Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях появления инновационных форм обучения, интенсификации умственной деятельности делают вопросы адаптации детей к школе особенно актуальными. Поступление ребенка в школу — переломный период его социализации, особая стрессовая ситуация, которая несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей. Успешность адаптации к школе, по утверждению исследователей, зависит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы дезадаптивного состояния детей 6−7 лет
    • 1. 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме школьной дезадаптации
    • 1. 2. Психофизиологические и социально-психологические предпосылки дезадаптивного состояния детей 6−7лет
    • 1. 3. Характеристика дезадаптивного состояния детей 6−7 летнего возраста
    • 1. 4. Теоретическое обоснование организационно-психологических условий коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 5. Роль профессионального взаимодействия специалистов различного профиля в коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке организационно-психологических условий коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения

2.1. Организация исследования и общая характеристика методов изучения дезадаптивного состояния детей 6−7 лет.

2.2. Результаты пилотажного эксперимента по изучению особенностей дезадаптивного состояния детей 6−7 лет.

2.3. Анализ результатов реализации комплексной программы коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения

Выводы по второй главе.

Организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях появления инновационных форм обучения, интенсификации умственной деятельности делают вопросы адаптации детей к школе особенно актуальными. Поступление ребенка в школу — переломный период его социализации, особая стрессовая ситуация, которая несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей. Успешность адаптации к школе, по утверждению исследователей, зависит от уровня готовности ребенка к школьному обучению или «школьной зрелости», от его эмоционального благополучия, благоприятной социальной ситуации и от состояния здоровья (М.М.Безруких, И. В. Дубровина, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго Н.В.Нижегородцева, Л.Н.Уварова). Проблемы со здоровьем и связанная с этим задержка морфофункционального и психофизиологического развития детей, а значит и снижение способности к адаптации, приводят к затруднениям в процессе обучения (Н.Н.Заваденко, М. М. Безруких, Н. Я. Семаго, М.М.Семаго). По литературным данным и по результатам наших исследований, до 30% первоклассников в течение учебного года имеют срывы адаптации в виде психоневрологических, эмоциональных нарушений и роста заболеваемости. Несостоятельность адаптивных процессов в дошкольном возрасте может служить признаком развития дезадаптивных состояний в последующие возрастные периоды. В связи с этим необходимо выделить такое растущее социально-средовое явление как школьная дезадаптация, формирующееся в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации (С.А.Беличева, Н. Г. Лусканова, В.В.Гурьева). Согласно многочисленным исследованиям проявления школьной дезадаптации являются следствием неразрешенных дошкольных проблем ребенка, снижения уровня резервных возможностей, адаптационных механизмов его организма, низкого уровня здоровья и школьной незрелости (Е.А.Бугрименко, М. Р. Битянова, Ю. З. Гильбух, Н. П. Сетко, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, О.Ю.Чиркова). В исследованиях, проведенных в институте гигиены детей и подростков, была установлена роль критических периодов онтогенеза в увеличении числа случаев нервно-психических расстройств и проявлений дезадаптивного состояния детей 6−7 лет (М.М.Безруких, Д. А. Фарбер, О.Ю.Чиркова). Следовательно, особо значимым является предшкольный этап развития ребенка, так как именно переход от дошкольного возраста к школьному осложняется нарушениями физиологического и психологического равновесия, снижением адаптационного резерва детей 6−7 лет, обеспечивающего приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. Состояние дистресса, чрезмерное психоэмоциональное напряжение детей накануне поступления в школу и отсутствие специальной работы по развитию адаптационных и резервных возможностей детей 6−7 лет приводят к формированию дезадаптивного состояния. По мнению ученых, проявления дезадаптивного состояния являются следствием «школьной незрелости», то есть несоответствия степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения (И.В.Дубровина, М. М. Безруких, Л. Н. Винокуров, М. М. Семаго, Н.Я.Семаго). В связи с этим создание системы «предшкольного образования» детей старшего дошкольного возраста, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие индивидуальных способностей и адаптационных возможностей, на сегодняшний день является приоритетным в аспекте выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников (из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20 062 010 годы). В этом контексте изучение особенностей и коррекция дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста приобретает особую значимость.

В течение последних лет в педагогической психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме адаптации/дезадаптации детей к школе. В работах отечественных авторов исследованы многие вопросы, связанные с проблемой готовности детей к учению, в частности — содержательный и структурный аспект психологической готовности детей (М.Р.Битянова, 1998; А. Л. Венгер, 1988; Л. А. Венгер, 1979; Н. И. Гуткина, 1996, И. В. Дубровина, 1991; Е. Е. Кравцова, 1989). Изучению процессов адаптации детей к школе посвящены работы Т. В. Дорожевец, 1994; М. В. Шамардиной, 2000; С. Ю. Ганжа, 2000; И. А. Королевой, 2003; Е. В. Резухиной, 2003; И. Г. Наталуха, 2003. Исследованием причин школьной дезадаптации и дезадаптивных состояний занимались А. Е. Личко, 1977; В. Е. Каган, 1984; Ю. А. Алесандровский, 1976; Е. Г. Мысько, 1980; Е. А. Березовик, И. А. Коломинский, 1975; Д. И. Исаев, 1984; И. Н. Невский, 1986; В. Н. Петрунек, Л. Е. Таран, 1981; В. Я. Семке, 1988; С. А. Беличева, А. Л. Венгер, 1989; Н. В. Вострокнутов, 1995; Л. Ю. Данилова, 1995; О. Ю. Чиркова, 2002; Н. В. Михайлова, 2002; М. М. Безруких, 2004. Исследованию условий предупреждения и коррекции школьной дезадаптации посвящены работы Даля Йоно Насвинете, 1994; Е. Ю. Борисовой, 2000; В. Ф. Богуславской, 2000; Л. Н. Винокурова, 2000; Н. Г. Миловановой, 2001; Г. А. Дорофеевой, 2001; Е. В. Ануфриенко, 2002; Л. С. Ивановой, 2003; В. В. Гурьевой, 2004; Е. В. Бахаревой, 2005; Л. В. Замулиной, 2006; А. Ю. Пасторовой, 2006.

Растущие требования к организации предшкольного обучения интенсифицируют поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие со спецификой психического развития данного возраста. В связи с этим появились практико-ориентированные исследования: разработка модели краткосрочного проблемно-ориентированного сопровождения школьников с проявлениями дезадаптации (Л.С.Иванова, 2003) — разработка программы «Школа будущего первоклассника», обеспечивающая инновационные условия для дифференцированного и индивидуализированного формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к учению (Н.Е.Бочкарева, 2004) — разработана предшкольная психодиагностика готовности детей 5−7 лет к школьному обучению с позиции комплексного подхода (Л.В.Замулина, 2006).

В.Ф.Богуславской (2000) установлена связь между уровнем физического развития детей 6−7 лет, степенью психологической готовности к обучению и профилем межполушарной функциональной асимметрии мозга. Е. В. Бахаревой (2005) на основании комплексного изучения причин возникновения ранней школьной дезадаптации разработана и научно обоснована система ее психофизиологической коррекции в условиях кризиса семи лет. Результат адаптационного процесса дошкольников к школе как по психофизиологическим, так и по психологическим показателям изучался А. Ю. Пасторовой (2006).

