Эстетическое отношение человека к миру представляет собой выражение ценностей духовной культуры в чувственной форме. Формирование и развитие эстетического отношения, осуществляющееся в процессе образования, направлено на обретение эстетико-культурной идентичности личности и знаменует собой стремление глубже выразить родовую сущность человека.
Современная ситуация в мире показывает, что философско-педагогическое наследие, содержащее множество идей и концепций образования, нуждается в коренном переосмыслении, поиске новых оснований. На наш взгляд, одним из таких оснований должна стать феноменология.
Во-первых, поворот к феноменологии в образовании обусловлен кризисом системы образования как отечественной, так и во всем мире. То положение, в котором оказалась сегодня Россия, а именно: разрушение идеологии, ценностных и социальных ориентиров, продолжение кризисов во многих областях жизни, распад традиционного семейного уклада и патриархального мировоззрения — лишь усиливает насущную задачу исследования проблем образования, истоки которых коренятся в использовании не потерявших свою актуальность философских установок [140].
Конкретнее, источники кризиса лежат в искажении смысла понятия образованности. Образованный человек, сформировавшийся в системе общемировых гуманистических ценностей, — человек светлого и прекрасного образа. Традиции такого понимания, идущие от античности и христианства были сформированы в век Просвещения. Образованность в XVII веке начинают понимать как разумность. Но разумность трактуется узко: разум ставится выше чувственности и воли, чувственность считается недоразвитым разумом, воля же должна быть подчинена разуму. Реализацию этой идеи проводила школа, в задачи которой входила только функция обучения, а воспитание исключалось. Но в XX веке, когда выявляются и изучаются такие стороны человека, как сфера бессознательного, неподвластная разумучувственная сторона, имеющая самоценность и самостоятельностьволя, не всегда подчиненная разуму, а часто руководящая человекомжелание, игра, телесность, — существующее и сегодня положение «разумности» оказалось в глубоком кризисе.
Обращение к феноменологическому методу в музыкально-эстетическом образовании также связано с изучением европейской педагогико-философской мысли, этапы которой:
— рационалистическое образование Яна Амоса Коменского, создавшего классно-поурочную систему,.
— принцип природосообразности Ж.-Ж.Руссо, идея которого — способствовать самореализации ребенка,.
— гегелевское «государство» как выражение абсолютного духа, которое должно взять на себя обучение и воспитание.
Во-вторых, важность привлечения феноменологического подхода связана с актуальностью исследования индивидуального сознания ученика в установке обучения и воспитания, в условиях деятельности, релаксации и т. д. Необходим поворот к методу, изучающему онтологический слой сознания, способствующему достижению состояния интерсубъективности — диалога различных субъектов в поле сознания ученика, обретения гармонии между различными самосознаниями (в частности, ученика и учителя).
В-третьих, музыкально-эстетическое сознание и деятельность — суть творческие измерения человеческой индивидуальности. На современном этапе развития цивилизации, когда так угрожающе мощен поток массовой культуры, создающей «одномерного человека» (Г.Маркузе), человека с «герметизмом сознания» (Х.Ортега-и-Гассет), а то и просто индивида с искалеченной психикой, остро ощущается потребность во взращивании личности нового, самоиндивидуализирующего типа, сущностные силы которой заключались бы в способности творчески преодолевать коллизии и решать сверхсложные задачи нашего времени, способной создать вокруг себя пространство гуманизма и свободы.
И, в-четвертых, актуальность задачи феноменологического рассмотрения музыкального искусства обусловлена тем, что феноменологический подход позволяет рассматривать искусство как эстетически самоценное в противовес узко утилитаристскому и морально-дидактическому его пониманию. Собственная ценность искусства должна быть открыта для рассмотрения, так как общественно-утилитарное значение искусства не является единственным и истинным для него. Принципиально важно то, что движение от философии музыкально-эстетического утилитаризма к философии музыкально-эстетического дидактизма и философии эстетизма исторически обосновано. В античном учении об этосе за мусическими искусствами признается общественно-политическая и психически-педагогическая роль: «.главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает, ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразнее человека, если кто правильно воспитанесли же нет, то наоборот» [100]. В то же время Платон проводит разграничение между искусством, имеющим положительное воспитательное значение и искусством чистого наслаждения, деморализующим человека. Аристотель, развивая платоновские положения и полемизируя с ними, обнаруживает, что сущность искусства составляет единство этической и эстетико-гедонистической сфер [см.4- 46]. Таким образом, отрицание исключительности воспитательной цели музыкального искусства, выявление ее неспособности непосредственно влиять на моральный облик людей, было выявлено еще Аристотелем, также еще Аристотелем было заявлено об эстетической самоценности музыки и необходимости рассмотрения собственно эстетической сущности музыкального искусства.
Несмотря на то, что необходимость поворота от социологического к феноменологическому познанию музыки в образовании глубоко назрела и вполне осуществима в настоящее время, нельзя отказываться от социально-исторического подхода к музыкальному искусству. Принцип дополнительности и множественности подходов к анализу музыкального произведения предполагает разработку феноменологических основ музыки.
Так же феноменологическая апология самоценности искусства не отрицает утилитаристских и дидактических целей музыкально-эстетического образования. Напротив, обучающие задачи являются одной из необходимых предпосылок адекватного эстетического постижения высокохудожественного произведения искусства, а воспитывающее воздействие искусства предстает как один из логичных итогов восприятия эстетического предмета.
Таким образом, в предпринимаемом нами диссертационном исследовании разработка проблем музыкально-эстетического образования ведется в характерном для XX века контексте смены парадигм культуры. Наша концептуальная модель видения исследуемых вопросов основывается на перенесении акцентов в трактовке человека с онтолого-гносеологического, социально-исторического, сциентистского на антропологофеноменологический и аксиологический аспекты.
