Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные в ходе исследования результаты включены в работу Группы психологического мониторинга учебного процесса в Самарской архитектурно-строительной академии, Научно-исследовательских лабораторий учебного процесса в Самарской гуманитарной академии и Самарского филиала современного гуманитарного института (г. Москва), а также используются в работе подготовительного отделения Самарского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование ведущих мотивов и определяющих их факторов в учебной деятельности студентов
    • 1. 1. Мотив как психологический феномен учебной деятельности
    • 1. 2. Мотивы учебной деятельности студентов
    • 1. 3. Психологические факторы, определяющие мотивы учебной деятельности студентов 42 1.4. Мотивы студентов и влияние на них психологических факторов в процессе учебной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организация и проведение исследования психолого-педагогических особенностей мотивов учебной деятельности студентов различных вузов
    • 2. 1. Организация и проведение исследования учебной мотивации студентов различных вузов
    • 2. 2. Обоснование методов изучения учебной мотивации студентов и их личностных особенностей
    • 2. 3. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов
  • Выводы по второй главе

Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время подготовка студентов к будущей профессии не сводится к решению частной задачи — усвоение профессиональных знаний, умений, навыков. Основной задачей вуза является формирование специалистов, способных творчески подходить к решению проблем развития производства, науки, техники, искусства и культуры. В числе психолого — педагогических проблем высшей школы одно из центральных мест принадлежит задачам организации учебной деятельности студентов. Проблема организации учебной деятельности студентов связана с проблемой развития их учебной мотивации. Решение этих проблем важно не только для психолого — педагогической теории, но и для совершенствования практики обучения в вузе, т.к. высокий уровень учебной мотивации является одним из наиболее действенных средств повышения эффективности и качества учебного процесса. Таким образом, вопрос об учебной мотивации — это по существу вопрос о качестве учебной деятельности.

Изучение мотивов учебной деятельности обусловлено, прежде всего, тем, что у большинства современных студентов учебная деятельность все чаще приобретает формальный характер, она больше ориентирована не на усвоение новых знаний, а на успешную сдачу сессии любыми средствами. При этом у многих студентов отсутствует творческий подход, желание работать с дополнительной литературой, самостоятельная постановка учебных целей, самоконтроль и т. д. В то же время, при постановке учебных целей студент должен проявить гораздо больше самостоятельности, умения правильно организовать работу, учитывать и распределять время.

Проблема развития учебной мотивации — это далеко не новая научная проблема, ею занимались Б. Г. Ананьев, В. Апельт, О. Н. Арестова, Р. Р. Бибрих, Л. И. Божович, И. А. Васильев, А. К. Маркова, Т. А. Матис, В. Э. Мильман, А. Б. Орлов, М. Г. Рогов, С. М. Соколов и др.

Особо следует отметить исследования, рассматривающие ведущие мотивы учебной деятельности студентов различных вузов и их изменения на разных курсах (А.Н.Печников, Г. А. Мухина, Ф. М. Рахматуллина, Н. В. Комусова, Л. Б. Юшкова, В. И. Шкуркин, М.В.Вовчик-Блакитная и др.). Однако, несмотря на большое количество работ в этой области многие вопросы остаются нерешенными. В частности, практически отсутствуют исследования, рассматривающие учебную мотивацию с точки зрения включения студента в учебную деятельность, а также динамику изменения мотивов в зависимости от смены форм учебной деятельности.

При попытке учесть все эти обстоятельства мы столкнулись с противоречием между запросом современной высшей школы в качественной подготовке специалистов и состоянием образовательной практики, которое свидетельствует о необходимости выявления психологических факторов, определяющих мотивы учебной деятельности и обеспечивающих ориентацию студентов на качественное овладение профессией.

Стремление найти пути решения этих противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования ведущих факторов, определяющих мотивы учебной деятельности студентов и приводящих к изменению мотивов в соответствии с определенными этапами учебной деятельности. В практическом плане это проблема обоснования средств диагностики учебной мотивации, позволяющих выявлять особенности мотивов учебной деятельности под воздействием психологических факторов в зависимости от интеллектуального развития студентов, их личностных и половозрастных особенностей, а также от профессионального профиля вуза.

