Феномен абсурда: Пробл. эстет. — филос. анализа
Развитие во времени понимания абсурда представляет собой замкнутый круг возвращения к исходной точке понимания, посредством пути нарстаицего самоотрицания, и далее — к Фактическрй исчерпанности темы к началу 70-х, и снова пробуждения интереса в период нынешних социальных кризисов. Абсурд — это магический театр Степного Волка С 23″ подмигивающий нам миражными огоньками, завлекающий…
ДиссертацияФеноменологические предпосылки музыкально-эстетического образования личности
И, в-четвертых, актуальность задачи феноменологического рассмотрения музыкального искусства обусловлена тем, что феноменологический подход позволяет рассматривать искусство как эстетически самоценное в противовес узко утилитаристскому и морально-дидактическому его пониманию. Собственная ценность искусства должна быть открыта для рассмотрения, так как общественно-утилитарное значение искусства…
ДиссертацияФилософия творчества Иосифа Бродского
И. А. Бродский, сталкиваясь с недовоплощенностью культурного мифа для целей познания, создавал собственную, «внутреннюю» мифологию, в процессе чего появились истуканы сознания или «молохи», проводящие смысл того, что сказывается поэту «поэтически узнанным». Такими «истуканами» сознания сделались у И. А. Бродского время, пространство, вода, воздух, пыль, мрамор как основные проводники…
ДиссертацияЭрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX — начала XX века
Если духовную жизнь человечества рассматривать как триединство искусства (творчества), философии (образа мышления) и религии (веры), то становится очевидным, что факт соединения искусства Востока и Запада уже существует. Это можно наблюдать на множестве различных примеров. Например, западное течение импрессионизм по сути своей близко к восточной культуре: импрессионизм — это запечатление момента…
ДиссертацияЭстетическая теория русского модерна
Неоромантизм модерна сменяет неоклассицизм, обращение к архитектурной классике — системе античности. В неоклассицизме явственно намечается переход к новой рациональности, где архитектура, например, оперирует плоскостями, выявляющими функции и конструкцию, а не прикрывает их декором. Это определяет и последний период развития модернапротоконструктивизм, в котором лишь некоторые детали связывают…
ДиссертацияЭстетические аспекты конструирования визуального образа в рекламной фотографии
В заключении хотелось бы вспомнить формулу создания рекламы AIDA (= Attention — внимание, Interest — интерес, Desire — желание, Actionдействие), которую вывел в середине прошлого века Дж. Лунд. Данная формула определяет базовые задачи рекламы: привлекать вниманиевызывать интересспособствовать появлению желания приобрести товарпровоцировать конкретные действия. В целом, с первыми двумя задачами…
ДиссертацияЭстетические основы художественно-критической деятельности В. В. Стасова
Проблема эстетизации материальной среды в творчестве В. В. Стасова поднималась в ряде статей В. Г. Кисунько. Автор рассматривает взгляд Стасова на эту проблему укрупненно, в контексте социально-исторического развития общества, одновременно он указывает на возможные сопоставления эстетических взглядов критика с идеями таких мыслителей, как Дж. Рёскин, У. Моррис, Ц. Норвид. Позднее в своей…
ДиссертацияЭстетические закономерности и психологические механизмы художественного восприятия
Ещё и сегодня эстетическая и художественная потребности человека представляются нередко как некие «безусловные», изначально прирожденные человеческому существу. Несмотря на бурное развитие в XX веке эстетики и психологии искусства, остаётся разрыв между эстетическим и утилитарным. Генетическая связь эстетического и практического всё ещё остаётся малоизученной. И. Кант, как известно, полагал, что…
ДиссертацияЭстетика Скрябина и русский символизм
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 9 публикациях, вышедших в специализированных изданиях и сборниках материалов научных конференций, а также изложены в докладах на международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство» (2003), на международной научно-практической конференции «Gratias agimus: Философско-эстетические штудии» (2007…
ДиссертацияЭволюция образа вещи в культуре
Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999. С. 129. эстетическое чувство становится объектом теоретической рефлексии. Это происходит в тот момент, когда в результате развития промышленности начинает проявляться деэстетизация бытия, депоэтизация мира, возникает разрыв между пользой и красотой. Философские теории прекрасного окружают его ореолом практической…
ДиссертацияГротеск в культуре русского Средневековья
