Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественное пространство и время в историческом кино

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию на различных научных мероприятиях: «Наука как перспективное направление деятельности молодежи»: научно-практическая конференция в рамках IV Фестиваля науки (М., 11 октября 2009 г.), IV Московская межвузовская научно-практическая конференция (М., 6−30 ноября 2009 г.), «Молодежь и будущее России: стратегии развития образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эстетические аспекты исторического кинофильма
    • 1. 1. Исторический жанр киноискусства как эстетическое явление
    • 1. 2. Хронотоп и пространственно-временная определенность исторического фильма
  • Глава 2. Особенности художественного моделирования пространственно-временного континуума в фильмах на темы истории
    • 2. 1. Полисемантичность пространственно-временных параметров киноповествования о прошлом
    • 2. 2. Эстетические средства раскрытия темы субъекта истории в отечественном кинематографе

Художественное пространство и время в историческом кино (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. К числу сложных, ждущих своего конструктивного решения проблем современного российского общества, относятся неудовлетворительная практика формирования исторического сознания и недостаточно эффективное использование механизма культурной памяти-. Нередко приобщение молодого поколения к отечественной истории, которая так богата и поучительна событиями, героями и уроками, осуществляется спонтанно, от одной «круглой даты» к другой, и в облегченных формах. В последние годы на решении комплекса задач «воспитания историей» негативно сказываются постмодернистские пристрастия к эклектичности и пародийно-игровой стилистике презентации смыслов и значений. Вследствие этого заметно возросла потребность в целенаправленном отборе и рациональном использовании наиболее продуктивных способов приобщения, к культурно-историческому опыту в самых разных проявлениях.

Актуальный характер темы исследования обусловлен также и тем, что на уровень развитости исторического сознания общества неоднозначно влияют «глубинная семантика идеологических шаблонов» (A.A. Пелипенко) и слабо задействованная система эстетических форм презентации прошлого. До сих пор историческая компонента мировоззрения преимущественно «растворена» в массовом сознании, которое до сих пор более охотно «отзывается» на исторические мифологемы, нежели на задачи беспристрастного и объективного «вживания — вчувствования» (М.М. Бахтин) в противоречивые реалии минувших эпох.

Сохраняют свою актуальность и вопросы, связанные с механизмом культурно-исторической памяти не только в связи с ее мемориальной функцией, но и в плане ее освобождения от тех идеологических стереотипов, которые препятствуют плодотворному решению задач реконструкции прошлого. Неслучайно проблема культурно-исторической памяти как «коллективного фонда» (Ю.М. Лотман) систематически обсуждается ведущими представителями гуманитарного знания, искусства и религии. Так, в 2010 г. в журнале «Вопросы философии» были опубликованы материалы «круглого стола» «Куда идет российская культура?», а в журнале «Октябрь» (№ 10, октябрь 2010) — беседа главного редактора «Искусство кино» Даниила Дондурея и киноведа Нины Зархи с доктором исторических наук, профессором Юрием Пивоваровым на тему «Историю придумывают историки». Публикации свидетельствуют о необходимости более глубокого и конструктивного подхода к формированию исторического сознания и активизации механизма культурно-исторической памяти.

Целесообразность обращения к эстетическим проблемам исторического кино в целом и к его пространственно-временной целостности в частности обусловлена также' тенденциями мощного распространения технологий имитации и фальсификации прошлого художественными средствами. В' последние годы содержательно-выразительные характеристики ряда кинофильмов на историческую тему ассоциируются у специалистов и подготовленного зрителя с понятием симулякра. В связи с этим предметом философско-эстетических размышлений и творческих дискуссий стал вопрос о критериях художественной правды в воссоздании на экране эпохальных событий, бытового уклада и атмосферы минувших эпох.

Вследствие этого особого внимания заслуживают те символические формы культуры, которые способны повлиять на массовое сознание в целом и на исторические представления в частности. К их числу относится и киноискусство как специфический и привлекательный для зрителя способ образного моделирования жизни. Именно потому, что в течение нескольких десятилетий отечественное кино развивалось как мифосемантический комплекс экранного типа, его целостный потенциал и особенности воздействия на зрителя нуждаются в философско-эстетическом анализе.

Логика развития в отечественном киноискусстве исторического жанра, а также «знаковые» фильмы о прошлом страны и народа дают основание для выделения ряда существенных моментов. При этом особого внимания заслуживают эстетические аспекты трансформации исторического жанра в зависимости от социально-культурного контекста жизни страны. Специального изучения и осмысления требует также вопрос о том, в какой мере и посредством каких эстетических приемов создателям фильмов о прошлом удавалось реализовать установку на «дух исторической конкретности и пересмотр неверных концепций исторических эпох» (С.М. Эйзенштейн).

Поскольку данная установка согласуется с потребностями более эффективного использования кинофильмов о прошлом в целях формирования у современной молодежи «чувства истории», актуальным становится философско-эстетический анализ специфики исторического кинематографа.

Одной из граней эстетической проблематики исторического кино является организация художественного времени и пространства фильмов о прошлом. Кроме того, в ситуации увлеченности пародийно-игровыми «эффектами» постмодернизма в ущерб критериям художественной правды и убедительности бесспорную актуальность представляют собой раскрытие и эстетическое осмысление образной системы исторического фильма, интегрирующей пространственно-временной континуум киноповествования о прошлом и актерское исполнение персонажей как «знаковых фигур» реконструированной эпохи.

Степень научной разработанности проблемы. На понятийном уровне художественное пространство осмыслялось начиная с Античности: и Демокрит, и Платон, и Аристотель уделяли внимание этой категории. В эпоху Возрождения «взрыв» творческой активности в различных сферах культуры и особенно искусства акцентировал внимание к понятию и проблеме художественного пространства, особенно у живописцев (Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Дюрера и др.). В эстетике Нового времени этой категорией, а также и категорией времени занимались немецкие философы Г. Лессинг, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и Ф.Шеллинг. В XX веке, в период постклассической философии и эстетики существенный вклад в исследование художественного пространства и времени внесли в Западной Европе: А. Базен, Р. Барт, А. Бергсон, Ж. Делез, Ж. Деррида, 3. Кракауэр, Я. Мукаржовский, Ж. Садуль, М. Хайдеггер и др. В отечественной эстетике комплекс вопросов, связанных с художественным временем и пространством, был разработан М. М. Бахтиным, Г. Д. Гачевым, М. С. Каганом, А. Ф. Лосевым, Ю. М. Лотманом, A.C. МигуновымИ.П. Никитиной, Б. В. Раушенбахом, Ю. С. Степановым, П. А. Флоренским и рядом других исследователей.