Объект исследования — мотивы учебной деятельности студентов в высших учебных заведениях.

Предмет исследования — психологические факторы, определяющие особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов. 5.

Цель исследования — выявление особенностей мотивов учебной деятельности в зависимости от интеллектуального развития студентов, их личностных и половозрастных особенностей, а также от профессионального профиля вуза.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что мотивы учебной деятельности студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, могут изменяться в зависимости от интеллектуальных, личностных и половозрастных особенностей студентов, а также от профессионального профиля вуза под воздействием внешних и внутренних психологических факторов, проявляющихся в учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выделить основные психологические факторы, определяющие мотивы учебной деятельности студентов.

2. Выявить соотношение между ведущими мотивами учебной деятельности студентов и этапами учебной деятельности, согласно ее структуры.

3. Разработать и апробировать психодиагностическую методику определения учебной мотивации студентов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

Психологические теории мотивации деятельности Р. Вудвортса, Б. Ф. Скинера, Э. Л. Торндайка, Р. Уайта, А. Фестингера, Ф. Хайдера, К. Халла и др., теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория системности В. Д. Шадрикова, системного подхода П. К. Анохина, И. В. Блауберга, Ю. Я. Голикова, А. Н. Костина, О. А. Ошанина, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина, теоретические и экспериментальные исследования по изучению учебной деятельности В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, концепция личной причинности Р. Чармса, теория дифференциальных эмоций К.Изарда.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— по методологии мотивации деятельности В. Г. Асеева, В. К. Вшпонаса, В. А. Иванникова, В. И. Ковалева, Б. Ф. Ломова, М.Ш.Магомед-Эминова, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Х. Хекхаузена;

— по педагогической психологии ПЯ. Гальперина, Л. В. Занкова, И. А. Зимней, И. И. Ильясова, В. М. Миниярова, Дж. Равена, Н. Ф. Талызиной, В. А. Якунина;

— по учебной мотивации и мотивам учения В. Г. Ананьева, В. Апельта, О. Н. Арестовой, Р. Р. Бибриха, Л. И. Божович, И. А. Васильева, А. К. Марковой, Т. А. Матиса, В. Э. Мильмана, А. Б. Орлова, М. Г. Рогова, С. М. Соколова, В. И. Чиркова и др;

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ литературных источников по психологии, педагогике, педагогической и социальной психологиисистемный анализ и синтезпсиходиагностические методыметоды количественного и качественного анализа эмпирического материала: корреляционный анализ, ортогональный факторный анализ методом главных компонент с варимакс вращением факторов, однофакторный дисперсионный анализ, семантический анализметоды определения уровня достоверности и значимости результата (метод хи-квадрата Пирсона,критерия Стьюдента и Б-критерия Фишера). В состав психодиагностического инструментария входили следующие методики: «Мотивация к успеху» Т. Элерса, «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана, «Предпочитаемые переживания» В. ИДодонова «Потребность в общении» Ю. М. Орлова, «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Ротгера в модификации О. П. Елисеева, Модифицированный тест потребностей Дж. Джексона, «Направленность на приобретение знаний» Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой, «Изучение мотивов учебной деятельности студентов».

А.А.Реана и В. А. Якунина, Морфологический тест жизнанных ценностей 7.

В.Ф.Сопова и Л. В. Карпушиной, «Опросник мотивации учебной деятельности студентов» В. Ф. Сопова, О. А. Чаденковойтест общих способностей Дж. Равена (стандартные прогрессивные матрицы) — шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла (Форма С).

Организация и этапы исследования.

В исследовании принимали участие слушатели подготовительных курсов и студенты 1−4 курсов дневной формы обучения пяти вузов города Самара: Самарского государственного аэрокосмического университете (СГАУ), Самарской архитектурно-строительной академии (СамГАСА), Самарского государственного педагогического университета (СамГПУ), Самарского филиала современного гуманитарного института (СФ СГИ), Самарской гуманитарной академии (СаГА).

