Художественное пространство и время в историческом кино
Диссертация
Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию на различных научных мероприятиях: «Наука как перспективное направление деятельности молодежи»: научно-практическая конференция в рамках IV Фестиваля науки (М., 11 октября 2009 г.), IV Московская межвузовская научно-практическая конференция (М., 6−30 ноября 2009 г.), «Молодежь и будущее России: стратегии развития образования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Эстетические аспекты исторического кинофильма
- 1. 1. Исторический жанр киноискусства как эстетическое явление
- 1. 2. Хронотоп и пространственно-временная определенность исторического фильма
- Глава 2. Особенности художественного моделирования пространственно-временного континуума в фильмах на темы истории
- 2. 1. Полисемантичность пространственно-временных параметров киноповествования о прошлом
- 2. 2. Эстетические средства раскрытия темы субъекта истории в отечественном кинематографе
Список литературы
- Абдулатипов, Р. Г. На дружбе народов держится мир // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. — № 2. — С. 8 — 20.
- Абикеева, Г. О. Взаимодействие культур Запада и Востока в современном кинопроцессе : автореф.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / Г. О. Абикеева- Всесоюз. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова.- М., 1990.- 24 с.
- Азбука кино.- М.: Киноцентр, 1990.- 64 е.: фотоил.
- Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, A.B. Панин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК «Велби»: Проспект, 2005. — 608 с. -(Классический университетский учебник).
- Андреев, Б. Б. Параметры образа / Б. Б. Андреев // Актуальные проблемы киноискусства: сборник.- М., 1977.
- Андреев, Б. Б. Эстетика кино : учеб. пособие для студентов специальности «Режиссура видеофильма» / Б. Б. Андреев- Моск. гос. ун-т культуры, — М.: МГУК, 1988.
- Андреев, Б. Б. Эстетический феномен исполнительского мастерства в советском кино : дис.. доктора филос. наук: 09.00.04 / Андреев Б. Б. -М., 2004. 292 с.
- Андрей Тарковский: юбилейный сборник / сост. Я. Ярополова. М.: Алгоритм, 2002. — 272 с.
- Аннинский, Л. Шестидесятники и мы. Кинематограф, ставший и неставший историей / Л. Аннинский- худ. В. А. Плотнов.- М.: ВТПО «Киноцентр», 1991.- 255 с.: ил.
- Ю.Аркус, Л. Сокуров / Л. Аркус. СПб.: СЕАНС ПРЕСС, 1994. — 394 с. 11 .Аронов, А. А. Вклад России в мировую культуру: биогр. энцикл. словарь / A.A. Аронов.- М.: Профиздат, 2002, — 446, 2. с.
- Аронов, А. А. Мировая художественная культура : Россия. Конец XIX -XX век: эксперимент, учеб. пособие / А. А. Аронов.- М.: Издательский центр АЗ, 1999.-234 с.
- Аронов, А. А. Русское Предвозрождение : монография / А. А. Аронов. -М.: Экон-Информ, 2009. 208 с.
- Аронсон, О. В. Метакино / О. В. Аронсон. М.: Ас! Мшфпет, 2003. — 264 с.
- Аронсон О. В. По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство: лекции / О. Аронсон, Е. Петровская. Нижний Новгород: Приволжский филиал ГЦСИ, 2009. — 227 с.
- Арутюнян, С. М. Семиотические границы в искусстве (культурологический анализ): дис.. доктора филос. наук: 24.00.01 / С. М. Арутюнян. Химки, 2008. — 417 с.
- Асоян, Ю. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX начала XX веков) / Ю. Асоян, А. Малафеев. — М.: ОГИ, 2000. — 344 с.
- Бабушкин, С. А. Пространство и время в киноискусстве / С. А. Бабушкин. Курск: КГПУ, 1995. — 64 с.
- Бабушкин, С.А. Пространство и время художественного образа в свете Ленинской теории отражения : автореф. дис.. канд. филос. наук / С. А. Бабушкин.- Л., 1971.- 22 с.
