Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, общим фактором эффективного родительства является «Принятие себя как родителя». К специфическим материнским факторам относятся: «Характеристики самоактуализирующейся личности для эффективного материнства», «Приоритет самотрансценденции над самоактуализацией для эффективного родительства», «Направленность на родительство», «Умение воздействовать на состояние ребенка как эффективная стратегия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к определению личностной зрелости
    • 1. 2. Критерии эффективного родительства как системы взаимоотношений между родителем и ребенком
    • 1. 3. Субъективно-личностные факторы формирования эффективного родительства
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Изучение критериев эффективного родительства
    • 2. 3. Изучение взаимодействия личностных и родительских особенностей
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
    • 3. 1. Характеристика программ и технологий работы с родителями
    • 3. 2. Технология формирования эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей
    • 3. 3. Результаты апробации технологии
  • Выводы по третьей главе

Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Практически каждый человек, достигший половой зрелости, имеет потенциальную возможность стать родителем, поэтому необходимость в специальной подготовке к родительству зачастую недооценивается: воспитание детей считается естественной функцией взрослого человека. Однако, многие родители не способны создать благоприятные условия для полноценного развития ребенка. В связи с тем, что родительство обладает огромной социальной значимостью, поскольку имеет отношение к развитию и благополучию института семьи и общества, в целом, очевидна необходимость содействия становлению эффективного родительства.

Актуальность данной работы возрастает на этапе воспитания детей младшего школьного возраста, поскольку это период формирования важного личностного образования: чувства социальной и психологической компетентности (Э.Эриксон) [150]. Именно в этом возрасте отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности (B.C. Мухина) [80].

Анализ литературы показывает, что научная трактовка сущности эффективного родительства и его критериев отсутствует. Однако практика, опережающая теорию, предлагает разнообразные программы его формирования (С.Н. Щербакова, Н. Н. Букина, В. Зицер, Н.Н., Т. Гордон, и др.) [147,19,44,25], в которых представления об эффективности родительства не системны, что значительно ограничивает возможности его становления.

Изучение факторов, влияющих на эффективность родительства является одним из путей содействия его формированию. Так, на основе системного подхода Р. В. Овчаровой и М. О. Ермихиной была разработана классификация факторов, определяющих формирование родительства, включающая группу внешних факторов (общественные влияниявлияния родительской и собственной семьи) и внутренних (уровень конкретной личности) [88,37]. Следуя данной классификации, тенденция в изучении внутренних факторов или особенностей личности родителей такова, что изучаются индивидуально-типологические особенности (Е.Н. Спирева, А.Г.Лидерс) [124], тип акцентуации (Т.О. Смолева) [121] и т. д., либо ставится акцент на изучении влияния негативных личностных особенностей родителей (А.И.Захаров, А. С. Спиваковская, М. Земска, Dodge К.А. и др.) [39,123,42,85]. За исключением единичных работ (Applegate, Delia & Klein, 1983) [85], влияние позитивных личностных особенностей родителей на родительство остается практически не изученным. Этим обусловлена потребность в изучении личностной зрелости как фактора формирования эффективного родительства, поскольку она является «вершиной развития личности» (А.А. Реан) [107].

По меткому выражению К. Юнга: «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью» [151- с.132], поэтому важно констатировать необходимость разработки и внедрения программ формирования эффективного родительства не только через знакомство с особенностями развития детей на каждом этапе онтогенеза, формирование эффективных навыков взаимодействия с детьми и т. д., но и через развитие личностной зрелости родителей.

Таким образом, возникает ряд противоречий:

• между наличием практических программ формирования эффективного родительства, с одной стороны, и отсутствием системного подхода к определению его психологической сущности и критериев диагностики, — с другой;

• между существованием очевидной взаимосвязи личностной зрелости родителей с эффективностью родительства, с одной стороны, и слабой изученностью характера их взаимодействия, — с другой;

• между практической необходимостью в содействии становлению эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей на этапе воспитания детей младшего школьного возраста и отсутствием соответствующей психолого-педагогической технологии.

Проблема исследования заключается в определении психологической сущности понятия «эффективное родительство» с позиций системного подхода и обосновании личностной зрелости родителей как фактора его формирования.

Объект исследования: формирование эффективного родительства.

Предмет исследования: личностная зрелость родителей младших школьников как фактор формирования эффективного родительства.