Как предмет специального изучения феномен художественного пространства получил концептуальную разработку в трудах представителей формальной школы и прежде всего — Ю. Н. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума и структурной школы — К. Леви-Стросса, A.M. Пятигорского и P.0s. Якобсона.

По мере развития кинематографа активизировалось внимание исследователей к проблемам организации художественного пространства и времени в новом виде искусства. В ряду авторов, исследовавших поэтику и эстетику киноискусства через призму художественного пространства и времени, видное место занимают теоретики и практики: эстетики, киноведы, кинорежиссеры. Особо стоит выделить имена С. А. Бабушкина, С. Ф. Бондарчука, Э. Ф. Володина, М. Е. Зак, С. Н. Десяева, М. Б. Капраловой, Л. К. Козлова, К. К. Огнева, В. И. Пудовкина, К. Э. Разлогова, М. И. Ромма, A.A. Тарковского, H.A. Хренова, В. М. Шукшина, С. М. Эйзенштейна, М. Б. Ямпольского.

Проблемы пространственно-временной структуры кинофильмов нашли свое отражение в ряде специальных исследований по данной теме: С. М. Арутюняна, С. А. Бельской, Л. П. Волковой, Е. С. Добина, C.B. Дробашенко, В. Н. Ждана, Н. М. Зоркой, H.A. Лебедева, Е. Г. Николаевой, Н. Я. Парсаданова, Г. К. Пондопуло, Н. М. Сёминой, С. И. Фрейлих, И. Е. Хейфица.

При выявлении и осмыслении эстетических средств воплощения образа субъекта истории большую помощь оказали научные работы Б. Б. Андреева, Д. А. Давиденко, A.JI. Казина, A.B. Новикова, H.A. Хренова. Ряд содержательных моментов эстетического анализа киноискусства отражен в кандидатских диссертациях А. Ю. Моисеева «Концепции художественного творчества в современной эстетике кино» (М., 2007 г.) и С. П. Сагатчук «Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века: на примере творчества В.М. Шукшина» (М., 2009 г.).

Для решения задач нашего исследования основополагающее значение имели также труды последних лет: C.B. Гинзбурга, О. П. Зиборова, М. В. Лихушина, Л. Ю. Мальковой, К. К. Огнева, В. О. Чистякова.

В связи с проблемой исторического познания и механизма социальной памяти, а также с вопросами приобщения новых поколений к духовно-нравственному опыту прошлого и формирования у них основ этнокультурной идентичности теоретико-методологическое значение имели для нас работы Р. Г. Абдулатипова. А. И. Арнольдова, A.A. Аронова, Ю. Н. Афанасьева, А. С. Ахиезера, B.C. Библера, Г. В. Гриненко, И. В. Кондакова, И. К. Кучмаевой, Д. С. Лихачева, И. В. Малыгиной, В. М. Межуева, М. А. Полетаевой, В. М. Розина, М. А. Ростоцкой, М. Я. Сарафа, В. А. Тихоновой, М. Б. Туровского, А. Я. Флиера, И .Г. Яковенко.

В ходе раскрытия социально-эстетического потенциала исторического кинематографа как образной формы приобщении зрителя к прошлому важно было определить место киноискусства в системе символических форм культуры в целом и в современной художественной культуре в частности. При решении данной задачи мы использовали публикации Л. Н. Воеводиной, Н. В. Гармизы, Н. И. Неженца, A.A. Пелипенко, Н. В. Романовой, Т. Н. Суминовой, М. М. Шибаевой.

Объект исследования — пространственно-временной континуум кинофильма исторического жанра.

Предмет исследования — специфика моделирования художественного пространства и времени в историческом кино.

Цель исследования — раскрыть и проанализировать эстетические особенности пространственно-временного континуума исторического кинофильма как образной модели реконструируемой эпохи.

Задачи исследования:

• раскрыть генезис и эстетические характеристики исторического кинематографа с учетом феномена разнообразия его субжанров;

• рассмотреть специфику понятия «хронотоп» применительно к пространственно-временному континууму киноповествования о прошлом и в соотнесении проблемы исторической «правды с категорией художественной правды;

• раскрыть полисемантический и>полифонический характер художественного пространства и времени в игровых фильмах на историческую тематику;

• выявить в соотнесении с идеями эстетической антропологии особенности воплощения в документальных и художественных фильмах проблемы субъекта историиопределить место тенденций мифологизации, демифологизации и ремифологизации исторических событий и их участников в современном киноискусстве.

Теоретико-методологические основания исследования составили исторический и диалектический подходы к объекту и предмету исследования. Для последовательного решения исследовательских задач важное значение имели такие принципы философско-эстетического анализа, как единство логического и исторического подходов, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного, а также принцип сочетания диахронного и синхронного подходов к киноискусству в целом и к историческому кинематографу в частности. При раскрытии особенностей художественного пространства и художественного времени кинофильмов о прошлом был использован ряд положений философии, семиотики, искусствознания и герменевтики.

При раскрытии ключевых понятий киноэстетики применительно к фильмам исторического жанра, а также для соотнесения учения о хронотопе с пространственно-временной определенностью изображаемой средствами экранного искусства эпохи концептуальное значение имели работы таких зарубежных ученых, как А. Базен (концепция онтологического реализма), Р. Барт (концепция о многозначности художественного текста, функционирующего в разных социокультурных контекстах), А. Бергсон (обоснование идеи «кинематографического метода как интеллекта» через понятие «образ-движение», «образ-время»), Ж. Делез (концепция трансцендентального эмпиризма), Ж. Деррида (концепция деконструктивизма), 3. Кракауэр (концепция информационно-коммуникативного потенциала игрового кино), Я. Мукаржовский (концепция об эстетической природе кино как одного из языков искусства), Ж. Садуль (концепция генезиса и эволюции киноискусства), М. Хайдеггер (об экзистенциальном аспекте темпоральных переживаний и их воплощении в искусстве), а также отечественных исследователей: С. А. Бабушкина (концепция художественного пространства-времени, как формы существования художественного целого), М. М. Бахтина (учение о хронотопе), A.JI. Казина (эстетико-антропологический подход к художественным характеристикам кинофильма), Ю. М. Лотмана (эстетические и семиотические аспекты художественного произведения в целом и кинофильма в частности), A.C. Мигунова (концепция художественной образности), Ю. Н. Тынянова (сопоставительный анализ эстетических характеристик кино, музыки и литературы с точки зрения специфики выразительных средств), М. Б. Ямпольского (интерпретация киноискусства как «художественной археологии»). При анализе образной природы пространственно-временного континуума исторического кино были использованы теоретические идеи Б. Б. Андреева, С. М. Арутюняна, Н.М.