Вышеобозначенные стороны проблемы музыкально-эстетического образования личности выявляют актуальность формирования феноменологического подхода к ее решению, обеспечивающего более глубокое рассмотрение процессов становления универсума внутренней жизни человека — формирования и развития целостности человеческой субъективности, в которой биологическая сторона является проводником духовных интенций индивидуальности. Феноменологическая методология способна не только обеспечить передачу точного знания, но и фиксировать мировозренческие проблемы, учитывать психологические, моральные и эстетические состояния человека. Это поможет изменить ситуацию антиперсонального познания в процессе обучения и воспитания и культивировать личностную вовлеченность и живой опыт субъективного переживания произведения искусства.
Состояние исследования проблемы, источники.
В отечественной науке лишь с недавнего времени начинает разрабатываться вопрос о значении эстетико-феноменологических идей для культурного и духовного развития человека. В более глубоком анализе нуждается вопрос о становлении эстетико-феноменологических теорий XX века в контексте всей философско-эстетической панорамы, включая такие философские течения, как позитивизм, философия жизни, неокантианство, психоанализ, экзистенциализм, герменевтика и другие. Важно осветить проблему связи и взаимовлияния идей этих доктрин и феноменологической теории.
Проблема музыкально-эстетического образования личности многогранна и может изучаться с различных сторон — философской, педагогической и психологической.
Философская рефлексия феномена образования осуществляется, начиная с диалога Платона «Протагор» и книг «Государство», в аристотелевском учении о форме, в концепциях неоплатоников, в христианской идее о человеке как образе и подобии Божьем, в исследованиях И. Гер дера, И. Канта, Г. Гегеля, В. Дильтея, Г. Гадамера, М. Хайдеггера, М. Фуко и других философов.
Ситуация глобального кризиса образования и тревога по этому поводу заметна в работах Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Ясперса, Л. Шестова, М. Шел ера, В. В. Розанова.
Поиски путей выхода из кризисного состояния по сей день не вылились в создание принципиально новых перспективных направлений (несмотря на наличие концепций «деятельностного», «инновационного», «развивающего», критического" обучения). О трудностях в области образования свидетельствует слабая теоретическая разработанность, а точнее, односторонняя трактовка понятия «образование» в отечественной литературе. Среди определений образования в различных педагогических источниках господствует тезис об образовании как о «процессе и результате усвоения систематизированных знаний умений и навыков» [Педагогическая энциклопедия.-М., 1964;1968]. В справочно-философской литературе советского периода вообще не фигурирует собственно философское определение данного понятия. В частности, отсутствуют статьи под таким заголовком в «Философской энциклопедии» [М., 1960;1970], в «Философском энциклопедическом словаре» [М., 1983]. Однако, в постсоветских исследованиях осмысление означенного термина ведется как формирование духовного обликачеловека[см.напр. :1- 101- 102- 103- 140].
Примечательно в этом отношении мнение историка философии Е. А. Плеханова, который полагает, что смысл анализируемого термина связан с философским символом «образа», что подтверждается семантикой многих европейских языков. Также Плеханов отмечает, что «многовековая традиция европейской философии в трактовке образования прочно закрепила спиритуалистическую интенцию, тесно связывающую сущность человека с областью духовного бытия». 103, с.26].
Разработка основных этапов развития в образовательном процессе, их специфика и взаимосвязь уже велась отечественной философией, педагогикой и психологией, но с монистической точки зрения. Диалектико-материалистический метод позволил проследить индивидуальное развитие человека как «ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых его организмом от момента зарождения до конца жизни, становление человека как социального существа.» [Педагогическая энциклопедия.-М., 1964;1968]. Однако, он не дает возможности сосредоточиться на сугубо творческих, личностных смыслах эстетического восприятия, не позволяет найти более адекватные и тонкие подходы в обнаружении и развитии индивидуальности, формирование ее связей с культурой, с alter ego.
Общеизвестно, что идея развития личности в истории философии и педагогики не нова — развивающая направленность учения была осознана еще, например, традицией чань-буддизма. Более того, по Дж. Дьюи, «вся история педагогической мысли отмечена борьбой двух идей: идеи о том, что образование — это развитие, идущее изнутри, что оно основано на природных способностях, и идеи о том, что образование — это формирование, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных наклонностей и замещение их приобретенными под внешним давлением навыками» [28, с. 124].
Тем не менее, идея само-стояния, самоопределения, творческого развития личности, вовлеченной в образовательный процесс, на практике по-прежнему остается маловостребованной и поэтому обладает перспективами своего воплощения. В свете этого, и согласуясь с идеалами духовного совершенствования, необходимо по-новому осмыслить характер и специфику внутреннего созидания. В этой связи мы поддерживаем попытку подобного осмысления, предпринятую С. А. Азаренко. Автор статьи «Образование» [1, с.311] считает, что «результат образования не представляется по типу технического намерения, но проистекает из внутреннего процесса формирования и образования и поэтому постоянно пребывает в состоянии продолжения и развития. Образование и не может быть собственной целью, это некий самовозрастающий процесс» .
Но, несмотря на справедливость вышеприведенного мнения, важно осознавать и другую сторону внутреннего формирования и развития личности. Она связана с процессом избирания и способом передачи ценностей культуры. Выделяя данный компонент образования, Э. Н. Гусинский пишет, что «в слове „развитие“ есть оттенок, сводящий его к некоему развертыванию, раскручиванию изначально существующего, но культура не возникает в личности как ее подсистема сама по себе, самоорганизующаяся система питается информацией из среды, проходит через точки неустойчивости, в которых сильно подвержена влияниям. Для самосозидания система нуждается в образцах, и аналогично тому, как близкие имеют наибольшую вероятность оказаться для ребенка значимыми другими, в процессе образования такая вероятность велика для учителей». 28, с.124].
