Исследование искусства в западной эстетике: Эволюция методологии
Диссертация
Антропологизация социальных и философско-эстетических проблем в западной науке было своеобразной реакцией, с одной стороны, на возросшую роль личности в условиях буржуазного общества, вызвавшего с самого начала своего возникновения небывалый в прошлом активизм ее во всех сферах жизни — экономике, политике, культуре в целом, а с другой, — на возросший рационализм и утилитаризм в производстве… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ И ФУНКЦИЙ ИСКУССТВА
- 1. Классические философско-эстетические концепции подхода к исследованию искусства
- 2. Субъективизм и психологизм как одно из направлений западной эстетики
- ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВА
- 1. Психоаналитический метод исследования искусства
- 2. Психоаналитические интерпретации исследования музыкального искусства
- 3. Экспериментальные исследования искусства
- ГЛАВА III. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
- 1. Кристофер Кодуэлл: социально-психологический анализ искусства
- 2. Социологическая концепция искусства Г. Маркузе
- ГЛАВА IV. ТЕОРЕТИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВА
- 1. Общие принципы теоретико-информационного исследования искусства
- 2. Моделирование художественных произведений
Список литературы
- Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии//0 современной буржуазной этике. Сб. статей. Вып. 3. -М.: Искусство, 1972.
- Аристотель. Метафизика-М.: ОГИЗ, 1934.
- Аристотель. Этика-СПб, 1907.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие М.: Прогресс, 1974.
- Афасижев М.Н. Альтернативы модернизма М.: Изд-во Гос. инст. искусствознания, 1998.
- Афасижев М.Н. Философские основы и принципы анализа художественного творчества в эстетике экзистенциализма (на примере творчества Ж.-П. Сартра)//3ападные концепции художественного творчества М.: Высшая школа, 1990.
- Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство М.: Наука, 1971.
- Баскин М.П. Об эстетических теориях европейского средневековья// Из истории эстетической мысли древности и средневековья М.: Изд-во АН СССР, 1961.
- Бензе М. Введение в информационную эстетику//Семиотика и искусство-метрия.- М. :Мир, 1972.
- Бергсон А. Вопросы философии и психологии//Собр. соч.- T. IV СПб., 1914.
- Бергсон А. Непосредственные данные сознания//Собр. соч.- T. II СПб., 1914.
- Н.Бергсон А. Смех//Собр. соч.- Т. V, — СПб., 1914.
- Бергсон А. Творческая эволюция//Собр. соч.-T. I СПб., 1914.
- Бирюков Б.В. Машина и мышление (три принципа)//Художественное и научное творчество.- М., 1972.
- Бирюков Б.В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. -М., 1973.
- Бирюков Б.В., Плотников С. Н. О книге А. Моля «Теория информации и эстетическое восприятие"// Моль А. Теория информации и эстетическое восприятия-М., 1966.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика, — М., 1970.
- Буало. Поэтическое искусство-М.: Искусство, 1957.
- Бычков В.В. Византийская эстетика.- М., 1977.
- Вагнер Р. Избранные работы.- М.: Искусство, 1978.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного М., 1991.
- Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.- М., 1991.
- Гадамер Г. Г. Эстетика и герменевтика// Актуальность прекрасного М., 1991.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В четырех томах Т. I — М.: Искусство, 1968.
- Гоббс Т. Избранные произведения. В двух томах. Т. I М.: Искусство, 1964.
- Денисов Э.Ю. Музыка и машины// Художественное и научное творчество, — Л., 1972.
- Дидро Д. Собр. соч.-Л.-М.: Наука, 1946.
- Дубашинский И.А. Вильям Шекспир М.: Просвещение, 1978.
- Дюрер А. Дневники, письма, трактаты Т. II — Л.-М.: Искусство, 1957.
- Завадский С. Эстетическая теория Макса Бензе//Теории, школы, концепции (критический анализ).- М.: Наука, 1975.35.3арипов Р. Х. Кибернетика и музыка М., 1971.
