Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов
Диссертация
Полученные в ходе исследования результаты включены в работу Группы психологического мониторинга учебного процесса в Самарской архитектурно-строительной академии, Научно-исследовательских лабораторий учебного процесса в Самарской гуманитарной академии и Самарского филиала современного гуманитарного института (г. Москва), а также используются в работе подготовительного отделения Самарского… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование ведущих мотивов и определяющих их факторов в учебной деятельности студентов
- 1. 1. Мотив как психологический феномен учебной деятельности
- 1. 2. Мотивы учебной деятельности студентов
- 1. 3. Психологические факторы, определяющие мотивы учебной деятельности студентов 42 1.4. Мотивы студентов и влияние на них психологических факторов в процессе учебной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Организация и проведение исследования психолого-педагогических особенностей мотивов учебной деятельности студентов различных вузов
- 2. 1. Организация и проведение исследования учебной мотивации студентов различных вузов
- 2. 2. Обоснование методов изучения учебной мотивации студентов и их личностных особенностей
- 2. 3. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента, 1999. — 464 с.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 296с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. -186с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI., 1969. 204с.
- Анастази А. Психологическое тестирование /Под ред. К. М. Гуревича, В.ИЛубовского. М., 1982. — 485с.
- Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. 125с.
- Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, 1998, № 4. — С.40−52
- Арестова О.Н., Бабанин JI.H., Тихомиров O.K. Компьютерный анализ мотивации мыслительной деятельности: возможности и ограничения // Вопросы психологии. 1988, № 5. — С. 26−38
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: 1976. -144с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
- Бибрих P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Московского университета. Серия 14. 1987. № 2. С.20−30
- Битуева A.B. Особенности структурного строения ценностных ориентации // «Credo», № 3(21), 2000. С.15−29
- Бодалев A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 440 с.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. 168с.
- Большакова В.В. М.М.Троицкий о мотивации деятельности человека как основном законе его самосохранения // Психологический журнал. 1991. № 3. С. 16−27
- Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Дис.. канд. псих, наук, Л., 1987
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528с.
- Ванек В. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действия // Психологический журнал. 1995. № 4. С.123−132
- Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности//Психологический журнал. 1998, Т.19, № 4. -С.49−60
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности //Вопросы психологии. 1984. № 5. С.125−131
- Вилюнас В.К. Основные прблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М.: 1984. С.3−28
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 326с.
- Виноградов Ю.Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975. 258с.
- Волов В.Т. Фрактально кластерная теория управления образовательными структурами. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 154с.
- Волов В.Т., Сопов В. Ф., Капдов A.B. Диагностика мотиваионных особенностей студентов // Журнал прикладной психологии. 1999. № 4. -С.21−34
- Волов В.Т., Сопов В. Ф., Капцов A.B. Психологический мониторинг в дистанционном образовании. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 231с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. — 268с.
- Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 3. -С.131−135
- Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. Проблемы методологических оснований анализа межличностных взаимодействий в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1994. — Т. 16, № 4. — С.11−24
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. — 529с.
- Демиденко H.H. Мотивационно- потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность жизнедеятельности. Дис.. канд.псих.наук, Тверь, 1996.
- Дж. К. Равен, Дж. X. Курт, Дж. Равен Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 1. Общая часть руководства. М., Когито-Центр, 1997. — 132с.
- Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда// Психологический журнал. 1992. — Т. 13, № 3. — С.24−41
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности /Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского института усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
- Ждан А.Н. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и гуманизация образования //Традиции и перспективы деятельного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. — С.350−364
- Завалишина Д.Н. Принцип иерархии в психологии // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С.25−3338.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1986. -457с.40.3апорожец А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка / Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986. 356с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003. — 384 с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.-123с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 464 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб: Изд. «Питер», 2000. — 354с.
- Карпушина Л.В. Различия в структуре жизненных ценностей студентов вузов //Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: Сборник статей. Самара: СаГА, 2003. — С.313−322
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1986. — 82 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. -198с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982. — 656с.
- Комплексные социальные исследования /Под ред. А. С. Пашкова. Л.: ЛГУ, 1976.-165с.
- Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессии в период обучения в вузе. Дис.. канд. псих, наук, Л., 1983
- Кондаков И.М. Методика для изучения мотиваионных особенностейшкольников //Журнал прикладной психологии. 1998. № 4. С.99−113 133
- Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.-46с.
