Организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях появления инновационных форм обучения, интенсификации умственной деятельности делают вопросы адаптации детей к школе особенно актуальными. Поступление ребенка в школу — переломный период его социализации, особая стрессовая ситуация, которая несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей. Успешность адаптации к школе, по утверждению исследователей, зависит… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы дезадаптивного состояния детей 6−7 лет
- 1. 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме школьной дезадаптации
- 1. 2. Психофизиологические и социально-психологические предпосылки дезадаптивного состояния детей 6−7лет
- 1. 3. Характеристика дезадаптивного состояния детей 6−7 летнего возраста
- 1. 4. Теоретическое обоснование организационно-психологических условий коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста
- 1. 5. Роль профессионального взаимодействия специалистов различного профиля в коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет
- Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке организационно-психологических условий коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения
2.1. Организация исследования и общая характеристика методов изучения дезадаптивного состояния детей 6−7 лет.
2.2. Результаты пилотажного эксперимента по изучению особенностей дезадаптивного состояния детей 6−7 лет.
2.3. Анализ результатов реализации комплексной программы коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения
Выводы по второй главе.
Список литературы
- Абрамян, J1. А. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста как фактор, препятствующий становлению школьной зрелости / Л. А. Абрамян / Формирование школьной зрелости ребенка. — Талин, 1982.- С.21−29.
- Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. -М.: Физкультура и спорт, 1983 г. 176 с. ISBN 5−07−77−2
- Азарова, Т.В. Битянова, М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе (научно-методическая программа) Т. В. Азарова, М.Р.Битянова//Мир психологии.- 1996 г. -№ 1, — С. 147 169.
- Александровская, Э.М. Вопросы организации помощи младшим школьникам с трудностями адаптации. / Э. М. Александровская, Т. А. Куприянова, Т.И.Регут//Журнал прикладной психологии.- 1998 г.-№ 2.- С. 85−94.
- Александровская, Э. М. Критерии социально-психологической адаптации в гигиене детей и подростков./ Э. М. Александровская / под ред. Г. Н. Сердюковой, С. М. Тромбах. М., 1983.- С. 35−37.
- Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: автореф. дис. канд. психол. наук/ Э. М. Александровская, -Л., 1985.-24с.
- Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация./ Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976. — 272 с.
- Андрющенко, Т. Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения/ Т. Ю. Андрющенко, Н.В.Карабекова// Вопросы психологии.- 1993.- № 1.- С.47−53.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М., 1975.-448с.
- Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы/ П. К. Анохин. М.: Наука, 1978.- 400с.
- Ануфриенко, Е.В. Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности: автореф. дис. канд. психолог, наук / Е. В. Ануфриенко. Комсомольск-на-Амуре, 2002.- 24с.
- Аркин, Е. К. Ребенок в дошкольные годы / Е. К. Аркин. М.: Просвещение, 1968.- 445с.
- Асмолов, А.Г. Движущие силы и условия развития личности/ А.Г.Асмолов/ Психология личности: Хрестоматия, т.2 / Ред.-сост. Райгородский Д. Я.- Самара: Изд. Дом «Бахрах М», 2002.- С. 345−385.
- Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования/ А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Московского университета, 1984.- 104 с.
- Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности /А.Г.Асмолов.- М.: Изд-во Московского университета, 1986.- 95 с.
- Акопов, Г. В. Социальная психология образования./ Г. В. Акопов.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.- 296с.
- Бадалян, Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Обозрение медицины и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.- 1993.- № 3.- С. 74−90.
- Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии.- 1989 г.- № 1.- С. 91−102.
- Баранов, А. А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. доктора психолог, наук / А. А. Баранов, СПб., 2002 г.-36с.
- Баркан, А. И. Типы адаптации первоклассников / А. И. Баркан // Педиатрия.- 1983.- № 5.-С.24−27.
- Бахарева, Е.В. Особенности ранней школьной дезадаптации в условиях психофизиологического сопровождения: автореф. дис.к.психолог.наук/ Е. В. Бахарева, Ярославль, 2005.-22с.