Из сказанного можно сделать вывод о том, что образование должно быть понято как система, гармонично включающая в себя разные стороны духовного возрастания личности. Специфика взаимодействия сторон процесса «самовозрастания» заключается в том, что образование, согласующееся с общечеловеческими идеалами и нормами обеспечивается не только творческими усилиями развивающейся личности, но и наличием «образца» и «образа» — культурысоответствующими образовательными условиями, личностью и профессиональной культурой педагога, жизненными предпосылками.
В педагогической и психологической теории присутствуют прогрессивные и перспективные взгляды и подходы, близкие к высказанным выше мыслям и обозначающие некоторые пути решения рассматриваемой проблемы.
Одна из интереснейших теорий, непосредственно обращенных к задачам целостного развития человека — это теория естественного и свободного воспитания. Сторонники данной теории — Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци видели высшую цель воспитания в развитии всех внутренних способностей индивида, в устранении всего того, что тормозит естественное развитие [105].
Близкие к теории естественного и свободного воспитания взгляды имели Л. Н. Толстой, И.И. Горбунов-Посадов, К. Н. Вентцель. Л. Н. Толстой считал, что развитие — это спонтанный процесс развертывания природных качеств человека, ненавязчиво ведомый наставником [45].
В пространстве отечественных исследований по психологии и педагогике, представленной работами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других ученых, для нас принципиальны идеи Л. С. Выготского, касающиеся соотношения развития и обучения. Правильно поставленное обучение, согласно выдающемуся психологу, ведет к развитиюсовместные усилия учащегося и педагога обеспечивают установление и достижение «зоны ближайшего развития». (Примечательно, что современные отечественные психологи утверждают, что воспитание и обучение включены в процесс развития, а не надстраиваются над ним [18]).
Мотивы взаимодействия, межличностного общения в развивающем обучении присутствуют в творчестве Дж. Дьюи. Он, как и другой представитель прагматической философии образования — Дж. Мид, полагал, что такие понятия, как «реконструкция опыта», «интерсубъективность», «диалог», «общение» должны активно привлекаться философией развивающего воспитания и обучения. Реорганизация и накопление детьми личного опыта важнее, считает Дьюи, овладения систематизированным научным знанием [167].
Важно отметить достижения гуманистической психологии и педагогики. Данное научное направление сосредоточило свои исследовательские интересы на таких проявлениях человека, как свобода, творчество, духовность, любовь, эмпатия, самосовершенствование, понимание. К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюллер, Р. Мей, Э. Фромм и др. установкой на творческую эмансипацию личности, на «открытие своей идентичности» и «своего подлинного я» [148, с.65] создали фундамент для дальнейшей теоретической и практической работы.
Среди отечественных авторов последних десятилетий, заинтересовавших нас новым ракурсом видения проблемы, следует назвать В. В. Давыдова. Он считает, что общими формами развития человека являются воспитание и обучение, которые, в свою очередь, есть не что иное, как присвоение" и «воспроизведение» исторически заданных способностей. Феномены присвоения, воспроизведения, развития не выступают, однако, самостоятельными процессами, а проявляются как часть единого процесса психического развития личности [39].
Таким образом, вышеизложенное дает нам возможность понять развитие как гибкую, полифоничную систему, в которой сочетаются наряду с линейностью, непрерывностью, планомерностью — дискретность, скачкообразность и спонтанность движения. Она выступает как взаимодействие, со-развитие, гармонизация различных сторон развиваемого и развивающего, как взаимодополняемость природных задатков и социальных норм.
Для исследования феноменологических предпосылок музыкально-эстетического образования личности важно изучить взаимосвязь эстетического и художественного уровней данного пути формирования духовного облика человека. Философская рефлексия эстетического выдвинула и продолжает выдвигать множество концепций этой фундаментальной категории. Мы опирались на несколько подходов классической эстетики, которые, по нашему мнению, не противостоят, а взаимодополняют друг друга. За основу была принята концепция эстетического как области выражения или выразительности (А.Ф.Лосев, Г. Г. Шпет, O.A. Кривцун). Выражение понимается как диалектическое единство противоположных сторон — внутреннего и внешнего, природного и духовного, субъективного и объективного и т. д. Вместе с тем, мы согласны с мнением философа и искусствоведа В. В. Бычкова о духовном наслаждении как о сущностной характеристике эстетического отношения человека к миру[16], а также поддерживаем концепцию эстетического как совершенного, разработанную Е. Г. Яковлевым [162].
Если результатом эстетического отношения является эстетическое наслаждение, то художественное — это развитие, перерастание, обобщение эстетических переживаний в конкретно-чувственный художественный образ, который, в свою очередь, оформлен материально, физически в виде произведения искусства.
Анализ концепций художественного, в частности концепции системного подхода к изучению художественного творчества М. С. Кагана, моделей структуры искусства С. Х. Рапопорта и JI.H. Столовича, исследований функций искусства Э. В. Соколова и Ю. Б. Борева позволил выявить принципиальное значение художественной деятельности в образовательной практике. Проявление в художественном творчестве огромного разнообразия сторон человеческой деятельности и выполнение искусством многообразия функций дает право считать художественную деятельность и, в частности, музыкально-эстетическую деятельность учащихся в процессе обучения и воспитания универсальным средством самопознания, саморегуляции и самореализации личности [13−14−55−56−106−125−129].