- Базен, А. Что такое кино?: сб. ст. / А. Базен. М.: Искусство, 1972. — 382 с.
- Базенкова, М. В. Пространственно-временной континуум российского кинематографа переходного периода (1984−1992). К методике исследования экрана перестроечного времени: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / М. В. Базенкова. М., 2009. -148 с.
- Балаш, Б. Кино. Становление и сущность нового искусства / Б. Балаш. -М.: ПРОГРЕСС, 1968. 328 с.
- Бельская, С. А. Проблемы цвета в экранных искусствах : дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / С. А. Вельская. М., 1999. — 115 с.
- Божович, В. Из истории киномысли / В. Божович. -М., 1988.-234с.
- Болдырев, Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского / Н. Болдырев. М.: ВАГРИУС, 2004. — 528 с.
- Бондаренко, В. А. Современный отечественный кинематограф и теоретические принципы ОПОЯЗа : дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / В. А. Бондаренко. М., 2009. — 177 с.
- Бондарчук, С. Ф. Воспитание правдой : книга для учителя / С. Ф. Бондарчук. М.: Просвещение, 1993.- 144 е.: ил. 31 .Бондарчук, С. Ф. Желание чуда / С. Ф. Бондарчук.- М.: Молодая гвардия, 1984.- 220 с.
- Борев, Ю. Эстетика / Ю. Борев. М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005. -829, 3. с.
- Бычков, В. В. Эстетика : учебник для вузов / В. В. Бычков. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2011. — 452 с.
- Вайсфельд, И. В. Искусство в движении: Современный кинопроцесс: исследования, размышления / И. В. Вайсфельд.- М.: Искусство, 1981.- 240 е., портр.
- Зб.ВаЙсфельд, И. В. Кино как вид искусства / И. В. Вайсфельд.- М.: Знание, 1983.- 144 с.
- ВаЙсфельд, И. В. Так начиналось искусство кино / И. В. Вайсфельд .- М.: Союз кинематографистов СССР, 1988.- 63 е.: ил.
- Виноградов, В. В. Некоторые аспекты теории выразительного движения в творчестве С. М. Эйзенштейна / В. В. Виноградов М. Эйзенштейновский центр исследования кинокультуры, 2003. — 35 с.
- Воеводина, JI.H. Мифотворчество и масс-медиа / Л. Н. Воеводина // Культура в контексте гуманитарного знания. Том 2. Эстетика и семиотикаjкультуры. М. 2007. С. 9 — 13.
- Гармиза, Н.В. Этическое и эстетическое в современном искусстве /
- Н. В. Гармиза // Культура в контексте гуманитарного знания. Том 2. Эстетика и семиотика культуры. М., 2007. — С.5 — 8.
- Гегель, Г. Г. Наука логики. В. 3 т. Т. 2. / Г. Г. Гегель. М.: Мысль, 1971. — 248 с. I
- Гращенкова, И. Н. Кино Серебряного века и проблемы культурно-национального самоопределения кинематографа : дис.. доктора искусствоведения: 17.00.03 / И. Н. Гращенкова. М., 2007. — 354 с.
- Гращенкова, И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Соц. эстетический потенциал современного кинопроцесса: учеб. пособие /
- И. Н. Гращенкова, — М.: Высшая школа, 1986.- 224 е.: ил.
- Гращенкова, И.Н. Советская кинорежиссура: История и современность. Проблемы и имена/И. Н. Гращенкова.- М.: Знание, 1982.- 120 с.
- Громов, Е.С. Восхождение к герою: Экран и молодёжь: книга для учителя / Е. С. Громов.- М.: Просвещение, 1982.- 191 е.: ил.
- Грюнбаум, А. Философские проблемы пространства и времени : пер. с англ. / А. Грюнбаум. М.: Прогресс, 1969. — 590 с.