Цель исследования: разработка критериев эффективного родительства и психолого-педагогической технологии его формирования через развитие личностной зрелости родителей.

Гипотезы исследования:

1. Критерии эффективного родительства как системы взаимоотношений между родителем и ребенком включают подсистемы «отношений ребенка» и «отношений родителя».

2. Личностная зрелость является фактором формирования эффективного родительства.

3. Развитие личностной зрелости родителей с помощью специальной психолого-педагогической технологии является способом формирования эффективного родительства.

Задачи исследования:

1. Определение психологической сущности эффективного родительства и его критериев с позиций системного подхода;

2. Изучение взаимосвязи характеристик личностной зрелости и эффективности родительства с учетом тендерного аспекта;

3. Разработка и апробация психолого-педагогической технологии эффективного родительства на основе развития личностной зрелости родителей.

Методологической основой исследования явились диалектико-материалистический принцип психического детерминизма C.JI. Рубинштейна, дополненный А. Н. Леонтьевым, принцип системной детерминации психических явлений (Б.Ф. Ломов), субъектная парадигма развития личности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская,.

В.А.Петровский и др.) [110,63,67,68,1,98].

Теоретическую основу исследования составили:

• концепция личности как системы отношений В. Н. Мясищева [81,82];

• концепция Р. В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене [88];

• положение А. А. Реана о единстве самоактуализации и самотрансценденции как критериев личностной зрелости [107];

• положение о том, что эффективность воспитания выражается в терминах развития личности (Б.Т. Лихачев, А. В. Петровский, Л.И. Маленкова) [65,96,71];

• положение о том, что воспитательное влияние родителей на ребенка во многом определяется теми отношениями, которые сложились между ними (Ю.Хямяляйнен, Г. Т. Хоментаускас, B.C. Мухина, Т. В. Лодкина и др.) [139,136,80,66];

• положение Э. Эриксона о том, что родительство является одним из путей развития личности, т.к. приводит к достижению продуктивности и установлению идентичности в близких отношениях [150]. Методологическую основу практической части исследования составили:

• концепция педагогической технологии Г. К. Селевко [116];

• положение А. А. Реана о том, что саморазвитие — условие достижения личностной зрелости и, в связи с этим, модель саморазвития Н. Р. Битяновой [107,11];

• концепция реориентации Е. В. Сидоренко [118];

• технология развития навыков общения у родителей (Т. Гордон) использовалась как педагогический компонент [25].

• в тренинге были использованы идеи и упражнения А. С. Прутченкова (2001), И. М. Марковской (2002), К. Рудестама (1993), Е. В. Сидоренко.

2002), Р. Кочюнаса (2000), О. В. Евтихова (2003), И. В. Шевцовой (2003), С. В. Петрушина (2002), А. М. Прихожан (2000), И. А. Мехниной, В. В. Старцева, С. С. Фридрик, В. Г. Ромека, а также авторские разработки и модификации [103,73,111,118,57,36,144,99,102,109]. Методы исследования: обзорно-аналитическое. теоретическое исследование психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследованиятеоретическое моделирование эффективного родительства и психолого-педагогической технологии его формированияэкспертный опрос для того, чтобы убедиться в адекватности выделенных критериев поставленной цели — диагностики эффективности родительствакомплекс диагностических методик: для оценки личностной зрелости, эффективности родительства и результатов апробации технологиикачественный и количественный анализ результатов на основе методов математической статистики, выполненный в программе STADIA 5.0. 60].

Научная новизна исследования заключается в том, что определены критерии эффективного родительства как системы взаимоотношений между родителем и ребенкомразработана типология эффективного родительства и на ее основе выявлены специфические для матерей и отцов стратегии эффективного взаимодействия подсистем «отношений родителя» и «отношений ребенка», а также установлены особенности влияния на подсистему «отношений ребенка» эффективности обоих родителей и каждого из нихвыделены общие и специфические факторы эффективного и неэффективного родительства для отцов и матерей, которые представляют собой взаимодействие личностных и родительских особенностейразработан способ формирования эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей.