Важную роль в процессе выполнения настоящего исследования сыграли работы М. М. Бахтина, Е. Я. Басина. В частности, мы опирались на позицию М. М. Бахтина относительно художественного творчества как важнейшего пути формирования целостного мира Другого [9- 10]- на концепцию Е. Я. Басина о художественной энергии как об одной из основных творческих способностей [7]. Кроме этого, нами привлекались исследования концепций эстетического, бытия музыкального произведения, проведенные K.M. Долговым, П. П. Гайденко, Н. П. Корыхаловой, Т. Б. Любимовой, И. В. Малышевым.
Подтверждение важности и своевременности привлечения феноменологической традиции в рассмотрении сущности музыкального искусства и музыкально-эстетического образования личности мы нашли в работах отечественных ученых в области музыковедения, теории исполнительства, музыкальной психологии и педагогики. Интонационная теория музыки (Б.В. Асафьев, Б. Л. Яворский, М. М. Медушевский и др.) раскрывает существо данного искусства и его сердцевины — музыкального образа. Его специфика заключается в интонационно-звуковом воплощении музыкальной мысли, данной чувственно, осмысляемой духовно-образно[5- 82−83]. Феноменологическая эстетика как эйдетическая наука фундаментально исследует сущность музыкального феномена, способ существования произведения музыки.
В процессе данного исследования мы учитывали и позицию Е. В. Назайкинского, согласно которой музыкально-художественный образ, сущность и структура произведения, его восприятие не могут быть поняты вне художественной коммуникации, в «которой реально осуществляются процессы творчества, исполнения, восприятия и реализуется акт общения». 93, с.21].
Сущность педагогической позиции ведущих отечественных музыковедов и педагогов заключается в перенесении внимания с обучения профессиональным умениям и навыкам на музыкально-эстетическое восприятие и творчество (Б.В. Асафьев).Цели своей педагогической работы они видят в развитии образно-духовного осмысления искусства и музыкально-творческого воображения (Б.Л. Яворский, Д.Б. Кабалевский) [53−54].
Итак, мы опирались на научные материалы советского и постсоветского периодов, имеющих как марксистскую, так и немарксистскую ориентацию.
Идея музыкально-эстетического образования как образования «своего внутреннего бытия» (В. Гумбольдт) и «культивирования задатков» (Х.-Г. Гадамер) связана с углубленным изучением структур и закономерностей индивидуального сознания, постигающего произведение искусства, воссоздающего Другое Я, общество, культуру, выстраивающего систему взаимосвязей между ними во всеохватывающем контексте жизни.
Исходя из этого, нами привлекается феноменологическая традиция, в рамках которой признается и подчеркивается важность включенности творческого индивидуального сознания в жизненный и воспитательно-образовательный процессы. Мы обратились к произведениям Э. Гуссерля, Р. Ингардена, И. Гартмана, М. Хайдеггера, Ж-П. Сартра, М. Мерло-Понти, М. Дюфрена, А. Ф. Лосева, Г. Г. Шпета, М. М. Бахтина, к другим работам феноменологической, феноменолого-экзистенциальной, феноменолого-герменевтической направленности.
Кроме этого использовалась литература в области истории философии, эстетики, музыкальной теории, справочники по философии, музыкознанию, психологии, педагогике, эстетикематериалы периодики и музыкально-художественной критикирезультаты опытной работы, проделанной автором диссертации.
Помимо теоретико-концептуального багажа, накопленного в первой половине двадцатого столетия, привлекаются труды современных феноменологов в области философии, эстетики и музыкальной педагогики. Среди них, -работы А.-Т. Тименецки, А. Шютца, опыт других американских и европейских авторов.
Анализ философско-эстетических концепций и выделение конкретных основополагающих идей позволит наметить пути к созданию феноменолого-методологического подхода к музыкально-эстетическому образованию личности.
Методология и методика исследования.
Определенная нами проблема рассматривается с точки зрения феноменологической методологии и принципов феноменологического анализа.
Обращение к феноменологии обусловлено тем, что, обособившись как таковая благодаря Э. Гуссерлю в начале XX века, она продолжает развиваться и по сей день, обладая большим авторитетом. Идеи феноменологии, касающиеся искусства, творчества, эстетического значительно влияют на умы образованных, мыслящих людей, что вызвано ситуацией невостребованности духовности человека в современном мире, опорой на «мертвый», «монофонический» рационализм, не позволяющий усмотреть фундаментальные основания жизни и мира. В феноменологической программе видится способ поиска иного типа рациональности и научности, в котором бы человек и его творчество стали основанием построения новой картины мира. Э. Гуссерль очень точно определил характер и назначение феноменологии, которая призвана в качестве «функции универсального самоосмысления (трансцендентальной) гуманности служить универсальной практике разума, т. е. служить бесконечной универсальной идее абсолютного совершенства» [36,с.42- 43].
В диссертации также использовались и другие методы научного познания: философско-эстетический, историко-философский, историко-эстетический, культурно-исторический, музыкально-исторический типы анализаметод сопоставления аналитически изложенных концепцийметод движения от абстрактного к конкретному и обратно, от конкретного к абстрактному.
В исследовании изложена опытная работа, проведенная с целью выявления и апробации основ новой методологии и конкретных приемов в музыкально-эстетическом образовании.
Использование феноменологических хметодологических оснований повлекло за собой новые ракурсы видения проблемы и применение новых подходов к ее разработке.
Новизна научного исследования.
Новизна научного исследования заключается в том, что в философско-эстетической литературе предпринимается одна из первых попыток исследования проблемы музыкально-эстетического образования личности с феноменологических позиций. В отечественных исследованиях вопросы феноменологии музыки и музыкального образования в их взаимосвязи не подвергались специальной и углубленной разработке.