Однако при всей безусловной значимости упомянутых исследований до настоящего времени в педагогической психологии нет ясных представлений о дезадаптивных состояниях детей 6−7 летнедостаточно изучены особенности дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста, отсутствуют специальные исследования по выявлению особенностей и коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 летнего возраста в условиях профессионального взаимодействия специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения детей.

В связи с этим остаются неразрешенными противоречия между потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении процесса коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью организационно-психологических условий реализации этого процесса в психологической наукемежду имеющимся коррекционно-развивающим потенциалом Центров психолого-медико-социального сопровождения детей и сохраняющейся неподготовленностью специалистов к профессиональному взаимодействию по коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему исследования. В теоретическом плане — это проблема разработки программы коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет с учетом коррекционно-развивающего потенциала Центра психолого-медикосоциального сопровождения детей. В практическом плане — это проблема определения организационно-психологических условий, соблюдение которых обеспечит эффективность коррекции дезадаптивного состояния детей на предшкольном этапе развития.

Объект исследования: дезадаптивное состояние детей 6−7 летнего возраста.

Предмет исследования: организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет, способствующие их успешной адаптации к обучению в школе.

Цель исследования: разработать комплексную программу коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если дезадаптивное состояние детей 6−7 летэто общефункциональное состояние психической активности (морфофункциональной, сенсомоторной, эмоционально-личностной), которое проявляется в функциональной недостаточности одной или нескольких ее сторон и характеризует «школьную незрелость» ребенка, тем самым представляя собой возможность школьной дезадаптации, то коррекция дезадаптивного состояния будет успешной, если:

— осуществлено разностороннее изучение особенностей дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста;

— реализована комплексная программа, включающая в себя организационно-диагностический, основной, аналитический этапы;

— доминирующими видами и формами деятельности психолога станут такие, которые позволят снизить эмоционально-психическое напряжение и тревожность, обеспечат развитие школьно-значимых функций, формирование произвольности поведения и навыков саморегуляции, оптимизацию детско-родительских отношений.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:

1. Уточнить содержание понятия «дезадаптивное состояние детей 6−7 лет».

2. Разработать комплекс методов изучения особенностей дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить особенности дезадаптивного состояния детей 6−7 лет.

4. Определить организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет.

5. Выбрать оптимальные виды и формы деятельности психолога по коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования заключается в том, что: — уточнено содержание понятия «дезадаптивное состояние детей 6−7 лет» (общефункциональное состояние психической активности, временное своеобразие психической деятельности, представляющее собой относительно устойчивую интеграцию нервно-психических проявлений, характеризующих «школьную незрелость» ребенка, и проявляющееся в функциональной недостаточности одной или нескольких сторон психической активности (морфофункциональной, сенсомоторной, эмоционально-личностной) — выявлены особенности дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста (высокий уровень тревожности, эмоционально-психическое напряжение, невнимательность, низкая работоспособность, утомляемость, нарушения зрительно-моторной координации, слабая сила кисти рук, неудовлетворительная степень адаптации) — определены и экспериментально проверены организационно-психологические условия, способствующие эффективной коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 летнего возраста (комплексное изучение особенностей дезадаптивного состояния детей на предшкольном этапе развитияснижение эмоционально-психического напряжения и уровня тревожности детей 6−7 летразвитие школьно-значимых функций (произвольного внимания, работоспособности, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки) — формирование произвольности поведения и навыков саморегуляциисоздание комфортного климата в детском коллективеоптимизация детско-родительских отношенийобеспечение профессионального взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса по реализации предметного содержания совместной деятельности);

— разработана и реализована комплексная программа коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя организационно-диагностический этап (способствует выявлению особенностей дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста и, на основе результатов комплексной диагностики, прогнозу необходимых коррекционных воздействий), основной (включает реализацию коррекционно-развивающих и оздоровительных подпрограмм), аналитический этап (обеспечивает коллегиальное взаимодействие, сотрудничество специалистов разного профиля, обратную связь, рефлексию, оценку эффективности коррекционно-развивающей деятельности).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о содержательных и процессуальных аспектах коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 летнего возраста. Конкретизация сущностных характеристик дезадаптивного состояния детей 6−7 лет позволит на теоретической основе осуществлять комплексное изучение особенностей дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста. Теоретическое обоснование комплексного подхода к коррекции дезадаптивного состояния способствует совершенствованию профессиональной подготовки психолога к организации профессионального взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование деятельности психолога в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Центров психолого-медико-социального сопровождения и психологических служб образования) в аспекте коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста. Комплексная программа коррекции дезадаптивного состояния детей в условиях профессионального взаимодействия субъектов коррекционного-развивающего процесса, а также методические указания к ней обогащают профессиональную деятельность психолога формами и методами коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 летнего возраста. Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой работы являются общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, фундаментальные принципы изучения человека как субъекта деятельности. Теоретическими источниками работы явились: концепция психического развития ребенка Л. С. Выготского, теоретические подходы к изучению процесса адаптации человека к изменяющимся условиям среды Александровского Ю. А., Александровской Э. М., Березина Б. Ф., Селье Г.- исследования процессов школьной адаптации и дезадаптации (М.В.Антропова, М. М. Безруких, С. А. Беличева, Л. И. Божович, А. Л. Венгер, И. В. Вострокнутов, С. М. Громбах, Я. Я. Заваденко, В. Е. Каган, Г. Ф. Кумарина, Я. Л. Коломинский, А. А. Налчаджян, Е. В. Новикова, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, Н. Г. Лусканова, Е. А. Панько, А.Г.Хрипкова) — исследования функциональных и психических состояний (Г.В.Акопов, М. И. Еникеев, Е. П. Ильин, Л. С. Куликов, Н. Д. Левитов, Т. Д. Молодцова, А. О. Прохоров, К.Н.Поливанова) — теоретические подходы к изучению особенностей оказания комплексной помощи дезадаптированным школьникам (С.А.Беличева, Н. В. Белякова, И. В. Дубровина, С.В.Феоктистова) — концепции взаимодействия субъектов комплексной помощи детям В. А. Маликовой, О. Н. Усановойтеоретические подходы к содержанию понятия «профессиональное взаимодействие» (Б.Г.Ананьев, И. В. Дубровина, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, В. М. Минияров, Р. В. Овчарова, А. В. Петровский, В.И.Слободчиков).

Методы и организация исследования.

При проведении исследования использовались следующие методы:

— эмпирические методы: наблюдение, формирующий экспериментпсиходиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, беседа) — анализ результатов медицинского обследования с оценкой физиологических и физических параметров с использованием медицинского оборудования;

— методы обработки экспериментальных данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (корреляционный, регрессионный и факторный анализы) и качественный анализ результатов исследования.