- Конопкин O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности// Вопросы психологии. 1997. № 4 — С.18−26
- Копина О.С. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации. Дис.. канд. псих, наук, М., 1982
- Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. 1995. — Т.16, № 1. — С.107−114
- Корнилова Т.В. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдварде, а //Вопросы психологии. 1997. № 1. С.63−73
- Краткий психологический словарь /Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.- 512 с.
- Круглова Н.Ф., Панов В. И. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность //Прикладная психология.-2001.- № 5. С.40−51
- Куницина В.Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева// Психологический журнал. 1992. № 3. С.140−147
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-386с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 295с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. -Новосибирск, 1992. -342с.
- Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 416с.
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. -263с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-444с,
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения. М.: Просвещение. 1990. 168с.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. — 230с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. -236с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129−139
- Минияров В.М. Педагогическая психология. 4.2. Психология обучения. Самара. Изд-во СамГПУ. 2003.- 169с.
- Моросанова В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов// Вопросы психологии. 1997, № 6. — С.30−38
- Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности// Вопросы психологии. 1991, № 1. — С.121−127
- Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М., 1988. -с.268
- Орлов А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотива-ционных образований в зарубежной когнитивной психологии // Психологический журнал. 1990. № 6. С. 16−27
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис.. д-ра психол. наук, М., 1987.77,Основы психодиагностики /Под ред. А. Г. Шмелева. М., Ростов на Дону: «Феникс», 1996. — 544с.
- Ошанин Д.А. Предметные действия и оперативный образ: Автореф. Докт. Дис. М., 1973. 125с.
- Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. С. И. Самыгина. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 544с,
- Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Под ред. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.-416с,
- Поваренков Ю.П. Основные тенденции профессионального развития человека на стадии обучения в вузе //Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. 2003. С.68−73
- Поваренков Ю.П. Основные тенденции профессионального развития человека на стадии обучения в вузе // Ярославский вестник. Выпуск 9,-Москва-Ярославль: Изд-во «Ремдер». С. 68−73
- Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования/ Под ред. А. В. Капцова, В. И. Кичигина. Самара: СамГАСА, 2003.-316с.
- Рабочая книга практического психолога. /Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 640 с.
- Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равенна и словарным шкалам. Раздел 4. Продвинутые прогрессивные матрицы. М.: Когито-Центр, 1998. — 86 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. — 672 с.
- Реан A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. -СПб., 1990.-458с,
- Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов /У Высшее образование. 1998. № 4. С. 90−96
- Рогов М.Г. Системно деятельностный подход к исследованию ценно-стно-мотивационной сферы личности в процессе ее профессионализации /'/ Системные исследования в общей и прикладной психологии.136
- Сборник научных трудов / Редакторы-составители В. А. Барабанщиков, М. Г. Рогов. Набережные Челны: Институт управления, 2000.-С. 15−33
- Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В. В. Давыдова. -Т.1. М., 1993.-698с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. ML: Педагогика, 1989.-458с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. 359с.
- Секун В.И. Психология активности. Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхавание», 1996. — 297с.
- Собчик JI.H. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002. — 72 с,
- Современная психология. Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
- Соколов С.М. Развитие учебной мотивации младших школьников при разных стилях педагогической деятельности// Прикладная психоло-гия.-2001.- № 6. С.47−54
- Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976. -230с.
- Соколова Е.Т., Федотова Е. О. Апрбация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14.Пснхология. 1982. № 3. С.77−81
- В.В.Семикин. СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 158с.137
- Сталин B.B. Самосознание личности. М., 1983. — 286с.
- Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации /Под ред. Л. Б. Четыровой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. — 180с.
- Стурова М.П. Макаренко и Франки о ценностных ориентациях личности //Педагогика. 1993, № 1. — С.99−103
- Терентьев В.А. Эмоции в мотивах поведения // Материалы 3 научной конференции по проблемам психологии воли. — Рязань, 1970. С.34−39
- Типологическая диагностика и образование /Под ред. Е. П. Гусевой. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-215 с.
- Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992. -256с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. 308с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности. М., 1969
- Ю.Тихомиров O.K., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования. Вып. 1. М., 1969. -С.26−34 111 .Улитова Е. С. Мотивационный анализ поведения личности во временном аспекте. Дис.. канд.псих.наук, М., 1988.
