Проблема музыкально-эстетического предмета в контексте отечественного музыкознания конца XIX — начала XX века
Именно эстетическая составляющая исследуемой категории представляется нам наиболее существенным компонентом, акцентирующим духовно-личностную включенность в процесс осознания музыкально-прекрасного. Новые возможности для выявления эстетической, духовной наполненности воспринимающего музыку человека открылись вследствие внедрения методологических ориентиров музыкально-эстетического предмета… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ: ПРОБЛЕМАТИКА И МЕТОДОЛОГИЯ
- 1. Эстетический предмет в музыкальном искусстве
- 2. Р.Ингарден и Н. Гартман об эстетическом предмете в музыке
- 3. Музыкально-эстетический предмет: к проблеме методологических оснований
- Глава II. РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX ВЕКА О МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРЕДМЕТЕ КАК ФЕНОМЕНЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
- 1. Музыкальная эстетика в контексте музыкальной культуры серебряного века"
- 2. Музыкальное чувство как основное условие эстетического восприятия музыки
§ 3. Конкретно-чувственная ступень восприятия музыки а) слуховые ощущения и физические свойства музыкальных звуков. б) «чувственная очевидность» как генезис слухозрительной полифонии в) эволюция звуковых форм и рефлексия на их восприятие г) о единстве формы и содержания д) чувственно-слышимое как движение к проявлению эйдосов музыки
§ 4. Духовно-эйдетическое постижение музыки а) духовно-эйдетическое созерцание как переживание органической целостности музыкального произведения б) композитор-исполнитель-слушатель: духовный полилог. в) музыкальная красота как сущность духовно-личностного постижения эстетической ценности музыки.
Список литературы
- Авраамов А. Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки. // «Музыкальный современник», № 6.- Петроград, 1916.
- Адорно Теодор В. Философия новой музыки.- М., 2001.- 352 с.
- Адорно Теодор В. Эстетическая теория. М., Республика, 2001.527 с.
- Андроников И.Л. Письмо Ф.И.Шаляпина к А. М. Горькому // Андроников И. Л. «Я хочу рассказать вам.».- М., 1971.- С. 249−257.
- Антология русской философии. В 3-х т. Т. III.- СПб., 2000.- 639 с.
- Аргамаков К. Новые мысли о музыкальном преподавании // «Музыка», 1912, № 97.
- Аркадьев М. Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль. // «Музыкальная академия», 2001, № 2.- С. 42−51.
- Артур Никиш и русская музыкальная культура. Воспоминания, письма, статьи.- Л., 1975.- 196 с.
- Асафьев Б. Об опере. Избр. статьи.- Л., 1985.- 344 с.
- Ю.Асафьев Б. (Глебов И.) Петроградские куранты // «Музыка», 1915, № 226.
- П.Асафьев Б. (Глебов И.). Петроградские куранты. О творческом пути Н. Мясковского // «Музыка», 1915, № 219.
- Асафьев Б. (Глебов И.). Романсы Танеева // «Музыкальный современник», Петроград, 1916, № 8.
- З.Асафьев Б. (Глебов И.) Петроградские куранты. «По прочтении псалма, кантата С.И.Танеева» // «Музыка», 1915, № 216.
- Н.Асафьев Б. (Игорь Глебов).Ценность музыки // De Musica.-Петроград, 1923.
- Асафьев Б. Книга о Стравинском.- Л., 1977.- 277 с.
- Асафьев Б. О себе // Воспоминания о Б. В. Асафьеве / Сост. А. Н. Крюков.- Л., 1974.- С. 317−508.
- П.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1−2.- Л., 1971.376 с.
- Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. статей.- М., 1968.- С. 531- 609.
- Ахманов А. Интеллектуальная интуиция и эстетическое созерцание // Антология феноменологической философии в России. Т.2.- М., 2000.- С. 69−91.
- Ашкинази 3. Музыка и метафизика // «Музыка», 1912, № 75,76,78.
- Белый А. Окно в будущее // «Музыка», 1911, № 53.
- Белый А. Символизм как миропонимание.- М., 1974.- 528 с.
- Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1989.