Зоркой, М. С. Кагана, О. В. Кривцуна, А. Ю. Моисеева, И. П. Никитиной, К. К. Огнева, Т. Н. Суминовой, В. Ф. Познина, К. Э. Разлогова, H.A. Хренова, М. М. Шибаевой, а также выдающихся деятелей отечественного кинематографа — от С. М. Эйзенштейна до A.A. Тарковского.

На основе использования концепций отмеченных исследователей и проработанного эмпирического материала в процессе просмотра киноповествований на историческую тематику были выявлены и проанализированы основные аспекты организации пространственно-временного континуума в игровых фильмах, посвященных социально-культурным проблемам, событиям и героям минувших эпох.

Методы исследования. В процессе изучения объекта и предмета исследования использовались различные виды анализа: конкретно-исторический, сопоставительный, семантический и герменевтический, а также эмпирический анализ «знаковых» исторических кинофильмов. На основе использования данных методов были выявлены направления пространственно временного континуума исторического кино и определены эстетические факторы достижения убедительности и достоверности в игровых фильмах о прошлом.

Гипотеза исследования заключается в том, что решение вопроса о достижении исторической правды средствами киноискусства возможно на основе синтеза философского анализа, эстетической антропологии и обобщения творческих достижений в сфере моделирования прошлого на экране. Поэтика и эстетика фильма исторического жанра в значительной мере обусловлены содержательным подходом его создателей к организации художественного пространства и времени и воплощению образов субъекта отечественной истории на основе принципов объективности, достоверности и адекватной оценки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• социально-эстетический и информационно-познавательный потенциал исторического кинематографа рассмотрен через призму организации художественногопространства и времени в фильмах о прошлом. В ходе исследования такого важного направления искусства, как историческое кино, впервые специфика художественного < пространства и времени соотнесена с понятием «хронотоп», что расширило возможности эстетического анализа основных аспектов развития этого жанра;

• параметры пространственно-временного континуума игрового фильма о прошлом соотнесены с эстетической антропологией и понятием «художественный мир» исторического кинематографа;

• на основе философско-эстетического анализа определены сущностные характеристики (константы) исторического жанра киноискусства с точки зрения его назначения и особенностей художественного моделирования на экране определенной эпохи;

• обосновывается идея смысловой взаимосвязи организации художественного пространства и времени в историческом кино с тремя типами мифотворчества: мифологизации, демифологизации и ремифологизации прошлого страны и народавпервые раскрыты тенденции преодоления создателями фильма исторического жанра традиции «социального заказа» и идеологического давления на процессы реконструкции культурно-исторического контекста определенных эпох средствами экранного искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении эстетических границ проблематики исторического кинематографа как специфическогофактора развития национального самосознания и культурной памяти народа, а также в анализе содержательно-стилистических параметров фильмов о прошлом через понятия «хронотоп», «художественное пространство и время», «субъект истории» и «образ эпохи». Теоретическое обоснование получил вопрос о критериях достоверности киноповествования с точки зрения «правды истории» и художественной убедительности пространственно-временного континуума фильма, посвященного определенной эпохе. Основные теоретические положения диссертационного исследования имеют существенное значение для концептуализации перспектив совершенствования исторического кино в России.

Практическая значимость исследования связана с возможностью продуктивного использования основных результатов исследования в дальнейших научных изысканиях в эстетическом «поле проблем» киноискусства, в педагогической деятельности в процессе преподавания таких дисциплин, как «Эстетика», «Семиотика» и «История кино», а также в профессиональной подготовке специалистов в области киноискусства.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное вопросам художественного пространства и времени в историческом кинематографе, соответствует п. 11. «Виды искусства», п. 12. «Синтез искусств» паспорта специальности 09.00.04 — Эстетика (философские науки).

Основные положения, выносимые на защиту:

• Социально-эстетический и информационно-познавательный потенциал киноискусства раскрывается в различных жанрах, включая и исторический, сущность которого состоит в художественном моделировании определенной эпохи, а назначение — в активизации интереса массового зрителя к прошлому и в формировании у него чувства сопричастности к этнокультурному опыту. От степени достоверности и художественной убедительности пространственно-временного континуума и атмосферы эпохи, изображаемой на экране, зависит характер «ответной реакции» зрителя на кинообраз прошлого и ценностное отношение к истории своей страны.

• Художественно-эстетическими константами любого фильма на историческую тему являются событийный ряд (т.е. сюжетная линия, которая «разворачивается» вокруг основного конфликта и человеческих судеб в границах пространственно-временного континуума), образная структура и актерское воплощение характеров героев реконструируемой эпохи. В процессе развития исторического кинематографа доминировали различные подходы к стилю художественной реконструкции прошлого. На одном полюсе — «пафосные» фильмы, сочетающие реалистическую и мифологическую «картины» прошлогоа на другом — киноленты, пронизанные-духом отказа от стереотипов эстетизации истории на экране, стремлением^ сценаристов и режиссеров создать образ минувшего во всей полноте его особенностей и наглядности «уроков» для потомков.

• Образная целостность лучших фильмов на темы истории обладает пространственно-временной определенностью, обусловленной хронотопом жизненных реалий, народа в конкретно-исторический период его развития. Пространственно-временному континууму лучших фильмов исторического жанра присущи такие черты, как полисемантичность (многозначность) и полифоничность смыслов и значений, возникающих в контексте киноповествования о прошлом. Художественная природа кинообраза реконструируемой эпохи прошлого представляет собой тот синтез смыслового и символического начал на зрелищно-игровой основе, благодаря которому обеспечивается познавательный, нравственный и эстетический потенциал исторического фильма.