Методы исследования. В диссертационном исследовании применялись: теоретические методы психологического исследования (анализ, сравнение, синтез) — эмпирические методы (наблюдение, эксперимент) — психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, беседа) — анализ результатов медицинского обследования с оценкой физиологических и физических параметров с использованием медицинского оборудования. Кроме того, применялись методы обработки экспериментальных данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (корреляционный и факторный анализы) и качественный анализ. Экспериментальной базой исследования явился Центр психолого-медико-социального сопровождения «Вита» г. Гая Оренбургской области, дошкольные образовательные учреждения (детские сады № 7, № 17, № 18, № 19, № 20, № 21) и образовательные учреждения г. Гая (школы № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 № 6, № 7). Обследуемыми явились 251 дошкольник в возрасте 6−7 лет и 150 первоклассников. Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:

1-й этап (2001;2002 гг.) — анализ научной психологической и психолого-педагогической литературы. Проведение 1 этапа пилотажного исследования, которое позволило выявить основные проблемы адаптации первоклассников к школе с целью определения проблемы, объекта, предмета, цели и задач исследования.

2-й этап (2002;2004 гг.) — проведение 2 этапа пилотажного эксперимента с целью изучения особенностей дезадаптивного состояния детей 6−7 лет и уточнения проблемы исследования. Разработка и обоснование комплексной программы коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.

3-й этап (2004;2006гг.) — проведение формирующего эксперимента. Теоретическое осмысление результатов исследовательской работы, их интерпретация, обобщение, формулирование выводов.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечена использованием комплекса научных методов, адекватных природе объекта и задачам исследования, продуманной логикой эксперимента, достаточностью экспериментальной выборки, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, тщательностью их количественного и качественного анализа, а также применением методов математической статистики, внедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в опубликованных статьях и тезисах докладов. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях: на первой Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Г.Москва, 2004) — на Международной конференции «Физиология развития человека» (Г.Москва 2004) — на Международной научной конференции «Воспитание в 21 веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» (г. Оренбург, 2004 г.) — на.

Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Г.Москва 2004) — на сибирском психологическом форуме «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность» (г. Томск 2004) — на региональной научно-практической конференции «Здоровая образовательная средаздоровый ребенок» (г. Оренбург 2004) — на V научно-практической конференции врачей приволжско-уральского военного округа «Актуальные вопросы военной и практической медицины» (г. Оренбург, 2004), на юбилейной 10-ой Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (г. Калуга 2005), на практической конференции «Роль психолого-педагогического сопровождения в совершенствовании качества учебно-воспитательного процесса» (г. Гай, 2005), на второй Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» (г. Тамбов, 2006). Опубликованы статьи по проблеме исследования в журнале «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» (г. Москва, № 3. 2005) и в журнале «Вестник Оренбургского государственного университета» (г. Оренбург, № 12. 2006). Положения диссертации докладывались на ежегодных внутри вузовских конференциях Оренбургского государственного педагогического университета, на областных и зональных семинарах-практикумах, на совещаниях городского методического объединения психологов. Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Однако существует противоречие между тенденциями, связанными со значительным ухудшением состояния здоровья, распространенностью дезадаптивного состояния детей 6−7 лет, и отсутствием комплексных коррекционно-развивающих программ, ориентированных на развитие адаптационных возможностей, школьно-значимых функций и коррекцию дездаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста. Разрешению данного противоречия способствует совершенствование процесса коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста.

2. Эффективность коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 летнего возраста обеспечивает комплекс взаимообусловленных и взаимодополняющих организационно-психологических условий: разностороннее изучение особенностей дезадаптивного состояния детей на пред школьном этапе развитияразработка коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих снижение эмоционально-психического напряжения и уровня тревожностиразвитие школьно-значимых функций (произвольного внимания, работоспособности, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки) — формирование произвольности поведения и навыков саморегуляциисоздание комфортного психологического климата в детском коллективе и оптимизация детско-родительских отношенийобеспечение профессионального взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса по реализации предметного содержания совместной деятельности (определение концептуальных основ коррекционно-развивающей деятельности, планирование совместных действий, согласование целей, методов и средств: комплексная диагностика, методический семинар, консилиум, групповое и индивидуальное консультирование, психологический и психофизиологический тренингрефлексивно-содержательный анализ результатов совместной деятельности).

3. В требовании реализации комплексной программы психологической коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста заложена возможность эффективного взаимодействия психолога с педагогомвоспитателем и педиатром по коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет. Данная программа, реализуемая в деятельности: а) психологаобеспечивает повышение уровня развития школьно-значимых функций (произвольного внимания, работоспособности, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки), снижение эмоционально-психического напряжения и тревожности у детей, оптимизацию детско-родительских отношений, повышение психологической компетентности родителейб) педагога-воспитателя — обеспечивает формирование социальных навыков дошкольников и создание комфортного психологического климата в детском коллективев) педиатра — обеспечивает оздоровление, повышение уровня резервных и адаптационных возможностей детей.

4. Наиболее адекватными видами и формами деятельности психолога по коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста являются коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга, психофизиологический тренинг, индивидуальное консультирование, групповое консультирование, сеансы релаксации.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Изложение материала проиллюстрировано 12 таблицами, 4 графиками, 4 диаграммами. Библиография содержит 200 наименований работ.

Выводы по второй главе.

1.Успешная работа по коррекции дезадаптивного состояния детей на предшкольном этапе развития предполагает своевременное выявление наиболее выраженных ранних проявлений школьной дезадаптации и распознавание их природы у первоклассников. Нами экспериментально выявлено, что наиболее значимыми показателями ранних проявлений школьной дезадаптации у первоклассников являются мотивационная незрелость — у 32% детей, негативное отношение к школе — у 21,3% детей, состояние эмоционального дискомфорта в школе — у 47,5% детей, высокий уровень тревожности — у 19,4% детей, низкий социальный статус — у 18,8% детей, которые коррелируют на высоком и среднем уровне значимости между собой (р< 0,05).

2. Значимые различия между мальчиками и девочками существуют только по таким показателям адаптированности к школе, как готовность к школе, мотивация и отношение к школе. Проверка различий выраженности показателя готовности к школе между девочками и мальчиками показала, что девочки более готовы к школе, чем мальчики (р<0,01), готовность к школе у мальчиков ниже на 0,74 балла, чем у девочек (р<0,01). У девочек положительное отношение к школе выше на 1,96 (р<0,05). У девочек социометрический выбор (-0,83) выше, чем у мальчиков — 0,29. По другим показателям значимых различий не получено.

3. Наибольший риск для возникновения дезадаптивного состояния представляют кризисные, переломные моменты в жизни детей, в которые происходит резкое изменение социальной ситуации развития. К таким моментам следует отнести переход от дошкольного возраста к школьному, поступление ребенка в школу. Этот момент осложняется неравномерностью процесса физиологического и психического созревания детей 6−7 лет, а также особенностями кризиса семи лет.