- Беззубова, Е. Б. Типология школьной дезадаптации / Е. Б. Беззубова // Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства удетей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995.- С. 33−34.
- Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика?: пособие для студентов и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.:Просвещение, 1997.-240с.
- Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: пособие для студентов, учителей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Изд-во «Академия», 1998.- 240 с.
- Безруких, М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка/ учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.:Академия, 2003.-160с.
- Безруких, М.М. Психофизиология ребенка: учебн. пособие / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, -М.: Моск. псих. соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2005.- 496с. ISBN-5−89 502−661−3, ISBN-5−89 395−635−4.
- Беляшина, Н. О. Прогнозирование и профилактика нарушений здоровья младших школьников, обучающихся по экспериментальным программам: автореф. канд. мед. наук / Н. О. Беляшина. Иваново, 1999.-22с.
- Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. JL: Наука, 1988.-270с.
- Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. М.: «Педагогический поиск», 1998.-112 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. М., 1968.- 464 с.
- Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе /Л.И.Божович // Вопросы психологии.- 1976.-№ 6.-С. 19−29.
- Богуславская В.Ф. К вопросу о психофизиологических коррелятах готовности детей к школе / В. Ф. Богуславская // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону: РГУ, 1999.-С.73−74.
- Богуславская, В.Ф. Психофизиологические и психологические характеристики детей 6−7 лет с различной степенью готовности к обучению в школе: автореф. дис. канд. психол. наук / В. Ф. Богуславская, -Ростов-на-Дону, 2000.- 22с.
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве /Г.М.Бреслав. М., 1990. — 140 с.
- Вайзман, Н.П. Психогигиена учащихся / Н. П. Вайзман. М., 1980 г.-48с.
- Вассерман, Л.И. О системном подходе в оценке психической адаптации / Л. И. Вассерман, М. А. Беребин // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.- 1994.-№ 3.- С. 16−25.
- Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста /А.Л.Венгер. М.: ВНИК «Школа», 1989. — 80с.
- Венгер, А.Л. О критериях готовности к школьному обучению / А. Л. Венгер, Е. В. Филиппова // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте/ под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. М., 1980.- С. 129−138.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. -М, 1973.- 288с.
- Войнов, В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям /В.Б.Войнов // Мир психологии.- 2002.- № 1.- С. 134−142.
- Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н. В. Вострокнутов // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995 г.- С. 8−11.
- Выгодская, И. Г. Релаксация как система расслабляющих упражнений / И. Г. Выгодская, Н. В. Берковская //Школаздоровья.- 1999.-№ 1, — С. 113−118.
- Выготский, J1. С. Собрание сочинений: в 6-ти т., 4,5 т. /Л.С.Выготский /под ред.Т. А. Власовой. М.: Педагогика, т.4, 1983.-432, т.5, 1984.-368с.
- Выготский, J1.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 480с. ISBN 5−7155−0747−2
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С.Выготский. СПб., 1997.- 221с.
- Винокуров, Л.Н. Школьная дизадаптация и ее предупреждение у учащихся /Л.Н.Винокуров. Кострома, 2000.- 132с.
- Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, B.C. Герасимова, Л. М. Орлова. М.:Изд-во: институт практической психологии, 1998.-256с. ISBN 5−89 112−048−8
- Ганжа, С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья: автореф. дис. канд. психол. наук/ С. Ю. Ганжа, 2000 г.- 24с.
- Гатальская Г. В. В школу с радостью. Практическая психология для учителя/ Г. В. Гатальская, А. В. Крыленко. — М.: Амалфея, 2000.-272с.
- Громбах, С. М. Психогигиена учебных занятий в школе / С. М. Громбах // Психогигиена детей и подростков/ под ред. Г. Н. Седнековской и Г. Гельница. М. 1985. — С. 92−144.
- Гублер, Е.В. Вычислительные методы распознавания патологических процессов / Е. В. Гублер. JL, 1970.- 93с.
