ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ внимания. 
ДСтская психология

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π΅ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°: ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ осваивал ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅-Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΠΆΠ΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ врСмя ΠΎΠ½ΠΎ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΎ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π±Π΅Π· контроля со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ внимания (Ρ‚Π΅ΠΌ самым сознаниС освобоТдалось ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚роля Π½Π°Π΄ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ). Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ привСсти освоСниС Π±Π΅Π³Π°. На Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ этапС Π±Π΅Π³ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° прСдставляСт Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ трудности, Π½ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΡΡ Π±Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ внимания. ДСтская психология (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Анализ дСтского развития ассоциативными психологами выявил ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΏΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌΡƒ ряду аспСктов, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ восприятия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π‘ΡƒΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Сст яблоко, ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ощущСния Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΡ‚ ΡΠ±Π»ΠΎΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ΄Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΎΠ½ ΠΎΠ΄Π΅Ρ‚, ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ обстановки, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ½ Π½Π°Ρ…одится, ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ дыхания, ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Однако эти «ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠ΅» ощущСния Π½Π΅ Π²Ρ…одят Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² комплСкса, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° яблока. Для толкования этого Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π° Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ условиС возникновСния ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈΠ»ΠΈ проникновСния ощущСния Π² ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎ условиС ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΎ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ " процСсс внимания" . По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ассоциативных психологов, для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ вошло Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅Π½ ΠΊ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ.

Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° взрослый Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ способСн ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ процСсс внимания, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ сосрСдоточСнно думая ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΠ»ΡƒΡˆΠΈΠ²Π°ΡΡΡŒ ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌΡƒ-Ρ‚ΠΎ Π·Π²ΡƒΠΊΡƒ. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ младСнчСского возраста Π½Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° дСйствия. Для объяснСния ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ возникновСния комплСксов ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ассоциативныС психологи стали Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ± особом Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ссли взрослый сам управляСт своим Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (сам Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π΅Π³ΠΎ внимания), Ρ‚ΠΎ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° всС происходит Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚: ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ притягиваСт ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ Π΅Π³ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅. Π’Π°ΠΊ, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° скорСС ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ яркий, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π·Π²ΡƒΠΊ, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ с Ρ‚Π΅Π»ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ассоциативных психологов, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π΄Π²Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹: ΠΏΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ. Π­Ρ‚ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Π΄Π²Π΅ стадии психичСского развития — пСрвая Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ранняя, вторая — Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ поздняя. ΠΠ΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ассоциативно Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½ΠΎ с ΡƒΠΆΠ΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ впСчатлСниями, оказываСтся достаточно интСнсивным. Оно дСйствуСт Π½Π° ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ впСчатлСния, ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ассоциированныС Π² Ρ€ΡΠ΄Ρ‹. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ привСсти ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π΅Ρ€Π°, для ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ всСгда Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ интСрСс.

ΠΠ΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ являСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ внимания. Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ являСтся Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅Π³ΠΎ развития. Оно ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ процСсс Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ двумя ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ внимания, связанными с Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Слями достаточной силы. Π’Ρ‹Π±ΠΎΡ€ сопровоТдаСтся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ внимания.

Π’ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ситуации Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ вниманию, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡƒΡ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… прСдставлСний ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π²Π΅Ρ€Ρ… ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‚ягиваСт Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ внимания. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅. Π’Π°ΠΊ, Ссли Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ рассказ взрослого Π±Π΅Π· особого интСрСса, отвлСкаСтся, Π° Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΉ постоянно ΠΏΠΎΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ, Ρ‚ΠΎ Ρ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π½Π°Ρ‡Π½Π΅Ρ‚ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ рассказ, Π·Π°Ρ‚Π°ΠΈΠ² Π΄Ρ‹Ρ…Π°Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρƒ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎ большС Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ нСобходимости ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡŽ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ усилиС для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ рассказа, Π° Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ организуСтся ΠΏΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΡƒ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ.

Роль внимания Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, сосрСдотачивая сознаниС Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ сторонС впСчатлСния, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΡƒΠΊΠ»Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π΅ΠΌΡƒ большСС ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ сторонС впСчатлСния ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ колСбаниями внимания.

Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ инструмСнтом дСтского внимания являСтся Ρ€ΡƒΠΊΠ° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π”Π΅Π»ΠΎ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ осязаниС, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ассоциативных психологов, автоматичСски обСспСчиваСт ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½ Π±Π΅Ρ€Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ Π² Ρ€ΡƒΠΊΡƒ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌ самым выдСляСт Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ· ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ обстановки. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π±Ρ‹Π» Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅Π½ ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρƒ, ΠΎΠ½ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‰ΡƒΠΏΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ. Π’Π΅ΠΌ самым ассоциативныС психологи ΡΡ‚ΠΎΠ»ΠΊΠ½ΡƒΠ»ΠΈΡΡŒ с Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ психичСскиС процСссы Π² ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ², проходящих Ρƒ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ…. ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° идСя сущСствования Π½ΠΈΠ·ΡˆΠΈΡ… ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ.

Как ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ, объяснСниС процСсса внимания для ассоциативных психологов прСдставляло ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ: с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ характСризуСтся Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Ρ„актичСски Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎΡ‚ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ². Π‘ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π° Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ внимания — Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ Π³Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² истины. Но ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… этапах ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ объяснСния сСлСктивности ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ случаС вся ассоциативная модСль психики становится ΡˆΠ°Ρ‚ΠΊΠΎΠΉ.

Ассоциативными психологами Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ объяснСния процСсса внимания:

  • 1) Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π΅ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°: ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ осваивал ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅-Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΠΆΠ΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ врСмя ΠΎΠ½ΠΎ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΎ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π±Π΅Π· контроля со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ внимания (Ρ‚Π΅ΠΌ самым сознаниС освобоТдалось ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚роля Π½Π°Π΄ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ). Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ привСсти освоСниС Π±Π΅Π³Π°. На Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ этапС Π±Π΅Π³ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° прСдставляСт Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ трудности, Π½ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΡΡ Π±Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½ΠΈΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ поставлСна другая Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° — ΠΊΠ°Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€ΡƒΡ‡. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ внимания Π½Π° ΡΠ°ΠΌ Π±Π΅Π³; Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ сосрСдотачиваСтся Π½Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»Π΅ Π½Π°Π΄ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€ΡƒΡ‡Π°. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ассоциативныС психологи ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ внимания Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π·Π°Π²ΠΈΡΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, насколько Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ освоил Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΈ Π½Π°ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ;
  • 2) ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ силы Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ²: Ρ‡Π΅ΠΌ большС силы воздСйствия ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ½ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°;
  • 3) интСрСс Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°: Ссли Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° интСрСс, Ρ‚ΠΎ Π²ΡΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ сосрСдоточСно Π½Π° Π½Π΅ΠΌ. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΡ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ органичСских потрСбностСй, практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ассоциативными психологами Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ интСрСса Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ;
  • 4) ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ события. НапримСр, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ сигнала со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ взрослого (словСсного указания) Π½Π° Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π΅Π³ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ концСнтрируСтся.

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ внимания характСризуСтся Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° Π½Π΅ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания, Π° Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ содСрТаниС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ясным. Она ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ сознаниС ΠΈ ΡΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ сфСру Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Ρ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ясного видСния Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, находящССся Π² Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π΅ этого поля, воспринимаСтся ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎ, Π° Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚лСния, оказавшиСся Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ„Π΅Ρ€ΠΈΠΈ, — Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ смутно ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ся вовсС;

5) слово ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ управлСния Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. ΠŸΡ€ΠΈ этом слово управляСт Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ особым ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ: Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΈΡ‚ сквозь слово, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡΡΡŒ ΠΊ Π΅Π³ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, смыслу. АссоциативныС психологи ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ объяснСния ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ассоциаций. Ассоциации Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ для связи Π΄Π²ΡƒΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ² (ΠΈΠ»ΠΈ прСдставлСний) ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой, Π½ΠΎ ΠΈ Π΄Π»Ρ образования Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ ряда прСдставлСний, Π³Π΄Π΅ прСдставлСния связаны Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ Π² Π΄Π»ΠΈΠ½Π½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅ΠΏΡŒ. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ распространялся ΠΈ Π½Π° ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½Ρ‹Π΅ ряды. Π‘ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ объясняли усвоСниС Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ шаг Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ слова. ПозднСС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π°ΡΡΠΎΡ†ΠΈΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· со ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ся ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ слова Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ, Π° ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° учится ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ, ассоциируСт с Π±ΡƒΠΊΠ²Π°ΠΌΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π°ΡΡΠΎΡ†ΠΈΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ с Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€ΡƒΠΊ. Благодаря этому появляСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ письма ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ сторону ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ сразу ΠΊ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρƒ.

На Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ объяснСниС Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π° ΠΈ ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Сля. Когда ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ тСкст, ΠΎΠ½ Π½Π΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ самого слова, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ всС Π΅Π³ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ сконцСнтрировано Π½Π° ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ Ρ„Ρ€Π°Π·Ρ‹. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΠΊΡƒ, Ссли ΠΎΠ½Π° Π½Π΅ ΠΈΡΠΊΠ°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ смысла Ρ„Ρ€Π°Π·Ρ‹. ΠšΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ ΠΆΠ΅ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠ΅ слов, Π° Π½Π΅ Π½Π° содСрТаниС Ρ„Ρ€Π°Π·;

  • 6) Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ внимания. Оно ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΎ самим ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° насСкомоС ΠΏΠΎΠ»Π·Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅Π»Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅);
  • 7) особый ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ внимания прСдставляСт собой Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ умствСнного слСда. Если Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° сформирован умствСнный слСд, ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π’Π°ΠΊ, Π² Ρ‚ΠΎΠ»ΠΏΠ΅ ΠΌΡ‹ Π±Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Π΅Π΅ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΅ Π»ΠΈΡ†ΠΎ Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… Π»ΠΈΡ† ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ ΡƒΠΆΠ΅ оставило слСд Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ сознании.

Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ступСни являСтся Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ. Оно основано ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π° Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ, связанном с ΠΈΠ½Ρ‚СрСсом. Π—Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΊΠΈ внимания ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π² Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ замирания Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Ρ€Π°Ρ‡ΠΊΠΎΠ². ΠŸΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ»Π°Π±Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚рируСтся Π½Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°Ρ…, ΠΊ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ ΠΎΠ½ Π±Ρ‹Π» Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ΄ΡƒΡˆΠ΅Π½, Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ ΠΎΠ½ΠΈ стали Π΅ΠΌΡƒ интСрСсны, Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ связались Π² ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ, Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠΈΠΌ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅. Π‘ΠΊΠ°ΠΆΠ΅ΠΌ, Ссли Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΠΎΠ½Ρ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ какая-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΠΈΡ‰Π°, ΠΎΠ½ Ρ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½Π°Ρ‡Π½Π΅Ρ‚ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠΌ Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ³ΠΎΡ‚овлСния. Π’ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° обстановка становится ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠΉ, всякий Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚, попавший Π² Π½Π΅Π΅, Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ нашС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° появляСтся Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, основанноС Π½Π° ΠΈΠ½Ρ‚СрСсС ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΅ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ΅, ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°, ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π°).

Π‘ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ усиливаСтся Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π°Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ отводится ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΠ΅. Π’ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ это связано с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ становится Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅ ΡƒΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Ρƒ ΠΈ Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ взгляд Π½Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅. Аналогично происходит Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ внимания, ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ. ΠŸΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ основываСтся Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΠ΅ ΠΊ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡŽ, которая появляСтся Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ готовности ΠΊ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НапримСр, такая ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΠ° вырабатываСтся, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡ, ΠΈ Π²ΡΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π²ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°, сигнализируя ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ готовности Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ.

АссоциативныС психологи ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ возрастС ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ вниманию нСдостаточно Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Π°. Π›ΡŽΠ±ΠΎΠΉ внСшний ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅Ρ‡ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, поэтому Π΅ΠΌΡƒ Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ слоТно ΡΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ. Зная ΠΎΠ± ΡΡ‚ΠΎΠΌ, учитСля ΡΡ‚Π°Ρ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ занятия Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½ΠΈΡ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π»ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ с ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ строится Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎ интСрСс со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