- Борев Ю. Эстетика: В 2-х т. Т. 1.- Смоленск, 1997.- 576 с.
- Брюсова Н. Музыкальное творчество С.И.Танеева // «Музыкальный современник», — Петроград, 1916, № 8.
- Брюсова Н. О музыке // «Труды и дни», 1916. Тетр. 8.
- Брюсова Н. О песне // «Музыка», 1915, № 234.
- Брюсова Н. Реализм Скрябина // «Музыка», 1915, № 221.
- Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2-х т. Т. 2: Славянский мир. Древняя Русь. Россия.- СПб, 1999.
- Бычков В.В. К диалектике художественного мышления // Эстетика и жизнь. Вып. 7.- М., 1982.- С. 22−44.
- Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс.- М., 2003.- 384 с.
- Бычков В.В. Эстетика: Учебник.- М., 2002.- 556 с.
- Вагнер Р. Избранные работы.- М., 1978.- 695 с.
- Вислова A.B. «Серебряный век» как театр.- М., 2000.- 212 с.
- Вольфинг. (Метнер Э.) Из музыкального дневника // «Труды и дни», 1912, № 4−5.
- Вольфинг. (Метнер Э.) Инвективы на музыкальную современность // «Труды и дни», 1912, № 2−3.
- Вольфинг. (Метнер Э.) Модернизм и музыка.- М., 1912.
- Вольфинг. (Метнер Э.) Ответ эмоционально-эволюционной музыкальной эстетике // «Труды и дни», 1912, № 2.
- Воронцов Г. Роль и единство эмоционального и рационального в понимании музыки как философская проблема // Философские исследования, 1994 № 4.- С. 80−86.
- Воронцов Г. Роль эмоций в музыкальном мышлении // Философские исследования, 1994 № 4.- С. 95−98.
- Выготский JI.C. Психология искусства.- СПб, 2000.- 416 с.
- Высоцкая JI.H. К проблеме содержания и формы в музыкальной эстетике России конца XIX начала XX века // Музыкальное образование: методология, традиции, методы: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2.- Владимир: ВГПУ, 2003, — С. 8−12.
- Высоцкая JI.H. Некоторые проблемы музыкальной эстетики России конца XIX начала XX века // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. Вып. 3.- Владимир: ВГПУ, 2003.- С. 58−63.
- Высоцкая JI.H. Эстетическая сущность музыки в концепции К.Эйгеса // Музыкальное образование: методология, традиции, методы: Сборник научно-методических статей. Вып. 1.- Владимир: ВГПУ, 2002.- С. 6−11.
- Высоцкая JI.H. Р.Ингарден и Н. Гартман о проблеме эстетического предмета в музыкальном искусстве // Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций.- Владимир-Гановер, 2004, № 5.- С. 52−70.
- Ганслик Э.О. музыкально-прекрасном. Перевод Г. А. Лароша.- М., 1910.
- Гартман Н. Эстетика. М., 1958.- 689 с.
- Гегель. Эстетика, т. 1.- М.: Искусство, 1968.
- Гилберт К., Кун. Г. История эстетики.- М., I960.- 685 с.
- Гнесин М. О природе музыкального искусства и о русской музыке // «Музыкальный современник», — Петроград, 1915, № 3.
- Гуссерль Э. Собрание сочинений. Феноменология внутреннего сознания времени.-М., 1994.-Т. 1.
- Долгов К.М. Объективное и субъективное в искусстве // Искусство и общество. М., 1972.
- Жабинский К. «Новое понимание музыки» и некоторые вопросы интерпретации хоровых концертов Д. Бортнянского // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры. Избр. Статьи. Вып. 1Ростов-на-Д., 2001.- С. 153−172.
- Жинкин Н. Проблема эстетических форм // Антология феноменологической философии в России. Т.2.- М., 2000.- С. 201
- Иванов В. Marginalia // «Труды и дни», 1912, № 4−5.
- Иванов В. Родное и вселенское.-М., 1994.- 428 с.
- Иванов-Борецкий М. В. Программная музыка // Михаил Владимирович Иванов-Борецкий. Сборник статей и воспоминаний.-М., 1972.-С. 47−66.