Теоретическая значимость исследования состоит:

• в дополнении теории родительства определением сущности понятия «эффективное родительство» с позиций системного подхода;

• в экспериментальном подтверждении теоретических представлений о том, что личностная зрелость является фактором формирования эффективного родительства;

• в уточнении тендерной специфики стратегий эффективного взаимодействия подсистем «отношений родителя» и «отношений ребенка», а также взаимодействия личностной зрелости и эффективности родительства;

• в открытии перспектив для дальнейшей разработки проблемы формирования эффективного родительства и модели психологического сопровождения семейного воспитания.

Практическая значимость работы:

• результаты исследования готовы к внедрению: разработана психолого-педагогическая технология формирования эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей «Зрелость — путь к эффективному родительству»;

• критерии эффективного родительства могут применяться для его диагностики;

• данная технология может, быть использована в работе с родителями в развивающих, профилактических и коррекционных целяхпри подготовке студентов-психологов к работе с родителями;

• результаты исследования, содействующие становлению эффективного родительства, обладают социальной значимостью, поскольку родительство имеет отношение к развитию и благополучию общества.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются результатами формирующего экспериментачеткостью методологических позицийстратегией организации исследования, включающей контроль социальной желательности и применение метода экспертного опроса для анализа критериев эффективного родительстваиспользованием методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

• эффективное родительство представляет собой систему взаимоотношений между родителем и ребенком, способствующую развитию личности и эмоциональному благополучию обоих. Психолого-педагогические критерии эффективного родительства включают подсистему «отношений ребенка» состоящую из отношения к себе, отношений с родителями и социальной адекватности поведения, и подсистему «отношений родителя», состоящую из отношения к себе как родителю, отношения к ребенку и стиля семейного воспитания. Признаки критериев специфичны для каждого возраста;

• стратегии эффективного взаимодействия родителей с ребенком связаны с личностными особенностями родителей и образуют факторы эффективного родительства, являющиеся движущей силой процесса формирования, с одной стороны, эффективности подсистемы «отношений родителя», с другой — личностной зрелости. Так, у матерей: 1) контроль в сочетании с высоким уровнем развития подсистемы «отношений родителя» связан с внутренней поддержкой, гибкостью поведения, контактностью, принятием агрессии: это составляющие фактора «Характеристики самоактулизирующейся личности для эффективного материнства" — 2) проявление эмпатии к ребенку связано с целостным восприятием мира, гибкостью поведения, положительным представлением о природе человека, самотрансценденцией, что составляет фактор «Направленность на родительство». У отцов: 1) высокий уровень развития подсистемы «отношений родителя», сочетающий автономность и контроль во взаимодействии с ребенком, связан с личностной зрелостью отца и образует фактор «Личностная зрелость как фактор эффективного родительства" — 2) контроль в сочетании с условностью отцовской любви связан с направленностью отца на самоактуализацию и образует фактор

Рациональный контроль как стратегия самоактуализирующегося отца";

• развитие личностной зрелости родителей с помощью психолого-педагогической технологии «Зрелость — путь к эффективному родительству» является одним из способов формирования эффективного родительства. Психологическим механизмом технологии является изменение подсистемы «отношений родителя» через развитие его личностной зрелости посредством активизации процесса саморазвития, что позитивно отражается на подсистеме «отношений ребенка».

Апробация: материалы и результаты исследования в 2002;2005 годах неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Курганского государственного университетадокладывались на на конференциях аспирантов (г. Курган, 2003, 2004), областных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях — в г. г. Кургане, Шадринске, Санкт-Петербурге, Магнитогорске, Екатеринбурге (2003, 2004) — на международных конференциях «Проблемы психического здоровья молодежи в XXI веке» (г. Пенза, 2003) и «Психология родительства и семейного воспитания» (г. Курган, 2004;).

Основные идеи и научные результаты отражены в тринадцати публикациях по теме исследования и представлены в научных отчетах по исследовательскому проекту №УР. 10.01.040 — «Университеты России» за 2003, 2004 гг. Они включены в учебное пособие Р. В. Овчаровой «Психология родительства», рекомендованное УМО по классическому университетскому образованию для вузов России.

Технология «На пути к эффективности.» апробировалась на базе МУ «средняя общеобразовательная школа № 53» и МУ «гимназия № 27» г. Кургана, принимала участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» (2003/2004 уч. год).

Выводы по третьей главе:

1. Необходимость создания технологии формирования эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей обусловлена следующими причинами: воспитывающая деятельность родителя воспринимается как естественная функция, не требующая специальных уменийродители часто не способны создать благоприятные условия для полноценного развития ребенкаличностная зрелость является фактором формирования эффективного родительстваразвитие личности родителей обусловливает развитие общества.