Общее количество респондентов составило 835 человек, из них 359 юношей и 476 девушек.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2000 г.) изучение учебной мотивации выявило необходимость более детальной разработки вопросов, касающихся мотивов учебной деятельности у студентов в зависимости от их включения в учебную деятельность, и выделения психологических факторов, определяющих эти мотивы. Были определены теоретические и практические подходы к проблеме, изучен обширный библиографический материал, проведен анализ литературных, WEB и других источников. На основе этого была сформулирована тема исследования, определены его проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, обоснован выбор методологии и методов исследования. В результате была обоснована программа психодиагностического исследования, и разработан опросник учебной мотивации студентов (ОМУДС).

На втором этапе (2001 г.) в ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом научных положений по вопросам учебной мотивации, 8 был отобран комплекс психодиагностических методик, адекватный целям и задачам исследования. С помощью опросника мотивации учебной деятельности студентов проводились пилотажные исследования учебных мотивов и факторов их регуляции в учебной деятельности студентов 1 и 4 курсов Самарских вузов (СамГАСА, СГАУ, СамГУ, СФ СГИ). В результате была проведена проверка опросника по всем необходимым психометрическим показателям (надежности, валидности), создавались компьютерные программы для обработки результатов тестирования.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) проводилось экспериментальное исследование по теме работы, обработка полученных результатов, их сравнительный анализ, формулирование выводов. Было проведено оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— выделены основные психологические факторы, определяющие мотивы учебной деятельности студентов (ценностные, эмоциональные, социальные, саморегуляция и информационные);

— выявлено соотношение между ведущими мотивами учебной деятельности студентов и этапами учебной деятельности, согласно ее структуры: мотив достижения в большей степени проявляется на первом подготовительном этапе, познавательный мотив и мотив общения оптимальны на этапе усвоения знаний, мотив переживаний и волевой мотив являются доминирующими на этапе ожидания результатов учебной деятельности;

— разработана психодиагностическая методика определения учебной мотивации студентов, позволяющая проводить комплексную диагностику ведущих мотивов учебной деятельности и определяющих их психологических факторовметодика состоит из ситуаций, основанных на психологических конструктах изучаемых феноменов, полученных в результате семантического анализа, и позволяет определить отношение испытуемых к названным ситуациям в зависимости от степени согласия с ними.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют научные представления об использовании психологических факторов, определяющих мотивы учебной деятельности студентов, для повышения качества профессионального образования в высших учебных заведениях. Изучение особенностей учебной мотивации студентов в процессе включения учащихся в учебную деятельность открывает новые возможности для разработки психологических подходов в решении вопросов по организации самостоятельной деятельности студентов в рамках образовательного процесса в высшей школе и вне его.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования способствуют совершенствованию учебной деятельности студентов в условиях высшего учебного заведения, позволяя им самостоятельно определять ценности образования, эмоционально переживать свои достижения, воспринимать социальные запросы, осуществлять саморегуляцию своих действий и удовлетворять потребность в познании. Разработана и апробирована методика определения учебной мотивации, позволяющая выявлять особенности мотивов учебной деятельности в зависимости от профессионального профиля высшего учебного заведения, половозрастных, интеллектуальных и личностных особенностей студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мотивы учебной деятельности как психологический феномен могут изменяться стихийно и целенаправленно, но чаще всего зависят от половозрастных, интеллектуальных и личностных особенностей студентов, а также от профессионального профиля вуза. Студенты технических вузов в среднем имеют более высокий уровень развития мотивов учебной деятельности.

2. В высших учебных заведениях по мере включения студента в процесс учебной деятельности может происходить выделение ведущих мотивов учебной деятельности, которые в значителью ной степени отличаются у юношей и девушек, так как у них факторы, определяющие эти мотивы, являются разными. Для девушек больше свойственны ценностные факторы, определяющие их мотивы учебной деятельности, а для юношей — саморегуляция.