- Грюнвальд, И.Г. Эстетика времени в творчестве Андрея Тарковского : дис.канд. филос. наук: 09.00.04 / И. Г. Грюнвальд.- М., 1995.- 150 с.
- Гук, А. А. Этические ориентиры функционирования видеопроизведений различных типов / А. А. Гук // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. — № 2. — С. 63 — 70.
- Гусак, В. А. Кинематограф Робера Брессона : творческий метод и стиль: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.09 / В. А. Гусак. СПб., 2009.- 199 с.
- Давиденко, Д. А. Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов : дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 /
- Д. А. Давиденко.- М., 2004.- 167 с.
- Данн, Дж. У. Эксперимент со временем / Дж. У. Данн. М.: Аграф, 2000. — 224 с.
- Дворниченко, О. И. Гармония фильма / О. И. Дворниченко.- М., 1981.- 200 с.
- Делез, Ж. Кино / Жиль Делез. Москва: Ад Маргинем, 2004. — 623 с.
- Десяев, С. Н. Категории пространства и времени в образной структуре телевизионной публицистики : дис.. доктора филол. наук: 10.01.10 /
- С. Н. Десяев. М., 2005. — 336 с.
- Джулай, Л. Н. Документальный иллюзион: Отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества / Л. Н. Джулай. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Материк, 2005. — 240 с.
- Жабский, М. И. Кино. Реалии и вызовы глобализации / М. И. Жабский. -М.: НИИ киноискусства, 2002. 309 с.
- Жабский, М. Кино в современном обществе. Функции воздействие -востребованность / М. Жабский, К. Тарасов, Ю. Фохт-Бабушкин. — М., 2000.-376 с.
- Ждан, В.Н. Эстетика фильма / В. Н. Ждан.- М.: Искусство, 1982.- 375 е.: ил. 59.3ак, М. Кино как зрелище / М. Зак // Что такое язык кино. М.: Искусство, 1989.-238 с.
- Зимин, А. Ю. Феномен смыслообразования в киноискусстве : дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / А. Ю. Зимин. Тюмень, 2007. — 150 с.
- Зоркая, Н. М. История советского кино / Н. М. Зоркая. СПб.: Алетейя: Изд-во С.-Пб. университета, 2006. — 544с.: ил.
- Изволов, H.A. Феномен кино: история и теория / Н. А. Изволов- НИИ киноискусства М-ва культуры РФ.- М.: ЭГСИ, 2001.- 319 с.
- Ирза, Н. Д. Художественное пространство-время и современный синтез искусств (на материале участия музыки в экранных искусствах): автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.04 / Н. Д. Ирза. М., 1993.-21 с.
- История отечественного кино. Хрестоматия / Рук. проекта Л. М. Будяк. Авт.-сост. А. С. Трошин, Н. А. Дымшиц, С. М. Ишевская, В. С. Левитова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011.- 672 с.
- Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-401 с.
- Камшалов, А. Героика подвига на экране. Военно-патриотическая тема в советском кинематографе / А. Камшалов. — М.: Искусство, 1986.- 223 е.: ил.
- Кино: энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. -637 с.
- Кокарев, И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим / И. Е. Кокарев. М.: Российский фонд Культуры, 2001.- 488 е.: ил.
- Комаров, С. В. История зарубежного кино. В 2 т. Т. I. Немое кино / С. В. Комаров. -М-: Искусство, 1965. 416 с.
- Краймайер, К. Советское кино сегодня / К. Краймайер.- Баден, 1990.- 285 с.
- Кракауэр, 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / 3. Кракауэр. М.: Искусство, 1974. — 424 с.
- Кулешов, Л. В. Кинематографическое наследие : статьи, материалы / Л. В. Кулешов. М.: Искусство, 1979. — 239 с.
- Культурная политика Российской Федерации: нац. докл., подгот. группой экспертов по поручению М-ва культуры РФ (Москва, 1995 г.) / Совет Европы. — Страсбург: Комитет по культуре, 1996. — 192 с.