• В контексте процессов мифологизации, демифологизации и ремифологизации ряда эпохальных событий и знаковых фигур отечественной истории происходили изменения и в сфере исторического кинематографа. Однако при всех изменениях в развитии исторического кино сохранялась творческая установка на реконструкцию прошлого средствами экранного искусства. Содержательная глубина и эстетические характеристики исторического фильма как художественной модели определенной эпохи обуславливается рядом творческих принципов. Это — принцип хронотопического подхода к воспроизведению событий и судеб определенной эпохи, принцип соответствия идеям «эстетической антропологии», принцип концептуализации художественного мира киноповествования и принцип авторского обоснования интерпретации прошлого в фильме.

Апробация результатов исследования.

1. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 14 публикациях, в том числе — 3 в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

2. Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию на различных научных мероприятиях: «Наука как перспективное направление деятельности молодежи»: научно-практическая конференция в рамках IV Фестиваля науки (М., 11 октября 2009 г.), IV Московская межвузовская научно-практическая конференция (М., 6−30 ноября 2009 г.), «Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире»: международная научно-практическая конференция (М., 18−19 ноября 2009 г.), «Науки о культуре в XXI веке»: конференция-семинар молодых ученых (М., 1−2 декабря 2009 г.), «Инновационные модели и проекты культурного пространства»: научно-практическая конференция (М., 23 декабря 2009 г.), «Массовая культура: миф или реальность»: «круглый стол» (М., 9 февраля 2010 г.), «Роль духовного фактора в Великой Отечественной войне»: «круглый стол» (М., 5 мая 2010 г.), «Созидательная миссия культуры»: научно-практическая конференция молодых ученых (М., 8 октября 2010 г.).

3. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебные процессы:

— кафедры киноискусства Московского государственного университета культуры и искусств при разработке и чтении курсов «Эстетика кино и телевидения», «Основы кинопроцесса и фильмопроизводства», «История отечественного и зарубежного кино»;

— кафедры прикладной культурологии и социокультурного менеджмента Международного университета в Москве при разработке и чтении курса «История кино».

4. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 10 от 20.04.2011 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение многолетнего опыта становления и развития такого важного направления искусства, как исторический кинематограф, подводит нас к ряду выводов о содержательно-смысловой емкости и богатстве выразительных возможностей фильмов о минувших эпохах — как в плане ярких масштабных событий, так и с точки зрения специфики воспроизведения на экране образа жизни предыдущих поколений.

Анализ фундаментальных трудов эстетического, киноведческого и культурологического характера, с одной стороны, и обращение к реалиям исторического кино на различных этапах его развития, с другой, дают основания для формирования концепции организации художественного пространства и времени в фильмах на темы истории. Данная концепция согласуется с идеями эстетической антропологии и художественной археологии в соотнесении с традициями гуманизма.

С момента возникновения и на протяжении всех этапов развития исторический кинематограф был ориентирован на реконструкцию прошлого с целью приобщения к нему массового зрителя. В смысловом пространстве этого типа кинематографа воссоздаются яркие страницы истории народа и характеры его великих представителей — от представителей высшей власти и подвижников, борцов за справедливость до деятелей культуры.

В нашей стране, начиная с творчества С. Эйзенштейна, Л. Кулешова, В. Пудовкина, художественное моделирование исторических событий, воссоздание на экране опыта коллективных переживаний становится одним из важных направлений развития киноискусства. И пространственно-временной континуум киноповествования о прошлых «временах и нравах», и наглядная картина переживаний героев реконструируемой эпохи, и смысловой подтекст диалогов являются эстетическими факторами пробуждения и активизации интереса зрителей разных поколений к истории.

В смысловом пространстве исторического кинематографа воссоздаются яркие страницы прошлого страны и деяния ее великих людей. В рамках исторического жанра «оживляются» в своем экранном изображении наиболее значимые события прошлого, атмосфера и нравы эпохи, особенности быта. Творческие задачи воссоздания облика любой эпохи решаются в границах определенного поджанра исторического кино в зависимости от сценарной основы и режиссерско-постановочного замысла. Жанровое разнообразие историческогокинематографа представлено следующими его поджанрами: историко-бытовым, батальным, историко-революционным, биографическим, ретрокроме того, специфическим? потенциалом реконструкции и образного воплощения эпохальных событий и характеров прошлых веков обладают пеплум, киноэпопея иэкранизация литературных произведений.

Каждый из этих поджанров обладает собственным ракурсом моделирования прошлых эпох, т. е. особым «киноглазом». С помощью «киноглаза», обращенного в далекие времена, зритель получает возможность почувствовать «дух эпохи» и ощути ть атмосферу изображаемой на экране эпохи^ в которую происходили исторические события и жили их непосредственные участники.

В игровом фильме на историческую тему сюжетная линия и переживания его героев раскрываются на зрелищно-игровой основе в границах заданного сценарием пространственно-временного континуума, т. е. в «предлагаемых обстоятельствах» реконструируемой эпохи.

Основные элементы художественного пространства и времени исторического фильма обусловливают содержательную емкость «киноглаза» и его эстетический потенциал, благодаря которым активизируется механизм культурной памяти.

Важное место исторического кинематографа в культуре связано с тем, что он выступает в роли «художественного элемента», соединяющего прошлое с настоящим. Специфика и социально-эстетическое значение исторического кино заключаются в том, что это направление экранного искусства воссоединяет все поколения через восприятие «запечатленного времени» (А. Базен), через художественную структуру фильмов, посвященных прошлому.

В мировом фонде киноискусства исторические фильмы существуют не только как художественно-эстетическое наследие, но и как поучительный опыт моделирования прошлого на определенных творческих принципах. Образный строй киноповествований на темы истории, воссоздание атмосферы изображаемой на экране эпохи, яркая игра актеров, исполнявших роли героев минувших времен, дают основание рассматривать исторический кинематограф как художественный способ развития социальной и культурной памяти.

Плодотворная и убедительнаяреконструкция культурно-исторических эпох — не спонтанно-интуитивный и тем более не произвольный, а точно выверенный процесс, который обусловлен многими факторами и механизмами. Благодаря талантливой сценарной основе, предметной и знаково-символической природе киноизображений на историческую тему, режиссерской интерпретации и операторской организации художественного пространства и времени фильмов о прошлом, в также высокому уровню воплощения актерами образов исторических личностей, зритель получает возможность приобщения к опыту прошлых эпох.