То, что гротескный образ пограничен и, как правило, появляется в полосе взаимопересечения различных культурных пластов (языков, парадигм, аксиологических установок и т. д.) или самостоятельных культурных систем, было отмечено исследователями (в первую очередь — Бахтиным), но — как констатация факта, а не как следствие, имеющее свою причину, нуждающуюся в объяснении и раскрытии. В результате…
ДиссертацияКомическое в музыке как феномен истории художественной культуры
Феномены комического в музыкальных произведениях разных историко-художественных стилей, жанров объединил общий принцип «обмана» художественных, жанровых ожиданий слушателя. Каждая историко-стилевая эпоха воплощала его посредством композиторских техник, соответствующих её духовным интенциям. Техника создания феномена комедийного венскими классицистами — это травестирование художественного канона…
ДиссертацияИсследование искусства в западной эстетике: Эволюция методологии
Современная эпоха по праву определяется как эпоха научно-технических революций. Возникнув и развиваясь, Большая Наука стала не только ведущей формой общественного сознания, но и активным средством изменения общественной и окружающей природной среды жизнедеятельности людей, их образа жизни, форм труда и культурного досуга, реализуемого при помощи рожденных научно-технической революцией массовых…
ДиссертацияИсторичность парадигм искусства и проблема современной художественности
Там же, с. 402. хотя произведение искусства, оговаривает он, является продуктом индивидуальных решений и действий художника, и наше восприятие, сталкивающееся, а ним^- это наше личное зрительское восприятие, тем не менее, возможность-такого, восприятия^, как и само создание^ зиждется только на парадигмальной основе. «Как проясняют искусство Дюшана и теория Данто, правильный статус объекта как…
ДиссертацияИскусство как предмет феноменологии и герменевтики
Феноменология, напротив, сводит многозначность к однозначности. Путь феноменологической редукции, дескрипции (подробного описания всего существенного в факте), приводит к смысловой структуре, к смысло-отношениям, которые выступают неизменным основанием — субстанцией — текстов, толкований, исполнений, своеобразной «меркой» нашим знаниям о реальности. Сводя предметы (вещи) к феноменам, которыми…
ДиссертацияКультурно-исторические аллюзии в рекламе
Преобладающая часть современной рекламы, используя тропы для создания выразительного образа, обращается к приему аллюзии. Культурно-исторические аллюзии включают в себя все многообразие культурных форм, произведений различных видов искусства, фактов и персоналий истории, используемых в качестве адресанта аллюзивной связи для создания выразительного рекламного образа. В процессе реализации…
ДиссертацияХудожественное пространство и время в историческом кино
Исследования. К числу сложных, ждущих своего конструктивного решения проблем современного российского общества, относятся неудовлетворительная практика формирования исторического сознания и недостаточно эффективное использование механизма культурной памяти-. Нередко приобщение молодого поколения к отечественной истории, которая так богата и поучительна событиями, героями и уроками, осуществляется…
ДиссертацияХудожественно-эстетическое освоение бытовой повседневности Просвещения: На примере России и Западной Европы
Объектом внимания данной работы стала динамика развития бытовой повседневности XVIII века, сформированной эпохой Просвещения и выраженной в социокультурных и материальных феноменах. Автор ставит цель проследить, как идеи просветителей находили свое отражение в сознании людей, сформированном в различной культурной среде (на примере России и западной Европы) и обуславливали сходство и различие…
ДиссертацияКонцепт популярной культуры в современной англо-американской культурфилософии: философско-эстетический аспект
Первые попытки теоретического осмысления феномена популярной о культуры диссертант относит к 50-м годам XX века, хотя подготовка в виде откликов, рецензий и статей критиков, занимавшихся вопросами популярной культуры, велась и на протяжении предыдущих десятилетий, в частности, в период с 1880 по 1950 годы9. В годы Второй мировой войны тема эстетики популярного практически не разрабатывалась…
ДиссертацияМир идеального и мир реального в образной системе шпалеры
Научная новизна диссертации определяется попыткой автора дать целостную характеристику конструкции образной структуры шпалеры, рассмотреть готическую шпалеру как культурно-эстетический феномен, выявить его влияние на искусство и эстетику позднейших лет. Обращаясь к сопоставлению мира идеального и мира реального в образах шпалеры, автор обращается к наиболее характерным средневековым памятникам…
ДиссертацияМузыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития
II. музыка схожа с мифом: подобно мифу, она преодолевает антиномию исторического, преходящего времени и постоянства структуры. И миф, и музыка являются языковой деятельностью, которая в каждом случае посвоему возвышается над реализованной речью и требует для своего выражения временной протяженностипоследнюю и миф, и музыка отвергают, погружая нас во вневременное. Подобно музыкальному…
ДиссертацияПроблема музыкально-эстетического предмета в контексте отечественного музыкознания конца XIX — начала XX века
Проблема эстетического предмета как целостности, формирующейся в сознании субъекта восприятия на основе звучащей музыки дает возможность наиболее полного и глубокого рассмотрения всех воссоздаваемых процессуальных связей звука со слушателем, факторов, способствующих выявлению эйдетически сущностной специфики предмета и духовно-личностного переживания звучащих музыкальных произведений…
ДиссертацияПроблема национальной самобытности искусства в эстетике В.В. Стасова
В диссертации проанализирован вопрос о творческой индивидуальности как выражении национального своеобразия. Анализ показал, что Стасов видел эту проблему в ее многоаспектности. Здесь эстетика реализма Стасова представлена в более широком развертывании. Оставаясь на позициях правды («неутомимая жажда правды»), верности действительности, содержательной глубины искусства, Стасов утверждал широкие…
ДиссертацияПроблема трагического в эстетике Н.А. Бердяева
Здесь-то и обнаруживается принципиальная невозможность подобногоименно адекватного — «перевода» с одного уровня на другой без весьма ощутимых потерь. И чем сильнее выражена у художника-творца духовная составляющая, чем сложнее и рафинированнее организована, чем яснее, ярче и богаче предстает перед его внутренним взором «творческий образ», тем более остро, болезненно, трагически он должен…
ДиссертацияПетербург как эстетический феномен
Во второй половине 18 столетия Петербург понят и осмыслен не только как город-проект, воплощение идеала, но как некая реальность, уже укорененная в культуре. В это время появляется множество описаний города. Так, в 1751 году была завершена работа над первым историческим очерком русской столицы: «Краткое описание царствующего града. Санкт — Петербурга, от начала построения его с 1703 года по 1751…
ДиссертацияОнтология музыки
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были изложены автором в ряде докладов и выступлений на всероссийских, а также международных конференциях, семинарах, симпозиумах и т. д. у нас в стране (VII международном конгрессе международной ассоциации работников просвещения за мир во всём мире — СПб., 1994; II международной конференции «Тема смерти в духовном опыте человечества…
ДиссертацияСинтетическая природа маски в актерском искусстве
Поэтому, используя методы семиотики, «маска-образ» была нами рассмотрена как знаковое явление, где было установлено, что «маска-образ» представляет собой сложный знак. Знак отражает не действительность, он отсылает нас к той или иной действительности. Именно поэтому в сценическом пространстве театра могут возникать фантастичные персонажи, отсылающие к нулевому объекту в действительности. Свойство…
ДиссертацияТеатр в эстетико-семиотическом дискурсе: На примере отечественной и западноевропейской театральной практики второй половины XX века
См.: Эко У. К преобразованию понятия иконического знака. — М., 1978. как общая модель языка" попытались ввести в театральную семиологию1 математический аналитический аппарат.2 Но столкнулись с трудностью того, что театр, обладая огромным количеством подвижных и изменяющихся структурных элементов, избегает подсчетов и вычислений. «Жизнь сцены» не сводится к познанию и изучению только лишь…
ДиссертацияСуггестивное воздействие художественного телевидения
В последнее время, исследуя нравственно-психологическое и эстетическое влияние телевизионного экрана на человека, часто говорят о манипулятивном характере внушения, что влечет за собой негативные последствия — систематическое разрушение психологической защиты человека, способности критически оценивать происходящее. Особенности телевизионных средств выражения, возможности телеэкрана развлекать…
ДиссертацияАнализ кинофильмов
В первых двух, рассмотренных кинолентах, происходящее преподносится через призму творческой личности, того, как она оценивает мир, его красоту и не совершенство, а также выражает свое отношение к нему через восхищение. В третьей картине, уже сам зритель становится сотворцом в процессе просмотра, анализа и переживания происходящего на экране. Яркий момент в фильме это сцена, где инвалид танцует…
Эссе