- Зыков М.Б. Гастон Башляр и „новая критика“ во Франции/ЛГеоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики.- М.: МГУ, 1967.
- Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры. Вып. 4.- М.: Смысл, 1997.
- Искусство и научно-технический прогресс-М: Искусство, 1973.
- Кант И. Сочинения в шести томах Т. V — М.: Мысль, 1966.
- Касслер М. О поиске музыкальной информации/УИскусство и ЭВМ М.: Мир, 1972.
- Кодуэлл К. Иллюзия и действительность. Об источниках поэзии М.: Прогресс, 1969.
- Крайтлер Г., Крайтлер С.» Психология искусства". Б/м, 1992.
- Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика М., 1920.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения М.: Академия, 1935.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика).- М.: Высшая школа, 1963.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классикаМ.: Искусство, 1975.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон М.: Искусство, 1969.
- Лосев А.Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем // Вопросы эстетики. Вып. 8.- М.: Искусство, 1968.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста М., 1972.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии М.: Мысль, 1979.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 12.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т.23.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 46, Ч. II.
- Моль А. Искусство и ЭВМ.- М., 1975.
- Моль А. Социодинамика культуры.- М., 1973.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие.- М., 1966.
- Новиков A.B. От позитивизма к интуитивизму.- М.: Искусство, 1976.
- Овсянников М.Ф. История эстетической мысли.- М.: Высшая школа, 1984.65,Ортега-и-Гассет.Х. Эстетика. Философия культуры М.: Искусство, 1991.
- Рубцов H.H. Иконология. История, теория, практика М., 1990.
- Рудь И.Д., Цукерман И. И. Искусство и теория информа-ции//Художественное и научное творчество.- М., 1972.
- Рунин Б.М. Информация и художественность//Художественное восприятие." М., 1971.
- Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материалах ритуала ндембу)//Семиотика и искусствометрия.- М.: Мир, 1972.
- Торшилова Е.М. Можно ли проверить алгеброй гармонию? Критический очерк «экспериментальной эстетики».- М.: Искусство, 1988.
- Урнов Д.М. В борьбе//Кодуэлл К. Иллюзия и действительность М.: Прогресс, 1969.
- Урсул А.Д. Природа информации М., 1989.
- Фехнер Г. Т. «Введение в эстетику»//Семиотика и искусствометрия- М.: Мир, 1972.
- Фукс В. По всем правилам искусства// Искусство и ЭВМ М., 1972.
- Хайдеггер М. Что такое метафизика?// Новая технократическая волна на Западе,-М., 1986.
- Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика.-М.: Искусство, 1973.
- Цвейг С. Собр. соч. Т. II.
- Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру— М.: Прогресс, 1964.
- Шеллинг Ф.-В. Система трансцендентального идеализма JL, 1936.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление//Полн. собр. соч.- Т. I.- М., 1901.
- Шопенгауэр А. О воле в природе//Полн. собр. соч.-Т. Ill -М., 1909-С. 743.
- Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры. Вып. 5, — М.: Смысл, 1997.
- Юнг К. Психологические типы//Избранные труды по аналитической психологии. Б/м: Книгоиздательство «Мусагет», 1929.
- Abraham N. Le tempe, le rythme et l’incoscient.- Entretens sur L’Art et la Psychoanalyse.-Paris, 1968.
- Alexander F. The Psychoanalist Looks at Contemporary Art.- Art and Psychoanalysis 1986.
- Arnheim R. Entropy and Art. An Essay on Disorder and Order.- Berkeley, 1971.
- Attneave F. Some informational aspects of visual prrception.- Psychol. Reviev, 1954,61.
- Bachelard G. La Psychoanalyse du Feu. P., 1938-
- Bachelard G. La Terre et les Reveriesdu Repos. P., 1963-
- Bachelard G. L’air et La Flamme d’une Chandell. P. 1961.
- Bachelard G. Leau et les Reves. P., 1942-
- Barron F. Complexity-Simplicity as Personal Dimension. Jorn, of Abnormal and Social Psychology, 1953, 48.