3. В процессе обучения студентов в вузе происходят определенные изменения ведущих мотивов учебной деятельности, что может быть связано с тем, что по мере вовлеченности студентов в учебную деятельность происходит включение тех психологических факторов, которые обеспечивают успешное освоение студентами будущей профессии. В силу этого мы наблюдаем, что переход студентов с курса на курс приводит к увеличению качества их обучаемости и выделения тех ведущих мотивов, которые этому способствуют (мотив достижения и мотив переживания), что свидетельствует о небезразличном отношении студентов к достигаемым ими результатам.

Достоверность результатов проведенного исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблемеполнотой рассмотрения объекта на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных предмету исследованияподтверждена эмпирическими данными, адекватными теоретическим положениям исследованияприменением метода математической обработки эмпирических данных с помощью пакета статистической обработки 8М151юа 6.0- репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического и практического исследования нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором (статьи, материалы докладов, коллективные монографии). Они обсуждались и получили одобрение на междуна.

11 родных, всероссийских и региональных научно-практических и методических конференциях в городах Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Пенза, Тольятти, в выступлениях на Учебных и методических советах в вузах г. Самара (СФ СГИ, СаГА, СамГАСА, СГАУ).

Полученные в ходе исследования результаты включены в работу Группы психологического мониторинга учебного процесса в Самарской архитектурно-строительной академии, Научно-исследовательских лабораторий учебного процесса в Самарской гуманитарной академии и Самарского филиала современного гуманитарного института (г. Москва), а также используются в работе подготовительного отделения Самарского аэрокосмического университета. Материалы исследования используются в целях повышения качества учебного процесса как для формирования учебных групп, так и для психолого-педагогического обеспечения учебного процесса в вышеперечисленных вузах г. Самара.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, библиографию и приложения. Общий объем диссертации — 158 страниц.

Список литературы

содержит 155 наименований. Все эмпирические данные и результаты их сравнения представлены в таблицах и иллюстрированы рисунками.

Результаты исследования могут быть применены в целях оптимизации учебной деятельности, повышая долю самостоятельной работы студентов над самообразованием.

Заключение

.

В заключение следует отметить, что в данной работе были рассмотрены проблемы, связанные с учебной мотивацией и, в частности, с мотивами учебной деятельности.

С точки зрения теории деятельности было определено место внутренних и внешних мотивов в структуре учебной деятельности. На основе существующих классификаций мотивов учебной деятельности были выделены ведущие мотивы, направленные на побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности, и раскрыто их содержание. В рамках системного подхода были определены психологические факторы, определяющие мотивы учебной деятельности, позволяющие выявить основы их выделения в учебной мотивации студентов и влияющие на особенности их изменения по мере включения учащихся в учебную деятельность.

Для проведения основных экспериментальных исследований были проанализированы существующие методики диагностики мотивов учебной деятельности с целью поиска оптимально соответствующего выстроенной теоретической модели инструментария. Была разработана оригинальная методика мотивации учебной деятельности студентов (ОМУДС), позволяющая проводить комплексную диагностику уровня развития у испытуемых мотивов учебной деятельности и определяющих их психологических факторов.

Проведенное исследование (на примере студентов вузов г. Самары) в зависимости от уровня развития у личности ценностей, переживаний отношения к выполняемой деятельности, ориентации на социальное окружение, волевых усилий и степени заинтересованности в получаемой информации позволило выявить особенности мотивов учебной деятельности у студентов с различными половозрастными, интеллектуальными и личност.