- Ильин И.А. Сочинения в двух томах. Т. 2: Религиозная философия.-М., 1994.
- Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Исследования по эстетике.- М., 1962.- С. 400−569.
- История русской музыки в 10 т. Т. 9. Конец XIX начало XX века / Ю. В. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. З. Корабельникова, А. М. Соколова -М., 1994.-452 с.
- История русской музыки в 10 т. Т. 10а. Конец XIX начало. XX века / А. А. Баева, С. Г. Зверева, Ю. В. Келдыш, Т. Н. Левая, М. П. Рахманова, А. М. Соколова, М. Е. Тараканов. — М., 1997.- 542 с.
- Калинников B.C. Письма, документы, материалы: Т.2.- М., 1959. -553 с.
- Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения в шести томах.- т. 1- 6, М., 1963 1966.
- Каратыгин В. О музыкальной критике // «Музыкальный современник», Петроград, 1915, № 2.
- Каратыгин В. О музыкальной критике вообще, о критиках Скрябина в частности и о его «Прометее» в особенности // «Театр и искусство», 1911,№ 12.
- Каратыгин В. Третий камерный вечер А.Зилоти // «Речь», 1916, 30 ноября.
- Кац Б., Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка: Исследовательские очерки.- М., 1989.- 336 с.
- Кашинцев Д. Против света // «Музыка», 1913, № 160.
- Кашкин Н.Д. Избранные статьи о Чайковском.- М., 1954.- 237 с.
- Келдыш Ю.В. Музыкальная полемика предоктябрьских лет // Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки.-М" 1978.- С. 434−486.
- Князев Г. Основания эстетики в приложении к балетному искусству.-СПб., 1912.- 163 с.
- Копленд А. Музыка и воображение // «Советская музыка», 1968,4.
- Кормин H.A. Философская эстетика Владимира Соловьева.- 4.1: Святая гармония.- М., 2001.- 187 с.
- Кривцун O.A. Эстетика. Учебник.- М., 1998.- 430 с.
- Курбанов Б.О. Эстетические принципы программной музыки. -Баку, 1982.
- Куренкова P.A. Эстетика Музыка — Образование. (Феноменологическая целостность).- Владимир, 2001, — 308 с.
- Куренкова P.A. Эстетика: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М., 2003.- 368 с.
- Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера.-М., 1975.- 55 с.
- Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха.- М., 1931.-304 с.
- Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации, — М., Музыка, 1988.- 303 с.
- Ламм О.П. Страницы творческой биографии Мясковского. М., 1989.-368 с.
- Ландгребе Л. Что такое эстетический опыт? Пер. С. А. Завадского // Современная западно-европейская и американская эстетика: Сб. переводов. Под ред. Е.ГЛковлева. М., 2002.- С. 206−223.
- Лапшин И. Н.А.Римский-Корсаков. Философские мотивы в его творчестве // «Музыка», 1912, № 57,58.
- Лапшин И.И. О музыкальном творчестве // «Музыкальный современник», № 1.-Петроград, 1915.
- Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 3.- Л., 1976.- 375 с.
- Латышева Ж.В. Феноменологические предпосылки музыкально-эстетического образования личности. Автореферат диссертации канд. философских наук.- М., 2000.- 24 с.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исследование.- М., 1991.- 166 с.
- Лосев А. О музыкальном ощущении любви и природы (К тридцатипятилетию «Снегурочки» Римского-Корсакова) // «Музыка», 1916, № 251, 252.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Самое само: Сочинения.-М., 1999.- С. 635−822.
- Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура.- М., 1991.- С. 315−336.
- Лосский Н.О. История русской философии.- М., 1991.- 479 с.
- Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. -М., 1998.
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.- М., 1991.
- Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк. М., 1991.- 80 с.
- Малышев И.В. К определению понятия «музыкальное произведение» // Эстетические очерки. Вып. З.-М., 1973. С. 142−163.
- Малышев И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. -М., 1999.-91 с.
- Маркус С.А. Музыкально-эстетические воззрения Вагнера и этапы их становления // Маркус С. А. История музыкальной эстетики. II ч.-М., 1968.- С. 433−545.