Феноменологическая эстетика после долговременного забвения в России вновь привлекает внимание ученых. Наиболее благодатную почву для применения феноменологического метода мы видим в рефлексии искусства. Феноменологический взгляд на вещи как нельзя более верно отвечает природе особого, полисемичного художественного познания. Напрашивается аналогия феноменологической редукции и процесса создания художественного образа: психологического, эйдетического, трансцендентального и интерсубъективного саморазвития Я и художественной типизации (обобщения в индивидуальном). Поэтому мы считаем целесообразным его участие в эстетической рефлексии явлений мира и искусства, а также в формировании методологии преподавания предметов эстетико — художественного цикла.
На наш взгляд, феноменологическая интерпретация искусства музыки является необходимым дополнением к имеющимся в научном арсенале социологическому, стилистическому, структурному и другим видам когнитивного анализа. Поэтому, феноменологический подход не должен превращаться в монометодологию, необходим динамизм перехода от одного методологического основания к другому.
Далее, впервые в отечественной философской науке рассматриваются научные взгляды американского феноменолога А.-Т. Тименецки и выявляется значимость ее концепции феноменологии жизни применительно к проблемам музыкально-эстетического образования личности. Также рассматриваются музыкально-эстетические взгляды австро-американского философа и социолога А. Шютца, других малоизвестных в нашей стране философов и эстетиков.
Кроме того, впервые предпринимается попытка формирования феноменолого-методологических основ музыкально-эстетического образования личности в ситуации школьного обучения. В связи с данной целью был решен ряд общетеоретических и специальных задач, которые излагаются в следующем параграфе.
Цели и задачи исследования.
Главная цель настоящего исследования — использовать феноменологическую теорию для формирования феноменологического понимания музыкально-эстетического образования личности. Важно показать возможности феноменологического подхода в раскрытии внутреннего процесса музыкально-эстетического развития человека и его индивидуально-личностного становления .
Для осуществления данной цели автором поставлены следующие теоретические и практические задачи :
— рассмотреть основные принципы и процедуры гуссерлевской феноменологии в свете их преломления в область процессов восприятия и понимания музыки;
— эксплицировать сущность музыкально-эстетического восприятия путем анализа философско-феноменологических и эстетико-феноменологических концепций;
— дать характеристику понимания сущности человека в исследуемых концепциях;
— выявить и изучить феноменологическую интерпретацию основных форм музыкально-эстетического образования личности;
— показать специфику феноменологической трактовки художественно-музыкального творчества;
— осветить творческие характеристики бытия музыкального произведения как форм музыкально-эстетического творчества;
— провести опытную работу, обеспечивающую проверку возможности применения феноменологической методологии в процессе музыкально-эстетического воспитания;
— обобщить результаты проведенной работы и сформулировать основные положения философии феноменологической педагогики в сфере музыкального образования.
Гипотеза данной диссертации состоит в том, что, если в процессе музыкальных занятий культивировать возвращение сознания учеников к переживанию сущности музыки как источнику живого ценностного опыта художественного бытия и добиваться развития у детей сферы личностных музыкально-эстетических смыслов, то это приведет к преодолению отчуждения ребенка от собственного внутреннего мира и мира музыки. Тем самым, феноменологический подход в музыкальном образовании будет способствовать постижению музыкально-духовных значений и становлению гуманистической сущности человека.
Объект исследования — феноменологические концепции сознания и музыкально-эстетического отношения.
Предмет исследования — связь указанных концепций с проблемами общеэстетического и музыкально-эстетического развития личности в образовательной ситуации.
Сформулированные таким образом объект, предмет, цель, задачи, гипотезы исследования позволяют обозначить ракурс разрабатываемой проблемы.
Практическое значение исследования.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что в отечественной философско-педагогической литературе предпринимается одна из первых попыток преломления эстетико-феноменологических идей в область музыкально-эстетического воспитания.
Проводится методолого-эстетический анализ феноменологических концепций, закладываются основы методологии эстетического образования нового типа, которая характеризуется высокой степенью духовно-личностной сопричастности человека и музыки. Идет поиск новых методов и приемов, ведущих к осуществлению целостного эстетического развития личности в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Результаты исследования, подтвержденные педагогической опытной работой, могут принципиально изменить процесс эстетического образования и воспитания человека, создав прочный фундамент для субъективной вовлеченности учащегося в деятельность на уроке, для личностного переживания ценностных смыслов и значений эстетико-художественного содержания, для формирования жизненно-эстетического опыта при восприятии эстетического объекта и систематизации получаемых знаний. Выводы и результаты исследования могут быть использованы на внеурочных занятиях в дошкольных учреждениях, на кружковых и факультативных занятиях и других видах деятельности, связанных со слушанием музыки и музыкально-эстетическим восприятием.
Апробация работы.
Материалы и основные положения данной диссертации публиковались в ряде философских изданий: 1) «Феноменология художественного сознания» Владимир, 1996, с.38−47- 2) «Феноменология художественного образования: методология, содержание, методики» (тезисы докладов и выступлений Международной научно-практической конференции), Владимир, 1997, с.62−64- 3) «Феноменологические исследования» (российско-американский ежегодник), Владимир-Белмонт (США), 1997, № 1, с.61−70- 1998, № 2, с.192−197- 4) «Феноменологические исследования» (российско-американский ежегодник), Владимир-Белмонт (США), 1998, № 2, с. 191−197- 5) «Феноменология образования: вопросы теории и практики (опыт сотрудничества)», Владимир, 1999, с.73−82- 6) «Наша школа» (газета Владимирского областного института усовершенствования учителей), Владимир, 1996, № 5, с. 19, с. 25.