2. Технология разработана в соответствии со структурой, предложеной Г. К. Селевко, и удовлетворяет принятым критериям технологичности. Эффективность технологии доказывают произошедшие достоверные изменения (по 46 параметрам из 49-ти) в сторону эффективности родительства вслед за развитием личности родителей в ходе тренинга в экспериментальной группе и отсутствие таковых в контрольной, а также субъективные оценки результата самих участников. Таким образом, психолого-педагогическая технология «Зрелость — путь к эффективному родительству» является одним из способов формирования эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей.

3. Анализ взаимосвязей показал, что в рамках нашей выборки самоактуализация и самотрансценденция выступают как противоположности. Однако, результаты апробации технологии доказывают возможность их единения через осознание необходимости собственных личностных изменений для становления благополучия в межличностных отношениях (в первую очередь в семье), следовательно, теория, была подтверждена практикой.

Заключение

.

Данная работа была посвящена проблеме определения психологической сущности понятия «эффективное родительство» с позиций системного подхода и обоснованию личностной зрелости родителей как фактора формирования эффективного родительства.

Разработанное в ходе теоретического анализа определение эффективного родительства и структура его критериев подтверждены результатами эмпирического исследования. Так, под эффективным родителъством мы понимаем систему взаимоотношений между родителем и ребенком, способствующую развитию личности и эмоциональному благополучию обоих. Психолого-педагогические критерии эффективного родительства включают подсистемы «отношений ребенка» и «отношений родителя». Подсистема «отношений ребенка» состоит из отношения к себе, отношений с родителями и социальной адекватности поведения ребенка. Подсистема «отношений родителя»: отношение к себе как родителю, отношения с ребенкомстиль семейного воспитания. Для каждого критерия были разработаны признаки, с помощью которых можно организовать диагностику эффективного-, родительства для родителей младших школьников.

Перспективы дальнейшей работы с применением разработанных критериев видятся в возможности выделения их признаков также для детей дошкольного и подросткового возраста, что может служить основой для создания методики диагностики эффективного родительства с учетом возраста детей.

На основе данных критериев была разработана типология эффективного родительства для отцов и матерей, которая включает контролирующе-сотрудничающий и доверяюще-эмпатийный типы матерей, компетентный и контролирующий типы отцов, а также слабый тип отцов и матерей.

По результатам анализа типологии были выделены специфические стратегии, обеспечивающие эффективность взаимодействия родителей и ребенка. Для матерей данными стратегиями являются: 1) контроль в сочетании с высоким уровнем развития подсистемы «отношений родителя» и 2) эмпатия или способность, к сопереживаниюдля отцов: 1) высокий уровень развития подсистемы «отношений родителя», сочетающий автономность и контроль в отношениях с ребенком- 2) контроль в сочетании с условностью отцовской любви — эта стратегия частично эффективна, т.к. создает условия для формирования социальной успешности ребенка, но не является благоприятной для благополучия его эмоциональной сферы.

Было установлено, что наличие в семье двух эффективных родителей: отца и матери, в большей степени влияет на оценку ребенком семейной ситуации как благополучной, менее тревожной и конфликтной, кроме того, положительно сказывается на социальной адаптации ребенка, его самопринятии и общительности. Эффективный отец оказывает положительное влияние на самооценку ребенка и отношение к родителям как чете. В большей степени, чем мать, влияет на эмоционально-положительное отношение к школе, социальную адекватность поведения ребенка, на близость с матерью, восприятие семейной ситуации ребенком как менее конфликтной и отсутствие конфликтности в отношениях со сверстниками. Эффективность одной матери положительно влияет на близость к отцу, на принятие себя и общительность ребенка.

Эти результаты подчеркивают необходимость в диадной работе с родителями, а также позволяют установить порядок работы психолога с родителями по формированию их эффективности для развития подсистемы «отношений ребенка», т. е. определить с кем из родителей (с отцом или матерью) работа психолога по формированию эффективности была бы предпочтительней при наличии определенного неблагополучия в подсистеме «отношений ребенка».