4. Экспериментально подтверждено, что на предшкольном этапе развития у ребенка 6−7 лет возникает дезадаптивное состояние, проявляющиеся в недостаточности некоторых сторон психической активности:

1) морфофункциональной, критериями которой явились неудовлетворительная степень функциональной готовности к школе, по о тесту Керна-Иирасека у 9,5% детейфункциональная незрелость: по результатам антропометрических обследований 24,3% детей 6−7 лет не отвечают критериям биологической зрелости, 18% детей с низким уровнем физического развития, 43,9% детей с низким уровнем резервных возможностей дыхательной системы по результатам измерения жизненной емкости легких, 30% детей с нарушениями осанкивысокий уровень функционального напряжения систем организма: у 86,2% детей выявлена неудовлетворительная адаптация или срыв адаптационных механизмов- 2) сенсомоторной, критериями которой явились низкий уровень развития произвольного внимания и зрительно-моторной координации, низкий уровень скорости переработки информации (работоспособности): по результатам теста Тулуз-Пьерона развитие произвольного внимания имеет уровень патологии у 6,3% детей, слабый уровень развития произвольного внимания выявлен у 3,5% детей, у 10,5% детей скорость переработки информации (работоспособность) имеет уровень патологии, у 13,4% детейслабый уровень развитиязначительные нарушения зрительно-моторной координации по результатам гештальт-теста Бендера выявлены у 40,5% детей, слабый уровень формирования зрительно-моторной координации выявлен у 42,4% детейтакой показатель развития тонкой моторики руки, как сила кисти рук, по результатам динамометрии, ниже нормы у 43,9% детей;

3) эмоционально-личностной, критериями которой явились высокий уровень тревожности, выявленный у 62,2% детей по тесту Тэммл, Дорки, Аменэмоциональное неблагополучие в семье, трудности в общении с взрослыми и сверстниками;

4. Корреляционный, регрессионный и факторный анализ результатов диагностики детей 6−7 лет подтвердил наше предположение о наличии у них проявлений дезадаптивного состояния и выявил наличие статистически достоверных связей (р < 0,05) между ними. В структуре дезадаптивного состояния выделено три значимых фактора: «фактор физического здоровья», «фактор школьно-значимых функций», «фактор готовности руки к письму».

5. Наиболее информативными в плане прогнозирования ранних проявлений школьной дезадаптации у дошкольников стали признаки: «внимательность», «скорость переработки информации», «зрительно-моторная координация», «тревожность», «индекс напряжения», «жизненная емкость легких (ЖЕЛ)» (коэффициенты информативности: 0,97- 1,09- 0,20- 0,81- 0,02- 0,26);

6. По результатам исследования нами выделено три группы детей с проявлениями дезадаптивного состояния в зависимости от его характеристик, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа: дети с нарушениями физического здоровья и морфофункционального развития, «соматически ослабленные" — дети с нарушениями внимания и зрительно-моторной координации- - дети с высоким уровнем тревожности и высоким уровнем функционального напряжения регуляторных систем организма (со срывом адаптациис неудовлетворительной адаптацией).

7. Результаты реализации комплексной программы коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о значимых позитивных изменениях у детей:

— значимые изменения произошли по психофизиологическим показателям: -снизился индекс напряжения регуляторных механизмов (0,659) — повысился уровень адаптированностиувеличилась сила кисти рук (-1,753) — увеличилась жизненная емкость легких (-2,315), при уровне значимости р< 0,05- значимые изменения произошли по психологическим показателям: увеличилась скорость переработки информации (-4,572) — уровень работоспособностиповысилась внимательность (-10,35), снизился уровень тревожности (4,493), при уровне значимости р< 0,001. Значимость изменений психофизиологических и психологических показателей доказывает эффективность коррекционно-развивающей работы. 8. В ходе формирующего эксперимента апробированы содержание и формы взаимодействия психолога, педиатра, педагога-воспитателя в процессе совместной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения (согласованная деятельность при четком распределении обязанностей, разработка общих принципов и критериев деятельности, комплексная диагностика, консультирование, консилиум, анализ причинно-следственных связей, прогноз необходимых коррекционных воздействий, рефлексия).

8. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что при оказании целенаправленной психологической, педагогической и медицинской помощи детям старшего дошкольного возраста с проявлениями дезадаптивного состояния возрастают уровень адаптированности, функциональной готовности к школе, уровень развития школьно-значимых функций, снижается уровень тревожности и нервно-психического напряжения, формируются адаптивные формы взаимодействия с родителями и сверсниками.

Заключение

.

В настоящее время психолого-педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный с «готовностью», вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования. Основная проблема заключается в низком уровне функциональной готовности — так называемой «школьной незрелости», что в дальнейшем может стать основой возникновения дезадаптивных нарушений у учащихся. Поэтому создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе и коррекции дезадаптивного состояния на предшкольном этапе развития является на сегодняшний день приоритетным.

Необходимость теоретико-экспериментального исследования по проблеме коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет, продиктованная практикой работы с будущими первоклассниками, имеющими неудовлетворительную степень функциональной готовности к школе, неудовлетворительная степень адаптации, нарушения произвольного внимания и работоспособности, нарушения зрительно-моторной координации, высокий уровень тревожности, нашла отражение в его результатах, а гипотеза оказалась подтверждённой.

Анализ содержащегося в диссертационной работе материала позволяет сделать следующие теоретические, экспериментальные и практические выводы:

1. Исследование актуализировало проблему коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения, что определяется потребностями современного «предшкольного образования», его направленностью на обеспечение равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и ориентированностью на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и адаптационных возможностей. 2. Переход от дошкольного возраста к школьному осложняется нарушениями физиологического и психологического равновесия, что обусловлено новой социальной ситуацией развития, неравномерностью процесса физиологического и психического созревания, особенностями кризиса семи лет, и нередко приводит к возникновению дезадаптивного состояния детей 6−7-летнего возраста.

3. Уточнено содержание понятия «дезадаптивное состояние детей 6−7 лет» как бщефункциональное состояние психической активности, временное своеобразие психической деятельности, представляющее собой относительно устойчивую интеграцию нервно-психических проявлений, характеризующих школьную незрелость ребенка и проявляющееся в функциональной недостаточности одной или нескольких сторон психической активности (морфофункциональной, сенсомоторной, эмоционально-личностной).

