. — С.494−495.
- Смолева Т.О. Феномен неуверенности ребенка и акцентуации матери. -М., 2001.-92с.
- Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С.398−437.
- Спирева Е.Н., Лидере А. Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия 2001. — № 4.- С.71−83.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: РПА, 1997.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1979. — 270с.
- Темина С.Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж.: НПО «МОДЕК», 2001. — 112с.
- Титаренко В .Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 352с.
- Толстых А. Зрелость как ответственность // Психология зрелости: учеб. пособие. Самара: Изд. Дрм «Бахрах-М», 2003. — С.35.
- Федонина И.А. Влияние семейной ситуации на развитие личности ребенка // Журнал прикладной психологии. 2002. — № 2. — С.55−64.
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во МПО"МОДЭК", 2004, — С. 44 —64.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.-208с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992. — 253с.
- Харитонов А.Н. Признаки зрелых, трудных и нарушенных семейных отношений // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. М., 2003. — Т.VIII. -С.143−148.
- Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.-224с.
- Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. — М.: Академия, 2002. 208с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер Ком, 1999. — 608с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления, перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. — 276с.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152с.
- Шабельников В.К. Социо-биосферные основания разрушения семьи// Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т.1. — С. 34−39.
- Шамионов P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Дис.канд.психол.наук. СПб., 1997. — С.26−140.
- Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003. — С. 100 106.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512с.
- Шулик Л.Д., Горшкова В. В. Взаимодействие школы и семьи как развивающее пространство для развития личности ребенка //Семейное воспитание: история и современность: Материалы XXIV Всероссийской научн.-практ. конференции. СПб., 2003. — С.118.
- Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. Дис.канд.пед.наук. -М., 1998.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. 656с.
- Энциклопедия для родителей первоклассника// Сост.: Е. А. Белый, К. Ю. Белая. М.: ООО «Изд-во ACT», 2000. — 448с.
- Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. — Т.1. -С.344−346.
- Юнг К. О становлении личности // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2002. — Т.1. — С.128−148.
- Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал № 4. — 1981. — С. 141−149!
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
- Classer W. Reality Therapy, a new aproach to psychiatry. New York: Harper & Row, 1965.
- Dinkmeyer D.,& McKay, G.D. Systematic training for effective parenting. Circle Pines, Minn.: American Guidance Service, 1976.
- Eagle P.L. Is there a father instinct? Fathers responsibility for children. Report for Population Council, NY. 1994.
- Forehand R. et al. Parent behavioral training to modify child noncompliance: Treatment g eneralization a cross t ime and from home to school // Behavioral Modification, 3. 1979. — P. 3−25.
- Gabriel, Jonh. Children growing up (the development of children’s personalities). London, 1969.
- McGuiness T.P. Teaching parents about reality therapy. Les Angeles: Educator Praining Center, 1977.
- O’Dell S. Training parents in behavior modification: A review // Psychological Bulletin, 81. 1974. — P.418−433.
- Palasios, J. Parents' ideals about the development and education of their children: Answers to some-questions // International Journal of Behavioral Development, 1990. № 13. — P. 137- 155.
- Patterson G.R., Chamberline P.,& Reid J.B. A comparactive evaluation of a parent training program. // Behavior Therapy, 13. 1982. — P.638−650.
- Rodrigo, M.J., Triana B. Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes / European Journal of Psychology of Education, 1996. Vol. XI. — № 1 — P. 55−78.