В процессе теоретического анализа личностная зрелость была выделена как субъективно-личностный фактор формирования эффективного родительства. Изучение их взаимосвязи позволило установить, что стратегии эффективного взаимодействия подсистем «отношений родителя» и «отношений ребенка» связаны с некоторыми личностными особенностями родителей и образуют факторы эффективного родительства, кроме того, были определены и факторы неэффективного родительства.

Так, общим фактором эффективного родительства является «Принятие себя как родителя». К специфическим материнским факторам относятся: «Характеристики самоактуализирующейся личности для эффективного материнства», «Приоритет самотрансценденции над самоактуализацией для эффективного родительства», «Направленность на родительство», «Умение воздействовать на состояние ребенка как эффективная стратегия для самоактуализирующейся матери», «Личностные особенности, неоднозначно воздействующие на эффективность материнства». Специфически отцовские факторы включают: «Личностная зрелость как фактор эффективного родительства» и «Целостное восприятие мира». Данные факторы являются движущей силой процесса формирования, с одной стороны, эффективности подсистемы «отношений родителя», с другой — личностной зрелости.

Общими факторами для отцов и матерей, относящихся к группе неэффективных родителей, являются следующие: «Направленность на себя» — характеризует поглощенность собой, своими делами- «Самостоятельные особенности родительства» — включает исключительно родительские характеристики, не связанные с особенностями личности- «Внутриличностные конфликты родителя» — указывает на то, что у этих родителей имеются неразрешенные личностные проблемы, чем и объясняется их «родительская слабость».

Таким образом, гипотеза о том, что личностная зрелость является фактором формирования эффективного родительства, была подтверждена результатами эмпирического исследования.

Разработанная на основе полученных результатов психолого-педагогическая технология формирования эффективного родительства «Зрелость — путь к эффективному родительству» соответствует принятым критериям технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. В процессе эксперимента были доказаны ее возможности в формировании эффективного родительства, именно через развитие личностной зрелости родителей. Психологическим механизмом технологии является изменение подсистемы «отношений родителя» через развитие его личностной зрелости, что позитивно отражается на подсистеме «отношений ребенка».

Движущей силой процесса этого развития является саморазвитие, источниками которого выступают личностная рефлексия, «включенность» в другого человека и собственная активность личности, проявляющаяся при наличии жизненных перспектив. Личностная рефлексия осуществляется в процессе исследования своего жизненного стиля, за которым следуют инсайт и реориетация.

Внедрение технологии «Зрелость — путь к эффективному родительству» в массовую практику может являться тем благотворным общественным влиянием, которое призвано защитить человека от многих социальных проблем общества, таких как преступность, алкоголизм, наркомания, психические расстройства, поскольку они вырастают из проблем семьи.

Перспективы дальнейшего совершенствования технологии мы видим в ее модификации и оценке возможностей применения в практике работы школьной психологической службы, при подготовке студентов любых специальностей, поскольку они являются потенциальными родителями, при подготовке к родительству супружеских пар, планирующих стать родителями, а также для родителей дошкольников и подростков.

Мы не ставили специальной задачи подтвердить идею А. А. Реана о единстве самоактуализации и самотрансценденции как критериев личностной зрелости, однако, полученные результаты представляют интерес. Так, первоначально анализ взаимосвязей показал, что в рамках нашей выборки данные составляющие выступают как противоположности.

Если, по мнению А. Маслоу, люди, достигшие самоактуализации, составляют меньше, чем 1% всего населения, то есть вероятность, что они не принимали участия в исследовании, этим и объясняется результат. Мы предположили, что единение этих характрйстик будет достигнуто с помощью чего-то третьего, т. е. чего-то, через что они могут объединиться. Результаты апробации технологии доказывают возможность их единения через осознание необходимости собственных личностных изменений для становления благополучия в межличностных отношениях (в первую очередь в семье), следовательно, теория была подтверждена практикой и этим объединяющим началом выступило родительство.