- Материалы к биографии Б.Асафьева. / Сост. А. Крюков.- Л., 1992.- 263 с.
- Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка, 1985, № 7.
- Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки.- М., 1980.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. Исследование. М., 1993. — 300 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М., 1976.- 254 с.
- Медушевский B.B. Человек в зеркале интонационной формы // Вопросы музыкознания.- 1980, № 9.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999.604 с.
- Метнер Н. Муза и мода.- Париж, 1935.- 156 с.
- Моклер К. О современной французской музыке // «Музыка», 1911, № 18, 20.
- Музыкальная эстетика Германии XIX в. т. 1.- М., 1981. 415 с.
- Музыкальная эстетика Германии XIX в. т. 2.- М., 1982.- 432 с.
- Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: Научно-практическая конференция 17−21 ноября 1992 года. Вып. 2. РАМ им. Гнесиных. М., 1994. -212 с.
- Мясковский Н. Н.Метнер. Впечатления от его творческого облика // «Музыка», 1913, № 119.
- Мясковский Н. Чайковский и Бетховен // «Музыка», 1912, № 77.
- Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки.- М., 1980.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции, — М., 1982.-319 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М., 1972.-384 с.
- Неустроев А. А. Музыка и чувство. Материалы для психологического основания эстетики музыки.- СПб, 1980.
- Николаев Н. Шаляпин в роли Дон Кихота // «Музыка», 1915, № 217.
- Ницше Ф. Рождение трагедии. Пер. А. В. Михайлова.- М., 2001.735 с.
- Очеретовская Н.Л. Содержание и форма в музыке.- Киев, 1984.
- Пайман А. История русского символизма.- М., 2000.- 415 с.
- Полуянов П. Некоторые мотивы творчества А.Скрябина (Блики) // «Музыка», 1915, № 214.
- Полуянов П. Нечто о психологии слушателя // «Музыка», 1915, № 219.
- Прокофьев С.С. и Мясковский H .Я. Переписка. М., 1977.597 с.
- Pare Ю.Н. Эстетика снизу и эстетика сверху квантитативные пути сближения. Исследования.- М., 1999, — 248 с.
- Раевский К. О Скрябине и скрябинском цикле в Москве // «Музыка», 1915, № 229.
- Римский-Корсаков H.A. Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма // «Музыка», 1911, № 13, 17.
- Рождественский Г. Преамбулы: Сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам.- М.: Советский композитор, 1989.304 с.
- Розенов Э.К. Статьи о музыке: Избр.- М., 1982.
- Рубцова В.В. А.Н.Скрябин.- М., 1989.- 447 с.
- Русская музыкальная культура XIX начала XX века: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 123.- М., 1994.- 132 с.
- Сабанеев JI. Музыкальные беседы // «Музыка», 1914, № 173
- Сабанеев JI. Николай Метнер // «Музыка», 1912, № 63.
- Сабанеев JI.JI. Музыкальные беседы // «Музыка», 1912, № 66, 72.
- Сабанеев JLJI. Музыкальные беседы // «Музыка», 1912, № 94, 95,98, 101.
- Сабанеев JI.JI. Принципы творчества А.Скрябина // «Музыка», 1914, № 173,194, 197.
- Сабанеев JI.JI. Психология музыкально-творческого процесса // Музыкальная психология. Сост. Старчеус М.С.- М., 1992.
- Сабанеев Л.Л. Скрябин и Рахманинов // «Музыка», 1912, № 75.
- Сабанеев Л.Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией «Прометей» // «Музыкальный современник», Петроград, 1916, № 4−5.
- Сабанеев Л.Л. Творчество Клода Дебюсси // «Музыка», 1913, № 159.
- Сабанеев Л. Л. Эволюция гармонического созерцания // «Музыкальный современник», Петроград, 1915, № 2.
- Саккетти Л. Музыкальное образование в школе и жизни // Вестник Европы, 1879, т. 4.
- Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. Т .1. -СПб, 1913.
- Саккетти Л. Из области эстетики и музыки.- СПб, 1896.
- Саминский Л. О гармонических корнях и руслах современной русской музыки // «Музыка», 1915, № 218.
- Саминский Н. После и по поводу «Китежа» // «Музыка», 1915, № 217.