4. В ходе теоретического осмысления проблемы нами обоснованы и экспериментально проверены следующие организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 летнего возраста в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения: разностороннее изучение особенностей дезадаптивного состояния детей на предшкольном этапе развитияразработка коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих снижение эмоционально-психического напряжения и уровня тревожностиразвитие школьно-значимых функций (произвольного внимания, работоспособности, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки) — формирование произвольности поведения и навыков саморегуляциисоздание комфортного психологического климата в детском коллективе и оптимизация детско-родительских отношенийобеспечение профессионального взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса по реализации предметного содержания совместной деятельности (определение концептуальных основ коррекционно-развивающей деятельности, планирование совместных действий, согласование целей, методов и средств: комплексная диагностика, методический семинар, консилиум, групповое и индивидуальное консультирование, психологический и психофизиологический тренингрефлексивно-содержательный анализ результатов совместной деятельности). 5. Разработка и апробация комплексной программы коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 лет способствует эффективному взаимодействию психолога с педагогом-воспитателем и педиатром, поскольку включает себя: организационно — диагностический этап, способствующий выявлению особенностей дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста и, на основе результатов комплексной диагностики, прогнозу необходимых коррекционных воздействийосновной, включающий реализацию коррекционно-развивающих (по коррекции нарушений внимания, зрительно-моторной координации, тревожности и нервно-психического напряжения, тренинга детско-родительских отношений, тренинга саморегуляции эмоционального состояния «Живительный источник», психофизиологического тренинга «Антистресс» по методу биологической обратной связи) и оздоровительных подпрограмм (закаливающие процедуры, массаж, сеансы рефлексотерапии, физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, сеансы релаксации), аналитический этап, обеспечивающий коллегиальное взаимодействие, сотрудничество, обратную связь, рефлексию, оценку эффективности коррекционно-развивающей деятельности. 6. Такие виды и формы деятельности психолога по коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста как коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга, психофизиологический тренинг, тренинг детско-родительских отношений, индивидуальное консультирование, групповое консультирование, сеансы релаксации — обеспечили положительную динамику показателей школьнозначимых функций, уровня тревожности, адаптационных возможностей, детско-родительских отношений.

7. Результаты реализации комплексной программы коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют об изменении адаптационных возможностей будущих первоклассников в позитивную сторону и положительных тенденциях, произошедших в психофизиологических и психологических функциях детей: снизилось эмоционально-психическое и функциональное напряжение, повысился уровень развития резервных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, снизилась тревожность у детей, повысился уровень развития зрительно-моторной координации, внимательности, скорости переработки информации, улучшились взаимоотношения между детьми и родителями.