- Bartes R. Sur Racin.-P., 1963.
- Bartlet F.C. Remembering.- L., 1932.
- Bege A. L’Art et la Psychoanalyse 1977.
- Berlyne D.F. Measuares of Aesthetic Preferense. Science de l’Art, 1965, 3.
- Berlyne D.F. The Dimensionality of Uisual Complexity, Interrestingness and Pleasingness Canadian Jorn of Psychology, 1968, 22.
- Berlyne D.F., McDonnell P. Effects of Stimulus Complexity and Incongruity on Duration of EEG Desynchronization. Effect, and Clinical Neurophisiology, 1964, 18.
- Berry P.C. Effect of Collorred Illumination upon Perceived Temperature.-Journ. of Applied Psychology, 1961, 45.
- Boas F. Primitive Art.- N.Y., 1955.
- Breton A. Les Manifestes du Surreallismus. P., 1946.
- Brink L. Women characters in Richard Wagner, a stady in 'The Ring of Ni-belung'--Nervous and Mental Deseases Monograf Series. N 37 N.Y., 1924.
- Bugard P. L’ame de Schumann.- Revue Musical, decembre, 1935.
- Bugard R. Musique et symbolise en psychologie normal et pathologique. Bordeaux, 1932.
- Coupleux A. Preliminaires a une Etude sur le Contenu Psychique des Couleurs.-P., 1963.
- Dewey D. Art as Experience N.Y., 1934.
- Dewey D. Democracy and Education N.Y., 1963, — P. 135.
- Dewey D. Human Nature and Condact.- N.Y., 1930,-P. 161−162.
- Eisenmann R. Complexity-simplicity Psychonomic Science, 1967, 8.
- Elson D. Hallucination Produced by Sensory Conditioning.- Journ. of Experimental Psychology, 1941, 28.
- Elster A. Musik und Erotik, Betrachtunq zur Sexual-Socioloqy der Musik.-Bonn, 1925.
- Esman A. Mozart a stady in genius.- The Psychoanalitic Quarterly, vol. XX, n 4, 1951.
- Eysenck H. J. A Critical and Experemental Study of Color Prefernces. -Amer. Psychology, 1941,54. P. 385−394.
- Eysenck H.J. «Type"-Factors in Aesthetic Judgements.- British J. of Psych., 1941,32.
- Eysenck H.J. The General Factor in Aesthetic Judgements.- British J. of Psych., 1941,31.
- Ferenczi S. Weiterer Aufbau der 'Aktiwen Technik' in der Psychoanalyse// Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse.- № XII, 1920.
- Filloux J.C. L’Incoscient. P., 1961.
- Frances R. Psycology de L’Estetique P., 1968.
- Freud S. Des Leonardo da Vinci. -Bd. VIII.
- Freud S. Die Traumdeutung. Gesam. Werke. Bd. II-III, London.
- Freud S. Dostoewsky und Vatertotung. Bd. XIV, London.
- Freud S. Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse. Bd. XI (II).
- Germain P. La Musique et la Psychoanalyse.- Revue francaise de la psychoanalyse, n 4, Paris, 1928.
- Goja H. The Alteration of Songs by Frequent singing//A Contribution to Psychology of Folk Poetry. The Psychoanalitic Stady, vol. VIII, N.Y., 1964.
- Goldstein K. Some Experimental Observation Concerning the Influence of Colors on the Function of the Organism.- Occupational Therapy, 1942, 21.
- Graff M. Die Innere Werkstatt des Musikers.- Stuttgart, 1911.
- Graff M. Probieme des dramatischen Schaffens.-Schriften zur angewandten Seelenkunde. Leipzig und Wien, 1911.
- Graff M. Richard Wagner im 'Fliegenden Hollander', ein Beitrag zur Psychologie Kunstlerischen Schaffens.-Ibid., S.23.
- Hebb D.O. The Organisation of Behavior.- N.Y., 1949.
- Heidegger M. Erlauterungen zu Holderlins Dichtung Fr./M., 1961.
- Heidegger M. Holzwege Frankfurt/M., 1957.