Апробация идей и результатов исследования осуществлялась также в выступлениях диссертанта на 1) Международной конференции «Феноменология художественного образования» (Владимир, декабрь 1996), 2) Втором всемирном конгрессе философии, феноменологии и наук о жизни (Польша, Гданьск, июль 1997), 3) научно-практической конференции «Эстетический опыт двадцатого века: горизонты и измерения» (Москва, ИФ РАН, апрель 1998), 4) научных конференциях профессорско-преподавательского состава ВГПУ (Владимир, декабрь 1995 и апрель 1996), 5) научной конференции в рамках фестиваля «Студенческая весна» (Владимир, апрель 1997), 6) лекциях и семинарах по курсу «Основы эстетики и искусствознания» на музыкально-педагогическом факультете ВГПУ (1996;1998 учебные годы), семинарах по феноменологии музыкального образования в Областном институте усовершенствования учителей (Владимир, 1995;1998 г. г.).
База опытной работы: музыкально-педагогический факультет ВГПУ, Юрьевецкая средняя школа, школа № 42 г. Владимира.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и выводов, библиографии. Структура работы обусловлена логикой и аспектами исследуемой проблемы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, предмет, объект, методологические основания, гипотезараскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, степень исследованности проблемы, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Феноменологическое понимание содержания музыкально-эстетического образования» состоит из трех параграфов, содержащих многоаспектный анализ сущности проблемы. Первый параграф называется «Учение Э. Гуссерля как методология единства восприятия и понимания музыки», второй носит название «Эстетико — феноменологическая экспликация сущности музыкального восприятия», третий -" Две смыслообразующих сферы восприятия музыки в контексте экзистенциальной феноменологии М. Мерло-Понти". Вторая глава называется «Феноменологическая интерпретация основных форм музыкально-эстетического образования». Она также включает в себя три параграфа: «Музыкально-эстетическое образование личности как художественно-творческий процесс», «Анализ бытия музыкального произведения», «Организация восприятия произведения музыки с элементамиэстетико-феноменологического анализа (опытная работа)» .
На защиту выносятся следующие положения: 1. Сущностно-содержательным центром музыкально-эстетического образования личности является музыкально-эстетическое восприятие как восхождение через следующие уровни: индивидуально-субъективное переживание музыкальной реальностиструктурно-сущностная интерпретация произведениядуховно-философское ценностное осмысление музыкальных значенийполилогическое музыкально-художественное общение в контексте разнообразия культур и жизненных позиций.
2. Феноменологически понятый процесс музыкально-эстетического образования развертывается по типу художественного творчества, так как человек познает собственный внутренний мир, Других, окружающий мир и музыкальное произведение по принципам художественного восприятия и художественного творчества.
3. Значимость музыкально-творческого ваяния образа Человека обусловлена тем, что творческий акт раскрывает специфику зарождения и функционирования всех процессов музыкально-эстетического сознанияоткрывает человеческие истины и формирует подлинность в жизненных поступкахпредстает как диалог, ценностная взаимосвязь «Я» и «Другого» — свобода музыкального творчества проявляет себя как момент внутренней необходимости, тяготения всех содержательно-формальных интенций к единству и гармонии.
4. Основными формами музыкально-эстетического образования личности являются: творческие по сути музыкально-эстетическое восприятие и интерпретация произведения с элементами эстетико-феноменологического анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И ВЫВОДЫ.
Философия музыкально-эстетического образования — одна из актуальных проблемных областей философии образования — фундаментального, глубинного слоя осмысления образовательной теории и практики. Предпринятый нами анализ именно такого плана вызван существующей на сегодняшний день ситуацией превалирования уровня узко педагогического, музыковедческого и эмпирически-практического изучения музыкально-эстетических реалий, тогда как современные динамически изменяющиеся эстетическая теория и образовательная практика нуждаются в фундаментальном анализе с позиции предельных культурологических оснований. Требуется философское осмысление и пересмотр традиционных концепций и систем музыкально-эстетического образования с учетом последних научных достиженийосуществление прогнозирования музыкально-педагогических идей.
Обращение к феноменологической рефлексии проблем музыкально-эстетического образования было вызвано рядом причин. Во-первых, феноменология привлекалась в качестве метода очищения, прояснения и экспликации исходного и действительного смыслов понятий, категорий и феноменов данной сферы социо-культурной реальности. Во-вторых, были учтены возможности феноменологии в способности индицировать не только общие, но и частные, индивидуальные законы личности, улавливать нюансы ее становления и развития, фиксировать мировоззренческие проблемы, открывать и исследовать психологические, моральные, эстетические и интеллектуальные состояния конкретного человека. В-третьих, феноменологический метод призывался для того, чтобы выявить и подчеркнуть роль и значение уровня феноменальности самоценной эйдетической сущности музыки непосредственной индивидуальной явленности ее человеческому сознанию. В-четвертых, феноменология была понята нами как философия творчества.
Вышеуказанные причины и характеристики philosophia prima помогли сфокусировать наши исследования на выявлении возможностей феноменологического подхода в способности раскрыть полифонию внутренних процессов музыкально-эстетического развития личности, характеризующихся универсальной задействованностью при их развертывании всех сторон человеческой целостности и выступающих в этом смысле сквозной интегрирующей линией образовательной деятельности, «которая добивается совершенства в одной душе» [40, с. 172].