Все отмеченные моменты способствуют формированию социальной памяти народа, уважительному отношению к прошлому и активизации чувства сопричастности к общей истории.

Исторический кинематограф как эстетический феномен особого рода в короткие сроки получил признание в качестве: транслятора разнообразной историко-событийной информацииспецифического способа осознания историии источника ярких художественных представлений, переживаний и ассоциаций. Взаимосвязь смысловых пластов современной культуры и художественных достижений исторического кинематографа способствует формированию самосознания общества, его готовности осваивать наиболее ценные традиции. Современный исторический кинематограф развивается в соответствии с запросами социума, раскрывая наиболее интересные и неизвестные до сегодняшнего дня сюжеты истории через синтетическую призму выразительных элементов в структуре художественного произведения.

Поэтика и эстетика исторического фильма свидетельствуют о том, что для1 киноискусства немаловажное значение имеет определенная установка восприятия зрителя, когда, в соответствии с волей автором фильма, в чередующихся на экране кадрах он начинает искать упорядоченную целостность, в изображении — образ. С этой точки зрения, мы полностью разделяем мысль А. Л. Казина о том, что в том случае, когда фильм сохраняет свою достоверность («кинопротокол») и в то же время конструктивность («сделанность»), то происходящее на экране воспринимается зрителем не только как запечатленный факт, но и как идейный — художественный — акт.

Лучшие исторические фильмы последних лет — яркое подтверждение возможности достижения и в ситуации постмодернизма художественной убедительности и выразительности воспроизведения на экране социально-культурных, бытовых и нравственно-психологических черт минувших эпох, ее драматических событий и коллективных переживаний.

В ряду последних достижений исторического кинематографа такие яркие и многозначные фильмы, как «Царь» Павла Лунгина, «Тарас Бульба» Владимира Бортко, «Утомленные солнцем-2: Цитадель» Никиты, Михалкова. Особо следует отметить плодотворный опыт создания многосерийного повествования на историко-религиозную тему — «Раскол» Николая Досталя. Полисемантичность пространственно-временного континуума каждого из этих фильмов и уровень актерского воплощения на экране человеческих характеров прошлых эпох свидетельствуют о перспективах решения задачи достижения и «правды истории» и художественной правды.

Однако при всей плодотворности многолетнего опыта моделирования средствами кино образа и атмосферы культурно-исторической эпохи сохраняют свою актуальность проблемы достоверности и художественной убедительности воспроизведения на экране социально-культурных, бытовых и нравственно-психологических черт прошлого нашей страны, драматических событий и коллективных переживаний. Открытый характер данной проблемы обусловливает, по нашему убеждению, социальную и научную важность дальнейших эстетических исследований в сфере исторического кино как эффективного способа активизации народной памяти и этнокультурной идентичности россиян.