- Heidegger M. Sein und Zeit. -Tubingen, 1931.
- Hitschmen E. Franz Schuberts Schmerz und Liebe Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse. Wien und Leipzig, 1915
- Jalla H. Marxistische Literaturtheorie Neuwied: Suchterhaud, 1971.
- Jones E.H., Samner F.C. Relation of the Brightness Difference of Colors to their Apparent Distance.- Journ. of Psychology, 1948, 26.
- Jones E.H. The Death of Hamlet Father. Art and Psychoanalysis.
- Jung C. Psychology and Literature. The Creative Process. A Symposyum. — Berkley and Los Angeles, 1952.
- Kandinsky W. Essays biber Kunst und Kustler.- Teufen, 1945.
- Kanter V. La psychoanalyse et le compositor P., 1976.
- Kaplan A. Freud and Modern Philosophy.- Freud and Twentieth Century. -L, 1957.
- Karlan L. Zur psychologischen des tragischen-- 'Imago', nl, 1912, Leipzig.
- Koffka K. Principles of Gestalt Psychology.- N.Y., 1935.
- Koffka K. Problems in Psychjology of Art.- In: Art: A Bryn Mawr Symposium.- Lancaster, 1940.
- Kohler W. Dynamics in Psychology.- N.Y., 1940.
- Kohler W. Gestalt Psychology.- N.Y., 1929
- Kohut G. Psychological of Musical Activity//Musik Therapy.- № 1, 1951.
- Kohut H., Levare S. On the enjoyment of listening to musik.- Psychoanalitic Quarterly.- N.Y., 1950, vol. 19.
- Kreitler H. Tension and Relief of Color Combinations.- Tel Aviv University, 1961.
- Kreitler H., Kreitlar S. Psychology of Arts.- Duke University Press, 1972.
- Kris E. The Contribution and Limitaion of Psychoanalysis. N.Y., 1957. -P. 358.
- Lacan J. Ecrits.-P., 1966.
- Lacroix J. Panorama de la Philosophie Francaise Contemporaine.- P., 1966.
- Lucka E. Die Stufen der Erotik.- Berlin und Leipzig, 1913.
- Mann T. Freud and Future.- Art and Psychoanalysis. Ed. By W. Phillips.— Clevlend and New York, 1957.
- Manro Th. Toward Science in Aesthetics N.Y., 1956.
- Marcuse H. Contrrevolution and Revolt. Boston, 1972.
- Marcuse H. Eros and Zivilization. L., 1956 — P.170.
- Marcuse H. Soviet Marxism. A critical Analisis.- N-4, 1958.
- Margolis D.N. The Function of the Literature. A study of Christopher Caudwellis Aesthetics-N.-Y., 1969.
- Mathieu M. D’une improbable esthetique-- Psychoanalyse du Genie Greateur.
- Mathieu M. D’une improbable esthetique. Essai sur les theories psychoa-nalitiques de l’art.- Psycoanalyse du Genie Createur.- Paris, 1974.
- McWhinnie H. Effects of a learning Experience on Preference for Complexity and Assymmetry. Perceptual and Motor Skills, 1966, 23.
- Michel A. L’ecole Freudien devant la musik.- Paris, 1965.
- Music in therapy.- London, 1968.
- Music in therapy London, 1977.
- Music in therapy London, 1979.
- Nees G. Generative Computergraphik.- Berlin-Munchen, 1978.
- Neuman E. Art and Time. Art and Creative Unconscious.- Princeton Univ. Press, 1959.
- Neuman E. Leonardo and the Mother Archetipe. Art and Creative Unconscious. — Princeton Univ. Press, 1959.
- Neuman E. The Unconscious Beethoven.- London, 1927.
- Newhall S.W. Wormth and coolnes of Collor Psychologioal Record, 1941, 4.
- Odier Ch. Le probleme musical et de vue de l’oriqine.- La Semaine litteraire. Geneve, yanvier et 2 fevrier, 1924.