Эта цель показала необходимость установить глубинные основания, «опорные пункты» формирования целостной концепции феноменологии музыкально-эстетического образования. Так как поставленная цель широка и требует задействования более широкого диапазона философской, естественнонаучной, гуманитарной, искусствоведческой литературы, а также рефлексии многообразных феноменов, обуславливающих процесс образования личности, мы должны признать, что проведенное исследование является лишь подступом, прелюдией, «заделом» последующего изучения фундаментальных понятий и феноменов данной области образования. Данной обстоятельство, с одной стороны, указывает на научную новизну результатов исследования, а с другой — на большой прогностический потенциал поставленной проблемы, позволяющей наметить перспективы генезиса и развития новой философии музыкально-эстетического образования.
Рассматривая процесс музыкально-эстетического развития личности как неотъемлемую часть образования, а образовательный и воспитательный компоненты как включенные в процесс развития, мы опирались на определенную трактовку понятия «образование». В обобщенном виде оно понимается как обретение духовного облика человека, «совершенство души». В более конкретном выражении характеризуемый феномен предстает как динамическая система процессов духовного самовозрастания, саморазвития личности. Специфика взаимодействия данных процессов заключается в том, что они, согласуясь с гуманистическими идеалами (образцами) и подпитываясь богатством культуры (образами), развертываются изнутри благодаря творческим усилиям развивающейся личности, имеют такие предпосылки, как жизненное окружение, наличие благоприятной образовательной среды и обуславливаются влиянием личности и профессиональной культуры педагога.
По-новому проявило себя и понятие «развитие». Оно также имеет системный характер, причем данная гибкая полифоничная система предстает как сочетающая наряду с линейностью, непрерывностью, планомерностьюдискретность, скачкообразность и спонтанность движения. Она выступает как взаимодействие, со-развитие, гармонизация различных сторон развивающейся личности, развиваемых способностей и формирующей деятельности педагога, как целостность природных задатков и социальных условий.
При определении главных задач исследования мы пытались обнаружить некоторые опорные точки формирования феноменологически понятой философии музыкально-эстетического образования. В качестве таковых нами были выделены, во-первых, феноменологическая трактовка и экспликация сущностно-содержательной стороны музыкально-эстетического образования, во-вторых, феноменологическое понимание основных форм музыкально-эстетического образования. Кроме этого, важно было выявить трактовку сущности человека в исследуемых концепциях.
При решении первой задачи, связанной с выявлением сущностных характеристик музыкально-эстетического образования, нами установлено, что содержательным центром образования является музыкально-эстетическое восприятие как восхождение через эмоционально-чувственный, структурно-сущностный уровни к уровню абстрагирования и от него — к пониманию смыслов, данных как конкретность. Сущность музыкально-эстетического восприятия заключена в особой, интенционально-конституирующей креативности, которая позволяет выходить со-творцам — композитору и реципиенту — на подлинный, глубинный уровень художественно-музыкального общения. Основной характеристикой музыкально-эстетического восприятия является «включенность» в данный процесс всех компонентов многоуровневой человеческой целостности — от подсознательных движений души до духовного смыслотворчества. Поэтому критериями рассматриваемого процесса выступают внутренняя свобода, открытость, вовлеченность. Многоплановая целостность музыкально-эстетического восприятия предполагает взаимодействие двух смыслообразующих сфер человеческого универсумачувственно-телесной и духовной. Данные сферы аналогичны выражающему и выражаемому планам музыкально-художественного произведения. Личностное бытие не может состояться, также как и бытие произведения искусства, без «взгляда», творческой интерпретации лияностями Других. Тем самым, человек предстает как произведение искусства.
По итогам анализа концепций Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, феноменологических теорий музыкального восприятия можно рекомендовать использовать в образовательной практике следующие положения.
1. Музыкально-эстетическое образование — это прежде всего формирование и развитие культуры музыкально-эстетического восприятия и интерпретации музыки.
2. Специфика музыкально-эстетического восприятия — в поэтапном продвижении через следующие уровни: непосредственный чувственно-эмоциональный отклик на произведениеструктурно-сущностный анализ композициивыявление глубинных смыслов и общезначимых истин произведенияполилогическое музыкальнохудожественное общение в контексте разнообразия культур и жизненных позиций.
3. Феноменология выявляет характеристики сознания (интенциональность, темпоральность, эмпатия, рефлексия), выдвигает важнейшие принципы восприятия (редукции, очевидности, рефлексии), позволяющие придти человеку к качественно новому осознанию своей личности (процесс самопознания), а, во-вторых, осуществить целостный, многоуровневый анализ произведения музыки (в логике от переживания — знанию и пониманию).
4. Феноменологически понятый процесс интерпретации и понимания музыки подразумевает активную вовлеченность сенсорно-энергетического и телесного уровней музыкального восприятия. Субъектом восприятия музыкальной реальности является человеческое тело, переживающее мир всей своей целостностью и выступающее универсальной мерой всего им воспринятого.
При выполнении задачи, связанной с изученем основных форм музыкально-эстетического образования личности — восприятия и интерпретации музыки с элементами феноменологического анализа — мы пришли к следующим выводам. Самоинтерпретация человека в течении жизни носит художественно-творческий (онтопоэтический) характер. Поэтому такая особенность художественного творчества как привлечение всех сущностных сил и способностей человека, активное смыслотворение и индивидуальный стиль деятельности присуща любому человеку изначально. Личность в ходе своего творческого развития устанавливает собственную систему логических связей, мотиваций, нравственно-эстетических контуров. Художественное творчество открывает человеку истину и формирует подлинность в жизненных поступках. Оно предстает как диалог, ценностная взаимосвязь «я и другого», как творческое создание другой личности. Этот процесс происходит в пространстве свободы, которая показывает себя как внутренняя необходимость закономерного развертывания оформляющегося содержания. Художественно-творческая сущность человека проявляется и в теоретической рефлексии искусства. Феноменологическая интерпретация музыкального произведения демонстрирует открытость, незавершенность его бытия, что предоставляет богатые возможности разнообразных толковании его многоплановой явленности воспринимающему сознанию.