- Файзуллаев A.A. Мотивационные кризисы лично-сти//Психологический журнал. 1989. — Т.10, № 3. — С.23−31
- ПЗ.Файзуллаев A.A. Формирование системно-уровневой организации мотивационной сферы личности (психологический аспект). Дис.. канд.псих.наук, М.-Ташкент, 1984.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989. 526с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986. 406с.
- Чаденкова O.A. Концепция построения мотивационной модели обучения// Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России. Материалы докладов научно-методич. конференции. Самара: Изд-во СГАУ, 2001. — С.38−39
- Чаденкова O.A. Мотивация учебной деятельности// Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика. Материалы 60 Юбил. регион, научно-техн. конф. По итогам НИР Сам-ГАСА. Самара: СамГАСА, 2003. — С.57−58
- Чаденкова O.A. Построение регуляторно мотивационной структуры учебной деятельности студентов//Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: Сб.ст. — Самара: СаГА, 2002. -С. 137−143
- Чаденкова O.A. Построение регуляторно мотивационной структуры учебной деятельности студентов с точки зрения системного подхода/Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: Сб.ст. — Самара: СаГА, 2003. — С. 293−300
- Чаденкова O.A. Эмоции как фактор регуляции учебной деятельности //Современные проблемы развития и совершенствования учебного процесса. Материалы докладов Юбилейной региональной научно-методической конференции Самара: СамГАСА, 2000. — С.37−39
- Чанг Н.И. Мотивация учебного поведения студентов провинциального вуза. Дис.. канд.фил.наук, Тамбов, 2000.
- Чебыкин А .Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность//Психологический журнал. 1989. № 4. С. 135−141
- Черри К. Человек и информация. М.: Связь, 1972. — 328с.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С.117−132
- Чирков В.И. Самодетерминизация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3 с. 116−132
- Чупров В.И. Историческое сознание молодежи: социологический аспект //Педагогика. 1992,№ 9. — С.8−13
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.-254с.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. Донецк: Сталкер, 1998. — 396с.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Педагогика, 1999.-288с.
- Шкуркин В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности медвуза: Автореф. канд. дис. М., 1981
- Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. -480с.
- Шмелев А.Г., Болдырева B.C. Психосемантика юмора и диагностика мотива //Мотивация личности. М., 1982. — С. 108−119
- Шоннеси Д. Принципы организации управления фирмой. М., 1979
- Шульц Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. — 528с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 658с.
- Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопросы психологии. 1997, № 4. — С.20−27
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие/Европ. Ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полирус», 1998.-639с.
- Якунин В.А. Психологические аспекты формирования педагогического мастерства //Вестник ЛГУ. 1979, № 11
- Якунин В.А., Ахтариева JI.A., Шиян А. О. Становление студентов в процессе обучения их в вузе. //Психология и педагогика в реформе школы. Л., 1986
- Atkinson J.M. An introduction of motivation. Princeton, NJ. van Nostrand, 1964
- Back R. Motivation, emotion and cognition: A developmental-interactionist view // Strongman K.T. (ed.) International review of studios on emotion. V. 1. Chichester: Wiley, 1991
- Cofer C.N., Appley M.N. MotivationTheoiy and research. N.Y. John Wiley. 1964
- Csikzentmihalyi M. Csikzentmihalyi I.S. (eds). Optimal experience Studies of flow in consciousness. Cambridge. CUP. 1988
- De Charms R. Motivation enhancement in education settings. In: Ames C., Ames R. (Eds.). Research on motivation in education. — V.l. — N.Y.: Academic Press, 1984. — P.275−310
- Deci E.L. Intrinsic motivation. N.Y. Plenum, 1975
- Harlow H.F. Learning and satiation of response in intrinsically motivated complex puzzle performance by monkeys // J. Compar and Phisiol. Psychol. 1950. V. 43. P. 289−294
- Kemper Th. D. An introduction to the sociology of emotions // Strongman K.T. (ed.) International review of studios on emotion. V. 1. Chichester: Wiley, 1991
- Mathaus W. Intellektuelly Emotionen // Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur P Psychologie — Dr. C.J. Hogrefe, 1988
- Mc. Clelland D., Atkinson J., Clark R., Lowell E., The Achievement Motiv. N. Y., 1953
- Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personaliti. 1990. N 9. P. 185−211
- Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. N.Y. Knopf. 1971
- Vroom V.N. Work and motivation. N.Y. Wiley, 1964