- Гурьева, В.В. Предупреждение школьной дезадаптации учащихся первых классов методом биологической обратной связи: автореф. дис. канд. психол. наук / В. В. Гурьева. Калуга, 2004, — 22с.
- Гуркова, Е.А. Занятия с группой учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности адаптации к школе/ Е. А. Гуркова // Завуч для администрации школ.-2002.-№ 5.- С.44−46.
- Гузяева, Н. В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Гузяева. Томск, 1999.- 22 с.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. -М., 1993.-176с.
- Данилова, Н.Н. Психофизиология / Данилова. М.: Аспект Пресс, 1998.-373с. ISBN 5−7567−0220−2
- Диагностика как фактор развития образовательной системы: учеб. пособие / под ред. В. Н. Максимовой.- СПб.: Ленинградский областной институт усовершенствования учителей, 1995.- 81с.
- Диагностика школьной дезадаптации/ под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, — М.: Социальное здоровье России, 1995.- 126 с.
- Добрынина, О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся : учебно-методический комплекс / О. Н. Добрынина.-Новокузнецк: Центр психолого-медико социального сопровождения «Дар», 2002.-89с.
- Дубогай, А. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов: автореф.дис. канд. психол. наук/ А.Дубогай. Киев, 1991.-22с.
- Дубровина, И. В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы: автореф. дис. доктора психол. наук/ И. В. Дубровина. Тбилиси: институт психологических наук им. Д. Н. Узнадзе, 1988.- 38с.
- Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1991.-230с.
- Дубровина, И.В. Психология в реализации комплексных целевых программ / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов // Вопросы психологии, 1984 г.- № 6.-С.53−59.
- Дубровинская, Н.В. Особенности функционирования ЦНС детей 7−8 лет учащихся 1-го класса/ Н. В. Дубровинская, Н. Н. Брагина, К.Г.Сомина// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991.-№ 2.-С.71−75.
- Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для вузов/Н.В.Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000.-144с.
- Еникеев, М.И. Общая психология : учеб. для вузов / М. И. Еникеев. -М.: Изд-во ПРИОР, 2000. 400 с. ISBN 5−7990−0462−0
- Заваденко, Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Петрухин А. С., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т. Х. // Вопросы психологии.- 1999.- № 4.-С.24−37.
- Заваденко, Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.-1997, — № 1.- С. 57−61.
- Заваденко, Н. Н. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова // Школа здоровья. М.- 1994 г. — № 1.- С. 11 -17.
- Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова // Основы дошкольной педагогики. М., 1980.- С.250−257.
- Здоровье школьника: сборник нормативных и методических документов.- СПб.: ЦПИ, 1994. 76 с.
- Жариков, Н.М. Изучение факторов дезадаптации в условиях школы/ Н. М. Жариков, М. С. Логинова, М.А. Лебедев/ Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1983.- С.54−57.
- Жутикова, Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н. В. Жутикова. М.: Просвещение.-1988. — 172с.
- Иванова, Л.С. Эмоционально личностная дезадаптация: проблемы диагностики и коррекции / Проблемы психологии здоровья: сб. научных статей/ под ред. Парфеновой Н.Б.-Псков: 11Г11И, 2002.-С. 167−179.
- Иовчук, Н. М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков/ Н. М. Иовчук. М., 1995. — С. 23 — 25.
- Исурина, Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции / Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / под ред. М. М. Кабанова.-Л.: Медицина, 1983.- С.231−254.
- Каган, В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия/ Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков /В.Е.Каган. М., 1995.- С.3−8.
- Каган, В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган // Вопросы психологии.- 1984.-№ 4.-С.89−95.
- Казымова, Е.Н. Дети группы риска школьной дезадаптации / Е. Н. Казымова // Школа здоровья.- 2001.-№ 5-С.73−77.
- Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студентов / Э. М. Казин. М.:Владос, 2000.-192с. ISBN 5−691−597−9
- Казначеев, В. П. Биосистемы и адаптация / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука, 1973.- 76 с.
- Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отдел., 1980. 191 с.
- Казначеев, Б.Я. Медицинская психология / Б. Я. Казначеев. JL, 1982.-271с.
- Казначеев, В.Н. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя / В. Н. Казначеев. М.: Владос, 2002.-174с.
- Колеченко, А. К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе / А. К. Колеченко.- СПб.: СПБГУПМ, 1998. 370 с.
- Коломинский, Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, М.: Просвещение, 1988.- 190с. ISBN 5−09−258−4
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский Минск, 1976.- 350с.
- Коробейников, И.А. Диагностические аспекты профилактики и коррекции школьной дезадаптации: методические рекомендации / И. А. Коробейников, А. Ч. Агаев, Ш. Д. Миндиашвили. М., 1997.- 123 с.
- Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: методическое пособие / под. общей ред. Е. Е. Чепурных. М. -Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. — 244с.
- Компоненты адаптационного процесса / под ред. В. И. Медведя. Л.: Медицина, 1984−335 с.
- Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991.- 152с.
- Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. М.: Генезис, 2003.- 208с.
- Куинджи, Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: методическое пособие / Н. Н. Куинджи. М.".Аспект Пресс, 2001.-139с.
- Кумарина, Г. Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Ф. Кумарина // Народное образование. 2002. -№ 1. — С.111 -119.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Сфера, 2004.-464с.
- Ларионова, Г. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование факторов, формирующих здоровье учащихся общеобразовательных учреждений различного вида: автореф. дис. канд. мед. наук / Г. Н. Ларионова. -Оренбург, 2002. 22с.
- Леонтьев, А.Н. Психическое развития ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. М.: 1948.-№ 3.- С. 4−15.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1972.-49 с.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для вузов / В. В. Лебединский. М.: Академия, 2004.-144с. ISBN 5−7695−1947−9
- Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчеля.- Кишинев, 1987.- 135с.
- Лурье, С. Б. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению / С. Б. Лурье, Н. Г. Блинова, Е. А. Анисова // Мир психологии. 2002. — № 1.- С. 127−134.
- Люблинская, А.А. Детская психология/ А. А. Люблинская. М.:Просвещение, 1991.-415с.
- Максимова, М. В. Психологические условия школьной адаптации (1-Зкл.): авторефер. дис. канд. психол. наук / М. В. Максимова, М., 1994 г.-22с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2003.-592с. ISBN 5−272−62−5
- Маликова, В. А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика / В. А. Маликова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.-260с.
- Манелис, Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития / Н. Г. Манелис // Школа здоровья. 1999.- № 1. — С. 8−25.
- Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников /
- A.К.Маркова. М., 1983, 64с.
- Мемькян, 3. А. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития / 3. А. Мемькян, Т.
- B. Ахутина // Школа здоровья. 2002.- № 2. — С. 28−36.
- Мероприятия по обеспечению адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и школы: методические рекомендации. -Иваново: НИИ материнства и детства г. Иваново, 1987. 46 с.
- Мирсон, Ф. 3. Общий механизм адаптации и профилактики / Ф. 3. Мирсон. М.: Медицина, 1979. — 360 с.
- Иб.Минияров, В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В. М. Минияров. Изд-во: МОДЭК, МПСИ, 2001.-256с. ISBN 5−89 502−183−2, 5−89 395−255−3
- Михайлова, Н. В. Школьная дезадаптация. Неврозы / Н. В. Михайлова // Школа здоровья.-2002, — № 1 .-С.56−63.
- Михайлова, Н. В. Школьная дезадаптация. Депрессии / Н. В. Михайлова // Школа здоровья.-2001, — № 3.-С.52−56.
- Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности /
- A. А. Налчаджян. Ереван, 1987.- 231с.
- Насвитене, Д. И. Психологические особенности детей с адаптационными расстройствами и их психологическая коррекция: автореф. дис. канд. психол. наук/ Д. Й. Насвинете. СПб., 1994.- 21с.
- Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/ Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, М: Владос, 2001.-256с. ISBN 5−691−672-х
- Новикова, Е. В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков/Е. В. Новикова // Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. — М., 1985.— С.26−34.
- Обучение и воспитание детей «группы риска»: хрестоматия / сост.
- B.М.Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: «Институт практической психологии», 1996.-224 с.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова.-М.: Просвещение, 1996.-195с.
- Пасторова, А. Ю. Психофизиологические и психологические особенности адаптации старших дошкольников с обычным развитием в группах интеграции: автореф. дис. канд. психол. наук / А. Ю. Пасторова. СПб., 2006.-24с.
- Певзнер, М. С. Результаты обследований неуспевающих учащихся начальных классов общеобразовательных школ / М. С. Певзнер, В. М. Явкин // Дефектология. 1977. — № 2. — С. 19−23.
- Переслени, JI. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности мл. школьников / JI. И. Переслени.- М.: Когито-центр, 1996. 72с.
- Переладова, O.JI. Особенности психоэмоциональных реакций детей при обучении с шестилетнего возраста / О. Л. Переладова, Л. Р. Карецкая, Т. Э. Кулинич // Педиатрия.- 1985.- № 10.- С.44−46.
- Петрунек, В. П. Младший школьник: заметки врачей-психоневрологов/ В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. М., 1981.- 263с.
- Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. М.: изд-во «Академия», 2000.-184с. ISBN 5−7695−0643−1.
- Поливанова, К. Н. Типология индивидуальных вариантов психологического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту 1 К. Н. Поливанова, В. В. Давыдов // Новые исследования в психологии. М.: 1988.-№ 2.-С.34−38.
- Порошинская, Т. Л. Психологическая служба в негосударственном образовательном учреждении (система психологического сопровождения): автореф. дис. канд. психол. наук / Т. Л. Порошинская.-М.: 1999.-24 с.
- Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии / под. ред. Р. Р. Шиляева, В. Н. Захарова, А. А. Солнцева, 3. К. Трушинского.- М.: АН СССР, ИГМИ, 1990 88 с.
- Профилактика дезадаптации у первоклассников: информац.-методическое письмо / под ред. Сетко Н.П.- Оренбург: ОГМА, 1999.-10с.
- Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям: учебно-методическое пособие / Л. А. Жданова, Т. В. Русова, А. В. Сорокина, Е. В. Селезнева. Иваново: ИГМА, 2000, — 52 с.
- Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. -479с.-ISBN 5−93 878−211−2
- Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.- 494с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды/ Ж.Пиаже. М., 1989.-659с.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. -303с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996.-529с. ISBN 5−87 065−045−3
- Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989.-238с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М., 1976.-354С.
- Рукас, Т. И. Формирование системного здоровьесберегающего подхода к укреплению и развитию детей дошкольного возраста / Т. И. Рукас // Валеология.-2004.-№ 4.-С.23−28.
- Сайбулаева, Д. Г. Особенности мотивационного и эмоционального компонентов отношения к школе детей при переходе от дошкольного детства к младшему / Д. Г. Сайбулаева // Школа здоровья.-2002.- № 2.-С. 45−52.
- Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина.- М.: Тандем, 1999.- 352с. ISBN 5−88 124 040−5
- Северный, А. А. Проблемы междисциплинарного взаимодействия при коррекции школьной дезадаптации / А. А. Северный // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.-М., 1995.- С.16−18.
- Сердюковская, Г. Н. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. М., 2000. — 94с.
- Семаго, Н. Я. Профилактика трудностей школьной адаптации: развитие произвольной регуляции психической деятельности / Н. Я. Семаго // Школа здоровья. 2001.- № 3.- С. 10−16.
- Семке, В. Я., Психопрофилактика и реабилитация состояний психической дезадаптации // Теоретические и прикладные аспектыфизиологии и психологии в психиатрии / В. Я. Семке, М. М. Аксенов -Владивосток, 1995.- С. 3−6.
- Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Н. В. Сократов. М.: изд-во «Сфера», 2005.-224с. ISBN 5−89 144−486−0.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р. В. Тонковой Ямпольской. — М.: Медицина, 1980.- 328с.
- Стешин, В. Ю. Некоторые показатели функционального состояния организма детей 6-летнего возраста в процессе адаптации к обучению в школе / В. Ю. Стешин // Педиатрия. 1987.- № 6. — С.33−37.
- Степанова, М. И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика / М. И. Степанова // Вестник образования России.-2005.-№ 10.-С.62−66.
- Скобего, Г. В., Дробинская А. О. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Г. В. Скобего, А. О. Дробинская. М., 1995, — С. 47−48.
- Слободчиков, В. И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
- Слободчиков, В. И., Цукерман, П. А. Кризис 7 лет и адаптация детей к школе / В. И. Слободчиков, П. А. Цукерман // Вестник МГУ, сер.№ 14.- Психология, 1996.-№ 4.- С.89−97.
- Сугробова, Г. А. Комплексная оценка особенностей школьно-значимых показателей функционального развития детей 6−7 лет и критерии прогнозирования школьных трудностей: автореф. канд. биолог, наук / Г. А. Сугробова.-М., 1999.- 28с.
- Темпер, Ю. Б., Ландышев, Ю. С. Болезни адаптации и их психопрофилактика / Ю. Б. Темпер, Ю. С. Ландышев // Валеология.-1993.-№ 2.- С. 74−85.
- Турбекова, Б. Т. Состояние здоровья первоклассников детского дома в период адаптации к школе и обоснование психологической коррекции: автореф. дис. канд. мед. наук / Б. Т. Турбекова, — 1999.- 24с.
- Уварова, Л. Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: автореф. дис. канд. психол. наук / Л. Н. Уварова.- Самара, 2000.- 24с.
- Усанова, О. Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей: учеб. пособие / О. Н. Усанова. М.: Изд-во МГПИ им. Ленина, 1990.- 197с.
- Усанова, О. Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии: автореф. дис. док. психол. наук / О. Н. Усанова. М., 1996.- 38с.
- Фарбер, Д. А. Физиология школьника/ Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990.-164с.
- Феоктистова, С. В. Психологические основы взаимодействия психологов и педагогов по обеспечению адаптации детей к школе: автореф. док. психол. наук / С. В. Феоктистова, — Тверь, 2002.-40с.
- Хамаганова, Т. Г., Кантонистова, И. О., Пальчиков, С. Б. Современные проблемы психической дезадаптации детей и подростков / Т. Г. Хамаганова, И. О. Кантонистова, С. Б. Пальчиков // НЦОЗДП. Российский педиатрический журнал. 1998.- № 3. — С.27−30.
- Хаментаускас, Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г. Т. Хаментаускас // Вопросы психологии.- 1986, — № 1.-С.21−36.
- Хухлаева, О. В. Формирование психологического здоровья младших школьников: автореф. дис. док. пед. наук / О. В. Хухлаева. М., 2001 .-32с.
- Цукерман, Г. А., Поливанова, К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. М., 2003.- 168с.
- Чиркова, О. Ю. Прогнозирование и раннее выявление психоневрологических нарушений у школьников / О. Ю. Чиркова // Школа здоровья.-2000, — № 2. С. 38−43.
- Чиркова, О. Ю. Предпосылки школьной дезадаптации / О. Ю. Чиркова // Школа здоровья.- 2002.-№ 2. С. 57−60.
- Шатских, Т. Н. Адаптационные возможности системы красной крови к стандартным физическим нагрузкам у детей дошкольного возраста: автореф. канд. мед. наук / Т. Н. Шатских. Самара, 2002.-21 с.
- Шамардина, М. В. Особенности адаптации к школе детей, пришедших из разных образовательных сред: автореф. дис. канд. пс. наук / М. В. Шамардина.- Барнаул, 2000.-24с.