128 ными характеристиками, обучающихся в различных по профессиональному профилю вузах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента, 1999. — 464 с.
  2. Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 296с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. -186с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. JI., 1969. 204с.
  5. А. Психологическое тестирование /Под ред. К. М. Гуревича, В.ИЛубовского. М., 1982. — 485с.
  6. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. 125с.
  7. О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, 1998, № 4. — С.40−52
  8. О.Н., Бабанин JI.H., Тихомиров O.K. Компьютерный анализ мотивации мыслительной деятельности: возможности и ограничения // Вопросы психологии. 1988, № 5. — С. 26−38
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: 1976. -144с.
  10. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  11. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Московского университета. Серия 14. 1987. № 2. С.20−30
  12. A.B. Особенности структурного строения ценностных ориентации // «Credo», № 3(21), 2000. С.15−29
  13. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 440 с.
  14. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. 168с.
  15. В.В. М.М.Троицкий о мотивации деятельности человека как основном законе его самосохранения // Психологический журнал. 1991. № 3. С. 16−27
  16. С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Дис.. канд. псих, наук, Л., 1987
  17. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528с.
  18. В. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действия // Психологический журнал. 1995. № 4. С.123−132
  19. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности//Психологический журнал. 1998, Т.19, № 4. -С.49−60
  20. Е.Е. Уровни развития познавательной потребности //Вопросы психологии. 1984. № 5. С.125−131
  21. В.К. Основные прблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М.: 1984. С.3−28
  22. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 326с.
  23. Ю.Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975. 258с.
  24. В.Т. Фрактально кластерная теория управления образовательными структурами. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 154с.
  25. В.Т., Сопов В. Ф., Капдов A.B. Диагностика мотиваионных особенностей студентов // Журнал прикладной психологии. 1999. № 4. -С.21−34
  26. В.Т., Сопов В. Ф., Капцов A.B. Психологический мониторинг в дистанционном образовании. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 231с.
  27. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. — 268с.
  28. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 3. -С.131−135
  29. Ю.Я. и Костин А.Н. Проблемы методологических оснований анализа межличностных взаимодействий в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1994. — Т. 16, № 4. — С.11−24
  30. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. — 529с.
  31. H.H. Мотивационно- потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность жизнедеятельности. Дис.. канд.псих.наук, Тверь, 1996.
  32. Дж. К. Равен, Дж. X. Курт, Дж. Равен Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 1. Общая часть руководства. М., Когито-Центр, 1997. — 132с.
  33. Л.Г. Проблемы современной психологии труда// Психологический журнал. 1992. — Т. 13, № 3. — С.24−41
  34. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
  35. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности /Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского института усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
  36. А.Н. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и гуманизация образования //Традиции и перспективы деятельного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. — С.350−364
  37. Д.Н. Принцип иерархии в психологии // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С.25−3338.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424с.
  38. А.В. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1986. -457с.40.3апорожец А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка / Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986. 356с.
  39. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003. — 384 с.
  40. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.-123с.
  41. К.Э. Психология эмоций. СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 464 с.
  42. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  43. Е.П. Психология воли. СПб: Изд. «Питер», 2000. — 354с.
  44. Л.В. Различия в структуре жизненных ценностей студентов вузов //Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: Сборник статей. Самара: СаГА, 2003. — С.313−322
  45. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1986. — 82 с.
  46. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. -198с.
  47. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982. — 656с.
  48. Комплексные социальные исследования /Под ред. А. С. Пашкова. Л.: ЛГУ, 1976.-165с.
  49. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессии в период обучения в вузе. Дис.. канд. псих, наук, Л., 1983
  50. И.М. Методика для изучения мотиваионных особенностейшкольников //Журнал прикладной психологии. 1998. № 4. С.99−113 133
  51. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.-46с.