- Сартр Ж.-П. Произведение искусства. Пер. В. М. Рыкунова // Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е. Г. Яковлева.- М., 2002.
- Скрябин А. Искусство и политика // «Музыка», 1915, № 215.
- Смирнов А.И. Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве.-Казань, 1894.
- Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование.-М., 1990.- 320 с.
- Смирнова Н.М. Трансцендентальная интерсубъективность как социально-философская проблема // Феноменологическиеисследования. Российско-американский ежегодник.- Владимир-Hanover, № 5, 2004.
- Современные концепции эстетического воспитания. (Теория и практика).- М., 1998.- 302 с.
- Соловьев B.C. Общий смысл искусства // История эстетики в 5-ти томах. Т. 4, 1-й полутом.- М., 1979.
- Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские: Т. 1.- СПб, 1866.
- Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной -к философии музыки.- Киев, 2000.- 176 с.
- Танеев С.И. Материалы и документы. Т. 1.- М., 1952.- 353 с.
- Тевосян А.Т. Переход, пространство культуры и музыкально-исторический процесс // Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах.- М., 2002.- С. 242−267.
- Толстой JT.H. Что такое искусство? // Антология русской философии. Т.З.- СПб, 2000.- С. 94−99.
- Хаардт А. Образное сознание и эстетический опыт у Э.Гуссерля //Логос, № 8.- 1996.- С.69−78.
- Холопова В. Музыкальное содержание: зов культуры наука -педагогика // «Музыкальная академия», 2001, № 2.- С. 34−41.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб, 2000.- 320 с.
- Цахер И. С.И.Танеев. К проблеме музыкального мышления.-М., 2003.-31 с.
- Чайковский П.И. О музыке, ожизни, о себе.- Л., 1976.- 267 с.
- Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке.- М.: Музыка, 1989.
- Черкас Н.Н.О музыкальности, как основном вопросе музыкальной эстетики. Петроград, 1915.- 75 с.
- Шагинян М. С.В.Рахманинов // «Труды и дни», 1912, № 4−5.
- Шахназарова Н.Г. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. М., 1975.
- Шенберг А. Музыка и текст // «Музыка», 1912, № 102.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. Исследование. М., 1975.351 с.
- Шлецер Б. Об экстазе и действенном искусстве // «Музыкальный современник», № 4−5.- Петроград, 1916.
- Шопенгауэр А. О сущности музыки. Пер. Ю. Айхенвальда / Под ред. и со вступ. ст. К.Эйгеса.- Пг.- М., 1919.
- Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Г. Г. Шпет. Сочинения.-М., 1989.- С. 11−344.
- Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты // Сочинения.- М., 1989.-С. 345−472.
- Эйгес И. О программной музыке // «Музыка», 1915, № 216.
- Эйгес И. О роли ассоциаций в музыке // «Музыка», 1915, № 225.
- Эйгес К. Гофман и фортепианная игра // «Музыка», 1912, № 108.
- Эйгес К. Музыка как одно из высших мистических переживаний // «Золотое руно», 1907, июнь.
- Эйгес К. Наука о музыке (По поводу лекции Ренчицкого) // «Музыка», 1913, № 154.
- Эйгес К. Основные вопросы музыкальной эстетики.- М., 1905.34 с.
- Эйгес К. Очерки по философии музыки. Кн. 1. 3-е изд. с предисловием автора. М., 1921. — 62 с.
- Эйгес К. Статьи по философии музыки. Кн. 1.- М., 1912.- 94 с.
- Энгель Ю. Музыка Скрябина // «Русские ведомости», 1911, 4 марта.
- Энгель Ю. Скрябин. Биографический очерк // «Музыкальный современник», Петроград, 1916, № 4−5.
- Эрберг К. Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетике.- М., 2000.- 208 с.
- Яворский Б. После московских концертов Ферручо Бузони // «Музыка», 1912, № 104−105.
- Яворский Б.Л. Статьи, документы. Т. 1.- М., 1972.
- Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М.: КДУ, 2005.-640 с.
- Z. Ф. И. Шаляпин // «Музыкальный современник», Петроград, 1915, № 2.169