- Osgood C.E. The Cross-Culturall Generality of Visual-verball Synestetic Tendencies.- Behavioral Science, 1960, 5.
- Payne H.C. Apparont Weight as a Function of Color.- American J. of Psychology, 1958, 71.
- Pfaff K. Kunst fur die Zukunft. Eine Sociologishe Untersuchung der Pro-ductiv und Emancipations kraft Kunst — Koln.: Dumont Aktuele, 1972.
- Pfeifer S. Problem der Musik Psycholoqie in Lichte der Psycoanalyse.-Leipzig, 1926.
- Picard R. Nouvelle Critique ou Novelle Imposture. P., 1965.
- Racker H. Contribution to Psychoanalysis of Musik.- American Imago, vol. 8, 1951.
- Rank O. Das Inzest-Motiv in Dichtung und Sage.- Leipzig-Wien, 1926.
- Rank O. The Birth Trauma. N. Y., 1929.
- Rank O. Die Loengrinsage, ein Beitrag zur ihrer Motivgestaltung und Deutung-Leipzig-Wien, 1927.
- Rank O. Don Yuan.- Paris, 1932.
- Read H. Art and Alienation. The Role of the Artist in Society.- L., 1967.
- Read H. Concise History of Modern Painting.- L., 1969.
- Read H. Education through Art.- L., 1956.
- Read H. Surrealisme and the Romantic Principle-Criticism. The Foundation of Modern Literary.-N. Y., 1948.
- Reich W. Schoenberg. A critical biography.- London, 1971.
- Reik T.H. Das Ritual.- «Imago" — Bucher.- Wiene, Bd. XI, 1928.
- Reik T.H. Listening with the Third Ear, the inner experience of psychoanal-ist.-N.Y., 1949.
- Rossberry E. Schonberg and Hindemith- a parting of the ways? Of German music. A symposian.- London, New York, 1976.
- Saint-George M.W. Color Preference of College Students with refernce to Chromatic Pull, Learning and Association. Amer. J. Psychology, 1938, 51.
- Sartre J.-P. Esquisse d’une theorie des Emotions Paris, 1965.
- Sartre J.-P. L’Idiot de la familie. Gustav Floubert de 1821 a 1857.-Vol. III.-Paris, 1973.
- Sartre J.-P. L’Imaginaire. Psychology phenomenologique de l’imagination-Paris, 1940.
- Sartre J.-P. Qu’est-ce que la literature?//Situations II Paris, 1948.
- Schiller P. Die Rauhigkeit als Inter modale Erscheinung.- Zeitschrift der Psychology, 1932, 127.
- Spitz Y. Widerholung, Rhitmus, Langeweile.- «Imago», XXIII, Wiene, 1937.296
- Stephenson W. Correlating Persons Instead of Tests.- Chracter and Personality, 1935, 4.
- Sterba R. Towards the problem of the musical process.- The Psychoanalitic Rewiew, XXXIII, N.Y., 1946.
- Sterba R., Sterba E. Beethoven and his Nephew.- International Journal of Psychoanalysis, vol. 33, N 4, 1952.
- Valentine C.W. The Experimental Psychology of Beauty.- L., 1962.
- Walton W.E., Gilford R.B. Color Prefernces of the 1279 University Students. Amer. J. Psychology, 1933, 45.
- Watson R.J. The Great Psychologist. N.Y., 1963.
- Werner H. Comparetive Psychology of Mental Dewelopment- N.Y., 1955.
- Wilcox W. and Morrison B.M. A Psychologgical Investigation of the Relation of Illumination to Aesthetics.- Psychological, 1933, 44.
- Wolhwill J.F. Developmental Sty dies of Perception. Psychological Billetin 1960,57.
- Wright B. The Influense of Hue, Brightness, and Saturation on Apparent Warmth and Weight.- American J. of Psychology, 1962, 75.
- Write B., Rainwater L. The Meanings of Color.- J. Gen. Psychology, 1962.
- Zietz K. Gegenseitige Beenflussung von Farb and TonerLebnissen.-Zeitschrift der Psychology, 1931, 21.