Кроме того, исследовательского внимания заслуживают и тенденции распространения того развлекательно-шокирующего подхода к воспроизведению образа прошлого на экране, который угрожает, по нашему мнению, трансформации исторического жанра в сторону мифозрелища, близкого по содержательным и стилистическим чертам мейнстриму. Установки на облегченное (иногда даже ироничное) отношение к прошлому и, что еще опаснее, ориентация на коммерческий успех фильма на тему истории повышают потребность в глубоком изучении и объективной оценке состояния и перспектив российского кино.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Г. На дружбе народов держится мир // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. — № 2. — С. 8 — 20.
  2. , Г. О. Взаимодействие культур Запада и Востока в современном кинопроцессе : автореф.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / Г. О. Абикеева- Всесоюз. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова.- М., 1990.- 24 с.
  3. Азбука кино.- М.: Киноцентр, 1990.- 64 е.: фотоил.
  4. , П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, A.B. Панин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК «Велби»: Проспект, 2005. — 608 с. -(Классический университетский учебник).
  5. , Б. Б. Параметры образа / Б. Б. Андреев // Актуальные проблемы киноискусства: сборник.- М., 1977.
  6. , Б. Б. Эстетика кино : учеб. пособие для студентов специальности «Режиссура видеофильма» / Б. Б. Андреев- Моск. гос. ун-т культуры, — М.: МГУК, 1988.
  7. , Б. Б. Эстетический феномен исполнительского мастерства в советском кино : дис.. доктора филос. наук: 09.00.04 / Андреев Б. Б. -М., 2004. 292 с.
  8. Андрей Тарковский: юбилейный сборник / сост. Я. Ярополова. М.: Алгоритм, 2002. — 272 с.
  9. , Л. Шестидесятники и мы. Кинематограф, ставший и неставший историей / Л. Аннинский- худ. В. А. Плотнов.- М.: ВТПО «Киноцентр», 1991.- 255 с.: ил.
  10. Ю.Аркус, Л. Сокуров / Л. Аркус. СПб.: СЕАНС ПРЕСС, 1994. — 394 с. 11 .Аронов, А. А. Вклад России в мировую культуру: биогр. энцикл. словарь / A.A. Аронов.- М.: Профиздат, 2002, — 446, 2. с.
  11. , А. А. Мировая художественная культура : Россия. Конец XIX -XX век: эксперимент, учеб. пособие / А. А. Аронов.- М.: Издательский центр АЗ, 1999.-234 с.
  12. , А. А. Русское Предвозрождение : монография / А. А. Аронов. -М.: Экон-Информ, 2009. 208 с.
  13. , О. В. Метакино / О. В. Аронсон. М.: Ас! Мшфпет, 2003. — 264 с.
  14. О. В. По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство: лекции / О. Аронсон, Е. Петровская. Нижний Новгород: Приволжский филиал ГЦСИ, 2009. — 227 с.
  15. , С. М. Семиотические границы в искусстве (культурологический анализ): дис.. доктора филос. наук: 24.00.01 / С. М. Арутюнян. Химки, 2008. — 417 с.
  16. , Ю. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX начала XX веков) / Ю. Асоян, А. Малафеев. — М.: ОГИ, 2000. — 344 с.
  17. , С. А. Пространство и время в киноискусстве / С. А. Бабушкин. Курск: КГПУ, 1995. — 64 с.
  18. , С.А. Пространство и время художественного образа в свете Ленинской теории отражения : автореф. дис.. канд. филос. наук / С. А. Бабушкин.- Л., 1971.- 22 с.
  19. , А. Что такое кино?: сб. ст. / А. Базен. М.: Искусство, 1972. — 382 с.
  20. , М. В. Пространственно-временной континуум российского кинематографа переходного периода (1984−1992). К методике исследования экрана перестроечного времени: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / М. В. Базенкова. М., 2009. -148 с.
  21. , Б. Кино. Становление и сущность нового искусства / Б. Балаш. -М.: ПРОГРЕСС, 1968. 328 с.
  22. , С. А. Проблемы цвета в экранных искусствах : дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / С. А. Вельская. М., 1999. — 115 с.
  23. , В. Из истории киномысли / В. Божович. -М., 1988.-234с.
  24. , Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского / Н. Болдырев. М.: ВАГРИУС, 2004. — 528 с.
  25. , В. А. Современный отечественный кинематограф и теоретические принципы ОПОЯЗа : дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / В. А. Бондаренко. М., 2009. — 177 с.
  26. , С. Ф. Воспитание правдой : книга для учителя / С. Ф. Бондарчук. М.: Просвещение, 1993.- 144 е.: ил. 31 .Бондарчук, С. Ф. Желание чуда / С. Ф. Бондарчук.- М.: Молодая гвардия, 1984.- 220 с.
  27. , Ю. Эстетика / Ю. Борев. М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005. -829, 3. с.
  28. , В. В. Эстетика : учебник для вузов / В. В. Бычков. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2011. — 452 с.
  29. , И. В. Искусство в движении: Современный кинопроцесс: исследования, размышления / И. В. Вайсфельд.- М.: Искусство, 1981.- 240 е., портр.
  30. Зб.ВаЙсфельд, И. В. Кино как вид искусства / И. В. Вайсфельд.- М.: Знание, 1983.- 144 с.
  31. ВаЙсфельд, И. В. Так начиналось искусство кино / И. В. Вайсфельд .- М.: Союз кинематографистов СССР, 1988.- 63 е.: ил.
  32. , В. В. Некоторые аспекты теории выразительного движения в творчестве С. М. Эйзенштейна / В. В. Виноградов М. Эйзенштейновский центр исследования кинокультуры, 2003. — 35 с.
  33. , JI.H. Мифотворчество и масс-медиа / Л. Н. Воеводина // Культура в контексте гуманитарного знания. Том 2. Эстетика и семиотикаjкультуры. М. 2007. С. 9 — 13.
  34. , Н.В. Этическое и эстетическое в современном искусстве /
  35. Н. В. Гармиза // Культура в контексте гуманитарного знания. Том 2. Эстетика и семиотика культуры. М., 2007. — С.5 — 8.
  36. , Г. Г. Наука логики. В. 3 т. Т. 2. / Г. Г. Гегель. М.: Мысль, 1971. — 248 с. I
  37. , И. Н. Кино Серебряного века и проблемы культурно-национального самоопределения кинематографа : дис.. доктора искусствоведения: 17.00.03 / И. Н. Гращенкова. М., 2007. — 354 с.
  38. , И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Соц. эстетический потенциал современного кинопроцесса: учеб. пособие /
  39. И. Н. Гращенкова, — М.: Высшая школа, 1986.- 224 е.: ил.
  40. , И.Н. Советская кинорежиссура: История и современность. Проблемы и имена/И. Н. Гращенкова.- М.: Знание, 1982.- 120 с.
  41. , Е.С. Восхождение к герою: Экран и молодёжь: книга для учителя / Е. С. Громов.- М.: Просвещение, 1982.- 191 е.: ил.
  42. , А. Философские проблемы пространства и времени : пер. с англ. / А. Грюнбаум. М.: Прогресс, 1969. — 590 с.
  43. , И.Г. Эстетика времени в творчестве Андрея Тарковского : дис.канд. филос. наук: 09.00.04 / И. Г. Грюнвальд.- М., 1995.- 150 с.
  44. Гук, А. А. Этические ориентиры функционирования видеопроизведений различных типов / А. А. Гук // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. — № 2. — С. 63 — 70.
  45. , В. А. Кинематограф Робера Брессона : творческий метод и стиль: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.09 / В. А. Гусак. СПб., 2009.- 199 с.
  46. , Д. А. Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов : дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 /