- Левин, Е. О художественном единстве фильма / Е. Левин.- Москва, 1977.
- Левин, Е. С. Художественный образ в киноискусстве.- Киев: Мистецтво, 1985.-159 с.
- Лотман, Ю. М. Диалог с экраном/ Ю. М. Лотман, Ю. Цивьян. Таллинн: Александра, 1994. — 257 с.
- Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2005. — 704 е.: ил.
- Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2010.- 704 с.
- Мазурина, Е. А. Взаимодействие документальных форм кинематографа и телевидения : дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / Е. А. Мазурина. -М., 1984.- 168 с.
- Макиенко, М. Г. Иллюзия реальности в художественных фильмах (на примере исторического кинематографа) / М. Г. Макиенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010.- № 2. С. 93 — 98.
- Макиенко, М. Г. Проблема исторической судьбы народа в российском кинематографе / М. Г. Макиенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. — № 5. — С. 243 — 247.
- Макиенко, М. Г. Пространственно-временные границы исторического жанра кино / М. Г. Макиенко // Инновационные модели и проекты культурного пространства: сб. ст. науч.-практич. конф. (Москва, 23 декабря 2009 г.) М.: МГУКИ, 2009. — С. 39 — 44.
- Макиенко, М. Г. Семиотика исторического кинематографа / М. Г. Макиенко // Молодой ученый. 2009. — № 7. — С. 274 — 278.
- Макиенко, М. Г. Специфика временного пространства в историческом жанре кино / М. Г. Макиенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. — N° 6. — С. 73 — 77.
- Макиенко, М. Г. Философско-эстетическая природа киноискусства / М. Г. Макиенко // Молодой ученый. 2010. — Т. 2. — № 1, 2 (13). — С. 112 — 114.
- Макиенко, М. Г. Художественная реальность исторического кинематографа / М. Г. Макиенко // Молодой ученый. 2009. — № 6. — С. 199−201.
- Малыгина, И. В. Этнокультурная идентичность : Онтология, морфология, динамика: дис.. доктора филос. наук: 24.00.01/ И. В. Малыгина. М., 2005.-305 с.
- Малыгина, И.В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности / И. В. Малыгина. М.: МГУКИ, 2005. -282 с.
- Мариевская, Н.Е. О новейших концептах времени в структуре кинематографического произведения: дис.. канд. искусствоведения: 17. 00.03. / Н. Е. Мариевская. М., 2006. -136 с.
- Мачерет, А. О поэтике киноискусства / А. О. Мачерет, — М.: Искусство, 1981.-304 с.
- Мейлах, М. Б. Изобразительная стилистика поздних фильмов Эйзенштейна / М. Б. Мейлах. — Л.: Искусство, 1971. 175 с.
- Мечковская, Н.Б. Семиотика : Язык. Природа. Культура: учеб. пособие для студ. филол., лингв, и переводовед. фак. высш. учеб. заведений / Н. Б. Мечковская. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 432 с. — (Высшее профессиональное образование).
- Моисеев, А. Ю. Концепции художественного творчества в современной эстетике кино : автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.04. /
- А. Ю. Моисеев. М., 2007. — 14 с.
- Моисеев, А.Ю. Вопрос о реализме и художественной правде в кино // Культура в контексте гуманитарного знания. Том 2. Эстетика и семиотика культуры. М. 2007.С. 50−56.
- Мосалев, Б. Г. Человек в реально-виртуальных мирах культуры: дискурсивно-целостный концепт / Б. Г. Мосалев. М., 2009. — 358 с.
- Мусский, И.А. 100 великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский М.: Вече, 2006. — 480 с. — (100 великих).
- Неженец, Н. И. Русская народно-классическая поэзия начала XX века как эстетический феномен : автореф. дис.. д-ра философ, наук: 09.00.04 / Н. И. Неженец. М., 1999. — 48 с.