Как указывает Д. И. Фельдштейн [131], одной из задач современной психологической науки является поиск новых резервов личностного становления и соответствующих периодов особой «открытости» человека определенным общественным воздействиям. Результаты анализа проблемы взаимодействия личностной зрелости и эффективного родительства позволяют выделить родительство в качестве одного из таких периодов «открытости», принимая во внимание его социальную значимость и то обстоятельство, что источник большинства проблем, с которыми родители обращаются на консультацию, — это особенности их личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-С. 19−45.
  2. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов.- Ростов-на-Дону, 1998.
  3. Ш. А. Созидая человека. М., 1982.
  4. Е.А. Психологические особенности воспитательной системы родителей младших школьников // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т.1. — С. 183−187.
  5. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.:Наука, 1981.-С.З-19.
  6. Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис.канд. психол. наук. — М.- 1990.- 169с.
  7. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологичёского анализа. М.: Смысл, 2001. — С.366−374.
  8. Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Семья и школа, 1995. -223с.
  9. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПБ.: Лениздат, 1992. — С. 205−213.
  10. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2003. 64с.
  11. Н.Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-64с.
  12. JI.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 257−284.
  13. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. — СПб., 1996.
  14. Большой толковый психологический словарь/ Пер. с англ. / А.Ребер. — Т.1. 2003. -С.390.
  15. Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис.канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. — 159 с.
  16. .С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. М., 2000.
  17. Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной терапии. СПб.: Питер, 2001.-352с.
  18. Брук, Жанна ван ден. Руководство для детей у которых трудные родители/ Пер. с франц. СПб.: Речь, 2001. — 160с.
  19. Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы: Дис.канд.пед.наук.- СПб., 1999. С.98−114.
  20. А.А. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2002.-с.116−140.
  21. Е.М. Несчастливые дети трудные родители. — М.: Семья и школа, 1997.-127с.
  22. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. -432с.
  23. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 3-е, исправленное и дополненное — М.: «ЧеРо» при участии творческого центра «Сфера», 2001.-240с.
  24. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. — М., 1995.-43с.
  25. Т. Р.Е. Т. Повышение родительской эффективности // Популярная педагогика. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
  26. Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие/ Пер. с англ. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1982. — 464с.
  27. Т.А. Родительство. в изменяющихся социокультурных условиях //Социс.- 1997.- № 11.-С.72−79.
  28. В.М. Нетрадиционное общение детей и родителей // Семейная психология и семейная терапия. 2002. — № 1. — С.97−107.
  29. X. Родители и дети// Сер. «Знание». Пед. ф-т. 1986. № 4.
  30. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: трансакционный анализ с гештальт-упражнениями. М.: Прогресс, 1995.- 332с.
  31. Р., Зольц В. Счастье вашего ребенка. М.: Прогресс, 1986.
  32. В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.208 с.
  33. В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2001. -320с.
  34. И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. — 1998.-№ 1.-С.54−59.
  35. Ю.И. Роль отца в современной семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т. 1. — С. 110−116.
  36. О.В. Практика психологического тренинга: Учебно-методическое пособие для начинающих тренеров. — Красноярск: РИО КГПУ, 2003.-220с.
  37. М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Дис.канд. психол. наук. -Казань, 2004.- 168с.
  38. Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. -80с.
  39. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.- 128с.
  40. Е.И. Особенности внутренней позиции родителя // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т.2. — С. 142−144.
  41. Е.И. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. — № 1. -С.3−27.
  42. М. Семья и личность /Пер. с польск. М.: Прогресс, 1986. 133 с.
  43. З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. 2001. — № 4. — С.22−27.
  44. В. Фактор свободы в становлении взаимоотношений между детьми и родителями: Автореф. дис. канд. пед.наук. СПб., 1998. — 19с.
  45. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие. -М.:Академия, 2002. 128с.
  46. Н.Н. Ориентировка в себе как необходимое условие проявления личностной зрелости в ситуациях возникновения ценностных противоречий // Ежегодник Российского психологического общества. -М.: УМО «Инсайт», 2002. Т.9, вып.2. — с. 110−111.
  47. Т.Г. Семейная развивающая среда и ее роль в становлении личности ребенка // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т.2.-С.109−111.
  48. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. 544с.
  49. О.А. Цели' и задачи коррекции детско-родительскиз отношений //Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. — М., 2003. Т.2. -С.144−151.
  50. С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1988. 208с.
  51. Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис.канд.психол.наук. М., 1999. — С.41−188.