  47. Д. А. Давиденко.- М., 2004.- 167 с.
  48. , Дж. У. Эксперимент со временем / Дж. У. Данн. М.: Аграф, 2000. — 224 с.
  49. , О. И. Гармония фильма / О. И. Дворниченко.- М., 1981.- 200 с.
  50. , Ж. Кино / Жиль Делез. Москва: Ад Маргинем, 2004. — 623 с.
  51. , С. Н. Категории пространства и времени в образной структуре телевизионной публицистики : дис.. доктора филол. наук: 10.01.10 /
  52. С. Н. Десяев. М., 2005. — 336 с.
  53. , Л. Н. Документальный иллюзион: Отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества / Л. Н. Джулай. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Материк, 2005. — 240 с.
  54. , М. И. Кино. Реалии и вызовы глобализации / М. И. Жабский. -М.: НИИ киноискусства, 2002. 309 с.
  55. , М. Кино в современном обществе. Функции воздействие -востребованность / М. Жабский, К. Тарасов, Ю. Фохт-Бабушкин. — М., 2000.-376 с.
  56. , В.Н. Эстетика фильма / В. Н. Ждан.- М.: Искусство, 1982.- 375 е.: ил. 59.3ак, М. Кино как зрелище / М. Зак // Что такое язык кино. М.: Искусство, 1989.-238 с.
  57. , А. Ю. Феномен смыслообразования в киноискусстве : дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / А. Ю. Зимин. Тюмень, 2007. — 150 с.
  58. , Н. М. История советского кино / Н. М. Зоркая. СПб.: Алетейя: Изд-во С.-Пб. университета, 2006. — 544с.: ил.
  59. , H.A. Феномен кино: история и теория / Н. А. Изволов- НИИ киноискусства М-ва культуры РФ.- М.: ЭГСИ, 2001.- 319 с.
  60. , Н. Д. Художественное пространство-время и современный синтез искусств (на материале участия музыки в экранных искусствах): автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.04 / Н. Д. Ирза. М., 1993.-21 с.
  61. История отечественного кино. Хрестоматия / Рук. проекта Л. М. Будяк. Авт.-сост. А. С. Трошин, Н. А. Дымшиц, С. М. Ишевская, В. С. Левитова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011.- 672 с.
  62. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-401 с.
  63. , А. Героика подвига на экране. Военно-патриотическая тема в советском кинематографе / А. Камшалов. — М.: Искусство, 1986.- 223 е.: ил.
  64. Кино: энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. -637 с.
  65. , И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим / И. Е. Кокарев. М.: Российский фонд Культуры, 2001.- 488 е.: ил.
  66. , С. В. История зарубежного кино. В 2 т. Т. I. Немое кино / С. В. Комаров. -М-: Искусство, 1965. 416 с.
  67. , К. Советское кино сегодня / К. Краймайер.- Баден, 1990.- 285 с.
  68. Кракауэр, 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / 3. Кракауэр. М.: Искусство, 1974. — 424 с.
  69. , Л. В. Кинематографическое наследие : статьи, материалы / Л. В. Кулешов. М.: Искусство, 1979. — 239 с.
  70. Культурная политика Российской Федерации: нац. докл., подгот. группой экспертов по поручению М-ва культуры РФ (Москва, 1995 г.) / Совет Европы. — Страсбург: Комитет по культуре, 1996. — 192 с.
  71. , Е. О художественном единстве фильма / Е. Левин.- Москва, 1977.
  72. , Е. С. Художественный образ в киноискусстве.- Киев: Мистецтво, 1985.-159 с.
  73. , Ю. М. Диалог с экраном/ Ю. М. Лотман, Ю. Цивьян. Таллинн: Александра, 1994. — 257 с.
  74. , Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2005. — 704 е.: ил.
  75. , Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2010.- 704 с.
  76. , Е. А. Взаимодействие документальных форм кинематографа и телевидения : дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / Е. А. Мазурина. -М., 1984.- 168 с.
  77. , М. Г. Иллюзия реальности в художественных фильмах (на примере исторического кинематографа) / М. Г. Макиенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010.- № 2. С. 93 — 98.
  78. , М. Г. Проблема исторической судьбы народа в российском кинематографе / М. Г. Макиенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. — № 5. — С. 243 — 247.
  79. , М. Г. Пространственно-временные границы исторического жанра кино / М. Г. Макиенко // Инновационные модели и проекты культурного пространства: сб. ст. науч.-практич. конф. (Москва, 23 декабря 2009 г.) М.: МГУКИ, 2009. — С. 39 — 44.
  80. , М. Г. Семиотика исторического кинематографа / М. Г. Макиенко // Молодой ученый. 2009. — № 7. — С. 274 — 278.
  81. , М. Г. Специфика временного пространства в историческом жанре кино / М. Г. Макиенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. — N° 6. — С. 73 — 77.
  82. , М. Г. Философско-эстетическая природа киноискусства / М. Г. Макиенко // Молодой ученый. 2010. — Т. 2. — № 1, 2 (13). — С. 112 — 114.
  83. , М. Г. Художественная реальность исторического кинематографа / М. Г. Макиенко // Молодой ученый. 2009. — № 6. — С. 199−201.
  84. , И. В. Этнокультурная идентичность : Онтология, морфология, динамика: дис.. доктора филос. наук: 24.00.01/ И. В. Малыгина. М., 2005.-305 с.
  85. , И.В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности / И. В. Малыгина. М.: МГУКИ, 2005. -282 с.
  86. , Н.Е. О новейших концептах времени в структуре кинематографического произведения: дис.. канд. искусствоведения: 17. 00.03. / Н. Е. Мариевская. М., 2006. -136 с.
  87. , А. О поэтике киноискусства / А. О. Мачерет, — М.: Искусство, 1981.-304 с.
  88. , М. Б. Изобразительная стилистика поздних фильмов Эйзенштейна / М. Б. Мейлах. — Л.: Искусство, 1971. 175 с.
  89. , Н.Б. Семиотика : Язык. Природа. Культура: учеб. пособие для студ. филол., лингв, и переводовед. фак. высш. учеб. заведений / Н. Б. Мечковская. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 432 с. — (Высшее профессиональное образование).
  90. , А. Ю. Концепции художественного творчества в современной эстетике кино : автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.04. /
  91. А. Ю. Моисеев. М., 2007. — 14 с.
  92. , А.Ю. Вопрос о реализме и художественной правде в кино // Культура в контексте гуманитарного знания. Том 2. Эстетика и семиотика культуры. М. 2007.С. 50−56.
  93. , Б. Г. Человек в реально-виртуальных мирах культуры: дискурсивно-целостный концепт / Б. Г. Мосалев. М., 2009. — 358 с.
  94. , И.А. 100 великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский М.: Вече, 2006. — 480 с. — (100 великих).
  95. , Н. И. Русская народно-классическая поэзия начала XX века как эстетический феномен : автореф. дис.. д-ра философ, наук: 09.00.04 / Н. И. Неженец. М., 1999. — 48 с.
  96. , Н. И. Дантовы круги России / Н. И. Неженец. М.: Раритет, 2008.-255 с.
  97. , Н. И. Русская народно-классическая поэзия / Н. И. Неженец. М.: Раритет, 2007. — 544 с.
  98. , И. 3. Философия: учебник / И. 3. Налетов. М.: ИНФРА-М, 2010. — 400 с. — (Высшее образование).
  99. , А. В. Кинематограф и живопись : сравнительный культурфилософский анализ: автореф. дис.. канд. философ, наук: 24.00.01 / А. В. Неретина. СПб., 2010. — 25 с.