Полученные данные могут быть использованы в работе Центров психолого-медико-социального сопровождения, в работе практического психолога, педагога и педиатра, так как позволяют осуществлять раннюю комплексную диагностику и коррекцию дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамян, J1. А. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста как фактор, препятствующий становлению школьной зрелости / Л. А. Абрамян / Формирование школьной зрелости ребенка. — Талин, 1982.- С.21−29.
  2. , Н.А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. -М.: Физкультура и спорт, 1983 г. 176 с. ISBN 5−07−77−2
  3. , Т.В. Битянова, М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе (научно-методическая программа) Т. В. Азарова, М.Р.Битянова//Мир психологии.- 1996 г. -№ 1, — С. 147 169.
  4. , Э.М. Вопросы организации помощи младшим школьникам с трудностями адаптации. / Э. М. Александровская, Т. А. Куприянова, Т.И.Регут//Журнал прикладной психологии.- 1998 г.-№ 2.- С. 85−94.
  5. , Э. М. Критерии социально-психологической адаптации в гигиене детей и подростков./ Э. М. Александровская / под ред. Г. Н. Сердюковой, С. М. Тромбах. М., 1983.- С. 35−37.
  6. , Э. М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: автореф. дис. канд. психол. наук/ Э. М. Александровская, -Л., 1985.-24с.
  7. , Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация./ Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  8. , Т. Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения/ Т. Ю. Андрющенко, Н.В.Карабекова// Вопросы психологии.- 1993.- № 1.- С.47−53.
  9. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М., 1975.-448с.
  10. , П.К. Философские аспекты теории функциональной системы/ П. К. Анохин. М.: Наука, 1978.- 400с.
  11. , Е.В. Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности: автореф. дис. канд. психолог, наук / Е. В. Ануфриенко. Комсомольск-на-Амуре, 2002.- 24с.
  12. , Е. К. Ребенок в дошкольные годы / Е. К. Аркин. М.: Просвещение, 1968.- 445с.
  13. , А.Г. Движущие силы и условия развития личности/ А.Г.Асмолов/ Психология личности: Хрестоматия, т.2 / Ред.-сост. Райгородский Д. Я.- Самара: Изд. Дом «Бахрах М», 2002.- С. 345−385.
  14. , А. Г. Личность как предмет психологического исследования/ А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Московского университета, 1984.- 104 с.
  15. , А. Г. Психология индивидуальности /А.Г.Асмолов.- М.: Изд-во Московского университета, 1986.- 95 с.
  16. , Г. В. Социальная психология образования./ Г. В. Акопов.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.- 296с.
  17. , Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Обозрение медицины и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.- 1993.- № 3.- С. 74−90.
  18. , Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии.- 1989 г.- № 1.- С. 91−102.
  19. , А. А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. доктора психолог, наук / А. А. Баранов, СПб., 2002 г.-36с.
  20. , А. И. Типы адаптации первоклассников / А. И. Баркан // Педиатрия.- 1983.- № 5.-С.24−27.
  21. , Е.В. Особенности ранней школьной дезадаптации в условиях психофизиологического сопровождения: автореф. дис.к.психолог.наук/ Е. В. Бахарева, Ярославль, 2005.-22с.
  22. , Е. Б. Типология школьной дезадаптации / Е. Б. Беззубова // Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства удетей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995.- С. 33−34.
  23. , М. М. Знаете ли вы своего ученика?: пособие для студентов и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.:Просвещение, 1997.-240с.
  24. , М.М. Ребенок идет в школу: пособие для студентов, учителей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Изд-во «Академия», 1998.- 240 с.
  25. , М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка/ учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.:Академия, 2003.-160с.
  26. , М.М. Психофизиология ребенка: учебн. пособие / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, -М.: Моск. псих. соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2005.- 496с. ISBN-5−89 502−661−3, ISBN-5−89 395−635−4.
  27. , Н. О. Прогнозирование и профилактика нарушений здоровья младших школьников, обучающихся по экспериментальным программам: автореф. канд. мед. наук / Н. О. Беляшина. Иваново, 1999.-22с.
  28. , Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. JL: Наука, 1988.-270с.
  29. , М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. М.: «Педагогический поиск», 1998.-112 с.
  30. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. М., 1968.- 464 с.
  31. , Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе /Л.И.Божович // Вопросы психологии.- 1976.-№ 6.-С. 19−29.
  32. В.Ф. К вопросу о психофизиологических коррелятах готовности детей к школе / В. Ф. Богуславская // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону: РГУ, 1999.-С.73−74.
  33. , В.Ф. Психофизиологические и психологические характеристики детей 6−7 лет с различной степенью готовности к обучению в школе: автореф. дис. канд. психол. наук / В. Ф. Богуславская, -Ростов-на-Дону, 2000.- 22с.
  34. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве /Г.М.Бреслав. М., 1990. — 140 с.
  35. , Н.П. Психогигиена учащихся / Н. П. Вайзман. М., 1980 г.-48с.
  36. , Л.И. О системном подходе в оценке психической адаптации / Л. И. Вассерман, М. А. Беребин // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.- 1994.-№ 3.- С. 16−25.
  37. , А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста /А.Л.Венгер. М.: ВНИК «Школа», 1989. — 80с.
  38. , А.Л. О критериях готовности к школьному обучению / А. Л. Венгер, Е. В. Филиппова // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте/ под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. М., 1980.- С. 129−138.
  39. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. -М, 1973.- 288с.
  40. , В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям /В.Б.Войнов // Мир психологии.- 2002.- № 1.- С. 134−142.
  41. , Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н. В. Вострокнутов // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995 г.- С. 8−11.
  42. , И. Г. Релаксация как система расслабляющих упражнений / И. Г. Выгодская, Н. В. Берковская //Школаздоровья.- 1999.-№ 1, — С. 113−118.
  43. Выготский, J1. С. Собрание сочинений: в 6-ти т., 4,5 т. /Л.С.Выготский /под ред.Т. А. Власовой. М.: Педагогика, т.4, 1983.-432, т.5, 1984.-368с.
  44. Выготский, J1.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 480с. ISBN 5−7155−0747−2
  45. , Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С.Выготский. СПб., 1997.- 221с.
  46. , Л.Н. Школьная дизадаптация и ее предупреждение у учащихся /Л.Н.Винокуров. Кострома, 2000.- 132с.
  47. , М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, B.C. Герасимова, Л. М. Орлова. М.:Изд-во: институт практической психологии, 1998.-256с. ISBN 5−89 112−048−8
  48. , С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья: автореф. дис. канд. психол. наук/ С. Ю. Ганжа, 2000 г.- 24с.
  49. Г. В. В школу с радостью. Практическая психология для учителя/ Г. В. Гатальская, А. В. Крыленко. — М.: Амалфея, 2000.-272с.
  50. , С. М. Психогигиена учебных занятий в школе / С. М. Громбах // Психогигиена детей и подростков/ под ред. Г. Н. Седнековской и Г. Гельница. М. 1985. — С. 92−144.
  51. , Е.В. Вычислительные методы распознавания патологических процессов / Е. В. Гублер. JL, 1970.- 93с.
  52. , В.В. Предупреждение школьной дезадаптации учащихся первых классов методом биологической обратной связи: автореф. дис. канд. психол. наук / В. В. Гурьева. Калуга, 2004, — 22с.
  53. , Е.А. Занятия с группой учащихся 1-ых классов, испытывающих трудности адаптации к школе/ Е. А. Гуркова // Завуч для администрации школ.-2002.-№ 5.- С.44−46.
  54. , Н. В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Гузяева. Томск, 1999.- 22 с.
  55. , Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. -М., 1993.-176с.
  56. , Н.Н. Психофизиология / Данилова. М.: Аспект Пресс, 1998.-373с. ISBN 5−7567−0220−2
  57. Диагностика как фактор развития образовательной системы: учеб. пособие / под ред. В. Н. Максимовой.- СПб.: Ленинградский областной институт усовершенствования учителей, 1995.- 81с.
  58. Диагностика школьной дезадаптации/ под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, — М.: Социальное здоровье России, 1995.- 126 с.
  59. , О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся : учебно-методический комплекс / О. Н. Добрынина.-Новокузнецк: Центр психолого-медико социального сопровождения «Дар», 2002.-89с.
  60. , А. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов: автореф.дис. канд. психол. наук/ А.Дубогай. Киев, 1991.-22с.
  61. , И. В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы: автореф. дис. доктора психол. наук/ И. В. Дубровина. Тбилиси: институт психологических наук им. Д. Н. Узнадзе, 1988.- 38с.
  62. , И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1991.-230с.
  63. , И.В. Психология в реализации комплексных целевых программ / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов // Вопросы психологии, 1984 г.- № 6.-С.53−59.