  52. Я.А., Локк Дж., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М., 1989.
  53. Кон И. С. Этнография родительства. М., 2000.
  54. Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2002. — С.69−155.
  55. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990.-c.278.
  56. Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации: Дис.канд.псих.нау к.-Улан-Удэ, 1998.- 166с.
  57. Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. — М.: Академический Проект, 2000. 240с.
  58. Е.Е. Психологические механизмы влияния семьи на психическое и личностное развитие ребенка // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции- М., 2003. Т.1. — С.226−230.
  59. O.K., Томас К. С. Дрейкус и поиски равенства // Помощь родителям в воспитании детей. М.: Прогресс, 1992. — С.41−62.
  60. А.П. Анализ данных и представление результатов в системе Stadia 5.0: руководство пользователя. М.: НПО «Информатика и компьютеры», 1995. — 216 с.
  61. Л.В. Психологическое исследование. СПб.: Речь, 2001. — 184с.
  62. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. — 232с.
  63. А.Н. Деятельность и личность // Психология личности. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. — Т.2. — С. 165−188.
  64. Д.А. Личностная зрелость как опосредование личностного роста // Культурно-историческая психология развития: материалы первых чтений памяти Л. С. Выготского. М., 2001. — С. 154−161.
  65. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528с.
  66. Т.В., Тихомирова Е. Л. Семья как микромодель общества и социальный институт воспитания // Семейное воспитание: история и современность: Материалы XXIV Всероссийской научн.-практ. конференции. СПб., 2003. — С.6−8.
  67. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. С.77−131.
  68. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975.-№ 2.-С. 31−45.
  69. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992- С. 115−120.
  70. И.С. Психология тренинга: теория, методология, практика. — СПб.: Образование, 1997.
  71. Л.И. Педагоги, родители, дети.- М.: Педагогическое общество России, 2000. С.210−245.
  72. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  73. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб. ЮОО Изд-во «Речь», 2002. 150с., ил.
  74. Т.М. и др. Личностные особенности матери и школьная готовность ребенка: сравнительный анализ двух популяций // Психологическая наука и образование. 2000. — № 1. — С.78- 102.
  75. Т.М., Ермолаев О. Ю., Илларионова О. В. Влияние личностных особенностей матери на межличностные отношения ребенка // Журнал прикладной психологии. 2002. -№ 1. — С.21−27.
  76. А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997.-430с.
  77. Н.Н., Москвичева Н. Л. Группы поддержки родителей и детей в практике оказания психологической помощи //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 2003. —Т.5. С. ЗЗ 1−334.
  78. М.Р., Ничипоренко Н. П. Зрелые межличностные отношения: условия развития // Семейная психология и семейная терапия-2002.- № 1 С.86−97.
  79. В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. 256с.
  80. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. — М.:Академия, 2000. 456с.
  81. В.Н. Психология отношений. Москва — Воронеж: Ин-т практич. психологии, НПО «Модэк», 1995. — 356с.
  82. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. — Т.2. — с.223−226.
  83. Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001. — 256с.
  84. В.В. Неэмпирические методы психологии. СПб.: Речь, 2003. -53с.I
  85. Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002. — С.394−399.
  86. Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М.: Жизнь и мысль, 1999. — 168 с.
  87. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной.-М., 1990.
  88. Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.
  89. Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — С.314−374.
  90. Г. Становление личности: Избранные труды. М.:Смысл, 2002.
  91. В.Н. Психология человека. СПб., 2000.
  92. В.Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Дис.канд. психол. наук. М, 1981.
  93. Перлз Ф. Гештальт-терапия дословно (1969) // Московский психотерапевтический журнал. 1994. — № 3. — С.143−164.
  94. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168с.
  95. А.В. Популярные беседы о психологии. М.: Педагогика, 1983.-224с.
  96. А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. М.: Изд-во РОУ, 1996. — С.108−168.
  97. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. 512с.
  98. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов на Дону: Феникс, 1996. С. 94.
  99. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. — М.: Академический проект, 2002. 256с.
  100. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — С.317−338.
  101. A.M. Младший школьник // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. — С.73−97.
  102. A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192с.
  103. А.С. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 640с.
  104. Психологическая диагностика: учеб. пособие/ Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. — 304с.
  105. Психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — С. 126.
  106. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. Г. Силяевой.- М.: Академия, 2002. — С.65−85.
  107. А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 416с.
  108. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480с.
  109. В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. СПб.: Речь, 2003. — 160с.• 110. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424с.