  52. O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности// Вопросы психологии. 1997. № 4 — С.18−26
  53. О.С. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации. Дис.. канд. псих, наук, М., 1982
  54. А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. 1995. — Т.16, № 1. — С.107−114
  55. Т.В. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдварде, а //Вопросы психологии. 1997. № 1. С.63−73
  56. Краткий психологический словарь /Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.- 512 с.
  57. Н.Ф., Панов В. И. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность //Прикладная психология.-2001.- № 5. С.40−51
  58. В.Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева// Психологический журнал. 1992. № 3. С.140−147
  59. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-386с.
  60. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 295с.
  61. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. -Новосибирск, 1992. -342с.
  62. Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 416с.
  63. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. -263с.
  64. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-444с,
  65. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения. М.: Просвещение. 1990. 168с.
  66. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. — 230с.
  67. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. -236с.
  68. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129−139
  69. В.М. Педагогическая психология. 4.2. Психология обучения. Самара. Изд-во СамГПУ. 2003.- 169с.
  70. В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов// Вопросы психологии. 1997, № 6. — С.30−38
  71. В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности// Вопросы психологии. 1991, № 1. — С.121−127
  72. Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М., 1988. -с.268
  73. А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотива-ционных образований в зарубежной когнитивной психологии // Психологический журнал. 1990. № 6. С. 16−27
  74. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис.. д-ра психол. наук, М., 1987.77,Основы психодиагностики /Под ред. А. Г. Шмелева. М., Ростов на Дону: «Феникс», 1996. — 544с.
  75. Д.А. Предметные действия и оперативный образ: Автореф. Докт. Дис. М., 1973. 125с.
  76. Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. С. И. Самыгина. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 544с,
  77. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Под ред. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.-416с,
  78. Ю.П. Основные тенденции профессионального развития человека на стадии обучения в вузе //Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. 2003. С.68−73
  79. Ю.П. Основные тенденции профессионального развития человека на стадии обучения в вузе // Ярославский вестник. Выпуск 9,-Москва-Ярославль: Изд-во «Ремдер». С. 68−73
  80. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования/ Под ред. А. В. Капцова, В. И. Кичигина. Самара: СамГАСА, 2003.-316с.
  81. Рабочая книга практического психолога. /Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 640 с.
  82. Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равенна и словарным шкалам. Раздел 4. Продвинутые прогрессивные матрицы. М.: Когито-Центр, 1998. — 86 с.
  83. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. — 672 с.
  84. A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. -СПб., 1990.-458с,
  85. М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов /У Высшее образование. 1998. № 4. С. 90−96
  86. М.Г. Системно деятельностный подход к исследованию ценно-стно-мотивационной сферы личности в процессе ее профессионализации /'/ Системные исследования в общей и прикладной психологии.136
  87. Сборник научных трудов / Редакторы-составители В. А. Барабанщиков, М. Г. Рогов. Набережные Челны: Институт управления, 2000.-С. 15−33
  88. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В. В. Давыдова. -Т.1. М., 1993.-698с.
  89. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. ML: Педагогика, 1989.-458с.
  90. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. 359с.
  91. В.И. Психология активности. Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхавание», 1996. — 297с.
  92. JI.H. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002. — 72 с,
  93. Современная психология. Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
  94. С.М. Развитие учебной мотивации младших школьников при разных стилях педагогической деятельности// Прикладная психоло-гия.-2001.- № 6. С.47−54
  95. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976. -230с.
  96. Е.Т., Федотова Е. О. Апрбация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14.Пснхология. 1982. № 3. С.77−81
  97. В.В.Семикин. СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 158с.137
  98. B.B. Самосознание личности. М., 1983. — 286с.
  99. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации /Под ред. Л. Б. Четыровой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. — 180с.
  100. М.П. Макаренко и Франки о ценностных ориентациях личности //Педагогика. 1993, № 1. — С.99−103
  101. В.А. Эмоции в мотивах поведения // Материалы 3 научной конференции по проблемам психологии воли. — Рязань, 1970. С.34−39