- Неженец, Н. И. Дантовы круги России / Н. И. Неженец. М.: Раритет, 2008.-255 с.
- Неженец, Н. И. Русская народно-классическая поэзия / Н. И. Неженец. М.: Раритет, 2007. — 544 с.
- Налетов, И. 3. Философия: учебник / И. 3. Налетов. М.: ИНФРА-М, 2010. — 400 с. — (Высшее образование).
- Неретина, А. В. Кинематограф и живопись : сравнительный культурфилософский анализ: автореф. дис.. канд. философ, наук: 24.00.01 / А. В. Неретина. СПб., 2010. — 25 с.
- Нефёдов, Е. А. Пространство и время как сюжетообразующие элементы фильмов : рубеж XX XXI веков: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / Е. А. Нефёдов. — М., 2007. — 191 с.
- Никитина, И. П. Пространство мира и пространство искусства / И. П. Никитина. -М.: РГГУ, 2001. 210 с.
- Никитина, И. П. Философия искусства : учеб. пособие /
- И. П. Никитина. 3-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2010. — 559 с.
- Огнев, К. К. Реалии истории в художественной системе фильма : Основные типологические модели на материале мирового кинопроцесса: дис.. доктора искусствоведения: 17.00.03 / К. К. Огнев. М., 2003. — 353 с.
- Огурчиков, П. К. Экранная культура как новая мифология (на примере кино): дис.. доктора культурол.: 24.00.01 / П. К. Огурчиков. Химки, 2008.-287 с.
- Первый век кино: популярная энциклопедия. — М.: Локид, 1997. -712, [8] е.: ил.
- Первый век нашего кино, 1896−1996: фильмы, события, герои, документы: энциклопедия / Рос. ин-т культурологии и др. — редкол. К. Э .Разлогов (председ.) [и др.]. —М.: Локид-Пресс: РИК, 2006. — 913 с.: ил.
- Пивоев, В. М. Философия культуры : учеб. пособие для вузов / В. М. Пивоев. — 3-е изд. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009. — 426 е.- (Gaudeamus).
- Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, НИИ киноискусства- под общ.ред. М. И. Жабского. М., 2006. — 440 с.
- Разлогов, К. Э. Не только о кино : монография / К. Э. Разлогов — ред,-сост. Т. С. Стяжкина. — М.: Совпадение, 2009. — 285 с.
- Разлогов, К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К. Э. Разлогов. М.: Рос. политич. энциклопедия, 2010. — 287 с.: ил. —¦ (Актуальная культурология).
- Разлогов, К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности / К. Э. Разлогов. -М.: Искусство, 1982. 158 с.
- Савельева, И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В, Полетаев. —- М.: Языки русской культуры, 1997. — 800 е., 1. л. ил.
- Савицкий, Г. Этот простой и сложный язык кино : беседы о выразительных средствах экранного искусства / Г. Савицкий. М.: Просвещение, 1981.- 176 е.: ил.
- Сагатчук, С. П. Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века : на примере творчества В. М. Шукшина: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04 / С. П. Сагатчук. М., 2009. — 159 с.
- Сагатчук, С. П. Эстетические аспекты экранного мира и поэтики Андрея Тарковского / С. П. Сагатчук // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. № 2. — С. 241 -244.
- Сараф, М. Я. О многоаспектности бытия человека в культуре / М. Я. Сараф // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. — № 6. — С. 252 — 254.
- Современная культура: динамика застоя: беседа с участием К.Разлогова. // Искусство кино. — 2008. — № 3. — С. 5−17.
- Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2008. — 736 с. 129. 100 великих режиссеров / авт.-сост. И. А. Мусский. М.: Вече, 2006. -480 с. — (100 великих).
- Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т. Н. Суминова. М.: Академический Проект, 2006. — 480 е.: ил. — (Технологии культуры).
- Суминова, Т. Н. Персональная документография киноискусства: Теоретико-методические основания и тенденции развития: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Т. Н. Суминова. М., 1996. — 16 с.