  64. , Н.В. Особенности функционирования ЦНС детей 7−8 лет учащихся 1-го класса/ Н. В. Дубровинская, Н. Н. Брагина, К.Г.Сомина// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991.-№ 2.-С.71−75.
  65. , Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для вузов/Н.В.Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000.-144с.
  66. , М.И. Общая психология : учеб. для вузов / М. И. Еникеев. -М.: Изд-во ПРИОР, 2000. 400 с. ISBN 5−7990−0462−0
  67. , Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Петрухин А. С., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т. Х. // Вопросы психологии.- 1999.- № 4.-С.24−37.
  68. , Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.-1997, — № 1.- С. 57−61.
  69. , Н. Н. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова // Школа здоровья. М.- 1994 г. — № 1.- С. 11 -17.
  70. , А.В. Подготовка детей к школе / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова // Основы дошкольной педагогики. М., 1980.- С.250−257.
  71. Здоровье школьника: сборник нормативных и методических документов.- СПб.: ЦПИ, 1994. 76 с.
  72. , Н.М. Изучение факторов дезадаптации в условиях школы/ Н. М. Жариков, М. С. Логинова, М.А. Лебедев/ Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1983.- С.54−57.
  73. , Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н. В. Жутикова. М.: Просвещение.-1988. — 172с.
  74. , Л.С. Эмоционально личностная дезадаптация: проблемы диагностики и коррекции / Проблемы психологии здоровья: сб. научных статей/ под ред. Парфеновой Н.Б.-Псков: 11Г11И, 2002.-С. 167−179.
  75. , Н. М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков/ Н. М. Иовчук. М., 1995. — С. 23 — 25.
  76. , Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции / Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / под ред. М. М. Кабанова.-Л.: Медицина, 1983.- С.231−254.
  77. , В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия/ Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков /В.Е.Каган. М., 1995.- С.3−8.
  78. , В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган // Вопросы психологии.- 1984.-№ 4.-С.89−95.
  79. , Е.Н. Дети группы риска школьной дезадаптации / Е. Н. Казымова // Школа здоровья.- 2001.-№ 5-С.73−77.
  80. , Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студентов / Э. М. Казин. М.:Владос, 2000.-192с. ISBN 5−691−597−9
  81. , В. П. Биосистемы и адаптация / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука, 1973.- 76 с.
  82. , В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отдел., 1980. 191 с.
  83. , Б.Я. Медицинская психология / Б. Я. Казначеев. JL, 1982.-271с.
  84. , В.Н. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя / В. Н. Казначеев. М.: Владос, 2002.-174с.
  85. , А. К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе / А. К. Колеченко.- СПб.: СПБГУПМ, 1998. 370 с.
  86. , Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, М.: Просвещение, 1988.- 190с. ISBN 5−09−258−4
  87. , Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский Минск, 1976.- 350с.
  88. , И.А. Диагностические аспекты профилактики и коррекции школьной дезадаптации: методические рекомендации / И. А. Коробейников, А. Ч. Агаев, Ш. Д. Миндиашвили. М., 1997.- 123 с.
  89. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: методическое пособие / под. общей ред. Е. Е. Чепурных. М. -Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. — 244с.
  90. Компоненты адаптационного процесса / под ред. В. И. Медведя. Л.: Медицина, 1984−335 с.
  91. , Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991.- 152с.
  92. , С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. М.: Генезис, 2003.- 208с.
  93. , Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: методическое пособие / Н. Н. Куинджи. М.".Аспект Пресс, 2001.-139с.
  94. , Г. Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Ф. Кумарина // Народное образование. 2002. -№ 1. — С.111 -119.
  95. , И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Сфера, 2004.-464с.
  96. , Г. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование факторов, формирующих здоровье учащихся общеобразовательных учреждений различного вида: автореф. дис. канд. мед. наук / Г. Н. Ларионова. -Оренбург, 2002. 22с.
  97. , А.Н. Психическое развития ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. М.: 1948.-№ 3.- С. 4−15.
  98. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1972.-49 с.
  99. , В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для вузов / В. В. Лебединский. М.: Академия, 2004.-144с. ISBN 5−7695−1947−9
  100. , М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчеля.- Кишинев, 1987.- 135с.
  101. , С. Б. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению / С. Б. Лурье, Н. Г. Блинова, Е. А. Анисова // Мир психологии. 2002. — № 1.- С. 127−134.
  102. , А.А. Детская психология/ А. А. Люблинская. М.:Просвещение, 1991.-415с.
  103. , М. В. Психологические условия школьной адаптации (1-Зкл.): авторефер. дис. канд. психол. наук / М. В. Максимова, М., 1994 г.-22с.
  104. , А.Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2003.-592с. ISBN 5−272−62−5
  105. , В. А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика / В. А. Маликова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.-260с.
  106. , Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития / Н. Г. Манелис // Школа здоровья. 1999.- № 1. — С. 8−25.
  107. , А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников /
  108. A.К.Маркова. М., 1983, 64с.
  109. Мемькян, 3. А. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития / 3. А. Мемькян, Т.
  110. B. Ахутина // Школа здоровья. 2002.- № 2. — С. 28−36.
  111. Мероприятия по обеспечению адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и школы: методические рекомендации. -Иваново: НИИ материнства и детства г. Иваново, 1987. 46 с.
  112. , Ф. 3. Общий механизм адаптации и профилактики / Ф. 3. Мирсон. М.: Медицина, 1979. — 360 с.
  113. Иб.Минияров, В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В. М. Минияров. Изд-во: МОДЭК, МПСИ, 2001.-256с. ISBN 5−89 502−183−2, 5−89 395−255−3
  114. , Н. В. Школьная дезадаптация. Неврозы / Н. В. Михайлова // Школа здоровья.-2002, — № 1 .-С.56−63.
  115. , Н. В. Школьная дезадаптация. Депрессии / Н. В. Михайлова // Школа здоровья.-2001, — № 3.-С.52−56.
  116. , А. А. Социально-психологическая адаптация личности /
  117. A. А. Налчаджян. Ереван, 1987.- 231с.
  118. , Д. И. Психологические особенности детей с адаптационными расстройствами и их психологическая коррекция: автореф. дис. канд. психол. наук/ Д. Й. Насвинете. СПб., 1994.- 21с.
  119. , Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/ Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, М: Владос, 2001.-256с. ISBN 5−691−672-х
  120. , Е. В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков/Е. В. Новикова // Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. — М., 1985.— С.26−34.
  121. Обучение и воспитание детей «группы риска»: хрестоматия / сост.
  122. B.М.Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: «Институт практической психологии», 1996.-224 с.
  123. , Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова.-М.: Просвещение, 1996.-195с.
  124. , А. Ю. Психофизиологические и психологические особенности адаптации старших дошкольников с обычным развитием в группах интеграции: автореф. дис. канд. психол. наук / А. Ю. Пасторова. СПб., 2006.-24с.
  125. , М. С. Результаты обследований неуспевающих учащихся начальных классов общеобразовательных школ / М. С. Певзнер, В. М. Явкин // Дефектология. 1977. — № 2. — С. 19−23.
  126. , JI. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности мл. школьников / JI. И. Переслени.- М.: Когито-центр, 1996. 72с.
  127. , O.JI. Особенности психоэмоциональных реакций детей при обучении с шестилетнего возраста / О. Л. Переладова, Л. Р. Карецкая, Т. Э. Кулинич // Педиатрия.- 1985.- № 10.- С.44−46.
  128. , В. П. Младший школьник: заметки врачей-психоневрологов/ В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. М., 1981.- 263с.
  129. , К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. М.: изд-во «Академия», 2000.-184с. ISBN 5−7695−0643−1.
  130. , К. Н. Типология индивидуальных вариантов психологического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту 1 К. Н. Поливанова, В. В. Давыдов // Новые исследования в психологии. М.: 1988.-№ 2.-С.34−38.
  131. , Т. Л. Психологическая служба в негосударственном образовательном учреждении (система психологического сопровождения): автореф. дис. канд. психол. наук / Т. Л. Порошинская.-М.: 1999.-24 с.
  132. Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии / под. ред. Р. Р. Шиляева, В. Н. Захарова, А. А. Солнцева, 3. К. Трушинского.- М.: АН СССР, ИГМИ, 1990 88 с.
  133. Профилактика дезадаптации у первоклассников: информац.-методическое письмо / под ред. Сетко Н.П.- Оренбург: ОГМА, 1999.-10с.
  134. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям: учебно-методическое пособие / Л. А. Жданова, Т. В. Русова, А. В. Сорокина, Е. В. Селезнева. Иваново: ИГМА, 2000, — 52 с.