Следующей важной задачей нашей диссертации явилось проведение опытной работы по организации целостного феноменологического восприятия и анализа музыки. В результате проведения данной работы гипотеза диссертации о развитии у детей (с помощью феноменологической методологии) сферы личностно-музыкальных смыслов с целью преодоления отчуждения ребенка от собственного внутреннего мира и мира музыки, -получила практическое подтверждение.
В ходе исследования были выявлены некоторые сущностные характеристики музыкально-творческих процессов, способные изменить традиционные представления об их роли и значении для музыкально-эстетического образования и обозначить «контуры» феноменологически понятого музыкально-эстетического образования личности.
1. Образование личности (воспитательные, обучающие моменты и смыслотворческая деятельность) должно быть погружено в пространство единства-всего-живого (космического, природного, человеческого) и в пространство человеческого жизненного мира как, во-первых, сферы первоначальных очевидностей и, во-вторых, интерсубъективно-социального контекста.
2. Феноменологически понятый процесс образования должен разворачиваться по типу художественного творчества, т. е. в нем должны проявляться закономерности и принципы «творения искусства» .Данный процесс выступает как постоянное самосовершенствование, протекающее в ценностно-смысловой структуре общения и диалога.
3. Феноменология музыкально-эстетического образования опирается на особое понимание свободы, которая осуществляется в процессе эстетического оформления содержания (как художественного, так и личностного) и предстает как момент внутренней необходимости, тяготения всех содержательно-формальных моментов к целостности, единству и гармонии.
4. Для феноменологии музыкально-эстетического образования важно, что музыка требует восприятия и анализа не с позиции внешне-физического пространства и времени, а с точки зрения внутреннего музыкального времени и пространства. Это дает возможность понять музыку как становления разнотипных свободных моментов бесконечности, как цельное развитие и как «самопротивоборство субъект-объектного единства» (А.Ф.Лосев). Такая трактовка музыки сближает ее с «потоком» человеческого сознания, процессом становления смыслов и конституирования предметности. Сказанное позволяет предположить, что процесс образования и развития личности в указанных узловых моментах схож с процессом становления музыкальной реальности и требует обращения к внутренним измерениям человеческой личности, к творчеству и ваянию образа мира и человека живого, свободного, индивидуального.
5. Обнаруженная феноменологией специфика музыкального произведения как предмета интенционального (Ингарден) или как смыслосодержагцего контекста, не сводящегося к какой-либо определенной концептуальной схеме (Шютц), предлагает активную творческую работу личности по «дооформлению», «домысливанию», «дочувствованию». В данной работе важнейшую роль играют моменты чувствования, эмпатии, созерцания, понимания, а не рационально-понятийного познания, объяснения.
6. Феноменологический анализ музыкального произведения направлен на постижение «сочетаний высшего порядка» (Ингарден), «музыкально слышимого» (Гартман), «неантизированного» мира (Сартр). Воспринимая «нечувственно данное» (Гартман)&bdquoсозерцающий предстает подлинным творцом смыслов, создавая собственное содержание, собственную концепцию музыкального произведения. В этом процессе особую роль играют характеристики духовной интуиции (духовного «зрения»).
7. Феноменологический анализ музыкального произведения должен учитывать такое специфическое качество музыки как экспрессивность. Именно через экспрессивность является воспринимающему сознанию сигнификативно символический слой музыкального содержания.
Рассмотрение феноменологической интерпретации сущности человека показало, что данной традицией предлагается чрезвычайно широкое ее понимание: от автономности духовной монады и сознания как основной ее характеристики до синтеза духовного и чувственного начал, выраженного в телесности, и от него — к погружению человеческого существования в пространство единства-всего-живого, к постановке процессов человеческой творческой самоиндивидуализации в цепь процессов жизненной самоиндивидуализации.
Попутно были решены задачи репрезентации концепции феноменологии жизни А.-Т. Тименецки и музыкально-феноменологических взглядов А. Шютца, имеющих важное значение в контексте исследования.
В ходе разработки проблемы диссертации мы обнаружили огромный пласт более частных методологических и теоретических проблем и вопросов, требующих дальнейшего исследования. Особо нас заинтересовали следующие идеи:
• в качестве глубинных оснований исследования проблемы музыкально-эстетического образования личности кроме концептов сущности человека и процессов творчества и восприятия музыкального произведения можно выделить и исследовать такие феномены как жизнь, социальность, опыт (как повседневно-жизненный, так и иной);
• следует заострить проблему экологии субъективности и поднять вопрос о мере и пользе погружения в глубины индивидуальности в процессе духовного развития личности;
• важно осуществить более глубокое эстетико-педагогическое изучение таких характеристик сознания, как рефлексия и эмпатия;
• необходимо изучить природу первичного восприятия (первичного импульса восприятия), т. е. первичного слоя отношения к миру, к человеку, к музыке с точки зрения энергетического подхода;
• требуется разработка теории музыкально-эстетического образования с позиции закономерностей и принципов художественного творчества;
• важно и дальше разрабатывать проблему функционирования и развития качеств и способностей личности, обеспечивающих восприятие музыкальной экспрессии;
• весьма перспективным направлением является создание методики диагностики индивидуальных особенностей восприятия, мышления и развития личности.
Так обозначенные пунктиры диссертации показали актуальность, научную новизну и практическую значимость проведенного исследования.