- Швец, И. С., Желтухина, Е. Л. Психосоматические реакции у учащихся начальных классов как форма проявления школьной дезадаптации / И. С. Швец, Е. Л. Желтухина // Школа здоровья.- 2004.-№ 1.- С. 15−21.
- Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития у детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Л. М. Шипицына. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 2000.-123 с.
- Школа, Е. О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разно уровневых программ в современной школе: автореф. канд. пед. наук / Е. О. Школа. СПб, 1997.-22 с.
- Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбах.-М., 1988.-215с.
- Штрыголь, Д. В. Состояние здоровья младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью и прогнозирование егонарушений: автореф. дис. канд. мед. наук / Д. В. Штрыголь.- Иваново, 2001.-26с.
- Шулындина, J1. В. Биологический возраст как показатель готовности детей к обучению в школе: автореф. дис. канд. мед. наук / JI. В. Шулындина.-М., 1979.-24с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.-328с.
- Яременко, Б. Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей / Б. Р. Яременко, А. В. Яременко, Т. Б. Гориянова.- СПб, 1999.-170с.
- Яйленко, А. А. Клиническое значение морфофенотипических характеристик в оценке и прогнозировании адаптационных возможностей детей дошкольного возраста: автореф. дис. док. мед. наук / А. А. Яйленко.- 2000. -32с.
- Яскевич, Г. Б. Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе: автореф. дис. канд. психол. наук / Г. Б. Яскевич. М., 1997.- 24 с.
- Ясюкова, JI. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / J1. А. Ясюкова.- СПб.: Речь, 2003.- 384 с.
- Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии.- 1994.-№ 2.- С.64−76.
- Bernstein G.A., Svingen Р.Н., Garfinkel B.G. School fobia. -J. Of Amer. Academy of Child and Adolescent Psychiatiy, 1990, v.29(l), p.24−30.
- Caglar H. La psychologie scolaire. Paris. 1983. 128 p.
- Elsworth R. Child and adolescent adjustment profile Palo Alto, 1987,32 p.
- Hersov L.A. School refusal, in: Child and adolescent psychiatry: modern approaches. 2nd ed. (ed. M. Rutter, L. Hersov), Oxford, 1978, p.382−399.
- Jonesen S, Jourdon Joneseu C., Alain M., L evoluation du potentiel d apprentissage // Bulletin psychologie. 1987.40. 380 p.
- Last C.G., Francis G. School fobia. in: Advances in clinical child psychology. Vol.2 (ed. Lahey В., Kazdin A.), N.Y., 1988.234 р.
- Ladd G. W., Price J. M. Predicting children s social and schoof adjustment following the transition from preschool to kindergarten.- Child Development, 1987, v. 58 5, p. 1168−1189.
- Leif J., Delay J. Psychologie et education. V. 1. L enfang. Paris, 1965. 513 P
- Loeber R. Dishion T. Boys who fight at home and school.- J. Of Consultion and Clinical Psychology, 1984, v. 52, p.759−768.
- Meyer R. Image de soi et status scholaire// Bulletin psychologie. 1987. 382. P. 933−943.
- Okun B.F. Family therapy and the schools.- in B.F.Okun (ed.) Family therapy with school related prob lems.- Rockville, 1984, p. l-12.
- Phillips B. School refusal and anxiety.- N.Y., 1978.
- Searight H.R. Family environments of children withschool behaviour problems.- Psychol. Reports, 1987, v.60(3-pt2), p.1263−1266
- Scoresby A. Christencen D. Differences in interaction and environmental conditions jf chinic and non-chinic families: implications for counselors.- J Of Marriage amd family Counsenling, 1976, v.2, P. 63−71.
- Schiefelbusch R. L. Assisting children to become communicatively competent/ in R.L. Schiefelbusch, J. Pickers (eds) The acquition of cjmmunicative competence.- Baltimore, 1984, P.527−533.
- Vial M., Plaisanct E., Beauwais J. Les mauvais eleves. Paris, 1970, 174 p.