  110. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. — 368с.
  111. Г. С. Самоуважение и личностная зрелость // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. — Т.1. -С.502−504.
  112. А.А. Семья, в которой рождается личность // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т. 1. — С.271−275.
  113. . П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. -М., 1989.- С.319−345.
  114. В. Как строить себя и свою семью. М.:Педагогика-Пресс, 1992. — 192с.
  115. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — С. 14−29.
  116. Е.В. Методы математической обработки в психологии.-СПб.: Речь, 2002. 350с. .
  117. Е.В. Терапия и тренинг в концепции А.Адлера. СПб.: Речь, 2002.- 347с.
  118. Т.П. Доверие к себе как условие развития личности // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С.95−101.
  119. В.И., Исаев Е. И. Личность как реальность для других // Психология личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2002. — Т.2. — С.494−495.
  120. Т.О. Феномен неуверенности ребенка и акцентуации матери. -М., 2001.-92с.
  121. В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  122. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С.398−437.
  123. Е.Н., Лидере А. Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия 2001. — № 4.- С.71−83.
  124. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: РПА, 1997.
  125. В.А. О воспитании / Сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1979. — 270с.
  126. С.Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж.: НПО «МОДЕК», 2001. — 112с.
  127. В .Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 352с.
  128. А. Зрелость как ответственность // Психология зрелости: учеб. пособие. Самара: Изд. Дрм «Бахрах-М», 2003. — С.35.
  129. И.А. Влияние семейной ситуации на развитие личности ребенка // Журнал прикладной психологии. 2002. — № 2. — С.55−64.
  130. Д.И. Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во МПО"МОДЭК", 2004, — С. 44 —64.
  131. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.-208с.
  132. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  133. Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992. — 253с.
  134. А.Н. Признаки зрелых, трудных и нарушенных семейных отношений // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. М., 2003. — Т.VIII. -С.143−148.
  135. Г. Семья глазами ребенка. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.-224с.
  136. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. — М.: Академия, 2002. 208с.
  137. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер Ком, 1999. — 608с.
  138. Ю. Воспитание родителей: концепции, направления, перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112с.
  139. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. — 276с.
  140. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152с.
  141. В.К. Социо-биосферные основания разрушения семьи// Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2003. — Т.1. — С. 34−39.
  142. P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Дис.канд.психол.наук. СПб., 1997. — С.26−140.
  143. И.В. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003. — С. 100 106.
  144. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512с.
  145. Л.Д., Горшкова В. В. Взаимодействие школы и семьи как развивающее пространство для развития личности ребенка //Семейное воспитание: история и современность: Материалы XXIV Всероссийской научн.-практ. конференции. СПб., 2003. — С.118.
  146. С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. Дис.канд.пед.наук. -М., 1998.
  147. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. 656с.
  148. Энциклопедия для родителей первоклассника// Сост.: Е. А. Белый, К. Ю. Белая. М.: ООО «Изд-во ACT», 2000. — 448с.
  149. Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. — Т.1. -С.344−346.
  150. Юнг К. О становлении личности // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2002. — Т.1. — С.128−148.
  151. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал № 4. — 1981. — С. 141−149!
  152. И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
  153. Classer W. Reality Therapy, a new aproach to psychiatry. New York: Harper & Row, 1965.
  154. Dinkmeyer D.,& McKay, G.D. Systematic training for effective parenting. Circle Pines, Minn.: American Guidance Service, 1976.
  155. Eagle P.L. Is there a father instinct? Fathers responsibility for children. Report for Population Council, NY. 1994.
  156. Forehand R. et al. Parent behavioral training to modify child noncompliance: Treatment g eneralization a cross t ime and from home to school // Behavioral Modification, 3. 1979. — P. 3−25.
  157. Gabriel, Jonh. Children growing up (the development of children’s personalities). London, 1969.
  158. McGuiness T.P. Teaching parents about reality therapy. Les Angeles: Educator Praining Center, 1977.
  159. O’Dell S. Training parents in behavior modification: A review // Psychological Bulletin, 81. 1974. — P.418−433.
  160. Palasios, J. Parents' ideals about the development and education of their children: Answers to some-questions // International Journal of Behavioral Development, 1990. № 13. — P. 137- 155.
  161. Patterson G.R., Chamberline P.,& Reid J.B. A comparactive evaluation of a parent training program. // Behavior Therapy, 13. 1982. — P.638−650.
  162. Rodrigo, M.J., Triana B. Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes / European Journal of Psychology of Education, 1996. Vol. XI. — № 1 — P. 55−78.
Заполнить форму текущей работой