  102. Типологическая диагностика и образование /Под ред. Е. П. Гусевой. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-215 с.
  103. O.K. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992. -256с.
  104. O.K. Психология мышления. М., 1984. 308с.
  105. O.K. Структура мыслительной деятельности. М., 1969
  106. Ю.Тихомиров O.K., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования. Вып. 1. М., 1969. -С.26−34 111 .Улитова Е. С. Мотивационный анализ поведения личности во временном аспекте. Дис.. канд.псих.наук, М., 1988.
  107. A.A. Мотивационные кризисы лично-сти//Психологический журнал. 1989. — Т.10, № 3. — С.23−31
  108. ПЗ.Файзуллаев A.A. Формирование системно-уровневой организации мотивационной сферы личности (психологический аспект). Дис.. канд.псих.наук, М.-Ташкент, 1984.
  109. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989. 526с.
  110. X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986. 406с.
  111. O.A. Концепция построения мотивационной модели обучения// Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России. Материалы докладов научно-методич. конференции. Самара: Изд-во СГАУ, 2001. — С.38−39
  112. O.A. Мотивация учебной деятельности// Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика. Материалы 60 Юбил. регион, научно-техн. конф. По итогам НИР Сам-ГАСА. Самара: СамГАСА, 2003. — С.57−58
  113. O.A. Построение регуляторно мотивационной структуры учебной деятельности студентов//Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: Сб.ст. — Самара: СаГА, 2002. -С. 137−143
  114. O.A. Построение регуляторно мотивационной структуры учебной деятельности студентов с точки зрения системного подхода/Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: Сб.ст. — Самара: СаГА, 2003. — С. 293−300
  115. O.A. Эмоции как фактор регуляции учебной деятельности //Современные проблемы развития и совершенствования учебного процесса. Материалы докладов Юбилейной региональной научно-методической конференции Самара: СамГАСА, 2000. — С.37−39
  116. Н.И. Мотивация учебного поведения студентов провинциального вуза. Дис.. канд.фил.наук, Тамбов, 2000.
  117. А .Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность//Психологический журнал. 1989. № 4. С. 135−141
  118. К. Человек и информация. М.: Связь, 1972. — 328с.
  119. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С.117−132
  120. В.И. Самодетерминизация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3 с. 116−132
  121. В.И. Историческое сознание молодежи: социологический аспект //Педагогика. 1992,№ 9. — С.8−13
  122. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.-254с.
  123. В.Ф. Эксперимент продолжается. Донецк: Сталкер, 1998. — 396с.
  124. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Педагогика, 1999.-288с.
  125. В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности медвуза: Автореф. канд. дис. М., 1981
  126. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. -480с.
  127. А.Г., Болдырева B.C. Психосемантика юмора и диагностика мотива //Мотивация личности. М., 1982. — С. 108−119
  128. Д. Принципы организации управления фирмой. М., 1979
  129. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. — 528с.
  130. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 658с.
  131. E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопросы психологии. 1997, № 4. — С.20−27
  132. В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие/Европ. Ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полирус», 1998.-639с.
  133. В.А. Психологические аспекты формирования педагогического мастерства //Вестник ЛГУ. 1979, № 11
  134. В.А., Ахтариева JI.A., Шиян А. О. Становление студентов в процессе обучения их в вузе. //Психология и педагогика в реформе школы. Л., 1986
  135. Atkinson J.M. An introduction of motivation. Princeton, NJ. van Nostrand, 1964
  136. Back R. Motivation, emotion and cognition: A developmental-interactionist view // Strongman K.T. (ed.) International review of studios on emotion. V. 1. Chichester: Wiley, 1991
  137. Cofer C.N., Appley M.N. MotivationTheoiy and research. N.Y. John Wiley. 1964
  138. M. Csikzentmihalyi I.S. (eds). Optimal experience Studies of flow in consciousness. Cambridge. CUP. 1988
  139. De Charms R. Motivation enhancement in education settings. In: Ames C., Ames R. (Eds.). Research on motivation in education. — V.l. — N.Y.: Academic Press, 1984. — P.275−310
  140. Deci E.L. Intrinsic motivation. N.Y. Plenum, 1975
  141. Harlow H.F. Learning and satiation of response in intrinsically motivated complex puzzle performance by monkeys // J. Compar and Phisiol. Psychol. 1950. V. 43. P. 289−294
  142. Kemper Th. D. An introduction to the sociology of emotions // Strongman K.T. (ed.) International review of studios on emotion. V. 1. Chichester: Wiley, 1991
  143. Mathaus W. Intellektuelly Emotionen // Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur P Psychologie — Dr. C.J. Hogrefe, 1988
  144. Mc. Clelland D., Atkinson J., Clark R., Lowell E., The Achievement Motiv. N. Y., 1953
  145. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personaliti. 1990. N 9. P. 185−211
  146. Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. N.Y. Knopf. 1971
  147. Vroom V.N. Work and motivation. N.Y. Wiley, 1964
Заполнить форму текущей работой