- Суминова, Т. Н. Художественная культура как информационная система : мировоззренческие и теоретико-методологические основания: дис. доктора филос. наук: 24.00.01 / Т. Н. Суминова. М., 2006. — 342 с. I142
- Тарасов, А. В. Кинематограф М. А. Булгакова. К проблеме кинематографичности художественного мышления писателя: дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / А. В. Тарасов. Шуя, 2006. — 185 с.
- Тарковский, А. Уроки режиссуры / А. Тарковский. М., 1993.- 92 с.
- Тенденции социокультурного развития России. 1960 — 1990-е гг. / РАН- М-во культуры РФ- Рос. ин-т культурологии- отв. ред.: И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. — М., 1996. — 507 е.: табл.
- Тюрин, Ю. П. Российская история и духовные традиции в контексте кинематографического творчества: автореф. .докт. искусствоведения: 17.00.03 / Ю. П. Тюрин. М., 2006. — 46 с.
- Философско-эстетические проблемы киноискусства. М., 1983, — 104 с.
- Фрейлих, С. И. О стиле кино / С. И. Фрейлих. М.: Знание, 1987. — 52 с.
- Фунтикова, С.А. Киномонтаж как способотражения культурной динамики // Культура в контексте гуманитарного знания. Том 2. Эстетика и семиотика культуры. М., 2007. — С. 41−44.
- Хейфиц, И. Е. О кино / И. Е. Хейфиц. Л.-М.: Искусство, 1966. — 232 с.
- Хренов, Н. А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены 1 культурных циклов / H.A. Хренов. М.: Прогресс-традиция, 2008. — 536 с.ил.
- Хренов, Н. А. Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Н. А. Хренов. М.: Наука, 2002. — 467 с.
- Худякова, Л. А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций : дис.. канд. филос. наук :0900.04 / Л. А. Худякова. СПб., 2000. — 142 с.
- Человек, культура и общество в контексте глобализации: материалымеждунар. науч. конф. / Федерал, агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии — редкол.: К. Э. Разлогов (председ.) и др. — М.: РИК: Акад. Проект, 2007. — 339 с.
- Черток, С. Зарубежный экран / С. Черток. М.: Искусство, 1973. — 248 с.
- Чжон, Ми Сук. Кинематограф А. Сокурова как современный феномен традиционной культуры: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / Ми Сук Чжон. М., 2005 .- 185 с.
- Чичерин, А. В. Ритм образа / А. В. Чичерин.- М., 1980.- 336 с.
- Шибаева, М. М. Интерпретация классических текстов как культурная преемственность / М. М. Шибаева // Обсерватория культуры.- 2007.- № 1,-С. 18−23.
- Шибаева, М.М. Полижанровость искусства как проявление культурного многообразия / М. М. Шибаева // Обсерватория культуры.-2011.- № 1.-С 21−26.
- Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. М.: ВГИК, 1998. -193 с.
- Эйзенштейн, С. М. Неравнодушная природа. В 2 т. Т. 1. Чувство кино / С. М. Эйзенштейн. М.: Музей кино: Эйзенштейн- центр, 2004. — 687 е.: ил.
- Электронная культура и экранное творчество / Федерал, агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии, Нац. акад. кинематограф, искусств и наук- сост. науч. ред. К. Э. Разлогов. — М.: Акад. проект, 2006. — 386 е.: ил.
- Юткевич, С. Контрапункт режиссера / С. Юткевич. М.: Искусство, 1960.-448 с.
- Ямпольский, М. Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии / М. Б. Ямпольский. М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, Центральный музей кино, Международная киношкола, 1993.-216 с.
- Ямпольский, М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф / М. Б. Ямпольский. М.: Культура, 1993. — 464 с.
- Ямпольский, М. Б. Кино как художественная археология Электронный ресурс. Режим доступа: http://seance.ru/ri/33−34/vertigo33−34/kino-kak-hudozhestvennaya-arheologiya/