  135. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. -479с.-ISBN 5−93 878−211−2
  136. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.- 494с.
  137. . Избранные психологические труды/ Ж.Пиаже. М., 1989.-659с.
  138. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. -303с.
  139. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996.-529с. ISBN 5−87 065−045−3
  140. , В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989.-238с.
  141. , С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М., 1976.-354С.
  142. , Т. И. Формирование системного здоровьесберегающего подхода к укреплению и развитию детей дошкольного возраста / Т. И. Рукас // Валеология.-2004.-№ 4.-С.23−28.
  143. , Д. Г. Особенности мотивационного и эмоционального компонентов отношения к школе детей при переходе от дошкольного детства к младшему / Д. Г. Сайбулаева // Школа здоровья.-2002.- № 2.-С. 45−52.
  144. , Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина.- М.: Тандем, 1999.- 352с. ISBN 5−88 124 040−5
  145. , А. А. Проблемы междисциплинарного взаимодействия при коррекции школьной дезадаптации / А. А. Северный // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.-М., 1995.- С.16−18.
  146. , Г. Н. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. М., 2000. — 94с.
  147. , Н. Я. Профилактика трудностей школьной адаптации: развитие произвольной регуляции психической деятельности / Н. Я. Семаго // Школа здоровья. 2001.- № 3.- С. 10−16.
  148. , В. Я., Психопрофилактика и реабилитация состояний психической дезадаптации // Теоретические и прикладные аспектыфизиологии и психологии в психиатрии / В. Я. Семке, М. М. Аксенов -Владивосток, 1995.- С. 3−6.
  149. Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Н. В. Сократов. М.: изд-во «Сфера», 2005.-224с. ISBN 5−89 144−486−0.
  150. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р. В. Тонковой Ямпольской. — М.: Медицина, 1980.- 328с.
  151. , В. Ю. Некоторые показатели функционального состояния организма детей 6-летнего возраста в процессе адаптации к обучению в школе / В. Ю. Стешин // Педиатрия. 1987.- № 6. — С.33−37.
  152. , М. И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика / М. И. Степанова // Вестник образования России.-2005.-№ 10.-С.62−66.
  153. , Г. В., Дробинская А. О. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Г. В. Скобего, А. О. Дробинская. М., 1995, — С. 47−48.
  154. , В. И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
  155. , В. И., Цукерман, П. А. Кризис 7 лет и адаптация детей к школе / В. И. Слободчиков, П. А. Цукерман // Вестник МГУ, сер.№ 14.- Психология, 1996.-№ 4.- С.89−97.
  156. , Г. А. Комплексная оценка особенностей школьно-значимых показателей функционального развития детей 6−7 лет и критерии прогнозирования школьных трудностей: автореф. канд. биолог, наук / Г. А. Сугробова.-М., 1999.- 28с.
  157. , Ю. Б., Ландышев, Ю. С. Болезни адаптации и их психопрофилактика / Ю. Б. Темпер, Ю. С. Ландышев // Валеология.-1993.-№ 2.- С. 74−85.
  158. , Б. Т. Состояние здоровья первоклассников детского дома в период адаптации к школе и обоснование психологической коррекции: автореф. дис. канд. мед. наук / Б. Т. Турбекова, — 1999.- 24с.
  159. , Л. Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: автореф. дис. канд. психол. наук / Л. Н. Уварова.- Самара, 2000.- 24с.
  160. , О. Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей: учеб. пособие / О. Н. Усанова. М.: Изд-во МГПИ им. Ленина, 1990.- 197с.
  161. , О. Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии: автореф. дис. док. психол. наук / О. Н. Усанова. М., 1996.- 38с.
  162. , Д. А. Физиология школьника/ Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990.-164с.
  163. , С. В. Психологические основы взаимодействия психологов и педагогов по обеспечению адаптации детей к школе: автореф. док. психол. наук / С. В. Феоктистова, — Тверь, 2002.-40с.
  164. , Т. Г., Кантонистова, И. О., Пальчиков, С. Б. Современные проблемы психической дезадаптации детей и подростков / Т. Г. Хамаганова, И. О. Кантонистова, С. Б. Пальчиков // НЦОЗДП. Российский педиатрический журнал. 1998.- № 3. — С.27−30.
  165. , Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г. Т. Хаментаускас // Вопросы психологии.- 1986, — № 1.-С.21−36.
  166. , О. В. Формирование психологического здоровья младших школьников: автореф. дис. док. пед. наук / О. В. Хухлаева. М., 2001 .-32с.
  167. , Г. А., Поливанова, К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. М., 2003.- 168с.
  168. , О. Ю. Прогнозирование и раннее выявление психоневрологических нарушений у школьников / О. Ю. Чиркова // Школа здоровья.-2000, — № 2. С. 38−43.
  169. , О. Ю. Предпосылки школьной дезадаптации / О. Ю. Чиркова // Школа здоровья.- 2002.-№ 2. С. 57−60.
  170. , Т. Н. Адаптационные возможности системы красной крови к стандартным физическим нагрузкам у детей дошкольного возраста: автореф. канд. мед. наук / Т. Н. Шатских. Самара, 2002.-21 с.
  171. , М. В. Особенности адаптации к школе детей, пришедших из разных образовательных сред: автореф. дис. канд. пс. наук / М. В. Шамардина.- Барнаул, 2000.-24с.
  172. , И. С., Желтухина, Е. Л. Психосоматические реакции у учащихся начальных классов как форма проявления школьной дезадаптации / И. С. Швец, Е. Л. Желтухина // Школа здоровья.- 2004.-№ 1.- С. 15−21.
  173. , Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития у детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Л. М. Шипицына. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 2000.-123 с.
  174. , Е. О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разно уровневых программ в современной школе: автореф. канд. пед. наук / Е. О. Школа. СПб, 1997.-22 с.
  175. Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбах.-М., 1988.-215с.
  176. , Д. В. Состояние здоровья младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью и прогнозирование егонарушений: автореф. дис. канд. мед. наук / Д. В. Штрыголь.- Иваново, 2001.-26с.
  177. Шулындина, J1. В. Биологический возраст как показатель готовности детей к обучению в школе: автореф. дис. канд. мед. наук / JI. В. Шулындина.-М., 1979.-24с.
  178. , Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.-328с.
  179. , Б. Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей / Б. Р. Яременко, А. В. Яременко, Т. Б. Гориянова.- СПб, 1999.-170с.
  180. , А. А. Клиническое значение морфофенотипических характеристик в оценке и прогнозировании адаптационных возможностей детей дошкольного возраста: автореф. дис. док. мед. наук / А. А. Яйленко.- 2000. -32с.
  181. , Г. Б. Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе: автореф. дис. канд. психол. наук / Г. Б. Яскевич. М., 1997.- 24 с.
  182. , JI. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / J1. А. Ясюкова.- СПб.: Речь, 2003.- 384 с.
  183. , И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии.- 1994.-№ 2.- С.64−76.
  184. Bernstein G.A., Svingen Р.Н., Garfinkel B.G. School fobia. -J. Of Amer. Academy of Child and Adolescent Psychiatiy, 1990, v.29(l), p.24−30.
  185. Caglar H. La psychologie scolaire. Paris. 1983. 128 p.
  186. Elsworth R. Child and adolescent adjustment profile Palo Alto, 1987,32 p.
  187. Hersov L.A. School refusal, in: Child and adolescent psychiatry: modern approaches. 2nd ed. (ed. M. Rutter, L. Hersov), Oxford, 1978, p.382−399.
  188. Jonesen S, Jourdon Joneseu C., Alain M., L evoluation du potentiel d apprentissage // Bulletin psychologie. 1987.40. 380 p.
  189. Last C.G., Francis G. School fobia. in: Advances in clinical child psychology. Vol.2 (ed. Lahey В., Kazdin A.), N.Y., 1988.234 р.
  190. Ladd G. W., Price J. M. Predicting children s social and schoof adjustment following the transition from preschool to kindergarten.- Child Development, 1987, v. 58 5, p. 1168−1189.
  191. Leif J., Delay J. Psychologie et education. V. 1. L enfang. Paris, 1965. 513 P
  192. Loeber R. Dishion T. Boys who fight at home and school.- J. Of Consultion and Clinical Psychology, 1984, v. 52, p.759−768.
  193. Meyer R. Image de soi et status scholaire// Bulletin psychologie. 1987. 382. P. 933−943.
  194. Okun B.F. Family therapy and the schools.- in B.F.Okun (ed.) Family therapy with school related prob lems.- Rockville, 1984, p. l-12.
  195. Phillips B. School refusal and anxiety.- N.Y., 1978.
  196. Searight H.R. Family environments of children withschool behaviour problems.- Psychol. Reports, 1987, v.60(3-pt2), p.1263−1266
  197. Scoresby A. Christencen D. Differences in interaction and environmental conditions jf chinic and non-chinic families: implications for counselors.- J Of Marriage amd family Counsenling, 1976, v.2, P. 63−71.
  198. Schiefelbusch R. L. Assisting children to become communicatively competent/ in R.L. Schiefelbusch, J. Pickers (eds) The acquition of cjmmunicative competence.- Baltimore, 1984, P.527−533.
  199. Vial M., Plaisanct E., Beauwais J. Les mauvais eleves. Paris, 1970, 174 p.
Заполнить форму текущей работой