  100. , Е. А. Пространство и время как сюжетообразующие элементы фильмов : рубеж XX XXI веков: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / Е. А. Нефёдов. — М., 2007. — 191 с.
  101. , И. П. Пространство мира и пространство искусства / И. П. Никитина. -М.: РГГУ, 2001. 210 с.
  102. , И. П. Философия искусства : учеб. пособие /
  103. И. П. Никитина. 3-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2010. — 559 с.
  104. , К. К. Реалии истории в художественной системе фильма : Основные типологические модели на материале мирового кинопроцесса: дис.. доктора искусствоведения: 17.00.03 / К. К. Огнев. М., 2003. — 353 с.
  105. , П. К. Экранная культура как новая мифология (на примере кино): дис.. доктора культурол.: 24.00.01 / П. К. Огурчиков. Химки, 2008.-287 с.
  106. Первый век кино: популярная энциклопедия. — М.: Локид, 1997. -712, [8] е.: ил.
  107. Первый век нашего кино, 1896−1996: фильмы, события, герои, документы: энциклопедия / Рос. ин-т культурологии и др. — редкол. К. Э .Разлогов (председ.) [и др.]. —М.: Локид-Пресс: РИК, 2006. — 913 с.: ил.
  108. , В. М. Философия культуры : учеб. пособие для вузов / В. М. Пивоев. — 3-е изд. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009. — 426 е.- (Gaudeamus).
  109. Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, НИИ киноискусства- под общ.ред. М. И. Жабского. М., 2006. — 440 с.
  110. , К. Э. Не только о кино : монография / К. Э. Разлогов — ред,-сост. Т. С. Стяжкина. — М.: Совпадение, 2009. — 285 с.
  111. , К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К. Э. Разлогов. М.: Рос. политич. энциклопедия, 2010. — 287 с.: ил. —¦ (Актуальная культурология).
  112. , К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности / К. Э. Разлогов. -М.: Искусство, 1982. 158 с.
  113. , И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В, Полетаев. —- М.: Языки русской культуры, 1997. — 800 е., 1. л. ил.
  114. , Г. Этот простой и сложный язык кино : беседы о выразительных средствах экранного искусства / Г. Савицкий. М.: Просвещение, 1981.- 176 е.: ил.
  115. , С. П. Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века : на примере творчества В. М. Шукшина: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04 / С. П. Сагатчук. М., 2009. — 159 с.
  116. , С. П. Эстетические аспекты экранного мира и поэтики Андрея Тарковского / С. П. Сагатчук // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. № 2. — С. 241 -244.
  117. , М. Я. О многоаспектности бытия человека в культуре / М. Я. Сараф // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. — № 6. — С. 252 — 254.
  118. Современная культура: динамика застоя: беседа с участием К.Разлогова. // Искусство кино. — 2008. — № 3. — С. 5−17.
  119. , А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2008. — 736 с. 129. 100 великих режиссеров / авт.-сост. И. А. Мусский. М.: Вече, 2006. -480 с. — (100 великих).
  120. , Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т. Н. Суминова. М.: Академический Проект, 2006. — 480 е.: ил. — (Технологии культуры).
  121. , Т. Н. Персональная документография киноискусства: Теоретико-методические основания и тенденции развития: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Т. Н. Суминова. М., 1996. — 16 с.
  122. , Т. Н. Художественная культура как информационная система : мировоззренческие и теоретико-методологические основания: дис. доктора филос. наук: 24.00.01 / Т. Н. Суминова. М., 2006. — 342 с. I142
  123. , А. В. Кинематограф М. А. Булгакова. К проблеме кинематографичности художественного мышления писателя: дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / А. В. Тарасов. Шуя, 2006. — 185 с.
  124. , А. Уроки режиссуры / А. Тарковский. М., 1993.- 92 с.
  125. Тенденции социокультурного развития России. 1960 — 1990-е гг. / РАН- М-во культуры РФ- Рос. ин-т культурологии- отв. ред.: И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. — М., 1996. — 507 е.: табл.
  126. , Ю. П. Российская история и духовные традиции в контексте кинематографического творчества: автореф. .докт. искусствоведения: 17.00.03 / Ю. П. Тюрин. М., 2006. — 46 с.
  127. Философско-эстетические проблемы киноискусства. М., 1983, — 104 с.
  128. , С. И. О стиле кино / С. И. Фрейлих. М.: Знание, 1987. — 52 с.
  129. , С.А. Киномонтаж как способотражения культурной динамики // Культура в контексте гуманитарного знания. Том 2. Эстетика и семиотика культуры. М., 2007. — С. 41−44.
  130. , И. Е. О кино / И. Е. Хейфиц. Л.-М.: Искусство, 1966. — 232 с.
  131. , Н. А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены 1 культурных циклов / H.A. Хренов. М.: Прогресс-традиция, 2008. — 536 с.ил.
  132. , Н. А. Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Н. А. Хренов. М.: Наука, 2002. — 467 с.
  133. , Л. А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций : дис.. канд. филос. наук :0900.04 / Л. А. Худякова. СПб., 2000. — 142 с.
  134. Человек, культура и общество в контексте глобализации: материалымеждунар. науч. конф. / Федерал, агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии — редкол.: К. Э. Разлогов (председ.) и др. — М.: РИК: Акад. Проект, 2007. — 339 с.
  135. , С. Зарубежный экран / С. Черток. М.: Искусство, 1973. — 248 с.
  136. Чжон, Ми Сук. Кинематограф А. Сокурова как современный феномен традиционной культуры: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.03 / Ми Сук Чжон. М., 2005 .- 185 с.
  137. , А. В. Ритм образа / А. В. Чичерин.- М., 1980.- 336 с.
  138. , М. М. Интерпретация классических текстов как культурная преемственность / М. М. Шибаева // Обсерватория культуры.- 2007.- № 1,-С. 18−23.
  139. , М.М. Полижанровость искусства как проявление культурного многообразия / М. М. Шибаева // Обсерватория культуры.-2011.- № 1.-С 21−26.
  140. , С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. М.: ВГИК, 1998. -193 с.
  141. , С. М. Неравнодушная природа. В 2 т. Т. 1. Чувство кино / С. М. Эйзенштейн. М.: Музей кино: Эйзенштейн- центр, 2004. — 687 е.: ил.
  142. Электронная культура и экранное творчество / Федерал, агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии, Нац. акад. кинематограф, искусств и наук- сост. науч. ред. К. Э. Разлогов. — М.: Акад. проект, 2006. — 386 е.: ил.
  143. , С. Контрапункт режиссера / С. Юткевич. М.: Искусство, 1960.-448 с.
  144. , М. Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии / М. Б. Ямпольский. М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, Центральный музей кино, Международная киношкола, 1993.-216 с.
  145. , М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф / М. Б. Ямпольский. М.: Культура, 1993. — 464 с.
  146. , М. Б. Кино как художественная археология Электронный ресурс. Режим доступа: http://seance.ru/ri/33−34/vertigo33−34/kino-kak-hudozhestvennaya-arheologiya/
Заполнить форму текущей работой